Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Урок литературного чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_a.s.pushkina.doc | 93 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 14
г.о. Жигулевск Самарской области
Урок литературного чтения
по сказкам А.С. Пушкина
« Что за прелесть эти сказки!»
Разработала:
Калинкина Елена Викторовна
учитель начальных классов
УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
ПО СКАЗКАМ А.С. ПУШКИНА
«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»
В 3 КЛАССЕ
Цели: познакомить детей с фактами биографии поэта;
закрепить у учащихся знание сказок А.С. Пушкина;
развивать познавательные способности детей: образное мышление,
воображение, память, внимание;
расширить кругозор детей, воспитывать интерес к творчеству
А.С. Пушкина.
Оборудование: презентация «Что за прелесть эти сказки»;
выставка книг со сказками поэта;
рисунки детей к произведениям А.С. Пушкина;
конверт с заданиями «Сказочные объявления»;
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
(СЛАЙД 1)
-Тема нашего урока «Что за прелесть эти сказки!»
Ваш милый образ снится мне,
С пером, бумагой, при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт,
Любимый с ранних детских лет.
-О каком великом поэте идет речь?
II. Вступление.
(СЛАЙД 2)
Сегодня мы будем говорить о творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Великий русский поэт А.С. Пушкин родился в Москве два века назад. С раннего детства он был окружён заботой и вниманием родителей. Но особенно заботилась о нём его няня - простая крестьянка, мастерица петь песни, рассказывать сказки. Говор у неё был особый певучий, она «окала». Маленький Саша очень любил свою няню и называл её ласково матушкой.
- А кто из вас знает, как звали няню поэта?
Когда Александр Сергеевич был совсем ещё маленьким ребёнком, родители между собой говорили только по-французски и маленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя француза ему нанял. А всё же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнёт она сказки рассказывать, так он и не шелохнётся, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете.
- Назовите их.
(СЛАЙД 3)
(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о золотом петушке»)
- Сегодня мы проведём литературный турнир по сказкам А.С. Пушкина
-Вы сели по звеньям. Перед уроком мы вспомнили правила работы в группе, чтобы вы их не забыли эти правила лежат у вас на парте в виде памятки.
III. РАЗМИНКА.
- Начнём с разминки. Звенья отвечают по очереди и быстро. За каждый правильный ответ, получаете жетон. Если звено затрудняется ответить на вопрос, то вопрос переходит к следующей группе.
1. Когда родился А.С. Пушкин?
(6 июля 1799г)
2. Где родился поэт?
(в Москве)
3. Сколько лет жили старик со старухой у самого синего моря?
(30 лет и 3 года)
4. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его дома нет?
(«Кри-ку-ку. Царствуй лёжа на боку!»)
5. Откуда эти строки?
«Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного?»
(«Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»)
6. О каком времени года идёт речь в начале «Сказки о мёртвой царевне и 7 богатырях»?
(О зиме)
7. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
(«Дурачина ты, простофиля»)
8. Какое приданое приготовил царь-отец царевне в «Сказке о мёртвой царевне и 7 богатырях»?
(«Семь торговых городов да 140 теремов»
9. Сколько раз кидал старик невод?
(3 раза)
10. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне?
(«Весть царевну в глушь лесную и, связав её живую,
под сосной оставить там, на съедение волкам»)
IV. Этапы турнира.
Задание №1. «Телеграммы»
- Ребята, сегодня мы получили необычные телеграммы. Эти телеграммы не читают, а слушают. Определите из каких сказок пришли к нам телеграммы?
(СЛАЙД 4)
«Сказка о царе Салтане…»
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о золотой рыбке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
«Сказка о золотом петушке»
Задание №2. «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОЕДИНОК»
(СЛАЙД 5)
- А сейчас мы проведем «литературный поединок». По одному участнику от каждого звена читают стихотворение А.С. Пушкина.
Задание №3. «Наливные яблочки»
- В Лукоморье созрели наливные яблочки, но не простые, а волшебные, чтобы их взять, нужно ответить на вопрос.
(СЛАЙД 6)
1. С каких слов начинается «Сказка о попе и о работнике его Балде»?
(Жил-был поп, толоконный лоб.)
