Номер урока | Дата | Раздел (блок) учебника | Учебный материал | Характеристика деятельности учащихся | Универсальные учебные действия |
1 четверть (36 ч.)
|
|
|
|
|
|
1. | 01.09 | Устное народное творчество (фольклор) 16 ч. | Произведения фольклора Загадки. Виды загадок. Какие бывают загадки. Загадка – сказка. В.И. Даль. «Старик - годовик» Дополнительное чтение. | Работать со справочным текстом (статья «Обрати внимание»), проверять свой читательский опыт (работа со схемой «Фольклор» в учебнике). Понятие «загадка». Воспринимать на слух текст загадок, моделировать обложку, читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради. Различать виды загадок. Читать загадки, выделять ключевые слова, объяснять выбор отгадки. Читать справочную статью (статья о загадках «Обрати внимание»). Учиться читать загадки и определять их тему (материал в учебной хрестоматии). Давать определение понятия «загадка». Классифицировать загадки по темам. Заполнять таблицу (работа в группах).
| Познавательные: -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. - сравнивать произведения фольклора народов России, сказки и былины русского народа. сравнивать былины в обработке и в пересказе, выделять особенности былинного стиха. - участвовать в проектной деятельности на тему «Мир загадок»: собирать загадки, классифицировать, оформлять книги-самоделки, представлять результаты на конкурсах, праздниках, библиотечных уроках. Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. - определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
|
2. | 02.09 |
| Произведения фольклора Пословицы. Какие бывают пословицы. Дополнительное чтение. Пословицы. | Работать со схемой: заполнять, подтверждать ответы примерами.
|
|
3.
| 03.09 |
| Русские народные сказки. Русская народная сказка «Самое дорогое». | Воспринимать на слух фольклорное произведение (сказка «Самое дорогое»), высказывать своё впечатление о нём. Объяснять заголовок сказки, определять авторскую принадлежность, выделять присказки, моделировать обложку. Учиться работать в парах: читать диалоги героев (памятка 3). Самостоятельно работать с новым произведением (русской народной сказкой «Про Ленивую и Радивую»): чтение, первичное восприятие. Находить и читать описания героев (дочерей). Сравнивать изучаемые фольклорные произведения, работать с таблицей на листочке бумаги или компьютере. Авторская принадлежность | Заголовок | Жанр | Тема |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. | 04.09 |
| Русская народная сказка «Про Ленивую и Радивую»
|
|
|
5. | 08.09 |
| Слушание и работа с детскими книгами Сказки о животных Дополнительное чтение Русские народные сказки «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич» | Воспринимать произведение на слух (русскую народную сказку «Лиса и Котофей Иваныч»). Моделировать обложку и определять тему и вид сказки. Самостоятельно работать с русской народной сказкой «Дрозд Еремеевич»: первичное чтение молча, работа с текстом, выполнение заданий в тетради. Сравнивать народные сказки «Лиса и Котофей Иваныч», «Дрозд Еремеевич»): выделять особенности каждой сказки (зачин, повторы, имена героев). Работать с книгами сказок о животных: рассматривать, правильно называть, сравнивать книги – произведения с книгами – сборниками. |
|
6. |
09.09 |
|
Сказки с загадками Русская народная сказка «Дочь – семилетка». Дополнительное чтение Русская народная сказка «Умная внучка» в пересказе А.П. Платонова |
Выделять особенности сказок с загадками: сюжет, загадки, главная мысль. Сравнивать героев положительных и отрицательных. Работать самостоятельно с произведением (сказкой «Умная внучка»): ознакомительное чтение молча, выполнение заданий в тетради. Сравнивать сказки с похожим сюжетом (работа с таблицей на компьютере или листочках). Автор | Заголовок | Жанр | Тема | Загадки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. | 10.09 |
| Волшебные сказки Русская народная сказка «Царевич Нехитёр – Немудёр». О присказках | Находить в тексте и указывать признаки волшебной сказки (чудеса, превращения). Читать выразительно отдельные эпизоды, показывая своё отношение к героям и их поступкам (памятка 1). Рассказывать сказку с присказками. Сравнивать сказки волшебные и бытовые. Писать литературный диктант (информационный) |
|
8. | 11.09 |
|
|
|
|
9. | 15.09 |
| Слушание и работа с детскими книгами Сказки народов России. Дополнительное чтение Русская народная сказка «Елена Премудрая», чукотская народная сказка «Девушка и Месяц»
| Слушать и слышать русскую народную сказку «Елена Премудрая». Моделировать обложку, выделять чудеса. Определять вид сказки, указывая признаки волшебной сказки. Самостоятельно работать с чукотской народной сказкой «Девушка и Месяц» (памятка 8). Классифицировать народные сказки, книги со сказками. Определять положительных и отрицательных героев сказок, группировать их. Название сказки | Положительные герои | Отрицательные герои |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
16.09 |
|
Малые жанры фольклора Скороговорки. Потешки |
Объяснять литературные понятия (фольклор, скороговорка, потешка, загадка, пословица). Различать произведения фольклора. |
|
11. | 17.09 |
| Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» | Определять алгоритм (порядок) выполнения работы. Пользоваться умениями читать вслух и молча, а также видами чтения для выполнения заданий. Находить нужную информацию в учебнике, учебной хрестоматии, словаре – справочнике «Книгочей». Писать литературный диктант (литературоведческий). Сравнивать малые жанры фольклора и приводить примеры. Заполнять таблицу (на компьютере или листочках). Жанр | Темы | Примеры | Пословицы |
|
| Потешки |
|
| Загадки |
|
| Скороговорки |
|
|
|
|
12. | 18.09 |
| Былины «Добрыня и Змея» | Объяснять понятие «былина», употреблять в речи, знать и называть признаки жанра. Характеризовать былинных героев и их подвиги. Формулировать и объяснять главную мысль былин: «Жить – Родине служить». Сравнивать героев былин (внешний вид, характер, подвиги). Имя богатыря | Внешний вид | Характер | Подвиг |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13. | 22.09 |
| Былины «Илья Муромец и Соловей – разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змеёвич» |
|
|
14. | 23.09 |
| Былины «Вольга и Микула» |
|
|
15. | 24.09 |
| Слушание и работа с детскими книгами Былины. Дополнительное чтение «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович» | Рассматривать книги о русских богатырях, сравнивать иллюстрации разных художников
Читать былины, соблюдая паузы и выделяя повторы и ключевые предложения. Составлять словарь имён былинных героев, слов и выражений. Сравнивать содержание былин об одном и том же герое («Добрыня и Змея» и «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча») |
|
16. | 25.09 |
| Урок – обобщение по теме «Былины». Рубрика «Проверь себя» | Самопроверка уровня начитанности: - самостоятельно работать с заданиями рубрики «Проверь себя»; - сравнивать свою работу с готовым образцом, исправлять ошибки и дополнять недостающую информацию, оценивать работу (самооценка) Презентация мини – проектов «Былинные герои» |
|
17. | 29.09 | Басни (5 ч.) | Басни Эзопа и И.А. Крылова Эзоп. «Лисица и виноград» И.А. Крылов . «Лисица и виноград» | Знакомиться с понятиями: басня, мораль, рассказ, аллегория, олицетворение. Сравнивать басни Эзопа и И.А. Крылова (работа с таблицей). Автор | Заглавие | Герои | Мораль | Форма записи |
|
|
|
|
|
