ПРОГРАММА "РЕЧЬ. ПИСЬМЕННОСТЬ. СЛОВЕСНОСТЬ." 1-4 классы
рабочая программа по чтению по теме
Программа прошла общественную экспертизу в рамках межрегионального семинара "Требования ФГОС НОО и ООО к внеурочной деятельности (сетевая образовательная программа "Образование через коммуникацию") - сертификат ОГБУ "РЦРО" - 2013 год, Дипломант II степени IV Областного конкурса современных образовательных программ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_rech-2013.docx | 71.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 13 Г. ТОМСКА
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор гимназии №13 на заседании ЭМС на заседании МО
Яблуновская Л.В. Пр. № ____________ пр. № ____________
__________________ от _______________ от _______________
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
С ПОМОЩЬЮ ТЕХНОЛОГИЙ МНОГОСЕНСОРНОГО
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности
Речь, письменность, словесность
Авторы программы:
Баянова Т.А.,
Берёзкина Т.П.,
Карпечкина А.В.
Матвейчук Т.В.
Томск 2006-2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и педагогическая целесообразность программы
«Речь - это канал развития интеллекта.
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания»
Н.И. Жинкин
Свободное владение языком является необходимым компонентом общей культуры человека, способствует успешной реализации личности в современном обществе. Фраза Д. Оруэлла «Кто контролирует язык, тот контролирует сознание» - является как никогда актуальной.
К сожалению, в последнее время все большее количество детей младшего школьного возраста испытывают трудности при обучении чтению и письму. Частично это может быть связано с преобладанием в школе аудиального способа преподнесения информации. Каждый человек имеет свой стиль восприятия, кодирования и хранения информации – так называемую репрезентативную систему. Согласно этому, все люди делятся по способу восприятия информации на аудиалов (слуховое восприятие), визуалов (зрительное восприятие), кинестетиков (чувственное, двигательное восприятие) и два промежуточных типа: аудиально-визуальный и визуально-кинестетический.
Одной из особенностей детей младшего школьного возраста является преобладание кинестетического канала восприятия информации. Кинестетик лучше запоминает через двигательную активность, поэтому младшие школьники испытывают трудности в усвоении школьной программы, которая построена в основном на аудиальном и визуальном способе передачи информации. Если форма подачи информации не соответствует репрезентативной системе ребенка, он просто ничего не воспринимает и не понимает, так как у детей слабо развита способность перевода информации из одной модальности в другую.
Хроническая неуспешность отрицательно сказывается на здоровье ребенка: возрастает тревожность, могут формироваться разного рода фобии, неврозы. Учителю необходимо излагать материал в трех модальностях, чтобы научить детей транслировать кинестетическую память в аудиальную и визуальную.
Кроме того, особенностью русского языка является расхождение между звучанием слова и его написанием, что делает невозможным правильное написание слова только на основе слухового восприятия. В русском языке много словарных слов, написание которых не подчиняется никаким правилам, поэтому их написание нужно просто зрительно запомнить. Способность к визуализации и способность создавать внутренние образы является источником продуктивного мышления, а иногда и основой творческих процессов.
В основу данного курса вошли материалы по исследованию и внедрению в практику обучения стратегий, основанных на теории НЛП из опыта работы учителей нашей гимназии Матвейчук Т.В., Иваненко А.Д., Бутяевой Н.В., Лариной И.Н.
Что такое «нейролингвистическое программирование»? Нейро» в названии показывает, что восприятие любой информации происходит через наши зрительные, слуховые, тактильные, вкусовые и обонятельные анализаторы с помощью сети нейронов, располагающихся по всему телу человека. Любой внешний стимул переходит во внутренний, проходя нейронный путь от объекта до главного «компьютера» человека — мозга. В зависимости от предпочтения какой-либо из «тропинок» этого пути, все люди могут быть условно разделены на тех, у кого ведущая система восприятия и переработки информации визуальная, аудиальная или кинестетическая. «Лингвистическое» в названии указывает на роль языка в процессе «кодирования-декодирования» информации. «Программирование» в названии указывает на систематичность большинства нейрофизиологических процессов.
Таким образом, программа данного курса направлена на развитие у детей способности переводить информацию из одной модальности в другую. Особое внимание направлено на развитие визуального восприятия, так как качество чтения и грамотность во многом зависит от способности ребенка к визуализации.
Обучение детей стратегиям «грамотного письма» и «осмысленного чтения» поможет детям развить свои способности, повысить грамотность письма, скорость чтения и переработки информации, что в конечном итоге положительно скажется на эмоциональном состоянии ребенка.
Взаимосвязь данной программы с Программой развития гимназии на 2009-2015 гг. обеспечивается единством основных методологических принципов:
- вариативности в структуре и содержании основного и дополнительного образования;
- непрерывности образования;
- здоровьесбережения;
- учебного сотрудничества.
Принцип вариативности обеспечивает возможность для ученика и его родителей выбора дополнительной образовательной программы с учетом потребностей конкретного ученика. Для педагога вариативность заключается в свободе выбора содержания учебного материала, самостоятельного подбора литературных произведений.
Непрерывность образования понимается как продолжение в данной программе целей и задач, реализуемых основным образованием, благодаря чему происходит непрерывное общее развитие каждого ребёнка.
Принцип здоровьесбережения основан на понимании индивидуальных возможностей и способностей ребёнка к восприятию и переработке информации.
Принцип учебного сотрудничества реализуется за счёт внедрения разнообразных форм организации занятий, применения групповых и коллективных заданий, выполнения проектов.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами игры в непринуждённой обстановке, создающей положительный эмоциональный фон (это различные, необычные, весёлые упражнения со словами и текстами) – всё это обеспечивает формирование целого ряда перцептивных и мыслительных операций и способностей.
