Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему

Гусева Галина Алексеевна

Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии ФГОС в рамках УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_lit._chten._2_kl.doc443 КБ

Предварительный просмотр:

«Литературное чтение»

в рамках УМК «Школа России»   во 2  классе    4 часа  в неделю -  136 часов в год.

  1. Л.Ф.Климанова,  В. Г. Горецкий,  М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина

                        Литературное чтение:  учебник для 2-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2012.

Дата

Тема урока

Планируемые результаты  

(предметные)

Планируемые результаты

(метапредметные)

Планируемые результаты

 (личностные)

Познавательные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуника

тивные

УУД

вВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (1 ЧАС)

1.

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Обучающийся с помощью учителя научится ориентироваться в учебнике по литературному чтению.

Различие типов книг, использование выходных данных
(автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг

Знать:

- систему условных обозначений

– структуру учебника;

– приемы ориентирования в учебнике.

Находить нужную главу и нужное произведение в содержание учебника

Ориентировать

ся в учебнике.

Организовы

вать рабочее место.

Вступать в диалог,

отвечать на вопросы;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося

Самое  великое чудо  на свете. (4 ч)

2.

Знакомство с разделом «Самое великое чудо на свете»

Обучающийся с помощью учителя научится предполагать содержание изучаемого раздела.

Различие типов книг, использование выходных данных
(автор, заглавие), оглавления, аннотации для самостоятельного выбора и чтения книг

Знать:

– структуру учебника;

– приемы ориентирования в учебнике.

Уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

Ориентировать

ся в учебнике.


Осознание значимости чтения для развития.

Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Организо

вывать рабочее место.

Формулиро вать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока

Организовы вать свое рабочее место под руководством учителя.  

Умение учиться и способность к организации своей деятельности

Вступать в диалог,

отвечать на вопросы;


Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности

Потребность в общении с учителем


Умение слушать и вступать в диалог

Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдерж

ку членов семьи и друзей.


Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир.

Воспитание художественно-эстетического

Вкуса. Проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги. 

3.

Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг.

Обучающийся с помощью учителя научится представлять выставку книг, прочитанных летом, представлять любимую книгу и любимых героев

4.

Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Высказывания о книгах К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого

Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке.

Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно.

Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличие

5.

Напутствие читателю Р.Сефа. Научно-познавательные тексты.

Читать вслух с постепенным переходом про себя. Размышлять над прочитанным.

Знать, почему книгу называют «самым великим чудом на свете», какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений.

Устное народное  творчество. (15 ч)

6.

Знакомство с разделом «Устное народное творчество». Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки.

Обучающийся научится прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице

Планирование работы с произведением. Использование знаково-символических средств представления информации о книгах.

Освоение приёмов поиска нужной информации;


Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами

Освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художествен ных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художествен

ной выразитель

ности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;


Принимать учебную задачу, анализиро

вать информацию, оценивать свои достижения.

Организовы вать свое рабочее место под руководством учителя.  

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном

Умение договаривать

ся о распределе

нии ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,уточнять непонятное).

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Активное использова ние речевых средств для решения коммуникативных и познаватель

ных задач;

Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,



Участие в диалоге при обсуждении прослушан ного произведения.


Умение высказывать и пояснять свою точку зрения; 

Участие в диалоге при  обсуждении прослушан

ного произведения.


 Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них

Принимать образ «хорошего ученика».

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Адекватно воспринимать оценку учителя

Соблюдать личную гигиену, безопасное поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Адекватно воспринимать оценку учителя

Обучающийся учится проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдерж

ку членов семьи и друзей


Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;

7.

Русские народные

песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма.

Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо».

 Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре.

Произведения устного народного творчества. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Знать названия, содержание изученных произведений, их авторов.

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его;

– делить текст на смысловые части;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему

8.

Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличие потешки от прибуатки.



9.

Малые фольклорные жанры. Считалки и небылицы. Ритм – основа считалки.

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре.

Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения

Знать:

– правила заучивания стихотворений;

– малые фольклорные жанры: считалки и небылицы.

Уметь:

– выполнять словесное рисование картин природы;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– приводить примеры произведений фольклора (считалки, небылицы);

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация)

10.

Народная мудрость в загадках.

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров.

Знать народные загадки.

Уметь:

– отгадывать загадки;

– различать загадки народные и авторские;

– участвовать в диалоге при обсуждении

 темы урока.

11.

Русские народные сказки. Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».

Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться подбирать рифму, передавать интонационно героев.

Обучающийся научится выразительно читать произведение, понимать содер-жание прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию.

Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные

12.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказывание  сказки по рисункам.

