Конспект урока по литературному чтению "Петька на даче" Л.Н.Андреева
учебно-методический материал по чтению (4 класс) по теме
Данный урок проводится в 4 классе по системе Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_-_kopiya.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Два мира(мир парикмахерской и мир дачи) в рассказе Л. Андреева
"Петька на даче"
Цель: сравнить два мира: живой, сияющий мир дачи и мёртвый,
затхлый мир парикмахерской.
Вспомните название нашего раздела. | Авторская литература: время во власти человека. |
Чему он был посвящен? | Время подвластно писателям и поэтам. Они могут его остановить и запечатлеть в своих произведениях, возвращая нас туда, где им было хорошо. |
С какими произведениями познакомились? | Дж. Родари"Старинный календарь Планеты Новогодних ёлок" А.Вознесенский "тихо-тихо", Ф.Тютчев "Весенние воды", Н.Матвеева "В лощинах...", Б.Пастернак "Опять весна".А.Ахматова "Перед весной бывают дни такие" |
Откройте учебник в начале новой главы и внимательно рассмотрите рисунок шмуцтитула. Что вы видите? | |
Как вы думаете, чему будет посвящена эта глава? | детям |
Теперь прочтите название новой главы и соотнесите её с рисунками шмуцтитула. Что нас ожидает? | Совершим путешествие в прошлое |
Как можно оказаться в прошлом? |
|
Какое слово свяжет обе темы? И это слово будет ключевым в новом разделе. | время |
Что значит слово" время"? | |
Мы услышали много разных толкований слова. Но где можно уточнить его значение? | |
Давайте прочитаем словарное толкование: слайд | 1.Продолжительность, длительность чего-нибудь измеряемая секундами, минутами, часами. 2.Промежуток разной длительности ,в который совершается что-нибудь; последовательная смена часов, дней, лет. (Хорошо провести время) 3.Пора дня, года. (Вечернее время) |
Вспомните, какие существуют пословицы и поговорки с этим словом? | |
Где ещё можно встретиться с этим словом вне толкования словаря? | В решении задач |
И так, нам предстоит окунуться в прошлое вместе с героями рассказа "Петька на даче" | |
Как вы думаете, чему может быть посвящен рассказ вот с такой обложкой? | Рассказ о жизни мальчика |
Кто будет главным героем рассказа? | Мальчик Петя |
Какие вопросы вы хотели бы задать автору перед прочтением? |
|
Ну а чтобы правильно понять задумку автора и верно ответить на поставленные вопросы, нам нужно узнать немного о жизни Л.Андреева. Для этого совершим виртуальное путешествие в дом-музей Леонида Андреева открытый в 1991г. |
Родился Леонид Николаевич Андреев в г. Орёл в 1871. Перед нами дом, в котором прошли детские годы писателя. 21 августа 1991 года, в день его 120- летнего юбилея, здесь был открыт музей. Родители с трудом выбились из нищеты, благодаря тому, что отец получил место в банке, купил дом, начал обзаводиться хозяйством. Его уважали за необыкновенную физическую силу и чувство справедливости. Мать была женщиной малообразованной, но наделена даром рассказчика. Она рассказывала детям выдуманные истории, и отделить быль от небылицы было невозможно. Дар слова Леонид Николаевич почувствовал в себе ещё в гимназии. Он списывал задачки у друзей, взамен писал за них сочинения, но мечтал не о литературе, а о живописи и с увлечением занимался рисованием. Был студентом юридического факультета. |
Подскажите, сколько лет прошло со дня первого опубликования рассказа? | 113 лет |
2.Первое прочтение с.56-59 Так кто же стал главным героем рассказа, подтвердилось наше предположение или нет? | Мальчик Петя |
Что Петя делает в парикмахерской ? | Обучается ремеслу |
Какие чувства вызывает образ Петьки? Почему? | жалость |
Разве та работа, которую выполняет Петька, является трудной и непосильной? | Он вынужден выполнять одну и ту же работу, которая не связана с освоением парикмахерского дела. Жизнь его бесцветна и однообразна. |
Как бы вы описали жизнь мальчика? Какая она? Набросайте прилагательные. | Скучная, серая, однообразная, неинтересная, беспросветная |
Подтвердите словами из текста. | |
Кто работает и живёт с Петькой в парикмахерской? | |
Какой он ? Опишите его. | |
Сравните свое описание с описанием автора. Зачитайте. | |
Кто ближе вам? Почему? | |
Можно ли Николку назвать отрицательным героем? | Тот кто считает Николку отрицательным героем |
Но ведь в каждом человеке есть положительные качества. Какие качества были у Николки? | Оказывает покровительство Петьке. в Николке нет безразличия к жизни..как у Петьки |
Попробуйте представить себя в этой парикмахерской. Опишите её. Какие чувства вы испытываете находясь в ней? |
|
3 .с.59-68 Как выдумаете, бывал ли Петька на даче? | |
С какого момента Петька стал ощущать себя по другому? | Уже на вокзале |
Как Петька стал осваиваться на новом месте? | Медленно, постепенно проникая в тайны этого мира |
Теперь представьте себя на месте Петьки на даче. Какие чувства испытывает сейчас? Опишите. | |
А какие чувства испытывает сам Петька? Зачитайте отрывки из текста. | Другое место, куда ему всегда хотелось уйти,-уже найдено |
Сделайте вывод. | |
Совпали ли ваши личные впечатления с впечатлениями Петьки? Почему? | |
Чем закончилось пребывание Петьки на даче? | |
Выберите пункты, по которым вы смогли бы объяснить почему Петьке не хотелось возвращаться. | слайд |
4.Нам предстоит очень интересная работа с синквейном. Синквейн -слово происходит от слова пять. Стихотворение из пяти строк, которое строится по особым правилам. | слайд |
Выберите себе тему синквейна . Это может быть дача или парикмахерская. Используя правила синквейна раскройте выбранные темы. | |
Какие особенности жизни в парикмахерской и жизни на даче вы постарались отобразить в своих синквейнах? | |
Какую концовку рассказа придумали бы вы, если бы были автором этого произведения? | Если не успеют д.з.мини -сочинение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"
На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...