Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnoe_chtenie_4_klass.docx | 81.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Н.А.Чураковой, О.В. Малаховской (УМК «Перспективная начальная школа») с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Курс рассчитан на 448 часов (4 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).
Основные содержательные линии
Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).
Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.
Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя).
Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.
В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6—10 лет, читательских предпочтений младших школьников.
В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX—XX вв., а также современных авторов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.
Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Цели обучения, планируемые результаты
Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).
Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- приобретения умения работать с разными видами информации;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:
1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.
Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.
Поскольку курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6—10 лет.
2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.
Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.
3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.
Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.
4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Элементы дополнительного | Диагностические измерители | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей» | 1 | Комбинированный | Определение жанра литературного произведения. Умение работать | Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание». Уметь: определять вид сказки (сказка | Древнегреческое сказание | Выразительное чтение | ||
2 | Древнегреческое сказание «Персей». Поход в «Музейный Дом» | 1 | Комбинированный | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире. Уметь: находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьeро ди Кoзимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде XIX века, композицию на египетском папирусе | ||||
3 | Древнегреческое сказание Поход в «Музейный Дом». | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы | Знать: понятие «герой волшебной сказки». Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена. Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Перро | Пересказ текста | |||
4-5 | Русская народная сказка «Сивка-бурка» | 2 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка» | Пересказ текста | |||
6 | Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка» | Пересказ текста | |||
7 | Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке | ||||
8 | Русская народная сказка | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина; читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке | Звукопись. Контраст | Выразительное чтение | ||
9 | Русская народная сказка «Финист – ясный сокол» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества | Уметь: сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке | Повтор | |||
10 | Русская народная сказка «Финист – ясный сокол». Слушаем музыку» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях | Проверка уровня сформированнос-ти навыка чтения | |||
11 | Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк» | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя | Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой | Чтение | |||
12-13 | Башкирская народная сказка «Алтын-сака – золотая бабка» | 2 | Комбинированный | Сказки разных | Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников | Выразительное чтение | |||
14 | Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире» | 1 | Обобщение | Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества | Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы | ||||
15-16 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» | 2 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении | Знать: жанр «былина». Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине – это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо – получеловек-полуптица | Прием преувеличения | Выразительное чтение | ||
17 | Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Поход в «Музейный Дом». | 1 | Комбинированный | Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: | Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине – это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо – получеловек-полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь – это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев | ||||
18-19 | Илья Муромец | 2 | Комбинированный | Связь произведений литературы | Уметь: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения | Выразительное чтение | |||
20-21 | Былина «Садко». Поход в «Музейный Дом». | 2 | Комбинированный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: | Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев; пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой | Выразительное чтение | |||
22-25 | Г.-Х. Андерсен «Русалочка» | 4 | Комбинированный | Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Знать: творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена | Пересказ текста | |||
26-28 | Г.-Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик» | 3 | Комбинированный | Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослу-шанного (прочитанного) произведения | Знать, что самое главное в народной сказке – способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке – мир чувств и переживаний героя. Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки | Проверка уровня сформированнос-ти навыка чтения | |||
29-32 | Г.-Х. Андерсен «Снежная королева». Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига | 4 | Комби-нированный | Различение жанров произведений | Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог | Пересказ текста | |||
33-34 | Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре» | 2 | Обоб-щение | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки | Знать: изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | ||||
35-36 | В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство». Поход в «Музейный Дом». | 2 | Комбинирован-ный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному. Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины | Выразительное чтение | |||
37-38 | Давид Самойлов «Красная осень». Николай Заболоцкий «Сентябрь». Поход в «Музейный Дом». | 2 | Комбинирован-ный | Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков – с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства | Сравнение. Олицетворение | Чтение наизусть | ||
39 | Николай Заболоцкий «Оттепель» | 1 | Комбинирован-ный | Произведения о природе | Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять, какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков | Звукопись | Чтение наизусть | ||
40-41 | Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство» | 2 | Комбинирован-ный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения | Чтение наизусть | |||
42 | Владимир Набоков «Обида» | 1 | Комбинирован-ный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники | Выразительное чтение | |||
