урок литературного чтения "Влияние доброго поступка на героев произведений" 3 класс система Занкова
план-конспект урока (чтение, 3 класс) по теме
на примере изученного материала проследить за влиянием доброго поступка на эволюцию развития образов героев рассказов В.П. Железникова, Ю.Я. Яковлева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 83 КБ |
obobshchenie_po_teme.ppt | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: литературное чтение
Тема: Влияние доброго поступка.
Тип урока: исследовательский
Время проведения: 11марта 2014 г.
Участники: ученики 3 класса «Б»
Учитель: Серпан Людмила Владимировна
Цель: на примере изученного материала проследить за влиянием доброго поступка на эволюцию развития образов героев рассказов В.П. Железникова, Ю.Я. Яковлева
Планируемый результат обучения, в том числе формирование УУД: анализ художественного произведения через характеристику персонажа и его поступка: умения определять тему и идею произведения; воспитывать ответственность за свои поступки.
Личностные УУД: формирование нравственных убеждениях через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции ( «А как бы поступил я в данной ситуации?»)
Регулятивные УУД: менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи.
Коммуникативные УУД: формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; развитие способности сохранять доброжелательное отношение друг другу; контролировать действия партнёра.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык
Ресурсы: «Литературное чтение» 3 класс 2 часть, В.А. Лазарева, мультимедийное оборудование, презентации учителя, словарь настроений, модель героев (темная и светлая)
Ход урока
1. Оргмомент. (СЛАЙД 1)
Мотивация :
- Сегодня урок мне хотелось бы начать с таких слов: (СЛАЙД 2)
« Человек есть тайна.
Её надо разгадать…»
Ф.М.Достоевский
- Как вы думаете, зачем нам надо разгадывать эту тайну и почему на уроке литературного чтения?
-Да, ребята, каждый человек - тайна. И вы тоже тайна! И не только для окружающих, но и для себя. Бывает, ты и сам не понимаешь, почему вдруг поступил совсем не так, как намеривался и мог поступить.
-Почему? Надо подумать и разобраться. Нелегко человеку – и маленькому, и взрослому – понять, что в нем происходит на самом деле. Ведь каждый на себя словно через улучшающее стёклышко глядит. А как увидеть себя настоящего, не приукрашенного? Увидеть, чтобы понять. Понять, чтобы изменить что-то в себе и стать хоть чуточку лучше. Может быть, взглянуть на себя глазами другого человека? Не зря же говорят, что со стороны виднее…
-Как вы считаете, что самое главное в человеке? (СЛАЙД 3)
Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил.
С ним каждый путь и правилен и светел. -Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути, Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)…
-Что же считал главным в человеке третий мудрец?
(Дети высказывают свои варианты)
- Давайте вернёмся к этому вопросу в конце урока.
2. Актуализация знаний
-Мы закончили работу над темой «Рассказы». С какими произведениями мы познакомились?
-Что объединяет их?(тема, незаконченность)
-Какова тема рассказов?
-Почему все рассказы незакончены?
-Авторы хотели, чтобы мы рассмотрели эти ситуации, поставили себя на место героев, примерили на себя их поступки и нашли выход.
-В каких произведениях главные герои с самого начала являются положительными героями и совершают добрые поступки. ( «Рыцарь» (Саша) В.К.Железникова)
-Где мы наблюдали эволюцию развития главного героя, т.е в начале рассказа мы видели его как отрицательного героя, а в конце он менялся, становился лучше, честнее, добрее. («Полосатая палка» (Мишка) Ю.Я.Яковлева, «Кот-ворюга» К.Паустовского, «Дедушка» (Алеша) С.Г.Георгиева)
-А как развиваются события в рассказах «Три ветки мимозы» В.Железникова и «Как я ловил человечков» Б.Житкова? (В начале мы видим мальчиков внимательных к своим близким (маме и бабушке), а в конце они совершают плохие поступки, огорчая тем самым родных людей)
3. Систематизация и обобщение знаний
1. Определение темы урока
-А теперь вспомните весь наш разговор, героев рассказов и подумайте какова тема нашего урока?
