Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии ФГОС в рамках УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_lit._chten._2_kl.doc | 443 КБ |
Предварительный просмотр:
«Литературное чтение»
в рамках УМК «Школа России» во 2 классе 4 часа в неделю - 136 часов в год.
- Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина
Литературное чтение: учебник для 2-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2012.
№ | Дата | Тема урока | Планируемые результаты (предметные) | Планируемые результаты (метапредметные) | Планируемые результаты (личностные) |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуника тивные УУД |
вВОДНЫЙ УРОК ПО КУРСУЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (1 ЧАС) |
1. | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь. | Обучающийся с помощью учителя научится ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Различие типов книг, использование выходных данных Знать: - систему условных обозначений – структуру учебника; – приемы ориентирования в учебнике. Находить нужную главу и нужное произведение в содержание учебника | Ориентировать ся в учебнике. | Организовы вать рабочее место. | Вступать в диалог, отвечать на вопросы; | Принятие и освоение социальной роли обучающегося |
Самое великое чудо на свете. (4 ч) |
2. | Знакомство с разделом «Самое великое чудо на свете» | Обучающийся с помощью учителя научится предполагать содержание изучаемого раздела. Различие типов книг, использование выходных данных Знать: – структуру учебника; – приемы ориентирования в учебнике. Уметь: – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) | Ориентировать ся в учебнике. Осознание значимости чтения для развития. Формирование умения ставить познавательную цель урока; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | Организо вывать рабочее место. Формулиро вать учебную задачу урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимать её и принимать, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока Организовы вать свое рабочее место под руководством учителя. Умение учиться и способность к организации своей деятельности | Вступать в диалог, отвечать на вопросы; Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог | Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина». Проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдерж ку членов семьи и друзей. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир. Воспитание художественно-эстетического Вкуса. Проявлять бережное отношение к учебной книге, аккуратно ею пользоваться, называть правила выбора обложки и закладки для учебной книги. |
3. | Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. | Обучающийся с помощью учителя научится представлять выставку книг, прочитанных летом, представлять любимую книгу и любимых героев |
4. | Проект «О чём может рассказать школьная библиотека». Старинные и современные книги. Высказывания о книгах К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого | Находить нужную и интересную книгу по тематическому каталогу в библиотеке. Рассказывать о прочитанной книге по плану, разработанному коллективно. Сравнивать высказывания великих людей о книге и чтении: находить общее и отличие |
5. | Напутствие читателю Р.Сефа. Научно-познавательные тексты. | Читать вслух с постепенным переходом про себя. Размышлять над прочитанным. Знать, почему книгу называют «самым великим чудом на свете», какое волшебство совершают писатели и поэты, создавая свои произведения, в чём заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений. |
Устное народное творчество. (15 ч) |
6. | Знакомство с разделом «Устное народное творчество». Малые и большие жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. | Обучающийся научится прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с содержанием книг и жизненным опытом. Придумывать рассказ по пословице | Планирование работы с произведением. Использование знаково-символических средств представления информации о книгах. Освоение приёмов поиска нужной информации; Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами Освоение приёмов поиска нужной информации; овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художествен ных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художествен ной выразитель ности и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; | Принимать учебную задачу, анализиро вать информацию, оценивать свои достижения. Организовы вать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном Умение договаривать ся о распределе нии ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы,уточнять непонятное). Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Активное использова ние речевых средств для решения коммуникативных и познаватель ных задач; Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, Участие в диалоге при обсуждении прослушан ного произведения. Умение высказывать и пояснять свою точку зрения; Участие в диалоге при обсуждении прослушан ного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них | Принимать образ «хорошего ученика». Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. Адекватно воспринимать оценку учителя Соблюдать личную гигиену, безопасное поведение в школе, дома, на улице, в общественных местах. Адекватно воспринимать оценку учителя Обучающийся учится проявлять уважение к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдерж ку членов семьи и друзей Осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; |
7. | Русские народные песни. Образ деревьев в русских народных песнях. Рифма. | Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре. Произведения устного народного творчества. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения Знать названия, содержание изученных произведений, их авторов. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения, пересказывать его; – делить текст на смысловые части; – создавать небольшой устный текст на заданную тему |
8. | Потешки и прибаутки – малые жанры устного народного творчества. Отличие потешки от прибуатки. |
9. | Малые фольклорные жанры. Считалки и небылицы. Ритм – основа считалки. | Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться инсценировать художественное произведение, подбирать пословицу для доводов в споре. Произведения устного народного творчества. Понимание содержания литературного произведения Знать: – правила заучивания стихотворений; – малые фольклорные жанры: считалки и небылицы. Уметь: – выполнять словесное рисование картин природы; – читать осознанно текст художественного произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – приводить примеры произведений фольклора (считалки, небылицы); – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация) |