43-44 | Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный Дом». | 2 | Комбинирован-ный | Связь произведений литературы | Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине | ||||
45 | Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...» | 1 | Комбинирован-ный | Произведения | Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора | Выразительное чтение | |||
46 | Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». Поход в «Музейный Дом». | 1 | Комбинирован-ный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения | Выразительное чтение | |||
47-48 | Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе» | 2 | Комбинирован-ный | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений | Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского | Выразительное чтение | |||
49 | Борис Сергуненков «Конь Мотылек». Репродукция картины В. Ватенина «Голуби в небе» | 1 | Комбинирован-ный | Связь произведений литературы | Уметь: сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова | ||||
50-51 | Джералд Даррелл «Землянично-розовый дом» Г. Захарова | 2 | Комбинирован-ный | Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление об изготовлении офорта. Уметь: анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж | Пересказ текста | |||
52 | Обобщение | 1 | Обобще-ние | Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | ||||
53 | Леонид Андреев «Петька на даче» | 1 | Комбинирован-ный | Герои произведения. Восприятие | Уметь: работать с толковым словарем; высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения | Фантазия | |||
54 | Леонид Андреев «Петька на даче» | 1 | Комбинирован-ный | Произведения | Уметь: работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение | ||
55 | Леонид Андреев «Петька на даче». Репродукции картин | 1 | Комбинирован-ный | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы» | Пересказ текста | |||
56-57 | Антон Чехов «Ванька». Поход в «Музейный Дом». | 2 | Комбинирован-ный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения | Выразительное чтение | |||
58-60 | Антон Чехов «Мальчики» | 3 | Комбинирован-ный | Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения вслух. Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения | Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр произведения | Проверка уровня сформированнос-ти навыка чтения | |||
61-67 | Антоний Погорельский «Черная курица, или подземные жители» | 7 | Комбинирован-ный | Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях Высказывание оценочных суждений События, составляющие основу произведения Произведения выдающихся представителей русской литературы Восприятие и понимание переживаний героев | Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»; выделять важные события доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию; анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста | Характер героя, его поступки и их мотивы Воображение и фантазия | Пересказ текста Выразительное чтение | ||
68 | Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас» | 1 | Обобще-ние | Связь названия | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Характер героя, его поступки и их мотивы | Проверочная работа | ||
69 | Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде | 1 | Обобще-ние | Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | ||||
70 | Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы» | 1 | Комбинирован-ный | Чтение вслух до-ступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь: работать в библиотеке; находить сведения о писателях; объяснять название рассказа; определять жанр произведения; подтверждать свое мнение словами из текста; давать характеристику героям произведения | Выразительное чтение | |||
71-72 | Людмила Улицкая «Бумажная победа». Слушаем музыку Ф. Шуберта «Музыкальный момент № 3, фа минор» | 2 | Комбинирован-ный | Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: пользоваться толковым словарем; объяснять поведение героев; делить текст на части; слушать музыкальный фрагмент | Пересказ текста | |||
73-74 | Людмила Улицкая «Бумажная победа». Поход в «Музейный Дом» | 2 | Комбинирован-ный | Герои произведения. Восприятие | Уметь: работать с иллюстрацией; отвечать на вопросы по содержанию текста; выразительно читать и пересказывать; выделять художественные приемы | Выразительное чтение | |||
75 | Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!» | 1 | Комбинирован-ный | Связь названия | Уметь смотреть на происходящее | ||||
76 | Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» Поход в «Музейный Дом». | 1 | Комбинирован-ный | Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой. Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять | Выразительное чтение | |||
77 | Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!» | 1 | Комбинирован-ный | Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения | Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения | ||||
78 | Борис Пастернак «Опять весна» | 1 | Комбинирован-ный | Различение жанров литературных произведений | Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа». Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов) | Ритм. Звукопись. Повторы слов | Чтение наизусть | ||
79 | Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши» | 1 | Комбинирован-ный | Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания | Уметь: цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявлений жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова | Выразительное чтение | |||
| литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | «Пой, птица!»; определять тему и основное содержание литературного произведения | |||||||
80 | Ирина Пивоварова «Мы пошли | 1 | Комбинирован-ный | Понимание содержания литературного произведения. Участие в диалоге о прочитанном произведении | Уметь: работать с толковым словарем; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героини | Проза | Выразительное чтение | ||
81 | Сергей Козлов «Лисичка» | 1 | Комбинирован-ный | Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения | Уметь: объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений | Выразительное чтение | |||
82 | Обобщение | 1 | Обобщение | Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | ||||
83-87 | Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | 5 | Комбинирован-ный | Связь названия Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания | давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка | Выразительное чтение | |||
88-90 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 3 | Комбинирован-ный | Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения | Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение | ||
91 -93 | Константин Паустовский «Теплый хлеб» | 3 | Комбинирован-ный | Передача при помощи интонации своего отношения Эмоционально-нравственные переживания героев Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями. | Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль Уметь: дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким приемом пользуется автор при описании зимнего пейзажа; доказывать свое мнение; объяснять название произведения; определять, есть ли в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения; работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения | Характер героя, его поступки и их мотивы | Выразительное чтение | ||
94 | Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения...» | 1 | Обобще-ние | Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Характер героя, его поступки и их мотивы | |||
