Урок литературного чтения. Волшебные сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Харченко Наталья Викторовна

Работа со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.

Цели:

обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;

выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;

формировать у детей умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок;

работать над техникой чтения;

расширять кругозор детей и обогащать их словарный запас;

воспитывать чувство любви к творчеству А. С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_chteniya_.docx45.47 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебные сказки А.С. Пушкина

"Сказка о рыбаке и рыбке"

Учитель начальных классов

МБОУ гимназия №5 г. Воронежа

Харченко Наталья Викторовна

Цели:

Образовательные:

  • познакомить с биографией и сказками А. С. Пушкина,
  • формировать умение выразительно читать, анализировать текст,

Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.

Воспитательные: воспитывать культуру общения, умение не поддаваться чужому влиянию.

Оборудование:

  • Кац Э.Э. учебник “Литературное чтение”, 2 класс, Изд. “Астрель” 2012
  • Наглядный материал на доске.
  • Цветовые кружки, рыбки для каждого ученика из цветного картона.
  • Компьютер, проектор.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

а) Итак, друзья, внимание.
   Прозвенел звонок,
   Садитесь поудобнее,
   Начнем же наш урок.

Прежде чем мы начнём серьёзную работу, выполняем упражнения на развитие артикуляционного аппарата.

- Упражнения для языка (вращение, “маятник”)

- Упражнения для губ (“пятачок- улыбка”)

- “Радиотеатр”: озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка).

Выполняем упражнения на развитие дикции:

произнесение одной и той же скороговорки с разными интонациями (удивление, огорчение, радость).

 б)  Работа со стихотворением.

Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы.

- Прочитать орфографически.

- Прочитать выразительно.

 Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели)

Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передается в поколеньях.
Тот огонь, что он зажег у нас.
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспылает от искры заветной.
Л. Преображенская.

- Сегодня на уроке мы поговорим об одном из них.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы снова отправляемся в волшебную страну, где живут сказки А.С. Пушкина, в мир Пушкина! Сегодня мы проводим урок для того, чтобы поделиться своими знаниями и узнать что-то новое.
А тема урока звучит так
«Что за прелесть эта сказка!»

  1. Постановка учебной задачи.

“Величайший русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. Начальное образование, воспитание получил от гувернантов-французов, бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, которая научила Сашу читать и писать по-русски, и любимой няни Арины Родионовны, рассказавшей будущему поэту много замечательных сказок. Окончил Царскосельский Императорский лицей и был принят на государственную службу. Основное время посвящал литературному творчеству. А.С. Пушкин написал много сказок, которые до сих пор любят взрослые и дети”.

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил этого замечательного поэта. Родился он 6 июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства был окружён заботой и вниманием своих родителей. Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного дворянского рода. Он любил литературу, был знаком со многими литераторами, собрал большую библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, урождённая Ганнибал, внучка “арапа Петра Великого” была остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь, блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться своей библиотекой. И маленький Саша пристрастился к чтению книг и перечитал их великое множество. Он любил книги. Они были верными друзьями.

В детстве рядом с ним были бабушка Мария Алексеевна Ганнибал (показываю на родословной) и няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к детям оставшаяся в этом доме.

Эти две замечательные сказочницы подарили мудрость, заключённую в волшебных образах. Образы перешли в сказки.

Его сказки - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.
На прошлом уроке мы знакомились с содержанием сказки, а на сегодняшнем уроке будем работать над образами героев, будем анализировать эту сказку. А начнём наш урок с того, что грамотно назовём сказку А.С.Пушкина, которой в этом году исполняется 180 лет (1833 год).
Дети. Сказка о рыбаке и рыбке.
Учитель. Правильно. Вдумайтесь в название сказки. О рыбаке и рыбке! Кого автор не включил в название сказки?
Дети. Старуху.
Учитель. Почему? Как вы думаете?
Дети. Она не достойна, т. к. была очень жадная, злая, жестокая, грубая. Старуха – отрицательный герой произведения.

4. Решение учебной задачи.

Как вы внимательно читали сказку, мы сейчас проверим. Проведём небольшую викторину.

Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)

С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)

С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)

Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)

Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)

В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)

Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)

Что держит стража царицы на плечах? (топорики)

Что ела за столом старуха-царица? (пряник)

Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)

Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)

Учитель. Понравилась ли вам золотая рыбка?

