Тематическое планирование по литературному чтению ПНШ 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) на тему

Третьякова Татьяна Владимировна

Тематическое планирование по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа" (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тематическое планирование91.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Берёзовская средняя общеобразовательная школа

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ Берёзовская СОШ      ________________

« __ » сентября 20___г

СОГЛАСОВАНО  

Зам. директора по УР      ___________________

« __ » сентября 20___ г.

Рассмотрено  

на заседании МО

протокол № ___

« __ » __________ 20___ г.

Рабочая программа учебного предмета

«___Литературное чтение____»

_3_ класс.

на 20____/20____ учебный год

                      Составитель программы:

                                           Третьякова  Т. В.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

20___ г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативное обеспечение  преподавания  предмета« Литературное чтение».

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12. 2009 г)
  • Закон  «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 1067 от 19.12.2012 г.  Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 год;
  • «Программы по учебным предметам» Москва. Академкнига/Учебник 2012 г, концепция учебно – методического комплекта «Перспективная начальная школа». Авторы программы «Литературное чтение» Н. А. Чуракова, О. В. Малаховская.
  • Учебный план ступени начального общего образования  МКОУ  «Берёзовская средняя общеобразовательная школа».
  • Локальный акт школы, «Положение о рабочей программе педагога начальных классов, работающего по ФГОС НОО».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Данная программа предназначена для 3 класса общеобразовательной школы.

Цель курса «Литературное чтение»

– формирование грамотного читателя, который может самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

Задачи:

  1. развитие умения различать разные нравственные позиции;
  2. воспитание чуткости к отдельной детали;
  3. развитие понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект;
  4. формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи;
  5. формирование умений анализировать текст, обсуждать его и защищать свою точку зрения

Программа учебного предмета «Литературное чтение. 3 класс» рассчитана на 1 учебный год.

Ценностные ориентиры учебного предмета

- ценность патриотизма, гражданственности – любовь к России, своему народу, краю, служению Отечеству;

-ценность нравственных чувств – нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; ответственность и чувства долга; забота и помощь; мораль, честность, щедрость. Забота о старших и младших; толерантность;

- ценность трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – уважение к труду, творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлѐнность и настойчивость; бережливость; трудолюбие;

- ценность природы, окружающей среды – родная земля; заповедная природа; экологическое сознание;

- ценность прекрасного – красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

Общая характеристика учебного предмета.

Методический комментарий: на уроках используется групповая работа, в парах, личностно – ориентированное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Виды речевой и читательской деятельности:

аудирование; чтение вслух; чтение про себя; говорение (культура речевого высказывания и речевого общения); письмо (культура письменной речи); работа с текстом художественного произведения; работа с учебными и научно- популярными текстами; формирование библиографической культуры.

Литературоведческая пропедевтика: работа с текстами разных видов и жанров литературы, работа с произведениями разных видов искусств.

Элементы творческой деятельности учащихся: интерпритация литературного текста, живописного и музыкального произведения.

Круг детского чтения: устное народное творчество, авторские произведения, литературные авторские произведения, разные виды книг.

Место учебного предмета в учебном плане.

В соответствии с Примерным учебным планом для общеобразовательных учреждений курс литературного чтения представлен в предметной области «Филология», изучается со2 по 4 класс по 4 часа в неделю.

Рабочая программа предмета рассчитана на 136 часов в год,  в неделю – 4 часа.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса:

Раздел "Виды речевой и читательской деятельности"

обучающиеся научатся:

- читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

- читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

- писать письма и правильно реагировать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника "Ключ и заря"

- называть имена писателей и поэтов - авторов изучаемых произведений, перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
- рассказывать о любимом литературном герое;

- выявлять авторское отношение к герою;

- характеризовать героев произведений, сравнивать характеры героев разных произведений;

- читать наизусть 6- 8 стихотворений разных авторов (по выбору);

- ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница "Содержание", иллюстрации)

обучающие в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

- составлять тематический, жанровый и монографический сборники произведений;

- делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

- самостоятельно читать выбранные книги;

- высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

- самостоятельно работать со словарями.

Раздел "Литературоведческая пропедевтика"

обучающиеся научатся:

- различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

- различать сказку и рассказ по двум основаниям (или одному из двух оснований): особенности построения и основания целевая установка повествования;

- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола (называем преувеличением), звукопись, контраст; фигуры: повтор)

обучающиеся получат возможность научиться:

- понимать развитие сказки о животных во времени и помещать изучаемые сказки на простейшую ленту времени;

-  обнаруживать "бродячие" сюжеты ("бродячие сказочные истории") в сказках разных народов мира.

Раздел "Элементы творческой деятельности учащихся"

обучающиеся научатся:

- понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

- эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления в устной речи;

- интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного)

- принимать участие в инсценировке (разыгрывание по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

-рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе "Музейный дом", слушать музыкальные произведения и сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

- устно и письменно (в форме высказываний и или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

Ожидаемые результаты формирования УУД.

