Конспект урока по литературному чтению "Серая Звёздочка" Б.Заходёр
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
На уроке учащиеся ознакомятся с приёмом разных точек зрения в литературном произведении для выражения авторского замысла на примере сказки Бориса Заходера «Серая Звёздочка»; выявят реальные основы сказочного повествования; В ходе урока выявляется проблема исчезновения серой жабы как биологического вида и её сохранения с формулированием проблемы и самостоятельным созданием способов решения проблем творческого и поискового характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_kuznetsova_n.p.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
Магдагачинская средняя общеобразовательная школа №2
Всероссийский педагогический конкурс
«Сценарий проблемно-эвристического урока».
Конспект урока по литературному чтению
Тема: «Борис Заходер. Серая Звёздочка.»
УМК «Гармония»
Класс: 3
Автор учебника:. Кубасова Н. А.
Год издания - 2012
Разработала: Кузнецова Надежда Павловна
учитель начальных классов,
1 квалификационной категории,
Тема: Борис Заходер. Серая Звёздочка.
Цели:
- ознакомление с приёмом разных точек зрения в литературном произведении для выражения авторского замысла на примере сказки Бориса Заходера «Серая Звёздочка»;
- выявление реальных основ сказочного повествования;
- воспитание активной жизненной позиции учащихся в отношении природных объектов на примере серой жабы;
- развитие у учащихся умений осознанного чтения, выражения своего мнения, анализа проблемы и поиска путей её решения;
Дидактические материалы: текст сказки Б. Заходера «Серая Звёздочка» (учебник Кубасовой Н.А. «Литературное чтение. 3 класс» или отдельное издание сказки), мультимедийная презентация к уроку «Борис Заходер. Серая Звёздочка.
Оборудование: изобразительные средства, листы формата А4, компьютер, интерактивная доска.
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные УУД: формирование ценностносмысловой ориентации учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях, обеспечивающее личностный моральный выбор. Всё содержание урока направлено на осмыслении понятий внешней и внутренней красоты.
Регулятивные УУД: обучение целеполаганию, как постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно, прогнозированию и контролю, оценке — выделению и осознанию учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Познавательные УУД: общеучебные — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; смысловое чтение, извлечение необходимой информации, свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Использованы знаково-символические действия — моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта).
Логические универсальные действия: анализ персонажей и их точек зрения, сравнение с целью выделения признаков, синтез положительных и отрицательных отношений и составление целого из частей – авторского мнения, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательства; выдвижение гипотез и их обоснование при поиске фантазийного и реального в сказке.
В ходе урока выявляется проблема исчезновения серой жабы как биологического вида и её сохранения с формулированием проблемы и самостоятельным созданием способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД: формирование умений работать в группах, умение высказывать своё мнение и прислушиваться к мнению других, дополнять ответы товарищей, сотрудничать со сверстниками.
1. Эмоциональный настрой учащихся .Доброе утро! Меня зовут Кузнецова Надежда Павловна. Предлагаю наш урок начать с рукопожатий. Возьмите друг друга за руки. Пожелайте своим друзьям интересной работы и успехов на уроке. Не забывайте: тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней! Надеюсь, что наша совместная работа будет продуктивной.
2.Мотивация к учебной деятельности. 1мин
Учитель: Закройте глаза и представьте: смолкают звуки вокруг, смолкают голоса птиц, повеяло прохладой, в воздухе пахнет прекрасным цветочным ароматом. На земле наступает ночь. Что вам представляется? (Ответы детей)
Прекрасно ночное небо! Оно разукрашено тысячами звезд, и я хочу рассказать вам сказку о волшебной звездной стране Слайд 1
Сказка о звездочках.
В одной сказочной стране жили-были звездочки, поэтому страна называлась Звездная. Звездочки были разные: голубые, желтые, синие, розовые. И по размеру они тоже были разные. Жили здесь и совсем крохотные звездочки, и звезды-великаны. Но всех их объединяло одно общее свойство. Душа каждой звездочки была наполнена любовью ко всем жителям этой сказочной страны. Поэтому они видели друг в друге только хорошее и доброе, от этого светились удивительным светом… Вы когда-нибудь наблюдали, как падают звезды? Они спешат на землю, чтобы научить живущих на ней светитить другим. Вот и на ваши парты приземлилась звёздочка. Возьмите её, положите её на ладошку и пусть она подарит вам свой свет. Кто готов исследовать новую тему, поднимите звезду вверх. Кто сомневается пусть оставит звезду на ладошке.
Жила-была на земле маленькая звездочка, и ничего, что она была серой…
3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения. ( 2 мин)
Прочитайте словосочетание – Серая Звёздочка .Слайд 2
Что вы можете сказать по смыслу это выражения? (рассуждения детей)
Вывод: выражение передаёт ласковое отношение; это имя собственное; тот, кто дал такое имя, обладает фантазией, тайной особого зрения.