-Тема: «Влияние доброго поступка»
-Сейчас мы разделили рассказы на 3 группы по внутреннему миру героев, по их поступкам, возьмём из каждой группы по одному произведению и проведём исследование, в ходе которого попробуем ответить на вопрос: ”Что такое поступок? Какие бывают поступки ? И как влияют добрые поступки на людей”.
2. Работа по рассказу В.К. Железникова «Три ветки мимозы»
-Начнем работу с рассказа В.К. Железникова «Три ветки мимозы».
(СЛАЙД 4)
-Задание 1 группа найдите и прочитайте диалог между мамой и сыном.
-2группа прочитайте диалог между учительницей и Леной
-3группа –монолог Вити по возвращению домой из школы.
Учитель. А теперь, ребята, давайте попробуем открыть бездну рассказа – постараемся найти ответ на вопрос: кто виноват, что мальчику так плохо?
Работа в группах
-Работая над этим рассказом, у нас были разные версии, поэтому я предлагаю сейчас:
1группа – обвинители мамы
(Мы считаем, что виновата мама, потому что….)
2 группа – обвинители учительницы
(Учитель к этому отнесся….)
3группа – обвинители самого Вити
(Наша группа обвиняет самого Витю, потому что …)
-А теперь все вместе попробуем разобраться в этих обвинениях, а может быть даже побываем в роли защитников.
Учитель. Обрадовалась ли девочка подарку Вити?
Дети. Да, обрадовалась.
Учитель. Докажите словами автора.
Дети. («Ой, как красиво! Большое спасибо! …Ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные…Это ведь были первые мимозы в её жизни…» с.13,14)
Учитель. Значит, мама заставила сделать доброе дело?
Дети. Да. Мама думала, что подарят все, но никто не подарил. (Дети доказывают словами текста с.13)
Учитель. Виновата ли мама?
Дети. Нет
Учитель. В чем виноват учитель?
Учитель. А сам Витя? Он видел, что девочка обрадовалась?
Дети. Да.
Учитель. Значит, он совершил хороший поступок?
Дети. Да.
Учитель. А разве это плохо, делать хорошее дело?
Дети. Делать приятное человеку – это всегда хорошо. Но для Вити важно, как к нему отнеслись одноклассники.
Учитель. Вспомните позицию автора по отношению к этой маленькой очаровательной девочке. Он ею восхищается. Лена слышит, что их дразнят, но она на это не обращает внимания. Она радуется – ведь это были её первые цветы.
-Мог ли Витя вести себя также как она?
Учитель. Как заканчивается рассказ - прочитайте.
Закончен ли он?
Дети. Рассказ заканчивается необыкновенной радостью девочки.
Учитель. Известны ли вам подобные случаи из жизни? И как герои выходили из этих ситуаций?
-Да этот рассказ незакончен и автор нам самим дает возможность задуматься над его окончанием и закончить его так как нам подскажет наша совесть.
3. Работа над рассказом В.К. Железников «Рыцарь» (СЛАЙД 5)
-Следующий рассказ «Рыцарь» Владимира Карповича Железникова.
Учитель:
А) Рыцарем называли человека, принадлежавшего к военно-дворянскому сословию. Рыцарь должен был иметь боевого коня, дорогое тяжёлое вооружение (меч, щит, латы). С 7 лет мальчиков отдавали учиться к опытным воинам. Чтобы заслужить посвящение в рыцари, молодому человеку надлежало овладеть верховой ездой, фехтованием, владением копьём, плаваньем, охотой, игрой в шашки. Только после успешного испытания ему в торжественной обстановке присваивали почётное звание.
Б)Рыцарь обязательно должен был обладать смелостью, великодушием, верностью долгу, благородством по отношению к женщине. Так было в Средние века.
-А живут ли рыцари в наше время?
