Планы-конспекты уроков по математике 1 и 2 классы ФГОС "Школа 21 век!
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Гуржапова Лариса Владимировна

Счет в пределах двадцати, таблица умножения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспекты уроков по математике152.46 КБ

Предварительный просмотр:


ЧИСЛА ОТ 11 ДО 20

Цели: закреплять знание нумерации чисел второго десятка; учить составлять записи чисел второго десятка из разрезного материала; совершенствовать навык составления задач по рисункам со словами «сколько», «на сколько».

Ход урока

I. Задачи в стихах.

                Дарит бабушка-лисица

                Трем внучатам рукавицы:

                – Это на зиму вам, внуки,

                Рукавичек по две штуки.

                Берегите, не теряйте.

                Сколько всех, пересчитайте! (6.)

                У Сашки в кармашке конфеты в бумажке.

                Он дал по конфете Свете и Пете,

                Ирине, Галине, Марине и Нине,

                И сам съел конфету. А больше нету.

                – Сколько было конфет? (7.)

II. Сообщение темы урока.

– Что изменилось?

– Чем похожи все пары рисунков? Какой рисунок лишний? (Последний, так как фишек стало больше – 10.)

– Тема нашего урока «Числа от 11 до 20».

III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.

1. Задание 1 (с. 76).

– Карточки с какими числами перевернуты? (12, 15, 18.)

2. Задание 2 (с. 77) с использованием набора «Касса цифр».

– Составьте записи и прочитайте числа 16, 17, 18, 19.

                     16 – это 10 и 6                        17 – это 10 и 7

   

                      18 – это 10 и 8                        19 – это 10 и 9

3. Задание 3 (с. 76).

– Что показывают записи на данных рисунках?

а) В кошельке 10 р. и 5 р. Всего 15 р.

б) В кошельке было 15 р., взяли 5 р. Сколько рублей осталось?

в) В кошельке было 15 р., взяли 10 р. Сколько рублей осталось?

Аналогично учащиеся анализируют другие рисунки и выполняют вычисления с числами второго десятка.

4. Задание 4 (с. 77).

– Карточки с какими числами держит Коля в правой руке? (18, 12.)

– Какие числа держит Коля в левой руке? (11, 16.)

– Какие числа в левой руке держит Миша? (14, 17.)

– Какие числа в правой руке держит Миша? (13, 15.)

– Кто держит карточку с числом 17?

– Назовите числа на карточках по порядку, начиная с наименьшего. (11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.)

5. Задание 5 (с. 77).

– Кто изображен на рисунке? (Гуси.)

– Сколько белых гусей? (3.) Сколько черных гусей? (5.)

– Составьте задачу с вопросом «Сколько… ».

а) На лугу паслись 5 черных гусей и 3 белых. Сколько всего гусей было?

б) На лугу паслись 8 гусей. Ушли 3 белых гуся. Сколько  черных гусей осталось?

в) На лугу паслись 8 гусей. Ушли 5 черных гусей. Сколько белых гусей осталось?

– Составьте задачу со словом «На сколько… ». (На лугу паслись 5 черных гусей и 3 белых. На сколько черных гусей больше, чем белых?)

– Какие решения записал Юра?

  Сколько осталось черных гусей?

   Сколько осталось белых гусей?

  На сколько белых гусей меньше, чем черных?

IV. Работа в печатной тетради.

V. Игра «Угадай-ка».

Дидактическая цель. Закрепление последовательности натурального ряда чисел от 1 до 10.

Содержание игры. Детям предлагают отгадать число, если оно…

– находится между числами 6 и 8. Какое место оно занимает? (Седьмое.);

– на 1 больше 5 и на 1 меньше 7. Какое место в ряду оно занимает? (Шестое.)

– Мой сосед живет в восьмом домике (считая справа налево), сосед справа живет в десятом домике (считая слева направо). В каком домике живу я? (В девятом.) И т. д.

– Раскрасьте участок с цифрой 1 – желтым цветом, с цифрой 2 – зеленым, с цифрой 3 – красным.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите числа от 11 до 20.


УМНОЖАЕМ И ДЕЛИМ ЧИСЛА

Цели: учить различать арифметические действия умножения и деления; совершенствовать умение читать и записывать числовые выражения; закреплять умения решать задачи.

Ход урока

I. Устный счет.

1. Догадайтесь, по какому правилу составлена каждая таблица, и заполните пустые клетки.