| Познавательные: ориентироваться в многообразии способов, смысловое чтение. Регулятивные: применять установленные правила; определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Коммуникативные: задавать вопросы, аргументировать свою позицию. Познавательные: -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: умение высказывать в устной форме Коммуникативные: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Познавательные: умение анализировать; соблюдать орфоэпические правила произношения слов: что, чтобы, конечно, сегодня, белого и т. д. -читать выразительно тексты произведений по образцу в соответствии с интонационным рисунком произведения. Регулятивные: умение высказывать в устной форме Коммуникативные: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. Познавательные: - читать вслух целыми словами, словосочетаниями, речевыми звеньями правильно, с пониманием читаемого произведения. Темп чтения не менее 60 слов в минуту. Коммуникативные: -умение работать в группе - определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Познавательные: -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
|
18. | 30.09 |
| Басни И.А. Крылов. «Ворона и Лисица» Дополнительное чтение Эзоп. «Ворон и Лисица»
| Читать басни, выделять мораль, моделировать обложку. Сравнивать басни по форме (стихотворная, прозаическая). Находить справочную информацию о баснописцах и книги с их баснями. Выразительно читать (басни) по ролям (памятка 3). Инсценировать произведения (басни) |
|
19. | 01.10 |
| Басни И.А. Крылова. Дополнительное чтение И.А. Крылов. «Волк и ягнёнок», «Крестьянин и Работник» | Слушать чтение одноклассников, выражать своё отношение к произведению. Моделировать обложки, сравнивать басни по структуре. Читать басни выразительно (памятка 1), инсценировать (работа в группах). Самостоятельно работать с басней (по выбору): выполнять задание в тетради. |
|
20. | 02.10 |
| Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица». А.Е. Измайлов. «Филин и чиж»
| Работать с книгами басен по группам: рассматривать, выделять название, группировать по типам (книга – произведение, книга – сборник). Слушать чтение одной из басен по ролям. Выполнять задание в тетради к одной из басен (Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица», А.Е. Измайлов. «Филин и чиж»). Сравнивать басни разных авторов (И.А. Крылова, Эзопа, А.Е. Измайлова), работать с таблицей (на компьютере или листочках). Фамилия баснописца | Заголовок басни | Мораль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Писать литературный диктант (информационный) |
|
21. | 06.10 |
| Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» | Готовить аргументированные ответы на вопросы, читать, доказывать, объяснять. Самостоятельно выполнять задания в тетради, проверять по готовому образцу, исправлять, дополнять, оценивать. Писать литературный диктант (смешанный) |
|
22. | 07.10 | Произведения А.С. Пушкина (10 ч) | Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный…» | Воспринимать на слух стихотворное произведение (отрывок из поэмы), объяснять картины и образы. Учиться читать выразительно: определять задачу чтения, тон и темп чтения, объяснять знаки препинания и их значение в стихотворении (памятка 1). Находить эпитеты, устойчивые эпитеты, олицетворения в тексте. Выполнять и комментировать задания в тетради. |
|
23. | 08.10 |
| Дополнительное чтение Отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». «Бой Руслана с головой» |
|
|
24. | 09.10 |
| Сказки А.С. Пушкина А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»
| Воспринимать на слух стихотворное произведение (А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…») (читают учитель и дети), высказывать своё мнение о произведении. Моделировать обложку: указывать жанр ( сказка) и тему ( главная – о семье (людях)). Сравнивать произведения, сходные по сюжету («Сказку о царе Салтане…» А.С. Пушкина с русской народной сказкой «Царевич Нехитёр – Немудёр»): сюжеты, герои, чудеса и превращения. Работать таблицей на компьютере или листочках. Автор | Заглавие | Главные герои | Чудеса | Превращения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Писать литературный диктант (лексический). Наблюдать за изменениями состояния моря, движения кораблика и изменением настроения автора, героев. |
|
25. | 13.10 |
|
|
|
|
26. | 14.10 |
|
|
|
|
27. | 15.10 |
| Слушание и работа с детской книгой. Сказки А.С. Пушкина. К.Г. Паустовский. «Сказки Пушкина» Дополнительное чтение А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде». | Работать с книгами сказок А.С. Пушкина: рассматривать книги разных лет издания, разного размера, разных типов (книга - произведение, книга – сборник). Воспринимать на слух художественно – публицистический текст (очерк Э. Г. Бабаева «Там лес и дол видений полны») (читает учитель), высказывать своё мнение о сказках А.С. Пушкина. Работать в группах с произведением (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» и «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» по выбору); читать, слушать чтение одноклассников, анализировать, выполнять задания в тетрадях. Самостоятельно читать художественно- публицистический текст ( очерк К.Г. Паустовского), называть произведения К.Г. Паустовского (творческая работа «Моя первая встреча со сказками А.С. Пушкина). Выражать своё отношение к сказкам А.С. Пушкина, рассказывать о первой встрече со сказками А.С. Пушкина. Обобщать свои знания (работать со схемой). Выполнять мини – проект (работа в группах) – подбирать книги со сказками, делать презентацию книги.
|
|
28. | 16.10 |
| Дополнительное чтение А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Э.Г. Бабаев «Там лес и дол видений полны» |
|
|
29. | 20.10 |
| Стихи о природе А.С. Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…», «Зимний вечер» | Воспринимать на слух стихотворное произведение о природе А.С. Пушкина, высказывать своё мнение о произведении, моделировать обложку (автор, заголовок, жанр и тема). При анализе стихотворения использовать понятия: рифма, строфа, стихотворная строка (стих). Работать над выразительным чтением стихотворений (памятка 1). Выполнять задания в тетрадях и выполнять самопроверку по готовому образцу или руководством учителя. Писать литературный диктант (литературоведческий). |
|
30. | 21.10 |
| Стихи о няне А.С. Пушкин. «Няне» | Воспринимать на слух стихотворное произведение (А.С. Пушкин. «Няне»), высказывать свою оценку, читать выразительно, передавая интонационный рисунок стихотворения (памятка 1). Находить справочную информацию (об авторе, о няне). Выполнять задания в тетради. |
|
31. | 22.10 |
| Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» | Выполнять задания рубрики «Проверь себя» в учебнике (работа в группах). Читать наизусть подготовленные стихотворения А.С. Пушкина (памятка 2). Выполнять самостоятельно задания в тетради, проверять выполнение (работа в парах) и оценивать работу. Писать литературный диктант (лексический). |
|
32. | 23.10 | Стихи русских поэтов: Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова, А.А, Фета ( 5 ч.) | Стихи о природе Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…» | Работать со стихотворным произведением (Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою…»): слушание, беседа по содержанию, чтение по строфам, выделение эпитетов, сравнений, упражнение в выразительном чтении, выполнение заданий в тетради. Сравнивать стихотворения Ф.И. Тютчева, заполнять таблицу | Познавательные: -классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.). - пользоваться средствами выразительности для отработки умения читать выразительно, в соответствии с интонационным рисунком произведения. Выделять строфы, указывать рифмы и строки стихотворения - находить в тексте эпитеты, сравнения, метафоры и понимать их функцию в произведении, Коммуникативные: -аргументировать своё мнение - высказывать суждения о героях и их поступках, о произведениях, книге, об авторах произведений.
|
33. | 27.10 |
| Стихи об осенней природе А.Н. Майков.«Осень» | Воспринимать на слух стихотворное произведение (А.Н. Майков. «Осень»), выполнять задания в учебнике и тетради. |
|
34. | 28.10 |
| Стихи А.А. Фета о природе А.А. Фет. «Мама! Глянь – ка из окошка…», «Кот поёт, глаза прищуря…» | Выразительно читать стихотворное произведение (А.А. Фет. «Мама! Глянь – ка из окошка…»), передавать интонационный рисунок, эмоции. Выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать стихотворения А.А. Фета (работа с таблицей).
