Тематическое планирование по литературному чтению в 4 классе
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Кобылат Елена Николаевна

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_chtenie_4_klass.docx81.46 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

   Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы Н.А.Чураковой, О.В. Малаховской (УМК «Перспективная начальная школа») с учётом  межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий. Курс рассчитан на 448 часов  (4 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

   Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Литературное чтение является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

Основные содержательные линии

    Раздел «Виды речевой деятельности» включает следующие содержательные линии: аудирование (слушание), чтение, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменной речи). Содержание этого раздела обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии, формируя культуру общения (устного и письменного).

Аудирование (слушание) — это умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс прочтения доступных по объему и жанру произведений, осмысления цели чтения и выбора вида чтения (ознакомительное, просмотровое, выборочное); выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих смыслу текста.

Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов текстов определяет специфические умения: участвовать в диалоге (задавать вопросы по тексту и отвечать на них); создавать монолог (отбирать и использовать изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного устного высказывания); воплощать свои жизненные впечатления в словесном образе, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.

Письмо (культура письменной речи) предполагает практическое освоение обучаемыми некоторых типов письменной речи (на основе осмысления художественного произведения): текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение; создание собственных мини-сочинений (рассказ по картинке), написание отзыва.

   Раздел «Виды читательской деятельности» включает в себя работу с разными видами текстов. Эта работа предполагает формирование следующих аналитических умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздавать картины жизни, представленные автором; устанавливать причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах; понимать авторскую позицию в произведениях; выделять главную мысль текста (с помощью учителя).

    Настоящая программа предусматривает знакомство ребенка младшего школьного возраста с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений по работе с книгой: ориентирование в книге (учебной, художественной, справочной) по ее элементам, знакомство с разными видами и типами книг, выбор книги на основе рекомендованного списка или собственных предпочтений.

   В разделе «Круг детского чтения» реализуются принципы отбора содержания чтения младшего школьника. Этот отбор обеспечивает формирование мотивированного выбора круга чтения, устойчивого интереса ученика к самостоятельной читательской деятельности, компетентности в области детской литературы: учет эстетической и нравственной ценности текстов, их жанрового и тематического разнообразия, доступности для восприятия детьми 6—10 лет, читательских предпочтений младших школьников.

В предполагаемом содержании представлены малые и большие фольклорные формы; литературные произведения разных жанров отечественных и зарубежных писателей, классиков детской литературы XIX—XX вв., а также современных авторов.

   Раздел «Литературоведческая пропедевтика» содержит круг литературоведческих понятий для практического освоения обучаемыми с целью ознакомления их с первоначальными представлениями о видах и жанрах литературы, о средствах выразительности языка.

   Раздел «Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений)» является ведущим звеном содержания начального этапа литературного образования. Опыт творческой деятельности воплощается в системе читательской и речевой деятельности, что обеспечивает перенос полученных детьми знаний в самостоятельную продуктивную творческую деятельность: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование, драматизация. Особое внимание уделяется созданию различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа; созданию собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Цели обучения, планируемые результаты

Основная литературоведческая цель курса «Литературное чтение» в начальной школе — сформировать за четыре года инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в основной школе уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму (мы не вводим деления литературы на разные роды — эпос, лирику и драму, но вводим деление на разные типы повествования).

Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  • овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  • приобретения умения работать с разными видами информации;
  • развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  • воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

   Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания. Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

    1. Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

Поскольку курс литературного чтения для 1—4 классов является первой ступенью непрерывного курса литературы в средней общеобразовательной школе, то на этом этапе наряду с формированием умений осмысленно читать вслух и про себя идет подготовка к изучению литературы на уровне, доступном детям 6—10 лет.

      2. Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

     3. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе.

Решение этой задачи способствует пониманию художественного произведения как особого вида искусства; формированию умения определять его художественную ценность и анализировать (на доступном уровне) средства выразительности. Развивается умение сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живопись, театр, кино, музыка); находить сходство и различие разных жанров, используемых художественных средств.

     4. Формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.