13.

Знакомство с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики». Герои сказок.

Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо».

Народная сказка. Герои произведения.

Знать понятие «бытовая сказка».

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные.

14.









Русская народная сказка «У страха глаза велики». Рассказывание  сказки по плану.

15.

Сказка о животных «Лиса и тетерев». Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев.

Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо».

Народная  сказка. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Знать понятие «сказка о животных».

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– приводить примеры сказок о животных;

– различать сказки народные и литературные.

16.

Нравоучительный характер русской народной сказки «Лиса и журавль».

Обучающийся научится находить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане сказку, стихотворение.

Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо».

Народная  сказка. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведения. Понимание содержания  литературного произведения.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Знать понятие «сказка о животных».

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– приводить примеры сказок о животных;

– различать сказки народные и литературные.

17.

Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора». Характеристика героев сказки.

Обучающийся научится выразительно читать произведение, понимать содер-жание прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию.

Народная  сказка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать понятие «бытовая» сказка.

Уметь: 

– пересказывать с опорой на картинный план;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ басня);

– различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

18.

Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси-лебеди».

Народная сказка. Герои произведения.

Иллюстрации в книге и их роль в понимании произведения.

Знать понятия «драматизация», «волшебная сказка».

Уметь: 

– читать выразительно текст художественного произведения;

– пересказывать;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– различать фольклорные жанры..

19.

Поступки героев русской народной сказки «Гуси-лебеди».

20.

Урок-обобщение по теме

«Устное народное творчество».

Участие в диалоге при  обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Знать понятие «устное народное творчество».

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– пересказывать текст;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Люблю природу русскую. Осень. (8 ч)

21.

Знакомство с разделом Люблю природу русскую. Осень». Образ осени в стихах Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…»,

К. Бальмонта «Поспевает брусника…».

Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу  текста.

Знать: произведения русских поэтов о природе.

Уметь:

– выразительно читать стихотворения;

– использовать интонацию;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

Формулировать

несложные выводы,обос-новывать на тексте; находить аргуметры,под-тверждающие вывод.


Овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художествен ной выразительнос ти и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром;

Освоение приёмов поиска нужной информации;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.  

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

Анализиро вать средства художествен

ной выразительности

формирова ние представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе

Овладение основами коммуникативной деятельности

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

На практичес

ком уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы.


Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное;

высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения.

Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения»Я» и хороший ученик»

Эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

22

Стихи А. Плещеева,

А. Фета об осени.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Знать: произведения русских поэтов о природе.

Уметь:

– выразительно читать стихотворения;

– использовать интонацию;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

 – анализировать средства художественной выразительности.

23

Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина.В. Брюсова, И. Токмаковой.

Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих  смыслу  текста. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении.

Знать произведения русских поэтов о природе.

Уметь:

– описывать поэтический образ осени в стихах;

– выразительно читать стихотворения;

– анализировать поэтическое изображение осени в стихах;

– использовать интонацию;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

24.

Выразительное чтение стихотворений В. Брюсова, И. Токмаковой.

25.

Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы».

Произведения о природе, нахождение познавательных элементов в тексте. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Знать понятие «рифма».

Уметь:

– находить рифму в произведении;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

26.

Поэтический образ осени в произведениях М. Пришвина «Осеннее утро».

-

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению

Осознанное чтение произведения. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Декламация
(чтение наизусть) стихотворных произведений.

Знать произведения русских поэтов о природе.

Уметь:

– анализировать поэтическое изображение осени в стихах;

– выразительно читать стихотворения;

– использовать интонацию;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

27.

Поэтический образ осени в произведениях И. Бунина

«Сегодня так светло...»

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

– выразительно читать стихотворения;

– использовать интонацию;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

28.

Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую».

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Осознанное чтение доступных по объ-ему и жанру произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.

Знать произведения русских поэтов о природе.

Уметь:

– анализировать средства художественной выразительности;

– выразительно читать стихотворения;

– использовать интонацию;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения

русские   писатели. (14 ч)

29.

Знакомство с разделом «Русские писатели» Выдающийся представитель русской литературы А. С. Пушкин  – «Солнце русской поэзии».

Произведения выдающегося представителя русской литературы А. С. Пушкина. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация стихотворных произведений.

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь:

– читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворное произведение наизусть (по выбору).

Формулировать

несложные выводы,обос-новывать на тексте; находить аргуметры,под-тверждающие вывод.


Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях


Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.


Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.  

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)


Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабаты вают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания

Формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответст

вии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата


Организовы вать свое рабочее место под руководством учителя.  