Ценностные ориентиры:
Важной педагогической задачей является формирование психологических условий развития обучающегося, кооперация сотрудничества, готовность к сотрудничеству, оказание помощи тем, кто в ней нуждается. Овладение полной системой ориентиров, позволяет ими пользоваться не только при решении задач, но и в других областях деятельности, что способствует безошибочному выполнению умственных действий в разнообразных жизненных ситуациях. Построение полной системы ориентиров не только сведёт к минимуму количество ошибок, но и обеспечит возможность самостоятельного контроля учеником правильности выполнения умственного действия на каждом этапе его формирования. Программа прививает:
- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:
УУД - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;
Цель программы:
- Создать условия, которые будут способствовать эффективному обучению для любой модальности
- Развивать умение обучающихся переводить информацию из одной модальности в другую
- Способствовать переносу освоенных умственных операций на другие виды деятельности
- Отслеживать уровни формирования УУД по результатам мониторинга с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся
- Обучить детей элементарным приёмам релаксации
Задачи программы:
- Обеспечение реализации требований и содержания ФГОС в начальной школе;
- Обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию УУД в рамках данной программы
- Развитие и коррекция общеучебных навыков - чтения и письма, обучающихся начальной школы с помощью технологий многосенсорного предоставления информации, используя приёмы НЛП
Формы и режим занятий:
- Форма работы – групповая. Основными формами проведения занятий являются игры, конкурсы, беседы, чтение и анализ художественных произведений. Дети учатся коллективной работе, работе в группе, паре, учатся общаться, работают над характерами персонажа, мотивами их действий. Дети учатся выразительному чтению текста, осмысленной работе над текстом, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей.
- Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
- Расписание занятий внеурочной деятельности строится из расчета - один раз в неделю. Каждое занятие длится 35 минут. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Учебно-тематический план на четыре года обучения
Тема | Количество часов |
Модуль 1. Стратегия осмысленного чтения. 1 класс. | |
Раздел 1. «Учим и запоминаем буквы». | 5 |
Раздел 2. «Учимся читать слоги разной степени трудности». | 10 |
Раздел 3. «Читаем и понимаем смысл прочитанного». | 9 |
Раздел 4. «Читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста». | 10 |
Итого: | 34 |
Модуль 2. Стратегия грамотного письма. 2 класс. | |
Раздел.1. Упражнения, помогающие детям делать первый шаг в стратегии грамотного письма. | 13 |
Раздел 2. Упражнения, помогающие детям делать второй шаг в стратегии грамотного письма. | 9 |
Раздел 3. Упражнения, помогающие детям делать третий шаг в стратегии грамотного письма. | 13 |
Итого: | 35 |
Модуль 3. Речь, словесность письменность (интегрированный курс). 3-4 класс. | |
Раздел 1 «Развитие способностей перевода слуховой информации в зрительную». | 10 |
Раздел 1 «Развитие способностей перевода зрительной информации в слуховую». | 10 |
Раздел 3 «Формирование способностей перевода зрительной информации в кинестетическую». | 10 |
Раздел 4 «Формирование способностей перевода кинестетической информации в зрительную». | 5 |
Раздел 5. Работа с крупной литературной формой. | 35 |
Итого: | 70 |
Задачи программы по годам обучения:
1-й год обучения:
- помочь справиться с трудностями при чтении;
- развивать умения бегло и правильно читать слова разной слоговой структуры, как изолировано, так и в составе словосочетаний и предложений;
- учить анализировать мотивы поступков и поведения героев;
- развивать зрительную и слуховую память;
- развивать тонкость движения глаз;
- формировать мыслительные операции, необходимые при чтении и письме (анализ и синтез);
- обучать элементарным приемам релаксации.
2-й год обучения:
- обучить пошаговой стратегии визуального запоминания словарных слов;
- развивать орфографическую зоркость обучающихся;
- обучать осознанному применению приемов релаксации.
3-4-й год обучения:
- способствовать формированию умения переводить информацию из одной модальности в другую;
- развивать навыки чтения и пересказа;
- научить осмысленно и эмоционально выражать свое отношение к прочитанному и переживаемому;
- воспитывать умение работать дружно в паре, команде, коллективе, самостоятельно договариваться о совместной деятельности;
- обучать использованию приемов релаксации с учетом индивидуальных потребностей.
Программа
(содержание деятельности)
Модуль 1. Стратегия осмысленного чтения (1 класс)
1 раздел «Учим и запоминаем буквы» (5 часов)
Занятия по данному разделу направлены на соединение зрительного, аудиального и кинестического образов каждой буквы. Игровые упражнения на запоминание букв. Учимся узнавать звук, обозначаемый буквой, среди множества других звуков. Учимся отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать. Игра «Море волнуется раз…», при которой на слове «замри» показывают движением тела указанную букву. Воссоздавать целостный образ буквы с опорой на одну или несколько её частей. Лепка букв из пластилина. Вырезание букв из теста и запекание их дома. Лепка и раскрашивание букв из глины. Учатся узнавать звук, обозначаемый буквой, среди множества других звуков. Работа над тактильными ощущениями (ощупывание буквы с из наждачной бумаги с открытыми и закрытыми глазами). Научить выделять и печатать те буквы, с которых начинаются имена родственников и знакомых. Игровые упражнения на запоминание букв. Составление слогов из букв, чтение слогов. Игра «Волшебный мешочек». На ощупь, ориентируясь только на тактильные ощущения и свои представления о графическом образе букв, определять те из них, которые лежат в мешочке. Провести игры-упражнения «Играем в прятки с Буквами», «Буквы нарядились», «Весёлые цепочки».
2 раздел «Учимся читать слоги разной степени трудности» (6 часов)
Занятия по данному разделу направлены на мгновенное восприятие зрительных образов; развитие эйдетических (т.е. вспоминаемых) зрительных образов. Составление слогов из букв, чтение слогов .Чтение слогов, типа СА, РУ, ТИ. Закреплять связи между видом слога и его произнесением. Читать слияния по подражанию (ребёнок видит, как читает другой, и подражает ему), Упражнения на овладение механизмом прочтения слогов любой сложности. Игровые упражнения на овладение механизмом прочтения слогов любой сложности. Чтение «с подсказкой». Чтение с подсказкой: наглядные схемы (подстрочные дуги и точки). Упражнение игра «Катание с горки» (проводя пальцем по дугам, ребёнок читает слоги: «поднимаясь на горку», — медленно, выделяя голосом гласные; «спускаясь с горки» — быстро). Игровые упражнения на отработку артикуляционного аппарата. Произноси отчетливо. Медленно-быстро. Чтение слоговых таблиц. Чтение слоговых таблиц (для автоматизации прочтения слогов разной трудности) - при этом, отрабатывается и подвижность артикуляционного аппарата. Знакомство с таблицей через подражание учителю. Чтение по дугам. Чтение с проговариванием звуков. Чтение столбиков слов в разном темпе и направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях, по строчкам и по столбикам). Читаем слоги шепотом и громко (возвращаемся к прочтению). Чтение скороговорок и чистоговорок целыми словами (по образцу учителя). Чтение слоговых цепочек разной структуры. Произноси четко, плавно, мелодично. Чудесные превращения слогов. Чтение слоговых цепочек разной структуры - готовимся детей к прочтению слов разной степени трудности. Упражнения по выделению первого прочитанного слога из названий предметных картинок. Составление слов. Общая часть в словах. Учимся находить ударный слог - слияние. Настольные игры «в слова» в парах. Чтение слогов, где графические образы букв являются необычными для детского восприятия или напоминают им знакомые предметы. Работа со слоговыми таблицами и слоговыми цепочками. Игра «Чудные рифмы», «Буквы нарядились».