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

- свободно ориентироваться в учебной книге: смогут читать язык условных обозначений, находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль(идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;

-работать с несколькими источникам информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

-  освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников – не используются).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

- в рамках коммуникации как сотрудничества:

- работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

- в рамках коммуникации как взаимодействия:

- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

- находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

- осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результат

Нормы оценивания достижений учащихся:

Контрольная проверка навыка чтения проводится на конец полугодия у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям:

-         беглость, правильность, осознанность, выразительность.

Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.

Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.

Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.

Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, безподсказок, знаетнаизусть, выразительно  читает.

Оценка "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

 Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

2.  Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка"3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

«ФГОС, нормы оценивания техники чтения в начальной школе».

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

Нормы техники чтения (слов/мин.) для классов возрастной нормы и классов расширенного обучения.

Классы

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

1

-

15 (25)

30 (40)

2

30 (40)

40 (50)

50(60)

3

50(60)

60 (70)

70 (80)

4

70(80)

80 (90)

90-100 (100- 110)

Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  2. неправильная постановка ударений (более двух);
  3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  4. непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  5. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  6. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  7. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  8. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  9. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  1. не более двух неправильных ударений;
  2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
  3. слов при чтении вслух;
  4. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  5. неточности при формулировке основной мысли произведения;
  6. нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

В государственных образовательных стандартах указываются следующие составляющие техники чтения на момент завершения начального образования:

  1. способ чтения – чтение целыми словами;
  2. правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  3. скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;
  4. установка на постепенное увеличение скорости чтения.

О чтении вслух говорится в разделе «Общеучебные умения и навыки»: формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.
В «Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу» указано, что выпускник начальной школы должен уметь читать осознанно текст про себя без учета скорости.

1-й класс

Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. 

2-й класс

Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя.
Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.  

3-й класс

Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

4-й класс

Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

ТЕМП И ОЦЕНИВАНИЕ ЧТЕНИЯ

1-й класс I четверть 5-10 сл/м II четверть 11-15сл/м III четверть16-24 сл/м  IV четверть 25-30 сл/м

2 класс 25-30 сл/м 31 -40 сл/м 41-45 сл/м 46-50 сл/м

3 класс 50-54 сл/м 55-60 сл/м 6 1-69 сл/м 70-75 сл/м

4 класс 70-74 сл/м 75-80 сл/м 81-90 сл/м 91 -95 сл/м

Объём, оцениваемый при выразительном чтении:

2 класс- 1/4 страницы 3 класс- 1/3 стр. 4 класс- 1/2 стр.

 Оценки выставляются, как за диктант (каллиграфия аналогична выразительности)

Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

– Литературное чтение: 3 кл.: учебник: в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

– Литературное чтение: 3 кл.: хрестоматия / О. В. Малаховская; под ред. Н. А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

– Литературное чтение: 3 кл.: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. В. Малаховская; под ред. Н. А. Чураковой. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

 

- Литературное чтение: 3 кл: методическое пособие /Н.А. Чуракова, О.В. Борисенкова, О.В. Малаховская – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

-Тематическое планирование по литературному чтению для 3 класс по системе учебников «Перспективная начальная школа» /Н.А. Чуракова

Тематический план.

№ п\п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Из них

Примечание

Изучение нового и закрепление

Контрольные, лабораторные

1

Учимся наблюдать и копим впечатления

23

23

-

2

Постигаем секреты сравнения

19

19

-

3

Пытаемся понять, почему люди фантазируют

14

14

-

4

Учимся любить

13

13

-

5

Набираемся житейской мудрости

11

11

-

6

Продолжаем разгадывать секреты смешного

14

14

-

7

Как рождается герой

20

20

-

8

Сравниваем прошлое и настоящее

22

22

-

Итого:

136

136


Календарно – тематический план.

№ урока п/п

№ урока по теме

Тема

урока

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды  контроля за уровнем усвоенного

Приме

чание

Учимся наблюдать и копим впечатления 23

1

1

Прием олицетворения на материале стихотворения С. Козлова «Июль». Иллюстрации Александра Герасимова «После дождя».

1

Знать понятие «олицетворение».

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь находить в тексте примеры использования олицетворения; работать с картиной; работать с толковым словарем

Выразительное чтение

2

2

Примы понимания прочитанного на материале Ю. Коваля«Березовый пирожок».

картины Марка Шагала «Окно в сад».

1

Знать понятие «репродукция».

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь давать характеристику герою-рассказчику; высказывать свое мнение; работать с толковым словарем; работать с картиной

Ответы на вопросы

3

3

Использование приемов сравнения, олицетворения В. Маяковский «Тучкины штучки». С. Козлов «Мимо белого…»

1

Знать понятие «сравнения».

Уметь находить в тексте сравнения; составлять предложения, используя прием сравнения

Чтение наизусть

4

4

Использование приемов сравнения, олицетворения С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…».

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов

(а не тематическое сходство).

Уметь работать с толковым словарем; высказывать свое мнение; анализировать средства художественной выразительности

Чтение наизусть

5

5

Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст. А. Пушкин «Вот ветер, тучи нагоняя…»,

1

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной

Проверка техники чтения

6

6

. Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст. А. Пушкин «Опрятней модного паркета…»

1

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной

Проверка техники чтения

7

7

Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст. В.Лунин «Идем в лучах зари».

