Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте в 1 классе по теме:"Знакомство с буквой Ц". УМК "Начальная школа 21 века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc.docx | 25 КБ |
2.ppt.pptx | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Блажко Ольга Петровна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Ленинградская область, город Сосновый Бор
КОНСПЕКТ УРОКА «ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ц»
(1 класс, «Начальная школа ΧΧΙ века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой)
Базовый учебник: "Букварь" для 1 класса четырѐхлетней начальной школы (авторы Журова Л.Е., Евдокимова А.О.)
Цель урока: организовать деятельность учащихся, направленную на формирование у учащихся умения выделять в слове согласный звук [ц] и обозначать его на письме буквой ц.
Задачи:
-обучающие: знакомство учащихся с буквой ц, формирование умения обозначать на письме согласный звук [ц] буквой ц;
-развивающие: развитие познавательного интереса, формирование умения использовать знаково-символические средства для решения задач;
-воспитательная: воспитывать у учащихся умение взаимодействовать друг с другом на уроке.
Тип урока: урок формирования первоначальных знаний.
Техническое оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.
Формы работы: демонстрация (работа с интерактивной доской), беседа, работа с учебником, моделирование, работа в тетради, работа в парах.
Регулятивные УУД:
-ученик научится использовать речь для регуляции своего действия;
-сравнивать свои ответы с ответами своих одноклассников;
Познавательные УУД:
-научиться использовать знаково-символические средства, в том числе модели, для решения задач;
Коммуникативные УУД:
-внимательно слушать друг друга;
-получит возможность научиться взаимодействовать друг с другом.
Ход урока:
1. Организационный момент. (Слайд №1)
Прозвенел звонок для вас,
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо,
Начинается урок.
Тем, кто любит заниматься
Я открою свой секрет –
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет.
- Я, думаю, что сегодня на урок вы пришли с хорошим настроением. Ведь только с хорошим настроением любая работа спорится, любое дело делается.
2. Актуализация знаний. (Слайд №2)
-На каждом уроке обучения грамоте вы, ребята, становитесь настоящими мастерами слова, учитесь слушать, слышать, понимать и внимательно читать. Я приглашаю звуковых мастеров в мастерскую слова.
(У доски работают 2 ученика)
-А пока наши мастера моделируют слова, мы проведём «Звуковую викторину» (Учитель демонстрирует слайд с изображением опорной схемы) (Слайд №3)
1. На какие две группы делятся звуки нашей речи?
(Звуки нашей речи делятся на гласные и согласные)
2. Какие звуки мы называем гласными? (Звуки, которые поются, тянутся, произносятся без преград)
3. Сколько гласных звуков в нашей речи? (В нашей речи 6 гласных звуков)
4. А сколько гласных букв? (Гласных букв 10)
5. Какие могут быть гласные звуки? (Ударные и безударные)
6. Какие звуки мы называем согласными? (Звуки, которые не тянутся, не поются, произносятся с препятствиями)
7. Какими могут быть согласные звуки? (Твёрдыми, мягкими, звонкими и глухими)
8. Назовите гласные, которые дают команду «Читать твёрдо!» ( а, о, ы, у, э )
9. Какие гласные, дают команду «Читать мягко!»? ( я, ё, е, и, ю ) (Слайд №4)
-Проверяем работу звуковых мастеров. (Сигналы)
3. Целеполагание.
-Сегодня мы продолжим путешествие по страницам «Букваря». (Слайд№5)
Рассмотрите иллюстрации и условные обозначения на страницах 138-139. Предположите, чем мы будем заниматься на уроке.
Предположения детей:
- знакомиться с новой буквой
- моделировать звуковые схемы слов
- соотносить схемы со словами, которые зашифрованы в картинках
- познакомимся с новым правилом
- решать кроссворды
- отгадывать загадки
- читать слоги, слова и предложения с новой буквой
-Определите тему нашего урока.
Тема урока: « Знакомство с буквой Ц»
4. Изучение нового. Проблемная ситуация. (Слайд №6)
1) Выделение звука [ц] из слова и его характеристика.
-Ребята, а теперь догадайтесь, кто станет главным героем нашего урока.
К нам явился в жёлтой шубке
И сказал: «Прощай, скорлупка!»
-Как догадались?
-Конечно, это цыплёнок. А зовут его Цып. Выделите первый звук в слове цыплёнок. Выделите первый звук в слове Цып.
Дайте характеристику этому звуку.
(Звук [ц] – согласный, твёрдый, глухой, нет пары)
2) Знакомство с буквой Ц.
-Звук [ц] – всегда твёрдый, обозначается буквой Ц. Найдите в кассе букву Ц.
Сравните строчную печатную букву и прописную печатную букву Ц.
-В каком случае мы будем писать заглавную букву Ц?
(Имена, клички пишем с заглавной буквы)
-Как напишем слово цыплёнок? А Цып?
3) Работа в парах. Моделирование. (Слайд №7)
-С нашим героем мы снова отправляемся в мастерскую слова. (Стр. 138) Соотнесите схемы слов с рисунками птиц.
-Какому слову соответствует 1 схема? (Синица) - Как догадались?
-Какому слову соответствует 2 схема? (Цапля)
- Выложите фишками звуковые модели этих слов. Работаем в парах.
-Кто выполнил задание, проверьте работу своего товарища, покажите свою готовность.
(Проверка выполненной работы)
4) Сопоставление звуков в словах синица, цапля.
