Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа). Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…» Цели: - спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Кулабухова Ольга Витальевна

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).
Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»
Цели:
-  спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина добиться того, чтобы дети попробовали практически освоить особую, «рассказовую» интонацию. Которую сообщает пушкинскому стиху четырехстопный ямб и которую дети смогут осознать через знаки препинания;
- Нацелить детей на то, чтобы они сделали «примерку» Мишиных ощущений к строчкам стихотворения, т.е. осуществили дедуктивный ход от обобщения к конкретным наблюдениям, которые могут подтвердить или нет эти чужие обобщения;
- С помощью комментариев от имени Маши и Миши прояснить ситуацию, связанную с тем. Что поэт хочет, чтобы мы представили  и лето, и осень; и то, что коровы были, и то, что их не стало.
Урок проходит в форме занятия клуба «Ключ и заря», которое ведет председатель (ученик этого же класса)
Ход урока:
Председатель: Здравствуйте! Сегодня состоится  первое из трех занятий клуба «Ключ и Заря», на котором присутствуют : члены клуба «Ключ и Заря», ученики 2 «б» класса и гости.
Эти занятия  для самых наблюдательных. Мы будем читать  и сравнивать  два стихотворения, посвященных осени. Это стихотворения  двух великих поэтов – Александра Пушкина и Михаила Лермонтова.
Читать мы будем медленно, постепенно , вдумчиво. С остановками . Тогда некоторые тайны нам приоткроются. Сегодня мы будем читать только одно  стихотворение. Это стихотворение Александра Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_klyuch_i_zarya.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения во 2 классе ( перспективная начальная школа).

Тема: А. С. Пушкин «…Уж небо осенью дышало…»

Цели:

-  спомощью системы вопросов и заданий к стихотворению Пушкина добиться того, чтобы дети попробовали практически освоить особую, «рассказовую» интонацию. Которую сообщает пушкинскому стиху четырехстопный ямб и которую дети смогут осознать через знаки препинания;

- Нацелить детей на то, чтобы они сделали «примерку» Мишиных ощущений к строчкам стихотворения, т.е. осуществили дедуктивный ход от обобщения к конкретным наблюдениям, которые могут подтвердить или нет эти чужие обобщения;

- С помощью комментариев от имени Маши и Миши прояснить ситуацию, связанную с тем. Что поэт хочет, чтобы мы представили  и лето, и осень; и то, что коровы были, и то, что их не стало.

Урок проходит в форме занятия клуба «Ключ и заря», которое ведет председатель (ученик этого же класса)

Ход урока:

Председатель: Здравствуйте! Сегодня состоится  первое из трех занятий клуба «Ключ и Заря», на котором присутствуют : члены клуба «Ключ и Заря», ученики 2 «б» класса и гости.

Эти занятия  для самых наблюдательных. Мы будем читать  и сравнивать  два стихотворения, посвященных осени. Это стихотворения  двух великих поэтов – Александра Пушкина и Михаила Лермонтова.

Читать мы будем медленно, постепенно , вдумчиво. С остановками . Тогда некоторые тайны нам приоткроются. Сегодня мы будем читать только одно  стихотворение. Это стихотворение Александра Пушкина «Уж небо осенью дышало»

Найдите это стихотворение по содержанию учебника, откройте нужную страницу и переклейте закладку.

Вести занятие будет учитель : Ольга Витальевна.

Учитель: В стихотворении встретятся незнакомые слова. Они даны в сносках внизу страницы. Прочитайте значение данных слов( к слову сень :иллюстрация или слайд)

Чтение стихотворения учителем (дети следят по учебнику).

- Перечитай первую часть  стихотворения (самостоятельно про себя)

-Радует ли героя рассказчика наступление осени?

Нет : герой говорит, что это довольно скучная пора. Почему скучная пора : выделенные слова  реже светит солнце, короче становится день , опадают листья с деревьев.

Учитель: Прочитай те строчки, которые помогают представить что происходит в лесах осенью.

Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась. Как понимаете эту строчку.

Поэт стремится к тому, чтобы мы это увидели или еще и услышали?

Когда опадают листья мы это не только видим но и слышим звуки. (представить )

Найди строчки, которые позволяют представить  что делают перелетные птицы осенью.

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу

Мы это только видим, или видим и слышим ? 

Слышим, слово «крикливых» позволяет  услышать  птичий крик.

Какую первую тайну этого стихотворения нам удалось открыть?

1ТАЙНА. УМЕНИЕ НЕ ТОЛЬКО ВИДЕТЬ НО И СЛЫШАТЬ .( табличка на доску)

Поэт описывает  раннюю или позднюю осень. Подтвердить свое мнение строками из первой части?