2. Последнее желание сварливой старухи? (Стать владычицей морскою.)
(СЛАЙД 7)
3. Верный страж царя Дадона?
(Петушок.)
4. Изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по свету?
(Монеты.)
5. Чем потчевали старуху бояре да дворяне в царских палатах?
(Заморскими винами, печатными пряниками.)
ФИЗПАУЗА
(СЛАЙД 8)
Движения под музыку.
1. Закрываем и открываем глазки.
2. Повороты головой.
3. Руки в стороны, попеременно.
4.Повороты туловищем, руки на пояс.
5. Наклоны вперед.
6. Ноги в стороны, попеременно.
7. Повороты вокруг себя.
Задание №4. «Назови сказку»
- Кот ученый принес нам конверты со сказками А.С.Пушкина и заданием. Один представитель звена выбирает конверт. Вы должны выразительно прочитать отрывок из сказки и назвать ее правильно.
(СЛАЙД 9)
«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идет,
Бочка по мору плывет.
Словно горькая вдовица
Плачет, бьется в ней царица ...» «Сказка о царе Салтане…»
(СЛАЙД 10)
«Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей…» «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
(СЛАЙД 11)
«Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить…» «Сказка о золотом петушке»
(СЛАЙД 12)
«Нужен мне работник:
Повар, конюх и плотник.
А где найти мне такого
Служителя не слишком дорогого ?» «Сказка о попе и о работнике его Балде»
(СЛАЙД 13)
«Старичок к старухе воротился,
Что ж? пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным…» «Сказка о рыбаке и рыбке»
Задание №5. «КРОССВОРД» и «СКАЗОЧНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ»
(СЛАЙД 14)
- В Лукоморье много загадок, вот и мы сейчас разгадаем загадки в виде кроссворда. Вопросы будут задаваться каждому звену по очереди, если звено затрудняется ответить, то право ответа переходит следующему звену.
«Кроссворд»
По вертикали:
1. Слушай: платить обязались черти
Мне … до самой смерти. (Оброк)
2. А … над морем опять шумит,
Да чертям верёвкой грозит. (Балда)
3. Раз он в море закинул … ,
Пришёл … с одною тиной. (Невод)
4. Ветер по морю гуляет
И … подгоняет. (Кораблик)
5. Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька … . (Черномор)
11. И соседи присмирели,
Воевать уже не смели,
Таково им царь Дадон
Дал … со всех сторон. (Отпор)
12. И послушалась … ,
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько. (Волна)
13. Пристают к заставе гости,
… Гвидон зовёт их в гости. (Князь)
По горизонтали:
4. И жених сыскался ей
… Елисей. (Королевич)
6. Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: … вам уж будет. (Изба)
7. Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая … . (Нора)
8. … песенки поёт,
Да орешки всё грызёт. (Белка)
9. Сказка - ложь, да в ней … ,
Добрым молодцам урок. (Намёк)
10. Ах ты, мерзкое … ,
Это врёшь ты мне назло! (Стекло)
13. Глядь: опять перед ними землянка,
А перед нею разбитое … . (Корыто)
14. Ей в приданое дано
Было … одно. (Зеркальце)
«Сказочные объявления»
(резерв)
Нам пришел первый выпуск газеты «Волшебные известия», который полностью посвящён публикациям сказочных объявлений.
- Кто мог дать такое объявление?
1) Предлагаю свои услуги: работаю за 7-х. Могу:
- запрягать лошадь;
- топить печь;
- закупать продукты на рынке;
- печь яйца, варить кашу;
- нянчить детей.
Мой адрес … .
(Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2) На работу в лесопункт требуются:
- повар;
- конюх;
- плотник.
Выплачиваются премиальные и вознаграждение по итогам работы за год.
Мой адрес … .
(Поп. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3) Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:
- соболя, чёрно-белые лисицы;
- чистое серебро;
- злато.
И всё это по доступным ценам! «Пальмира» ждёт Вас!
Адрес фирмы … .
(Корабельщики. «Сказка о царе Салтане»)
4) Тем, кто интересуется жилплощадью! Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату. В горнице имеется:
- кругом лавки, крытые коврами;
- под святыми стол дубовый;
- печь с лежанкой изразцовой.
Мой адрес … .