С учетом особенностей художественной литературы, ее нравственной сущности, влияния на становление личности маленького читателя решение этой задачи приобретает особое значение. В процессе работы с художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности взаимодействия с окружающим миром, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, событий. Понимание значения эмоциональной окрашенности всех сюжетных линий произведения способствует воспитанию адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки обучающихся

Элементы дополнительного
содержания

Диагностические измерители

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Как люди в древности представляли себе окружающий мир. Древнегреческое сказание «Персей»

1

Комбинированный

Определение жанра литературного произведения. Умение работать
с книгой

Иметь представление о том, как люди в древности представляли себе окружающий мир; о литературном жанре «древнегреческое сказание».

Уметь: определять вид сказки (сказка
о животных, волшебная сказка); перечислять русские народные сказки; определять особенность волшебного мирав сказках (лес, подземное царство, подводное царство, небесно-заоблачное царство); называть народные праздники, в которых до сих пор участвуют деревья; находить подтверждения в тексте своим предположениям; анализировать волшебные предметы литературного произведения

Древнегреческое сказание

Выразительное чтение

2

Древнегреческое сказание «Персей».

Поход в «Музейный Дом»

1

Комбинированный

Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. Связь произведений литературы

с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Иметь представление о борьбе добра и зла в литературных произведениях разных народов мира; что народы мира одинаково изображали красоту и порядок в земном мире.

Уметь: находить в тексте ответы на вопросы; рассматривать фрагмент картины Пьeро ди Кoзимо «Персей и Андромеда»; сравнивать истории спасения царских дочерей; работать с толковым словарем; изучать композицию вышивок на русской праздничной одежде XIX века, композицию на египетском папирусе

3

Древнегреческое сказание
«Персей».

Поход в «Музейный Дом».

1

Комбинированный

Связь произведений литературы
с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать: понятие «герой волшебной сказки».

Иметь представление о тотемах разных народов мира в разные времена.

Уметь: изучать композицию на иконе «Христос спускается в ад»; находить горизонтальную композицию; определять, какими животными обозначен Верхний мир и Нижний мир; объяснять значение слова «тотем»; отвечать на вопросы клуба «Ключ и заря»; называть сказки, где животные обладают чудесными способностями и становятся волшебными помощниками героев; подтверждать характеристики героя волшебной сказки на примере сказок Ш. Перро

Пересказ текста
по плану

4-5

Русская народная сказка «Сивка-бурка»

2

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: анализировать сказку; делить текст на смысловые части; высказывать предположения о дальнейшем развитии событий; объяснять название сказки; описывать внешний вид героя сказки; выбирать характеристики героя для Иванушки-дурачка; пользоваться библиотекой; сравнивать содержания якутской сказки «Приемыш-богатырь» с русской народной сказкой «Сивка-бурка»

Пересказ текста
по плану

 6

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: объяснять имя главного героя; находить и отмечать характеристики, которые соответствуют понятию «герой волшебной сказки»; называть волшебных помощников в сказке (тотемное животное, тотемное растение); сравнивать содержание и прядок событий в сказках «Сивка-бурка» и «Крошечка-Хаврошечка»

Пересказ текста
по плану

7

Русская народная сказка «Морской царь и Василиса Премудрая»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: находить в сказке волшебные числа; пользоваться библиотекой; давать характеристику герою волшебной сказки; подтверждать свое мнение примерами из сказки; называть тотемное животное в сказке

8

Русская народная сказка
«Морозко»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: определять в сказке волшебный мир, его хозяина;  читать по ролям разговор Морозко со стариковой дочкой, а затем со старухиной; сравнивать двух дочерей; доказывать, что старикова дочь обладает чертами героя волшебной сказки; подтверждать логику, свойственную волшебной сказке

Звукопись. Контраст

Выразительное чтение

9

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Уметь: сравнивать героев сказки; называть черты героя волшебной сказки; подтверждать свое мнение словами из текста; называть черты тотемного животного в избушке бабы-яги; сравнивать описание леса; анализировать отношение волшебного мира к Марьюшке

Повтор

 10

Русская народная сказка «Финист – ясный сокол».