1

Уметь находить и анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; с картиной

Выразительное чтение

8

8

Олицетворение. Хокку Дзёсо

и Басё. Вадим Шефнер «Середина марта»

1

Иметь представление о том, как записывается японское хокку.

Уметь видеть прекрасное в простом; сравнивать два произведения; находить олицетворения в хокку; работать с толковым словарем; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного

Чтение наизусть

9

9

Контраст. Хокку Басё.Поход в Музейный дом. Иллюстрация Игоря Грабаря «Мартовский снег»

1

Знать понятия «звукопись» и «контраст».

Уметь анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)

Выразительное чтение

10

10

Контраст, звукопись. Новелла Матвеева «Гуси на снегу». Поэтическая тайна хокку ЁсаБусон

1

Знать понятия «звукопись» и «контраст».

Уметь анализировать и выделять общее в произведениях разных поэтов, которые жили в разные времена и в разных странах; находить и анализировать средства художественной выразительности; анализировать иллюстрации. Иметь представление о единстве понятий «красота» и «любовь»; о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)

Выразительное чтение

11

11

Литературные повторы. Эмма Мошковская «Где тихий-тихий пруд…»   Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд»

1

Знать понятие «повтор».Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь делить произведение на смысловые части; отвечать на вопросы строчками из текста; работать с толковым словарем; работать с иллюстрацией; находить в тексте повторы

Чтение наизусть

12-13

12-13

Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст . С. Козлов «Сентябрь». С. Козлов «Как оттенить тишину»

2

Уметь анализировать наблюдения поэта; работать с толковым словарем; находить в тексте и называть средства художественной выразительности; анализировать поступки героев

Чтение по ролям

14

14

Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст. В. Берестов «Урок листопада»

1

Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке; объяснять, как последняя часть текста связана с первой; передавать при чтении атмосферу красоты и тишины осеннего леса

Выразительное чтение

15

15

Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст И. Бунин «Листопад»

1

Уметь делить текст на части; находить и объяснять сравнения; работать с толковым словарем; читать по цепочке

16

16

Записная книжка Кости Погодина

1

Уметь анализировать внутренний мир автора; подтверждать ответы строчками из текста; сочинять и записывать историю про какие-нибудь предметы; выполнять записи в записной книжке

Выразительное чтение

17

17

Приемы понимания почитанного «Учимся переживать красоту вместе». А. Пушкин «Зимнее утро»

1

Знать произведения А. С. Пушкина, понятие «строфа».

Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; работать с толковым словарем; определять количество строф в стихотворении; читать выразительно; анализировать чувства героя; находить в тексте контрасты; отвечать на вопросы

Чтение наизусть

18

18

Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст В. Берестов «Большой мороз»

1

Уметь работать с Толковым словарем; оценивать сравнения, которые придумал поэт; читать наизусть стихотворения

Выразительное чтение

19

19

Художественные приемы: сравнение, олицетворение, контраст В. Берестов «Плащ».

Иллюстрации Винсента Ван Гога «Ботинки», «Отдых после работы»

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство). Уметь работать с толковым словарем; делить текст на смысловые части; подтверждать ответы словами из стихотворения; видеть необычное в обычном

Выразительное чтение

20

20

Приемы понимания почитанного С. Козлов «Разрешите с вами посумерничать»

1

Уметь работать с толковым словарем; анализировать характеры героев; высказывать свое мнение

Пересказ текста по плану

21-22

21-22

Приемы понимания почитанного Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами». Иллюстрация Василия Поленова «Заросший пруд».

2

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).
Уметь анализировать состояние души автора текста; подтверждать свое мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией; работать с толковым словарем

Пересказ текста по плану

23

23

Приемы понимания почитанного  Хокку Ранран. Обобщение по теме: «Учимся наблюдать, и копим впечатления»

1

Знать изученные произведения раздела; способы раскрытия внутреннего мира лирического героя («героя-рассказчика», «автора») в стихотворных текстах: посредством изображения окружающего мира; через открытое выражение чувств.

Уметь выделять средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа: художественные приемы (олицетворение, сравнение, контраст, звукопись) и фигуры (повтор)

 ответы на вопросы

Постигаем секреты сравнения 19

24

1

Признаки сказки о животных Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства»

1

Знать сказки разных народов мира.

Иметь представление о том, что самые древние сказки объясняли, почему у животных именно такая внешность.

Уметь работать с толковым словарем; читать по ролям; отвечать на вопросы

Пересказ текста по плану

25

2

Особенности сказочных сюжетов Африканская сказка «Гиена и черепаха»

1

Иметь представление о том, что самые древние сказки постепенно изменялись.

Уметь работать с толковым словарем; определять, чему учит сказочная история; читать по ролям

Выразительное чтение

26

3

Особенности сказочных сюжетов Алтайская сказка «Нарядный бурундук»

1

Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково.

Уметь работать с толковым словарем; пересказывать текст

Выразительное чтение

27

4

 Особенности сказочных сюжетов Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»

1

Знать, что самые древние сказки у многих народов начинаются одинаково.