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Участие в диалоге при обсуждении прослушан ного произведения


Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,

Формулирова ние личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников

Построение небольшого монологичес

кого высказывания о произведении (героях, событиях)


Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик


Установление связи между учением  и будущей профессиональ ной деятельности


Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания.

30.

А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»). Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение.

Произведения А. С. Пушкина о природе и их особенности. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать произведения А. С. Пушкина о природе.

Уметь:

– читать выразительно и осознанно текст стихотворений;

– осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы
(по заданию учителя);

– определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы;

– читать стихотворение наизусть
(по выбору).

31.

Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме «Вот север…», «Зима».

Связь произведений литературы с другими видами искусств.
Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Знать понятие «олицетворение».

Уметь:

– анализировать поэтические тексты, средства художественной выразительности в них;

– читать выразительно стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Знать произведения А. С. Пушкина о зимней природе.

32.

Поэтическое изображение зимы в стихах А. С. Пушкина «Вот север…», «Зима».

33.

Народная мораль в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Литературная сказка. Осознанное и выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать содержание сказки.

Уметь:

– читать выразительно и осознанно текст сказки;

– определять тему, главную мысль, моральную основу сказки;

– читать по ролям;

– участвовать в обсуждении прочитанного;

– высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам.

34.

Нравственность в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения.

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать содержание сказки.

Уметь:

– читать выразительно и осознанно текст сказки;

– определять тему, главную мысль, моральную основу сказки;

– читать по ролям;

– участвовать в обсуждении прочитанного;

– высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам.

35.

Рассказ и мораль в басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Сравнение басни и сказки.

Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль.

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать:

– понятие «басня»;

– басни И. А. Крылова.

Уметь: 

– читать выразительно, осознанно

текст;
– определять тему и главную мысль произведения;

– давать характеристику главным героям;
– участвовать в обсуждении прочитанного произведения

36.

Басня А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Структура басни, модель басни.

Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль.

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать:

– понятие «басня»;

– басни И. А. Крылова.

Уметь: 

– читать выразительно, осознанно

текст;
– определять тему и главную мысль произведения;

– давать характеристику главным героям;
– участвовать в обсуждении прочитанного произведения

37.

Л. Н. Толстой для детей: сказки и басни.

Рассказы о самостоятельно выбранных произведениях Л. Н. Толстого.

работа с книгой.

Знать познавательные рассказы

Л. Толстого, творчество писателя.

Уметь: 

читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

– различать жанры (рассказ, быль, стихотворение);

– определять тему и главную мысль произведения; – давать характеристику главным героям произведения;

– участвовать в обсуждении прочитанного;

– отвечать на обобщающие вопросы по теме

38.

Народная мораль в характере главных героев
Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек».

Басня. Произведения о взаимоотношениях  людей. Пересказ текста.

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения.

Знать: 

– понятие «быль»;

– творчество Л. Толстого.

Уметь:

читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль;

– давать характеристику главным героям;
– участвовать в обсуждении прочитанного.

39.

Особенности сюжета рассказа  Л. Н. Толстого «Филипок».

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Уметь: 

– выделять особенности сюжета произведения;

– читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;
– давать характеристику главным героям произведения.

40.

Л. Н. Толстой «Филипок». Подробный пересказ.

41.

Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок». Пересказ по коллективно составленному плану.

Научно-популярные произведения.
Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать познавательные рассказы

Л. Толстого, творчество писателя.

Уметь: 

читать выразительно, осознанно текст художественного произведения;

– различать жанры (рассказ, быль, стихотворение);

– определять тему и главную мысль произведения;

42.

Обобщение по теме «Русские писатели».

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

– давать характеристику главным героям произведения;

– участвовать в обсуждении прочитанного;

– отвечать на обобщающие вопросы по теме

О  братьях  наших  меньших (12 ч)

43.

Знакомство с разделом «О братьях наших меньших».

Прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке.

Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречии вость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания

Формулировать

несложные выводы,обос-новывать на тексте; находить аргуметры, под-тверждающие вывод.










Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок.

Формирование умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

 Учиться высказывать своё  предположение  (версию) на  основе работы с материалом учебника;


Слушать и понимать речь  других; пользовать

ся приёмами слушания.


Организация  работы в  парах и малых группах.

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев.


Формулирова ние личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев

Осознавать роль языка и речи в жизни людей;

Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

44.

Весёлые стихи о животных. А. Шибаев «Кто кем становится». Настроение стихотворения.

Воспринимать на слух прочитанное. Читать вслух с постепенным переходом про себя.