Слушаем музыку»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: называть волшебных помощников; пользоваться библиотекой; сравнивать изображение героев в литературном и музыкальном произведениях

Проверка уровня сформированнос-ти навыка чтения

11

Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк»

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Уметь: находить признаки волшебных предметов; давать характеристику герою сказки; называть тотемных животных произведения; пользоваться библиотекой

Чтение
по ролям

12-13

Башкирская народная сказка «Алтын-сака – золотая бабка»

2

Комбинированный

Сказки разных
народов мира

Уметь: работать с толковым словарем; доказывать, что эта сказка волшебная; называть волшебных помощников
в сказке; сравнивать башкирскую сказку с русскими народными сказками; объяснять сходство мотивов в сказках и преданиях разных народов мира; доказывать, что сказка построена по всем сказочным законам

Выразительное чтение

 14

Обобщение по теме «Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире»

1

Обобщение

Сказки разных народов мира. Произведения устного народного творчества

Уметь: создавать небольшие письменные ответы на поставленные вопросы
по прочитанному произведению

15-16

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

2

Комбинированный

Различение жанров произведений. Оценочные высказывания о прочитанном произведении

Знать: жанр «былина».

Уметь: работать с толковым словарем; читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине – это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо – получеловек-полуптица

Прием преувеличения

Выразительное чтение

17

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Поход в «Музейный Дом».

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств:
с живописными
и музыкальными произведениями

Уметь: читать нараспев, делая ударение на выделенных слогах; выделять повтор предлогов, начала строк; находить приметы народного юмора; подтверждать, что Соловей-разбойник в былине – это и человек-пленник, и одновременно чудо-юдо – получеловек-полуптица; выделять средства выразительности; доказывать, что богатырь и конь – это часть сказочного леса; сравнивать литературные произведения и произведения изобразительного искусства; пользоваться библиотекой; сравнивать богатырей и сказочных героев

 18-19

Илья Муромец
и Святогор.
 Репродукция картины Виктора Васнецова «Богатырь»

2

Комбинированный

Связь произведений литературы
с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с фразеологическим словарем; подтверждать земное происхождение богатыря; сравнивать разговор Святогора с конем и разговор Ильи Муромца со своим конем; отвечать на вопросы строчками из былины; находить связь былины с авторскими сказками; определять, как художник показывает волшебную силу богатыря; сравнивать богатырей волшебного и земного происхождения

Выразительное чтение

20-21

Былина «Садко».

Поход в «Музейный Дом».

2

Комбинированный

Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств:
с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: анализировать произведение изобразительного искусства; читать былины нараспев;  пользоваться библиотекой; сравнивать отрывки (описание бури и описание подводного царства); указывать связь былины с русской народной сказкой

Выразительное чтение

22-25

Г.-Х. Андерсен «Русалочка»

4

Комбинированный

Герой произведения. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Знать: творчество Г.-Х. Андерсена.

Уметь: сравнивать описание подводного царства Г.-Х. Андерсена с описанием подводного царства в русской народной сказке «Морской царь и Василиса Премудрая» и в былине «Садко»; давать характеристику главному герою; сравнивать описание бури Г.-Х. Андерсена

и в былине «Садко»; подтверждать свое мнение цитатами из текста; пользоваться библиотекой; рассказывать о творчестве Г.-Х. Андерсена

Пересказ текста
по плану

 26-28

Г.-Х. Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

3

Комбинированный

Различение жанров произведений. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя

Зарубежные авторские сказки. Участие в диалоге при обсуждении прослу-шанного (прочитанного) произведения

Знать, что самое главное в народной сказке – способность героя выдержать испытания и восстановить нарушенную справедливость, а в авторской сказке – мир чувств и переживаний героя.

Уметь: работать с толковым словарем; называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных
и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки

называть законы волшебной сказки; сравнивать описание героев народных и авторских сказок; объяснять название сказки; подтверждать свое мнение цитатами из текста; сравнивать концовку народной и авторской сказки

Проверка уровня сформированнос-ти навыка чтения

29-32

Г.-Х. Андерсен «Снежная королева».

Музыкальная пьеса «В пещере горного короля» Э. Грига

4

Комби-нированный

Различение жанров произведений

Уметь: отвечать на вопросы по содержанию сказки; цитировать нужный отрывок; выразительно читать диалог
детей

Пересказ текста
по плану

33-34

Обобщение по теме «Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре»

2

Обоб-щение

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Сходство и различие авторской и народной сказки

Знать: изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

 35-36

В. Жуковский «Славянка», «Весеннее чувство». Поход в «Музейный Дом».

2

Комбинирован-ный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать, что выражать любовь к природе можно по-разному.