 Позднюю осень (Стоял ноябрь уж у двора).

А если бы мы не дочитали до этой строчки , мы бы поняли, что речь идет о золотой осени ?

Доказательства детей : лес сбросил листья, и сделал это с печальным шумом, очевидно дул сильный ветер.

Первая часть – это впечатления или наблюдения поэта ?  Или его размышления?

Это впечатление и наблюдения (поэт как бы наблюдает за изменениями , которые происходят в природе осенью, ему грустно что наступает осень)

Это отдельные впечатления и наблюдения, или они складываются в целостную картину?

Это целостная картина.

Где поэт ставит точку?

Точка стоит только в конце первой части , а между отдельными наблюдениями  поэт ставит  запятую.

Прочитай эту часть  так, как будто вместо запятой стоят  точки. (Какие паузы будем делать? ) ( чтение детей)

Что-нибудь изменилось ? ( Мы представили отдельные картинки ) Прочитай теперь  так, как задумал поэт. (1 человек читает)

Перечитай вторую часть  стихотворения (читают про себя)

Заметили, где стоит точка. В конце части .

А какие  знаки стоят в конце некоторых строк  (;)

Что показывает этот знак мы узнаем их подсказки  летучей мыши

(хором дети читают плакат)

Председатель: Миша медленно читал вторую часть стихотворения. После каждой паузы он записывал свои ощущения от картины осени. Посмотри, что он написал.

(Председатель вывешивает таблички)

Темно и холодно.

 Тихо.

Голодно.

Страшно.

Пусто.

Тихо.

Прочитай, что получилось у Миши (читают вслух хором)  Вы можете расшифровать Мишину запись?

Учитель: Какие строчки породили Мишино ощущение?

Прочитайте еще раз на 2-ю часть и посмотрите, где мы делаем паузу (перечитывание строк до паузы) Сколько пауз мы сделали ? (6 пауз)

А сколько ощущений записал Миша? (6 ощущений)

Дети сравнивают каждую строчку с Мишиными ощущениями и объясняют, какое ощущение возникло у Миши после чтения строк?

Какую вторую тайну мы сейчас открыли?

 2 тайна. Особая расстановка знаков препинания. ( табличка на доске)

Каких животных ты представляешь когда читаешь эту часть . Миша сказал, что волков и коня. А ты их представляешь ? Маша сказала, что представляет еще и коров.   А вы смогли представить коров?

Учитель читает интригу. ( учебник, с.53)

И вот еще одна тайна стихотворения. Какая?

3 тайна. Сила воображения. ( табличка на доске)

 Какие же тайны нам удалось открыть в ходе нашей работы над стихотворением?

Учащиеся повторяют все тайны с опорой на таблички на доске.

Давайте прочитаем это стихотворение в парах, учитывая все тайны,  которые нам удалось открыть. ( дети читают в парах стихотворение)

Домашнее задание: читать стихотворение вдумчиво, с учетом открытых нами тайн.

Председатель: Первое занятие клуба Ключ и Заря подошло к концу. Мы прочитали  стихотворение Александра  Пушкина «… Уж небо осенью дышало…»  и открыли некоторые его тайны. На занятии хорошо работали(называет фамилии учеников)_________________________________

На следующем занятии  мы будем работать над выразительным чтением  этого стихотворения . А сейчас  всем  Спасибо . До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по программе "Перспективная начальная школа" на тему "Лев Николаевич Толстой "Прыжок""

Цель данного урока - через события рассказа помочь учащимся увидеть отношения людей к поступкам мальчика и обезьяны, почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением....

Урок литературного чтения по программе" Перспективная начальная школа" по теме "Рифмы. Удивительные хвосты" 1 класс

Тема. Рифмы. Шуточные стихотворения. Цель урока. Создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока «литературное чтение». Задачи урока.1. Познакомить обучающихся...

Урок литературного чтения по УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс

Урок литературного чтения по УМК «Перспективная начальная школа» 4 класс...

Урок литературного чтения. 2 класс. Перспективная начальная школа

Литературное чтение. Тема: Дж.Родари "Приезжает дядюшка белый медведь"...

Литературное чтение 3 класс «Перспективная начальная школа» Тема урока: «Тим Собакин «Игра в птиц».

Продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения, используя чтение текста по ролям....

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа".

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения по УМК "Перспективная начальная школа"....

План-конспект урока литературного чтения 4 класс "Перспективная начальная школа"

Тема: Становление человека: у каждого свой путь.Место урока в изучаемом разделе:  обобщающий  урок  (8) по разделу«Приближаемся к разгадке ТАЙНЫ ОСОБОГО ЗРЕНИЯ. Выясняем, что помо...