Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цели урока:
· углубить литературное образование;
· обобщить знание о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
· учить понимать и анализировать прочитанный текст;
· развивать артикуляцию, речь, память;
· побуждать учащихся к творчеству;
· прививать любовь к родному языку, поэтическому слову;
· воспитывать чуткость, доброту ;
· прививать культуру поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_po_skazke_a.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Цели урока:
- углубить литературное образование;
- обобщить знание о жизни и творчестве А.С.Пушкина;
- учить понимать и анализировать прочитанный текст;
- развивать артикуляцию, речь, память;
- побуждать учащихся к творчеству;
- прививать любовь к родному языку, поэтическому слову;
- воспитывать чуткость, доброту ;
- прививать культуру поведения.
Оборудование: портрет А. С. Пушкина, рыбки-буквы, дверь на замке, волшебное дерево,
Плакаты: "Что за прелесть эти сказки!” "Сказка ложь, да в нем намек Добрым молодцам урок." Пособие "Бегущая строка" плакат "Черты характера", плакаты "Пословицы и поговорки”, выставка книг и творческих работ к сказке, магнитофонная запись с произведениями Г. Свиридова, русской народной песней "Реченька", аквариум с рыбками-вопросами, поощрительные жетоны.
Ход урока.
- Организационный момент.
I I. Вступительная беседа.
/Тихо играет музыка, учитель читает стихотворение./
Ваш милый образ снится мне
О пером, бумагой, при луне.
Все Ваши строчки хороши,
Частичка Вашей в них души.
Стихи и сказки под пером
Ожили враз, и в каждый дом
Вошел прекрасный наш поэт,
Он гений в этом спору нет.
- Как вы думаете, ребята, кому посвящены эти строки?
- А почему вы так думаете?
- Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник,
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо - к бумаге, Минута - и стихи свободно потекут.
Стихи Пушкина можно читать и слушать много раз, каждый раз наслаждаясь изяществом их языка. Таков был солнечный гений Пушкин.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Сегодня нам предстоит заглянуть в этот чудесный, необыкновенный мир сказочных образов А. С. Пушкина. Мы попытаемся выявить, чем для нас является сказка.
- Чтобы успешно достичь цели, мы должны...
/ Дети должны ответить: внимательно слушать вопросы учителя;
следить за чтением товарищей; активно работать на уроке.
У. Работа по развитию артикуляционного аппарата и речи учащихся.
/ На доске изображение двери с замком/.
Сказка начинается,
Двери открываются.
- Но на дверях висит замок.. Для того, чтобы его открыть, необходимо обратиться к нему, используя вежливые слова. Наша речь цри этом должна быть чистой, красивой, выразительной.
- Давайте потренируем наш язычок.
Фонетическая зарядка. Р
Рыбке рак ни друг, ни враг
Рыбке вряд ли страшен рак.
Рыбке страшен червячок,
Что насажен на крючок.
/ Дети: Уважаемый, замочек, откройся пожалуйста! и т . д ./
- Молодцы! Двери открываются и встречает нас сказочная страна Лукоморье, созданная Пушкиным. Если мы заглянем в ” Словарь русского языка" Сергея Ивановича Ожегова, то прочитаем, что "лукоморье" - это "морской залив". А в морском заливе нас ждут рыбки.
Эти рыбки-непростые
Постепенно возникая Говорят они с тобой!
Числа все поставить надо
Друг за другом в четкий строй.
/ 3 ученика ставят на полотне числа в порядке возрастания.
-Давайте посмотрим, что у нас получается.
/ Дети читают : "Сказка о рыбаке и рыбке."
- Внимание! "Бегущая строка" несет сегодня, нам интересную информацию
Упражнение "Бегущая строка".
"Сказка о рыбаке и рыбке" написана 14 октября 1833 г. Сюжет заимствован из сборника немецких сказок братьев Гримм. Только там Чудесным помощником героя служит рыба камбала /заколдованный принц, а в сказке Пушкина - золотая рыбка.
- Что нового вы узнали из этой информации?
- Сюжет взят из немецкой сказки, но сказка Пушкина получилась такой русской. Кто воспитал в нем народные чувства?
/Ответы детей./
- ученик: Он няню мамой называл,
Он называл ее голубкой...
В уютной няниной избушке
И слушал, слушал няню Пушкин,
Катилась сказка как клубок.
- ученик: Смеялся Пушкин, говоря:
’’Какая прелесть эти сказки!"
А ночь текла к своей развязке,
За вьюгой брезжила заря.
Проверка домашнего задания.
- Возьмите карточки с анаграммами, составьте слова, запишите их. Найдите ключевые слова из сказки и объясните, что они означают.
I в. | 2 в. | 3 в. | 4в. | 5 в. | 6в. |
земкалян | кателсве | лотапа ! | никуче | честар | ! ремте |
утельницачи | лицаси | веьмед ! | ниперст | киконь | ! розмо |
бейрово | табора | какич ! | шорохо | роско | ! борея |
ряндвока | утельчи | прунчу ! | чийбора | зыкя | ! налпе |
медпаведи | жавене | радьтет! | налебе | чугжем | ! водза |
/Ученик, который первый справился с заданием, поднимает сигнал.
