Урок литературного чтения. 3 класс. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович».
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме
Цели урока:
- продолжить работу со сказкой;
- развивать умение анализировать поступки героев, выражать своё отношение
к героям сказки;
- воспитывать неравнодушное отношение к окружающему ребёнка миру;
- учить детей осмысливать текст, выделять главное, опираясь на ключевые
слова, развивать критическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к книге;
- развивать умения взаимодействия в группе.
Оборудование урока:
- портрет В.Ф.Одоевского
- компьютер - презентация;
- кластер;
- выставка рисунков учащихся;
- смайлики (весёлый, грустный), снежинки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sochi.docx | 23 КБ |
prezentatsiya.ppt | 600 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения. ( Учебно – методический комплекс «Перспектива»)
3 класс. Учитель: Козлова Татьяна Николаевна. МБОУ «СОШ №20», г. Северодвинск
В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев».
Цели урока:
- продолжить работу со сказкой;
- развивать умение анализировать поступки героев, выражать своё отношение
к героям сказки;
- воспитывать неравнодушное отношение к окружающему ребёнка миру;
- учить детей осмысливать текст, выделять главное, опираясь на ключевые
слова, развивать критическое мышление;
- воспитывать бережное отношение к книге;
- развивать умения взаимодействия в группе.
Оборудование урока:
- портрет В.Ф.Одоевского
- компьютер - презентация;
- кластер;
- выставка рисунков учащихся;
- смайлики (весёлый, грустный), снежинки.
Ход урока:
Организационный момент.
- Здравствуйте!
- Отрабатываем скорочтение. Читаем в ритме скороговорки.
( Чтение слоговой таблицы (дети стоят за столами, которые поставлены буквой «Т», 5 групп)
БА БО БУ БЫ БИ БЕ БЯ (на доске)
ВА ВО ВУ ВЫ ВИ ВЕ ВЯ
ГА ГО ГУ ГЫ ГИ ГЕ ГЯ
ДА ДО ДУ ДЫ ДИ ДЕ ДЯ
ЗА ЗО ЗУ ЗЫ ЗИ ЗЕ ЗЯ
КА КО КУ КЫ КИ КЕ КЯ
ЛА ЛО ЛУ ЛЫ ЛИ ЛЕ ЛЯ
МА МО МУ МЫ МИ МЕ МЯ
НА НО НУ НЫ НИ НЕ НЯ
РА РО РУ РЫ РИ РЕ РЯ
СА СО СУ СЫ СИ СЕ СЯ
ТА ТО ТУ ТЫ ТИ ТЕ ТЯ
Проверка домашнего задания.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ (слайд 1)
- Вспомните, с какой сказкой вы познакомились на прошлом уроке?
МОРОЗ ИВАНОВИЧ (слайд 2)
- Кто автор этой сказки?
ВЛАДИМИР фЁДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ (слайд 3)
- Что было задано домой?
- СДЕЛАТЬ ИЛЛЮСТРАЦИЮ
- ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ (слайд 4)
- Сейчас я хочу проверить выполнение домашнего задания.
- Молодцы! Хорошие сделали рисунки.
- Рассказывает по своей иллюстрации (Ф. И.) (выставка работ на доске, опрос 1 человек)
- А сейчас поработаем в группах и посмотрим, как вы подготовили ответы на
вопросы. Каждая группа вытаскивает себе карточку с вопросом.
ВОПРОС 1
Как автор изображает в сказке Мороза
Ивановича? Вспомните, как называется этот
литературный приём. (слайд 5)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – ИЗОБРАЖЕНИЕ
НЕОДУШЕВЛЁННОГО ПРЕДМЕТА КАК
ОДУШЕВЛЁННОГО. (слайд 6)
ВОПРОС 2
Почему автор дал девочкам такие имена?
Только ли именами отличаются девочки?
Сравни их поступки. (слайд 7)
ВОПРОС 3
Как к девочкам относится Мороз Иванович?
Почему он похвалил Ленивицу, а сам
улыбнулся? (слайд 8)
ВОПРОС 4
Объясните смысл слов Мороза Ивановича:
«Какова твоя работа, такова будет тебе и
награда». (слайд 9)
ВОПРОС 5
Какие важные наблюдения о явлениях
природы включены в сказку. Найдите их.
(слайд 10)
- На подготовку ответов даю 3 минуты.
(Ответы детей ( оценка и самооценка)).
- Молодцы! Хорошо справились с заданием дома.
Определение задач и целей.
- Сегодня мы продолжим работу над сказкой «Мороз Иванович».
- Прочитаем хором тему урока: «Мороз Иванович». Сравнение героев». (напечатано на доске)
- Какие вопросы по теме урока вы можете задать, используя вопросительные слова?
- Кто?
- Что? (слайд 11)
- Молодцы! Раз вы сумели задать вопросы и ответить на них, значит, вы хорошо знаете содержание сказки и сможете дать характеристику главным героиням.