4.Выявление места и причин затруднения.(1 мин)
Найдите в учебнике произведение с таким названием. Кто его автор?
(Учащиеся находят по содержанию сказку Б. Заходера «Серая Звёздочка», называют жанр произведения, автора и рассматривают иллюстрации) А вы знаете Серую Звёздочку?
5.Целеполагание и построение выхода из затруднения.(2мин)
Назовите тему нашего урока.
(Учащиеся формулируют тему: знакомство со сказкой Б. Заходера «Серая Звёздочка»)
На доске открывается тема и цели урока урока: Борис Заходер. Серая Звёздочка. Слайд 3
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.7-10 мин
6.1.Знакомство с биографией Б. Заходера. Слайд 4 Портрет.3мин
– Скажите, ребята, кто-нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством писателя Б. Заходера?
–Хотите узнать интересные сведения о его жизни?
Слайд 5 Эпиграф
Ты –
Вдохновенный,
Ты, мой читатель,
Душой одаренный, –
Ты мне нужнее, чем
Сердце в груди
Жду. Приходи.
Б.Заходер.
Борис Владимирович Заходер.
(9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.)
Учитель. В детстве будущий писатель любил читать и очень рано начал придумывать сказки, стихи, загадки. Но было у него ещё одно увлечение. Сейчас мы послушаем Лизу.
Ученица. Самым главным увлечением Бориса Заходера были животные - “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы. Именно они становятся героями его сказок.
Учитель. Да, ребята, Борис Заходер был не только поэтом, но еще и сказочником.
Слайд 6 Книги Заходера
По мотивам сказок писателя “Русачок”, “Кит и Кот”, Серая Звездочка” сняты мультипликационные фильмы.
Слайд 7 Мультфильм
Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Мильна “Вини-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”.
Слайд 8 Переводчик
За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя. Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес.
А знаете ли вы, что в доме Заходера было очень много книг – 60 полок!
Ученик читает стихотворение:
Добрую сказку помню я с детства.
Хочу, чтобы эту сказку прочитали и вы.
Пусть подкрадется к самому сердцу,
И зародит в нем зерно доброты.
– Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Проходит время. Малыши идут в школу и начинают читать их сами. Сказки открывают перед нами загадочный, чудесный и таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает интересная встреча с удивительной сказкой. Сказка «Серая Звёздочка». Думаю, что среди книг Б.Заходера – она одна из лучших. Это и моя любимая сказка. Ребята, о чём может быть сказка с таким названием?
6.2.Лексическое значение слов. 1мин
Пустомеля – пустые, бесплодные разговоры. Слайд 9
Тюбетейка – маленькая без тульи и полей узорчатая восточная шапочка, облегающая голову.
6.3.Чтение сказки учителем(прослушивание грамзаписи) 7мин
- Что вас особенно заинтересовало из прочитанного?
6.4. Беседа по содержанию прочитанного.2мин
Б.Заходер писал:Эти сказки рассказывают сами звери и рассказывают их людям. Всем людям – и взрослым, и детям. (Б. Заходер)
– Кто рассказывает эту сказку и кому?
(Рассказывает сказку папа-ежик сыну своему ежонку)
– Как вы думаете, понравилась ли сказка ежонку?
– Кто догадался, почему же ежонок перебивал папу?
– Как вы считаете, как надо слушать рассказ?
– Когда надо задавать вопросы?
– Кого называли Серой Звездочкой ? (Жабу)
– Почему растения сада дали жабе такое название?
– Кто был недоволен Серой Звёздочкой?
6.5.Работа в тетрадях на печатной основе (с. 43):1мин– Кто из героев рассказа тебе понравился и почему? Соедините линиями Серую Звездочку и тех, кто к ней хорошо относится.
Физминутка 1мин
Приближается вечер…
Наши алые цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
(Дети встают, ладони соединены в форме тюльпана. Пальцы медленно раскрываются, кисти плавно покачиваются. Затем пальцы снова закрываются, приобретая форму бутона).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (образцу).3мин
На доске магнитами прикрепляются по кругу герои сказки, в центр помещается Серая Звездочка.
- Расскажите, какие цветы живут в нашем саду?
А теперь прочитайте мне описание жабы в сказке. - Как выглядела Серая Звездочка?
– Кто назвал жабу Серой Звездочкой?
– Как жабе придумали имя?
– Какие имена предлагали ей дать цветы?
– Кто помог цветам сделать выбор?
(Ученый скворец)
– Почему, за что любили Серую Звездочку цветы?
(Она спасала их от вредителей)
– Были ли у Серой Звездочки враги? Кого из них вы запомнили?
– Почему птицы не защищали цветы?
(Цветы были слишком низко для птиц).
– Кто придумал, как спасти жуков и слизняков от Серой Звездочки?
(Бабочка Крапивница)
- Спасибо, ребята. А теперь попытаемся разглядеть «внутренний мир» Серой Звездочки.
