Конспект урока по обучению грамоте. Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами.
план-конспект урока (1 класс)
Конспект урока в 1 классе: "Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_1_klasse._obuchenie_gramote.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение грамоте
Тема: Упражнение в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами.
Цели:
– формируем умение различать звуки и буквы: буква как знак звука;
– формируем умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
– формируем умение находить слово в группе слов по его лексическому значению;
– формируем умение различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие;
– формируем умение анализировать текст.
Оборудование: схемы-«человечки», разноцветные бусы из картонных кружочков, схемы предложений.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний. Повторение | Работа в «Букваре». Фонетическая разминка. 1 2 2 1. Работа со звуками и буквами, с. 62. – Посмотрите на страницу «Букваря». Что вы увидели вверху? – Почему схемы-«человечки» разделены на две группы? – Прочитайте звуки в схемах-«человечках». – Соединим гласные и согласные. Что получится? Прочитайте. – Завершим схемы. Объясните, почему выбрали именно эти цвета. – Какие головные уборы у согласных? Почему? – Прочитайте все буквы, назовите их звуки. – Посмотрите на страницу учебника, что мы сегодня можем сделать на уроке? В ходе предложений детей составляется план урока. План (примерный) 3 2 4
– Какого пункта плана сегодня на уроке нет? (Знакомства с новым звуком.) – Почему? 4 4 2 2. Звуко-буквенный анализ слов. Рассматривание иллюстрации, с. 62. 2 3 – Что нарисовано на кубиках? – Кто знает название породы этой собаки? (Это такса. Есть такая порода собак. На правой картинке изображена машина такси.) а) Звуко-буквенный анализ слова такси. – В этом слове два слога, т.к. два гласных звука. Ударный второй слог. Выделяя звук, дети каждый раз произносят слово, останавливаясь и повторяя НЕСКОЛЬКО раз тот звук, которому сейчас будут давать характеристику. [т] – согласный глухой, твёрдый, рисуем синим цветом точку, печатаем букву Т. [а] – гласный безударный, рисуем красную точку, печатаем букву А. [к] – согласный глухой, твёрдый, рисуем синюю точку, печатаем букву К. [с’] – согласный глухой, мягкий, рисуем зелёную точку, печатаем С. [и] – гласный ударный, рисуем точку красным цветом, печатаем букву И. В этом слове пять звуков, пять букв. б) Аналогично выполняется звуко-буквенный анализ слова такса. – Чем похожи слова такси и такса? А чем различаются? – Как вы понимаете выражение: У такси своя такса? (Такса – расценка на определённые услуги.) в) Самостоятельная работа. Звуко-буквенный анализ слова такса. Проверка. Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки): – Что тебе нужно было сделать? – Удалось тебе провести звуко-буквенный анализ? – Ты сделал всё правильно или были недочёты? – Ты составил всё сам или с чьей-то помощью? – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. – Назовите букву в этих словах, которая обозначает разные звуки. (С.) Работа в тетради для печатания по выбору учителя (с. 18). – Вы помните, как писать прописную букву С? Где мы будем её писать? Работа в прописи на с. 2. 2 – На какой странице нам нужно открыть пропись? 1) Написание строчной буквы с. – Обведите ручками разного цвета строчную букву с, используйте два цвета. – Какое соединение написано на второй строке? – Обведите двумя разными цветами. 2) Написание слогов. – Прочитайте слоги. Отметьте гласные красным цветом, а согласные – синим или зелёным. – Запишите те слоги, которые услышите в словах. Учитель диктует слова: сыр, косичка, соус, сосулька, крыса, каска, сад. – Прочитайте, какие соединения, слоги услышали в словах. – Каких слогов и соединений не встретилось? Подберите свои слова с этими слогами и соединениями. Строчка соединений с буквой С даётся для индивидуальной работы учащихся. При проверке можно предложить работу в парах (взаимопроверка – Конкурс на лучшую букву.) 4 2 3) Написание соединений с заглавными буквами У, О. – Давайте посмотрим на с. 3. Прочитайте слоги. Чем они отличаются? – Когда могут понадобиться такие слоги? (Начало предложения, имена.) – Приведите примеры. – Какое соединение потребовалось для письма? – Обведите соединения. 4) Игра «Кто больше». На доске – разноцветные бусы из картонных кружочков. – Посмотрите, какие красивые бусы на доске, но это не простые бусы. Учитель переворачивает один кружочек, появляется слог. – Прочитайте слог. Учитель вызывает по одному ученику. Каждый ученик переворачивает один кружок и читает слог. – Видите, у нас получились не простые бусы, а слоговые. Составим из слогов слова и запишем в тетрадь для печатания, с. 18. Сироп, стакан, росы, рота, тара, отара и другие. Работа в «Букваре». 