Уметь работать с толковым словарем; пересказывать текст

 Пересказ

28

5

Особенности сказочных сюжетов Шведская сказка «По заслугам расчет»

1

Знать особенности самых древних сказочных сюжетов

пересказ

29

6

Самые древние сказочные истории

1

Знать особенности самых древних сказочных сюжетов (историй) – их этиологический характер (объяснение причин взаимоотношений между животными и особенностей их внешнего вида).Иметь представление о простейшей ленте времени: самая древняя сказочная история, просто древняя и менее древняя сказочная история.

Уметь пользоваться библиотекой; выбирать нужные книги; составлять сборник сказок о животных, определять общую тему предложенных произведений

Пересказ текста по плану

30

7

Бродячие сказочные сюжеты Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»

1

Уметь работать с толковым словарем; анализировать поведение героев сказки; определять идею сказки; работать с фразеологическим словарем

Выразительное чтение

31

8

Бродячие сказочные сюжеты Корейская сказка «Как барсук и куница судились»

1

Уметь предположить концовку сказки; работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать содержание двух разных сказок

Пересказ текста по плану

32

9

Бродячие сказочные сюжеты Индийская сказка «О собаке, кошке

и обезьяне»

1

Знать особенности просто древних сказок – начинают цениться ум и хитрость героя (а не его физическое превосходство).

Уметь сравнивать сказочные истории по содержанию; работать с толковым словарем; сравнивать героев разных сказок по характеру; анализировать построение сказочных историй

Пересказ текста по плану

33

10

Бродячие сказочные истории в сказках о животных. Бродячие волшебные истории

1

Знать сказки о животных и волшебные сказки.Иметь представление о бродячих сюжетах (сказочных историях).

Уметь анализировать и сравнивать разные сказки

Ответы на вопросы

34

11

Бродячие сказочные сюжеты Индийская сказка «Золотая рыбка». Чем похожи бродячие сказочные истории?

1

Уметь определять, чем похожи бродячие сказочные истории; работать с толковым словарем; ориентироваться на странице «Содержание»

Выразительное чтение

35

12

Жанровые признаки сказки. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

1

Знать особенности менее древней сказки – ее нравоучительный характер: начинают цениться благородство героя, его способность быть великодушным и благородным.Иметь представление о том, что все бродячие сказочные истории похожи героями, событиями, поведением героев и построением сказок.

Уметь анализировать поступки героев; сравнивать построение

и содержание разных сказочных историй

Выразительное чтение

36

13

Жанровые признаки сказки Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»

1

Знать, что если сказка построена как цепочка, значит, в ней использовано построение самой древней сказки.

Уметь сравнивать просто древнюю сказку и менее древнюю сказку; доказывать отрывками из текста время создания сказки; читать по ролям

Пересказ текста по плану

37-38

14-15

Бродячие сказочные сюжеты Индийская сказка «Хитрый шакал»

2

Уметь работать с толковым словарем; находить в тексте самые главные слова; анализировать построение сказочной истории; давать характеристику героям произведения; определять время создания сказки

Выразительное чтение

39

16

Жанровые признаки сказки Сборник «Сказки народов мира»

1

Знать понятие «избранное»; как составляют сборники литературных произведений.Иметь представление о жанровом, тематическом и монографическом сборнике.

Уметь составлять сборник избранных произведений; пользоваться библиотекой; выбирать книги в соответствии с рекомендованным списком

Ответы на вопросы

40-41

17-18

 Жанровые признаки сказок о животных  Бурятская сказка «Снег и заяц».

Хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»

2

Знать понятие «лента времени»;

о развитии сказки о животных во времени.

Уметь анализировать тексты двух разных сказок; определять вид сказки (сказка о животных, волшебные сказки); ориентироваться по ленте времени; доказывать свой ответ

Пересказ текста по плану

42

19

Обобщение по теме: «Постигаем секреты сравнения»

1

Знать изученные произведения раздела.

Иметь представление о сказке как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира.

Уметь различать целевые установки жанра сказки; находить место сказки на ленте времени; читать и пересказывать сказки

Ответы на вопросы

Пытаемся понять, почему люди фантазируют 14

43

1

Приемы понимания прочитанного Фантазия. Новелла Матвеева «Картофельные олени»

1

Знать понятия «фантазия», «фантазер».

Уметь доказывать на примере стихотворения, что в основе фантазии могут быть такие приемы, как сравнение и олицетворение

Чтение наизусть

44

2

Приемы понимания прочитанного Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «О Зине, о еде, о корове и т. п.»

1

Уметь работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста; анализировать внутренний мир героя-рассказчика

Выразительное чтение

45

3

 Приемы понимания прочитанного Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Осенний кавардак»

1

Уметь работать с толковым словарем; объяснять название произведения; находить в тексте подтверждения того, что в доме кавардак; приводить примеры из текста; анализировать фантазии героя-рассказчика

Пересказ текста по плану

46

4

Приемы понимания прочитанного Саша Черный «Дневник Фокса Микки». Отрывок «Я один»

1

Уметь работать с толковым и фразеологическим словарями; ориентироваться в тексте; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать характер героя; выбирать книги для чтения

Выразительное чтение

47

5

Сравнительный анализ текстов Э. Мошковская «Осенняя вода»

1

Уметь работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения; определять, от какого лица идет повествование; отвечать на вопросы строками из текста

Выразительное чтение

48

6

Сравнительный анализ текстов О. Кургузов «Мальчик папа»

1

Уметь работать с толковым словарем; анализировать и объяснять название произведения

Выразительное чтение

49

7

Особенности жанров сказки, рассказа, небылицы. Приемы понимания прочитанного .

