Литературное чтение
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Твердохлебова Ольга Сергеевна
План-конспект урока по литературному чтению по произведению В. Астафьева "Стрижонок скрип"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл strizhonok_skrip.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок – диалог.

Научно-естественные сведения о природе в рассказе

Виктора Астафьева  «Стрижонок Скрип»

ЦЕЛИ:    -  учить детей анализировать поступки героев, давать характеристику, на основе  полученных сведений, составлять синквейны;

               -  учить учеников вести внутренний и внешний диалог, как необходимое и достаточное условие развития творческих способностей детей;

               -  развивать умение учащихся задавать вопросы: креативные, когнитивные,  экстенсивные, доказывать или опровергать утверждения, аргументировать свою точку зрения.

ЗАДАЧИ: - формировать условия для успешной реализации творческой деятельности  школьников, его эмоционально- ценностных отношений к деятельности;

                  -  формировать духовно- нравственные категории: добра, милосердия, сострадания, любви.

ОБОРУДОВАНИЕ:                

  1. Презентация
  2. Запись МР 3 «Пение птиц у воды»
  3. Карточки с заданиями
  4. Рабочая тетрадь
  5. Муз. физминутка

ХОД  УРОКА:

  1. Орг. момент

Звучит музыка (звуки леса)

II. Введение в тему

- Удивительную Зеленую страну населяют удивительные жители: в перьях, шерсти и чешуе! Встречи там неожиданные, знакомства негаданные, голоса звучат неслыханные, а уж загадки – на каждом шагу.

  -У нас есть все для путешествия в эту страну. Ноги, чтобы идти. Уши, чтобы слышать. Глаза, чтобы видеть. И сердце, чтобы все понять!

 -Вы спросите, где же эта страна?

-Она не за морями, не за горами, а рядом с нами! И сегодня мы будем путешествовать по этой стране. Мы продолжим работать  с произведением Виктора Петровича Астафьева «Стрижонок Скрип»

III. Актуализация знаний

- Как называется раздел, который         изучаем на уроке литературного чтения?

( Природа и мы)

- С произведениями каких писателей познакомились? ( Д.Н. Мамин-Сибиряк,

А.И.Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин)

- Дайте характеристику произведению «Стрижонок Скрип».

- Почему автор дал такое название произведению?     (Он главный герой)

- Какие прилагательные использовал автор для описания Скрипа?   (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).

- Докажите или опровергните высказывание «Скрип был эгоистом».

IV.Анализ художественных образов 

 

1 .- Мы сегодня проанализируем какие уроки жизни получил главный герой.

Чтобы узнать, кто был первым учителем, выполните задание на синих листочках.

      Прочитайте пословицы, определите тему, найдите ключевое слово, местоимения замените этим словом.

На листочках: Птица рада весне, а дитя-ей.

                          Сердце её лучше солнца греет.

                          Роднее её родни нет.

- Кто является первым учителем Скрипа?     (Мать стрижиха).

- Зачитайте эпизоды связанные с матерью- стрижихой и определите каким она была воспитателем?  

- I вариант- найдите прилагательные, которые характеризуют мать.

  II вариант- найдите глаголы, которые характеризуют мать.

- Какое одно качество объединяет все эти понятия?    (Материнская любовь). 

- Какой урок преподала мать -стрижиха сыну?  

2.  Составление синквейна  на тему «Стирижиха» ( работа в четвёрках, работа в тетрадях)

Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»)

Правила составления синквейна:

  1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
  5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Проверка  ( на доске):  1. Стрижиха

2. Строгая, заботливая

3. Кормит, воспитывает, оберегает

4. С ней очень хорошо

5. Мать.

  1. - Найдите и зачитайте трагический эпизод рассказа.      

          - Придумайте вопрос к этому эпизоду.

          - Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют  это явление в окружающем мире? (цепь питания) 

Физминутка

  1. - Какие ещё учителя встретились на жизненном пути Скрипа?

         

            Дополнительные сведения о стрижах.

       

          - Как называет стрижей В.П.Астафьев?  (Дружный народ стрижи).

- Вас ничего не удивляет в этих словах?  (Народ).

-Какой урок преподали стрижи Скрипу?     ЗАЧИТАТЬ

- Какие качества проявили стрижи к Скрипу и его братьям и сёстрам?

( работа на зеленых листочках, работа в парах ) Подчеркни.

    На листочках: ТЕРПЕНИЕ,ХИТРОСТЬ,СОСТРАДАНИЕ,ЗАБОТА,БЕССЕРДЕЧИЕ

МИЛОСЕРДИЕ,ДОБРОТА,РАВНОДУШИЕ,СОЧУВСТВИЕ

- Кем  стали для Скрипа стрижи? (Семьёй).

5.     - Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие,       бывают плохие).

        -Почему Скрип оказался в руках ребят?

-Какой вывод сделал Скрип для себя?

-Почему Скрип не погиб от голода и других опасностей? Какие черты характера помогли ему выжить?

6.  – Отчего стрижи стали беспокоиться?

      -Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо?

      -Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою  лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето.»

V. Закрепление изученного

У каждого ученика белая карточка, где он ставит + или - .

  1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.
  2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
  3. Понял стрижонок, какая у них серьёзная и строгая мама.
  4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало
  5. Скрип был любопытный стрижонок.
  6. Однажды мама-стрижиха вылетела на битву с врагом-разбойником коршуном.
  7. Стрижи – очень дружный народ.
  8. Скрип сразу сделал себе глубокую норку.
  9. Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето.

– Поменяйтесь карточками в паре, проверим работу.

0-1 ошибка – 5.
2 ошибки – 4.
3 ошибки – 3.

VI. Рефлексия. Итог урока.

- Я считаю, что автор поступил жестоко по отношению к Скрипу, он оставил его сиротой. Докажите или опровергните мою точку зрения.

- Какой урок вынесли вы для себя?

- Какое открытие сделали на уроке?

   

    - Какие пословицы подходят к рассказу?

Один за всех, все за одного.

Мир не без добрых людей.

Учись смолоду – пригодится в старости.

Делу – время, потехе – час.

Без отца – полсироты, а без матери и вся сирота.

Звучит музыка (звуки леса).

- Итак, сегодня путешествуя по этой замечательной стране, вы увидели, услышали, и я верю, что сердечко каждого из вас прочувствовало и как жилось нашему герою – Скрипу. И надеюсь, вы всегда будете по-доброму относиться к друзьям нашим пернатым.

Будем птиц любить, оберегать.
Будем взрослым в этом деле помогать:
Беречь леса, поля и реки,
Чтоб сохранилось все на веки!!!

VII. Домашнее задание

Пересказать рассказ от лица Скрипа.

По желанию составить синквейн о Скрипе.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...