Заглавие | Тема | Строфа | Эпитеты |
|
|
|
|
|
|
35. | 29.10 |
| Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов. Дополнительное чтение И.А. Бунин. «Листопад» | Читать наизусть стихотворение, слушать чтение одноклассников. Задавать вопросы по произведению, отвечать на вопросы, дополнять ответы одноклассников. Слушать стихотворение (И.А. Бунин. «Листопад»); целостное восприятие произведения, ответы на вопросы, моделирование обложки. Выполнять задания в учебнике и тетради. Писать литературный диктант (лексический). |
|
36. | 30.10 |
| Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» или контрольный урок | Самостоятельно работать со схемой «Родные поэты»: заполнить, подтвердить примерами, прочитать выразительно одно из стихотворений (по желанию). Выполнять контрольную работу (пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём – справочником «Книгочей» и книгами). Проверять выполнение заданий по образцу или фронтально под руководством учителя. Писать литературный диктант (смешанный) |
|
2 четверть
|
|
|
|
|
|
37 (1). | 10.11 | Произведения Л.Н. Толстого ( 11 ч.) | Произведения Л.Н. Толстого Л.Н. Толстой. «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня)
| Знакомиться с новым разделом, определять учебную задачу. Находить в учебнике информацию об авторе, знать фамилию, имя и отчество писателя. Воспринимать целостно художественное произведение: слушать чтение учителя, высказывать своё впечатление, формулировать ответы на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему). Выражать своё отношение к героям произведения, оценивать их поступки с позиции нравственности. Определять главную мысль и подбирать к ней пословицу. Самостоятельно работать с произведением (памятка 8) (сказка Л.Н. Толстого «Ореховая ветка»): читать определять жанр и тему, моделировать обложку, определять особенности авторской сказки. Сравнивать сказки по жанру и теме. Находить нужную информацию и заполнять таблицу. Фамилия автора | Заголовок | Жанр | Тема |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Познавательные: -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Регулятивные: умение высказывать в устной форме - определять порядок (алгоритм) учебных действий для выполнения заданий и упражнений к прослушанным текстам произведений. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. |
38 (2). | 11.11 |
| Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Ореховая ветка» |
|
|
39 (3). | 12.11 |
| Слушание и работа с детскими книгами. Сказки Л.Н. Толстого | Читать произведение по абзацам, слушать чтение одноклассников, следить по тексту. Объяснять смысл заголовка. Определять особенности сказки (объяснять имена героев, находить описание внешнего вида героев, предметов). Работать с текстом сказки: выполнять задания в учебнике и тетради, отвечать на вопросы, формулировать вопросы по содержанию. Сравнивать произведения одного автора (сказки Л.Н. Толстого), заполнять таблицу. Заголовок сказки | Вид сказки | Герои сказки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 (4). | 13.11 |
| Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан» |
|
|
41 (5). | 17.11 |
| Научно – познавательные и художественные рассказы Л.Н. Толстой. «Лебеди», «Зайцы». | Работать с научно – познавательным рассказом: находить факты и их описание (рассказ «Зайцы»). Упражняться в выразительном чтении произведения (рассказ «Лебеди»): выбирать эпизоды для чтения, определять отношение автора к героям. Определять главную мысль произведения. Сравнивать научно – познавательные и художественные рассказы («Зайцы», «Лев и собачка»): особенности повествования, эмоциональная составляющая, позиция автора в каждом рассказе. Работать с таблицей. Автор | Заглавие | Жанр | Тема | Вид рассказа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42 (6) | 18.11 |
| Дополнительное чтение Л.Н. Толстой. «Лев и собачка» |
|
|
43 (7). | 19.11 |
| Художественные рассказы Л.Н. Толстой. «Прыжок»
| Воспринимать произведение на слух: слушать чтение учителя, высказывать свои впечатления. Моделировать обложку (указывать фамилию автора, заголовок, определять жанр и тему). Работать с текстом: читать по смысловым частям, составлять эскизно – модельный план с «заменителями» героев. Выражать своё отношение к героям на основе анализа их поступков. Использовать при работе с текстом понятие «сюжет», показывать развитие сюжета на сюжетно – композиционном треугольнике. |
|
44 (8). | 20.11 |
|
|
|
|
45 (9). | 24.11 |
| Былины Л.Н. Толстой «Как боролся русский богатырь» | Воспринимать произведение на слух текст былины, следить по тексту. Выделять композиционные элементы в тексте – повторы, находить устаревшие слова и объяснять их значение, работать со словарём по тексту. Моделировать обложку («заместитель» былины ), давать определение понятию «былина». Выделять особенности былины: повторы, напевность, особенности языка, гиперболизация силы героев, тема служения Родине. Читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради. Составлять план с выделением основной информации. Готовить рассказ о русском богатыре (памятка 6) |
|
46 (10). | 25.11 |
| Слушание и работа с детскими книгами. Книги Л.Н. Толстого Дополнительное чтение А. Сергеенко. «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» | Работать с книгами Л.Н. Толстого: рассматривать, находить изученные произведения, читать, классифицировать по типам книга – сборник, книга – произведение (работа в группах). Писать литературный диктант (информационный) Слушать и читать очерк - воспоминания А.Сергеенко «Как Л.Н. Толстой рассказывал сказку об огурцах» (читают учитель и учащиеся). Выражать своё мнение о Л.Н. Толстом (писателе и человеке). Творческая работа (в парах): сочинить рассказ – описание об огурчиках (свежих, солёных, перезревших и т. д.) |
|
47 (11). | 26.11 |
| Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» | Составлять список произведений автора (Л.Н. Толстого) по жанрам, характеризовать произведения, пересказывать кратко (памятка 4). Работать со схемой «Герои произведений Л.Н. Толстого». Самостоятельно выполнять задания рубрики «Проверь себя», пользуясь учебником, учебной хрестоматией, словарём – справочником «Книгочей». |
|
48 (12). | 27.11
| Произведения Н.А. Некрасова (7 ч.) | Стихотворения о детях Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок) К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок» | Воспринимать на слух художественное произведение (стихотворение Н.А. Некрасова «Крестьянские дети») (читает учитель). Самостоятельно работать со стихотворением: читать, моделировать обложку (определять жанр и тему, указывать фамилию автора и заголовок).
Фамилия автора
Жанр и тема
Заголовок
Работать с произведением: читать по строфам, выполнять задания в учебнике и тетради. Находить информацию о поэте. Выразительно читать стихотворение («Мужичок с ноготок»), учить наизусть (памятка 2). Сравнивать стихотворения, заполнять таблицу (на листочках, на компьютере или интерактивной доске). Название | Позиция автора | Эпитеты | Сравнения | Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» |
|
|
| Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок» |
|
|
|
Сравнивать своё восприятие стихотворения «Мужичок с ноготок» с восприятием К.И. Чуковского. Работать с текстом произведения: правильно называть (К.И. Чуковский. «Мужичок с ноготок»); читать по абзацам, выделять и читать эпитеты – размышления автора. Выполнять задания в тетради, работать в парах. | Познавательные: - анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений стихотворных и прозаических. - определять тему и жанр произведения. - моделировать обложки. - сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; - сравнивать произведений одного и того же автора. самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. –дополнять модели, исправлять неточности и ошибки. - осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта. Коммуникативные: -учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников. Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
49 (13). |
01.12 |
|
Слушание и работа с детской книгой. Стихотворения о детях. Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении) |
Воспринимать произведение на слух (Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»): слушание, обмен мнениями. Самостоятельно работать с текстом произведения: выполнять задания в тетради, самопроверка работы (в группах). Читать выразительно подготовленные эпизоды (памятка 1) |
|
50 (14). | 02.12 |
| Стихи о природе Н.А. Некрасов. «Славная осень…» | Самостоятельно работать с новым произведением (памятка 7): чтение названия (фамилия автора и заголовка), ознакомительное чтение текста, моделирование обложки. Читать выразительно (памятка 1). Сравнивать описание поздней осени и наступающей весны. Выделять эпитеты, сравнения, олицетворения. Писать литературный диктант (лексический). Сравнивать своё восприятие стихотворения Н.А. Некрасова «Зелёный шум» с прочтением его К.И. Чуковским. Выполнять задания в тетради, проверять по образцу. |
|
51 (15). | 03.12 |
| Дополнительное чтение Стихи о природе Н.А. Некрасов. «Зелёный шум». К.И. Чуковский. «Зелёный шум».