45.

Тема заботы о животных.

Б. Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова«Жила-была собака…» Приёмы сказочного текста в стихотворении.

Чтение целыми словами. Выразительное чтение, осознанное правильное использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Понимание содержания литературного произведения.

Уметь: 

– прогнозировать жанр поведения героев путем выбора

произведения;

– определять мотив правильного ответа из текста; – читать осознанно текст художественного произведения;

– участвовать в анализе содержания;

– оценивать события, поступки героев;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

46.

О братьях наших меньших.

В. Берестов «Кошкин щенок». Заголовок стихотворения.

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев.

Уметь: 

выполнять творческую работу (сочинение сказок);

– читать осознанно и выразительно текст художественного произведения;

– определять его тему и главную мысль.

47.

М. Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана.

Произведения классиков детской литературы о животных.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Уметь: 

– определять, от какого лица идет повествование;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня).

48.

Тема заботы о животных.

Е. Чарушин «Страшный рассказ». Герои рассказа.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Пересказ текста.

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Знать понятие «логическое ударение».

Уметь:

– определять построение, характер текста;

– использовать силу голоса для постановки логического ударения;

– участвовать в диалоге;

– формулировать и высказывать

свое мнение о прочитанном по плану;

– пересказывать текст.

49.

Б. Житков «Храбрый утёнок». Нравственный смысл поступков.

Произведения классиков детской литературы о животных.

Пересказ текста.

Уметь: 

объяснять авторское и собственное отношение к персонажам;

– работать с иллюстрациями;

– определять тему и главную мысль произведения;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения.

50.

В. Бианки «Музыкант» Подробный пересказ на основе вопросов.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Уметь: 

– определять эмоциональный тон персонажа; 

проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

52.

Точность и объективность создания картины природы в рассказе В. Бианки «Сова».

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Уметь: 

– определять эмоциональный тон персонажа; 

проводить лексическую работу;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

53.

В. Бианки «Сова». Чтение по ролям.

54.

Урок-обобщение по теме

«О братьях наших меньших».

Произведения классиков детской литературы о животных. Составление обобщающих вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Знать произведения о животных.

Уметь: 

– читать осознанно текст художественного произведения;

– пересказывать, анализировать произведения.

Из детских журналов. (9 ч)

55.

Знакомство с разделом «Из детских журналов». Вопросы из детских журналов.

Прогнозировать содержание раздела. Придумывать свои вопросы по содержанию.

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания

Формулировать

несложные выводы,обос-новывать на тексте;находить аргуметры,под-тверждающие вывод.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.  

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

Слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.

Понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва;

56.

Д. Хармс «Игра». Игра в стихи.

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать:

названия детских журналов;

– понятие «темп» чтения.

Уметь:

устанавливать темп чтения от смысла читаемого;

– работать с иллюстрациями;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения.

57.

Из детских журналов.

Д. Хармс «Вы знаете». Ритм стихотворного текста.

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать:

названия детских журналов;

– понятие «темп» чтения.

Уметь:

устанавливать темп чтения от смысла читаемого;

– работать с иллюстрациями;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные тексты.

58.

Из детских журналов.

Д. Хармс «Весёлые чижи». Заголовок.

59.

Из детских журналов.

Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог».

Знакомство с произведениями о приключениях. Работа над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Знать:

названия детских журналов;

– понятие «юмор» произведения.

Уметь:

– анализировать произведение;

– определять средства художественной выразительности;

– выразительно читать стихотворения наизусть.

60.

Юмор в произведениях. Ю. Владимирова «Чудаки». Подбор заголовка в соответствии с содержанием.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение произведения. Черты юмористического в содержании.

Уметь: 

– прогнозировать содержание текста по заголовку;

– участвовать в диалоге;  

читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

61.

Мораль в характере главных героев. А. Введенский «Учёный Петя».

Работа над пониманием содержания литературного произведения. Характеристика героев произведения, восприятие и понимание

их эмоционально-нравствен-ных переживаний.

Уметь:

читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– характеризовать поступки героев, их моральные черты.

62.

ПРОЕКТ «Мой любимый детский журнал»


63.

Урок-обобщение по теме

«Из детских журналов».

Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Установка

на постепенное увеличение скорости чтения. Рассказы о своих любимых детских журналах, рубриках в них.

Знать названия детских журналов.

Уметь:

представлять свой любимый журнал;
– пересказывать понравившиеся произведения, строки из них;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Люблю  природу  русскую.  Зима. (9 ч)

64.

Знакомство с разделом «Люблю природу русскую. Зима» зимние загадки.