-Какую часть моего рассказа вы взяли бы для определения «рыцарь в наше время»? (Б)
-Кто из героев рассказа В.К. Железникова оказался рыцарем.
-Расскажите кратко эту историю.
РАССКАЗ ДЕТЕЙ (У Саши была страсть к машинам. Он подошел к гаражу, в котором стояла «Волга».Шофер «Волги», молодой парнишка, возился в моторе машины. Он заметил Сашу. Мальчик поздоровался и шофер попросил Сашу принести ведро воды. Саша еле тащил его. Шофер волновался, что ведро слишком тяжелое, но мальчик только улыбнулся. Шофер пожал мальчику руку и попросил его заходить. Саша считал его своим лучшим другом. Но через несколько дней этот шофер, выезжая из ворот грубо обругал Сашину бабушку, которая стояла у ворот с соседкой, разговаривала и не видела машины. Саша все слышал и не мог поверить, что это его лучший друг так поступил с самым близким и дорогим человеком, его бабушкой. Саша рванулся к шоферу: «Если вы еще раз закричите на мою бабушку, я вас ударю». Шоферу стало не по себе. Он попросил прощения у Саши и его бабушки. Бабушка сначала хотела отругать Сашу, а потом передумала.»
-Почему бабушка передумала ругать внука? Найдите и прочитайте ответ на этот вопрос. (с.39)
-Как повлиял Сашин поступок на шофера, о чем он задумался? Прочитайте . (с.38)
- Как вы думаете, каким человеком станет Саша, когда вырастет?
- Была ли в вашей жизни ситуация, когда вы преодолели себя, свою слабость, нерешительность или еще какое-то чувство? Что вы при этом чувствовали?
В своих произведениях Владимир Карпович Железников придерживается следующих правил: (СЛАЙД 6)
\\читают дети по одному правилу
“В борьбе всегда надо принимать сторону слабого, если ты не уверен, кто прав. И это будет наименьшим злом”;
“Стыдно - это хорошо, это знаешь ли благородно, это значит, что такого больше не сотворишь”:
“Обдумай все возможные пути к цели, самый но выбирай бесхитростный”.
“В закоулках легко заблудиться” .
-Какое правило вам понравилось?
-Может быть кто-то из вас возьмет себе на вооружение одно из правил и будет придерживаться его.
4. Физминутка
5. Продолжение работы
1. Работа над рассказом Ю. Яковлева «Полосатая палка»
-Какой рассказ заканчивается словами: «Ещё есть надежда, и надо спешить. Надо спешить.» (СЛАЙД 7)
-Кто автор этого произведения?
-Что хочет автор сказать этими словами?
-Какую проблему поднимает автор? Откройте начало рассказа и прочитайте (с.25-26)
-Каким был Мишка до того, как в его руки попала полосатая палка?
Давайте охарактеризуем его.
( Слайд 8)
Итак, при первом знакомстве мы видим:
- наглого
- равнодушного
- грубого
- безответственного мальчика
- драчуна
задиру
- Очень часто человека характеризуют его поступки. Какие поступки совершает герой? (плохие, возмутительные, гадкие, поступки, которые огорчали всех)
- Задумывался ли он над своими поступками?
- В каких словах это выражено? ( а он стоял в стороне, словно это его не касалось)
- Какие чувства он вызывал у других людей? Выберите из представленных слов. (СЛАЙД 9)
* возмущение * восхищение
* равнодушие * неловкость
* уважение * радость
* обиду * доброжелательность
* чувство бессилия * недовольство.
- Молодцы, назвали верно. А вы хотели бы, чтобы по отношению к вам окружающие испытывали такие же чувства?
Поэтому, ребята, относиться к людям нужно так, как бы вы хотели, чтобы другие относились к вам, то есть с уважением и доброжелательно.
- Как вы считаете, какой Мишкин поступок самый гадкий?
- Что означает полосатая палка?
Я предлагаю вам выбрать модель, которой можно обозначить нашего героя в начале рассказа.