3 раздел «Читаем и понимаем смысл прочитанного слова» (10 часов)
Занятия по данному разделу направлены на мгновенное восприятие зрительных образов; развитие эйдетических (т.е. вспоминаемых) зрительных образов. Читаем целыми словами. Что общего в словах и чем они различаются. Группы слов. Лишнее слово. Непонятные слова. «Зашумлённые» слова. Общая часть в словах. Выполни самостоятельно: «Послушай, найди, прочитай, запиши». Симультантное (мгновенное) чтение. Формирование целостного образа слова. Учимся запоминать слова и воспроизводить устно и письменно их последовательность. Развивать у детей фонематическое восприятие, способность к анализу и синтезу, увеличивать объем кратковременной памяти, учить концентрацию внимания. Чтение строчек наоборот по буквам. Работа со столбиками слов, имеющих одинаковое начало или конец (читать несколько раз: медленно, постепенно убыстряя темп, громко, тихо и т.д.). Находить и объяснять значение непонятных слов в каждом столбике. Находить общую часть в словах. Из столбиков слов выбирать подходящее слово по смыслу (к данному слову). Чтение подписей к предметным картинкам. Настольно-печатные игры. Учить прочитывать слова и соотносить их со знакомыми предметами. Игра «Какой подписи не хватает?». Составлять слова из букв и слогов. Печатать их в тетради. Настольно-печатные игры. Составление словосочетаний с данными словами. Чтение слов с пропущенной буквой. Ударение. (6 часов). Чтение подписей к предметным картинкам. Настольно-печатные игры. Учимся запоминать слова и воспроизводить устно их последовательность. Чтение слов нормально и наоборот; чтение второй половины слова; чтение пунктирно написанных слов; наложенных друг на друга слов. Отделение слов от псевдослов. Развивать у детей фонематическое восприятие, способность к анализу и синтезу, увеличивать объем кратковременной памяти, учить концентрацию внимания. Произносить слова правильно. Сказка про ударение. Ставить в словах ударение. Находить слова из цепочки (видеть их) и записывать их печатными буквами в тетрадь. Игры - упражнения Буквы закружились», «Буквенные примеры» и «Узнай слово!» (в слоговой цепочке). Формировать навык чтения, развивать наблюдательность, слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, воображение.
4 раздел «Читаем и учимся понимать смысл прочитанного предложения и текста» (8 часов)
Данная работа направлена на формирование у детей глубокого анализа смысла прочитанного и постоянное соотнесение понимания текста с текущим восприятием и произнесением читаемых слов. Чтение словосочетаний. Составление предложений. Поиск смысловых несуразностей. Текст. Чтение текста через слово. Чтение перевёрнутого текста. Главная мысль. Выборочное чтение текста. Поиск в тексте заданных слов. Учимся читать выразительно. Удивленно. Осторожно. Радостно. Двукратное произнесение каждого слова при чтении текста. Чтение строчек с прикрытой верхней (нижней) половиной. Осмысливание содержания текста. Знаки препинания в конце предложений. Продолжить работу над трудными словами. Чтение слоговых таблиц, игровые упражнения со словами со сложной слоговой структурой.
Модуль 1. Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примеч. |
1 раздел - учим и запоминаем буквы (5 часов) | |||
1-3 | Игровые упражнения на запоминание букв. Учимся отличать одну букву от другой, узнавать их в многообразии графического изображения и читать. Буквы из пластилина, глины, теста. | 3 | сентябрь |
4-5 | Игровые упражнения на запоминание букв. Составление слогов из букв, чтение слогов. | 2 | |
2 раздел - учимся читать слоги разной степени трудности (9 часов) | |||
6-7 | Составление слогов из букв, чтение слогов. Чтение слогов, типа СА, РУ, ТИ | 2 | октябрь |
8-9 | Игровые упражнения на овладение механизмом прочтения слогов любой сложности. Чтение «с подсказкой». | 2 | |
10-11 | Игровые упражнения на отработку артикуляционного аппарата. Произноси отчетливо. Медленно-быстро. Чтение слоговых таблиц. Чтение скороговорок и чистоговорок целыми словами. | 2 | ноябрь |
12-13 | Чтение слоговых цепочек разной структуры. Произноси четко. Плавно, мелодично. Чудесные превращения слогов. | 2 | |
14-15 | Игровые упражнения по выделению первого прочитанного слога из названий предметных картинок. Составление слов. | 2 | декабрь |
3 раздел – читаем и понимаем смысл прочитанного слова (10 часов) | |||
16-17 | Читаем целыми словами. «Зашумлённые» слова. Что общего в словах и чем они различаются. Группы слов. Лишнее слово. Непонятные слова. | 2 | |
18-19 | Читаем целыми словами. Общая часть в словах. Выполни самостоятельно: «Послушай, найди, прочитай, запиши». Словесные лабиринты. | 2 | Январь-февраль |
20-21 | Читаем целыми словами. Произноси отчетливо. Громко-тихо. Слова-перевертыши. | 2 | |
22-23 | Составлять слова из букв и слогов. Печатать их в тетради. Настольно-печатные игры. Составление словосочетаний с данными словами. | 2 | |
24-25 | Чтение слов с пропущенной буквой, Произноси слова правильно. Ударение. | 2 | Март-апрель |
4 раздел - читаем и воспринимаем прочитанные слова как часть какого-то смыслового целого: словосочетания, предложения, текста (9 часов) | |||
26-27 | Чтение словосочетаний. Составление предложений. Знаки препинания. Поиск смысловых несуразностей. | 2 | |
29-30 | Составление предложений из отдельных слов. Главная мысль. Выборочное чтение текста. Поиск в тексте заданных слов. | 2 | |
31-32 | Составление предложений из слов и словосочетаний. Текст. Чтение текста через слово. Чтение перевёрнутого текста. | 2 | май |
33-34 | Учимся читать выразительно. Удивленно. Осторожно. Радостно. Двукратное произнесение каждого слова при чтении текста. | 2 | |
35 | Учимся читать выразительно. Проверка темпа чтения. Обобщающий урок. | 1 |
Модуль 2. Стратегия грамотного письма (2 класс)
Содержание занятий
Раздел 1. Упражнения, помогающие детям делать первый шаг в стратегии грамотного письма (13 часов)
Вводный урок. Тест – диагностика детей по типам восприятия, переработки и хранения информации. Выявить ведущую систему восприятия информации детей; познакомить с особенностями изучения данного курса.