Т. Пономарева «Автобус»

1

Знать понятия «небылица», «сказка», «рассказ»; чем отличаются литературные жанры.

Уметь определять количество действующих лиц в произведении; анализировать характер героев; определять жанр произведения

Выразительное чтение

50-51

8-9

Особенности жанров сказки, рассказа, небылицы. Приемы понимания прочитанного .

Т. Пономарева «В шкафу». Э. Мошковская «Вода в колодце». Иллюстрация Павла Филонова «Нарвские ворота» и фотография Нарвских ворот

2

Знать, что в рассказе события

развиваются так, как в обычной жизни (то есть подчиняются случаю), а в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным законам.Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрациями; с толковым словарем; определять цель и идею текста; анализировать характер героев; видеть необычное в обычном; подтверждать свое мнение выдержками из текста; сравнивать героев рассказов Т. Пономаревой «В шкафу» и «Автобус»

Пересказ текста по плану

52

10

Приемы понимания прочитанного Герой-выдумщик. Б. Житков «Как я ловил человечков»

1

Знать, что самые обычные предметы становятся под взглядом поэта чудесными, полными неожиданностей.

Уметь анализировать название произведения; различать позиции автора и героя стихотворения; пользоваться толковым словарем для выяснения значения слов

Пересказ текста по плану

53-54

11-12

Приемы понимания прочитанного  Б. Житков «Как я ловил человечков»

2

Знать понятия «наблюдательность», «изобретательность».

Уметь различать понятия «фантазер», «выдумщик» и «обманщик»; подтверждать ответы строчками из произведения; анализировать черты характера главного героя

Выразительное чтение

55

13

Формирование умений осознанного выразительного чтения Тим Собакин «Игра в птиц»

1

Уметь работать с толковым словарем; читать по ролям; находить в тексте самые главные слова; подтверждать свое мнение строчками из текста; определять жанр произведения; анализировать внутренний мир автора

Пересказ текста по плану

56

14

Особенности поэтического мировосприятия К. Бальмонт «Гномы». Иллюстрация Василия Кандинского «Двое на лошади».

1

Знать изученные произведения раздела.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих

 к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характер героя-рассказчика

Чтение наизусть. Отвечать

на вопросы

Учимся любить 13

57-58

1-2

Приемы понимания прочитанного Т. Пономарева «Прогноз погоды», «Лето в чайнике». Иллюстрация Архипа Куинджи «Лунная ночь на Днепре».

2

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с толковым словарем; анализировать героев Т. Пономаревой; определять жанр произведения; находить

в тексте самое главное предложение; ориентироваться в тексте; объяснять название произведения; работать с иллюстрацией

Выразительное чтение

59

3

Характеристика героя. Маша Вайсман «Лучший друг

медуз»

1

Уметь анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя; обосновывать свое мнение; объяснять название произведения

Пересказ текста по плану

60-61

4-5

Характеристика героя В. Драгунский «Кот в сапогах»

2

Уметь анализировать характер героя-рассказчика; анализировать характер главного героя;

Выразительно читать

62

6

 Приемы понимания прочитанного.А Куприн «Слон»

1

Уметь работать с толковым словарем; находить ответы в тексте; зачитывать самые важные слова из текста; анализировать поступки героев

Пересказ текста по плану

63

7

 Приемы понимания прочитанного. А Куприн «Слон»

1

Уметь ориентироваться в тексте; наблюдать за поведением главных героев рассказа; анализировать чувства героев

Выразительное чтение

64-65

8-9

Приемы понимания прочитанного А. Куприн «Слон»

2

Уметь пересказывать произведение; делить текст на части; составлять план

Пересказ текста по плану

66

10

Сравнительный анализ произведения К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

Уметь работать с толковым словарем; внимательно и осознанно читать произведение; анализировать внутренний мир героев произведения; определять жанр

Выразительное чтение

67

11

Сравнительный анализ произведения К. Паустовский «Заячьи лапы»

1

Уметь работать с фразеологическим словарем; анализировать характеры героев; сравнивать две истории спасения в рассказе «Слон» и в рассказе «Заячьи лапы»; приводить примеры из обоих рассказов, что желание спасти кого-то требует очень больших усилий, упорства и настойчивости

Ответы на вопросы

68

12

Формирование умений осознанного выразительного чтения С. Козлов «Если меня совсем нет». Иллюстрация Огюста Ренуара «Портрет Жанны Самари

1

Знать понятие «диалог».Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь определять настроение произведения; читать по ролям; определять жанр произведения; подбирать новые названия сказки; доказывать свое мнение; работать с иллюстрацией

Выразительное чтение

69

13

Обобщение по теме: «Учимся любить». Письмо в клуб.

1

Знать изученные произведения раздела.