Прогнозировать содержание раздела

Освоение приёмов поиска нужной информации;


Формулировать

несложные выводы,обос-новывать на тексте;находить аргуметры,под-тверждающие вывод.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.  

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществле ния;

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;


Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

Слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами слушания: фиксиро

вать тему (заголовок), ключевые слова.


Активно использовать речевые  средства для решения коммуникативных и познаватель

ных задач;

Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Обращать внимание  на   особенности устных  и  письменных высказываний других людей

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.

Сформировы

вать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительнос

ти и принятия образца «хорошего ученика»;

65.

Образ зимы в поэзии.

Стихотворения И. Бунина,

К. Бальмонта.

 Я. Аким «Первый снег».

Произведения о природе Иллюстрации о природе и их роль в понимании произведения. Работа над устным сочинением повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Знать произведения о зиме.

Уметь:

определять средства художественной выразительности;

– составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх.

66.

Природа в стихах.

Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». Настроение стихотворения.

Произведения Ф. Тютчева

о природе, зимнем времени года.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Знать понятие «звукопись».

Уметь:

определять в тексте средства выразительности – звукопись;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– читать выразительно стихотворения наизусть.

67.

С. Есенин «Поёт зима – аукает…». Слова, которые помогают представить зимние картины.

Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусств.

Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу поэтического текста.

Знать:

творчество С. Есенина;

– понятие «звукопись».

Уметь:

определять в тексте средства выразительности – звукопись;

– читать стихотворные произведения наизусть.

68.

С. Есенин «Берёза». Авторское отношение к зиме.

Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусств.

Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу поэтического текста.

Знать:

творчество С. Есенина;

– понятие «звукопись».

Уметь:

определять в тексте средства выразительности – звукопись;

– читать стихотворные произведения наизусть.

69.

Русская народная сказка «Два мороза» Главная мысль произведения. Характеристика героев.

Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев).

Работа над содержанием произведения.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них.

Уметь:

рифмовать слова, текст; 

– читать осознанно текст произведения;

– делить текст на смысловые части;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему.

70.

С. Михалков «Новогодняя быль». Особенности данного жанра. Чтение по ролям.

71.

Поэтическое изображение зимы.

А. Барто «Дело было
в январе».

Работа над содержанием стихотворения о зиме; сопоставление иллюстрации с содержанием; роль иллюстрации в понимании произведения.

Знать творчество А. Барто.

Уметь:

– определять тему и находить главную мысль произведения.

72.

Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима».

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Построение небольшого монологического высказывания о понравившемся произведении.

Знать произведения о зимней природе.

Уметь:

читать осознанно текст художественного произведения;

– рассказывать об изображении зимнего времени года в произведениях;

– читать стихотворные произведения о зиме наизусть (по выбору).

Писатели – детям (17 ч)

73.

Знакомство с разделом «Писатели-детям»

Прогнозировать содержание раздела

Освоение приёмов поиска нужной информации;


Формулировать

несложные выводы,обос-новывать на тексте; находить аргуметры,под-тверждающие вывод.


Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

Формирова

ние умения планировать, контролиро

вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результат.


Формирова ние умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;


Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;


Умение договаривать

ся о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художествен ного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.


Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на людей; анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

74.

Шутливое искажение действительности.

К. И. Чуковский «Путаница».

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений.

Уметь:

– анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках;

– определять тему и главную мысль произведения;

– давать характеристику героям.

75.

Загадки. Словесная игра в загадках-шутках. К. И. Чуковский

«Радость». Рифма.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

Малые фольклорные жанры. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений.

Уметь:

– анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках;

– определять тему и главную мысль произведения;

– давать характеристику героям.

76.





Литературная сказка.

К. И. Чуковский «Федорино горе».

Содержание литературного произведения, определение темы, главной мысли. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привле-чением текста произведения.

Уметь различать народные и литературные сказки.

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Знать творчество С. Я. Маршака.

Уметь:

– анализировать юмористические стихотворения;

– давать характеристику героям;

– выразительно читать произведения;

– отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

77.

Юмор в стихах.

С. Я. Маршак «Кот и лодыри». Герои произведений

78.

С. В. Михалков «Мой секрет». Эпическое стихотворение.

Знакомство с произведениями о детях, изображение в них радости, удивления, фантазии, непосредственнос

ти. Знать творчество С. В. Михалкова.

Уметь:

– прогнозировать содержание произведения по названию;

– анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных;

79.

С. В. Михалков «Сила воли». Содержание роизведения.