Развитие аудиальной модальности. Упражнение «Предложение на две части». Работать с предложениями разной длины, которые можно разделить на две части: слушать, повторять, записывать; учиться делить полученную информацию на две части, запоминать и воспроизводить её. Развитие аудиальной модальности. Упражнение «Заколдованные слова». Учить внимательно слушать, вслушиваться, чтобы «расколдовать» слово; учить грамотно писать слова на слух, особенно словарные. Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру. Письмо по памяти (активизация аудиальной модальности). Упражнение «Говорим в унисон». Учить внимательно слушать; развивать восприятие на слух; уметь воспринимать звуки, интонации, ритмы; учить чувствовать силы своего голоса при заучивании наизусть. Приемы перевода информации из одной модальности в другую. Игра «Считаем буквы у доски». Поочередное чтение и письмо слов в прямом и обратном порядке. Формировать навык перевода зрительной информации в слуховую, слуховой - в зрительную, что делает ребёнка более способным к обучению. Учить работать у доски письменно. Приемы перевода информации из одной модальности в другую. Игра «Кинолента». Развивать слуховую память; формировать навык перевода слуховой информации в зрительную; учиться играть по правилам.
Раздел 2. Упражнения, помогающие детям делать второй шаг в стратегии грамотного письма (9 часов)
Складывание слов из половинок. Развивать слуховую и зрительную память; формировать навык перевода слуховой информации в зрительную; учиться держать в памяти большое количество слов. Словарные слова на карточках. Классификация слов на группы. Развивать зрительную память детей; учить проговаривать слова внутренне, включать зрительную эйдетику. Анаграммы. Заколдованные слова. Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру. Понятие «Анаграмма»; интеллектуальных способностей; развивать слуховое и зрительное (развитие зрительной модальности); восприятие и память; совершенствовать навык письма и чтения; обогащать словарь ребенка; улучшать произношение. Развитие навыков визуализации. Игра « Кто, в чём был вчера?» Поиск в тексте заданных слов и их визуализация. Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном. Составление предложений из отдельных слов. Упражнение «Словесные лабиринты». Развитие внимания и наблюдательности.
Раздел 3. Упражнения, помогающие детям делать третий шаг в стратегии грамотного письма (13 часов)
Упражнения на изменение скорости письма. Работа со словами, имеющими одинаковую концовку. Разнообразить опыт письма; писать в разном темпе; самостоятельно выбирать и корректировать скорость письма; совершенствовать навык письма, зрительную и слуховую память; учить писать грамотно. Координация аудиальных и кинестетических усилий. Упражнение «Пишу сочинение с закрытыми глазами». Работа с деформированным текстом. Упражнение «Какого цвета ошибки?» Сочинение «О чём я думаю в момент, когда нахожу свои ошибки?» Мини – сочинение, «Какие слова мне сложнее всего написать грамотно?» Сочинение «Как я заметил, что стал делать меньше ошибок?». Развивать речь учащихся; записывать свои мысли в тетради красиво, безошибочно; учить давать оценку, суждения своей работе и работе товарищей; уметь работать в группе, коллективе. Приёмы самоанализа, самопроверки, взаимопроверки. Анализ работ, сравнение ошибок по количеству (сколько нашёл сам, сосед, учитель). Занесение результатов в индивидуальную таблицу. Письмо по памяти. Этот цикл упражнений предполагает запись предложений с опорой на зрительную память и орфографическое проговаривание. Анализ ошибок. Работа над ошибками. Письмо предложений под диктовку. Диктант. Самопроверка. Взаимопроверка. Обобщение по всему курсу. Развивать речь учащихся; записывать свои мысли в тетради красиво, безошибочно; учить давать оценку, суждения своей работе и работе товарищей; уметь работать в группе, коллективе. Анализ ошибок. Приёмы самоанализа, самопроверки, взаимопроверки. Анализ работ, сравнение ошибок по количеству (сколько нашёл сам, сосед, учитель). Занесение результатов в индивидуальную таблицу. Выявить результаты обучения.