Уметь: работать с  толковым словарем; доказывать, что стихотворение написано 200 лет назад; находить звуковые впечатления, которые поэт отразил в стихотворении; читать текст по цепочке; сравнивать впечатления поэта и художника от заката; сравнивать настроение поэта в двух стихотворениях; определять, как автор передает праздничное весеннее освещение; определять время написания стихотворения; сравнивать впечатления и чувства художника в разных картинах о природе; называть средства художественной выразительности (композиция, цветовая гамма); определять, в каком музее хранятся картины

Выразительное чтение

37-38

Давид Самойлов «Красная осень».

Николай Заболоцкий «Сентябрь». 

Поход в «Музейный Дом».

2

Комбинирован-ный

Связь произведений литературы

с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: определять, с помощью какого цвета поэт передает свое переживание красоты осени; объяснять, почему поэт сравнивает отдельный лист с сердцем леса, а множество листиков – с полураскрытыми устами; делиться своими чувствами при чтении стихотворения; цитировать строчки, которые подтверждают высказывание; работать с толковым словарем; читать строки-описания непогоды; делиться своими впечатлениями при анализе произведения изобразительного искусства

Сравнение. Олицетворение

Чтение наизусть

 39

Николай Заболоцкий «Оттепель»

1

Комбинирован-ный

Произведения

о природе

Уметь: выразительно читать стихотворения; анализировать сравнения поэта; читать строфы с пометами для выразительного чтения; определять,  какое впечатление автор передает с помощью сочетания звуков

Звукопись

Чтение наизусть

40-41

Иван Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство»

2

Комбинирован-ный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь: определять, в каких двух строфах выражено главное переживание поэта; анализировать авторские сравнения; называть авторские главные жизненные ценности; определять героя стихотворения; подтверждать свое мнение строками из стихотворения

Чтение наизусть

42

Владимир Набоков «Обида»

1

Комбинирован-ный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Уметь: работать с толковым словарем; анализировать содержание литературного произведения; сравнивать поступки детей; зачитывать отрывки из текста; давать характеристику герою; выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники

Выразительное чтение

43-44

Владимир Набоков «Обида». Поход в «Музейный Дом».

2

Комбинирован-ный

Связь произведений литературы
с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: выделять средства художественной выразительности при описании ягод черники; сравнивать характеры героев, изображенных на картине

 45

Владимир Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...»

1

Комбинирован-ный

Произведения
о взаимоотношениях людей. Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героев

Уметь: сравнивать литературное произведение и произведение живописи; работать с толковым словарем; находить

в стихотворении подтверждения того, что поэт подмечает малейшие подробности окружающего его мира; рассказывать о творчестве автора

Выразительное чтение

46

Юрий Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть!». Поход в «Музейный Дом».

1

Комбинирован-ный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с толковым словарем; объяснять название произведения; рассказывать о творчестве Юрия Коваля; определять жанр произведения

Выразительное чтение

47-48

Виктор Драгунский «Красный шарик в синем небе»

2

Комбинирован-ный

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений

Уметь: давать характеристику героям рассказа В. Драгунского; цитировать строки из произведения; объяснять приемы смешного; рассказывать о творчестве В. Драгунского

Выразительное чтение

49

Борис Сергуненков «Конь Мотылек».

Репродукция картины В. Ватенина «Голуби в небе»

1

Комбинирован-ный

Связь произведений литературы
с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: сравнивать произведения живописи и литературные произведения; анализировать содержание произведения; определять жанр произведения; сравнивать переживания героев Юрия Коваля и Бориса Сергуненкова

 50-51

Джералд Даррелл «Землянично-розовый дом»
Репродукции картин 

Г. Захарова

2

Комбинирован-ный

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений. Связь произведений литературы

с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Иметь представление об изготовлении офорта.

Уметь: анализировать картины Г. Захарова «Зимние разговоры» и «Пейзаж
с карасями»; заканчивать высказывание героев учебника;  называть средства художественной выразительности; анализировать содержание произведения

Пересказ текста
по плану

52

Обобщение
по теме «Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека»

1

Обобще-ние

Высказывание оценочных суждений. Различение жанров произведений. Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос
по изученным
произведениям

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

53

Леонид Андреев «Петька на даче»

1

Комбинирован-ный

Герои произведения. Восприятие
и понимание их переживаний

Уметь: работать с толковым словарем;  высказывать свое мнение о главных героях; определять жанр произведения; цитировать строки произведения

Фантазия

 54

Леонид Андреев «Петька на даче»

1

Комбинирован-ный

Произведения
о детях. Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь: работать с фразеологическим словарем; определять, от какого лица ведется повествование; анализировать поступки героев

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выразительное чтение

55

Леонид Андреев «Петька на даче». Репродукции картин
Н. Багданова - Бельского

1

Комбинирован-ный

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: цитировать строки из произведений; давать характеристику героям; анализировать содержание произведения; рассматривать и анализировать репродукции двух картин Н. Богданова-Бельского «Ученицы», «У дверей школы»

Пересказ текста
по плану

56-57

Антон Чехов «Ванька». 