10. | Народная мудрость в загадках. | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров. Знать народные загадки. Уметь: – отгадывать загадки; – различать загадки народные и авторские; – участвовать в диалоге при обсуждении темы урока. |
11. | Русские народные сказки. Тема заботы об окружающих в сказке «Петушок и бобовое зёрнышко». | Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться подбирать рифму, передавать интонационно героев. Обучающийся научится выразительно читать произведение, понимать содер-жание прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию. Различение жанров произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные |
12. | Русская народная сказка «Петушок и бобовое зёрнышко». Рассказывание сказки по рисункам. |
13. | Знакомство с русской народной бытовой сказкой «У страха глаза велики». Герои сказок. | Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». Народная сказка. Герои произведения. Знать понятие «бытовая сказка». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные. |
14. | Русская народная сказка «У страха глаза велики». Рассказывание сказки по плану. |
15. | Сказка о животных «Лиса и тетерев». Творческий пересказ: рассказывание сказки от лица её героев. | Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». Народная сказка. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Знать понятие «сказка о животных». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры сказок о животных; – различать сказки народные и литературные. |
16. | Нравоучительный характер русской народной сказки «Лиса и журавль». | Обучающийся научится находить заглавие текста, называть автора произведения; различать в практическом плане сказку, стихотворение. Обучающийся научится пересказывать текст с опорой на картинку; будет владеть понятием «действующее лицо». Народная сказка. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведения. Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Знать понятие «сказка о животных». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры сказок о животных; – различать сказки народные и литературные. |
17. | Нравоучительный характер русской народной сказки «Каша из топора». Характеристика героев сказки. | Обучающийся научится выразительно читать произведение, понимать содер-жание прочитанного; отвечать на вопросы по содержанию. Народная сказка. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Знать понятие «бытовая» сказка. Уметь: – пересказывать с опорой на картинный план; – читать осознанно текст художественного произведения; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ басня); – различать сказки народные и литературные; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). |
18. | Победа добра над злом в русской народной сказке «Гуси-лебеди». | Народная сказка. Герои произведения. Иллюстрации в книге и их роль в понимании произведения. Знать понятия «драматизация», «волшебная сказка». Уметь: – читать выразительно текст художественного произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – различать фольклорные жанры.. |
19. | Поступки героев русской народной сказки «Гуси-лебеди». |
20. | Урок-обобщение по теме «Устное народное творчество». | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Знать понятие «устное народное творчество». Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – пересказывать текст; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). |
Люблю природу русскую. Осень. (8 ч) |
21. | Знакомство с разделом Люблю природу русскую. Осень». Образ осени в стихах Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонта «Поспевает брусника…». | Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Знать: произведения русских поэтов о природе. Уметь: – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); | Формулировать несложные выводы,обос-новывать на тексте; находить аргуметры,под-тверждающие вывод. Овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений (деление текста на части, составление плана, нахождение средств художествен ной выразительнос ти и др.), умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; Освоение приёмов поиска нужной информации; | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) | Анализиро вать средства художествен ной выразительности формирова ние представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе Овладение основами коммуникативной деятельности Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. На практичес ком уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой работы. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. | Восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Положительное отношение к школе; чувство необходимости учения. Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения»Я» и хороший ученик» Эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. |
22 | Стихи А. Плещеева, А. Фета об осени. | Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Знать: произведения русских поэтов о природе. Уметь: – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – анализировать средства художественной выразительности. |
23 | Поэтическое изображение осени в стихах А. Толстого, С. Есенина.В. Брюсова, И. Токмаковой. | Произведения выдающихся представителей русской литературы о природе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении. Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь: – описывать поэтический образ осени в стихах; – выразительно читать стихотворения; – анализировать поэтическое изображение осени в стихах; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). |
24. | Выразительное чтение стихотворений В. Брюсова, И. Токмаковой. |
25. | Познавательный характер в произведении Б. Берестова «Хитрые грибы», «Грибы». | Произведения о природе, нахождение познавательных элементов в тексте. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Связь произведений литературы с другими видами искусств. Знать понятие «рифма». Уметь: – находить рифму в произведении; – читать осознанно текст художественного произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). |
26. | Поэтический образ осени в произведениях М. Пришвина «Осеннее утро». - | Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению Осознанное чтение произведения. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Декламация Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь: – анализировать поэтическое изображение осени в стихах; – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). |