2 1) Чтение столбиков слов. Чтение первого и второго столбика самостоятельно про себя (они напечатаны друг под другом). – На какие группы можно разделить эти слова? (Суп, сук, сто – односложные. Соты, сотни, сотник – двусложные.) – Объясните значение слов. (Обращаемся к опыту детей, объяснение может дать учитель, значение какого-то из слов можно посмотреть в толковом словаре.) Соты – ячейки в улье для складывания мёда. Сотни – единицы счёта (одна сотня – это сто). Сотник – начальник одной сотни воинов в старину. Самостоятельное чтение остальных столбиков слов про себя: просо, опрос, просто, просит, простак. – Прочитайте слова с гласными [а] и [о]. – Прочитайте слова с ударным [о]. – Прочитайте слова с ударным [а]. – Какое слово обозначает крупу? – Кого называют простак? – Что общего у слов опрос и просит? – Чтение пятого-шестого столбиков самостоятельно про себя. После чтения: – Прочитайте слова о красоте. (Краса, красота, красотка.) – О ком или о чём можно так сказать? – Что вы можете сказать об этих словах? (У них есть общая часть. Какая? Они однокоренные.) – А есть ли однокоренные слова в прописи, давайте посмотрим. Откройте прописи на с. 2. Работа в прописи, с. 2. 2 4 1) Написание слов. – Найдите общую часть в словах: ус, усы, усики. – Как называют такие слова? – Запишите только общую часть этих слов. 2) Выделение сочетания ст. Сравнение произношения и написания. – Посмотрите на сочетания букв, которые написаны выше. – Сколько букв потребовалось, чтобы записать соединения: ост, уст? – Какие согласные звуки обозначены буквами в этих соединениях? Отметьте их цветными точками. – Запишите эти соединения букв. – Прочитайте слова на следующей строке. – Что общего в словах? – Чем различаются? – Почему слышим [с’]? (Если дети испытывают затруднение: Что показывает стрелка?) – Обведите зелёным цветом буквы мягких согласных звуков. Что указывает на их мягкость? (Буква И.) – Запишите слова, нарисуйте стрелки. 3) Написание предложений: У рыси нора у сосны. У крысы сыр. У сына сани. Списывание предложений по алгоритму. – Сколько слов в этом предложении? – Выберите на доске схему, которая соответствует этому предложению. – Назовите первое слово. – Проговорите это слово по слогам. – Сколько понадобится букв, чтобы записать слово? – С какой буквы напишете слово? Почему? Запишите слово. – Назовите второе слово. – Произнесите его по слогам. – Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово? – Проговорите это слово. – Запишите слово. – Назовите третье слово. – Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово? – Проговорите это слово. – Запишите слово. – Назовите четвёртое слово. – Сколько гласных? Сколько слогов? Сколько понадобится букв, чтобы записать слово? – Проговорите это слово. – Запишите слово. – Что нужно поставить в конце предложения? – Что мы сейчас с вами записали? – Перечитайте всё предложение по слогам. Выделите красной точкой снизу все гласные. – Мы выполнили с вами очень сложную работу. Кому из вас было нелегко? В чём? А что у вас хорошо получилось? – Нарисуйте рядом с предложениями кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который покажет, как вы оценили свою работу. Физкультминутка. – Давайте посмотрим на предложения в «Букваре». Работа в «Букваре». 1 1 Работа с предложениями на с. 62. 1) Чтение. – Прочитайте предложения. – Какие имена встретились в предложениях? – Как вы их отыскали? (Какое правило надо знать, чтобы правильно написать имена?) – Какая коса у Никиты? – А у Тани какие косы? Работа над значениями слова коса (коса – сельскохозяйственный инструмент; коса – причёска, заплетённые волосы). – Как вы думаете, какая коса у Нины? – Как вы догадались? (Подсказало слово краса.) 2) Составление схем предложений. Можно предложить несколько схем и попросить найти и прочитать предложение, к которому схема подходит. Дети должны обязательно аргументировать свой ответ. Работа с текстом «Сорока-красотка» (с. 62). 5 1) Работа с текстом до чтения. 7 – Рассмотрите иллюстрацию. – Прочитайте название текста. – Что удивило? – Почему же нарисован котёнок? – Что нужно сделать, чтобы выяснить это? 2) Работа с текстом во время чтения. Чтение про себя. Чтение вслух с комментированием. Сорока-красотка. У окна кусты. У куста сорока. (Что делала сорока у куста?) А тут и Простак. (Почему слово Простак написано с большой буквы?) Простак – кот. (А простак – это... человек бесхитростный. – А почему кота так назвали? – Наверное, это котёнок, он беспомощный, бесхитростный. Он ещё не научился премудростям жизни.) Уноси, красотка, ноги! – Как понять выражение «Уноси, красотка, ноги!»? (Значит, улетай. Иначе кот может поймать.) – Обратите внимание на последнее предложение. Кому говорят красотка? (Сороке.) – А кто говорит? (Рассказчик.) – Зачем он это говорит сороке? (Он её предупреждает.) – Да, рассказчик обращается к сороке. Он её назвал красотка. Это слово выделено с двух сторон запятыми. При чтении этого предложения слово красотка нужно выделить голосом, ведь к ней обращаются. Тренировка в выразительном чтении последнего предложения. 3) Работа с текстом после чтения. – Текст был про сороку, ещё мы прочитали про кота Простака. А узнали мы что-то про рассказчика? Кто он? Какой он? – Теперь понятно, почему на рисунке котёнок? – Догонит ли Простак сороку? Работа в прописи, с. 3. 