Поход в «Музейный Дом».

2

Комбинирован-ный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с фразеологическим словарем; описывать внешний вид героя; доказывать ответы строками из произведения; анализировать содержание произведения; сравнивать отрывки из писем героя; определять тему и основную мысль картины; сравнивать произведения живописи и литературные произведения

Выразительное чтение

58-60

Антон Чехов «Мальчики»

3

Комбинирован-ный

Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения вслух.

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения

Уметь: делить текст на смысловые части; пересказывать рассказ; определять главную мысль литературного произведения

работать с толковым словарем; давать характеристику главным героям; определять жанр

произведения

Проверка уровня сформированнос-ти навыка чтения

61-67

Антоний Погорельский «Черная курица, или

подземные жители»

7

Комбинирован-ный

Высказывание оценочных суждений. Определение жанра литературного произведения

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях

Высказывание оценочных суждений

События, составляющие основу произведения

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Восприятие и понимание переживаний героев

 Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать ответы строчками из текста; находить в тексте конкретно-исторические приметы времени; сравнивать рассказы А. Чехова «Ванька», Л. Андреева «Петька на даче», А. Погорельского «Черная курица, или подземные жители»;

 выделять важные события
в жизни героя;

доказывать, что Чернушка не простая курочка, а персонаж волшебной сказки; отвечать на вопросы по содержанию;

анализировать описание внешнего вида героя произведения; доказывать свое мнение; делить текст на смысловые части

анализировать характеры героев произведения; подтверждать свое мнение цитатами из текста

Характер героя, его поступки и их мотивы

Воображение и фантазия

Пересказ текста
по плану

Выразительное чтение

68

Обобщение по теме «Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас»

1

Обобще-ние

Связь названия
с темой текста, мысль текста

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Характер героя, его поступки и их мотивы

Проверочная работа

69

Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде

1

Обобще-ние

Произведения классиков детской литературы. Произведения о детях

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

 70

Ирина Пивоварова «Как провожают пароходы»

1

Комбинирован-ный

Чтение вслух до-ступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь: работать в библиотеке; находить сведения о писателях; объяснять название рассказа; определять жанр произведения; подтверждать свое мнение словами из текста; давать характеристику героям произведения

Выразительное чтение

71-72

Людмила Улицкая «Бумажная победа».

Слушаем музыку Ф. Шуберта «Музыкальный момент № 3, фа минор»

2

Комбинирован-ный

Герои произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: пользоваться толковым словарем; объяснять поведение героев; делить текст на части; слушать музыкальный фрагмент

Пересказ текста
по плану

73-74

Людмила Улицкая «Бумажная победа».

Поход в «Музейный Дом»

2

Комбинирован-ный

Герои произведения. Восприятие
и понимание их переживаний. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с иллюстрацией; отвечать на вопросы по содержанию текста; выразительно читать и пересказывать; выделять художественные приемы

Выразительное чтение

75

Сергей Козлов «Не улетай, пой, птица!»

1

Комбинирован-ный

Связь названия
с темой текста, мысль текста

Уметь смотреть на происходящее
с разных точек зрения; давать характеристику героям произведения; отвечать на вопросы по содержанию

 76

Сергей Козлов «Давно бы так, заяц!» 

Поход в «Музейный Дом».

1

Комбинирован-ный

Восприятие и понимание переживаний персонажей. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать: произведения Сергея Козлова для детей; что красота способна творить чудеса – преображать душу, делать ее свободной и красивой.

Уметь: выразительно читать; работать с иллюстрацией; выделять средства художественной выразительности; сравнивать сказки С. Козлова; выделять
в литературном произведении силу красоты; зачитывать строки из текста

Выразительное чтение

77

Владимир Соколов «О умножение листвы на золотеющих дорожках!»

