Особенности восприятия литературных произведений у младших школьников.
статья по чтению на тему

Романовская Ирина Сергеевна

В младшем школьном возрасте  идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы и поэтому учитель  может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению. Только глубоко пережитое на эмоциональном уровне знание становится достоянием читателя и, следовательно, может быть использовано для решения конкретной нравственной задачи, которую предложит ему жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx16.59 КБ

Предварительный просмотр:

На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека.  Младшие школьники ищут в чтении занимательность, сильные эмоциональные переживания. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это прежде всего герои действия. Для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима:  из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им.  Игнорируя литературные пристрастия учащихся этого возраста,  можно на долгие годы «убить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще.

 Психологи считают, что учащиеся начальных классов  проявляют  два  типа отношения к  художественному  миру  произведения.  Первый  тип  отношения  – эмоционально-образный – представляет  собой   непосредственную  эмоциональную реакцию  ребенка  на  образы,  стоящие  в  центре  произведения.  Второй   – интеллектуально-оценочный – зависит  от  житейского  и  читательского  опыта  ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.

              Таким   образом,   возрастная   динамика   понимания   художественного произведения  может  быть  представлена  как  некий  путь  от  сопереживания конкретному герою, сочувствия ему к пониманию авторской позиции  и  далее  к обобщенному восприятию  художественного  мира  и  осознанию  своего  к  нему отношения, к осмыслению влияния произведения на свои личностные установки.

      Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается на  основе  анализа  результатов  читательской  деятельности.  Трудность   в определении   уровня   восприятия  произведения   обуславливается   как   и своеобразием и неповторимостью, возможностью  их  разной  трактовки,  так  и сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных  его  сторон,  и прежде всего эмоций, воображения и мышления.

Какие же особенности читателей младшего школьного возраста следует учитывать учителю при подготовке к уроку?

  • Маленький читатель реагирует на текст в первую очередь эмоционально. Детские переживания, связанные с текстом, - большая ценность для начальной школы.
  • Другая особенность читателей младшего школьного возраста - отождествление художественного мира и реального. 

  • Следует отметить наличие у младших школьников чуткости к слову и к художественной детали. Ребёнок реагирует подчас на такие психологические тонкости, которые взрослые порой не замечают.

  • Присущ младшим школьникам так называемый эффект присутствия, означающий способность ребёнка жить в образе.

  • Последняя особенность читателя младшего возраста - отсутствие реакции на художественную форму.

Эти качества восприятия младших школьников и являются для учителя опорой в процессе развития у них интереса к литературному произведению, а значит и к уроку чтения.

На уроке учителю необходимо показывать детям, что чтение - это общение, диалог читателя и автора. Но это общение не непосредственное, а общение через текст, созданный автором.         

Если учитель будет придерживаться той установки, что в художественном произведении важно не только то, что написано, но и как написано, с помощью каких средств, то дети обязательно будут обращать внимание на художественную форму произведения, которая более важна в художественной речи, чем в обычном общении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников".

Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников...

Специфика разучивания оркестровых произведений с младшими школьниками

На первом занятии можно предложить детям станцевать вальс петушков. Педагог обращает внимание детей на то, что это танец молодых, задиристых и весёлых птичек. Затем под музыку вальса дети, кажды...

Научная статья: "Особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками"

М.П. Воюшина отмечает, что художественный текст изначально предполагает возможность различных трактовок, и поэтому в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. «Под полноце...

«Виды работ учителя и обучающихся на уроках литературного чтения» «Обучение младших школьников восприятию лирических стихотворений»

laquo;Обучение младших школьников восприятию лирических стихотворений о природе» На этапе проверки первичного восприятия лирического стихотворения учителю важно выявить ,что почувствовали ...

Мастер – класс по повышению профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников активному методу восприятия литературных произведений о войне.

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастераОбоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителемХарактеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижени...

РОЛЬ ДОМИНИРУЮЩЕГО КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ В УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Современные тенденции школьного образования требуют новых подходов и  более углубленной индивидуализации обучения. Традиционно при организации учебного процесса мы учитываем такие свойства личнос...