Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Мавлютова Гузалия Самигулловна

Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obucheniya_gramote_po_teme.doc73.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya1.ppt613.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по теме: "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"

Мавлютова Гузалия Самигулловна учитель начальных классов 

Цель: 

Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями.

Задачи:

  1. Обеспечить закрепление умения находить в словах звук [э], читать слова с заглавной буквой Э. Учить анализировать слова.
  2. Развивать познавательный интерес путём создания проблемных ситуаций.
  3. Воспитывать желание учиться и делать открытия.

Оборудование: цветные мелки, карточки с заглавными и строчными буквами гласных звуков, магниты, ватманы (2), ИКТ (презентация).

ХОД УРОКА.

I. Актуализация знаний (мотивационный момент).

- Рассмотрите «звуковички», что вы о них можете сказать? (гласные звуки)

- Почему вы так считаете? (Держатся за руки, их 6, вчера изучали гласный звук [э]). Выходят два ученика закрашивают башмачки «звуковичков» в красный цвет.

- Что вы знаете о гласных звуках? (Бывают ударные, безударные)

- Какую работу выполняют? (образуют слог, указывают на мягкость и твёрдость согласных звуков)

Составляется схема (Приложение 1). Один ученик проговаривает, всё, что вспомнили о гласных звуках по схеме.

Учитель (ВЫВОД + ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ): - «ПОВТОРИЛИ …»  

II. Постановка проблемы (Приложение 2).

- Заселите «звуковички» их буквами (мелом).

К доске ученица и ученик (работают сообща).

- Теперь подумайте, чьи имена начинаются с этих звуков? (время на раздумье)

- Встаньте и подойдите к своим «звуковичкам» (дети выходят к доске)

- С какого звука начинаются ваши имена? (спросить у каждой группы ребят)

- Какими буквами вы обозначите эти звуки на письме? Возьмите эти буквы (на столе учителя несколько строчных и заглавных букв. Берут, показывают и закрепляют на «звуковичках», а сидящие, проверяют и исправляют)

Возникает ПРОБЛЕМА: нет заглавной буквы Э! (только строчная). Почему?

Дети: - не изучали заглавную букву Э.

- Так какова ЦЕЛЬ нашего урока?

Дети: - Познакомиться с заглавной буквой Э.

- То есть, о чём мы с вами будем говорить на уроке?

Дети: - о заглавной букве Э.

III. Работа над образом этой буквы (Приложение 3).

- Скажите, а вам приходилось видеть эту букву в жизни? Где? На что она похожа? Посмотрите, как ребята видят эту букву и с чем СРАВНИВАЮТ (ЩЕЛЧОК). Дома попробуйте создать свой рисунок с этой буквой и я надеюсь, что вы запомните её и не станете путать с другими буквами алфавита.

IV. Чтение слов и предложений. «Работа» заглавной буквы Э (Приложение 4).

(ЩЕЛЧОК)

- Прочитайте (Эдвард Григ, Эдисон Денисов)

Дети читают сначала про себя, потом вслух.

- Что это за слова?

Дети: - фамилии и имена людей

- Может быть, вы слышали эти имена и фамилии людей? Кто они?

Дети делятся своими мнениями. При затруднении попросить прочитать предложения данные ниже столбиков в учебнике.

- Что значит наш «соотечественник»? Посмотрите на 3 столбик слов. Что это за слова?

Дети: - однокоренные

- От какого слова произошло это слово?

Дети: - Отечество

- А наше с вами Отечество это ….. (Россия).

– Как называют наших соотечественников, если мы жители России?

Дети: - россияне.

- Значит, Эдисон Денисов российский композитор (ЩЕЛЧОК  - фото). А как называются соотечественники  Эдварда Грига?

Дети: - норвежцы (ЩЕЛЧОК - фото).

- Послушайте произведение Эдварда Грига (Звучит фрагмент из оперы Э. Грига "Пер Гюнт""Танец Анитры").

Прочитайте следующие имена (ЩЕЛЧОК Эдуард Успенский, Эмма Мошковская)

- Кто они? (известные детские писатели (ЩЕЛЧОК - фото))

- Может быть вспомните названия их произведений? ((ЩЕЛЧОК, обложки их книг)

– Прочитайте про себя второе предложение. О ком там говорится? (ЩЕЛЧОК, Эрнест Хемингуэй, Эдгар По)

– Что вы узнали про этих людей?

– Что значит зарубежные? (ЩЕЛЧОК – фото писателей)

– Можно ли их назвать нашими соотечественниками?

– В старших классах вы будете знакомиться с творчеством этих писателей, для кого-то они станут любимыми!

– Прочитайте последние 2 слова с учебника (Эквадор, Эллада (ЩЕЛЧОК). Слышали где-нибудь?

(Варианты ответов детей)

- Узнайте, что названо этими словами, дома. Где будете искать информацию? (ЩЕЛЧОК)

?

- Но несмотря на то, что вы не знаете и не слышали о них, что вы можете сказать наверняка (точно)?

Дети: - записаны с заглавной буквы.

