Урок по русскому языку «Состав слова Окончание» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему
Нестандартный урок с применением презентации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sostav_slova.docx | 61.56 КБ |
sostav_slova._okonchanie.pptx | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Сясьстройская средняя общеобразовательная школа № 1»
Волховского района Ленинградской области
Учитель начальных классов
Алексеева Наталья Владимировна.
Педагогический стаж – 36 лет.
Квалификационная категория –
высшая квалификационная категория
по должности «учитель».
Урок по русскому языку
«Состав слова Окончание»
(Образовательная система «Школа России» ФГОС)
Русский язык
Тема. Состав слова. Окончание.
Новое знание: окончание служит для связи слов ы предложении;
Слова в предложении связаны между собой по смыслу.
Проблема: на какой вопрос буде искать ответ?
Для чего служит окончание в слове?
Почему окончание изменяется?
Задачи урока: открыть новое знание;
Формировать умение правильно писать окончания в именах существительных;
Развивать умение разбирать слова по составу;
Совершенствовать знания и умения по теме «Части речи» (на уровне изученного), развивать орфографическую зоркость;
Формировать обще -учебные умения и способы действия:
- самостоятельно добывать знания;
- ставить и решать орфографические задачи;
- осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку;
- формировать санитарно- гигиенические навыки;
- воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
Тип урока: новое знание.
Вид урока: урок – беседа с решением проблемно – познавательных задач.
Технология: элементы технологии развивающего обучения и дифференцированного обучения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация по теме урока, учебник русского языка Зелениной
Знать по теме урока: правило об окончании имени существительного.
Уметь по теме урока: видеть, находить и выделять орфограмму окончание в имени существительном.
Ход урока
I. Работа над новой темой. (слайд 2) Декабрь – месяц зимний. В декабрь стоят сильные морозы. В конце декабрь все люди провожают старый год и встречают Новый год. Прочитайте с экрана запись. Что прочитали? (Текст) Докажите. (Этот текст о зимнем месяце декабре) Приятно и понятно вам было читать этот текст? (Нескладно звучат второе и третье предложения) С чем вы не согласны? (Во втором и третьем предложениях в существительном декабрь надо изменить на конце буквы) (слайд 3) Декабрь – месяц зимний. В декабрю стоят сильные морозы. В конце декабрём все люди провожают старый год и встречают Новый год. Я изменила в существительном декабрь на конце буквы. Ваше мнение? (Нескладно) Что же надо сделать, чтобы правильно подобрать и написать нужные буквы? Что будем для этого делать? Ваши предложения. (лову декабрь задать вопрос и изменить слово по смыслу предложения) Попробуйте самостоятельно исправит текст. Задание. Переписать текст. Перед словом декабрь записать вопрос, изменить окончание. Проверьте. (слайд 4) (Что?) Декабрь – месяц зимний. В (чём? Декабре стоят сильные морозы. В конце (чего?) декабря все люди провожают старый год и встречают Новый год. Что изменили у существительного декабрь? (Окончание) Для чего нужно было изменять окончание в слове декабрь? (Чтобы предложение имело смысл, и слова в предложении были связаны между собой по смыслу) О какой части слова сделали вывод? (Об окончании) Определите тему урока. (слайд 5) «Состав слова. Окончание» Попробуйте сформулировать правило об окончании, используя данный вывод. (слайд 6) Окончание – это часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении. Кто скажет, как выделяется окончание на письме? (Прямоугольником). Выделите окончание в существительном декабрь. Откройте учебник. Прочитайте правило, сравните с тем выводом, который сделали вы. II. Физкультминутка. Утром встал гусак на лапки, Приготовился к зарядке. Повернулся вправо, влево, Приседанье сделал справно, Клювиком почистил пух И скорей за парту – плюх. III. Закрепление изученного. 1. Прочитайте (слайд 7) В нашем городе Сясьстрой все любят … Сясь. Берег … покрыт мелким песком. За … находится комбинат. Все жители города Сясьстрой любят летом проводить время на … Сясь. Они там купаются и загорают. Какое задание вам можно предложить? (Восстановить текст). Что для этого надо сделать? (Подобрать недостающее слово. Определить связь слов в предложении) Каким образом? (В подобранном слове определить и написать окончание, задавая устно вопросы к этому слову) 2. Самостоятельная работа с деформированным текстом Выделить окончание в данном слове. (слайд 8) Проверьте. В нашем городе Сясьстрой все любят реку Сясь. Берег реки покрыт мелким песком. За рекой находится комбинат. Все жители города Сясьстрой любят проводить время на