Уметь пользоваться библиотекой; выбирать необходимые книги; ориентироваться на странице «Содержание»; составлять сборники народных сказок, сборник произведений Сергея Козлова, сборник японской поэзии, сборник стихов под названием «Времена года»

Ответы на вопросы

Набираемся житейской мудрости 11

70

1

Жанровые признаки  басни. Эзоп «Рыбак и рыбешка», «Соловей и ястреб».

1

Знать жанр басни; понятия «повествование», «мораль».

Уметь пользоваться этимологическим словарем; сравнивать басню и сказку; находить вывод в басне; анализировать события в басне

Выразительное чтение

71

2

Композиционные особенности басни. Эзоп «Отец и сыновья», «Быки и лев»

1

Иметь представление о двучленной структуре басни: сюжетная часть (история) и мораль (нравственный вывод, поучение).

Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль

Выразительное чтение

72

3

 Композиционные особенности басни. Эзоп. Ж Лафонтен «Волк и журавль»

1

Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль

Выразительное чтение

73

4

Композиционные особенности басни. Эзоп Ж. Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях» Выставка рисунка.

1

Уметь определять тему басни; находить две части в басне; подбирать пословицы к литературному произведению; сравнивать две басни; формулировать общую мысль

Выразительное чтение

74

5

Лента времени литературных произведений

1

Иметь наглядно-образное представление о линейном движении времени путем помещения произведений фольклора (сказок, созданных в разные периоды древности) на ленту времени,а также путем помещения авторских литературных и живописных произведений на ленту времени.

Уметь размещать литературные произведения на ленте времени

Ответы на вопросы

75

6

Самостоятельная жизнь басенной морали: сходство с пословицей. Эзоп «Ворон и Лисица». Контраст в описании внешности. И. Крылов «Ворона и лисица»

1

Иметь представление о самостоятельной жизни басенной морали: сходство с пословицей.

Уметь использовать пословицу «к слову», «к случаю»: для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации; подбирать пословицы для иллюстрации сказочных и басенных сюжетов

Выразительное чтение

76

7

Происхождение сюжетной части басни из сказки

о животных. Эзоп «Лисица и виноград». И. Крылов «Лисица и виноград». Иллюстрация В. Серова

1

Знать понятие «обстоятельства».

Иметь представление о происхождении сюжетной части басни из сказки о животных.

Уметь сравнивать две басни; находить мораль в басне; объяснять мораль басни; подбирать пословицы к литературному произведению; работать с иллюстрацией

Выразительное чтение

77

8

Жанровые признаки басни6 какой смех вызывает басня, мораль басни И. Крылов «Квартет». Иллюстрация В. Серова

1

Знать о международной популярности жанра басни и о развитии этого жанра во времени: Эзоп, Ж. Лафонтен, И. Крылов, С. Михалков, Ф. Кривин.

Уметь анализировать басни; работать с толковым словарем; подбирать пословицы к басне

Ответы на вопросы

78

9

Сравнительный анализ басни И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

1

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям.

Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени

Выразительное чтение

79

10

Жанровые признаки басни И. Крылов «Волк и журавль»

1

Знать, что героями басни становятся животные, а мораль басни обращена к людям.

Уметь сравнивать басни И. Крылова; находить и объяснять значение морали в басне; располагать басни на ленте времени

Выразительное чтение

80

11

Жанровые отличия сказки о животных, басни и бытовых сказок. Каша из топора, Солдатская шинель, Волшебный кафтан

1

Знать изученные произведения раздела; басни современных авторов.

Уметь пользоваться библиотекой; выбирать книги для чтения; располагать литературные произведения на ленте времени; подбирать пословицы к литературным произведениям

Ответы на вопросы

Продолжаем разгадывать секреты смешного 14

81

1

Приемы понимания прочитанного.Л. Каминский «Сочинение "Как я помогаю маме"»

1

Уметь объяснять значения слова; выделять секреты смешного в произведении; указывать, над чем смеется автор; ориентироваться в тексте

Выразительное чтение

82

2

Разные аспекты смешного И. Пивоварова «Сочинение». Отрывок из книги
«О чем думает моя голова. Рассказы Люси Синицыной, ученицы 3-го класса»

1

Уметь делить текст на смысловые части; находить строчки в тексте, которые вызывают смех; перечитывать смешные фрагменты

Выразительное чтение

83

3

Выделение в текстах приемов, которые делают текст смешным М. Бородицкая «На контрольной».

1

Уметь анализировать поведение и характер героя стихотворения; читать наизусть

Выразительное чтение

84-85

4-5

Выделение в текстах приемов, которые делают текст смешным Н. Носов «Мишкина каша»

2

Уметь анализировать поведение и характер героя стихотворения;

Пересказ

86

6

Выделение в текстах приемов, которые делают текст смешным Л. Яковлев «Для Лены». М. Яснов «Подходящий угол»

1

Уметь разгадывать секрет смешного в литературном произведении; анализировать поведение и характер героя стихотворения

Выразительное чтение

87

7

Приемы понимания прочитанного Н. Тэффи «Преступник»

1

Уметь работать с толковым словарем; определять возраст героя; находить в тексте контраст; подтверждать свои ответы отрывками из текста; объяснять значение и смысл выделенных фрагментов в тексте

Выразительное чтение

88-89

8-9

Приемы понимания прочитанного Н. Тэффи «Преступник»

2

Уметь анализировать поведение и характер героя; находить в тексте самые смешные строчки; объяснять название текста; сопоставлять название произведения с последним абзацем текста

Пересказ

текста по плану

90

10

Жанровые отличия небылицы, сказки, рассказа: назначение жанра, построение К. Чуковский

«От двух до пяти»

1

Уметь выделять черты детской наблюдательности в литературных произведениях; находить строки, которые вызывают смех; анализировать причину смешного

Выразительное чтение

91

11

Жанровые отличия небылицы, сказки, рассказа: назначение жанра, построение Г. Остер «Вредные советы».

Т. Пономарева «Помощь»

1

Уметь отвечать на вопросы по тексту; объяснять название произведения; определять, с чьей точки зрения автор дает такие советы; определять жанр произведения

Выразительное чтение

92

12

Приемы понимания прочитанного В. Драгунский «Ровно 25 кило»

1

Знать приемы смешного: путаница, преувеличение.

Уметь анализировать поведение и характеры героев; делить текст на смысловые части; понимать секрет смешного в литературном произведении

Пересказ текста по плану

93

13

Приемы понимания прочитанного В. Драгунский «Ровно 25 кило»

2

Уметь объяснять название произведения; ориентироваться в тексте; находить ответы на вопросы в тексте

Выразительное чтение

94

14

Обобщение по теме: «Продолжаем разгадывать секреты смешного»

1

Знать изученные произведения раздела.

Уметь открывать секреты смешного; различать композицию сказки и рассказа (на уровне наблюдений): жесткая заданность сказочной композиции и непредсказуемость композиции рассказа

Ответы на вопросы

Как рождается герой 20

95

1

Тема и главная мысль текста. Приемы понимания прочитанного Что характерно для сказочного героя. Б. Заходер «История гусеницы»

1

Знать понятие «сказочный герой»; знать, что герои многих сказок ведут себя сходным образом.

Уметь определять, кто является сказочным героем; анализировать сказки русские народные и современные авторские

Выразительное чтение

96

2

Краткий пересказ текста Б. Заходер «История гусеницы». Юнна Мориц «Жора Кошкин»

1

Уметь определять тему каждой смысловой части текста; указывать главную мысль литературного произведения; сравнивать темы разных частей текста; сравнивать между собой строчки, выделенные одинаково

Выразительное чтение

97

3

Характеристика героя Б. Заходер «История гусеницы». Л. Яхнин «Лесные жуки»

1

Уметь анализировать характер героя; работать с деформированным текстом; делить текст на смысловые части; придумывать название каждой части текста

Выразительное чтение

98

4

Главная мысль и тема текста Б. Заходер «История гусеницы»

1

Уметь составлять план; пересказывать текст по плану; анализировать шуточные стихотворения

Пересказ текста по плану

99

5

Черты героя авторской сказки Б. Заходер «История гусеницы»

1

Уметь работать с фразеологическим словарем; ориентироваться в тексте; определять главную мысль текста; работать с толковым словарем; анализировать, изменился ли характер (поведение и речь) героя

Выразительное чтение

100

6

Черты героя авторской сказки М. Яснов «Гусеница – бабочке». Иллюстрация Станислава Жуковского «Плотина».

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста; проводить исследование, является ли герой произведения сказочным героем; работать с иллюстрацией; следить за чтением учителя

Выразительное чтение

101-102

7-8

Черты героя рассказа.С. Махоткин «Самый маленький»

2

Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста;

Выразительное чтение

103-104

9-10

Черты героя рассказа Л. Муур «Крошка енот и тот, кто сидит в пруду»

2

Уметь анализировать шуточные стихотворения; определять тип текста;

Выразительное чтение

105

11

Приемы понимания прочитанного Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Знать понятия «герой рассказа», «пейзажное описание», «описание-натюрморт».

Уметь делить текст на смысловые части; объяснять поведение героя, опираясь на выделенные слова; определять особенности характера и мира чувств главного героя рассказа; проводить сравнительный анализ характеров героев

Выразительное чтение

106

12

Сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Уметь указывать способы выражения авторской оценки в рассказе (портрет героя, характеристика действий героя, речевая характеристика, описание интерьера или пейзажа, окружающего героя)

Пересказ текста по плану

107

13

Черты героя рассказа Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Знать понятие «внутренний мир героя».

Уметь анализировать слова автора; ориентироваться в тексте; определять, какие чувства испытывает герой в различных ситуациях

Выразительное чтение

108

14

Приемы понимания прочитанного Н. Гарин-Михайловский «Детство Темы»

1

Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе поведение героя зависит от его внутреннего мира

Выразительное чтение

109

15

Характеристика героя Л. Пантелеев «Честное слово»

1

Уметь работать с толковым словарем; определять внутренний мир героя; объяснять название рассказа

Пересказ текста по плану

110

16

Характеристика героя Л. Пантелеев «Честное слово»

1

Уметь сравнивать героя сказки
и героя рассказа; читать по ролям; высказывать свое мнение; анализировать слова автора

Выразительное чтение

111

17

Характеристика героя Л. Пантелеев «Честное слово».

