Конспект урока литературного чтения В. Драгунский "Друг детства" (УМК "Школа 2100)
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме
Учить читать - такую задачу поставила я перед собой, предполагая, что чтение художественного текста - процесс медленный, потому что читает ребенок в режиме диалога с автором (думает над смыслом слов, находит и задает вопросы, отвечает на них, проверяет себя, включает свое воображение, прогнозирует, соразмышляет и сопереживает).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v._dragunskiy.ppt | 1.66 МБ |
prilozhenie.doc | 30.5 КБ |
konspekt_uroka.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Приложение
Описание педагогических идей и инициатив
Учить читать - такую задачу поставила я перед собой, предполагая, что чтение художественного текста - процесс медленный, потому что читает ребенок в режиме диалога с автором (думает над смыслом слов, находит и задает вопросы, отвечает на них, проверяет себя, включает свое воображение, прогнозирует, соразмышляет и сопереживает). Такое чтение предусматриваю на 2-м этапе работы с художественным текстом «Работа с текстом во время чтения» (после первичного прочтения).
По ходу (повторного) чтения задаю уточняющие вопросы на понимание, регулярно возвращаю детей к их предположениям, как только текст дает возможность их подтвердить. Вопросы, заданные мной по ходу чтения, - это вопросы к автору, ответы на них нужно искать или в уже прочитанной части текста, или в той, которую еще нужно прочитать ... Таким образом дети видят суть процесса «вчитывания» в текст и сами участвуют в нем.
Опираясь на знания возрастных особенностей детей 6-7 лет, как можно более дробно разделила текст на смысловые части:
1) Мне приспичило стать боксером.
2) Я обиделся.
3) Мама что-то придумала.
4) Я очень обрадовался.
5) И вдруг я вспомнил ...
б) Я никогда не буду боксером.
В этом случае, по моему мнению, детям будет легче не «потерять» в ходе диалога содержание текста.
Вопросы, предлагаемые учащимся, условно разделяю на следующие группы:
1) Вопросы на выяснение понимания детьми фактического содержания. (Кем «приспичило» стать герою?)
2) Выяснение представлений детей о данном факте. (Что, по мнению героя, ему было необходимо, чтобы стать боксером?)
3) Вопросы на выяснение причинно- следственных и других связей. (Почему папа со смехом отказал мальчику?)
4) Оценочные вопросы. (Каким, по- вашему, был этот мальчик?)
5) Вопросы, обращающие внимание детей к языку и художественным особенностям текста. (Почему Драгунский пишет о своем герое, что ему «приспичило стать боксером»? Сравните: «Он решил стать боксером». Какая разница?)
6) Обобщающие вопросы. (Почему он раздумал быть боксером?)
7) Вопросы на установление ассоциативных связей с опытом учащихся.
(Кого бы вы могли назвать другом детства?)
8) Вопросы концептуального характера. (Кого, по мнению автора, можно считать настоящим другом детства?)
Лингвист И.Р. Гальперин пишет о трех уровнях информации в художе-
ственном тексте: фактуальном (прямой ответ всегда содержится в тексте;
отвечая на такой вопрос, ребенок, как правило, цитирует текст и говорит неполными предложениями), подтекстовом (ответ спрятан между строк) концептуальном (совокупности всех его смыслов, идей).
Взяв эти умозаключения за основу, определяю, что мои вопросы групп 1-2 носят фактуальный характер и уместнее будут при проверке восприятия – текста.
Вопросы второго уровня сложности (подтекстового) - это вопросы, относящиеся в первую очередь к группам 3- 5. Они - в основном и задаются детям в ходе аналитического перечитывания.
На этапе обобщения используются главным образом вопросы групп 6 - 8.
Уточняющий вопрос ко всей части – это вопрос оценочного, причинного, обобщающего характера. И характер вопросов, и их количество, безусловно, определяет сам текст.
Зная, что авторская позиция чаще всего спрятана в подтексте, обращаю внимание детей на авторские намёки, «спрятанные» в тексте.
Данный урок литературного чтения рассматриваю как коммуникативное событие – встречу читателей с автором, которая может что-то изменить в личности ребенка.
«Вспомните начало рассказа: когда Дениска чуть не расплакался из-за папиного насмешливого отказа, он с удовольствием принял мамину жалость и помощь. Как маленький»
А в конце - ему не нужны мамины жалость и готовность утешить - он взрослеет!)
Чтобы ребенок захотел себя изменять, учить, мне как учителю, важно понимать то, что только в определенных условиях может произойти это изменение, «взращивание» себя, формирование и взросление читателя и человека. Позиция ребенка никак не может быть пассивной, ведь только в созидании, в действии рождается творческая неповторимая личность, индивидуальность.