Дети. Мне понравилась золотая рыбка. Рыбка говорит ласково, выполняет все желания, уступает старику, она мудрая, добрая, благородная, воспитанная.
Учитель. А какой вы представляете себе рыбку? Пофантазируйте!
Дети. Чудесная, переливающаяся в лучах солнца, искрящаяся в бликах и переливах воды, воздуха.
Учитель. А какой дедушка? По характеру?
Дети. Приветливый, терпеливый, скромный, добрый, безропотный, покорный, внимательный, трудолюбивый, чуткий, совестливый, бескорыстный.
Учитель.  А как вы понимаете слово бескорыстный?
Дети. Бескорыстный – это значит ему ничего не надо, не для себя просил старик.
Учитель. Докажите словами из текста.

Дети.    (читают)

По первой просьбе отпускает рыбку, отказывается от выкупа, даёт ей доброе напутствие, с пониманием относится к беззащитности рыбки, и не воспользовался её положением.
Просит не он, он только жалуется на старуху и поясняет рыбке, чего хочет старуха.
Учитель. А как вы думаете, ребята, если на месте старика оказался другой человек (жадный, грубый), выполнила ли рыбка его просьбы?
Дети. Я думаю, что не выполнила бы.
Учитель. А кто из вас  мог так же, как и старик, отпустить рыбку в море и ничего не попросить у неё? (В классе все поднимают руку).
Какую черту характера вы больше всего цените в старике?
Дети. Трудолюбие.
Учитель. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из одного известного вам мультфильма. Посмотрите внимательно, потом я вам задам вопросы. Дети смотрят фрагмент из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».
Учитель. (после просмотра фрагмента)
Кто догадался, из какого мультфильма этот фрагмент?
Дети. Из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве».
Учитель. Почему рыбка не выполнила желание Вовки, а просьбы старика выполнила?
Дети. Вовка не трудился, сети не плёл, рыбку не поймал, разговаривал грубо.
Учитель. А теперь посмотрим продолжение  мультфильма и послушаем, как на этот вопрос  отвечает сама рыбка.
Так что же воспитывает эта сказка?
Дети. Трудолюбие.
Учитель. Только трудом, своим ежедневным трудом можно достичь, добиться каких-то  результатов. Сказка была написана 180 лет назад, а ничего не изменилось с тех пор – труд и в наше время остаётся главным  в достижении каких-либо целей. Вспомните пословицу о труде.
Дети. «Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
Учитель. Теперь вы знаете, из какого произведения появилась эта пословица. Подумайте и скажите, что будет делать старик потом, когда рыбка их снова накажет?
Дети. Он, как и прежде будет жить у синего моря, и если рыбка снова попадётся в сети, то он поступит так же, как и в первый раз, отпустит её, но теперь уже ничего не скажет своей старухе.
Учитель. Рыбак и природа едины, и в этом счастье рыбака. Человек – часть природы, и природа придёт к человеку на помощь, если он живёт в согласии с её мудростью.

  1. Самостоятельная работа.

Что роднит сказку А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке»  и другие известные вам сказки?

( работа в парах, обсуждение , затем высказывание детей)

( на экране открываются слова)

  • Есть зачин, концовка
  • Волшебство
  • Повторение   сюжета        
  • Магическое   число
  • Добро побеждает зло

  Разбор сюжета.

  • Кто в  сказке Пушкина  волшебный помощник? ( золотая рыбка ).
  • В чём необычность рыбки ? (рыбка золотая, умеет говорить человечьим голосом, исполняет желания)
  • Есть ли повторение сюжета в сказке Пушкина. Зачитайте.
  • Чем они похожи? (во всех идёт разговор старика и рыбки)
  • Чем отличаются? (меняются желания старухи и её обращения к старику; меняется состояние моря)
  • Как просит старуха?
  • А меняется ли манера поведения старика возле моря? (нет)

“молвит ласковое слово, с поклоном”

  • Как вы думаете, почему старик не отказывается ходить с просьбами к морю? (рассуждения детей)

Давайте выясним, какой характер у каждого героя. Свои ответы нужно доказать примерами из текста.

(Учащиеся ищут в тексте отрывки, которые иллюстрируют характер старика и старухи. Учитель оказывает направляющую помощь. Учащиеся выразительно читают выбранные ими отрывки. Ответы детей обобщаются. )

Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.

Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый, требовательный, неблагодарный.

  • Кто из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер старухи?

Все черты её  характера - отрицательные. Жадных, грубых, злобных людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.

  • Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?

Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение "остаться у разбитого корыта" до сих пор употребляется в речи.

  • Что оно означает?

Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.

  • Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
  • Являются ли положительными такие качества, как безвольность,безответность?

Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) - отрицательная черта.

Смиренность, безответность, податливость - положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он "..не смел ей перечить..", слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.