а)

3

2

1

8

4

6

6

7

8

1

2

3

5

б)

1

2

3

5

6

7

7

6

5

4

2

3

5

2. Задачи в стихах.

                Три кричалки, две сопелки,

                Три пыхтелки, две шумелки

                Мишка Винни сочинил,

                Только восемь подзабыл.

                И поэтому Сове

                Он исполнил только … (Две.)

                Восемь шариков у Коли,

                А у Оли только пять.

                Чтобы было, как у Коли,

                Сколько Оле надо взять? (8 – 5 = 3.)

3. Задание на смекалку.

– Сколько треугольников на чертеже?  

II. Сообщение темы урока.

– Послушайте задачи в стихах и выберите арифметическое действие, которое необходимо для ее решения.

                Есть у нашего Андрейки

                Шесть монет по две копейки

                На покупку сладкой плюшки.

                Сколько денег у Андрюшки? (Умножение.)

                Мышка зерна собирала,

                По два зернышка таскала.

                Принесла уж десять раз.

                Каков мышкин стал запас? (Умножение.)

– Тема урока «Умножаем и делим числа».

III. Изучение нового материала. Работа по учебнику.

1. Задание 1 (с. 118).

– Какое действие записано схемой   · = ? (Умножение.)

– Какому рисунку соответствует данная схема? (Первому.)

– Сколько шаров в каждой кучке? (4.) Сколько кучек? (2.)

– Сколько всего шаров? (4 · 2 = 8.)

2. Задание 2 (с. 118) с использованием цветных фишек.

– Разложите 6 фишек на две кучки поровну.

        6 : 2 = 3

– Сколько фишек получилось? Прочитайте математическую запись. Разложите 8 фишек на 4 кучки поровну.

        8 : 4 = 2

– Разложите 6 фишек на 3 кучки поровну.

        6 : 3 = 2

– Разложите 8 фишек на 2 кучки поровну.

        8 : 2 = 4

3. Задание 3 (с. 118).

Учитель читает предложения. Учащиеся подбирают карточки с математической записью.

– По шесть взять три раза. (6 · 3.)

– Шесть без трех. (6  3.)

– Шесть на три поровну. (6 : 3.)

– Шесть и три. (6 + 3.)

– Чем похожи все карточки? (Используются числа 6 и 3.)

– Чем отличаются? (Разными арифметическими действиями.)

4. Задание 4 (с. 118).

– Что известно в этой задаче?  Что требуется узнать?

– Рассмотрите предложенные карточки с решением и выберите карточку, соответствующую этой задаче.

       15 : 3 = 5

5. Задание 5 (с. 119).

– Вставьте в схемы пропущенные числа.

– Сколько вариантов может быть при составлении последней схемы? (Девять вариантов.)

6. Задание 6 (с. 119).

– Проанализируйте числа, которые входят и выходят из первой «машины». Как изменяет число первая «машина»? (Каждое число увеличивает на 4.)

– Как изменяет число вторая «машина»? (Каждое число уменьшается на 7.)

– Заполните пустые окошки в «машинах».

7. Задание 7 (с. 119).

– Ученики раздали 10 игрушек поровну пятерым малышам. Сколько игрушек получил каждый малыш? Какое действие поможет ответить на этот вопрос? (Деление.)

– Малыш подарил пятерым ученикам по 2 рисунка. Сколько рисунков получили ученики? Какое действие поможет ответить на этот вопрос? (Умножение.)

8. Задание 8 (с. 119).

– В семье четверо детей. Сестер столько же, сколько братьев. Сколько сестер? (Две.)

– У Маши три брата. Сколько братьев у каждого брата? (Два брата.)

– В семье шестеро детей. Братьев на 2 больше, чем сестер. Сколько сестер? (Две сестры.)

IV. Фронтальная работа.

1. Игра «Математическая эстафета».

Дидактическая цель. Учить преобразовывать одни примеры в другие.

Содержание игры. Класс разбивается по рядам на 3 команды. Для каждой команды учитель пишет примеры вида:

10 + 5        10 + 9        10 + 7

Вызываются к доске по одному ученику одновременно от каждой команды. Их задача состоит в том, чтобы правильно и быстро решить пример, составить другой пример с этими числами и передать эстафету своему товарищу. Игра продолжается до тех пор, пока ученики каждой команды не составят всех примеров с этими числами. Учащиеся по командам составляют цепочки взаимосвязанных примеров вида:

10 + 5 = 15

5 + 10 = 15

15 = 10 + 5

15 = 5 + 10

15 – 10 = 5

15 – 5 = 10

10 + 9 = 19

9 + 10 = 19

19 = 9 + 10

19 = 10 + 9

19 – 10 = 9

19 – 9 = 10

10 + 7 = 17

7 + 10 = 17

17 = 10 + 7

17 = 7 + 10

17 – 7 = 10

17 – 10 = 7

Побеждает та команда, которая раньше других составит правильно цепочку взаимосвязанных примеров на сложение, вычитание и состав чисел.

В конце игры учащиеся по одной цепочке примеров воспроизводят название компонентов сложения, переместительное свойство сложения,  название компонентов вычитания.

2. Нарисуйте по образцу.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Назовите арифметические действия.


Двузначные числа и их запись

Цели урока: рассмотреть изображение двузначных чисел с помощью цветных палочек; закреплять навыки сложения и вычитания чисел в пределах 20; совершенствовать навык счёта в пределах 100; развивать логическое мышление и умение анализировать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. Сколько всего отрезков на чертеже?

2. Являются ли эти квадраты «магическими»?

3

8

7

7

2

9

10

6

2

8

6

4

5

4

9

3

10

5

3. Решите задачу.

Дети были на экскурсии в музее. На первом этаже они осмотрели 6 витрин, а на втором – на 5 витрин больше. Сколько витрин осмотрели дети на втором этаже?

4. Задание на смекалку.

Таня разложила елочные шары в три одинаковые коробки. В одну коробку она положила красные шары, в другую – голубые, а в третью – и те, и другие. Заклеила, и когда стала их надписывать, то перепутала все коробки.

Догадайтесь, какие шары лежат в каждой коробке, если в коробке с надписью «Красные шары» лежат голубые.

III. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы научимся записывать двузначные числа, количество единиц которых не равно нулю.

IV. Знакомство с новым материалом.

Задание № 1 (с. 11).

– Рассмотрите рисунок на с. 11 учебника: Волк и Заяц собирают урожай гороха.

– Сколько горошин в каждом стручке держит Волк? (Десять.)

– А сколько у Волка стручков? (Два стручка, значит, два десятка горошин.)

– Сколько горошин в стручке у Зайца? (Пять горошин, или пять единиц.)

– Сколько всего горошин у Волка и Зайца? (2 десятка и 5 единиц.)

– Прочитайте, что написано в учебнике.

– С такими записями, как 2 д. 5 ед., мы еще не встречались. Сегодня мы научимся читать и записывать такие числа цифрами.

– Прочитайте число 2 д. 5 ед. (два десятка пять единиц) по-другому: сначала назовите число, выраженное первой цифрой и буквой «д», получится «двадцать», а затем число, выраженное второй цифрой, получится «пять». Итак, число 2 д. 5 ед. читается так: «двадцать пять». А как его записать цифрами?

– Посмотрите: на доске составлена запись этого числа с помощью карточек:

Сейчас я уберу буквы, а цифры придвину одна к другой. Получилась запись: 25.

Записи «25» и «2 д. 5 ед.» являются разными обозначениями одного и того же числа – «двадцать пять».

Если переставить цифры, то получится совсем другое число – «52» (пятьдесят два), в нем 5 десятков 2 единицы. Поэтому при записи двузначного числа его цифры располагают в строго определенном порядке: первая цифра слева – это десятки, а вторая – единицы.

В числе «шестьдесят» содержится 6 десятков 0 единиц. Поэтому его записывают так: 60.

Любое двузначное число можно изобразить с помощью цветных палочек. Возьмите из набора одну оранжевую палочку и положите ее перед собой. Поставьте на нее в ряд столько белых палочек, сколько поместится. Сколько белых палочек поместилось на одной оранжевой палочке? (Десять.) Давайте договоримся число десятков в числе обозначать оранжевыми палочками, а число единиц – белыми палочками. Палочки мы будем выкладывать вплотную одна к другой.

– Посмотрите на рисунок в учебнике; скажите, как изображено число 25 с помощью палочек: сколько палочек каждого цвета? Объясните, почему понадобилось именно столько оранжевых и белых палочек.

– Сколько и каких палочек надо взять, чтобы изобразить числа 16, 61, 40, 4? С какой стороны (слева или справа) вы будете выкладывать оранжевые палочки; белые палочки?