Примечание: В начале каждого урока проводится пятиминутное упражнение «Нарисуй двумя руками». Рисование одновременно двумя руками позволяет улучшить у детей память, внимание, пространственные представления, мелкую моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю; развивает межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта; происходит тренировка периферического поля зрения, необходимого для быстрого чтения; упражнения способствуют укреплению зрения.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примеч. |
1 | Вводный урок. Тест – диагностика детей по типам восприятия, переработки и хранения информации. | 1 | |
Раздел 1. Упражнения, помогающие детям делать первый шаг в стратегии грамотного письма | |||
2-3 | Развитие аудиальной модальности. Упражнение «Предложение на две части». | 2 | |
4-5 | Развитие аудиальной модальности. Упражнение «Заколдованные слова». | 2 | |
6 | Упражнения на визуализацию словарных слов. | 1 | |
7-8 | Письмо по памяти (активизация аудиальной модальности). Упражнение «Говорим в унисон». | 2 | |
9 | Приемы перевода информации из одной модальности в другую. Игра «Считаем буквы у доски». | 1 | |
10-11 | Поочередное чтение и письмо слов в прямом и обратном порядке. | 2 | |
12-13 | Приемы перевода информации из одной модальности в другую. Игра «Кинолента». | 2 | |
Раздел 2. Упражнения, помогающие детям делать второй шаг в стратегии грамотного письма | |||
14-15 | Словарные слова на карточках. Классификация слов на группы. | 2 | |
16 | Анаграммы. Заколдованные слова (активизация зрительной модальности). Работа со словами, имеющими сложную слоговую структуру. | 1 | |
17-18 | Развитие навыков визуализации. Игра « Кто, в чём был вчера?» | 2 | |
19 | Поиск в тексте заданных слов и их визуализация. | 1 | |
20 | Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном. | 1 | |
21-22 | Составление предложений из отдельных слов. Упражнение «Словесные лабиринты». | 2 | |
Раздел 3. Упражнения, помогающие детям делать третий шаг в стратегии грамотного письма | |||
23-24 | Упражнения на изменение скорости письма. Работа со словами, имеющими одинаковую концовку. | 2 | |
25 | Координация аудиальных и кинестетических усилий. Упражнение «Пишу сочинение с закрытыми глазами». | 1 | |
26 | Анализ ошибок. Работа над ошибками. Работа с деформированным текстом. | 1 | |
27 | Анализ ошибок. Работа над ошибками. Упражнение «Какого цвета ошибки?» | 1 | |
28 | Письмо предложений под диктовку. Самопроверка. Взаимопроверка. Анализ ошибок. Работа над ошибками. | 1 | |
29 | Сочинение «О чём я думаю в момент, когда нахожу свои ошибки?» | 1 | |
30 | Письмо предложений под диктовку. Самопроверка. Взаимопроверка. Анализ ошибок. Работа над ошибками. | 1 | |
31 | Мини – сочинение, «Какие слова мне сложнее всего написать грамотно?» | 1 | |
32 | Письмо по памяти. Самопроверка. Взаимопроверка. Анализ ошибок. Работа над ошибками. | 1 | |
33 | Сочинение «Как я заметил, что стал делать меньше ошибок?» | 1 | |
34 | Диктант. Самопроверка. Взаимопроверка. Анализ ошибок. Работа над ошибками. | 1 | |
35 | Обобщение по всему курсу. | 1 |
Модуль 3. Чтение, словесность, письменность (интегрированный курс)
3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примеч |
Раздел 1 «Формирование способностей перевода слуховой информации в зрительную» | |||
1 | Здравствуй! Здравствуйте! | 1 | |
2 | Кто я? | 1 | |
3 | Мы пишем сочинения. | 1 | |
4 | Мы готовимся и пишем рассказ. Слово в тексте. | 1 | |
5 | Выразительная речь – это искусство. Сочинения о книгах. | 1 | |
6 | Маленькие хитрости:отгадки | 1 | |
7 | Логика учит рассуждать и доказывать. | 1 | |
8 | Необычные темы сочинений. | 1 | |
9 | Мы иллюстрируем сказку, рассказ, стихотворение. | 1 | |
10 | Необычная контрольная. Игра « Угадай». | 1 | |
Раздел 2 «Формирование способностей перевода зрительной информации в слуховую» | |||
11 | Изобретаем свой способ письма. | 1 | |
12 | Изобретаем знаки препинания и правила для них. | 1 | |
13 | Составим словарь рифм. Мои стихи. | 1 | |
14 | Поиски единственного слова. | 1 | |
15 | Я придумаю мультфильм или комикс. | 1 | |
16 | Сочини сказку! | 1 | |
17 | Конкурс собственных загадок. | 1 | |
18 | Сочиняю только для себя. | 1 | |
19 | Речевой этикет. | 1 | |
20 | Необычная контрольная. Игра «Расколдуй - заколдуй!» | 1 | |
Раздел 3 «Формирование способностей перевода зрительной информации в кинестетическую» | |||
21 | Мои мечты. | 1 | |
22 | Мои мечты | 1 | |
23 | Слово и образ, или – вспомним о словарях! | 1 | |
24 | Исследование значения слова. | 1 | |
25 | Исследование слов, которые нередко смешивают. | 1 | |
26-27 | Игры на наблюдательность и сообразительность. Шарады, ребусы, и подобные зашифрованные слова. | 2 | |
28-29 | Исследовательские задания. Материалы для викторин и олимпиад. | 2 | |
30 | Необычная контрольная. Конструирование на бумаге. | 1 | |
Раздел 4 «Формирование способностей перевода слуховой информации в кинестетическую и обратно» | |||
31 | Урок – эстафета «Что бы это могло быть?» | 1 | |
32 | Изобретаем правила орфографии (приём кодирования информации). | 1 | |
33 | Исследуем, как построен язык. Сочинение. Мозаика из сочинений. | 1 | |
34 | Игра «Крокодил». Мини – сочинение. | 1 | |
35 | Обобщение по курсу. Контрольное сочинение. | 1 |
Содержание занятий
Раздел 1. Формирование способностей перевода слуховой информации в зрительную
Здравствуй! Здравствуйте! Знакомство с учениками; формирование слухового образа себя; соотнесение своего образа со слуховыми образами других детей; задать образец работы со слуховой информацией путём перевода её в зрительную информацию. Кто я? Учиться в игре согласовывать свои действия с действиями других игроков; получать опыт подчинения правилам игры; приобретать навык использования зрительной информации. Мы пишем сочинения. Дать установку на написание сочинения «Как я запоминаю?»; добиваться, чтобы все дети начали писать сочинение и могли удерживать тему; формировать лидерские качества. Мы готовимся и пишем рассказ. Слово в тексте. Формирование способности перевода зрительной информации в слуховую; получение опыта в составлении доклада. Выразительная речь – это искусство. Сочинения о книгах. Формирование навыков аналитической работы со слуховой информацией; выделение основных признаков и ориентиров для идентификации полученной информации. Маленькие хитрости: отгадки. Логика учит рассуждать и доказывать. Формировать навыки соотнесения слуховой и зрительной информации; умение ставить проблему; точно и полно её описывать; учиться выступать и строить последовательно выступление. Необычные темы сочинений. Мы иллюстрируем сказку, рассказ, стихотворение. Формирование навыка слухового конструирования (придумывание несуществующего животного), а так же способности перевода слуховой информации в зрительную. Необычная контрольная. Игра « Угадай». Проследить динамику развития способностей перевода слуховой информации в зрительную (в игровой форме).
Раздел 2. Формирование способностей перевода зрительной информации в слуховую.
