Метапредметные результаты. Интегрированный урок литературного чтения и внеурочной деятельности в 1 классе по системе Л.В.Занкова (2016-2017 уч.г.).
методическая разработка (1 класс) по теме
Тема урока по литературному чтению - "Поэзия", по русскому языку - "Ударение в словах". На уроке используются технологии доктора Базарного.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse_po_sisteme_l.v.zankova.docx | 37.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 1 классе (система Л.В.Занкова)
по теме «Особенности поэтического текста.
Стихотворения Даниила Хармса «Я проснусь…»,
Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».
Тема: Особенности поэтического текста. Стихотворения Даниила Хармса «Я проснусь…», Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…».
Цели: 1. Предметные: познакомить со стихотворениями Д.Хармса «Я проснусь…», К Чуковского «Да здравствует мыло душистое…»; развивать навык выразительного чтения; создавать условия для знакомства с особенностями поэтических текстов, способствовать развитию словарного запаса.
2. Личностные: создавать условия для воспитания режима дня, соблюдения правил личной гигиены.
3. Регулятивные: обучение умению ставить цель, самоконтролю, рефлексии.
4. Коммуникативные: способствовать развитию речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение); формирование навыков сотрудничества .
5. Познавательные: развивать умение работать с толковым словарем, дополнительной литературой.
Оборудование: 1. Мультимедийный проектор, экран, презентация для зарядки для глаз PowerPoint, учебник «Литературное чтение» Свиридовой В.Ю., книги Трофимова, портреты К. Чуковского, Д. Хармса, фотографии детей для дерева успеха (рисунок на доске); аудиозапись сказки «Мойдодыр «; инвентарь в кабинете по технологии В.Ф.Базарного («сенсорные кресты», потолочный офтальмотренажёр, экологическое панно с табличками разного шрифта и цвета слов поэт, поэтесса, синонимы, стихотворение, поэзия, рифма, иллюстрации, тема, режим дня, псевдоним).
Этапы урока :
Стадии | Виды и формы работы | Время |
1. Настрой | 1.Проверка готовности к уроку. Дыхательная гимнастика. | 1 мин. |
2. Проверка домашнего задания. | 1. Выставка рисунков. | 2 мин. |
3. Актуализация знаний, сообщение темы урока, определение целей. |
| 5 мин. |
4. Деятельностная стадия. | 1. Знакомство с текстом Д.Хармса «Я проснусь…» 2. З н а к о м с т в о с а в т о р о м Д. И. Хармсом. 3. Работа над техникой чтения в стихотворении «Я проснусь». Ф\М Дифференцированные упражнения ( для глаз, осанка, плоскостопие) 4. Работа с текстом и экологическим панно. 5. Физминутка. 6. Работа над отрывком из сказки К. Чуковского «Мойдодыр». 7. Работа по совершенствованию техники чтения. | 30 мин. |
5. Осмысление. | 1. Коллективный вывод. 2. Коллективный выбор заголовка к стих-ю. | 2 мин. |
6. Диагностика. | 1. Работа в парах – игра «Кто больше?» Работа в режиме зрительных горизонтов 2. Коллективный вывод. | 3 мин. |
7. Рефлексия. | 1. Работа с табличками слов на экологическом панно. 2. Дерево успеха. 3. Домашнее задание. | 2 мин. |
Ход урока
Эмоциональный настрой. Организация рабочего места учащихся.
Посмотри скорей дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли у тебя в порядке-
Книжки, ручки и тетрадки?
Дыхательная гимнастика.
- Сделайте несколько глубоких вдохов с подниманием обеих рук в стороны и вверх, затем выдох с опусканием рук и головы. ( Повторить упражнение 3 раза)
- Улыбнитесь друг другу, подмигните одним глазком, другим глазком.
- Проверка домашнего задания.
(Домашнее задание – выполнение иллюстрации к рассказу Д.Биссета «Под ковром».) Из детских рисунков составлена выставка на доске.
- На какие группы можно было бы разбить все работы? Почему?
- При печатании новой книги ваши рисунки издательство бы разместило на страницах. Как они бы назывались? (Иллюстрации). Для чего иллюстрации нужны в книге? (Художник с помощью красок рассказывает историю, которую поэт или писатель рассказывает с помощью слов)
3. Актуализация знаний, сообщение темы урока, определение целей.
- Мы продолжаем работать по новым учебникам «Литературное чтение», исследовать, наблюдать, делать выводы. Рассмотрите страницы 10-11. Переверните лист вперед, назад. Может, кто-то заметил что-то необычное? (Страница в рамочке.) Прочтите заголовки этих страниц. Таких страниц в учебнике несколько, и они объединены одной темой.
Ф/М Смена динамических поз
Полистайте книгу, найдите эти интересные страницы. (Дети находят страницы, читают заголовки к страницам).