реке Сясь. Они там купаются и загорают. Какое слово подобрали? (Река). Почему? (Подходит по смыслу к этому тексту). Прочитайте получившийся текст, доказывая и называя окончания. Любят (что?) реку – окончание - у Берег (чего?) реки – окончание - и Находится (за чем?) за рекой – окончание - ой Любят проводить (на чём?) на реке – окончание - е Что изменяли в существительном река? (Окончание). Для чего вы это делали? (Чтобы восстановить связь слов в предложении, и чтобы был понятен текст). Тема этого текста? О чём? (В городе Сясьстрой есть река Сясь) Идея? Чему учит? (Любить свой край и гордиться им). Какой заголовок можно подобрать к этому тексту? (река Сясь) 3. Задание. Запишите слово река и определите: после какой части слова находится окончание. Разбор слова по составу. (слайд 9) Проверьте. река – окончание - а, после корня слова рек А в слове речушка? (слайд 10) Проверьте. Речушка – окончание – а, (нет речушки), основа слова – речушек-, корень слова – -реч-, суффикс - -ушк- После какой части слова находится окончание в слове речушка? (После суффикса) После какой части слова может находиться окончание? (слайд 11) Вывод Окончание может находиться как после корня, так и после суффикса. IV. Рефлексия. На сколько был интересным для вас урок? Оцените. V. Подведение итога урока. О какой части слова вы открыли новое знание? (Об окончании). Что такое окончание слова? (Окончание – изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса и служит для связи слов в предложении. На письме выделяется прямоугольником). VI. Домашнее задание Знать правило об окончании имени существительного. Выполнить № по желанию на изученное правило. | На слайде 1 напечатан текст Дети читают про себя. Один из учеников читает текст вслух. Во 2 слайде в существительном декабрь окончания изменены. Дети читают текст про себя. Один из учеников читает текст вслух. Высказывание детей. Дети перед словом декабрь пишут вопрос и изменяют окончания (работа в парах) Предложения детей. На слайде 4 – тема урока. Работа в парах по формулировке правила об окончании. Предложения детей. На слайде 5 правило об окончании. На слайде 6 – деформированный текст. Дети самостоятельно работают в своих тетрадях. Объясняют ученики. Самостоятельная работа. Объясняет один из учеников. Предложения учеников. Смайлики. Ответы учащихся. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русский язык
Декабрь – месяц зимний. В декабрь стоят сильные морозы. В конце декабря все л юди провожают старый год и встречают Новый год.
Декабрь – месяц зимний. В декабрю стоят сильные морозы. В конце декабрем все люди провожают старый год и встречают Новый год.
(Что?) Декабрь – месяц зимний. В (чём?) декабре стоят сильные морозы. В конце (чего?) декабря все люди провожают старый год и встречают Новый год.
«Состав слова. Окончание.»
Окончание – это часть слова, которая изменяется и служит для связи слов в предложении .
В нашем городе Сясьстрой все любят рек у Сясь. Берег рек и покрыт мелким песком. За рек ой находится комбинат. Все жители города Сясьстрой любят проводить время на рек е Сясь. Они там купаются и загорают.
река
Речушка
Окончание может находиться как после корня, так и после суффикса.
Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Разделительный мягкий знак» урок по русскому языку во 2 классе. Образовательная система «Школа России».
Цель: Обучение правописанию слов с разделительным мягким знаком.Задачи: Рассмотреть случаи правописания слов с разделительным мягким знаком. Учить разграничивать функции мягкого знака в словах. ...
Урок русского языка «Непроизносимый согласный в корне слова» (Образовательная система «Школа России» ФГОС)
Нестандартный урок с применением презентации....
План-конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России" ФГОС
План-конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России" ФГОС...
План-конспект урока по русскому языку в 1 классе по программе "Школа России" ФГОС
Урок русского языкав 1 «З» классе «Вежливые слова» Учитель начальных классов...
Конспект урока русского языка "Состав слова " 2 класс (УМК "Школа России")
Конспект урока может быть использован учителями , работающими по УМК "Школа России"...
Конспект урока по русскому языку «Части слова. Окончание», 2 класс, УМК «Развивающее обучение: система Д.Б.Эльконина – В.В. Давыдова»
Цели деятельности учителя: создание условия для формирования: представления об окончании как части слова; формирование умения находить окончание. Планируемые результатыПредметные знать...
Технологическая карта урока русского языка"Состав слова. Окончание"
Технологическая карта к уроку русского языка по теме: "Состав слова. Окончание" для 3 класса. Цель урока: знакомство учащихся с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложен...