Марина Цветаева урок литературы в 4 классе
презентация к уроку по чтению (4 класс) по теме

Акишева Людмила Алексеевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marina_cvetaeva_yrok_literaruri_v_4klasse.rar675.49 КБ

Предварительный просмотр:

Акишева Л.А.   МБОУ "СОШ №2" г. Олёкминска

Урок литературного чтения в 4-м классе по теме "Марина Ивановна Цветаева. Стихотворение "Наши царства""

Тип урока:     Комбинированный

Образовательные:

  • познакомить с основными этапами жизни М.И. Цветаевой;
  • закрепить умение работать с художественным произведением.

Развивающие:

  • развивать литературную речь учащихся;
  • развивать наблюдательность, память учащихся;
  • формировать основы  анализа  стихотворения;
  • развивать образное мышление;
  • развивать  поэтический вкус, художественную интуицию.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к поэтическому  слову;
  • воспитывать любовь к своей малой родине.

Ход урока

1. Организационный момент

- Добрый день! Давайте, ребята,  начнём наш урок с добрых улыбок, подаренных друг другу. А вот теперь, пожалуйста, садитесь!

- Добрый день уважаемые гости , родители,  учителя . Сегодня у нас не обычный урок. Пока к  нему мы готовились , было много  споров и сомнений. Чтобы  найти ответы на некоторые вопросы,  мы побывали  в детской библиотеке, с помощью родителей посетили сайты всемирной сети Интернет. И, вот сегодня, на Ваш суд мы представляем  нашу работу,  посвященную Марине  Ивановне Цветаевой, женщине – поэту, чьё творчество всегда вызывало неослабевающий интерес.

- Тема нашего урока - «Марина Ивановна Цветаева. Биография поэта и поэтическое творчество.».                                                                        Слайд № 1. 

- Как вы думаете, какова цель сегодняшнего занятия?

Ученик: Я думаю цель урока познакомится с жизнью и творчеством поэтессы, почитать ее стихи.

- Мне кажется, что сегодня мы должны узнать основные вехи жизни Цветаевой, важнейшие даты её жизни, имена тех людей, которые были близки этому человеку. И, конечно,  прочитать, а потом и анализировать стихотворения Марины Ивановны.

Слайд № 2.

- Итак.....

1 ученик:  26 сентября 1892 года в г. Москве, в самом сердце города – в небольшом по Трёхпрудному переулку уютном доме, в семье профессора Ивана Владимировича Цветаева  родилась дочь Марина.

                                                          Слайд №3-4

                                   

2 ученик: 

Красною кистью                                  Рябина  зажглась.                                   Падали листья.

Я родилась.

                                   

Спорили сотни                                Колоколов                                День был субботний                                   Иоанн  Богослов.

                                   

Мне и доныне                                   Хочется грызть                                 Жаркой рябины                                 Горькую кисть.

3 ученик:   Отец, Иван  Владимирович  Цветаев – был выходец из семейства священников, неимоверным трудом достиг больших успехов в науке  став профессором-искусствоведом и филологом.

 Слайд №  5  

4 ученик:  Мать, Мария  Александровна  Мейн – талантливая, владевшая 4четырьмя языками, одарённая пианистка, открывшая перед детьми , а их у Цветаевых было трое, чудесный мир природы и давшая в руки лучшие в мире книги. Но её талант распространился только на свою семью

                                                                                                                           Слайд №5

5 ученик:  Детство Марины протекало в старинном городке Тарусе на Оке. Уже в шестилетнем возрасте Марина Цветаева начала писать стихи, притом не только по-русски, но и по-немецки, по-французски. А уже  будучи гимназисткой, Марина Цветаева выпустила на личные деньги свой первый сборник – «Вечерний альбом».

Слайд №6

6 ученик :Это было в 1910 году. Стихи никому не известной поэтессы не только не затерялись, но и вызвали положительные отклики великих мастеров и требовательных знатоков стиха. Ее юношеские стихи поражают искренностью, они плавны, напевны, легко запоминаются.

7 ученик:  Зимой  1911 гг. Марину Цветаеву и ее сестру Анастасию (Асю) приглашают провести лето в восточном Крыму, в Коктебеле, где Марина Ивановна  знакомится  со своим будущим мужем Сергеем Яковлевичем Эфроном.

Слайд №7

8 ученик У Марины Ивановны родилось трое детей: старшая Ариадна, младшая Ирина, которая умирает в младенческом возрасте от голода и сын - Георгий.