  • Случается ли такое в жизни?

В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать - нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.

Прочитайте слова А.С.Пушкина "Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам - урок"

  • Какой же урок преподал нам великий поэт? (высказывание детей)
  • Выберите наиболее точную формулировку:

Как здорово поймать волшебную рыбку!

Как плохо быть сварливым и жадным.

Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье.

Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать

1)   Д/И «Прятки» (дети должны быстро найти строчку)

- в третий раз закинул он невод с.63

- воротился старик ко старухе с.65

- еще пуще старуха вздурилась с.67

- видит на море черная буря с.69

2) «Словарная работа» - Путаница

    В сказке встречается очень много слов, которые мы не употребляем в нашей речи. Эти слова мы называем словарными. Вспомним, что же означают некоторые из них:

Старче

Богатые люди

Светелка

Высокий богатый дом

Терем

Праздничный головной убор

Кичка

Старик

Бояре

Небольшая комната

- старче – старик

- светелка – небольшая комната

- терем – высокий богатый дом

- кичка – праздничный головной убор на Руси

- бояре – богатые люди

Что означает выражение:

- белены объелся – сошел с ума

- сварливая баба - ворчливая

3)   «Защита проекта»

     Составляя план к сказке, мы разделили ее на 6 глав и озаглавили каждую часть. (Один из уч-ся знакомит с планом)

1.Старик и старуха

2.Золотая рыбка

3.Новое корыто

4.Новая изба

5.Столбовая дворянка

6.Владычица морская

- Расскажите как жил старик со старухой до того, как в невод попала золотая рыбка?

- Почему рыбка названа “непростою”? (говорит, может исполнять желания)

- Какие слова сказал старик рыбке на прощанье после первой встречи?

- С каким чувством он их произносил?

- Как вы думаете, почему старик ничего не попросил у рыбки?

- Прочитайте описание моря.

На доске приготовлены кружки разных цветов и оттенков синего цвета.

- Ребята, каким цветом можно передать настроение этой части, состояние моря?

Можно посоветоваться в парах. Кружок нужного цвета выставляется на доске. Так на всех этапах подобной работы.

- Покажите руками движение моря (спокойное, синее).

Словарная работа идет по ходу чтения.

Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод - сеть рыболовная

Откуп - плата

Простофиля - глупый, несообразительный человек

Вопросы после прочтения.

*** Где жили старик со своею старухой?

*** Как жили?

*** Сколько лет?

*** Чем занимался старик? А старуха?

*** Найдите, ребята сказочную примету

(Трижды закинул невод в море)

*** Еще есть сказочная примета?

(Золотая рыбка)

*** Где в ее словах обращение? Найдите.

(Отпусти ты, старче, меня в море)

*** Как разговаривает старик?

(Ласково, тепло)

*** А как он рассказывает о чуде старухе?

(С удивлением)

*** Как предстает море поначалу? Найдите.

(Как безбрежный синий простор)

*** Как отнеслась старуха к рассказу старика?

(Она забранила)

*** Определите тон чтения.

(Спокойный)

Физкультминутка.

Вместе встали все скорей,
Дружно выстроились в ряд
В рыбок превратились враз.
Рыбки плавают, ныряют
В чистой тепленькой воде:
То согнуться, разогнуться,
То зароются в песке.
А теперь вздохнули дружно
И вернулись в дом к себе.

Словарная работа. Дети читают “ по цепочке”

Кликать - звать

Пуще - больше

Корысть - выгода

*** Что просила старуха в первый раз?

(Корыто)

Обратите внимание, ребята, на эффект повтора.

Передавая золотой рыбке слова старухи, старик их полностью повторяет

*** Что заметил старик в этот раз?

(Море слегка разыгралось)

*** Что теперь захотелось старухе?

(Избы)

*** Как менялось море? Найдите.

(Помутилося синее море)

Но красоту свою природную не изменило, осталось синим.

*** Какими словами обращается старик к рыбке?

(“Смилуйся, государыня рыбка”)

*** Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во

второй раз?

(“Разбранила меня моя старуха…”

“ Избу просит сварливая баба

- Когда старик второй раз приходит к рыбке, как он обращается к ней? (можно рассказать или прочитать)

- Почему рыбак называет рыбку “государыней”?(почтительное отношение, т.к.просит у нее, правила обращения, культура речи.)

- Почему просит “смиловаться”?

- Прочитайте, как старик объясняет, почему он беспокоит рыбку?

- Прочитайте, как выглядит море?

- Каким цветом можно передать настроение этой части? Настроение и состояние моря?