2 1) Чтение и анализ предложений. – Прочитайте предложения на с. 3. – Какое полное имя у Таси? Подготовка предложений к списыванию. 2) Списывание предложений по алгоритму. 3) Введение словарного слова капуста. – Прочитайте слово в рамке. – Какие гласные звуки в этом слове? – Отметьте их красным цветом. – Запишите слово. – Разделите на слоги. – Поставьте ударение. – Обозначьте звуки соответствующими точками. – Знаете ли вы, что в Киевской Руси капусту сажали на специальных огородах – капустниках, приговаривая: «Не будь голенаста, будь пузаста; не будь пустая, а будь густая; не будь мала, будь велика». – Как вы понимаете эти слова? Повторите их. Запись предложения под диктовку: Папа купит капусту. – Какие ошибки можно допустить, записывая предложение? – Не ошибитесь! Предложение читает учитель. Дети повторяют всё предложение, считают количество слов (можно выбрать и оставить на доске схему предложения), затем учитель проговаривает каждое слово предложения орфографически, дети проговаривают каждое слово, потом, диктуя себе, пишут. Затем проверяют себя, перечитывая предложение по слогам. – Чему мы сейчас учились? 4 4 – Знаете ли вы, почему этот овощ назвали капустой? Работа в «Букваре». 1 1 7 2 Чтение текста Н. Надеждиной «Почему её назвали капустой?» (с. 63). 1) Работа с текстом до чтения. – Этот текст написала для ребят Надежда Надеждина, и это не обычный рассказ, а страница из энциклопедии. Наш художник прочитал и своими рисунками проиллюстрировал рассказ. Догадались, о каких словах художник рассказал? – Значение каких рисунков вам понятно? – Какие рисунки не понятны? – Где можем найти ответ? 2 2) Работа с текстом во время чтения. Чтение текста вслух с комментированием. Почему её назвали капустой. КАПИТАН – голова команды, отряда. (Что это значит?) КАПИТЕЛЬ – верхушка, голова колонны. (О какой колонне идёт речь? Украшение дома.) КАПОР, КАПЮШОН – головные уборы. (У кого есть такой? Удобно?) КАПУЦИН – монах, который носит капюшон. (Нашли его на картинке?) Все эти слова произошли от латинского слова КАПУТ, что означает ГОЛОВА. Пропала голова, всё пропало – капут! Римляне (жители города Рима) называли кочан КАПИЦИУМ – головка. Переиначив латинское слово, мы называем её КАПУСТА за сходство кочана с человеческой головой. 3) Работа с текстом после чтения. – Что удивило вас? – Вернёмся к картинкам. Подпишем схемы под всеми картинками к тексту. Все ли картинки теперь понятны вам? Назовите нарисованные предметы. Работа в прописи. 2 1) Списывание с печатного текста. Запись соединений изученных букв: ос, он, ор, сы, ты, ки, ус, пу, Ус, О (с. 3 внизу). 2) Запись под диктовку: осы, киска, пути, сырок, аист. 3) Отгадывание ребуса: сутки (с + утки). – Объясните, что означает это слово. | Познавательные УУД: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; 5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам; 6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника; 7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) формируем умение работать в паре. Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); 4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. Духовно-нравственное развитие и воспитание: 1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые; 2) гражданско-патриотическое воспитание; 3) воспитание трудолюбия, способности к познанию; 4) воспитание здорового образа жизни; 5) экологическое воспитание; 6) эстетическое воспитание. ТООУ |
ΙΙ. Итог | – Что на уроке узнали нового, чего раньше не знали? – Какие задания в прописи получались лучше? – Над чем ещё надо потрудиться? 4 – Как бы оценили своё настроение после урока? – Отметим в дневнике ваше настроение после сегодняшнего урока. | ТООУ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами»
Презентация к уроку обучения грамоте в 1 классе по программе "Школа 2100"...
Конспект урока обучения грамоте по теме: "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами"
Урок по обучению грамоте в 1 классе "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами по учебнику "Букварь" БунеевР.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В....
«Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами»
Урок обучения грамоте по УМК "Школа 2100"...
Урок обучения грамоте "Заглавная буква Э. Чтение слов, предложений, текста с изученными буквами"
Познакомиться с заглавной буквой Э, с людьми искусства, с энциклопедиями...
Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами
Тема урока: «Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами». Тип урока: урок закрепления пройденного материала....
Конспект урока по обучению грамоте по теме: "Чтение слов, предложений с буквами Ж, Ш. Правописание сочетаний « ЖИ» , «ШИ»
конспект урока...
Открытый урок обучения грамоте "Упражнения в чтении слов, предложений, текста с изученными буквами. Написание слогов, слов, предложений с изученными буквами".
Урок обучения грамоте в 1 классе по программе "Начальная школа 21 век"...