ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

к

Конспект урока по литературному чтению составлен по требованиям ФГОС, имеет форму технологической карты, прилагается презентация на 17 минут,  приложения для распечатывания. урок расчитан на 45 минут. построение уррка нацелено на отработку грамотной речи учащихся как монологической, так диалогической. В ходе урока прорабатываются и закрепляются  литературные термины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_1_klass_tvorchesto_v.oseevoy.odt27.84 КБ

Предварительный просмотр:

Цель деятельности педагога: создать условия для формирования нравственных понятий «зло-добро», « правда-кривда», « честь-бесчестье», для развития учебных и читательских умений.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: применяют правила делового сотрудничества, проявляюттерпение и доброжелательность, доверие к собеседнику;

метапредметные: ре г у л я т и в н ы е - планируют решение учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализируют собственную работу; п о з н а в а т е л ь н ы е  - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; к о м- м у к а т и в н ы е - воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для её решения, составляют небольшие  монологические высказывания;

предметные: научатся называть фамилию автора и заголовок, сравнивать рассказы, стихотворения, выделять главную мысль произведения; получат возможность научиться

 соотносить пословицы с содержанием произведения.

Оборудование:

мультимедийный проектор, презентация, сигнальные карточки, аудиозапись песни, выставка книг В.Осеевой, словарь настроений, словарь характеристик.

Ход урока

Этап урока

Ход урока

Формируемые УУД

Изображение

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Учитель:

Придумано кем-то просто и мудро                                                           При встрече здороваться:                                                                      “Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам!                                    Доброе утро улыбчивым лицам.

– Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке.

Формирование личностной заинтересованности(л).

Саморегуляция (р).

1. Формулирование темы и цели урока.

Учитель:                                                                                          - Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках литературного чтения.

- Ответьте на вопросы словами или фразами из текста, заданного прочитать самостоятельно. «Что принесла мама Тане?» «Какое решение приняла Таня?» «Что делали Таня, мама Тани и бабушка?»

- С какими персонажами вы познакомились? Можно проинсценировать это произведение? Назовите участников мнсценировки. ( Таня, мама Тани, бабушка, автор) — Все ли персонажи имеют роль?

Чтение по ролям. Оценка чтения одноклассников. Получение жетонов.

- Для чего автор этого написал это произведение? Ответьте на вопрос, используя карточку оранжевого цвета. Зачеркните те слова, которые, на ваш взгляд, не относятся к прочитанному.

Ответы детей.

- А теперь попробуем составить эскиз обложки произведения.

Вывод: рассказ о детях Валентины Осеевой

- А хотели бы вы узнать и прочитать другие произведения этого автора? - Как вы думаете каков будет жанр этих  произведений? (рассказы) - Напомните автора. (Валентина Осеева)

- Можете ли определить тему урока?                                                   - Назовите тему урока полностью.                                                  - А какую цель мы могли поставить для себя?

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (р).Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности(р).

Использование знаково-символических средств представления информации (п).

Приложение 1

Слайд 1.

Приложение 2

Слайд 2

Подготовительная работа.

Учитель открывает на доске портрет писательницы.

- Начнем работу над первой частью цели урока.

Информация об авторе

Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве в 1902 году.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института, но ее мечта не сбылась. Она начала трудится в трудовой коммуне для беспризорных детей. Оказалось, её настоящее призвание – воспитывать детей. 16 лет она проработала воспитательницей с “трудными” детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость детства.

Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки, придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными.

 - Ребята, что вы узнали о В.А. Осеевой из моего рассказа ?

Формирование уважительного отношения к иному мнению (л).

Умение излагать свое мнение (л).

Активное использование речевых средств (п).

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою(к).

Слайд 3

Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.

 

Словарная работа.

Учитель: В следупроизведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить. .

бросилась на него с кулаками                                                              исчез за дверью                                                                          вскарабкался на дерево                                                                         мотнул головой

Развитие этических чувств, доброжелательности(л).

Овладение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений (р).

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач(п).

Слайд 4

Антиципация

Учитель: По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, по иллюстрации к произведению на обложке книги, предположите, о чем пойдет речь.

2-3 ученика высказывают свои предположения.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками (л).

Использование знаково-символических средств представления информации (п).

Слайд 5

Первичное чтение учителем.

Учитель: Проверим наши предположения. Послушайте произведение В.А.Осеевой “Отомстила”.

(использут печатный текст)

 

Слайд 6 с аудиозаписью

Проверка первичного восприятия.

Учитель: – О чем это произведение?

– Подтвердились ли ваши предположения?

– Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения?

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (л).

Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (к).

 

Анализ произведения.

У: Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.

 

 

 

Ученики: Мы познакомились с рассказом.

  • Признаки рассказа:

- Повествование о реальных событиях.

- Небольшой объём.

- Немного действующих лиц.

      - Описание одного эпизода.

 

Приложение 3

Вторичное чтение.

– Определите тему рассказа.

Ученики: Этот рассказ о детях.

 

 

- Какова модель этого рассказа?

Демонстрация модели рассказа.

Использование знаково-символических средств представления информации (п).

– Мы реализовали 2-ю часть цели урока, познакомились с произведением В.А.Осеевой “Отомстила”.

- Прочитаем рассказ еще раз с дополнительным заданием. При чтении подчеркивайте слова, чтение которых вам затруднительно.

Чтение рассказа детьми по «цепочке».

Использование разных видов чтения (п).

А  теперь будем учиться анализировать произведение “Отомстила”. Для этого ответим на вопросы.