Изобретаем свой способ письма. Игра «Буквы». Диагностика уровня развития способностей перевода информации из одной модальности в другую. Рисование букв, придумывание свой способ рассказывания о них.
Изобретаем знаки препинания и правила для них. Формирование навыков фантазирования и конструирования; Конкурс на самые смешные рисунки.
Составим словарь рифм. Мои стихи. Поиски единственного слова. Развитие слуховой модальности; расширение словарного запаса; подготовка к сложным стратегиям. Письмо в тетрадь услышанного. Я придумаю мультфильм или комикс. Тренироваться в приобретении навыка зрительного конструирования; Разгадывание специально подобранных загадок. Сочини сказку! Игра «Бригантина»; расширение словарного запаса; скорость словообразований, выполненных в слуховой модальности. Конкурс собственных загадок. Развитие восприятия на слух; формировать зрительный контроль за письмом. Поведение теста в загадках; конкурс загадок. Сочиняю только для себя. Речевой этикет. Чтение «расколдованных и заколдованных» стихов (знакомство с проведением игры). Развитие умения отвечать на вопросы. Необычная контрольная. Игра «Расколдуй - заколдуй!» Работа по индивидуальным карточкам.
Раздел 3.Формирование способности перевода зрительной информации в кинестетическую
Мои мечты. Формирование внутреннего плана ребёнка, развитие кинестетической системы восприятия информации; учиться выстраивать фигуры из рисы, фасоли, бобов, с закрытыми глазами. Слово и образ, или – вспомним о словарях! Исследование значения слова. Исследование слов, которые нередко смешивают. Формирование эдейтического (вспоминаемого) образа; формирование зрительно - пространственного мышления; приобретение опыта получения и переработки информации; проведение зрительного диктанта; слухового диктанта. Игры на наблюдательность и сообразительность. Шарады, ребусы, и подобные зашифрованные слова. Развитие зрительно – пространственного мышления; формирование стратегии ориентирования в пространстве; развитие памяти, внимание; умения работать в паре; Строим план квартиры. Исследовательские задания. Материалы для викторин и олимпиад. Игра « в гости» - работа в микро – группах (по 4 человека). Составление загадок и загадочных маршрутов. Необычная контрольная. Конструирование на бумаге. Работа в командах: закрепление пройденного материала; вспомнить, как составляли план; составление рассказа о городе, дороге; определение предметов на ощупь; анализ ошибок.
Раздел 4. Формирование способностей перевода слуховой информации в кинестетическую и обратно
Урок – эстафета «Что бы это могло быть?» Развитие умения играть; получать и перерабатывать информацию; работать в группе, анализировать ошибки. Изобретаем правила орфографии (приём кодирования информации). Упражнения на развитие памяти и внимания; формирование способностей переводу зрительной информации в кинестетическую и обратно; работа по карточкам. Исследуем, как построен язык. Сочинение. Мозаика из сочинений. Упражнение в написании сочинений, разрезание листа с сочинением на 10 частей и складывание этих работ друг другом. Игра «Крокодил». Мини – сочинение. Учиться писать сочинения, излагать свои мысли на бумаге; умение работать в группах. Обобщение по курсу. Контрольное сочинение. (Темы подготовлены заранее для каждого ученика) – работа по карточкам; тема: описание соседа по воспоминаниям.
4 класс
Раздел 5. Работа с крупной литературной формой.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание |
1 | Вводный урок. Кто на что способен? Творческая визуализация. | 1 | |
2 | Главные герои. | 1 | |
3 | Поиск информации. Внешнее описание героев. | 1 | автопортрет-дома |
4 | Чтение по ролям. Слуховое иллюстрирование. | 1 | |
5 | Деловой разговор. | 1 | |
6 | Игра «Рассказчик». | 1 | |
7 | Сочинение. | 1 | |
8 | Чтение и анализ сочинений. | 1 | |
9 | Необычная контрольная. | 1 | |
10 | Кто на что способен. | 1 | |
11 | Игровое упражнение « Путешественники» (развитие кинестетической модальности). | 1 | |
12-13 | Игра «Рассказчик». | 2 | |
14 | Чтение «По цепочке». | 1 | |
15 | Игровые упражнения « Проводник», «Разведчик». | 1 | |
16 | Мимика. Жесты. | 1 | |
17 | Учимся задавать вопросы и отвечать на них | 1 | |
18 | Загадки и отгадки. Конкурс. | 1 | |
19 | Анализ результатов. Слушаем и повторяем. Игра « Что я только что сказала?» | 1 | |
20 | Сочинение. | 1 | |
21 | Чтение и анализ сочинений. Игра «Кто самый глазастый и внимательный?» | 1 | |
22 | Чтение и заучивание слов из Лабиринтов. | 1 | |
23 | Чтение «По цепочке». | 1 | |
24 | Письмо – это искусство. | 1 | |
25 | Игра Рассказчик». | 1 | |
26 | Что придумали герои? | 1 | |
27 | Мозговой штурм. Конкурс рисунков. | 1 | |
28 | Кто самый глазастый? Диктант. | 1 | |
29 | Викторина | 1 | |
30 | Эстафета. | 1 | |
31 | Игра «Кто будет чтецом?» | 1 | |
32 | Игра «Что было дальше?» | 1 | |
33 | Сочинение. | 1 | |
34 | Чтение и анализ сочинений. | 1 | |
35-36 | Творческая работа. Защита проекта. | 2 | проект |
Содержание занятий
Вводный урок. Кто на что способен? Творческая визуализация
Формирование способности перевода слуховой информации в зрительную; расширение объёма слуховой памяти. Вводная беседа. Чтение произведения учителем. Творческая визуализация. Рисование по прочитанному.
Главные герои
Формировать навык осознанного чтения и самоорганизации, тренировка внимания. Чтение произведения детьми. Работа над выразительностью с выделением знаков препинания.
Поиск информации. Внешнее описание героев
Получить навык поиска информации в тексте; тренировка скорости восприятия печатного текста; Выделение отдельных элементов описания предметов. Выборочное чтение. Рисование элементов.
Чтение по ролям. Слуховое иллюстрирование
Тренировка техники чтения, анализ прочитанного. Установление причинно – следственных связей. Чтение по ролям. Слуховое иллюстрирование. Работа над прочитанным по вопросам.