Слайд №8-9

- Марина Цветаева – поэт огромного таланта. Она писала о том, что видела, о тех, кого любила и уважала; но всё, о чем бы она ни писала, она пропускала через свое сердце, через свою душу. Не случайно поэзию Цветаевой называют «поэзией ее души».

- Вся ее жизнь стала величайшим испытанием для нее. Испытанием духа, характера, таланта.

Слайд №10

- Она никогда не хотела выглядеть жалкой, напрашиваться на сочувствие. Она гордо считала себя счастливой.

-  Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года, оставив  значительное творческое наследие: книги лирических стихов, семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическую, мемуарную и историко-литературную прозу, письма, дневниковые записи. Настоящее в искусстве не умирает.

Слайд №11-12

- В каждом виде искусства имеются свои средства выражения мыслей, чувств автора.

-  Скажите пожалуйста ребята, а с помощью чего выражает свои чувства, красоту художник? (ответы детей)

-А в литературе с помощью чего они выражаются? (эпитеты, метафоры, сравнения).

- Объясните, что обозначает каждое из этих средств. (дети готовят задание заранее, дома)

Эпитет – образное художественное определение, содержащее оценку автора.

Сравнение – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации – другой.

Олицетворение – воплощение каких-нибудь черт, свойств живого существа.

 (Слова вывешиваются на доске)

-Сегодня мы познакомимся с произведением из первого сборника "Вечерний альбом" М.Цветаевой “Наши царства”.

- Учитель читает стихотворение. Учащиеся рассказываю, что рисовало их воображение во время чтения стихотворения. Перечитывают произведение, находят все художественные средства, о которых упоминали.

(“Деревья нам качели.”– сравнение ; “ Владенья наши царственно-богаты,” – эпитет; “ Мы обе -- феи ” – сравнение;"Двух диких девочек" - эпитет; "И воздух летний свеж" - эпитет).

- Читаем выразительно стихотворение.

- Что значит, читать выразительно? (Повторяют правило выразительного чтения).

ПРАВИЛО   ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО   ЧТЕНИЯ

  1. Представить в своём воображении то, о чём читаешь.
  2. Выбрать правильный тон.
  3. Выбрать правильный темп.
  4. Правильно расставлять логическое ударение, паузы.
  5. Выразить своё отношение к воображаемому.

Чтение произведения учащимися (1-2 человека)

- Все ли было понятно при прочтении стихотворения? ( вместе объясняем незнакомые слова);

Подведение итогов работы:

  1. Чему посвящено данное стихотворение?  (детству, природе)
  2. Образ чего особенно ярок в данном стихотворении?   (образ  детства)
  3. О каких феях рассказывает нам автор стихотворения, кого он подразумевает под феями? (Сестры Цветаевы)

   

  • Стихи  Марины Цветаевой мелодичны, задушевны, чарующи, поэтому к ним обращаются композиторы , и тогда стихотворения  превращаются в удивительные по красоте романсы. Послушайте романс на стихи Марины Цветаевой.

РЕФЛЕКСИЯ  (ладошки)

Домашнее задание:

- подготовить выразительное чтение стихотворения;

- по желанию, выучить наизусть;

Спасибо за урок!!!

Марина Цветаева

Наши царства

     Владенья наши царственно-богаты,

     Их красоты не рассказать стиху:

     В них ручейки, деревья, поле, скаты

     И вишни прошлогодние во мху.

     Мы обе -- феи, добрые соседки,

     Владенья наши делит темный лес.

     Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки

     Белеет облачко в выси небес.

     Мы обе -- феи, но большие (странно!)

     Двух диких девочек лишь видят в нас.

     Что ясно нам -- для них совсем туманно:

     Как и на всё -- на фею нужен глаз!

     Нам хорошо. Пока еще в постели

     Все старшие, и воздух летний свеж,

     Бежим к себе. Деревья нам качели.

     Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..

     Но день прошел, и снова феи -- дети,

     Которых ждут и шаг которых тих...

     Ах, этот мир и счастье быть на свете

     Ещё невзрослый передаст ли стих?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 4 класс

урок литературы  по учебнику "Родная речь" М.В.Голованова  по теме "Л.Н.Толстой".  4 класс...

урок литературы 4 класс

закреплять знания о произведениях Пушкина...

Урок литературы 2 класс

Урок литературы по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. За основу взят курс Кудиной, Новлянской "Литература как предмет эстетического цикла". Тема урока: Точка зрения....

Проверочные работы для урока литературы 5 класс

Проверочные работы для урока литературы 5 класс: 1. Раздаточный материал по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой"2. Зачет по литературе (5 класс 1 четверть)3. Контрольная работа по лите...