Предварительный просмотр:
Тема: В. Драгунский. «Друг детства»
Цель урока: Формирование вдумчивого читателя;
Задачи урока:
Образовательная:
- Познакомить с творчеством В. Драгунского;
- Совершенствовать навыки правильного, выразительного чтения,
- Учить понимать содержание и смысл текста, отвечать на вопросы по содержанию, высказывать свои суждения о прочитанном;
Развивающая:
- Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас, познавательные и творческие способности учащихся;
Воспитательная:
- Воспитывать нравственные качества учащихся.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Планируемые результаты:
Единицы содержания | Предметные результаты | Метапредметные результаты |
1. Виды речевой деятельности | Освоение способа чтения | |
Способ чтения Текст Интонация, ее компоненты. | -знание понятий «тон», «пауза», «абзац»; «заглавие» и др. -умение выделять ключевые слова текста; -умение находить фрагменты текста; -умение применить открытый способ чтения на новом тексте | Познавательные умения -умение находить информацию; -умение представлять информацию в разной форме. Коммуникативные умения -умение четко и грамотно выражать свои мысли; -умение аргументировать своё мнение; -умение принимать позицию другого. Регулятивные умения - умение контролировать способ чтения других учеников; - умение находить ошибки и неточности в процессе чтения; - умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове). |
2. Литературо-ведческая пропедевтика | Освоение способов понимания литературного текста (первичного анализа и интерпретации) | |
Жанры Тексты в разной форме: прозаический и поэтический. | -умение отвечать на вопросы по заданной теме; -умение находить доказательства своей мысли в тексте; | Познавательные умения -умение находить ошибкоопасное место, выделение которого связано с недостатком информации. Коммуникативные умения -умение задавать вопросы; -умение отвечать на вопросы. |
Герой произведения определенного жанра | -знание понятия «герой произведения»; -умение распознавать героя произведения по характеристикам, данным автором; -умение выявлять авторское отношение к герою; -умение сравнивать особенности поведения двух героев. | Познавательные умения -соотнесение разных видов информации (текстовой, визуальной). Коммуникативные умения -умение аргументировать своё мнение; |
3. Творческая деятельность | Освоение способов создания собственного текста в форме развернутого ответа на вопрос | |
Развернутый ответ на вопрос | -умение создавать в устной речи развернутый ответ на вопрос по заданной теме; -умение определять по критерию «точность и неточность ответа» по заданной теме. | Познавательные умения -умение находить информацию; Коммуникативные умения -умение четко и грамотно выражать свои мысли в развернутом ответе; умение аргументировать своё мнение в развернутом ответе; умение принимать позицию другого. Личностные результаты -умение выражать свои ценностные ориентиры в собственном развернутом ответе по заданной теме. |
4. Работа с информацией | Знакомство с правилами обращения с книгой, учебниками; элементами книги (обложка, корешок, переплёт, титульный лист, содержание или оглавление, аннотация, предисловие, сведения о художниках-иллюстраторах, иллюстрация). | Познавательные умения -умение выбирать информацию. Коммуникативные умения -умение задавать вопрос, связанный с поиском нужной информации; -умение принимать позицию другого. Личностные результаты -умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный или выбранный материал; -умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей. |
Организация пространства
Межпредметные связи. интеграция | Формы работы | Ресурсы |
Окружающий мир. Опора на жизненный опыт детей. | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в смешанных парах (в группах) | УМК «Школа 2100» Учебник «Капельки солнца» |
Ход урока:
- Организационный момент. Мотивация к деятельности.
Речевая разминка.
- Прочитайте слова:
Как можно назвать одним словом? Какие стихи об игрушках знаете вы? |
Сообщение целей урока
Сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе.
Познакомимся с одним мальчиком и узнаем о том, какая у него была любимая игрушка. Расскажет нам о нём замечательный детский писатель Виктор Драгунский.
- Актуализация знаний и индивидуальное затруднение в пробном действии.
Вступительное слово учителя.
Драгунский родился в ноябре 1913 г., прожил 58 лет, всего 12 лет работал в детской литературе, но остался в нашей памяти её классиком. Он родился за океаном, в Америке, но детство прошло в белорусском городе Гомеле. Виктор Юзефович – детский писатель. Он часто выступал по радио со своими рассказами, нередко бывал в школах, детских домах, интернатах, библиотеках.
Драгунский часто получал письма и всегда старался ответить. Он учил детей быть добрыми, учил помогать друг другу, различать хорошее от плохого. Его рассказы читали ваши родители, думаю, они очень интересны и вам. Одним из героев был озорной мальчишка Денис (сын писателя). |
Чтение текста учителем. Пауза для обдумывания, переживания впечатлений.
Обсуждение впечатлений. Вам понравилась эта история?
- Кто хочет почитать рассказ ещё раз?
3. Построение проекта выхода из затруднения.
Повторное чтение рассказа учащимися с комментированием.
Текст рассказа:
Когда мне было лет шесть или шесть с половиной, я совершенно не знал, кем же я в конце концов буду на этом свете.
- О чем говорят слова «совершенно не знал»? Мне все люди вокруг очень нравились и все работы тоже. То я хотел быть астрономом, то мечтал стать апитаном дальнего плавания, а на другой день мне уже приспичило стать боксером.