27. | Поэтический образ осени в произведениях И. Бунина «Сегодня так светло...» | Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). |
28. | Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Осознанное чтение доступных по объ-ему и жанру произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению. Знать произведения русских поэтов о природе. Уметь: – анализировать средства художественной выразительности; – выразительно читать стихотворения; – использовать интонацию; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения |
русские писатели. (14 ч) |
29. | Знакомство с разделом «Русские писатели» Выдающийся представитель русской литературы А. С. Пушкин – «Солнце русской поэзии». | Произведения выдающегося представителя русской литературы А. С. Пушкина. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Декламация стихотворных произведений. Знать произведения А. С. Пушкина. Уметь: – читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворное произведение наизусть (по выбору). | Формулировать несложные выводы,обос-новывать на тексте; находить аргуметры,под-тверждающие вывод. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабаты вают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания Формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответст вии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата Организовы вать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) | Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Участие в диалоге при обсуждении прослушан ного произведения Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, | Формулирова ние личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников Построение небольшого монологичес кого высказывания о произведении (героях, событиях) Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и хороший ученик Установление связи между учением и будущей профессиональ ной деятельности Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. |
30. | А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый» (пролог к поэме «Руслан и Людмила»). Средства художественной выразительности. Эпитет. Сравнение. | Произведения А. С. Пушкина о природе и их особенности. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Знать произведения А. С. Пушкина о природе. Уметь: – читать выразительно и осознанно текст стихотворений; – осуществлять выборочное чтение отрывков, соответствующих описаниям каких-либо явлений природы – определять изобразительные средства выразительности речи, отображающие красоту природы; – читать стихотворение наизусть |
31. | Олицетворение в стихах А. С. Пушкина о зиме «Вот север…», «Зима». | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Знать понятие «олицетворение». Уметь: – анализировать поэтические тексты, средства художественной выразительности в них; – читать выразительно стихотворные произведения наизусть (по выбору). Знать произведения А. С. Пушкина о зимней природе. |
32. | Поэтическое изображение зимы в стихах А. С. Пушкина «Вот север…», «Зима». |
33. | Народная мораль в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». | Литературная сказка. Осознанное и выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Знать содержание сказки. Уметь: – читать выразительно и осознанно текст сказки; – определять тему, главную мысль, моральную основу сказки; – читать по ролям; – участвовать в обсуждении прочитанного; – высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам. |
34. | Нравственность в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Характеристика героев произведения. | Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Знать содержание сказки. Уметь: – читать выразительно и осознанно текст сказки; – определять тему, главную мысль, моральную основу сказки; – читать по ролям; – участвовать в обсуждении прочитанного; – высказывать свое отношение к героям сказки и их поступкам. |
35. | Рассказ и мораль в басне И. А. Крылова «Лебедь, рак и щука». Сравнение басни и сказки. | Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль. Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Знать: – понятие «басня»; – басни И. А. Крылова. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст; – давать характеристику главным героям; |
36. | Басня А. Крылова «Стрекоза и Муравей». Структура басни, модель басни. | Басня. Ответы на вопросы по содержанию. Мораль. Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Знать: – понятие «басня»; – басни И. А. Крылова. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст; – давать характеристику главным героям; |
37. | Л. Н. Толстой для детей: сказки и басни. | Рассказы о самостоятельно выбранных произведениях Л. Н. Толстого. работа с книгой. Знать познавательные рассказы Л. Толстого, творчество писателя. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – различать жанры (рассказ, быль, стихотворение); – определять тему и главную мысль произведения; – давать характеристику главным героям произведения; – участвовать в обсуждении прочитанного; – отвечать на обобщающие вопросы по теме |
38. | Народная мораль в характере главных героев | Басня. Произведения о взаимоотношениях людей. Пересказ текста. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Знать: – понятие «быль»; – творчество Л. Толстого. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль; – давать характеристику главным героям; |
39. | Особенности сюжета рассказа Л. Н. Толстого «Филипок». | Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Уметь: – выделять особенности сюжета произведения; – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; |
40. | Л. Н. Толстой «Филипок». Подробный пересказ. |
41. | Л. Н. Толстой «Правда всего дороже», «Котёнок». Пересказ по коллективно составленному плану. | Научно-популярные произведения. Знать познавательные рассказы Л. Толстого, творчество писателя. Уметь: – читать выразительно, осознанно текст художественного произведения; – различать жанры (рассказ, быль, стихотворение); – определять тему и главную мысль произведения; |
42. | Обобщение по теме «Русские писатели». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). – давать характеристику главным героям произведения; – участвовать в обсуждении прочитанного; – отвечать на обобщающие вопросы по теме |
О братьях наших меньших (12 ч) |