1

Комбинирован-ный

Произведения о детях и для детей. Восприятие и понимание их переживаний. Герои произведения

Уметь: читать наизусть; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; анализировать, какое чувство вызывает у героя сочетание золотой осени и наступающей зимы; читать, соблюдая знаки препинания; объяснять крылатые выражения

78

Борис Пастернак «Опять весна»
(отрывок)

1

Комбинирован-ный

Различение жанров литературных произведений

Знать понятия «ритм», «звукопись», «повторы слов», «строфа».

Уметь: находить и перечитывать первую строфу; выделять средства художественной выразительности (ритм, звукопись, повторы слов)

Ритм. Звукопись. Повторы слов

Чтение наизусть

79

Владимир Соколов «Все чернила вышли, вся бумага, все карандаши»

1

Комбинирован-ный

Восприятие на слух художественного произведения. Понимание содержания

Уметь: цитировать произведение; определять точку зрения поэта; сравнивать чередование тишины и ярких проявлений жизни; сравнивать произведение В. Соколова со сказкой С. Козлова

Выразительное чтение

 

литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

«Пой, птица!»; определять тему и основное содержание литературного произведения

80

Ирина Пивоварова «Мы пошли
в театр»

1

Комбинирован-ный

Понимание содержания литературного произведения.

Участие в диалоге о прочитанном произведении

Уметь: работать с толковым словарем; определять, чьими глазами автор смотрит на школьников, улицы и дома; называть имена героев; цитировать произведение; определять литературный прием, который использует автор с целью передать переживания героини

Проза
и стихи

Выразительное чтение

81

Сергей Козлов «Лисичка»

1

Комбинирован-ный

Сходство двух текстов не на уровне сюжета, а на уровне главной мысли произведения

Уметь: объяснять название рассказа; цитировать строчки произведения; находить в тексте ответы на вопросы; сравнивать сказку С. Козлова «Лисичка» и рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр»; определять, как воздействует красота на героев данных произведений

Выразительное чтение

82

Обобщение
по теме «Пытаемся понять, как на нас воздействует КРАСОТА»

1

Обобщение

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

83-87

Сельма Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

5

Комбинирован-ный

Связь названия
с темой текста, мысль текста

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Различение жанров литературных произведений. Построение небольшого монологического высказывания

давать характеристику героям произведения; пользоваться библиотекой; выразительно читать текст; пересказывать по плану

описывать внешний вид героев; объяснять слова героев в переносном значении; делить текст на части

объяснять выделенные в тексте слова; ориентироваться в тексте; подтверждать, что автор использует приемы олицетворения, сравнения и повтора, чтобы описание было выразительным; давать характеристику цветка

Выразительное чтение

88-90

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

3

Комбинирован-ный

Герой произведения. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения

Уметь: объяснять, что такое «настоящее богатство»; подтверждать свою точку зрения строчками из текста; выразительно читать; пересказывать текст
по плану

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выразительное чтение

91

-93

Константин Паустовский «Теплый хлеб»

3

Комбинирован-ный

Передача при помощи интонации своего отношения
к персонажам

Эмоционально-нравственные переживания героев
и автора произведения.

Передача при  помощи интонации своего отношения к персонажам. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями.

Уметь: пользоваться толковым словарем; определять историческое время, описываемое в рассказе; объяснять поступки героев; находить в тексте описание метели; отвечать на вопросы по содержанию текста; выделять основную мысль

Уметь: дополнять слова учителя; цитировать произведение; зачитывать нужный фрагмент; определять, каким приемом пользуется автор при описании зимнего пейзажа;

доказывать свое мнение; объяснять название произведения; определять, есть ли в названии произведения переносный смысл; выделять в рассказе реальные события; называть главную мысль произведения;  работать с иллюстрацией; сравнивать портреты двух людей; анализировать музыкальные произведения

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выразительное чтение

94

Обобщение по теме «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения...»

1

Обобще-ние

Осмысление цели чтения. Различение жанров произведений

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Характер героя, его поступки и их мотивы

 95

Поход в «Музейный Дом».

Заседание клуба «Ключ и заря»

1

Комбинирован-ный

Построение небольшого монологического высказывания

Уметь: работать с иллюстрациями; выделять средства художественной выразительности; рассказывать о творчестве писателей

Выразительное чтение

96-97

Мария Вайсман «Шмыгимышь». Поход в «Музейный Дом».

