Марина Цветаева урок литературы в 4 классе
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Акишева Л.А. МБОУ "СОШ №2" г. Олёкминска
Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Марина Ивановна Цветаева. Стихотворение "Наши царства""
Тип урока: Комбинированный
Образовательные:
- познакомить с основными этапами жизни М.И. Цветаевой;
- закрепить умение работать с художественным произведением.
Развивающие:
- развивать литературную речь учащихся;
- развивать наблюдательность, память учащихся;
- формировать основы анализа стихотворения;
- развивать образное мышление;
- развивать поэтический вкус, художественную интуицию.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к поэтическому слову;
- воспитывать любовь к своей малой родине.
Ход урока
1. Организационный момент
- Добрый день! Давайте, ребята, начнём наш урок с добрых улыбок, подаренных друг другу. А вот теперь, пожалуйста, садитесь!
- Добрый день уважаемые гости , родители, учителя . Сегодня у нас не обычный урок. Пока к нему мы готовились , было много споров и сомнений. Чтобы найти ответы на некоторые вопросы, мы побывали в детской библиотеке, с помощью родителей посетили сайты всемирной сети Интернет. И, вот сегодня, на Ваш суд мы представляем нашу работу, посвященную Марине Ивановне Цветаевой, женщине – поэту, чьё творчество всегда вызывало неослабевающий интерес.
- Тема нашего урока - «Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта и поэтическое творчество.». Слайд № 1.
- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия?
Ученик: Я думаю цель урока познакомится с жизнью и творчеством поэтессы, почитать ее стихи.
- Мне кажется, что сегодня мы должны узнать основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку. И, конечно, прочитать, а потом и анализировать стихотворения Марины Ивановны.
Слайд № 2.
- Итак.....
1 ученик: 26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева родилась дочь Марина.
Слайд №3-4
2 ученик:
Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни Колоколов День был субботний Иоанн Богослов.
Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть.
3 ученик: Отец, Иван Владимирович Цветаев – был выходец из семейства священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке став профессором-искусствоведом и филологом.
Слайд № 5
4 ученик: Мать, Мария Александровна Мейн – талантливая, владевшая 4четырьмя языками, одарённая пианистка, открывшая перед детьми , а их у Цветаевых было трое, чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги. Но её талант распространился только на свою семью
Слайд №5
5 ученик: Детство Марины протекало в старинном городке Тарусе на Оке. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А уже будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила на личные деньги свой первый сборник – «Вечерний альбом».
Слайд №6
6 ученик :Это было в 1910 году. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики великих мастеров и требовательных знатоков стиха. Ее юношеские стихи поражают искренностью, они плавны, напевны, легко запоминаются.
7 ученик: Зимой 1911 гг. Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) приглашают провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где Марина Ивановна знакомится со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном.
Слайд №7
8 ученик У Марины Ивановны родилось трое детей: старшая Ариадна, младшая Ирина, которая умирает в младенческом возрасте от голода и сын - Георгий.
Слайд №8-9
- Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».
- Вся ее жизнь стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта.
Слайд №10
- Она никогда не хотела выглядеть жалкой, напрашиваться на сочувствие. Она гордо считала себя счастливой.
- Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года, оставив значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Настоящее в искусстве не умирает.
Слайд №11-12
- В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора.
- Скажите пожалуйста ребята, а с помощью чего выражает свои чувства, красоту художник? (ответы детей)
-А в литературе с помощью чего они выражаются? (эпитеты, метафоры, сравнения).
- Объясните, что обозначает каждое из этих средств. (дети готовят задание заранее, дома)
Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.
Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.
Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа.
(Слова вывешиваются на доске)
-Сегодня мы познакомимся с произведением из первого сборника "Вечерний альбом" М.Цветаевой “Наши царства”.
- Учитель читает стихотворение. Учащиеся рассказываю, что рисовало их воображение во время чтения стихотворения. Перечитывают произведение, находят все художественные средства, о которых упоминали.
(“Деревья нам качели.”– сравнение ; “ Владенья наши царственно-богаты,” – эпитет; “ Мы обе -- феи ” – сравнение;"Двух диких девочек" - эпитет; "И воздух летний свеж" - эпитет).
- Читаем выразительно стихотворение.
- Что значит, читать выразительно? (Повторяют правило выразительного чтения).
ПРАВИЛО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
- Представить в своём воображении то, о чём читаешь.
- Выбрать правильный тон.
- Выбрать правильный темп.
- Правильно расставлять логическое ударение, паузы.
- Выразить своё отношение к воображаемому.
Чтение произведения учащимися (1-2 человека)
- Все ли было понятно при прочтении стихотворения? ( вместе объясняем незнакомые слова);
Подведение итогов работы:
- Чему посвящено данное стихотворение? (детству, природе)
- Образ чего особенно ярок в данном стихотворении? (образ детства)
- О каких феях рассказывает нам автор стихотворения, кого он подразумевает под феями? (Сестры Цветаевы)
- Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы , и тогда стихотворения превращаются в удивительные по красоте романсы. Послушайте романс на стихи Марины Цветаевой.
РЕФЛЕКСИЯ (ладошки)
Домашнее задание:
- подготовить выразительное чтение стихотворения;
- по желанию, выучить наизусть;
Спасибо за урок!!!
Марина Цветаева
Наши царства
Владенья наши царственно-богаты,
Их красоты не рассказать стиху:
В них ручейки, деревья, поле, скаты
И вишни прошлогодние во мху.
Мы обе -- феи, добрые соседки,
Владенья наши делит темный лес.
Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки
Белеет облачко в выси небес.
Мы обе -- феи, но большие (странно!)
Двух диких девочек лишь видят в нас.
Что ясно нам -- для них совсем туманно:
Как и на всё -- на фею нужен глаз!
Нам хорошо. Пока еще в постели
Все старшие, и воздух летний свеж,
Бежим к себе. Деревья нам качели.
Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..
Но день прошел, и снова феи -- дети,
Которых ждут и шаг которых тих...
Ах, этот мир и счастье быть на свете
Ещё невзрослый передаст ли стих?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы 4 класс
урок литературы по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова по теме "Л.Н.Толстой". 4 класс...
урок литературы 4 класс
закреплять знания о произведениях Пушкина...
Урок литературы, 2 класс. Л. Воронкова "Что сказала бы мама?"
Урок построен по технологии РКМЧП....
Урок литературы.2 класс Л.Воронкова "Что сказала бы мама?" (технология РКМЧП)
Урок построен на основе технологии РКМЧП....
урок литературы 3 класс Былинный сказ "Илья Муромец и Соловей-разбойник"
разработка урока литературы в 3 классе...
Урок литературы 2 класс
Урок литературы по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. За основу взят курс Кудиной, Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла". Тема урока: Точка зрения....
Проверочные работы для урока литературы 5 класс
Проверочные работы для урока литературы 5 класс: 1. Раздаточный материал по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"2. Зачет по литературе (5 класс 1 четверть)3. Контрольная работа по лите...