Утро. Все проснулись на земле?
Проснулись – надо умыться.
Очень вкусная страница, не пора ли подкрепиться?! (стр.24)
Я по улице иду, удивляюсь на ходу… (стр.84)
Тянется дорожка от школьного порожка. (стр. 104)
На сон грядущий… (стр.136)
-Какая же тема объединяет эти страницы? (Эти страницы следуют режиму дня ученика). Какие этапы режима можно выделить? (сон, умывание, завтрак, дорога в школу, из школы, игры на свежем воздухе). Для чего надо выполнять режим дня?
-Рассмотрите произведения на стр. 10-11.Как вы думаете, о чем в них пойдет речь? Мы еще не читали их. Обратите внимание на тексты. Что о них вы можете сказать? Какую гипотезу выдвинуть? (Предположим, что это стихи, т.к. записаны столбиком, каждая строка с большой буквы. Можем сказать, кто автор, название). Тема урока: Особенности поэтического текста. Стихотворения Даниила Хармса «Я проснусь…», Корнея Чуковского «Да здравствует мыло душистое…». Цель урока: познакомиться с текстами Д. Хармса и К.Чуковского, определить их принадлежность к стихотворениям или прозе и доказать наше утверждение.
Ф/М Смена динамических поз
- Деятельностная стадия.
- Знакомство с текстом Д.Хармса «Я проснусь…»
– Многие писатели – большие фантазеры. Они придумывают такие стихи, которые могут смешить.
- Сейчас ваш одноклассник прочтёт такое стихотворение, и уверена, что вы улыбнетесь. Нам нужно определить принадлежность его к стихотворениям или прозе – это будет нашей целью на этом этапе урока.
Ч т е н и е заранее подготовленным учеником с т и х о т в о р е н и я Д. Хармса «Я проснусь…».
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Смешное, озорное, веселое.)
- З н а к о м с т в о с а в т о р о м Д. И. Хармсом.
– Кто автор этого стихотворения?
( Сообщение учителя) - Даниил Иванович Хармс в детстве был одаренным ребенком, хорошо рисовал, пел, играл на музыкальных инструментах, был большим выдумщиком и сочинителем.
Хармс – это не настоящая его фамилия, а псевдоним. Что такое псевдоним вам расскажут дети, которые работали со словарем и объяснят нам значение этого слова. Настоящая фамилия его была Ювачев. (то есть он сам себе его придумал). В детстве он очень любил цирк. Артистов он считал волшебниками, и у этих волшебников были звонкие странные имена. И эти имена ему очень нравились. Когда он вырос, решил стать писателем – волшебником слова, чтобы управлять вниманием и настроением людей. А решив так, он задумал изменить и фамилию на Даниил Хармс.
Ф/М Смена динамических поз
3) Работа над техникой чтения.
-Какие виды чтения можно выполнить по этому тексту. Для чего надо их выполнять? (Дети выполняют жужжащее чтение, чтение по цепочке по одной строке).
Чтение вопроса. Дети отвечают.
Читают текст голосом героя сладкоежки по цепочке по предложению.
-А что может легко вас разбудить?
– Вы согласны с иллюстрацией к этому стихотворению?
– Иллюстрацию какого героя вы бы поместили к стихотворению? Почему?
Ф\М Дифференцированные упражнения ( для глаз, осанка, плоскостопие)
4) Работа с текстом и экологическим панно.
-Вернемся к нашей гипотезе. Текст Д.Хармса отнесем к прозе или стихотворениям? (дети доказывают, находят рифмы). Т.о. важными чертами поэзии… Ой, я употребила слово поэзия. Может оно вам знакомо? Поэзия – это стихи, произведения, написанные стихами.
( Найти на панно слова, подходящие к теме «поэзия»)
Стихотворения и поэзия – это слова близкие по смыслу. Такие слова называются … (синонимы). Как называется человек, который пишет стихи? (поэт) А если это женщина? (поэтесса) Теперь ваш словарный запас пополнится новыми словами: поэзия, поэт, поэтесса. Как называются такие слова? Вы видели настоящего поэта, который уже издал свои книги со стихотворениями? (Иван Безуглов – наш земляк. Он приходил к нам на встречу)
Итак, отличительными чертами поэзии являются: запись столбиком, каждая строка с большой буквы, есть рифма.
- Физминутка (презентация «Зарядка для глаз» по В.Ф.Базарному
Ф/М Смена динамических поз
- Работа над отрывком из сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
– Продолжим наш день. Следующий девиз: «Проснулись - надо умыться».
- О чем будет идти речь в этом тексте?
Теперь наша цель - определить принадлежность этого текста к поэзии или прозе.