-А теперь, ребята, внимание! Проведём небольшое исследование, для этого вам нужно сравнить звуки, указанные в схемах стрелочками.
Что вы скажете о них? (И в первой и во второй схеме звуки [ц] – одинаковые, они произносятся твёрдо)
-Какой вывод можно сделать? (Звук [ц] - всегда твёрдый, у него нет мягкой пары)
-Какой буквой обозначите данный звук?
(Одновременно работают у доски двое учеников: делят данные слова на слоги, определяют ударный слог.) ( Проверка. Сигналы. )
5) Физкультминутка. (Слайд №8)
Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на тонкой ножке.
А ещё кружился смело,
Крылышком махал умело
Он спешил себе домой,
К милой мамочке родной.
5. Первичное закрепление нового материала.
1) Формирование навыков чтения. (Слайд №9)
А сейчас, друзья, узнаем
Хорошо ли мы читаем.
Чётко, громко говори
А на паузах замри.
Целым словом прочитай
На «отлично» отвечай!
-При чтении всегда нужно помнить – у звука [ц] нет мягкой пары.
Все слоги-слияния читаем твёрдо. Буквы И и Е не оказывают на Ц никакого влияния. Звук [ц] всегда произносится твёрдо. (Хоровое чтение)
-Прочитайте слова, которые заканчиваются на слог ЦЫ. (Слайд №10)
2) Отгадывание загадок, составление слов в кроссворде. (Слайд №11)
-Мы внимательно читаем и работу продолжаем. Работаем на странице 139.
-Выберите для самостоятельного чтения одну из загадок Корнея Ивановича Чуковского. Прочитайте загадку – стихотворение про себя, приготовьтесь читать вслух.
-Кто готов прочитать 1 загадку? Читаем чётко, громко, выразительно. Кто это?
Кто прочитает 2 загадку? Что это?
-Загадки отгадали, а теперь нужно заполнить строки кроссворда. Ребята, а как распределить эти слова в кроссворде?
(По горизонтали – цыплёнок, по вертикали – огурец)
(2 ученика у доски заполняют строки нужными буквами)
3) Самостоятельная работа в тетради «Я учусь писать и читать» (стр.71).
-Впишите печатную букву Ц в слова, в которых 2 слога.
(Проводится взаимопроверка в парах)
-Прочитайте эти слова. (Дети объясняют, доказывают, исправляют ошибки)
4) Знакомство со сказкой Георгия Юдина «Цыплёнок Цып». (Слайд №12)
-А у нас на уроке ещё одно знакомство. Послушайте сказку Георгия Юдина «Цыплёнок Цып», запомните слова со звуком [ц], которые вам встретятся в этой сказке. (Дети называют слова со звуком [ц])
-Какой совет цыплёнку дала Цапля? (Чтобы учить - надо самому знать)
-Чему учит сказка? (Надо всему учиться)
6. Итог урока. Рефлексия.
-Ребята, как вы думаете, цыплёнок Цып получил новые знания на уроке? (Он познакомился с новой буквой Ц, которая обозначает твёрдый звук [ц])
-Что особенного в новой букве?
( Обозначает согласный, твёрдый, непарный звук. Буквы И и Е не оказывают на букву Ц никакого влияния. Звук [ц] - произносится всегда твёрдо)
Завершается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарались всё понять?
Учились тайны открывать?
Ответы полные давали?
На уроке не зевали? (Слайд №13)
-Оцените свою работу на уроке. Выберите одно из предложений. Сигнал.
- На уроке я был активным и внимательным. Я всё запомнил.
- Я работал хорошо. Но в некоторых заданиях я сомневался.
- Не всё получилось, как хотелось бы. Ещё придётся потрудиться.
Список использованных источников для оформления презентации:
http://900igr.net/kartinki/russkij-jazyk/Suschestvitelnoe/Imja-suschestvitelnoe.html - для слайда №1
http://allday2.com/index.php?newsid=139907 - для слайда №2
http://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/glasnye-i-soglasnye-zvuki.html слайда №3
http://propowerpoint.ru/detskij-shkolnyj-shablon-dlya-prezentacij/-для слайда №5
http://school64.uz/index/alfavit_v_stikhakh_chast_2/0-210 - для слайда №6
http://www.max-foto.info/birds/sinitsa/bolshaya-sinitsa-na-v… - для слайда №7
http://dompolnajachasa.at.ua/publ/skachat_besplatno_prezentaciju_quot_fizkultminutka_cyp_cyp_povtorjaj_za_mnoj_quot/57-1-0-1355 - для слайда №9
Elektronnyy bukvar - для слайда №10, №11
http://stepnoysad.narod.ru/index/0-17 - для слайда №6, №12, №13, №14.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
МАСТЕРСКАЯ СЛОВА А Б В
Звуки речи
Гласные а о ы у э я ё е и ю
Знакомство с буквой Ц,ц Букварь
цыплёнок Цып ц
?
синица цапля
е и ы у о ц а ы а о е и у
огур молод ножни сквор пти спи цы цы цы цы цы цы цы
Корней Иванович Чуковский Загадки
ы о
«Цыплёнок Цып » Слушаем сказку
На уроке я был активным и внимательным. Я всё запомнил. Я работал хорошо. Но в некоторых заданиях я сомневался. Не всё получилось, как хотелось бы.. Ещё придётся потрудиться. Оцени свою работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...