– Посмотрите, какие трудные слова мы прочитали! (ЩЕЛЧОК, все И.Ф известных людей)

– Что же у них общего? (Звук [э].) Какой буквой обозначен этот звук? (заглавной буквой Э)

– В каких случаях необходима заглавная буква?

Дети (ВЫВОД): для записи имён собственных + 1 ученик снова повторяет этот вывод

- (имя ученика…..) скажи, пожалуйста, для тебя эта информация была новой? (ВСПОМНИЛИ)

- А что было новым?

Дети: - информация об этих людях (УЗНАЛИ)

V. Работа с текстом (Приложение 5).

А) до чтения (ЩЕЛЧОК)

Книга обо всём на свете.

- Прочитайте. О какой книге идёт речь?

Дети: - об энциклопедии.

- Как догадались? Попробуйте доказать, что она действительно «обо всём на свете».

(выслушиваются мнения детей)

- А верны ли наши предположения, мы узнаем прочитав текст в учебнике (ЩЕЛЧОК).

?

Б) чтение

Энциклопедия – это книга-справочник. (Понимаете значение? Следующее предложение прочитайте про себя.) Из неё мы узнаём обо всём, что нас интересует: о человеке и животных, об истории человечества и нашего Отечества (то есть о каком государстве?), о звёздах и планетах, машинах, великих учёных (люди, которые прославили своё имя великими открытиями) и их открытиях, о писателях и их книгах, об экологии (что это?), этике (что это?) и о многом другом. (Дальше дети читают самостоятельно до конца абзаца.) В библиотеке можно найти разные энциклопедии, в том числе и для детей. Самая полная – «Детская энциклопедия» в 15 томах. Вот их названия: «Всемирная история», «Биология», «Астрономия», «История России»,

«История искусств» и другие. (А какие другие? Из скольких томов самая полная? А том – это книга.)

– 2-й абзац текста прочитайте про себя. Энциклопедии – это кладовые знаний. Недаром обширные знания получили название «энциклопедические». В старину человека с такими знаниями называли энциклопедистом.

 

В) после чтения

– Почему энциклопедию называют кладовой знаний?

– А как же называются обширные знания? (Энциклопедическими.)

- Наши догадки были верны?

ВЫВОД: мы УЗНАЛИ, что энциклопедию, действительно, можно считать книгой обо всём на свете.

- А вы пользовались энциклопедией? Когда? Скажите, а вот сегодня на уроке мы могли бы воспользоваться материалами энциклопедии? Где (когда?)? В каких моментах?

(ЩЕЛЧОК, показ нескольких энциклопедий на слайде)

VI. Домашнее задание.

– Может ли человек владеть энциклопедическими знаниями?

– Как называют такого человека? (ЭРУДИТ)

– В нашем классе есть такие ребята?

- А хотелось ли вам стать ЭРУДИРОВАННЫМИ?

- Что для этого необходимо?

Дети: - много читать, силы воли, терпения, большого желания….

- Авторы учебника дают вам возможность пополнить свои знания. Следующий текст, который называется как?

Дети: - «Лекарственные растения»

- Откуда взята информация?

Дети: - из «Детской энциклопедии»

- Прочитайте его дома, обсудите с родителями, или же можете почитать другую энциклопедическую информацию. Надеюсь, на следующих уроках вы поделитесь своими впечатлениями и новыми знаниями.

 VII. Итог урока.

- Какова была цель нашего урока?

Дети: - Познакомиться с заглавной буквой Э.

- Что мы для этого с вами делали?

Дети: - ПОВТОРИЛИ …(о гласных звуках)

          - СРАВНИВАЛИ … (заглавную букву Э с другими буквами и предметами)

          - ВСПОМНИЛИ … (что с заглавной буквы пишутся имена собственные и начало предложений)

          - УЗНАЛИ … (интересную информацию о писателях, композиторах, энциклопедии)

- Эмиль, Элина, теперь вы сможете найти недостающую букву вашего имени?

Дети: - да! (выходят к доске и показывают заглавную букву Э)

VIII. Рефлексия.

- Довольны ли вы тем, как работали на уроке?

- Поделитесь своими впечатлениями по уроку:

1. На уроке  я работал
2. Своей работой  на   уроке  я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был


7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

- (ЩЕЛЧОК) Удачи вам в познании нового, не останавливайтесь на тех знаниях, которые вы открываете на уроках … ищите, творите, наблюдайте, радуйтесь …

             

IX. Оценивание.

- Давайте попробуем оценить уровень наших знаний с помощью нашей «Волшебной линеечки».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами»

Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа 2100"...

Чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами

Предмет: литературное чтение, 1 классТип урока: закрепление раннее изученных знанмий.Тема урока: чтение слов, предложений, текстов с изученными буквами.На этом уроке я ставила следующие цели: Формиров...

Конспект урока обучения грамоте по теме: "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами"

Урок по обучению грамоте в 1 классе "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами  по учебнику  "Букварь"  БунеевР.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В....

Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами

Тема урока: «Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами». Тип урока: урок закрепления пройденного материала....

Конспект урока по обучению грамоте. Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами.

Конспект урока в 1 классе: "Упражнение в чтении слов, пред­ложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами."...