Знакомство с произведениями о детях, изображение в них радости, удивления, фантазии, непосредственнос

ти.

– определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии;

– давать характеристику героям;

– выразительно читать произведения;

– отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций,

Оформлять свои мысли в устной и письменной форме  (на уровне предложения или  небольшого текста);

Слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

80.

Отношение человека к животным.

С. В. Михалков «Мой щенок».

Знакомство с произведениями о животных. Выявление отношения автора к животным; комментирование прочитанного; выражение личного отношения к прочитанному.

– определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии;

– давать характеристику героям;

– выразительно читать произведения;

– отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

81.

Поэтическая речь в произведениях.
А. Л. Барто «Веревочка», «Мы не заметили жука».

Выразительное чтение.

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Знакомство с юмористическими произведениями о детях.

Знать творчество А. Барто.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– выразительно читать произведения наизусть.

82.

Юмористические стихи. А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа».

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Знакомство с юмористическими произведениями о детях.

Знать творчество А. Барто.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– выразительно читать произведения наизусть.

83.

Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова. Составление рассказа о герое произведения.

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Знать творчество Н. Носова.

Уметь:

читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать;

84.

Составление плана к рассказу Н. Н. Носова «Затейники».

Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения.

85.

Использование юмористического образа в рассказе

Н. Н. Носова «Живая
шляпа».

Произведения классиков детской литературы о детях. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения.

86.

Юмор как добрый развлекающий смех. Н. Н. Носов «Живая
шляпа». Подробный пересказ на основе самостоятельно составленного плана.

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения.

87.

Анализ произведения

Н. Н. Носова «На горке».

Герои произведения. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа.

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения.

88.

Составление картинного плана к рассказу Н. Н. Носова «На горке».

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения.

89.

Урок – обобщение по теме «Писатели – детям».

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Осмысление цели чтения.

Знать произведения для детей.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Я  и  мои   друзья. (10 ч)

90.

Знакомство с разделом «Я и мои друзья».

Произведения о взаимоотношениях людей.

Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Уметь:

– анализировать взаимоотношения героев;

– читать осознанно текст художественного произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Освоение приёмов поиска нужной информации;


Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Формулировать

несложные выводы,обос-новывать на тексте;находить аргуметры,под-тверждающие вывод.

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания

Формирова ние умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктив но действовать даже в ситуациях неуспеха.

Формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Слушать и понимать речь  других; пользоваться приёмами слушания.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Развитие этических норм стыда, вины, совести, как регуляторов  морального поведения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.




91.

Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов «За игрой». «Гляжу с высоты»;

Э. Мошковская «Я ушел в свои обиды».

92.

Общение и поступки детей.

В. Лунин «Я и Вовка».

Произведения о взаимоотношениях детей.

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Уметь:

подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям;

– определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений;  

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения.

93.

Отношение детей в произведении.

Н. Булгакова «Анна, не грусти!».

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения.

Знать понятие «логическое ударение».

Уметь:

использовать силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста;

– объяснять авторское отношение к персонажам текста; – читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– оценивать события, героев произведения.

94.

Анализ произведения.

Н. Булгакова «Анна, не грусти!». Составление плана.

Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Пересказ текста.

Уметь:

читать по ролям;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения.

95.

Главная мысль произведения.

Ю. Ермолаев «Два пирожных».

Произведения о взаимоотношениях людей.

Герои произведения.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Уметь:

определять характер текста по заглавию;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– оценивать события, героев произведения;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные.

96.

Отношения детей и взрослых.

В. Осеева«Волшебное слово». Смысл названия рассказа.

Произведения о взаимоотношениях людей.

Пересказ текста: последовательное воспроизведение

содержания рассказа. Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Герои произведения.
Восприятие и понимание
их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь:

– выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев;

– читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

97.

Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить.

В. Осеева «Хорошее».

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения.

Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников.

Уметь:

– подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению;

– анализировать поступки главных героев;

– пересказывать с опорой на картинный план;

– делить текст на смысловые части.

98.

Характеристика героев в произведении В. Осеевой «Почему?».

Герои произведения.

Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Уметь:

– прогнозировать жанр произведения;

– определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– оценивать события, героев произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

99.

Урок-обобщение по теме

«Я и мои друзья».

Произведения о детях.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать произведения о детях.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные;

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

Люблю   природу  русскую.  Весна .(9 Ч)

100

Знакомство с разделом «Люблю природу русскую. Весна». Весенние загадки.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Уметь:

выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства.

Формулировать

несложные выводы, обос-новывать на тексте;

находить аргуметры, под-тверждающие вывод.