Итак, запомним: изображая десятки, выкладываем оранжевые палочки слева; изображая единицы, выкладываем белые палочки слева (вслед за оранжевыми).

Задание № 2 (с. 11).

Учащиеся называют числа по порядку.

а) 31, 32, 33, 34, 35, … , 50 (прямой счет);

б) 80, 79, 78, 77, 76, 75, 74, 73, 72, 71, 70 (обратный счет).

– Как составлен первый числовой ряд? Второй числовой ряд?

Задание № 3 (с. 12).

Задание очень важно с методической точки зрения. В ходе его выполнения дети учатся «выкладывать» числа с помощью цветных палочек, а это умение – одно из ключевых при изучении письменных приемов сложения и вычитания натуральных чисел в пределах 100.

Рассмотрим на примере случая 1, как учащиеся должны рассуждать.

Прочитав фразу, они прежде всего называют числа, которые встретились в этом предложении (три, тринадцать и тридцать один).

Затем последовательно «выкладываем» каждое число.

В числе «три» – три единицы, значит, для «выкладывания» этого числа нужны три белые палочки:

В числе «тринадцать» – один десяток и три единицы, значит, потребуется одна оранжевая палочка и три белые. Сначала кладем оранжевую палочку, а затем белые:

ор.

В числе «тридцать один» – три десятка и одна единица, значит, «выложить» это число можно так:

ор.

ор.

ор.

Аналогично ученики рассуждают и при рассмотрении случая 2.

V. Повторение пройденного материала.

1. Работа с учебником.

Задание № 11 (с. 13).

Учащиеся выполняют вычисления, используя знание таблицы сложения и вычитания чисел в пределах 20.

Задание № 12 (с. 13).

– Какое арифметическое действие необходимо выполнить при нахождении значения суммы чисел?

– А какое при нахождении значения разности чисел?

– Значение суммы каких чисел будет равно значению разности этих чисел? (12 + 0 = 12 – 0.)

– Объясните почему.

2. Работа в печатной тетради № 1.

Задание № 7.

Учитель должен обратить внимание учащихся на предложенные образцы.

Запись:

5 д. 4 ед. = 54

32 = 3 д. 2 ед.

4 д. 5 ед. = 45

96 = 9 д. 6 ед.   и т. д.

Задание № 8.

Учащиеся работают самостоятельно.

Взаимопроверка в парах.

3. Работа по карточкам.

Задание № 1.

Разгадайте правило, по которому составлены схемы, и вставьте пропущенные числа.

Задание № 2.

Вставьте пропущенные знаки действий, чтобы получились верные равенства.

70 … 30 … 20 = 60

30 … 50 … 10 = 70

40 … 20 … 50 = 10

50 … 40 … 80 = 90

20 … 60 … 40 = 40

60 … 20 … 10 = 50

90 … 30 … 20 = 80

10 … 10 … 10 = 10

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие числа называют однозначными?

– Какие называют двузначными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по математике для 4 класса

Предмет: математика.Тема: «Умножение многозначных чисел на трёхзначные». Урок №.45.По типу урок: комбинированный.Цель:Формирование умений и навыков письменных вычислений через умножение многозначного ...

План- конспект открытого урока по математике (1 класс) по теме: "Закрепление вычислительных навыков".

План-конспект открытого урока содержит весь материал занятия. УМК "Школа России"....

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: Решение задач.

Целью урока  является : 1. Закрепление навыка в решении всех видов изученных задач и приведение их к единой  системе.                    ...

План - конспект интегрированного урока по математике для 2 класса с элементами экологии «Окружность» ОС "Школа 2100"

План - конспект интегрированного урока по математике для 2 класса с элементами экологии «Окружность» ОС "Школа 2100" Цель  урока: формирование  умения распознавать среди замкнутых линий...

План-конспект открытого урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"

План-конспект урока по математике в 1 классе по теме: "Сложение и вычитание с переходом через десяток"...

План - конспект открытого урока по математике "Старинные меры длины", 2 класс, "Перспектива".

Тема урокаСтаринные меры длины.Тип урокаурок  открытия новых знаний,  урок - исследованиеЦельпознакомить учащихся со старинными мерами длины (шаг, локоть, сажень, косая саж...

План конспект открытого урока по математике 4 класс Пирамида

Материалы кк открытому уроку по математике 4 класс Пирамида...