(«Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»)
5) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как:
- укусы правого и левого глаза;
- волдыри на носу.
Начало ближайших занятий … .
(«Сказка о царе Салтане»)
6) Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить?
Наш адрес … . Обращаться к … .
(Царица-мачеха из «Сказки о
мёртвой царевне и 7 богатырях»)
7) Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес … .
(«Сказка о золотом петушке»)
8) Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом?
Обращаться к … .
(Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»)
V. Подведение итогов литературного турнира.
(СЛАЙД 15)
- Подошёл к концу наш урок. Давайте подведём итоги.
Домашнее задание
«Зашифрованный герой»
(СЛАЙД 16)
- А сейчас вам предлагается расшифровать героя сказки А.С. Пушкина. Узнайте героя и назовите, из какой он сказки.
Д | Ч | Е | Р | А | Р | Г | П | У | Ш | З | В |
А | Д | О | Л | У | И | В | Е | Т | О | К | Е |
Л | П | Н | О | Р | Ц | И | Н | Б | Д | А | З |
Е | О | П | М | О | А | Д | О | А | Л | О | Д |
Б | Б | А | Б | А | Х | Ч | Е | Р | Н | Т | О |
Е | Д | Ь | А | Р | И | А | К | В | А | Е | Ч |
Чернавка, Дадон, Бабариха, Лебедь, поп, петушок, звездочёт, баба, Гвидон
Приложение
№1
«В синем небе звезды блещут, В синем море волны плещут, Туча по небу идет, Бочка по мору плывет. Словно горькая вдовица Плачет, бьется в ней царица ...» | «Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла, Поднялась - и расцвела, Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого И жених сыскался ей, Королевич Елисей…» |
«Смолоду был грозен он И соседям то и дело Наносил обиды смело; Но под старость захотел Отдохнуть от ратных дел И покой себе устроить…» | «Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого ?» |
«Старичок к старухе воротился, Что ж? пред ним царские палаты, В палатах видит свою старуху, За столом сидит она царицей, Служат ей бояре да дворяне, Наливают ей заморские вины; Заедает она пряником печатным…» |
№2
Д | Ч | Е | Р | А | Р | Г | П | У | Ш | З | В |
А | Д | О | Л | У | И | В | Е | Т | О | К | Е |
Л | П | Н | О | Р | Ц | И | Н | Б | Д | А | З |
Е | О | П | М | О | А | Д | О | А | Л | О | Д |
Б | Б | А | Б | А | Х | Ч | Е | Р | Н | Т | О |
Е | Д | Ь | А | Р | И | А | К | В | А | Е | Ч |
№3
Правила работы в группах
1. Активное участие каждого;
2. Ответственного назначает капитан;
3. Обращение по имени;
4. После времени обсуждения – тишина!
5. Выслушивать мнение каждого;
6. Уметь договариваться
Интернет ресурсы
Сборник сказок А.С. Пушкина. Иллюстрации В. Назарука.
Иллюстрации И. Билибина
http://images.yandex.ru/yandsearch?text= &stype=image&lr=11132&noreask=1 - рисунки
http://skaz-pushkina.ru/audio.html - аудисказки
http://www.artportret.ru/?page=24 - портреты
http://www.bibliopskov.ru/html2/arina.htm
http://clubs.ya.ru/4611686018427418420/posts.xml?tag=7330717
http://old.nkj.ru/cgi/naukaaa4a.html?02+0408+02408028+html
http://belaveda.my1.ru/load/ - песни
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Урок литературного чтения во 2 классе "Народная мораль и нравственность в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "Народная мораль и нравственность в сказке А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"...
презентация к уроку литературного чтения в 3 классе Г. Фаллада "История про мамину сказку"
Презентация к уроку литературного чтения в 3 классе по УМК "Гармония" на тему: Г. Фаллада. "История про мамину сказку"...
Открытй урок литературного чтения по произведениям В.Даля "Снегурочка" и русской народной сказки "Снегурочка"
Автор: Черентаева Людмила Ивановна...
Урок литературного чтения для 3 класса по теме "А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди». Язык народной и литературной сказки. Характеристика героев"
Урок литературного чтения для 3 класса по УМК "Перспектива"...
ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.
Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....