|
|
|
52 (16). | 04.12 |
| Стихи о природе Н.А. Некрасов. «Мороз – воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») | Воспринимать на слух произведение (Н.А. Некрасов. «Мороз – воевода») (читает учитель). Выражать своё отношение к герою (Морозу), объяснять слово «воевода». Определять тон, темп и ритм чтения. Выразительно читать стихотворение наизусть (памятка 1). Создавать иллюстрацию к тексту (работа в группах) |
|
53 (17). | 08.12 |
| Слушание и работа с детской книгой К.И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некрасова». Дополнительное чтение Н.А. Некрасов. «Саша»
| Слушать статью К.И. Чуковского «О стихах Н.А. Некрасова» (читают учитель и учащиеся) Объяснять отношение К.И. Чуковского к стихам Н.А. Некрасова, подтверждать свои доводы словами из текста. Работать в группах: слушать стихотворение Н.А. Некрасова «Саша», выполнять задания в тетради. Классифицировать (группировать) стихи Н.А. Некрасова по темам. Работать с рубрикой «Книжная полка «Русские поэты»: читать изученные стихотворения, группировать по темам. Изучать книги со стихами Н.А. Некрасова: работа с титульным листом, предисловием, обращением к читателю (памятка 7). Знакомство с художниками – иллюстраторами (работа в парах) |
|
54 (18). | 09.12 |
| Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» | Работать с книгами по теме: выбирать, называть, представлять книги со стихами Н.А. Некрасова (памятка 7). Повторять изученные стихотворения русских поэтов. Обобщать знания (заполнять схему «Стихи русских поэтов»). Работать с заданиями рубрики «Проверь себя» (самопроверка). Участвовать в конкурсе чтецов стихов русских поэтов (работа в группах) |
|
55 (19). | 10.12 | Произведения А.П. Чехова (6 ч.) | Повести и рассказы А.П. Чехов. «Степь» (отрывок). Дополнительное чтение И. С. Тургенев. «Лес и степь». | Знакомиться с новым разделом: читать вступительную статью, находить информацию о писателе. Работать с рассказом (А.П. Чехов. «Степь»), выполнять задания в учебнике и тетради, моделировать обложку. Самостоятельно читать рассказ И. С. Тургенева «Лес и степь», находить описание леса и степи. Сравнивать произведения разных авторов (А.П. Чехов и И.С. Тургенев): находить описания, эпитеты, сравнения, олицетворения. Воспринимать на слух прозаическое произведение (рассказ А.П. Чехова «Белолобый») (читают учитель и ученики), высказывать своё мнение о прослушанном произведении. Составлять модель обложки и сравнивать модели. Писать литературный диктант (лексический). | Познавательные: -понимать и усваивать общечеловеческие ценности: гуманизм, справедливость, честность, уважение к другим людям и т. д. - сравнивать учебный, художественный и научно-популярный тексты, воспринимаемые на слух: выделять особенности каждого, устанавливать общие черты и различия. Коммуникативные: -учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников. - формулировать вопросы по содержанию произведения, о героях и об особенностях их поведения Познавательные: - воспроизводить основное содержание прослушанного произведения, уметь вести беседу о прослушанном, учиться слушать собеседников и исправлять ошибки в своей речи и речи одноклассников.
|
56 (20). | 11.12 |
| Дополнительное чтение А.П. Чехов. «Белолобый» |
|
|
57 (21). | 15.12 |
| Произведения о детях А.П. Чехов. «Ванька» | Учиться работать с произведением до чтения: находить фамилию автора и заголовок, правильно читать название произведения (А.П. Чехов. «Ванька»). Читать по частям, озаглавливать, прогнозировать развитие событий. Выполнять задания в учебнике и тетради. Раскрывать нравственное значение поступков героев рассказа, выделять эпизоды – описания жизни героя. Учиться понимать позицию автора (как называет героя? Как говорит о нём?) и выражать своё отношение к герою, читать монолог Ваньки (письмо). Сравнивать рассказы одного автора (А.П. Чехова). Работать с таблицей. Заглавие | Тема | Герои | Главная мысль |
|
|
|
|
|
|
58 (22). | 16.12 |
|
|
|
|
59 (23). | 17.12 |
| Слушание и работа с детскими книгами Книги о животных. Дополнительное чтение Л. Андреев. «Кусака» | Самостоятельно работать с книгами: рассматривать, работать с аппаратом (обложка, оглавление, титульный лист, предисловие, послесловие). Проводить презентацию выбранной книги с опорой на памятку 7. Воспринимать на слух художественное произведение (рассказ Л. Андреева «Кусака»), адекватно реагировать на поведение героев, понимать мотивы героев произведения, сопереживать им, выражать своё отношение. Моделировать обложку самостоятельно (указывать фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему), сопоставлять свою модель с готовой, находить ошибки. Писать литературный диктант (информационный.) Читать рассказ вслух по частям, составлять план под руководством учителя, выполнять задания в учебнике и тетради. |
|
60 (24). | 18.12 |
| Очерки и воспоминания об А.П. Чехове. Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова».
| Воспринимать на слух очерк (Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова») (читают учитель и учащиеся), находить информацию о произведении, выполнять задания в тетради. Находить информацию об авторе (А.П. Чехове) в разных источниках. Заполнять таблицу. Фамилия, имя и отчество автора | Год рождения | Место рождения | Жанры произведений |
|
|
|
|
|
|
61 (25). | 22.12 | Сказки зарубежных писателей (4 ч.) | Сказки зарубежных писателей Ш. Перро «Подарки феи» | Повторять сказки Ш. Перро (вопросы задают учащиеся). Воспринимать на слух литературное произведение (сказку), выражать своё отношение к героям. Работать с текстом произведения: выявлять особенности речи, находить повторы, определять героев положительных и отрицательных | Познавательные: - анализировать тексты сказок, понимать особенности сюжета. - моделировать обложки к произведениям: определять жанр, тему, указывать фамилию автора и заголовок. - сравнивать модели к произведениям одного автора, но разным по жанру и теме. - составлять, заполнять таблицы, схемы, списки произведений одного автора; произведений разных авторов на одну тему; произведений одного жанра разных авторов. Коммуникативные: -учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников. |
62 (26). | 23.12 |
| Сказки зарубежных писателей Ц. Топелиус. «Солнечный луч в ноябре» Дополнительное чтение Ц. Топелиус. «Зимняя сказка» | Первичное восприятие сказки: слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы, дополнять ответы одноклассников. Работать в группах: пересказывать сказку подробно (памятка 5). Читать по абзацам, составлять план. Выполнять задания в учебнике и тетради, определять главную мысль произведения. Учить слушать и слышать литературное произведение (Ц. Топелиус. «Зимняя сказка»): следить по тексту, работать в группах. Выразительно читать монологи героев сказки (памятка 1). Самостоятельно выполнять задания в тетради. |
|
63 (27). | 24.12 |
| Слушание и работа с детскими книгами Сказки зарубежных писателей Дополнительное чтение Х. – К. Андерсен. «Снеговик» Братья Гримм. «Умная дочь крестьянская» | Работать самостоятельно с книгами сказок (рассматривать, читать предисловия, знакомиться с содержанием). Повторять изученное, обобщать, работать со схемой. Воспринимать на слух литературное произведение (сказку Х. – К. Андерсена «Снеговик»), выполнять задания в тетради. Самостоятельно работать с произведением (сказкой братьев Гримм «Умная дочь крестьянская» ( (памятка 7), выполнять задания в тетради. Писать литературный диктант (информационный.) |
|
64 (28). | 25.12 |
| Контрольный урок или урок – утренник «В мире сказок» | Выполнять комплексную контрольную работу. Участвовать в подготовке урока – утренника: групповые проекты «Сказки народов России», «Русские народные сказки», «Сказки зарубежных писателей», «Сказочные герои». Устраивать презентацию проектов на уроке – утреннике (инсценирование, викторины, кроссворды и т.д.) |
|
3 четверть (40 ч.)
|
|
|
|
|
|
65 (1). | 12.01 | Стихи русских поэтов (7 ч.) | Стихи о Родине И. С. Никитин. «Русь». | Знакомиться с новым разделом: читать вступительную статью, определять учебные задачи. Воспринимать на слух стихотворное произведение, выделять особенности, определять тему. Учиться читать стихотворение выразительно (памятка 1). Отвечать на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради (поисковое чтение). Осваивать понятия: тон, ритм, логическое ударение, пауза | Познавательные: - анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений стихотворных и прозаических. - определять тему и жанр произведения. - моделировать обложки. - сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора. - сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. - Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки. - осознавать и объяснять понятия: Родина, любовь, зло, добро, ложь, честь, честность, гордость, милосердие, гуманизм, доброта. Коммуникативные: -учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников. Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
66 (2). | 13.01 |
| Стихи о природе И.С. Никитин. «Утро» | Работать с новым произведением: первичное чтение молча (без проговаривания), моделировать обложку (фамилия автора и заголовок, жанр и тема) и сравнивать с готовой моделью (памятка 8). Выполнять задания в учебнике и тетради. Учиться читать выразительно (памятка 1). Работать с текстом произведения: выделять описание картин природы (пейзажей), находить эпитеты и олицетворения. Выразительно читать стихотворение, выделяя логические ударения. Писать литературный диктант (информационный.) Сравнивать стихотворения одного поэта (И.С. Никитина). Дополнять таблицу. Автор | Заглавие | Тема | Жанр | Главная мысль | И.С. Никитин.