- Покажите руками движение моря (море слегка разыгралось).

*** Не успокоилась старуха. Чего ей теперь хочется?

Найдите ответ в тексте.

(“ Не хочу быть черной крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой…”)

Неспокойно встретило море старика в третий раз, знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое в хозяйстве корыто, которое и в самом деле развалилось или изба вместо обветшавшей землянки – это одно, но столбовой дворянкой старухе становиться негоже.

И море дает старику об этом знак

Старуха вздурилась.

Словарь. Чупрун- чуб

Старуха не обращает внимания на богатые украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а начинает проявлять свою властную натуру.

Получив в подчинение слуг, на конюшне служить старика посылает

- Ну, что ж пришло время познакомиться с 3-й частью, смотрим на экран.

Просмотр отрывка*** Кем захотела теперь быть старуха?

(Вольною царицей)

*** Как старик пытался усовестить, урезонить свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”)

- Сделайте вычитывание 3-й части по алгоритму, который я вам сейчас раздам, впишите ответы.

ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи?(стыд, вина, растерянность, уважение, страх, почтение). НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНИ.

Почему? Объясни свой выбор.

 

Характер старика

Какой характер был у старика? У старухи? Соедини.

Кроткий

Сварливый

Добрый

Мягкий

Злобный

Властный

Смиренный, покорный

Жадный, алчный

Податливый

Грубый

Неуживчивый

Безропотный

Бескорыстный

Характер старухи

Каким показалось море?

 

- Каким цветом можно передать настроение этой части, настроение моря?

- Покажите движением рук состояние моря (помутилося синее море).

Начало читают дети по учебнику

Далее просмотр фрагмента из видеофильма.

*** Что увидел старик на море в последний раз, когда старуха пожелала стать владычицей морскою, а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

(Черную бурю)

Спокойное синее море превратилось в грозную стихию, от которой не будет пощады никому.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.

*** Почему?

(Потому что милость небезгранична)

Ушла. Тем самым она положила конец желанию и стремлению старухи властвовать не только на земле, но и на море.

Чтение сказки завершено.

*** Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала старуху?

(За жадность)

*** Ребята, как вы думаете, почему в названии нет старухи, хотя сюжетная канва сказки строится вокруг нее?

(Злые, корыстные, завистливые люди не достойны присутствовать в названии)

*** Я, считаю, что старик не положительный герой сказки? А ВЫ?

(Потому что он выполняет все приказы старухи, тем провоцирует ее на большее зло).

Не имеет твердого характера, хотя добр и простоват.

*** Какую ошибку, на ваш взгляд он допустил?

(Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке своей  старухе, не видать бы ему таких унижений, никто бы его на конюшню служить не посылал, взашей не выталкивал).

*** Назовите еще одно действующее “ лицо ” в этой сказке.

(Море)

А.С.Пушкин, как мы уже сказали, обращается к эффекту повтора, чтобы привлечь наше внимание к требованиям старухи.

А также принцип повтора у поэта сливается с традиционным для народного творчества приемом нарастания

На земле - от корыта до царского сана

На море - от синей безбрежности до черной бури.

*** Огорчился ли старик, увидев снова свою старую землянку?

(Пожалуй, нет. Потому что он убедился, что все злое, недоброе не приносит счастья)

  1.  Подведение итогов урока.

*** Какой же урок извлекли вы из сказки?

(Остался у разбитого корыта.

Все потерял, что было. Остался ни с чем.)

К какому виду сказок относится «сказка о рыбаке и рыбке»?(волшебная) почему?

Домашнее задание: подготовить выразительное чтение сказки; работать над архаизмами.

- Ребята, представьте, что вы оказались в этой сказке и рыбка может исполнить ваши желания. (В классе спрятаны золотые рыбки, найдите их). Напишите свое желание, а может быть это будет просьба для родных, друзей из класса.

- В заключение мне хотелось бы сказать, улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки окружающим.

Спасибо за урок!

Приложение 1

Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное – любите Пушкина.

Сказки Пушкина.

Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет!
Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!

Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране!
Сказки Пушкина – чудо – страна!
Свои Двери открыла она!
Эти сказки опять и опять
Будут дети читать, будут дети читать,
Снова будут их дети читать!

Приложение 2.

Читайте Пушкина , друзья !

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки !

Вот вам подсказка,

И пронесите сквозь года

Вы радость сказки .

Пушкин.

Это имя знакомое с детства

Вместе с грамотой впаяно в речь.

Надо заново в имя вглядеться,

Чтобы заново знать и беречь.

Пушкин.