2

Комбинирован-ный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: пользоваться библиотекой; анализировать поведение героев; объяснять свою точку зрения; работать с толковым словарем; сравнивать живописные работы П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунка «Крик», М. Шагала «День рождения»

Выразительное чтение

 98

Поход в «Музейный Дом».

В.Хлебников  «Кузнечик»

1

Комбинирован-ный

Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: анализировать средства художественной выразительности; работать с толковым словарем; сравнивать стихотворные произведения; работать с иллюстрациями

Проверка уровня сформированнос-ти навыка чтения

99

А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной

бывают дни

такие…». 

Поход в «Музейный Дом».

1

Комбинирован-ный

Связь названия
с темой текста, мысль текста. Герои произведения. Связь произведений литературы
с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: сравнивать стихотворные произведения; цитировать произведения; анализировать живописные произведения

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение наизусть

 100

А. Кушнер «Сирень».

Поход в «Музейный Дом».

1

Комбинирован-ный

Эмоционально-нравственные переживания героев и автора произведения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: сравнивать литературное произведение А. Кушнера «Сирень» и живописное произведение П. Кончаловского «Сирень»; доказывать свое мнение; находить и читать необходимые строфы; цитировать произведения

Чтение наизусть

101

В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

1

Комбинирован-ный

Построение небольшого монологического высказывания

Уметь: выделять средства художественной выразительности; объяснять название стихотворения; выразительно читать

Выразительное чтение

102

Афанасий Фет «Это утро, радость эта…»

1

Комбинирован-ный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие и понимание их переживаний

Уметь: выделять средства художественной выразительности; перечитывать стихотворение; находить необходимые строфы; цитировать

Чтение

 наизусть

103

Федор Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»

1

Комбинирован-ный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о кольцевой и охватной рифме.

Уметь: выразительно читать; определять рифму в стихотворении; выделять средства художественной выразительности

Темп стихотворения. Рифма охватная, кольцевая

Чтение

наизусть

 104

М. Лермонтов «Парус»

1

Комбинирован-ный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Чтение вслух доступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения

Уметь: находить необходимые строфы; читать, соблюдая знаки препинания; под-тверждать свою точку зрения

Чтение

 наизусть

105

М. Волошин «Зеленый вал …».

Поход в «Музейный Дом».

1

Комбинирован-ный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы

 с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с толковым словарем; сравнивать литературное произведение

 и произведение живописи; выделять средства художественной выразитель-ности

Выразительное чтение

106

Самуил Маршак «Как поработала зима!»

1

Комбинирован-ный

Произведения классиков детской литературы. Произведения для детей

Знать понятие «рифма».

Иметь представление о парной рифме, о перекрестной рифме, охватной рифме.

Уметь: выделять рифму; определять тип рифмы; выразительно читать стихотворные произведения

Рифма

Чтение

 наизусть

 107

А. Пушкин «Евгений Онегин»
(отрывки): «В тот год осенняя погода», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…»

1

Комбинирован-ный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Характер героя, его поступки и их мотивы

Чтение

 наизусть

108

Обобщение
по теме «Обнаруживаем, что у искусства есть своя, особенная, правда»

1

Обобще-ние

Различать жанры произведений. Герои произведения

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Пересказ текста
по плану

109

Алексей Пантелеев «Главный инженер»

1

Комбинирован-ный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения

Уметь: анализировать содержание литературного произведения; сравнивать жизнь детей до войны и во время войны; анализировать поступки героев

Выразительное чтение

110-111

Алексей Пантелеев «Главный инженер». 

Поход в «Музейный Дом».

2

Комбинирован-ный

Высказывание оценочных суждений. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать средства художественной выразительности; делить текст на смысловые части; пересказывать произведение; определять жанр произведения

Выразительное чтение

 112

Алексей Пантелеев «Главный инженер». 

Поход в «Музейный Дом».

1

Комбинирован-ный

Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: анализировать произведения живописи; доказывать свое мнение;
выбирать приемы и средства художественной выразительности

Пересказ текста
по плану

113

Анна Ахматова «Памяти друга»

1

Комбинирован-ный

Герои произведения. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль (идея), события

Знать понятие «контраст».

Иметь представление о том, что контраст бывает цветовой и звуковой.

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения; выделять средство художественной выразительности – контраст

Характер героя, его поступки и их мотивы. Контраст

Чтение

 наизусть

114

Н. Рыленков

«К Родине»

1

Комбинирован-ный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь: работать с толковым словарем; подтверждать строками из текста; описывать пейзаж; определять главного героя стихотворения

Чтение

 наизусть

 115-116

Николай Рубцов «Доволен я буквально всем!».