- Что интересного в профессии астронома, капитана? -Что значит «приспичило»? Сравните: «Он решил стать боксёром? Какая разница? Вдумайтесь в эти слова. Увлечения мальчика были серьёзными? Долгими? Например, решив стать астрономом, он стал изучать звезды? Нет, конечно. Сегодня одно, а завтра другое. Каким же был Дениска в свои 6 лет? (Увлекающимся фантазером, но его увлечения часто менялись). 4. Реализация построенного проекта. |
Я сказал папе:
- Папа, купи мне грушу!
- Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассмеялся:
- Нет, папа, не такую! Не съедобную грушу! Ты, пожалуйста, купи мне обыкновенную кожаную боксерскую грушу!
- Ты спятил, братец, - сказал папа. - Перебейся как-нибудь без груши. И он оделся и пошел на работу.
-Почему папа со смехом отказал сыну?
Я на него обиделся за то, что он мне так со смехом отказал. И мама сразу же это заметила и сказала: |
И вдруг мама достала со дна корзинки здоровущего плюшевого мишку. Она бросила его мне на диван и сказала:
- Вот, это тот самый, что тебе тетя Мила подарила. Тебе тогда два года исполнилось. Хороший мишка, отличный. Погляди, какой тугой! Живот какой толстый! Ишь, как выкатил! Чем не груша? Еще лучше!
ФИЗМИНУТКА «Груши – боксёры»
5. Первичное закрепление во внешней речи.
- Что заметила мама?
-Почему автор говорит, что мама «копалась» в корзине, а не «искала»? (оттенок пренебрежения)
Что такое «утиль»?
Можно ли считать мишку утилем, ведь он лежал в корзине вместе с другим хламом? (Да, мама его не «посадила», а «бросила» на диван и вообще, «чем не груша»?).
Я очень обрадовался, что мама так здорово придумала. И я устроил мишку поудобнее, чтоб мне сподручнее было тренироваться и развивать силу удара.
Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один его собственный, а другой - из пуговицы от наволочки. И он расставил ноги и выпятил мне навстречу живот. И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как я с этим мишкой ни на минуточку не расставался, и сажал его рядом с собой обедать, и кормил его с ложки манной кашей. У него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, хоть той же кашей или вареньем. И я его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки. Я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, а я хочу тренировать об него силу удара. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
Это было давно. А сейчас? Почему мишка сидит и улыбается? О чем он думает? (Он рад, что его достали из хлама и он встретился с Дениской.) Почему он смеётся своими разными глазами?
Что чувствует мальчик? (Жалость, стыд. Он чувствует себя виноватым, что чуть не предал своего друга детства.)
- Ты что? - сказала мама.
- Что с тобой?
А я не знал, что со мной, я долго молчал и я задрал глаза к потолку, чтобы слезы вкатились обратно. И потом, когда я скрепился немного, я сказал:
- Ты о чем, мама? Со мной ничего... Просто я раздумал. Просто я никогда не буду боксером.
- Мама заметила, что сын расстроился? Почему он заплакал? Почему спрятал слезы? 7. Включение в систему знаний и повторение. | |
- Прочитайте пословицы: - О чём они? - У каждого человека должен быть друг. Кого можно назвать другом? - Как бы вы поступили, если друг вас предал? |
- Рефлексия учебной деятельности.
-Изменилось ли ваше отношение к мальчику в конце рассказа?
-Как бы вы отнеслись к Дениске, если бы он всё же сделал мишку боксёрской грушей, предметом для отработки силы удара?
- Останется ли в вашей памяти этот рассказ? Почему?
- Вырастет ли Дениска настоящим другом?
- Кого можно назвать «другом детства»?
Домашнее задание.
Перечитать рассказ В. Драгунского « Друг детства».
Нарисовать мишку, каким вы его представляете по описанию В. Драгунского.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе "Школа 2100".
Конспект урока соответствует требованиям ФГОС....
Конспект урока литературного чтения во 2 классе (Образовательная система «Школа 2100» авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева). Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»
Урок 4. Тема раздела: «Там, на неведомых дорожках...»Тема урока: Русские народные сказки. Сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо».Цели:– формируем умение отвечать на вопросы по прочитанному...
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир.
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по программе "Школа 2100":С.Есенин «Белая береза» А. Фет «Печальная береза».Два поэта - два взгляда на мир. ...
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей».
Конспект урока литературного чтения в 1 классе по программе «Школа 2100». Тема урока: Г.Цыферов «Про друзей»....
Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Тема урока литературного чтения : "Недолгая красота весны"Николай Сладков "Бегство цветов"...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
конспект урока литературного чтения с презентацией " Стихи А.К.Толстого и А. Плещеева о природе" 4 класс программа "2100"
Конспект урока литературного чтения с презентацией по теме " Стихи А. К. Толстого и А. Плещеева о весне" в 4 классе по учебнику Р. Н. Бунеева....