|
|
| Стихотворение |
|
| «Утро» |
|
|
|
|
|
67 (3). | 14.01 |
| Стихи о детях и для детей И. З. Суриков. «Детство» | Воспринимать на слух художественное произведение (читает учитель). Отвечать на вопросы, выражать своё впечатление о произведении (первичное восприятие). Моделировать обложку (фамилия автора, заголовок, тема, жанр), определять главную мысль. Читать стихотворение по строфам. Работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике и тетради, учиться читать выразительно (памятка 1).Читать наизусть по алгоритму (памятка 2) |
|
68 (4). | 15.01 |
| Слушание и работа с детскими книгами Стихи русских поэтов Дополнительное чтение И.С. Никитин. «Помню я: бывало, няня…» | Повторять изученные произведения (И.С. Никитина): называть правильно ( И.С. Никитин. «Утро» и т.д.), читать наизусть, задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Воспринимать на слух новое произведение (стихотворение И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня…»), выражать своё мнение. Работать с текстом произведения: читать вслух (работа в парах), выполнять задания в учебнике и тетради. Самостоятельно готовить выразительное чтение стихотворения (памятка 1). Работать с книгами стихов русских поэтов: рассматривать, читать предисловия, находить знакомые стихотворения (памятка 7). Читать выразительно (стихотворение И. З. Сурикова «Детство») (работа в парах). Писать литературный диктант (лексический). Сравнивать стихотворения разных авторов (И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня…» и И. З. Сурикова «Детство»). Работать с таблицей (на листочках бумаги или на компьютере). Автор | Заглавие | Тема | Главная мысль |
|
|
|
|
|
|
69 (5). | 19.01 |
| Стихи о Родине С.Д. Дрожжин. «Привет», «Зимний день» | Воспринимать на слух художественный текст: слушать чтение учителя, выражать своё мнение о произведении (стихотворение С.Д. Дрожжина «Привет»), объяснять заголовок. Определять композиционные особенности текста, объяснять значение знаков препинания, моделировать обложку. Упражняться в выразительном чтении (работа в парах) (памятка 1). Использовать при анализе литературоведческого понятия «сравнение», «эпитет». Повторять и сравнивать изученные стихотворения (И.С. Никитина «Русь» и С.Д. Дрожжина «Привет») (работа с таблицей на листочках бумаги или компьютере). Работать самостоятельно с новым произведением (стихотворением С.Д. Дрожжина «Зимний день») (памятка 8). Учиться выразительно читать стихотворение (памятка 1). Выполнять задания в учебнике и тетради, выделять рифмы. Сравнивать стихотворения («Привет» и «Зимний день»). Писать литературный диктант (информационный.) |
|
70 (6). | 20.01 |
| Слушание и работа с детскими книгами Стихи о Родине и родной природе. Дополнительное чтение Ф.Н. Глинка. «Москва» | Воспринимать на слух литературное произведение (стихотворение Ф.Н. Глинки «Москва»): слушать чтение учителя и следить по тексту. Моделировать обложку (определять тему и жанр, указывать авторскую принадлежность и заголовок). Работать со словарём: объяснять значение слов (словарное и контекстное). Осваивать литературоведческие понятия: ритм, рифма, олицетворение – и использовать их при анализе произведения. Учиться читать выразительно (памятка 1). Оценивать выразительное чтение одноклассников. Самостоятельно работать с текстом произведения, выполнять задания в тетради. Сравнивать стихотворения о Родине русских поэтов. Дополнять таблицу.
Автор | Заголовок | Тема | Главная мысль | И.С. Никитин |
|
|
| Ф.Н. Глинка |
|
|
| С.Д. Дрожжин
|
|
| Восхищение Родиной |
|
|
71 (7). | 21.01 |
| Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» | Демонстрировать литературную эрудицию: называть произведения, атрибутировать отрывки из стихотворений, аргументировать свой ответ и подтверждать текстами. Соотносить фамилии авторов с заголовками произведений, отрывки стихотворений с их названиями и иллюстрациями к ним. Читать наизусть изученные стихотворения (по желанию учащихся), оценивать свою работу. Классифицировать изученные произведения по жанрам: составлять общий список под руководством учителя («Стихи русских поэтов»). Рассказывать о своём любимом поэте. Самопроверка знания изученных произведений (выполнение заданий в тетради) |
|
72 (8). | 22.01 | Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка (6 ч.) | Рассказы о животных Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Приёмыш» | Самостоятельно работать с произведением, отвечать на вопросы к тексту, дополнять ответы. Моделировать обложку (определять тему и жанр, указывать автора и заголовок). Вырабатывать систему личностных смыслов через оценку поступков героев произведения. Определять авторскую позицию и передавать её через выразительное чтение. Работать с сюжетом, составлять план, выделять главную мысль. Рассказывать о героях (памятка 6). Выразительно читать отдельные эпизоды, диалоги и монологи. Самостоятельно работать с новым произведением (рассказом В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»): слушать чтение одноклассников, моделировать обложку (памятка 8). Высказывать мнение о произведении и героях | Познавательные: - анализировать и сравнивать темы, жанры и авторскую принадлежность произведений - определять тему и жанр произведения. - моделировать обложки. - сравнивать модели обложек произведений на одну и ту же тему, но разных жанров; одинаковых жанров, но разных по теме; произведений одного и того же автора. - сравнивать самостоятельно созданные модели с готовыми образцами. - Дополнять модели, исправлять неточности и ошибки. Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: -учиться слушать и слышать собеседников, аргументировать свою точку зрения, признавать мнение одноклассников. |
73 (9). | 26.01 |
| Рассказы о животных Дополнительное чтение В.П. Астафьев. «Стрижонок Скрип» |
|
|
74 (10). | 27.01 |
|
|
|
|
75 (11). | 28.01 |
| Сказки о животных Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Умнее всех» | Самостоятельно работать с произведением (сказкой Д.Н. Мамина – Сибиряка «Умнее всех»): читать молча, определять жанр и тему, моделировать обложку. Выполнять задания в учебнике и тетради, находить диалоги. Читать по ролям, передавая особенности характеров героев (памятка 3). Рассказывать об одном из героев (Индюке, Еже или Индюшке) |
|
76 (12). | 29.01 |
| Слушание и работа с детской книгой Произведения о животных. Дополнительное чтение Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Постойко» | Рассказывать об одном из героев. Воспринимать на слух новое произведение (рассказ Д.Н. Мамин – Сибиряка «Постойко») (читает учитель и ученики). Работать с текстом произведения: определять главную мысль, читать отдельные эпизоды и монологи героев. Работать с книгами о животных, писать отзывы о прочитанных книгах (памятка 7). Слушать отзывы о книгах, дополнять ответы одноклассников, задавать вопросы. Участвовать в игре – конкурсе «Животные – герои произведений»: рассказывать о героях – животных из изученных произведений (или читать описания), работать со схемой. |
|
77 (13). | 02.02 |
|
|
|
|
78 (14). | 03.02 | Произведения А.И. Куприна (8 ч.) | Произведения о людях А.И. Куприн. «Синяя звезда» | Воспринимать на слух художественное произведение (читают учитель и учащиеся), отвечать на вопросы (о ком и о чём рассказывается в произведении? Почему много веков хранилась тайна Эрна Первого?). Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора, заголовок), сравнивать свою модель с готовой. Работать с текстом произведения: читать по абзацам, отвечать на вопросы к тексту произведения, определять главную мысль. Ориентироваться в личностных отношениях героев произведения: объяснять отношение к ним автора и высказывать своё. Оценивать поведение героев произведения с точки зрения нравственности. Читать выразительно диалоги героев произведения, монолог Эрна Первого. Готовить рассказ о героях (памятка 6). Писать литературный диктант (информационный) | Познавательные: - определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности. Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения. Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности). |
79 (15). | 04.02 |
|
|
|
|
80 (16). | 05.02 |
|
|
|
|
81 (17). | 09.02 |
|
|
|
|
82 (18). | 10.02 |
| Рассказы о животных И.А. Куприн «Барбос и Жулька» | Воспринимать художественное произведение: учиться слушать и слышать художественное слово. Самостоятельно работать с новым произведением: первичное чтение молча, моделирование обложки с образцом. Делить текст на части, читать по частям, пересказывать подробно (памятка 5) |
|
83 (19). | 11.02 |
|
|
|
|
84 (20). | 12.02 |
| Слушание и работа с детскими книгами о животных. Дополнительное чтение И.А. Куприн «Собачье счастье» | Слушать чтение одноклассников, беседовать о произведении (работать в группах). Моделировать обложку. Читать выразительно монологи героев (памятка 3). Объяснять поведение героев (фиолетового пса), определять главную мысль сказки. Объяснять позицию автора и определять свою. Готовить рассказ о герое (фиолетовом псе) (памятка 6). Собирать информацию о породах собак (работа в мини – группах), пользуясь энциклопедией и другими источниками информации |
|
85 (21). | 16.02 |
| Урок – обобщение по разделам. «Произведения Д.Н. Мамина – Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна». Рубрика «Проверь себя» | Демонстрировать литературную эрудицию: называть произведения, соотносить отрывки с произведениями (задания в учебнике и тетради), называть героев изученных произведений, подтверждать текстом. Соотносить фамилии авторов с заголовками произведений, отрывки произведений с их названиями. Читать, пересказывать, интерпретировать изученные произведения. Писать литературный диктант по изученным разделам. Самопроверка: сравнивать произведения разных авторов (Д.Н. Мамина – Сибиряка и А.И. Куприна) – по два произведения. Дополнять таблицу. Название произведения | Жанр | Тема | Главные герои | Главная мысль | И.А. Куприн «Барбос и Жулька» |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Д.Н. Мамин – Сибиряк. «Приёмыш» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
86 (22). | 17.02 | Стихи С.А. Есенина. (7 ч.)