Он зачитывает ответы, после того как выполнят задание остальные учащиеся./
Толкование:
землянка - дом, одна часть которого находится в земле, а другая, срубленная из бревен и крытая соломой, над поверхностью. Дворянка - барыня знатного, древнего рода.
Светелка - небольшая комната в верхней части дома.
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Кичка - повязка, которую носили женщины на голове.
Чупрун - волосы, которые растут вихрем спереди, надолбом. Перстни - кольца с драгоценными камнями.
Белена - ядовитое растение.
Сгарче - так называли старого человека или отца, выражая к нему особое почтение , уважение.
Жемчуг - драгоценный камень, который добывают из морских раковин.
Терем -деревянный дом в виде башни, высокий, прочно срубленный.
Бояре - богатые люди, которые служили царю.
- Сколько раз закидывал старик невод в море? 3.
- Сколько лет рыбачил старик? 30 лет и 3 года.
- Что отвечала рыбка старику, когда он приходил к ней с очереди иг ось бой? "Не печалься, ступай себе с богом."
- Кем хотела быть старуха? Столбовой дворянкой, вольной царицей владычицей морскою.
- Как менялось море с каждым приходом старика?
"море слегка разыгралось"
"помутилось синее море"
"неспокойно синее море"
"почернело синее море"
"на море черная буря"
Упражнение «Подбери слово".
- Прочитайте и выберите слова, которые подойдут к описанию старухи
- На плакате:
добрая, отзывчивая, жадная, чуткая, бескорыстная, хитрая, надменная, сердечная, сварливая.
Чтение I части сказки по ролям.
Оценка чтения детьми, выявление лучшего чтеца.
Физкультминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой, тепленькой воде.
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песке.
Работа над 2 частью произведения.
- сегодня мы продолжим чтение сказки, а помогать мне будут мои ассистенты.
/Чтение сказки хорошо читающими детьми./
Анализ восприятия прочитанного,
- Как выдумаете, почему рыбка отказалась выполнить последнее желание старухи?
- Почему старуха осталась у разбитого корыта”?
Народ всегда презирал жадных, алчных людей.
Чтение пословиц и поговорок.
Жадность - что река: чем дальше, тем шире.
Лишнее пожелаешь - последнее потеряешь.
Работа по развитию скорости чтения.
Самостоятельный замер скорости чтения.
Упражнение "Читаем парой."
Упражнение "Подбери предложение." /работа с иллюстрациями/. Упражнение "Знаечка". /работа над интонацией/.
Конкурс чтецов.
/Лучшему чтецу вручается переходящая корона . /
УШ. Обобщение.
- Понравилась ли вам золотая рыбка? Почему?
Упражнение " Подбери слово”.
- Чему учит нас "Сказка о рыбаке и рыбке"?
- Сказка-ложь, оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, алчности. Делает нас более чистыми и светлыми.
- Сегодня у нас необычный урок, сказочный. К нам приплыла золотая рыбка. Вы можете попросить исполнить любое ваше желание.
/Дети загадывают желание./
- Послушайте, что желает вам золотая рыбка.
/Магнитофонная запись./
Пусть каждый день и каждый час
Вам нового добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Заключительная часть.
- Заканчивается наша встреча с Пушкиным, но мы не забудем его.
Он заслужил память нашего народа. Мы вспоминаем его стихи, сказки - этим поэт живет с нами, живет в наших сердцах,
- Прошу всех встать. Мы зажигаем свечу Памяти поэта.
/ Звучит музыка Г. Свиридова./
1ученик. Мы чтить тебя привыкли с детских лет
И дорог нам твой образ благородный;
Ты рано смолк, но в памяти народной
Ты не умрешь, возлюбленным поэт!
- ученик. Бессмертен тот, чья муза до конца
Добру и красоте не изменяла,
Кто волновать умел людей сердца
И в них будить стремленье к идеалу;
- ученик: И все ещё горит нам светоч тот,
Все гений твой пути нам освещает;
Чтоб духом мы не пали средь невзгод,
О красоте и правде он вещает.
- ученик: Вот почему, возлюбленный поэт,
Так дорог нам твой образ благородный;
Вот почему неизгладимый след
Тобой оставлен в памяти народной!
Домашнее задание.
- А какой след в вашей душе оставил наш урок?
Что нового и интересного вы узнали сегодня?
Напишите заметку в наш классный журнал "Дружная семейка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"
Урок построен по технологии развития критического мышления...
Конспект урока литературного чтения по сказке Дж. Родари "Приключения чиполлино"
Этот конспект урока я приготовила для того чтобы учащиеся узнали об авторе и прочитали его произведение,...
Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"
Урок литературного чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Литературное чтение, 2 класс, Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю., Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цели урока: формирование умен...
Урок литературного чтения. Волшебные сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
Работа со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.Цели:обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;формиро...
Урок литературного чтения "Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинкам. Чтение слогов и слов с буквой «Н»"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА «ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ»Класс: 1 «А».Предмет: обучение грамоте.Тема: Пересказ сказки «Заюшкина избушка» по картинкам. Чтение слогов и сл...
Презентация к уроку литературному чтению по сказке А.С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."
презентация с викториной и устаревшими словами...