(Фигурки человечков: желтый, черный)
- Почему выбрали чёрный цвет?( ответы детей)
Вывод: Мы видим мальчика, который совершает плохие поступки, потому что не задумывается над ними.
2 .Наблюдение над эволюцией характера героя.
- На протяжении рассказа Мишка остаётся таким же плохим?
- Попробуем понять, что же повлияло на его сознание, в какой момент Мишка стал меняться, становиться другим, более человечным?
Свои суждения подтверждайте цитатами из текста. (с.31)
- Им овладели противоречивые чувства. В душе героя как бы боролись два человека: прежний Мишка, разболтанный и упрямый, который не хотел возвращаться к перекрёстку и отдавать палку хозяину, и другой Мишка, который осознал свой нехороший поступок).
- Ю. Яковлев в этом рассказе раскрывает характер героя не только через его поступки, но и через его чувства, мысли, переживания. (с.34)
- Автор передаёт мысли героя, здесь есть слова: «Безжалостный буравчик сверлил его сознание…
-Что же это за безжалостный буравчик, который сверлил сознание мальчика, заставляя думать о человеке? ( Угрызения совести)
- Значит он не совсем безнадёжный и потерянный для общества человек.)
-Можем ли мы теперь поставить точку и сказать, что Мишка стал хорошим, если в нём проснулась совесть?
-Значит ли, что светлая модель нашла своё место?
-Говорит ли автор, что мальчик стал хорошим?
-Надеется ли он на это? В каких словах он выражает свою мысль?
(Слайд 10)
Вернёмся на поляну к мудрецам. Что же ответил третий мудрец?
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека- совесть.
-Что же нужно делать для того, чтобы совесть была спокойна?
(Жить так, чтобы не было стыдно за свои поступки.)
- О чем заставили нас задуматься эти рассказы?
Эти рассказы заставили заглянуть нас в собственное сердце, в свои мысли, подумать о том, какие мы, какие поступки совершаем, как они влияют на нас.
-Всякое бывает в жизни, можно и оступиться. Но надо уметь найти в себе силы, чтобы сознаться в плохом поступке, исправить свою ошибку. Добрый поступок может изменить не только человека, но и животное…
6. Рефлексия
Метод незаконченного предложения: (СЛАЙД 11)
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Теперь я могу…
- Мне захотелось…
- Я почувствовал, что…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 2 класс (система Занкова)
Образовательная программа "Литературное чтение»» составлена на основе авторской программы В.Ю Свиридовой «Литературное чтение», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Федоров» 2009 г ) в соотве...
Рабочие программы по окружающему миру, математике, литературному чтению и русскому языку для 2 класса. Система Л.В.Занкова
В данном материале представлены рабочие программы с календарно-тематическим планированием, включающим возможные виды деятельности обучающихся на уроке....
презентация к завершающему уроку 3 главы литературного чтения по учебнику Свиридовой 2 класс (Система Занкова)
Данную презентацию можно использовать при завершении главы 3 "Погоня за секретами литературы". Предмет: литературное чтение. Автор учебника: Свиридова. Класс 2 (Система Занкова, с учетом ФГОС)...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Скелет человека" 4 класс. система Занкова
Данный материал может быть использован на этапе закрепления по теме "Скелет человека"....
Урок математики по теме "Элементы объемных фигур" 2 класс. Система Занкова
Цель урока создать условия для расширения теоретических знаний о пространственных фигурах: ввести понятия «многогранник», «грани», «вершина», «рёбра»;Задачи урока:Предметные:обеспечить развитие у школ...
Конспект урока русского языка по теме: «Сложные слова».3 класс. «Система Занкова»
Данный конспект предназначен для учителей. работающих в 3 классе по системе Занкова....
Метапредметные результаты. Интегрированный урок литературного чтения и внеурочной деятельности в 1 классе по системе Л.В.Занкова (2016-2017 уч.г.).
Тема урока по литературному чтению - "Поэзия", по русскому языку - "Ударение в словах". На уроке используются технологии доктора Базарного....