| Стихи о Родине С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…» (отрывки) | Работать с произведением: читать, комментировать заглавие, выполнять задания в учебнике, определять эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать строфы, указывать паузы, выделять логические ударения. Выразительно читать один из отрывков наизусть (памятка 2) | Познавательные: - классифицировать стихотворения русских поэтов по темам (о Родине, о природе, о животных, о детях или людях и т. д.). Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|
87 (23). | 18.02 |
| Стихи о природе С.А. Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы…» | Воспринимать на слух стихотворное произведение (читает учитель, учащиеся следят по тексту). Моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора и заголовок), сравнивать с готовой моделью. Упражняться в чтении строф, находить сравнения и эпитеты. Читать выразительно, наблюдать за знаками препинания и объяснять их значение в тексте. Работать в группах: упражняться в выразительном чтении (памятка 1). Читать выразительно, оценивать выразительное чтение одноклассников. |
|
88 (24). | 19.02 |
| Стихи о природе С.А. Есенин. «Берёза» Дополнительное чтение «Стихи о берёзе» (отрывки) С.А. Есенина.
| Читать стихи, выделять в тексте эпитеты, сравнения, олицетворения. Сравнивать строфы, наблюдать за рифмами, выделять логические ударения. Готовить выразительное чтение одного из отрывков стихотворений о берёзе (памятка 1). Упражняться в выразительном чтении стихотворения «Берёза»: определять интонационную партитуру, показывать отношение автора. Заучивать наизусть (памятка 2). |
|
89 (25). | 24.02 |
| Стихотворения для детей С.А. Есенин. «Бабушкины сказки» | Самостоятельно работать со стихотворением «Бабушкины сказки», пользуясь алгоритмом учебных действий (памятка 8). Выполнять задания к тексту. Упражняться в выразительном чтении под руководством учителя. Сравнивать стихотворения разных авторов (И. З. Сурикова «Детство», И.С. Никитина «Помню я: бывало, няня…» и С.А. Есенина «Бабушкины сказки»). Писать литературный диктант (лексический). Выполнять творческую работу: рассказывать сказки «Про Ивана – дурака» (работа в группах). |
|
90 (26). | 25.02 |
|
|
|
|
91(27). | 26.02 |
| Слушание и работа с детскими книгами Сборники стихов о Родине Дополнительное чтение С.А. Есенин. «Топи да болота…», «Сыплет черёмуха снегом…». И.С. Тургенев. «Деревня» | Слушать стихи С.А. Есенина. Работать с выставкой книг стихов русских поэтов о Родине, родной природе (например, «Родные поэты»). Слушать новое произведение (И.С. Тургенев. «Деревня»). Работать со стихотворением по алгоритму (памятка 8). |
|
92 (28). | 02.03 |
| Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» | Выполнять задания рубрики «Проверь себя» в учебнике и тетради. Принимать участие в конкурсе выразительного чтения стихов (С.А. Есенина). Работать с каталогами и библиотечными формулярами (работа в группах). Писать литературный диктант (литературоведческий) |
|
93 (29). | 03.03 | Произведения К.Г. Паустовского (12 ч.) | Произведения для детей К.Г. Паустовский. «Стальное колечко» (сказка) | Работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике. Использовать различные виды чтения (изучающее, поисковое, выборочное) для решения учебных задач. Анализировать отношения героев и авторскую точку зрения, вырабатывать своё отношение к героям. Работа в группах: слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы в учебнике, дополнять ответы одноклассников. Самостоятельно выполнять задания в тетради. Находить и читать диалоги героев (работа в парах). Делить текст на части и составлять план. Находить описание героев, выделять сравнения и образные выражения. Обучаться художественному пересказу по плану (в учебнике) | Познавательные: - определять особенности текста и характеризовать его: по структуре, иллюстрации, заглавию, авторской принадлежности. Самостоятельно читать, определять жанр, тему и главную мысль произведения. Анализировать структуру текста: выделять смысловые части, определять их главную мысль и озаглавливать, составлять план. Сравнивать тексты художественных, научно-популярных произведений и определять особенности каждого (структура, цель, художественные особенности). Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|
94 (30). | 04.03 |
|
|
|
|
95 (31). | 05.03 |
|
|
|
|
96 (32). | 10.03 |
|
|
|
|
97 (33). | 11.03 |
| Рассказы о животных К.Г. Паустовский. «Кот – ворюга» | Воспринимать на слух художественное произведение: слушать чтение учителя, выражать своё первое впечатление. Работать с произведением: моделировать обложку (определять тему и жанр, указывать авторскую принадлежность и заголовок). Работать с текстом произведения: читать, выделять эпизоды, выполнять задания в учебнике и тетради. Усваивать понятия «юмор», «юмористический рассказ». Работать с композицией произведения. Рассказывать о герое (образ кота: внешний вид, поступки). Творческая работа: подготовить рассказ от имени кота «Моя кошачья жизнь» |
|
98 (34). | 12.03 |
|
|
|
|
99 (35). | 16.03 |
| Рассказы о природе К.Г. Паустовский. «Какие бывают дожди» Дополнительное чтение К.Г. Паустовский. «Заячьи лапы» | Самостоятельно работать с новым произведением (читать молча, моделировать обложку (жанр, тема, фамилия автора и заголовок), сравнивать с готовой моделью). Читать рассказ вслух по абзацам, находить описания. Выполнять задания в учебнике и тетради (поисковое чтение). Самостоятельно работать с произведением (рассказом К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»( (памятка 8). Объяснять своё отношение к героям рассказа, определять позицию автора. Дифференцированная работа: чтение эпизодов («Дед и заяц», «Ваня и заяц», «автор и герои рассказа»). Работать с терминами «научно – познавательный рассказ», «автор – рассказчик». Писать литературный диктант (литературоведческий). Творческая работа: придумать рассказ «Дождь идёт» |
|
100 (36). | 17.03 |
|
|
|
|
101 (37). | 18.03 |
| Слушание и работа с книгами Рассказы о животных Дополнительное чтение К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб» И.С. Тургенев «Воробей» | Воспринимать на слух новое произведение (сказку К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»). Моделировать обложку: указывать название произведения (фамилию автора и заголовок), определять тему и жанр. Читать молча, выполнять задания в учебнике и тетради. Определять и аргументировать точку зрения автора, высказывать свою о поступках героев. Учиться читать выразительно (описание стужи) (памятка 1). Работать с книгами: рассматривать, находить предисловие, оглавление, аннотацию (памятка 7). Определять отношение автора к герою. Выразительно читать кульминационный эпизод. Воспринимать на слух новое произведение (сказку И.С. Тургенева «Воробей») (читает учитель, учащиеся следят по тексту). Моделировать обложку (определять жанр, тему; указывать фамилию автора и заголовок), сравнивать с готовой моделью. Составлять эскизно – модельный план. Пересказывать по модельному плану (памятка 4), выполнять задания в учебнике и тетради. Писать литературный диктант (лексический). |
|
102 (38). | 19.03 |
|
|
|
|
103 (39). | 23.03 |
| Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» или контрольная работа | Выполнять задания в учебнике и тетради или писать комплексную разноуровневую контрольную работу. |
|
104 (40). | 24.03 |
| Урок – утренник «Моя любимая книга» | Урок проходит в рамках «Недели детской книги». Делать презентацию проекта «Моя любимая книга» (памятка 7). Участвовать в конкурсе чтецов и рассказчиков произведений, изученных в течение четверти. Участвовать в конкурсе творческих работ: «Моя кошачья жизнь», «Дождь – дождик» и др. Участвовать в викторине «По страницам нашего учебника». Инсценировать один из эпизодов произведения (по выбору). |
|
4 четверть (32 ч.)