95 | Поход в «Музейный Дом». Заседание клуба «Ключ и заря» | 1 | Комбинирован-ный | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей | Выразительное чтение | |||
96-97 | Мария Вайсман «Шмыгимышь». Поход в «Музейный Дом». | 2 | Комбинирован-ный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения» | Выразительное чтение | |||
98 | Поход в «Музейный Дом». В.Хлебников «Кузнечик» | 1 | Комбинирован-ный | Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями | Проверка уровня сформированнос-ти навыка чтения | |||
99 | А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни такие…». Поход в «Музейный Дом». | 1 | Комбинирован-ный | Связь названия | Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения | Характер героя, его поступки и их мотивы | Чтение наизусть | ||
100 | А. Кушнер «Сирень». Поход в «Музейный Дом». | 1 | Комбинирован-ный | Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать литературное произведение А. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения | Чтение наизусть | |||
101 | В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | 1 | Комбинирован-ный | Построение небольшого монологического высказывания | Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать | Выразительное чтение | |||
102 | Афанасий Фет «Это утро, радость эта…» | 1 | Комбинирован-ный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний | Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать | Чтение наизусть | |||
103 | Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь…» | 1 | Комбинирован-ный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность | Знать понятие «рифма». Иметь представление о кольцевой и охватной рифме. Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности | Темп стихотворения. Рифма охватная, кольцевая | Чтение наизусть | ||
104 | М. Лермонтов «Парус» | 1 | Комбинирован-ный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения | Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; под-тверждать свою точку зрения | Чтение наизусть | |||
105 | М. Волошин «Зеленый вал …». Поход в «Музейный Дом». | 1 | Комбинирован-ный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение и произведение живописи; выделять средства художественной выразитель-ности | Выразительное чтение | |||
106 | Самуил Маршак «Как поработала зима!» | 1 | Комбинирован-ный | Произведения классиков детской литературы. Произведения для детей | Знать понятие «рифма». Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме. Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения | Рифма | Чтение наизусть | ||
107 | А. Пушкин «Евгений Онегин» | 1 | Комбинирован-ный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Характер героя, его поступки и их мотивы | Чтение наизусть | |||
108 | Обобщение | 1 | Обобще-ние | Различать жанры произведений. Герои произведения | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Пересказ текста | |||
109 | Алексей Пантелеев «Главный инженер» | 1 | Комбинирован-ный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения | Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев | Выразительное чтение | |||
110-111 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный Дом». | 2 | Комбинирован-ный | Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения | Выразительное чтение | |||
112 | Алексей Пантелеев «Главный инженер». Поход в «Музейный Дом». | 1 | Комбинирован-ный | Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение; | Пересказ текста | |||
113 | Анна Ахматова «Памяти друга» | 1 | Комбинирован-ный | Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события | Знать понятие «контраст». Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой. Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности – контраст | Характер героя, его поступки и их мотивы. Контраст | Чтение наизусть | ||
114 | Н. Рыленков «К Родине» | 1 | Комбинирован-ный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения | Чтение наизусть | |||
115-116 | Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!». Слушаем музыку | 2 | Комбинирован-ный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение | Чтение наизусть | |||
117-118 | Дмитрий Кедрин «Все мне мерещится поле Поход в «Музейный Дом». | 2 | Комбинирован-ный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения | Чтение наизусть | |||
119 | Поход в «Музейный Дом». Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации | 1 | Комбинирован-ный | Чтение вслух до-ступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Знать, что гимн – это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость. Уметь: сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, к кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание оследних строк; объяснять значение выделенных слов | Выразительное чтение | |||
120 | Поход в «Музейный Дом». Плиний Младший «Письмо Тациту» | 1 | Комбинирован-ный | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Уметь: сравнивать фотографию руин древней Помпеи и репродукцию картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи»; рассказывать о творчестве художника; сравнивать содержание картины | Ответы на вопросы | |||
121 | А. Пушкин | 1 | Комбинирован-ный | Произведения выдающихся представителей русской литературы | Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А. Пушкина | Чтение наизусть | |||
122-123 | Обобщение | 2 | Обобще-ние | Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы | Знать изученные произведения по разделу. Уметь выразительно и осознанно читать текст | Характер героя, его поступки и их мотивы | Ответы на вопросы | ||
124-125 | Путешествие | 2 | Комбинирован-ный | Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях) | Уметь рассказывать о творчестве художника | Выразительное чтение | |||
126-127 | В мастерской художника. Поход в «Музейный Дом». | 2 | Комбинирован-ный | Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями | Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами. Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства | Офорты | Пересказ текста | ||
128-134 | Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее» | 5 | Комбинирован-ный | Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя | Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы | Проверка уровня сформированнос-ти навыка чтения | |||
135-136 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» | 2 | Обобще-ние | Понимание основного содержания услышанного произведения | Уметь писать письмо в клуб «Ключ | Письменное высказывание о литературном герое. Письмо в клуб «Ключ и заря» | Ответы на вопросы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс
Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное пл...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 2 класс УМК "Школа России"
развернутое...
тематическое планирование уроков литературного чтения (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. Школа России.34 нед.* 3 =102 ч ...
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению 1 класс (В.А. Лазарева)
Развернутое тематическое планирование по литературному чтению (развивающая ОС Л.В. Занкова учебник В.А. Лазаревой ). В планировании представлен базовый и надбазовый уровень, базовые и надбазовые понят...
Тематическое планирование по литературному чтению.3 класс.Начальная школа 21 века.
Развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе по программе Начальная школа 21 века....