Это имя на то и дано нам

И оно никогда не мало,

Не застыло казенным каноном

И не в школьную пропись легло.

Пушкин.

Это имя подростка смешного.

Что свечу до полуночи жег

И строчил, и вычеркивал слово –

Свой веселый сигнальный рожок.

Пушкин.

Это имя – веселое рвенье,

Лихорадка ночного труда.

Нестареющее вдохновенье,

Не сгорающего никогда.

Пушкин.

Это имя как лозунг и знамя!

И опять, веселясь и грустя,

Рядом с нами, за нас и за нами-

Он наш сверстник и наше дитя.

Приложение 3.

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт, прозаик, критик, драматург, публицист, основоположник новой русской литературы, реформатор русского литературного языка.

Родился Пушкин 6 июня 1799 г. в Москве, в Немецкой слободе. Отец Пушкина принадлежал к старинному дворянскому роду. Мать, урожденная Ганнибал, была внучкой А. П. Ганнибала — "арапа Петра Великого".

Из домашнего обучения Пушкин вынес хорошее знание французского языка и любовь к чтению. Раннему развитию его литературных склонностей способствовали литературные вечера в доме Пушкиных, где собирались известные писатели.

В 1811 г. Пушкин поступил в Царскосельский лицей — привилегированное учебное заведение, предназначенное для подготовки детей дворянского сословия.

После окончания лицея в 1817 г. был определен на службу в Коллегию иностранных дел. К этому периоду относятся стихотворения Пушкина "К Чаадаеву", "Вольность", "Деревня", "На Аракчеева". Еще до окончания лицея Пушкин начал писать поэму "Руслан и Людмила", которую закончил в 1820 г.

В мае 1817 г. Пушкин был сослан на юг России за то, что "наводнил Россию возмутительными стихами". Он едет в Екатеринослав, где знакомится с семьей Раевских, затем вместе с ними — на Кавказ, оттуда — в Крым и в сентябре — в Кишинев, где живет в доме генерала Инзова. Во время ссылки были написаны стихотворения "Кавказский пленник", "Узник", "Бахчисарайский фонтан", "Песнь о вещем Олеге" и многие другие стихотворения; начат роман в стихах "Евгений Онегин".

В 1828 г. Пушкин сватается к Н. Гончаровой, первой красавице Москвы. Не получив определенного ответа от Гончаровой, Пушкин уехал на Кавказ, где написал стихотворения "Кавказ", "Обвал", "На холмах Грузии...".

18 февраля 1831 г. Пушкин обвенчался с Н. Гончаровой в Москве.

Летом 1831 г. вновь поступил на государственную службу в Иностранную коллегию с правом доступа в государственный архив.

В конце 1835 Пушкин издал свой журнал "Современник", где собрались такие таланты как Жуковский, Тютчев, Гоголь, Баратынский, Вяземский, Кольцов.

Зимой 1836 враги Пушкина из петербургской аристократии пустили в ход клевету на его жену, связывая ее имя с именем барона Дантеса, нагло ухаживавшего за Натальей Николаевной. Чтобы защитить свою честь, Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 8 февраля 1837 г. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался.

Похоронен Пушкин в пяти верстах от села Михайловское, на кладбище Святогорского монастыря.

Приложение 4.

ЗАДАНИЯ

ОТВЕТЫ

Что чувствует старик, когда вновь обращается к рыбке с просьбой о новой прихоти старухи?(стыд, вина, растерянность, уважение, страх, почтение). НУЖНОЕ ПОДЧЕРКНИ.

Почему? Объясни свой выбор.

 

Характер старика

Какой характер был у старика? У старухи? Соедини.

Кроткий

Сварливый

Добрый

Мягкий

Злобный

Властный

Смиренный, покорный

Жадный, алчный

Податливый

Грубый

Неуживчивый

Безропотный

Бескорыстный

Характер старухи

Каким показалось море?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Урок литературного чтения «Волшебное слово»

Данный урок развивает способность у обучающихся полноценно воспринимать художественное произведение, воспитывает нравственные качества...

Презентация к уроку литературного чтения "Волшебная красота русской зимы"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме:" Волшебная красота русской зимы в стихотворениях С. А. Есенина"...

Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цели урока:·         углубить литературное образование;·         обобщить знание о жизни и творчестве А.С.Пушкина;·...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Литературное чтение, 2 класс, Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю., Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цели урока: формирование умен...

Урок литературного чтения «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»)

В разработке представлен конспект урока литературного чтения на тему «Волшебная сила бессмертной музыки» (рассказ К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками») , составленный в соответствии с Ф...