План - конспект урока по чтению. Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
ЦЕЛЬ: учащиеся поймут, что красоту зимней природы можно выразить разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.
ЗАДАЧИ: показать детям красоту зимней природы различными средствами: музыкальными, поэтическими, художественными; развивать творческое воображение, учить наблюдательности, умение видеть прекрасное в повседневном, слушать и понимать музыку; продолжить работу по развитию правильного, сознательного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: картина Грабарь «Зимний пейзаж» или Шишкин «Зима в лесу», музыкальный центр, диск с музыкальной пьесой Чайковского «Январь»; интерактивная доска, ватман, маркер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_urok.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 4 классе
Тема : Ф. И. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Подготовила: Токарева А.А.
ЦЕЛЬ: учащиеся поймут, что красоту зимней природы можно выразить разными средствами: поэтическим словом, музыкой, картинами.
ЗАДАЧИ: показать детям красоту зимней природы различными средствами: музыкальными, поэтическими, художественными; развивать творческое воображение, учить наблюдательности, умение видеть прекрасное в повседневном, слушать и понимать музыку; продолжить работу по развитию правильного, сознательного, выразительного чтения; обогащать словарный запас; воспитывать любовь к природе.
ОБОРУДОВАНИЕ: картина Грабарь «Зимний пейзаж» или Шишкин «Зима в лесу», музыкальный центр, диск с музыкальной пьесой Чайковского «Январь»; интерактивная доска, ватман, маркер.
ХОД УРОКА:
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССА.
2. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА.
Всем известна загадка:
Кто, угадай-ка, седая хозяйка:
Тряхнёт перинки, над миром пушинки? (ЗИМА).
К нам на новоселье жалует зима,
А за ней веселье.
Смех и кутерьма.
А ну снежок, а ну дружок,
Лети, не уставай.
И двор, и дом,
И все кругом,
И школьный сад,
И нас ребят,
И все, и все, и все подряд
Теплее укрывай.
- В снежных вихрях, словно на светлых пушистых крыльях белой стаей голубей, мчится к нам… Чародейка Зима
3. СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА «ЗИМА».
- Какие ассоциации возникают вас, когда вы слышите слово «зима»?
Уч.Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими ее оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. И в этом нам помогут произведения мастеров слова. Они написаны в разное время, каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу. И в то же время есть в этих картинах что-то общее.
4. ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ВОСПРИЯТИЮ КАРТИНЫ ЗИМНЕГО ЛЕСА.
- Вспомните, как изменились лес и парк с наступлением зимы?
- Рассмотрите внимательно картины и попробуйте передать их содержание.
Слайды о зиме. Музыка Чайковского.
5. ЗНАКОМСТВО СО СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ…»
– Вы познакомились с картинами о «Зиме». А теперь посмотрим, как изобразил зиму поэт Ф.И. Тютчев – певец русской природы. А какие стихи Ф. И. Тютчева вам знакомы?
2) Презентация биографии поэта:
- Ф.И. Тютчев родился в селе Овстуг Орловской губернии, в средней полосе России, на границе бескрайних степей и могучих лесов и дубрав. Любовь к литературе привил ему домашний учитель. Ученье Тютчеву давалось легко, он был одарённым ребёнком. Маленький Фёдор много читал и поражал сверстников своими знаниями. В 15 лет он студент Московского университета, его стихи А.С. Пушкин печатает в своём журнале «Современник».
С детства Тютчева окружала красивая русская природа. Он был неравнодушен к ней и посвятил русской природе много своих стихов.
6. ЗНАКОМСТВО СО СТИХОТВОРЕНИЕМ.
- В стихотворении, которое мы сегодня прочитаем, изображается состояние природы зимой.
– Послушайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Чародейкою Зимою…» и подумайте, о чём в нём говорится? Похоже ли оно на сказку? Почему?
- Почему поэт называет зиму Чародейкою? -Подберите к слову « чародейка» синоним. (Волшебница, кудесница)
7.Минутка отдыха «Волшебный сон»
- Сядьте так, как вам удобно. Сейчас мы с вами немного отдохнём.
(Звучит тихая музыка. Музыка Чайковский «Щелкунчик»)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Вы спокойно отдыхаете… (2 раза)
Сном волшебным засыпаете.
Ваши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена
И рас – слаб – лен – на
Дышится легко,
Свободно, глубоко (длительная пауза)
Вы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо вам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимайте,
Их повыше поднимайте…
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
Веселы, бодры вы снова!
И к занятиям готовы!
- О зимнем лесе говорят, что он молчит. А поэт подметил, что «…Стоит он околдован, сном волшебным очарован…» Как ты понимаешь это?
- Найдите метафоры и эпитеты, которые помогают увидеть красоту зимнего леса.
- Созвучны ли стихи Тютчева картине Шишкина? Что общего в этих произведениях? Чем они различаются?
- Какое настроение звучит в этом стихотворении?
- Каким чувством хочет поделиться с нами Тютчев?
8. ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧАЩИМИСЯ.
9. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.( ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЬЕСЫ ЧАЙКОВСКОГО П.И. «ЯНВАРЬ» ) И РИСОВАНИЕ РИСУНКОВ. ( Картина Мищенко ) Музыка Вивальди
10. ОБОБЩАЮЩАЯ БЕСЕДА.
- Что общего в произведениях Тютчева, Шишкина и Чайковского?
- Что нового, интересного и необычного помогли тебе увидеть в зимней природе авторы этих произведений? ( Разбор сочинений и рисунков учащихся к уроку).
- Над чем заставляют задуматься эти произведения?
- Понравился вам урок? Чем?
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
- Выучить стихотворение «Чародейкою Зимою…» наизусть; составить пятистишие о зиме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме "С. Есенин "Поет зима аукает"
План-конспект составлен по учебнику литературного чтения авторов М.В.Голованова, В.Г. Горецкого, Л.В.Климановой. Данный урок является итоговым по изучению творчества Сергея Есенина....
Конспект открытого урока по чтению "Ф.И.Тютчев «Чародейкою Зимою ...»
Цель урока :1. Развивать представление о лирике как роде художественной литературы и искусства и о слове как средстве создания художественного образа .2. Форм...
План-конспект урока литературного чтения "Изучение произведения Ф.И.Тютчева "Чародейкою зимой"
Анализ произведения (лирического стихотворения ) помогает научиться правильному прочтению и восприятию художественного произведения, открыть для себя поэзии, понять. Сделать переживание читателя...
План-конспект урока "Литературное чтение" (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "ПНШ", тема "«Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»»
Урок литературного чтения (период обучения грамоте) 1 класс, УМК "перспективная начальная школа", по теме «Звуки [б], [б’]. Буквы «Б б». Чтение слогов, слов c буквой «б»» (первый урок) разр...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс
Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...
Конспект урока литературного чтения+ презентация "Федор Тютчев "Зима недаром злится" (УМК "Перспективная начальная школа", 2 класс)
Цели деятельности учителя: ознакомление со стихотворением Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; формирование умения выражать свое отношение к прочитанному; осознанно и выразительно читать.Пл...