|
|
|
|
|
|
105 (1). |
| Произведения С.Я. Маршака (4 ч.) | Стихи о Родине и родной природе С.Я. Маршак. «Урок родного языка», «Ландыш» | Работать с новым разделом: читать название, вступительную статью «Обрати внимание», знакомиться с содержанием раздела, определять учебную задачу изучения произведений данного раздела. Самостоятельно знакомиться с произведением до чтения: находить и читать название произведения, рассматривать учебный материал (иллюстрации, вопросы и задания, подсказки, памятки). Воспринимать на слух стихотворение (С.Я. Маршак. «Урок родного языка»): слушать чтение учителя, следить по тексту, выражать своё впечатление, самостоятельно моделировать обложку (определять тему и жанр, указывать фамилию автора и заголовок). Работать с текстом произведения: читать вслух, выполнять задания в учебнике под руководством учителя. Учиться читать выразительно стихотворение (памятка 1). Воспринимать на слух стихотворное произведение (С.Я. Маршак. «Ландыш») (читает учитель), моделировать обложку, читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради. Сравнивать произведения одного автора (С.Я. Маршака). Дополнять таблицу. Название | Жанр | Тема | Главная мысль | С.Я. Маршак. «Урок родного языка», |
|
|
|
|
| О природе | Любовь к родной природе |
| Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|
106 (2). |
|
|
|
|
|
107 (3). |
|
| Слушание и работа с детскими книгами Книги С.Я. Маршака. Дополнительное чтение С.Я. Маршак. «Кошкин дом» (пьеса – сказка) | Воспринимать на слух художественное произведение (пьесу – сказку), выполнять задания в учебнике и тетради. Учиться формулировать ответы на вопросы, задавать вопросы, дополнять ответы одноклассников. Находить в учебнике информацию об авторе (знать фамилию, имя, отчество поэта). Писать литературный диктант (литературоведческий). Давать свою оценку произведению, аргументировать свой ответ. Учиться читать пьесу – сказку по ролям, пользуясь памяткой 3 (работа в группах). Определять главную мысль, подтверждать свой ответ текстом. Работать с книгами С.Я. Маршака разных годов издания |
|
108 (4). |
|
| Урок – обобщение по разделу «Произведения и книги С.Я. Маршака». В.Е. Субботин. «С Маршаком» | Читать наизусть стихи С.Я. Маршака. Сочинять аннотацию к книге, принесённой на урок (памятка 7). Участвовать в конкурсе творческих работ и конкурсе чтецов. |
|
109 (5). |
| Произведения Л. Пантелеева (5 ч.) | Художественные рассказы Л. Пантелеев. «Честное слово | Воспринимать на слух художественный текст, выражать первое впечатление (первичное восприятие). Моделировать обложку (определять жанр, тему; указывать фамилию автора и заголовок), сравнивать с готовой моделью. Определять главную мысль произведения, объяснять понятия «честь», «долг», «доброта», «отзывчивость» в контексте анализа произведения. Выражать своё отношение к произведению и его героям. Работать со словарём, объяснять значение слов. Выполнять задания к тексту в учебнике и тетради. Учиться читать диалоги героев по ролям (памятка 3). Различать литературоведческие понятия: автор, автор – рассказчик, автор – герой. Поисковая работа: выбирать пословицы, которые выражают главную мысль рассказа, из сборника или хрестоматии. Искать произведения о семье в детских газетах и журналах. Читать сказки о семье (работа в группах). | Познавательные: - пользоваться справочниками и справочной книгой (алфавитный указатель, словарные статьи, иллюстративные материалы справочника: таблицы, схемы, рисунки, примеры). Читать дополнительно в хрестоматии произведения по изучаемой теме (разделу) и самостоятельно книги из библиотек. Классифицировать изученные произведения по жанру, теме, авторской принадлежности, форме.
|
110 (6). |
|
| Художественные рассказы Дополнительное чтение В.А. Осеева «Бабка» | Работать с новым произведением (рассказом В.А. Осеевой «Бабка»): слушать чтение одноклассников, высказывать своё мнение о героях рассказа (работа в группах). Самостоятельно выполнять задания в тетради. Сравнивать рассказы разных авторов (Л. Пантелеева и В.А. Осеевой). Заполнять таблицу. Название | Жанр | Тема | Главная мысль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
111 (7). |
|
| Исторические рассказы Л. Пантелеев. «Камилл и учитель» | Читать рассказ по частям, отвечать на вопросы по тексту, дополнять ответы одноклассников. Моделировать обложку, сравнивать с готовой моделью. Оценивать поступки героев, объяснять понятия: благородство, предательство, смелость, трусость; формировать собственные принципы, убеждения и нравственные ценности. Выполнять задания в учебнике и тетради. Оперировать понятиями «автор – рассказчик», «исторический рассказ». Находить информацию об историческом герое (Камилле) в энциклопедии. Работать с сюжетом (на «сюжетном треугольнике»). Рассказывать о герое (памятка 6). Сравнивать образы положительных и отрицательных героев (Камилла и учителя). Работать с таблицей (на компьютере или на листочках бумаги). Герой | Отношение к родине | Отношение к людям | Мнение автора | Мнение читателя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
112 (8). |
|
|
|
|
|
113 (9). |
|
| Слушание и работа с детской книгой Рассказы о детях и для детей Дополнительное чтение Л. Пантелеев. «Фенька», «Новенькая» | Слушать и слышать художественное слово, высказывать своё мнение о произведении (рассказе Л. Пантелеева «Фенька»). Моделировать обложку (определять жанр и тему, указывать фамилию автора и заголовок). Работать с текстом произведения: читать вслух по частям, составлять план под руководством учителя, отвечать на вопросы к тексту произведения, дополнять ответы одноклассников. Самостоятельная работа с новым произведением (рассказом Л. Пантелеева «Новенькая») (памятка 8). Знакомиться с новыми книгами о детях, выбирать книгу и самостоятельно работать с ней (памятка 7). |
|
114 (10). |
| Произведения А.П. Гайдара (6 ч.) | Произведения для детей А.П. Гайдар. «Горячий камень» | Читать по частям, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. Выражать своё первое впечатление о произведении. Работать с произведением: моделировать обложку, делить на части, читать по частям, озаглавливать каждую часть. Готовить рассказ о героях – мальчике и старике (памятка 6), находить и читать нужные эпизоды. | Познавательные: - пользоваться информацией о произведении (жанр, тема, авторская принадлежность). Находить фактическую информацию в текстах научно-популярных произведений. Собирать информацию о книге: тип книги, тема, жанр, автор, художник. Заполнять таблицы и схемы, делать выводы на основе информации, представленной в форме таблицы. Использовать информацию из таблиц для создания текстов-описаний предметов, явлений, животных. Дополнять таблицы и схемы данными из научно-популярных текстов Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
115 (11). |
|
| Повесть о детях А.П. Гайдар. «Тимур и его команда» (отдельные главы) | Самостоятельно читать отдельные главы. Высказывать своё мнение о произведении, описывать героев их поступки. Читать полный текст повести. Готовить рассказ о детях Великой Отечественной войны (памятка 6). Выполнять творческую работу «Дети войны рядом с нами» (мини – проект по группам) |
|
116 (12). |
|
|
|
|
|
117 (13). |
|
| Писатели о писателях С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский. «Об Аркадии Петровиче Гайдаре» Дополнительное чтение С.В. Михалков. «Ошибка» | Работать с стихотворением (С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар»): слушать (читают учитель и учащиеся), выполнять задания в учебнике и тетради. Читать очерк К.Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре», находить факты из жизни писателя (работа в группах). Писать литературный диктант (информационный). Работать со схемой.