43. | Знакомство с разделом «О братьях наших меньших». | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением, выбирать виды деятельности на уроке. | Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречии вость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания Формулировать несложные выводы,обос-новывать на тексте; находить аргуметры, под-тверждающие вывод. | Оценивать свой ответ, планировать возможный вариант исправления допущенных ошибок. Формирование умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата | Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника; Слушать и понимать речь других; пользовать ся приёмами слушания. Организация работы в парах и малых группах. | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев. Формулирова ние личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев Осознавать роль языка и речи в жизни людей; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
44. | Весёлые стихи о животных. А. Шибаев «Кто кем становится». Настроение стихотворения. | Воспринимать на слух прочитанное. Читать вслух с постепенным переходом про себя. |
45. | Тема заботы о животных. Б. Заходер «Плачет киска», И. Пивоварова«Жила-была собака…» Приёмы сказочного текста в стихотворении. | Чтение целыми словами. Выразительное чтение, осознанное правильное использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Понимание содержания литературного произведения. Уметь: – прогнозировать жанр поведения героев путем выбора произведения; – определять мотив правильного ответа из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – участвовать в анализе содержания; – оценивать события, поступки героев; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
46. | О братьях наших меньших. В. Берестов «Кошкин щенок». Заголовок стихотворения. | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения о поступках героев. Уметь: – выполнять творческую работу (сочинение сказок); – читать осознанно и выразительно текст художественного произведения; – определять его тему и главную мысль. |
47. | М. Пришвин «Ребята и утята». Подробный пересказ на основе плана. | Произведения классиков детской литературы о животных. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Уметь: – определять, от какого лица идет повествование; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня). |
48. | Тема заботы о животных. Е. Чарушин «Страшный рассказ». Герои рассказа. | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста. Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Знать понятие «логическое ударение». Уметь: – определять построение, характер текста; – использовать силу голоса для постановки логического ударения; – участвовать в диалоге; – формулировать и высказывать свое мнение о прочитанном по плану; – пересказывать текст. |
49. | Б. Житков «Храбрый утёнок». Нравственный смысл поступков. | Произведения классиков детской литературы о животных. Пересказ текста. Уметь: – объяснять авторское и собственное отношение к персонажам; – работать с иллюстрациями; – определять тему и главную мысль произведения; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
50. | В. Бианки «Музыкант» Подробный пересказ на основе вопросов. | Выразительное чтение, Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Уметь: – определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
52. | Точность и объективность создания картины природы в рассказе В. Бианки «Сова». | Выразительное чтение, Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Уметь: – определять эмоциональный тон персонажа; – проводить лексическую работу; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
53. | В. Бианки «Сова». Чтение по ролям. |
54. | Урок-обобщение по теме «О братьях наших меньших». | Произведения классиков детской литературы о животных. Составление обобщающих вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Знать произведения о животных. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – пересказывать, анализировать произведения. |
Из детских журналов. (9 ч) |
55. | Знакомство с разделом «Из детских журналов». Вопросы из детских журналов. | Прогнозировать содержание раздела. Придумывать свои вопросы по содержанию. | Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания Формулировать несложные выводы,обос-новывать на тексте;находить аргуметры,под-тверждающие вывод. | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. | Понимание границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания», и стремления к преодолению этого разрыва; |
56. | Д. Хармс «Игра». Игра в стихи. | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Знать: – названия детских журналов; – понятие «темп» чтения. Уметь: – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; – работать с иллюстрациями; – читать осознанно текст художественного произведения; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения. |
57. | Из детских журналов. Д. Хармс «Вы знаете». Ритм стихотворного текста. | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Знать: – названия детских журналов; – понятие «темп» чтения. Уметь: – устанавливать темп чтения от смысла читаемого; – работать с иллюстрациями; – читать осознанно текст художественного произведения; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные тексты. |
58. | Из детских журналов. Д. Хармс «Весёлые чижи». Заголовок. |
59. | Из детских журналов. Д. Хармс «Что это было?». Н. Гернет, Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог». | Знакомство с произведениями о приключениях. Работа над пониманием содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Знать: – названия детских журналов; – понятие «юмор» произведения. Уметь: – анализировать произведение; – определять средства художественной выразительности; – выразительно читать стихотворения наизусть. |
60. | Юмор в произведениях. Ю. Владимирова «Чудаки». Подбор заголовка в соответствии с содержанием. | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Осознанное чтение произведения. Черты юмористического в содержании. Уметь: – прогнозировать содержание текста по заголовку; – участвовать в диалоге; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
61. | Мораль в характере главных героев. А. Введенский «Учёный Петя». | Работа над пониманием содержания литературного произведения. Характеристика героев произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравствен-ных переживаний. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – характеризовать поступки героев, их моральные черты. |
62. | ПРОЕКТ «Мой любимый детский журнал» |
63. | Урок-обобщение по теме «Из детских журналов». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Рассказы о своих любимых детских журналах, рубриках в них. Знать названия детских журналов. Уметь: – представлять свой любимый журнал; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). |
Люблю природу русскую. Зима. (9 ч) |