Деловой разговор
Формирование способности перевода аудиальной информации в визуальную. Рисование отдельных фрагментов произведения. Работа по закреплению прочитанного, отвечая на вопросы.
Игра «Рассказчик»
Развитие аудиальной модальности. Рисование отрывков произведения.
Сочинение
Рефлексия опыта. Формирование представления собственного результата труда. Сочинение на заданную тему.
Чтение и анализ сочинений.
Чтение и анализ сочинений. Тренировка зрительной памяти. Запись понравившихся фрагментов сочинений.
Необычная контрольная
Формирование навыков самостоятельной работы с текстом. Работа над текстом по вопросам. Составление собственных вопросов по прочитанному.
Кто на что способен
Анализ ответов и заданных вопросов. Тренировка зрительной памяти. Чтение в эстафетной манере.
Игровое упражнение «Путешественники» (развитие кинестетической модальности).
Развитие кинестетической модальности. Чтение текста детьми с импровизацией (показ действий, движений). Знакомство с приёмом театрализации.
Игра «Рассказчик»
Развитие аудиальной модальности, тренировка памяти и внимания, расширение и обогащение словарного запаса детей. Умение находить необычные «знаки» в тексте. Зарисовка этих фрагментов. Воспроизведение и запись отрывка текста. Самопроверка. Взаимопроверка. Формирование навыков опознавания внутренних состояний, настроения героев. Чтение текста учителем. Работа над эмоциональным состоянием героев, зарисовка их состояний. Формирование навыков осознанного выразительного чтения и пересказа.
Чтение «По цепочке»
Формирование навыков осознанного выразительного чтения. Тренировка памяти и внимания. Чтение текста «по цепочке». Обучать составлять самостоятельно рассказы на другие темы, используя готовые речевые образцы, путём подстановки.
Игровые упражнения « Проводник», «Разведчик»
Упражнения на развитие кинестетической модальности.
Мимика. Жесты
Формирование способности переводить аудиальную информацию в визуальную. Чтение детьми текста. Пересказ прочитанного, используя невербальные средства общения.
Учимся задавать вопросы и отвечать на них
Формирование навыков осознанного чтения, чтение по ролям.
Составление вопросов по прочитанному. Рисование образов героев.
Загадки и отгадки. Конкурс
Развитие сообразительности, логического мышления, навыков зрительных представлений и зрительного конструирования. Чтение текста. Составление загадок и их запись.
Анализ результатов. Слушаем и повторяем
Игра « Что я только что сказала?»
Развитие аудиальной модальности, расширение объёма слуховой оперативной памяти, понимание прочитанного материала. Чтение текста учителем. Игра «Повтори, что я только что сказала?». Конкурс на вспоминание словечек, описывающих героев.
Сочинение.
Развитие внутренней культуры речи, осознание собственной жизни, путём анализа поступков и действий героев. Написание сочинений о личных переживаниях героев. Чтение и комментирование сочинений.
Чтение и анализ сочинений. Игра «Кто самый глазастый и внимательный?»
Развитие визуального контроля в процессе письма, формирование зрительной эйдетики. Работа по прочитанному. Игра «Кто самый глазастый и внимательный?» Запись прочитанного под диктовку учителя. Взаимопроверка.
Чтение и заучивание слов из Лабиринтов
Формирование навыков восприятия аудиальной информации. Медленное чтение текста учителем. Запись детьми информативных словосочетаний и слов. Обсуждение.
Чтение «По цепочке»
Упражнения на развитие аудиальной модальности, формирование навыков управления голосом. Чтение и заучивание текста детьми «по цепочке» в команде.
Письмо – это искусство
Упражнения на формирование навыков рефлексии, развитие аудиальной модальности. Работа над письмами – письмо к себе. Чтение и обсуждение писем.
Игра Рассказчик» Развитие памяти и внимания, расширение объёма аудиальной памяти, словарного запаса. Чтение текста детьми. Иллюстрация слов при помощи зрительных образов и телесных ощущений.
Что придумали герои? Сравнение придуманных детьми стратегий дальнейших действий с тем, что придумали герои прочитанного. Чтение текста учителем. Создание проблемной ситуации и её разрешение.
Мозговой штурм. Конкурс рисунков Развитие навыка чтения, тренировка внимания. Чтение по ролям. Рисование образов по прочитанному. Конкурс рисунков.
Кто самый глазастый? Диктант
Формирование у детей эффективной стратегии грамотного письма. Самостоятельное чтение детьми. Диктант по прочитанному.
Викторина
Формирование навыков работы в группе, налаживание конструктивных взаимоотношений. Викторина по вопросам.
Игра «Кто будет чтецом?»
Упражнение на развитие аудиальной памяти, расширение её объёма; навыка чтения. Выборочное чтение детьми. Методы визуализации детьми. Рисование по прочитанному. Игра « Кто будет чтецом?»
Эстафета
Развитие способности перевода аудиальной информации в зрительную.
Комбинированное чтение. Составление описания отдельных героев.
Игра «Что было дальше?»
Формирование навыка осмысления прочитанного материала. Чтение текста. Составление рассказов с героями текста.
Сочинение
Формирование навыка письменного изложения собственных мыслей, идей, предложений. Написание сочинения на заданную тему.
Чтение и анализ сочинений
Развитие навыков чтения и анализа.
Творческая работа. Защита проекта
Развитие умения работать команде; формирование представлений и навыков ведения переговоров, принятия взаимовыгодных решений, учёт интересов всех сторон.
Совместный проект. Создание общей панорамы о прочитанном на макете (пластилин, природный материал, краски). Защита проекта.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1-й модуль:
- уметь читать предложенный текст в темпе не менее 40-50 слов;
- уметь сознательно, правильно и плавно читать текст целыми словами;
- уметь соблюдать при чтении паузы, интонацию и соответствующие знаки препинания;
- уметь находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
- знать и понимать мотивы поступков и поведения героев;
- включаться в учебную деятельность под руководством учителя;
сформировать внутреннюю позицию ребёнка на основе положительного отношения к школе;
ученик получит возможность:
- эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им ;
- строить речевое высказывание в устной форме;
- знать элементарные упражнения для релаксации
2-модуль:
- уметь читать предложенный текст в темпе не менее 60-70 слов;
- знать последовательность пошаговой стратекии визуального запоминания слов;
- уметь безошибочно воспроизводить слова, трудные для запоминания из словаря;
- допускать не более 5% ошибок в словарных диктантах;
ученик получит возможность:
- сформировать развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
- знать и понимать смысл и цель релаксационных упражнений.
