Методическая разработка по литературному чтению. Тема: "Сказка".
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Конспект урока с использованием образовательных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_3_klass.docx | 21.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Школа: 137
Класс: 3 «Б»
Учитель: Найденова А.В.
Урок: литературное чтение
Тема: «Сказка»
Образовательные технологии: проектный метод, проблемно-диалогическая,педагогика сотрудничества, гуманно-личностная.
Цели: учащиеся должны знать характеристику сказки как жанра, её определение, виды сказок, в чём заключается отличие сказки от легенды, сказочной повести, былины; должны уметь анализировать художественное произведение, сравнивать различный литературный материал, работать со справочной и художественной литературой; владеть элементарными способами получения и обработки информации; работать группами.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель сообщает детям, что данный урок будет одним из цикла уроков проектной деятельности.
Дети вспоминают особенность организации работы на таком уровне, пересаживаются по группам в соответствии с табличками.
*Аналитики
*Экспериментаторы
*Иллюстраторы
*Исследователи
2.Создание проблемной ситуации.
Учитель говорит о завершении изучения уже нескольких разделов, связанных со сказками, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации. Для того, чтобы умело использовать информацию, нужно научиться её обрабатывать и систематизировать.
-Какие формы систематизации вы можете предложить?
Ученики предлагают варианты проектов: альбом, опорная таблица, памятка, игра.
В результате выбирается опорная таблица.
3.Формулирование целей и задач проектной деятельности.
Цель: научиться обрабатывать и систематизировать информацию.
Задача: создать опорную таблицу для сообщения о сказке как жанре.
4.Подготовка к созданию проекта.
Учитель предлагает детям назвать основные этапы создания проекта.
Затем учитель ставит задачу наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации.
Проводится в виде «мозгового штурма». Все предлагают свои идеи. Аналитики отбирают наиболее подходящие.
В результате на доске, в том месте, где обозначена Сборка, помещаются заготовки для будущего проекта:
Сказка как литературный жанр
Что такое сказка Виды сказок Признаки волшебной сказки
Отличие сказки от других жанров Язык сказки Иллюстрирование сказок
Значение цвета
5.Основной этап создания проекта.
А)Формулирование определения сказки.
«Аналитики» должны выбрать из предложенных им трёх формулировок единственно верную и обосновать свой выбор.
Предлагаемые формулировки:
1)Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
2)Сказка – это научно-фантастическое произведение.
3)Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
Учитель прикрепляет в первый раздел нужную формулировку.
Что такое сказка.
Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
Б)Создание классификации сказок по различным признакам.
В экспериментальной лаборатории появляются признаки классификации:
-по авторству,
-по видовым особенностям.
«Экспериментаторы» работают с предложенными отрывками из сказок.
На партах у детей этой группы книги со сказками. На доске рядом с надписью «Экспериментальная лаборатория», учитель записывает название книги и номер страницы.
«Экспериментаторы» зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки по каждой из классификаций.
«Аналитики» после окончания этого вида работы называют две классификации в целом, формируют черты отличия.
«Иллюстраторы» отбирают из предложенных им названий видов сказок нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела проекта.
Для развития у детей способности к дифференцированию учитель предлагает следующие формулировки видов:
*Богатырские
*Волшебные
*Поучительные
*О животных
*Смешные
*Бытовые
*Былины
В результате на втором листе появляется схема:
Виды сказок
Волшебные О животных Бытовые Богатырские
По авторству
Литературные Народные
(авторские)
3)Определение особенностей волшебной сказки.
«Экспериментаторы» зачитывают из волшебной сказки отмеченные учителем отрывки и называют признак волшебной сказки.
«Аналитики» повторяют.
«Иллюстраторы» должны подобрать соответствующие условные обозначения:
*Испытание
*Превращение
*Сказочное существо
*Сказочный предмет
*Необычное место действия
*Повтор
В результате на заготовке для третьего раздела появляются условные обозначения признаков волшебной сказки.
4)Определение черт отличия сказки от других сходных жанров.
Учитель говорит о различных источниках информации. Следующий раздел проекта будет создаваться с помощью обработки аудиозаписи.
Звучат отрывки из былины «Илья Муромец и Святогор», сказочной повести и легенды.
«Аналитики» называют отличительные признаки этих жанров.
«Иллюстраторы» показывают соответствующий условный знак и помещают его на заготовку для четвёртого раздела.
Отличие сказки от других сходных жанров.
Сказочная повесть Былина Легенда
Большой объём Стихотворная форма Объяснение происхождения
Делится на главы Гипербола или существования
Много героев Песенный характер какого-нибудь предмета, явления
Рассказано о многих
событиях в жизни героев.
События происходят в течение
долгого времени.
5)Определение особенностей языка сказки.
Учитель сообщает, что в данном разделе источником информации будет служить инсцениро-ванный диалог. В качестве домашнего задания «иллюстраторы» подготовили инсценировку из отрывка сказки. Задача «аналитиков» - найти особые сказочные слова и выражения.
«Аналитики» называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки.
Учитель помещает на заготовку пятого раздела репродукцию картины Васнецова «Иван-Царевич и Серый волк».
«Иллюстраторы» составляют мини-зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием ска-зочных слов и выражений.
6)Определение особенностей использования цветовой гаммы в сказке.
Учитель делает переход от предыдущего раздела.
-По иллюстрациям можно судить о преобладании определённых цветов в сказках. Но иллюстрация это лишь отражение особого колорита сказок. Издавна народ придавал большое значение цвету.
-Вспомните указания на различные цвета из знакомых сказок.
Дети из любой группы приводят примеры.
-Сопоставьте ситуации, когда упоминаются цвета, и определите приблизительное значение каждого цвета.
Задание выполняют учащиеся из любой группы.
Для самопроверки учитель прикрепляет в «экспериментальную лабораторию» карточки разного цвета: жёлтого, красного, белого. С обратной стороны каждой карточки написано приблизительное значение этого цвета в сказке. После высказанных детьми предложений учитель переворачивает карточку и появляется соответствующее слово. После завершения работы карточки помещаются в шестой раздел проекта.
6.Этап испытания проекта.
Учитель говорит о том, что в результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сооб-щения о сказке как жанре.
Испытание созданного проекта будут проводить ученики из группы «испытателей».
«Испытатели» рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу.
7.Итоги урока.
-Какую цель и задачу мы поставили перед собой в начале урока?
(Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создать в ходе разработки проекта опорную таблицу)
-Удалось ли нам достичь поставленных целей и задач?
-Какие трудности встретились?
-Что показалось наиболее интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературного чтения во 2 классе.Тема "Сказка о рыбаке и рыбке (обобщение)" А.С.Пушкин.
На уроке обобщаются и закрепляются знания по сказке, обогащается словарный запас учащихся. Перед уроком проводилась поисковая работа: ученики подбирали материал о семье А.С.Пушкина. На уроке исп...
Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс
Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....
Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе. Тема урока: Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов». Особенности зарубежной литературной сказки.
Конспект урока соответствует требования ФГОС, способствует формированию и развитию УУД....
Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"
Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...
Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.
Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.
Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...
Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения
Данная разработка поможет интересно провести урок по теме рассказ «Помощник» Михаила Пляцковского....