Освоение приёмов поиска нужной информации;

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.  

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному

Аргументация своей позиции.

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы

Формирование

чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистичес ких и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.

Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни

101

Настроение поэта в произведении. Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»

102

Ф. Тютчев «Весенние воды»

Приём контраста в создании картин зимы и весны.

103

Картины весны в стихотворениях

А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка».

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Уметь:

выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства.

104

Приметы весны в произведениях С. Маршака «Снег уж теперь не тот», А. Блока «На лугу».

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать приметы весны в произведениях.

Уметь:

выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства.

105

И. Бунин «Матери»,

А. Плещеев «В бурю». Звукопись.

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать пословицы и поговорки о матери.

Уметь:

выразительно читать стихотворения наизусть;

– подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки;

– анализировать средства художественной выразительности;

– использовать связь литературы с разными видами искусства.

106

Способы изображения характера героя  в произведениях

Е. Благининой «Посидим в тишине», Э. Мошковской «Я маму мою обидел».

Произведения о детях.

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению.

Знать способы изображения характера героя в произведениях.

Уметь:

выразительно читать стихотворения наизусть;

– анализировать средства художественной выразительности.

107

ПРОЕКТ «Экскурсия к памятнику славы»


108

Разноцветные страницы. Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна».

Произведения о природе. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Связь произведений литературы с другими видами искусства.

Знать произведения о весенней природе.

Уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

И  в  шутку  и  всерьез (14 ч)

109

Знакомство с разделом «И в шутку и всерьёз».

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа.

Знать понятие «орфоэпическое чтение».

Уметь:

читать орфоэпически;

– читать по роля– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения .м;

Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания

Освоение приёмов поиска нужной информации;

Формулировать

несложные выводы,обос-новывать на тексте;находить аргуметры,под-тверждающие вывод.

Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.  

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

Использова

ние различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопе

диях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познаватель ными задачами;

Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

110

Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?». Анализ заголовка.

111

Весёлые и смешные герои. Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». Чтение стихотворения на основе ритма.

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Знать творчество Б. Заходера.

Уметь:

– отвечать на вопросы по тексту; анализировать поступки героев;

– выразительно читать стихотворения наизусть.

112

Образы сказочных героев.

Э. Успенский «Чебурашка».

Пересказ текста на основе вопроса.

Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста.

Знать:

– творчество Э. Успенского;

– образы сказочных героев.

Уметь:

– прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и
иллюстрациям;

– отвечать на вопросы по тексту;

– анализировать поступки героев;

– осознанно читать и делить текст на смысловые части;

– пересказывать прочитанное;

– выразительно читать стихотворения наизусть.

113

Юмор как добрый развлекающий смех. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». Отношения к героям произведения.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать:

– творчество Э. Успенского;

– образы сказочных героев.

Уметь:

– прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и
иллюстрациям;

– отвечать на вопросы по тексту;

– анализировать поступки героев;

– осознанно читать и делить текст на смысловые части;

– пересказывать прочитанное;

– выразительно читать стихотворения наизусть.

114

Юмор в стихах Э. Успенского «Над нашей квартирой».

Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного

отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Знать:

– творчество Э. Успенского;

– образы сказочных героев.

Уметь:

– прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и
иллюстрациям;

– отвечать на вопросы по тексту;

– анализировать поступки героев;

– осознанно читать и делить текст на смысловые части;

– пересказывать прочитанное;

– выразительно читать стихотворения наизусть.

115

Э. Успенский «Память».

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Знать:

– творчество Э. Успенского;

– образы сказочных героев.

Уметь:

– прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и
иллюстрациям;

– отвечать на вопросы по тексту;

– анализировать поступки героев;

– осознанно читать и делить текст на смысловые части;

– пересказывать прочитанное;

– выразительно читать стихотворения наизусть.

116

Юмористические стихотворения. В. Берестова «Знакомый», «Путешественники». Авторское отношение к изображаемому.

Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать творчество В. Берестова.

Уметь:

– анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;

– выразительно читать стихи наизусть;

– давать характеристику героям произведения;

– отвечать на вопросы;

– участвовать в обсуждении темы урока.

117

Характеры детей в стихах.

В. Берестов «Кисточка»,

И. Токмакова «Плим».

Произведения о взаимоотношениях людей.

Герои произведения.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Знать творчество В. Берестова.

Уметь:

– анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;

– выразительно читать стихи наизусть;

118

Юмористические ситуации в стихах. И. Токмакова

«В чудной стране».

Произведения современной отечественной литературы. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений.