- Автор этого текста - Корней Иванович Чуковский знаком вам с детского сада. Прожил он долгую и интересную жизнь. Корней Иванович очень любил детей. Многие свои произведения он придумал для своих детей. Но Корней Чуковский – это не настоящее его имя. Это имя он себе придумал. Как это называется? (псевдоним) . Настоящее имя - Никола́й Васильевич Корнейчуко́в.
Корней Иванович умер 43 года назад, когда ему было 87 лет. Но благодаря современным способам хранения информации, мы можем услышать его голос. Послушайте, этот текст прочитает для вас сам Корней Чуковский.
(Дети слушают чтение автора – аудиозапись сказки «Мойдодыр» - отрывок)
Ф/М Смена динамических поз
-Что испытывали при прослушивании? Кем вы были? (слушателями).
- Давайте ответим на вопрос автора учебника Виктории Юрьевны Свиридовой. (Дети читают первый вопрос, отвечают.)
-Значение каких слов вы не поняли? Как называются такие слова? Почему они уже не употребляются в речи? (зубной порошок, гребешок, ушат, корыто, лохань).
- Я предлагаю прочитать этот текст хором. (Дети читают хором.)
- Давайте поразмышляем, какое настроение текст вызывает у нас при чтении? (Бодрое, веселое, задорное.)
– Какие слова, на ваш взгляд, при чтении мы должны выделить голосом? («Да здравствует», «давайте же», «всегда и везде», «вечная слава».)
– Сколько предложений в стихотворении? (Два.)
– Какие они по интонации? (Восклицательные.)
7) Работа по совершенствованию техники чтения.
Каждая пара готовит чтение стихотворения.
-Договоритесь, кто какое предложение будет читать. Проверка.
Ф/М Смена динамических поз
– Очень хорошо! Мне сразу захотелось, чтобы скорей было лето, чтоб от души понырять, поплескаться, покувыркаться в реке. А каждый день можно и в ванне, и в бане, и т. д.
– Для чего же написал К. Чуковский эти строки? (Чтобы возникло желание дружить с водой.)
- Осмысление.
- Коллективный вывод
Давайте сделаем вывод - текст относится к поэзии или прозе? Докажите. Найдите рифмы.
Можно ли это стихотворение пересказать прозой?
Еще одна отличительная черта поэтического текста: стихи более ярко передают смысл, более выразительно.
- Коллективный выбор заголовка к стих-ю.
– Кто из вас догадается, что обозначают звездочки над стихотворением? (Придумать заголовок.)
– Какой же заголовок мы можем придумать? («Слава воде!», «Гимн воде».)
- Диагностика.
- Работа в парах – игра «Кто больше?» - составить рифмы со словами, размещёнными на сенсорных крестах.
Работа в режиме зрительных горизонтов
На сенсорных крестах – слова-предметы на тему «Вода, соблюдение гигиены» (личико, водичка, порошок, хорошо, купаться, плескаться, чистота, красота и т.д.)
Проверка – чтение полученных рифм вслух.
- Коллективный вывод:- Подтвердилась ли наша гипотеза? Сделаем вывод и назовем отличительные черты поэтического текста.
- Рефлексия.
1) Работа с табличками слов на экологическом панно:
- Обратимся к словам на экологическом панно (таблички слов разного цвета и шрифта). Значения каких слов вы запомнили? Не запомнили?
Продолжи фразу:
Я сегодня узнал…
Теперь я умею…
2)Работа с деревом успеха.
-Определите свое место на дереве успеха (фото ученики помещают на дерево успеха)
- Домашнее задание: Я предлагаю выполнить задание по развитию памяти. Что вы можете сделать? (Выучить наизусть одно из стихотворений).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок литературного чтения и рисования в 1 классе по программе Л.В.Занкова. Тема: "В.Драгунский Друг детства"
Этот урок является вторым уроком изучения рассказа В.Драгунского Друг детства. На уроке учащиеся знакомятся со 2 частью рассказа и рисут игрушечного медведя частично по шаблонам....
Использование практико-ориентированных технологий как средства формирования читательской компетентности младшего школьника (на примере уроков литературного чтения и внеурочной деятельности)
«Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться» Э. Тоффлер Целью образования в современно...
Связь уроков литературного чтения и внеурочной деятельности как условие формирование интереса к чтению у младшего школьника.
Формирование интереса к чтению предполагает стимулирование активности, мотивированности на читательскую деятельность; овладение содержанием и способами деятельности; формирование цен...
Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения и внеурочной деятельности.
Тема по самообразованию учителя начальных классов...
Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).
Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....
Формирование метапредметных результатов на уроках литературного чтения
Разработка ряда заданий по литературному чтению, направленных на формирование метапредметных результатов...
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность
Духовно - нравственное воспитание младших школьников через уроки литературного чтения и внеурочную деятельность...