Слушаем музыку

2

Комбинирован-ный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: делить стихотворный текст на смысловые части; цитировать строки; анализировать точку зрения героя; анализировать музыкальное произведение

Чтение

 наизусть

117-118

Дмитрий Кедрин

«Все мне мерещится поле
с гречихою…».
 

Поход в «Музейный Дом».

2

Комбинирован-ный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Понимание содержания литературного произведения: тема, главная мысль, события, их последовательность. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: определять главную мысль стихотворения; анализировать переживания героя; анализировать произведение живописи; определять главного героя стихотворения

Чтение

наизусть

119

 Поход в «Музейный Дом». Древнегреческий гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации

1

Комбинирован-ный

Чтение вслух до-ступного текста целыми словами. Осмысление цели чтения. Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Знать, что гимн – это древний вид стихотворного текста, адресованный силе, от которой люди чувствуют зависимость.

Уметь: сравнивать современную фотографию с видом Спасской башни и репродукцию картины Бориса Кустодиева «Вербный торг у Спасских ворот»; сравнивать два гимна: древнегреческий и современный российский; определять, к кому обращен каждый гимн; сравнивать первые строфы в обоих гимнах; сравнивать содержание оследних строк; объяснять значение выделенных слов 

Выразительное чтение

120

Поход в «Музейный Дом».

Плиний Младший «Письмо Тациту»

1

Комбинирован-ный

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану.  Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Уметь: сравнивать фотографию руин древней Помпеи и репродукцию картины  Карла Брюллова «Последний день Помпеи»; рассказывать о творчестве художника; сравнивать содержание картины
К. Брюллова и содержание произведения Плиния Младшего; цитировать произведение

Ответы  на вопросы

121

А. Пушкин
«Везувий зев открыл – дым хлынул …»

1

Комбинирован-ный

Произведения выдающихся представителей русской литературы

Уметь: объяснять строки литературного произведения; определять, какой рифмой связаны первые две строчки стихотворения; рассказывать о творчестве А. Пушкина

Чтение наизусть

122-123

Обобщение
по теме «Убеждаемся, что без прошлого у людей нет будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество»

2

Обобще-ние

Развитие сюжета произведения. Выразительное чтение. Произведения классиков детской литературы

Знать изученные произведения по разделу.

Уметь выразительно и осознанно читать текст

Характер героя, его поступки и их мотивы

Ответы на вопросы

124-125

Путешествие
в Казань. В мастерской художника

2

Комбинирован-ный

Участие в диалоге при обсуждении прослушанного произведения. Построение небольшого монологического высказывания о произведении (героях, событиях)

Уметь рассказывать о творчестве художника

Выразительное чтение

126-127

В мастерской художника.

Поход в «Музейный Дом».

2

Комбинирован-ный

Умение задавать вопросы по содержанию прочитанного. Устное изложение текста по плану.  Связь произведений литературы с произведениями других видов искусств: с живописными и музыкальными произведениями

Иметь представление о работе художника; о гравюрах на металле, которые называют офортами.

Уметь: пересказывать; анализировать и сравнивать репродукции картин Ирины Колмогорцевой; выделять средства
художественной выразительности

Офорты

Пересказ текста
по плану

 128-134

Олимпиада «Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее»

5

Комбинирован-ный

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Восприятие внутреннего мира героя

Знать творчество выдающихся представителей русской литературы, классиков детской литературы, произведения современной отечественной и зарубежной литературы

Проверка уровня сформированнос-ти навыка чтения

135-136

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

2

Обобще-ние

Понимание основного содержания услышанного произведения

Уметь писать письмо в клуб «Ключ
и заря»

Письменное высказывание о литературном герое. Письмо в клуб «Ключ и заря»

Ответы на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное пл...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. Школа России.34 нед.* 3 =102 ч ...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению 1 класс (В.А. Лазарева)

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению (развивающая ОС Л.В. Занкова учебник В.А. Лазаревой ). В планировании представлен базовый и надбазовый уровень, базовые и надбазовые понят...

Тематическое планирование по литературному чтению.3 класс.Начальная школа 21 века.

Развёрнутое тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе по программе Начальная школа 21 века....