. Иллюстрация Огюста Ренуара «Девочка с лейкой».

1

Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрацией; анализировать характеры героев произведения

Пересказ текста по плану

112

18

Н. Некрасов «На Волге»

1

Уметь работать с толковым словарем; определять отношение героя к природе; находить в тексте сравнения; ориентироваться в тексте; объяснять выделенное в тексте выражение

Выразительное чтение

113

19

Черты настоящего героя Н. Некрасов «На Волге». Иллюстрация Арсения Мещерского «У лесного озера».

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать литературное, художественное и музыкальное произведения по содержанию

Выразительное чтение

114

20

Обобщение по теме: «Как рождается герой»

1

Знать, что в сказке поведение героя подчиняется определенным правилам, сказочной традиции, а в рассказе оно зависит от его внутреннего мира; изученные произведения раздела

Ответы на вопросы

Сравниваем прошлое и настоящее 22

115

1

Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей  Иллюстрация Бориса Кустодиева «Масленица». Слушаем музыку Н. Римского-

Корсакова

1

Иметь представления о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).Уметь работать с иллюстрацией; сравнивать художественные и музыкальные произведения о народных праздниках

Ответы на вопросы

116

2

Характеристика героя. Приемы понимания прочитанного К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Уметь анализировать характер и поведение героев произведения; определять жанр произведения; высказывать свое мнение; ориентироваться в тексте

Выразительное чтение

117

3

Характеристика героя. Приемы понимания прочитанного К. Паустовский «Растрепанный воробей»

1

Уметь определять время действия событий в тексте; сравнивать внешний облик героев произведения

Выразительное чтение

118

4

Характеристика героя. Приемы понимания прочитанного К. Паустовский «Растрепанный воробей»

2

Уметь работать с толковым словарем; определять главное чудо в рассказе; ориентировать в тексте; высказывать свое мнение

Пересказ текста по плану

119

5

Характеристика героя. Приемы понимания прочитанного К. Паустовский «Растрепанный воробей». Иллюстрации Владимира Боровиковского, Зинаиды Серебряковой

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия

Ответы на вопросы

120

6

Приемы понимания прочитанного Ю. Коваль «Под соснами». Выставка рисунка.

1

Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия

Ответы на вопросы

121

122

123

7

8

9

Приемы понимания прочитанного К. Паустовский «Стальное колечко». Выставка рисунка.

3

Уметь работать с иллюстрациями; раскрывать внутренний мир героев, живущих в разные столетия

Ответы на вопросы

124

10

Прошлое и настоящее: обстоятельства жизни, переживания А. Пушкин «Цветок»

1

Знать произведения А. С. Пушкина.

Уметь анализировать внутренний мир героя-рассказчика; ориентироваться в тексте; характеризовать чувства людей, живших в прошлых веках

Выразительное чтение

125

11

Сравнительная характеристика героев рассказа А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

Уметь пользоваться толковым словарем; предполагать возраст героев; сравнивать содержание двух рассказов о семье; сравнивать характеры героев произведения

Выразительное чтение

126

12

Приемы понимания прочитанного А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Телеграмма»)

1

Уметь анализировать внутренний мир героев рассказа; пересказывать текст; ориентироваться в тексте

Пересказ текста по плану

127-128

13

14

Характеры героев в развитии А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Дорога к отцу»)

2

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

Выразительное чтение

129

15

Сравнительная характеристика героев рассказа А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот и приехали»)

1

Уметь пересказывать текст от третьего лица; высказывать свое мнение; подтверждать ответы строчками из текста

Выразительное чтение

130

16

Приемы понимания прочитанного А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

1

Выразительное чтение

131

132

17

18

Сравнительная характеристика героев рассказа А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Одни в лесной сторожке»)

2

Уметь высказывать свое мнение о прочитанном; объяснять название рассказа; анализировать внутренний мир героев

Проверка техники чтения

133

19

А Приемы понимания прочитанного. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»)

1

Выразительное чтение

134

20

Приемы понимания прочитанного А. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок «Вот оно – счастье!»).. Иллюстрация Константина Юона «Весенний солнечный день. Сергиев Посад».

1

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство).

Уметь работать с иллюстрацией; делить текст на смысловые части; озаглавливать части; сравнивать художественные и музыкальные произведения

Пересказ текста по плану

135

21

Обобщение по теме: «Сравниваем прошлое и настоящее»

1

Знать изученные произведения раздела.

Иметь представление о том, что сходство и близость произведений, принадлежащих к разным видам искусства, – это сходство и близость мировосприятия их авторов (а не тематическое сходство)

Ответы на вопросы

136

22

Прошлое и настоящее: постоянство в природе и чувствах людей

1

Уметь писать письмо в клуб «Ключ и заря»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное пл...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. Школа России.34 нед.* 3 =102 ч ...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению 1 класс (В.А. Лазарева)

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению (развивающая ОС Л.В. Занкова учебник В.А. Лазаревой ). В планировании представлен базовый и надбазовый уровень, базовые и надбазовые понят...