64. | Знакомство с разделом «Люблю природу русскую. Зима» зимние загадки. | Прогнозировать содержание раздела | Освоение приёмов поиска нужной информации; Формулировать несложные выводы,обос-новывать на тексте;находить аргуметры,под-тверждающие вывод. | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществле ния; Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксиро вать тему (заголовок), ключевые слова. Активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познаватель ных задач; | Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; Обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения. Сформировы вать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительнос ти и принятия образца «хорошего ученика»; |
65. | Образ зимы в поэзии. Стихотворения И. Бунина, К. Бальмонта. Я. Аким «Первый снег». | Произведения о природе Иллюстрации о природе и их роль в понимании произведения. Работа над устным сочинением повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Знать произведения о зиме. Уметь: – определять средства художественной выразительности; – составлять мини-рассказ о зиме и зимних играх. |
66. | Природа в стихах. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…». Настроение стихотворения. | Произведения Ф. Тютчева о природе, зимнем времени года. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Знать понятие «звукопись». Уметь: – определять в тексте средства выразительности – звукопись; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – читать выразительно стихотворения наизусть. |
67. | С. Есенин «Поёт зима – аукает…». Слова, которые помогают представить зимние картины. | Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусств. Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу поэтического текста. Знать: – творчество С. Есенина; – понятие «звукопись». Уметь: – определять в тексте средства выразительности – звукопись; – читать стихотворные произведения наизусть. |
68. | С. Есенин «Берёза». Авторское отношение к зиме. | Работа с иллюстрациями, музыкальными произведениями и содержанием стихотворения в комплексе; выявление связи произведений литературы с другими видами искусств. Создание устного сочинения повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу поэтического текста. Знать: – творчество С. Есенина; – понятие «звукопись». Уметь: – определять в тексте средства выразительности – звукопись; – читать стихотворные произведения наизусть. |
69. | Русская народная сказка «Два мороза» Главная мысль произведения. Характеристика героев. | Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Работа над содержанием произведения. Выразительное чтение, Постановка вопросов по содержанию прочитанного, ответы на них. Уметь: – рифмовать слова, текст; – читать осознанно текст произведения; – делить текст на смысловые части; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на новогоднюю тему. |
70. | С. Михалков «Новогодняя быль». Особенности данного жанра. Чтение по ролям. |
71. | Поэтическое изображение зимы. А. Барто «Дело было | Работа над содержанием стихотворения о зиме; сопоставление иллюстрации с содержанием; роль иллюстрации в понимании произведения. Знать творчество А. Барто. Уметь: – определять тему и находить главную мысль произведения. |
72. | Урок-обобщение по теме «Люблю природу русскую. Зима». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о понравившемся произведении. Знать произведения о зимней природе. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – рассказывать об изображении зимнего времени года в произведениях; – читать стихотворные произведения о зиме наизусть (по выбору). |
Писатели – детям (17 ч) |
73. | Знакомство с разделом «Писатели-детям» | Прогнозировать содержание раздела | Освоение приёмов поиска нужной информации; Формулировать несложные выводы,обос-новывать на тексте; находить аргуметры,под-тверждающие вывод. Использование знаково-символических средств представления информации о книгах; | Формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результат. Формирова ние умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Умение договаривать ся о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; | Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художествен ного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на людей; анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; |
74. | Шутливое искажение действительности. К. И. Чуковский «Путаница». | Выразительное чтение, Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений. Уметь: – анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках; – определять тему и главную мысль произведения; – давать характеристику героям. |
75. | Загадки. Словесная игра в загадках-шутках. К. И. Чуковский «Радость». Рифма. | Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию; Малые фольклорные жанры. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Знать творчество К. И. Чуковского, содержание произведений. Уметь: – анализировать шутливое искажение действительности, словесные игры в загадках-шутках; – определять тему и главную мысль произведения; – давать характеристику героям. |
76. | Литературная сказка. К. И. Чуковский «Федорино горе». | Содержание литературного произведения, определение темы, главной мысли. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привле-чением текста произведения. Уметь различать народные и литературные сказки. Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Знать творчество С. Я. Маршака. Уметь: – анализировать юмористические стихотворения; – давать характеристику героям; – выразительно читать произведения; – отвечать на вопросы по прочитанному тексту. |
77. | Юмор в стихах. С. Я. Маршак «Кот и лодыри». Герои произведений |
78. | С. В. Михалков «Мой секрет». Эпическое стихотворение. | Знакомство с произведениями о детях, изображение в них радости, удивления, фантазии, непосредственнос ти. Знать творчество С. В. Михалкова. Уметь: – прогнозировать содержание произведения по названию; – анализировать юмористические стихотворения и произведения о животных; |
79. | С. В. Михалков «Сила воли». Содержание роизведения. | Знакомство с произведениями о детях, изображение в них радости, удивления, фантазии, непосредственнос ти. – определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии; – давать характеристику героям; – выразительно читать произведения; – отвечать на вопросы по прочитанному тексту. |
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, Оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; |