8.Включение в систему знаний и повторение. 7мин
Работа по группам: поиск научной информации в тексте,
составление кластера.
Задание для 1 группы:
Вас, ребята, я попрошу посмотреть на Серую Звездочку глазами ученого и отыскать научную информацию, содержащуюся в тексте.
Задание для 2 группы:
У вас на партах лежат яркие лучики. Напишите на каждом по одному качеству, которым, на ваш взгляд, обладала Серая звездочка. Затем найдите подтверждение вашим предположениям в тексте.
- Сообщения «ученых»:
Мы узнали, что жабы не ядовиты. Они не едят бабочек. Жабы питаются слизняками, гусеницами, жуками, быстро хватая их своим языком. Со стороны даже кажется, что они исчезают сами собой. Охотятся жабы по ночам, спасая травянистые растения от вредителей.
- Вокруг Серой Звёздочки, прикрепленной на доске, поочередно помещаются и «озвучиваются» лучики с записанными на них качествами.
Серая Звездочка была (чтение записей на лучиках):
- добрая
- скромная
- великодушная
- безобидная
- полезная
- умеет дружить
- с красивой душой
- с «золотым» сердцем
(Подтверждение выводов строками текста)
Сейчас у нас будут работать группа художников, группа актеров и группа зорких читателей.
Задание для 3 группы: для вас приготовлены актерские реквизиты, сценарий одного эпизода сказки для театрализации (Разговор Ежей).
Задание для 4 группы: опишите, пожалуйста, каким вы представили себе Глупого мальчишку. Вам помогут опорные карточки:
Задание для 5 группы: попробуйте отыскать и отметить в тексте сказки мудрые слова Ученого Скворца.
3 группа: театрализация эпизода сказки «Разговор Ежей».
- Какова роль Ежей в этой сказке?
- Как вы думаете, «ежиные» разговоры мешают, или помогают понять сказку? Обоснуйте своё мнение.
4 группа: надев шапочки цветных карандашей, методом словесного рисования описывает персонажа по заданному плану.
- Как вы думаете, какова роль Глупого мальчишки в произведении?
5 группа: «по цепочке» зачитывает выбранные из текста строки.
Игра «Волшебный сундучок» Слайд 10 1мин
Для вас, ребята, «сундучок мудрых мыслей». Определите, пожалуйста, кому из персонажей сказки подходят слова из сундучка:
- Не всё золото, что блестит.
- На месте тех, кого обидишь, однажды сам себя увидишь.
- Добрые дела творят чудеса.
- Лицом белёхонький, душой чернёхонький.
- С вопроса, с удивления начинается мышление.
Молодцы, ребята! Вы сумели разглядеть то, что хотел донести до нас, читателей, автор.
9.Домашнее задание. Выполнить задание № 2 на странице 44.
Вам предлагается «отправить» телеграммы героям сказки от вашего имени и от имени сказочных персонажей читателю, а также попытаться выразить главные мысли сказки. Вспомните особенности составления телеграммы (мысль выражается коротко и точно).
Кому:________________________________________
От кого:______________________________________
Телеграмма:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
или же предлагаю вам составить кроссворд по сказке “Серая Звездочка”.
10.Рефлексия 2мин
(анализ своих ощущений):
Спокойная музыка. Дети закрывают глаза.
Учитель:
И снова на земле наступает ночь. Скоро придет в сад делать свое полезное дело Серая Звездочка. Здесь её давно ждут её друзья. А с неба по-прежнему на нас смотрят яркие звезды. Приглядитесь, они чуть подмигивают нам, будто говорят: «Светите другим добротой и красотой своей души!»
В Звездной стране поселилась ещё одна звездочка под названием «Мы» (дети открывают глаза, на доске появилась звездочка).
На столах у вас лежат разноцветные лучики, запишите на них, какое ваше качество может «светить» другим людям, согревать их. Я верю, что в каждом из вас обязательно живет такое качество.
Дети записывают на лучах качества и крепят на доску.
- Пусть наша звездочка со временем становится все ярче! Пусть никогда не устает светить людям! Если урок был вам интересен, то «зажгите» звезду в своей руке.
О нашей встрече пусть вам напоминает звёздочка, которая останется у вас.
Список литературы и интернет – ресурсов.
- 1. Кубасова О.В. Как помочь ребёнку стать читателем.- Тула: издательство «Родничок», 2004.
- ЛакоценинаТ.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: альтернативные уроки. – Ростов н/Д: издательство «Учитель», 2007.
- http://www.openclass.ru/node/191625
- http://festival.1september.ru/
- www.openclass.ru
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.
План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Горецкий по теме "Обобщение по разделу "Литературные сказки""
Открытый урок....
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: «Литературная гостиная» Сергей Есенин «Пороша»
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе можно провести, работая по любой программе....
Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».
Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. ...
План-конспект урока по литературному чтению "Литературные произведения"
На этом уроке учащиеся познакомятся с лирическими произведениям И.А.Бунина "Полевые цветы" и "Детство"...