Осмысление цели чтения.

Уметь:

объяснять авторское отношение к героям;  

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– анализировать юмористические ситуации в стихотворениях;

– оценивать события, героев произведения;

– различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация).

119

Способы общения героев.

Г. Остер «Будем знакомы».

Произведения о взаимоотношениях людей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

Уметь:

– выполнять творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа);

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;.

120

Восстановление последовательности событий.

В. Драгунский «Тайное становится явным».

Произведения о детях. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль.

Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа.

Уметь:

определять характер произведения по рисункам;

– работать с иллюстрациями; 

читать осознанно текст художественного произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– читать стихотворные произведения наизусть.

121

В. Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ текста на основе вопроса.

122

Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

Тестирование.

Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать юмористические произведения для детей.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

Литература  зарубежных  стран (14 ч)

123

Знакомство с разделом «Литература зарубежных стран». Английские народные песенки и загадки.

Участие в диалоге при обсуждении произведения.

Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

– участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения.

Освоение приёмов поиска нужной информации;

Формулировать

несложные выводы,обос-новывать на тексте;находить аргуметры,под-тверждающие вывод.


Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания

Организовы

вать свое рабочее место под руководством учителя.  

Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.

Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).

Формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Готовность конструктив

но разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности

Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Развитие этических норм стыда, вины, совести, как регуляторов  морального поведения.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

124

Сходство русского фольклора с американской песенкой. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог».

Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях).

Знать понятие «рифма».

Уметь:

– находить сходство русского фольклора с американской песенкой;

– анализировать средства художественной выразительности.

125

Сходство русского фольклора с английским. Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы».

Произведения зарубежной литературы. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Знать понятие «рифма».

Уметь:

– находить сходство русского фольклора с английской песенкой;

– анализировать средства художественной выразительности.

126

Особенность народного французского фольклора. Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк».

Произведения зарубежной литературы.

Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать понятие «рифма».

Уметь:

– находить сходство русского фольклора с французской песенкой;

– анализировать средства художественной выразительности.

127

Особенность немецкого народного фольклора. Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети».

Устное изложение по плану. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания.

Знать понятие «рифма».

Уметь:

– находить сходство русского фольклора с немецкой песенкой;

– анализировать средства художественной выразительности

128

Фантастические события в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах». Сравнение героев русских и зарубежных сказок.

Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний.

Знать творчество

Ш. Перро.

Уметь:

выделять эпизоды из текста; 

читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

129

Хитрости героя сказки. Ш. Перро «Кот в сапогах». Составление вопросов по содержанию.

Произведения зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения.

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– различать сказки народные и литературные

130

Реальность
и фантастика в сказке.
Ш. Перро «Красная

шапочка». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки.

Произведения зарубежной литературы. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Выразительное чтение,
использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Знать понятие «фантастика».

Уметь:

анализировать мотивы поведения героев;
– отвечать на вопросы;

– составлять план пересказа; 

выделять эпизоды из текста; 

читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– различать сказки народные и литературные.

131

Воспитание мудрости и смекалки. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок.

Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них.

Уметь:

– участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения.

132

Противопоставление красоты внешней внутренней. Эни Хогарт «Мафин и паук». Герои сказок

Произведения зарубежной литературы.  

Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения.

Выразительное чтение,
использование интонаций,

соответствующих смыслу текста.

Уметь:

анализировать образность художественной речи;

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему.

133

Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа

134

Юмор в стихах.
К. Чуковский «Котауси  и Мауси».

Произведения зарубежной литературы.

Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений.

Уметь:

определять эмоциональность характера текста;

– читать выразительно и осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть.

135

Проект «Мой любимый писатель-сказочник»

Произведения зарубежной литературы. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст.

Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений.

Знать литературные произведения  зарубежных стран.

Уметь:

– читать осознанно текст художественного произведения;

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать;

– делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;

– читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

– создавать небольшой устный текст на заданную тему;

– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

– приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

136

Обобщение по теме «Литература зарубежных стран».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России»

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России» ( 5 ч в  неделю) 36 часов всего. Составлен по учебнику Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. голованов...

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 классУМК "Начальная школа XXI века"....

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"...

Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс

Календарно - тематическое планирование уроков литературного   чтения 2 класс УМК  "Перспектива"...

Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Литературного чтения" 2 класс. ФГОС

Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...

Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс. УМК " Школа России".

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365600","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 112px; width: 70px;"}}]]Календарно-тематическое планирование урок...

Календарно тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс "Перспектива"

Календарно- тематическое планирование уроков литературного чтения "Перспектива"...