80. | Отношение человека к животным. С. В. Михалков «Мой щенок». | Знакомство с произведениями о животных. Выявление отношения автора к животным; комментирование прочитанного; выражение личного отношения к прочитанному. – определять оттенки радости и удивления, находить элементы фантазии; – давать характеристику героям; – выразительно читать произведения; – отвечать на вопросы по прочитанному тексту. |
81. | Поэтическая речь в произведениях. Выразительное чтение. | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Знакомство с юмористическими произведениями о детях. Знать творчество А. Барто. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – выразительно читать произведения наизусть. |
82. | Юмористические стихи. А. Л. Барто «В школу», «Вовка – добрая душа». | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Знакомство с юмористическими произведениями о детях. Знать творчество А. Барто. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – выразительно читать произведения наизусть. |
83. | Смешные и поучительные рассказы Н. Н. Носова. Составление рассказа о герое произведения. | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Знать творчество Н. Носова. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; |
84. | Составление плана к рассказу Н. Н. Носова «Затейники». | Пересказ текста. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
85. | Использование юмористического образа в рассказе Н. Н. Носова «Живая | Произведения классиков детской литературы о детях. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
86. | Юмор как добрый развлекающий смех. Н. Н. Носов «Живая | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
87. | Анализ произведения Н. Н. Носова «На горке». | Герои произведения. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
88. | Составление картинного плана к рассказу Н. Н. Носова «На горке». | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
89. | Урок – обобщение по теме «Писатели – детям». | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Осмысление цели чтения. Знать произведения для детей. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; |
Я и мои друзья. (10 ч) |
90. | Знакомство с разделом «Я и мои друзья». | Произведения о взаимоотношениях людей. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Уметь: – анализировать взаимоотношения героев; – читать осознанно текст художественного произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору). | Освоение приёмов поиска нужной информации; Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Формулировать несложные выводы,обос-новывать на тексте;находить аргуметры,под-тверждающие вывод. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания | Формирова ние умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктив но действовать даже в ситуациях неуспеха. Формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; Слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания. | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Развитие этических норм стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков. |
91. | Стихи о дружбе и друзьях. В. Берестов «За игрой». «Гляжу с высоты»; Э. Мошковская «Я ушел в свои обиды». |
92. | Общение и поступки детей. В. Лунин «Я и Вовка». | Произведения о взаимоотношениях детей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Уметь: – подбирать эпизоды из текста к иллюстрациям; – определять мотивы поведения героев путем выбора правильного ответа из ряда предложений; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
93. | Отношение детей в произведении. Н. Булгакова «Анна, не грусти!». | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события, их последовательность. Герои произведения. Знать понятие «логическое ударение». Уметь: – использовать силу голоса для постановки логических ударений и передачи характера текста; – объяснять авторское отношение к персонажам текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – оценивать события, героев произведения. |
94. | Анализ произведения. Н. Булгакова «Анна, не грусти!». Составление плана. | Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Пересказ текста. Уметь: – читать по ролям; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения. |
95. | Главная мысль произведения. Ю. Ермолаев «Два пирожных». | Произведения о взаимоотношениях людей. Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Уметь: – определять характер текста по заглавию; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – оценивать события, героев произведения; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные. |
96. | Отношения детей и взрослых. В. Осеева«Волшебное слово». Смысл названия рассказа. | Произведения о взаимоотношениях людей. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Герои произведения. Уметь: – выполнять творческий пересказ от лица автора и лица героев; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план. |
97. | Лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить. В. Осеева «Хорошее». | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Формулирование личной оценки, аргументация своего мнения с привлечением текста произведения или других источников. Уметь: – подбирать пословицы и поговорки к прочитанному произведению; – анализировать поступки главных героев; – пересказывать с опорой на картинный план; – делить текст на смысловые части. |
98. | Характеристика героев в произведении В. Осеевой «Почему?». | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Уметь: – прогнозировать жанр произведения; – определять мотив поведения героев путем выбора правильного ответа из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – оценивать события, героев произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
99. | Урок-обобщение по теме «Я и мои друзья». | Произведения о детях. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Выразительное чтение, Знать произведения о детях. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные; – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). |
Люблю природу русскую. Весна .(9 Ч) |
100 | Знакомство с разделом «Люблю природу русскую. Весна». Весенние загадки. | Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства. | Формулировать несложные выводы, обос-новывать на тексте; находить аргуметры, под-тверждающие вывод. Освоение приёмов поиска нужной информации; | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному Аргументация своей позиции. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках. Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы | Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистичес ких и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни |
101 | Настроение поэта в произведении. Ф. Тютчева «Зима недаром злится…» |
102 | Ф. Тютчев «Весенние воды» Приём контраста в создании картин зимы и весны. |
103 | Картины весны в стихотворениях А. Плещеева «Весна», «Сельская песенка». | Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства. |
104 | Приметы весны в произведениях С. Маршака «Снег уж теперь не тот», А. Блока «На лугу». | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Выразительное чтение, Знать приметы весны в произведениях. Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства. |
105 | И. Бунин «Матери», А. Плещеев «В бурю». Звукопись. | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Знать пословицы и поговорки о матери. Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – подбирать к прочитанным стихотворениям пословицы и поговорки; – анализировать средства художественной выразительности; – использовать связь литературы с разными видами искусства. |
106 | Способы изображения характера героя в произведениях Е. Благининой «Посидим в тишине», Э. Мошковской «Я маму мою обидел». | Произведения о детях. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению. Знать способы изображения характера героя в произведениях. Уметь: – выразительно читать стихотворения наизусть; – анализировать средства художественной выразительности. |
107 | ПРОЕКТ «Экскурсия к памятнику славы» |
108 | Разноцветные страницы. Обобщение по теме «Люблю природу русскую. Весна». | Произведения о природе. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусства. Знать произведения о весенней природе. Уметь: – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; |
И в шутку и всерьез (14 ч) |
109 | Знакомство с разделом «И в шутку и всерьёз». | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. Знать понятие «орфоэпическое чтение». Уметь: – читать орфоэпически; – читать по роля– определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения .м; | Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания Освоение приёмов поиска нужной информации; Формулировать несложные выводы,обос-новывать на тексте;находить аргуметры,под-тверждающие вывод. | Организовывать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом) | Использова ние различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопе диях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познаватель ными задачами; | Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
110 | Б. Заходер «Товарищам детям», «Что красивей всего?». Анализ заголовка. |
111 | Весёлые и смешные герои. Б. Заходер «Песенки Винни-Пуха». Чтение стихотворения на основе ритма. | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Знать творчество Б. Заходера. Уметь: – отвечать на вопросы по тексту; анализировать поступки героев; – выразительно читать стихотворения наизусть. |
112 | Образы сказочных героев. Э. Успенский «Чебурашка». Пересказ текста на основе вопроса. | Герои произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Пересказ текста. Знать: – творчество Э. Успенского; – образы сказочных героев. Уметь: – прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и – отвечать на вопросы по тексту; – анализировать поступки героев; – осознанно читать и делить текст на смысловые части; – пересказывать прочитанное; – выразительно читать стихотворения наизусть. |
113 | Юмор как добрый развлекающий смех. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой». Отношения к героям произведения. | Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Знать: – творчество Э. Успенского; – образы сказочных героев. Уметь: – прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и – отвечать на вопросы по тексту; – анализировать поступки героев; – осознанно читать и делить текст на смысловые части; – пересказывать прочитанное; – выразительно читать стихотворения наизусть. |
114 | Юмор в стихах Э. Успенского «Над нашей квартирой». | Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Знать: – творчество Э. Успенского; – образы сказочных героев. Уметь: – прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и – отвечать на вопросы по тексту; – анализировать поступки героев; – осознанно читать и делить текст на смысловые части; – пересказывать прочитанное; – выразительно читать стихотворения наизусть. |
115 | Э. Успенский «Память». | Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Знать: – творчество Э. Успенского; – образы сказочных героев. Уметь: – прогнозировать эмоциональный тон произведения по названию и – отвечать на вопросы по тексту; – анализировать поступки героев; – осознанно читать и делить текст на смысловые части; – пересказывать прочитанное; – выразительно читать стихотворения наизусть. |
116 | Юмористические стихотворения. В. Берестова «Знакомый», «Путешественники». Авторское отношение к изображаемому. | Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Знать творчество В. Берестова. Уметь: – анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; – выразительно читать стихи наизусть; – давать характеристику героям произведения; – отвечать на вопросы; – участвовать в обсуждении темы урока. |
117 | Характеры детей в стихах. В. Берестов «Кисточка», И. Токмакова «Плим». | Произведения о взаимоотношениях людей. Герои произведения. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Знать творчество В. Берестова. Уметь: – анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; – выразительно читать стихи наизусть; |
118 | Юмористические ситуации в стихах. И. Токмакова «В чудной стране». | Произведения современной отечественной литературы. Осознанное чтение доступных по объему и жанру произведений. Осмысление цели чтения. Уметь: – объяснять авторское отношение к героям; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – анализировать юмористические ситуации в стихотворениях; – оценивать события, героев произведения; – различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). |
119 | Способы общения героев. Г. Остер «Будем знакомы». | Произведения о взаимоотношениях людей. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Уметь: – выполнять творческие задания (пересказ в форме продолжения рассказа); – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать текст; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план;. |
120 | Восстановление последовательности событий. В. Драгунский «Тайное становится явным». | Произведения о детях. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Пересказ текста: последовательное воспроизведение содержания рассказа. Уметь: – определять характер произведения по рисункам; – работать с иллюстрациями; – читать осознанно текст художественного произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – читать стихотворные произведения наизусть. |