Повторять изученные басни. Писать литературный диктант (фамилии русских баснописцев). Работать с новым произведением (басней С.В. Михалкова «Ошибка»). |
|
118 (14). |
|
| Слушание и работа с детскими книгами Книги о детях Рубрика «Книжная полка «Читаем о детях и для детей»» Дополнительное чтение В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре» | Воспринимать на слух литературное произведение (читает учитель и хорошо читающие дети). Работать с текстом произведения: читать по частям, выполнять задания в учебнике и тетради. Определять и формулировать главную мысль произведения, позицию автора. Воспитывать в себе доброту и толерантное отношение к людям. Работать с книгами о детях. Обобщать знания: работать со схемой.
|
|
119 (15). |
|
| Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» | Учиться проверять и оценивать выполненную работу Проверять свою читательскую эрудицию: называть полностью фамилию, имя, отчество писателя, его произведения, зачитывать по учебнику, наизусть отрывки из произведений. Писать литературный диктант. Выполнять задания в учебнике и тетради. Самооценка и самопроверка. |
|
120 (16). |
| Произведения М.М. Пришвина (7 ч.) | Разножанровые произведения М.М. Пришвина Очерк «Моя Родина». Дополнительное чтение М.М. Пришвин. «Двойной след»
| Самостоятельно работать с новым произведением (памятка 8). Читать вслух и молча, моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр). Выполнять задания в учебнике и тетради. Составлять план и пересказывать произведение подробно (памятка 5). Учить наизусть прозаический отрывок (из части 1). Воспринимать на слух новое произведение («Двойной след»): слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту. Отвечать на вопросы по тексту, задавать вопросы по содержанию, дополнять ответы одноклассников, работать с сюжетом. Находить описания событий и образов героев. Обучаться поисковому чтению. Составлять план, пересказывать кратко по готовому плану (памятка 4). Рассказывать о герое (об отце) (памятка 6). | Познавательные: Сравнивать рассказы Л. Пантелеева, М.М. Пришвина, А.И. Куприна и делать аргументированные выводы об их жанровых особенностях. Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|
121 (17). |
|
|
|
|
|
122 (18). |
|
| Рассказы о животных М.М. Пришвин. «Выскочка», «Жаркий час» В.А. Чалмаев. «Воспоминания о М.М. Пришвине».
| Самостоятельно читать новое произведение (М.М. Пришвина «Выскочка»). Комментировать заглавие. Работать с текстом рассказа: аналитическое чтение, составление плана, определение отношения автора к героям. Выполнять задания в учебнике. Сравнивать рассказы («Двойной след» и «Выскочка»). Читать рассказ – описание («Жаркий час»). Объяснять заголовок произведения словами из текста, определять особенности повествования (выделение глаголов). Писать литературный диктант. Сравнивать разножанровые произведения: очерк, художественный рассказ, юмористический рассказ, рассказ – описание. Работа с таблицей на листочках бумаги или компьютере. Автор | Заглавие | Жанр | Тема | Главная мысль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
123 (19). |
|
|
|
|
|
124 (20). |
|
|
|
|
|
125 (21). |
|
| Слушание и работа с детскими книгами о природе Рубрика «Книжная полка «Книги о животных»» | Слушать новое произведение (рассказ В.В. Бианки «По следам»). Работать с книгами писателей – натуралистов (М.М. Пришвин, Г.А. Скребицкий, И.С. Соколов – Микитов, В.В. Бианки, Э.Ю. Шим и др.). Писать отзыв о прочитанной книге (памятка 7). |
|
126 (22). |
|
| Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» | Выполнять задания в учебнике и тетради. Проверять и оценивать свою работу. Отвечать на вопросы по изученным произведениям. Писать литературный диктант (литературоведческий). |
|
127 (23). |
| Произведения зарубежных писателей (10 ч.) | Рассказы о животных Дж. Лондон. «Бурый волк» | Читать рассказ (Дж. Лондон. «Бурый волк»), слушать чтение одноклассников. Объяснять смысл заголовка и определять вид рассказа. Работать с текстом: читать, отвечать на вопросы, анализировать и сравнивать поступки героев, выполнять задания в учебнике. Читать описание героя (волка) и его поведения. Определять главную мысль произведения, раскрывать значение поступков каждого героя. Рассуждать об отношениях людей и животных, об ответственности людей за животных. Самостоятельно готовить рассказ об одном из героев (памятка 6). | Познавательные: - сравнивать прозаические произведения о детях, о животных, о природе отечественных и зарубежных писателей. Регулятивные: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
|
128 (24). |
|
|
|
|
|
129 (25). |
|
|
|
|
|
130 (26). |
|
| Рассказы о животных Э. Сетон – Томпсон. «Чинк» | Слушать чтение учителя, отвечать на вопросы к произведению в учебнике. Работать с сюжетом, читать выразительно кульминационный момент. Выполнять задания в учебнике и тетради. Раскрывать нравственное значение поступков героев, объяснять отношения между героями. Оценивать поступки героев с точки зрения морали, аргументировать свою точку зрения. Читать выразительно описания героев, высказывать своё отношение к ним. Участвовать в проектной деятельности (работа в группах). Тема «Произведения о братьях наших меньших». Работать с таблицей на листочках бумаги или компьютере. Автор | Заголовок | Жанр | Тема | Главная мысль | Лондон |
| Рассказ |
|
| Куприн |
|
| О природе |
| Толстой |
|
|
|
| Чехов |
|
|
|
| Сетон – Томпсон |
|
|
|
|
|
|
131 (27). |
|
|
|
|
|
132 (28). |
|
|
|
|
|
133 (29). |
|
| Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей Дополнительное чтение Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» | Работать с книгами зарубежных писателей: правильно называть книги, находить в книгах – справочниках изученные произведения. Учиться выбирать книги на заданную тему в свободном библиотечном фонде. Составлять список книг зарубежных писателей. Писать отзыв о любимой книге. Читать новое произведение (стихотворение Дж. Чиарди. «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн»). Моделировать обложку (указывать фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр). Учиться читать выразительно (памятка 1) (работа в парах). Выполнять задания в учебнике и тетради. |
|
134 (30). |
|
| Урок – обобщение по разделу. Рубрика «Проверь себя» | Выполнять задания в учебнике и тетради по страничкам «Проверь себя». Писать литературный диктант (смешанного типа).
|
|
135 (31). |
|
| Комплексная разноуровневая контрольная работа | Проверять уровень начитанности. |
|
136 (32). |
|
| Библиотечный урок | Готовить творческий проект на выбранную тему (работа в группах): «Русские писатели и их произведения»; «Сказки народные и литературные»; «Моя любимая книга». Проводить презентацию проектов. |
|