3- модуль:
- знать приемы работы с текстом;
- уметь читать текст в темпе не менее 80 - 90 слов в конце года;
- уметь строить устный ответ в соответствии с содержанием;
- уметь выражать свои чувства;
- уметь рассуждать; видеть проблему, искать из неё выход;
- работать в группе, паре;
- уметь слушать и слышать других;
- уметь уважительно относиться к иному мнению и культуре других народов;
ученик получит возможность:
- вносить необходимые коррективы;
- уметь планировать работу и определять последовательность действий.
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
- чувствовать потребность в релаксации, уметь применять простейшие упражнения для релаксации самостоятельно.
4-й модуль:
- знать приемы работы с текстами крупных форм;
- уметь читать текст в темпе не менее 100-120 слов в конце года;
- уметь концентрировать внимание;
- уметь строить устный ответ в соответствии с содержанием текста (пересказ, прогнозирование будущего и т.п.);
- уметь выражать свои чувства, переживания в адекватной словесной форме;
- уметь в ходе рассуждения находить выход из проблемной ситуации;
- уметь работать дружно в группе, коллективе, самостоятельно распределяя роли или обязанности;
- уметь слушать и слышать других, действовать согласованно, как единая команда;
- сформируются целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей;
- Уметь оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки;
ученик получит возможность:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- научится чувствовать потребность в релаксации и применять релаксационные упражнения индивидуально, независимо от того, чем занимается класс
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ И РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Психологическое сопровождение программы:
- диагностика ведущей модальности обучающихся и уровня развития познавательных процессов, в частности восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций (анализа и синтеза);
- мониторинг обученности навыкам чтения и письма;
- изучение психоэмоционального состояния и определение уровня тревожности;
- выявление уровня мотивации обучающихся;
- изучение межличностных отношений в коллективе.
Механизм оценки реализации программы:
- Диагностика уровня тревожности. Шкала тревожности (А.М. Прихожан)
- Диагностика уровня мотивации. Анкета для определения школьной мотивации (А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина).
- Диагностика межличностных отношений (методика взаимных выборов);
- Диагностика слухового восприятия с помощью пробы «Понимание текста».
- Диагностика зрительного внимания с помощью методики «Залатай коврик».
- Диагностика слуховой памяти. Методика «Зрительная память».
- Диагностика зрительной памяти. Методика «Запомни фигуры».
- Диагностика уровня развития мыслительных операций (анализа и синтеза). Методика «Анаграммы».
- Количественный анализ ошибок при списывании текста.
- Количественный анализ ошибок при диктанте.
- Контрольный срез по технике чтения.
Диагностика проводится в начале и в конце учебного года (или по окончании занятий по программе).
Литература:
- Алдер Г. НЛП: современные технологии. – СПб., Питер, 2001.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей.- М., «Ось-89», 2000.
- Анащенкова С.В. и др. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. М., Просвещение, 2011.
- Гобова Е.С. Речь, словесность, письменность.- М., АГРАФ, 1997.
- Гобова Е.С. Понимать детей – дело интересное. –М., Аграф, 1997.
- Данилова Г.И. Изложение с языковым разбором текста // Начальная школа 1980, № 5 с.24.
- Заика Е.В. Игры для формирования внутреннего плана действий // Вопросы психологии, 1994, № 5, с.60.
- Морозова И. Д. Выборочное изложение // Начальная школа №12 - 1980
- Методические указания к факультативному курсу Теория и практика сочинений разных жанров - М., 1977.
- Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т А. Ладыженской. - М., 1980.
- Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. – М., ТЦ Сфера, 2000.
- Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика. – М., «КСП+», 2003.
- Ллойд Л. Школьная магия // серия «НЛП в педагогике», 1994.
- Львова М.Е Обучение сжатому изложению // Начальная школа № 12-1979.
- Львов М.Р. Школа творческого мышления. Учебное пособие.- М., Дидакт 1993.
- Львов М.Р. Методика развития связной речи младших школьников. - М., 1985.
- Львов М.Р. Речь. - М., 1984.
- Львов М.Р. Методика развития связной речи младших школьников. - М., 1985.
- Липкина А.И. Работа над устной речью учащихся на уроках чтения в начальных классах. – М., Просвещение, 1967.
- Мисаренко Г.Г. Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе: Учебное пособие. –М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова: Изд. Оникс, 2010.
- Немов Р.С. Психология, т.3. - М., Просвещение,1985.
- Осмысление работы с одаренными детьми / под.ред. И.Н. Тоболкиной.- Томск: Курсив, 1999.
- Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М., 1984.
- Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Практическое пособие для обучения детей чтению. – М., АСТ: Астрель, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "История письменности" для 1-4 классов коррекционной школы 8 вида
Данная презентация разработана и представлена учащимся в рамках Недели русского языка в школе. Цель: познакомить учащихся с зарождением письменности, способствовать повышению интереса к предмету, разв...
Устные и письменные приёмы вычислений. 4 класс
В данной презентации представлены задачи для устной и письменной работы на уроке: логические задачи, уравнения, интересный познавательный материал о космосе....
Словесные игры 1 класс
Данное мероприятие проводилось в 1 классе на неделе русского языка...
Обобщенный опыт на тему : "Развитие устной и письменной речи учащихся младших классов в условиях творческой самореализации"
Материал собран на основе многолетнего опыта работы с учащимися коррекционной школы восьмого вида. У детей с ОВЗ плохо развиты слуховое восприятие, звукопроизношение, речевой ...
"Специфические ошибки в письменной речи учащихся младших классов"
Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из актуальных для школьного обучения. Нарушения письма и чтения являются достаточно распространенными среди учащихся массовых школ, ...
"Рисуем словесные картины", 3 класс, УМК "Гармония"
Конспекты уроков...
Внеклассное мероприятие по русскому языку. Игра-викторина «Словесный калейдоскоп», 3 класс.
Занятие проводится в виде игры-викторины во внеурочной деятельности в 3 классе. Элементы занятия можно использовать на уроках русского языка со 2 по 4 класс. Учащиеся получают представление по я...