121 | В. Драгунский «Тайное становится явным». Пересказ текста на основе вопроса. |
122 | Обобщение по теме «И в шутку и всерьёз». Тестирование. | Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Выразительное чтение, Знать юмористические произведения для детей. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; |
Литература зарубежных стран (14 ч) |
123 | Знакомство с разделом «Литература зарубежных стран». Английские народные песенки и загадки. | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. | Освоение приёмов поиска нужной информации; Формулировать несложные выводы,обос-новывать на тексте;находить аргуметры,под-тверждающие вывод. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания | Организовы вать свое рабочее место под руководством учителя. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Формирова ние умения планировать, контролиро вать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) Готовность конструктив но разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов. Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение. Развитие этических норм стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. |
124 | Сходство русского фольклора с американской песенкой. Американская народная песенка «Бульдог по кличке Дог». | Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях). Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с американской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности. |
125 | Сходство русского фольклора с английским. Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». | Произведения зарубежной литературы. Правильность чтения: чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с английской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности. |
126 | Особенность народного французского фольклора. Французская народная песенка «Сюзон и мотылёк». | Произведения зарубежной литературы. Выразительное чтение, Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с французской песенкой; – анализировать средства художественной выразительности. |
127 | Особенность немецкого народного фольклора. Немецкая народная песенка «Знают мамы, знают дети». | Устное изложение по плану. Устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Знать понятие «рифма». Уметь: – находить сходство русского фольклора с немецкой песенкой; – анализировать средства художественной выразительности |
128 | Фантастические события в сказке Шарля Перро «Кот в сапогах». Сравнение героев русских и зарубежных сказок. | Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Герои произведения. Восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Знать творчество Ш. Перро. Уметь: – выделять эпизоды из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; |
129 | Хитрости героя сказки. Ш. Перро «Кот в сапогах». Составление вопросов по содержанию. | Произведения зарубежной литературы. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – различать сказки народные и литературные |
130 | Реальность шапочка». Творческий пересказ: дополнение содержания сказки. | Произведения зарубежной литературы. Содержание литературного произведения, тема, главная мысль. Выразительное чтение, Знать понятие «фантастика». Уметь: – анализировать мотивы поведения героев; – составлять план пересказа; – выделять эпизоды из текста; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – различать сказки народные и литературные. |
131 | Воспитание мудрости и смекалки. Г. Х. Андерсен «Принцесса на горошине». Герои зарубежных сказок. | Произведения зарубежной литературы. Участие в диалоге при обсуждении произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. Уметь: – участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения. |
132 | Противопоставление красоты внешней внутренней. Эни Хогарт «Мафин и паук». Герои сказок | Произведения зарубежной литературы. Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Выразительное чтение, соответствующих смыслу текста. Уметь: – анализировать образность художественной речи; – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему. |
133 | Эни Хогарт «Мафин и паук». Составление плана сказки для подробного пересказа |
134 | Юмор в стихах. | Произведения зарубежной литературы. Декламация (чтение наизусть) стихотворных произведений. Уметь: – определять эмоциональность характера текста; – читать выразительно и осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – читать стихотворные произведения наизусть. |
135 | Проект «Мой любимый писатель-сказочник» | Произведения зарубежной литературы. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения. Участие в диалоге при обсуждении прочитанных произведений. Знать литературные произведения зарубежных стран. Уметь: – читать осознанно текст художественного произведения; – определять тему и главную мысль произведения; – пересказывать; – делить текст на смысловые части, составлять его простой план; – составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; – оценивать события, героев произведения; – читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); – создавать небольшой устный текст на заданную тему; – различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня); – приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; |
136 | Обобщение по теме «Литература зарубежных стран». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России»
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс УМК «Школа России» ( 5 ч в неделю) 36 часов всего. Составлен по учебнику Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. голованов...
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 3 классУМК "Начальная школа XXI века"....
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс.Программа "Планета Знаний"...
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс
Календарно - тематическое планирование уроков литературного чтения 2 класс УМК "Перспектива"...
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Литературного чтения" 2 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Календарно-тематическое планирование уроков литературного чтения 1 класс. УМК " Школа России".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9365600","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"float: left; height: 112px; width: 70px;"}}]]Календарно-тематическое планирование урок...
Календарно тематическое планирование уроков литературного чтения 3 класс "Перспектива"
Календарно- тематическое планирование уроков литературного чтения "Перспектива"...