Актуализация знаний.
- Назовите мне главных противоположных героев сказки.
- Кто они? (Рукодельница и Ленивица).
-Прежде на Руси не было имён и фамилий. Людям давали прозвища: по делам их, по поступкам, по внешнему виду, по характеру, по ремеслу.
- А теперь, подумайте, почему так назвали наших девочек?
- Сейчас будем перечитывать эту сказку и по ходу работы составлять кластер, характеризующий главных героинь.
- А перед этим разомнём свой речевой аппарат.
Речевая разминка. Ту-ту-ту – наводим сами красоту
Ты-ты-ты – нами политы цветы.
Ят -ят-ят - парты ровненько стоят.
Ют-ют-ют – очень любим мы уют.
Ло-ло-ло – на улице тепло.
Лу-лу-лу - стол стоит в углу.
Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
Оль-оль-оль – мы купили соль.
(слайд 12)
Работа с учебником (стр.76 – 84)
Проблемный вопрос.
- Сумеем ли мы собрать доказательства в тексте и согласиться с тем, что автор дал девочкам соответствующие имена?
- Зачитаем, по каким критериям будем оценивать и сравнивать девочек.
- ум
- отношение к работе
- отношение к просьбам других
- любознательность
- скромность (слайд 13)
- Чтение по абзацам: (стр. 76 – 78)
- Как автор назвал Рукодельницу? (умная); (стр.76)
- Как можем охарактеризовать Ленивицу? (глупая, горемычная, ей всё скучно – пустая душой); (стр.76)
- Какая здесь показана Рукодельница? (бедная, несчастная, отзывчивая, добрая); (стр.77)
- Найдите слова, говорящие о характере Рукодельнице. (послушная, жалостливая, сердечная); (стр. 78).
2. Работа осуществляется по группам. (1 группа – стр. 79;
2 группа – стр. 80;
3 группа – стр. 81-82;
4 группа – стр. 83;
5 группа – стр. 84).
Дети читают сказку по рабочим листам, заранее подготовленным. Выделяют маркером ключевые слова.
3.Составление кластера, характеризующего главных героинь. (слова вывешиваются на магнитную доску)
- Итак, прочитаем, хором какая Рукодельница?
- Какая Ленивица?
- Итак, ответим на наш вопрос:
Правильно ли автор дал девочкам эти имена?
(слайд 14)
А с какой из этих девочек вы стали бы
дружить и почему? (слайд 15)
- Собери пословицы.
- Что посеешь…(такова и награда.);
- Какова работа…(то и пожнёшь.);
- Мало хотеть…(не жди добра.);
- Сделав худо…(надо успеть.) (слайд 16)
- Вот и вы старайтесь быть трудолюбивыми, добрыми, скромными, отзывчивыми и у вас будет много друзей.
- Отгадайте загадку.
Старик – шутник
На улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (мороз) (слайд 17)
- А в нашей сказке Мороз положительный или отрицательный персонаж?
Рефлексия (письменная).
- Составление синквейнов в группах про Мороза Ивановича.
Мороз Иванович
добрый, щедрый
советует, помогает, наказывает
награждает всех по заслугам
справедливость (слайд 18)
(чтение синквейнов детьми)
Устная рефлексия.
О чём вы задумались, прочитав эту сказку?
(слайд 19)
- Надо помогать людям в беде, нельзя обижать слабых.
Бывают ли в жизни людей похожие
ситуации? (слайд 20)
Итог урока:
- Оценки.
- А теперь друг другу скажите, за что вы бы похвалили себя на уроке.
Домашнее задание:
Краткий пересказ сказки «Мороз Иванович»
(слайд 21)
- Урок окончен.
- А теперь подарите свои снежинки Смайликам. Весёлому – мне всё понравилось! Грустному – я ухожу с грустным настроением; (снежинки крепятся на магнитную доску в виде улыбки).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку литературного чтения 3 класс В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович". Сравнение с народной сказкой.
Презентация содержит материал к уроку литературного чтения в 3 классе по теме "В.Ф.Одоевский.Мороз Иванович. Сравнение с народной сказкой"....
Урок чтения в 3 классе В.Ф. Одоевский "Мороз Иванович"
Урок чтения 3 класс. Знакомство с произведением В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович» - развитие навыков различать народную сказку от авто...
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе: В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович". Обобщающий урок.
Конспект урока для 3 класса. "Школа России"...
Урок литературного чтения в 3 классе "В,Ф,Одоевский "Мороз Иванович"
Урок построен с использованием технологии "Педагогическая мастерская"...
Урок литературного чтения во 2-м классе. В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»
Урок литературного чтения для 2-го класса....
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»
Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...
Технологическая карта урока по литературному чтению на тему: В.Одоевский «Мороз Иванович» 3 класс "Перспектива".
В.Одоевский «Мороз Иванович»....