1) Что однажды увидела девочка в своей комнате? Как девочка отреагирова? ( подошла, ахнула, закричала, заплакала)                                                                                                             2) Как повёл себя братишка Кати? (просунул в дверь  голову., исчез, прыгнул в сад, вскарабкался, засмеялся...)                                                                      3) Чем закончилось такое поведение мальчика?( оступился и повис)                                                                                                               4) «Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом....» Как характеризует это  Катю?   Прочитайте фразы, которые показывают действия Кати. (бегом бросилась, ощупывала, обняла)                                                                                          5) Почему Алёша заплакал?                                                                          6) Как вы думаете, он поступал так раньше? Докажите фразами из текста.                                                                                              7) Как В.Осеева относится к своему герою? Почему?            8) Найдите и прочитайте отрывок в котором автор показала, как изменился Алёша. ( ещё громче заплакал, прижался к сестре)

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев(п).Использование разных видов чтения(п).

Приложение 4

-  Мы разобрали последовательность событий рассказа. Предлагаю востановить этот рассказ по опорным словам и доказать, что вы поняли основную мысль произведения.

(пересказ произведения коллективно)

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою(к).

Творческая работа.

.Составим портрет мальчика в цвете. (палитра) При этом подготовьтесь обосновать выбор цвета.

Какие краски выберете, чтобы изобразить поведение главного героя в начале рассказа? Почему? черную краску (страх),  красную (тревога, опасность)

Изменился ли цвет к концу рассказа? Почему?

 зелёный (надежда)

Активное использование речевых средств (п).

Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей(л).

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р).

 

оОбобщающее слово учителя.

Учитель: Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. И еще. Может быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями.

Практическая работа. Составление С И Н К В Е Й Н А (пятистишие).

Своё понимание слова «»

Кто?  Сестра  

Какой? Внимательная, отзывчивая.

Что сделает? Поможет, поддержит, простит.

Основная мысль. Не бросит в беде одного.

Вывод. Настоящая

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (р).

Самооценка

Учитель: Ребята, вернемся к цели урока, поставленной нами в начале урока. Все ли удалось нам реализовать?

 

 

Домашнее задание.

У: Дома вы прочитаете рассказ еще раз и подготовитесь к краткому пересказу.

 

 

7. Выполни задание на выбор:

а) составь характеристику главного героя рассказа “Почему?”, используя вопросительные слова задания №2;

б) дай совет главному герою, используя пословицы;

в) изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

 

Приложение 5

Рефлексия.

Учитель: Прочитайте пословицы.

  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • Ошибайся, да сознавайся.
  • Где правда, там и счастье.

– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Отомстила”.

– Прикрепите рядом с выбранной пословицей палитру

У: Молодцы, ребята, спасибо вам за старание!

   

Приложение 1

Зависть. Ложь. Милосердие. Зависть. Доброта.

Злость. Честность. Благодарность. Радость.

Приложение 2

Памятка
с
оставление моделей обложек на уроках литературного чтения




сказка             рассказ     стихотворение      пословица

о Родине – красный;

о природе – 
зеленый;

о детях – 
жёлтый;

о животных – 
коричневый;

о волшебстве и приключениях – 
синий.

Приложение 3

  • Признаки рассказа:

- Повествование о реальных событиях.

- Небольшой объём.

- Немного действующих лиц.

      - Описание одного эпизода.

  • Признаки рассказа:

- Повествование о реальных событиях.

- Небольшой объём.

- Немного действующих лиц.

      - Описание одного эпизода.

  • Признаки рассказа:

- Повествование о реальных событиях.

- Небольшой объём.

- Немного действующих лиц.

      - Описание одного эпизода.

  • Признаки рассказа:

- Повествование о реальных событиях.

- Небольшой объём.

- Немного действующих лиц.

      - Описание одного эпизода.

Приложение 4

ПОДОШЛА

АХНУЛА

ЗАКРИЧАЛА

ЗАПЛАКАЛА

ПРОСУНУЛ

В ДВЕРЬ ГОЛОВУ

ИСЧЕЗ

ПРЫГНУЛ

 В  САД

ВСКАРАБКАЛ

СЯ

ЗАСМЕЯЛСЯ

ОЩУПЫВАЛА

ОСТУПИЛСЯ

И   ПОВИС

ОБНЯЛА

БЕГОМ БРОСИЛАСЬ

ГРОМЧЕ

ЗАПЛАКАЛ

ПРИЖАЛСЯ

К    СЕСТРЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Задание на выбор:

а) составь характеристику главного героя рассказа “Почему?”, используя вопросительные слова задания №2;

б) дай совет главному герою, используя пословицы;

в) изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

 

Задание на выбор:

а) составь характеристику главного героя рассказа “Почему?”, используя вопросительные слова задания №2;

б) дай совет главному герою, используя пословицы;

 в) изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

Приложение 6

Валентина Осеева    «Отомстила»

Катя подошла к своему столу - и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.
- Алёшка! - закричала Катя. - Алёшка! - И, закрыв лицо руками, громко заплакала.
Алёша просунул в дверь круглую голову. Щёки и нос у него были перепачканы красками.
- Ничего я тебе не сделал! - быстро сказал он.
Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.
- Я тебе отомщу! - кричала со слезами Катя.
Алёша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.
- Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!
- Ты у меня тоже заплачешь! - кричала Катя. - Ещё как заплачешь!
- Это я-то заплачу? - Алёша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. - А ты сначала поймай меня.
Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алёша упал.
Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.
- Алёша! - кричала она. - Алёша! Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на неё.
- Встань! Встань!
Но Алёша втянул голову в плечи и зажмурился.
- Не можешь? - испуганно спрашивала Катя, ощупывая Алёшины коленки. - Держись за меня.
Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.
- Больно тебе?
Алёша мотнул головой и вдруг заплакал.
- Что, не можешь стоять? - спросила Катя.
Алёша ещё громче заплакал и прижался к сестре.
- Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...