Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Гласные и согласные"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по программе
«Перспектива» на тему "Гласные и согласные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glasnye_i_soglasnye.doc | 838 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по программе
«Перспектива»
Задачи: познакомить с особенностями произнесения гласных и
согласных звуков; учить распознавать гласные и согласные звуки; формировать исследовательские навыки в области слова; развивать фонематический слух,
умение устанавливать звуковой состав слова.
Формирование УУД: распознавать гласные и согласные звуки; обозначать
гласные и согласные звуки в нужной цветочной гамме; строить звуковые
модели простых слов; понимать устройство слова, его значение и звучание.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Эмоционально-волевая регуляция
Упражнение «Самое –самое»
(Уч-ся стоят по кругу и, передавая мяч друг другу, дополняют высказывание:
«Для меня самое ценное в жизни – это…» Когда мяч доходит до учителя,
он подводит детей к мысли о том, что ответы были разными, потому что
каждый человек единственный и неповторимый, каждый человек
представляет собой ценность.)
Каждый из вас, ребята, для меня дорог, потому что вы друг друга
дополняете.
- Развитие речевого аппарата
- Артикуляционная разминка
(Вытянутыми трубочкой губами двигать вправо, влево, вращать по кругу)
- Дыхательная гимнастика
Упражнение «Теплый воздух»
(Вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через
открытый рот. Упражнение повторять 5-6 раз подряд, непрерывно
ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха)
- Работа над дикцией
Чио-чио, фью-фью-фью!
Чик-чирик, чью-чью-чью!
- Мотивационно-целевой этап
Упражнение «Приятное слово»
(К доске по желанию выходят пять уч-ся. Учитель просит каждого из
них произнести какое-то приятное слово. Затем уч-ль обращается к
классу)
- Что заметили? Одинаковые или разные слова произнесли ваши
товарищи? (Разные)
- Что помогло вам понять, что это разные слова? (Звучат по-разному)
- А как вы думаете, почему все слова звучат по-разному?
- Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, почему все
слова звучат по-разному)
- Работа по теме урока
- Рассмотрите рисунок на стр 46 «Азбуки». Что на нем изображено?
( Гуси погнались за мальчиком)
- Кого зовет мальчик, к кому он бежит? (К маме)
- Вспомните свою маму, улыбнитесь и спокойным тоном произнесите
это родное слово.
- А теперь понаблюдайте за моими губами.
(Уч-ль четко произносит ма - ма)
Что вы заметили? (Губы смыкаются и открываются)
- Какие звуки вы слышите при этом? ([м], [а], [м], [а].)
- Звуки, при произношении которых воздух изо рта выходит свободно,
не встречает преград, принято называть гласными.
- Какой звук в слове МАМА вы назовете гласным? (Звук [а])
- Звук [м] согласный. Как вы думаете, какие звуки называются
согласными? (Звуки, при произношении которых воздух изо рта не
выходит свободно, а встречает преграду)
- Что мешает выходу воздуха изо рта? (Губы)
- Но голосовые связки работают, и поэтому согласный звук мы все
равно слышим.
- Какие органы ротовой полости могут еще мешать выходу воздуха
изо рта? (Зубы, губы)
- Вы только что стали исследователями. Благодаря исследованию
родного слово МАМА вы получили новое задание. Воспроизведите
этот вывод.
(Уч-ся повторяют вывод о том, какие звуки называются гласными, а
какие – согласными)
- Гласные и согласные звуки договорились обозначать схематично:
гласные – красным кружком, согласные – синим, разделенным
пополам.
- Мама, сама не подозревая, помогла вам сейчас. Поговорим о других
членах вашей семьи. Нам поможет разобраться волшебное
родословное древо, изображенное на стр 47.
- Кто находится ближе к корням? (Бабушка и дедушка)
- Почему их четверо? (С маминой и с папиной стороны)
- Кто находится выше? (Мама и папа)
- А кто еще выше? (Дети, т.е мы)
- Назовите своих родных по имени и отчеству.
(Если кто-то из учащихся не знает имени и отчества кого-то из членов
своей семьи, посоветовать им восполнить дома этот пробел.)
- Обратите внимание на портреты. Они подписаны снизу с помощью звуковых схем. Попробуйте назвать слова. Эти рисунки звуков
смогут зазвучать с помощью вашего речевого аппарата. (Мама, папа,
сын).
(Следует отдельно поработать над каждым словом и каждым звуком. Определить гласные и согласные звуки. Например, в слове ПАПА
звук [п] согласный, т.к. при его произношении воздух встречает
преграду).
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме урока
- Рассмотрите рисунок на стр 48
- Куда приехала девочка? (К дедушке на дачу)
- Какой была встреча дедушки с внучкой? (Радостной, нежной)
- Как вы об этом догадались? (Руки готовы к объятиям)
- Что можно почувствовать, глядя на рисунок? (Спокойствие)
- Почему? Спокойные кошки мурлычут, журавли никого не боятся,
дедушка радостный, а значит, счастливый и т.д.)
(Учитель читает текст под рисунком. Далее анализ слов и их звукового состава).
Алгоритм анализа:
- Прочитать слово (Кот)
- Определить значение слова (Домашнее животное)
- Охарактеризовать звуки в словах (гласные и согласные)
(Первый звук [к], при произношении воздух встречает во рту преграду, значит, это согласный звук. И т.д.
- Попробуйте произнесите каждое слово без третьего звука.
Что получилось?
- Учитель читает стихотворение на стр 49
- Рассмотрите схемы под стихотворение. Как они называются?
(Модели предложений)
- Сколько слов должно быть в первом предложении? (Два)
- Во втором? (Три)
- О чем говорит жирная вертикальная черта? (Предупреждает о
начале предложения)
- Составьте по рисунку предложения, подходящие к данным схемам
(Куст, трава, луна, ква, кар)
- Как вы догадались, что за схемами прячутся именно такие слова?
(Учитель читает загадку, уч-ся отгадывают)
- Кого же увидела Аня у дедушки? (Кошку)
- По каким признакам вы догадались, что это кошка?
- Рефлексивно-оценочный этап
- Какие звуки называются гласными?
- Какие согласными?
- Оцените свою работу на уроке.
- Кому нужна помощь учителя?
- Подведение итогов урока
- Какое задание сегодня было на уроке самым интересным?
- Кого из одноклассников вы хотели бы похвалить за работу на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка для 2 класса на тему "Гласные и согласные звуки и буквы."
Данный урок помогает закрепить знания детей о гласных звуках и буквах....
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс на тему "Твердые и мягкие согласные"
Конспект урока по обучению грамоте 1 класспо программе «Перспектива» на тему "Твердые и мягкие согласные"...
конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"
конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]....
Конспект урока по обучению грамоте по теме:"Буквы Й,й, обозначающие согласный звук [й]"
Предназначено для учителей начальных классов....
План - конспект урока Предмет :Обучение грамоте 1 класс Тема урока : Согласный звук (ч) , буква (ч) Строчная буква - ч.
Тема урока: Согласный звук (ч), буква -Ч ч....
Конспект урока по обучению грамоте, 1 класс: Согласные звонкие звуки [в], [в\']. Буквы В, в
УМК "ПНШ"...
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. "Парные согласные Д-Т".
Конспект урока по обучению грамоте 1 класс. "Парные согласные Д-Т"....