Научная статья: "Особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками"
статья по чтению (3 класс) на тему
М.П. Воюшина отмечает, что художественный текст изначально предполагает возможность различных трактовок, и поэтому в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. «Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы», - пишет исследовательница.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности восприятия художественных произведений младшими школьниками
Проблеме восприятия художественного произведения посвящены работы таких известных психологов и педагогов, как О.И. Никифорова, Л.Н. Рожина,
Н. Д. Молдавская, М.П. Воюшина, Н.Н. Светловская и др.
Восприятие художественной литературы, как пишет Н.Д. Молдавская, представляет собой процесс, протекающий не только на ступени чувственного познания, но и на ступени абстрактного мышления. Это процесс, захватывающий различные сферы психики человека, его мышление, нравственные и эстетические чувства, воображение, логическую и эмоциональную память.[1] М.П. Воюшина отмечает, что художественный текст изначально предполагает возможность различных трактовок, и поэтому в методике принято говорить не о правильном, а о полноценном восприятии. «Под полноценным восприятием понимается способность читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы», - пишет исследовательница.[2]
Трудность в определении уровня восприятия произведения, таким образом, обусловливается как своеобразием и неповторимостью данного процесса, так и возможностью разной трактовки его (восприятия) результатов. Существуют различные подходы к выделению критериев для определения уровня восприятия литературного произведения. Например, О.И. Никифоровой были определены следующие уровни восприятия художественного произведения: «Понимание его предметной стороны; понимание подтекста и системы художественных образов и средств, и, наконец, осмысление идейно-образного содержания произведения, к раскрытию мотивов».[3] Критерии, предложенные Л.Г. Жабицкой, более дифференцированы. Это активность использования художественной детали в воссоздании литературного образа, уровень понимания эстетического значения воссозданного образа; уровень восприятия переносного значения художественной детали, богатство ассоциаций, связывающих содержание данной художественной детали с другими элементами текста.[4] Критерии, позволяющие определить качество восприятия произведения, выдвинутые Н.Д. Молдавской, носят более обобщенный и универсальный характер: это степень образной конкретизации и образного обобщения. Под образной конкретизацией при этом понимается способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении целостный образ. Соответственно образное обобщение связано со сферой осмысления и предполагает осмысление произведения как целостного образа, способность в картине человеческой жизни видеть обобщенный смысл, проблему, обрисованную автором. Данные критерии, по мнению М.П. Воюшиной, учитывают способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного.[5]
Н.Д. Молдавская, выдвигая названные критерии, учитывает, в первую очередь, такие стороны читательского восприятия, как воображение и мышление. Существует классификация Н.Д. Молдавской, согласно которой для детей младшего возраста характерны четыре уровня восприятия: фрагментарный; констатирующий, уровень «героя», уровень «идеи». Большинство учащихся 1-3 классов находятся на констатирующем уровне (внимание детей сосредоточено на событиях, учащиеся способны увидеть смену настроения, но не видят авторскую позицию). В процессе обучения в начальной школе учащиеся постепенно переходят на восприятие произведения уровня «героя» (восприятие связано с оценкой персонажа, мотивами поведения, способны воссоздать образ на основе художественных деталей, дают оценки героям). Ученики начальной школы воспринимают, прежде всего, те объекты или свойства предметов, которые вызывают непосредственный эмоциональный отклик, эмоциональное отношение.
Качество восприятия зависит от работы всех трех сфер читательского восприятия.
• Сферы читательских эмоций.
• Сферы воображения (способности к конкретизации словесного образа и предвидению, прогнозированию).
• Сферы осмысления, в которой условно выделяют две составляющие: осмысление содержания и осмысление художественной формы.
В свою очередь, активность работы этих сфер определяется глубиной погружения читателя в художественный мир произведения. В сфере воображения выделяют два уровня - воображения воссоздающее и воображение творческое.
Воображение воссоздающее понимают как способность к конкретизации (зрительной, слуховой, тактильной) словесных образов, авторских изобразительных деталей и воссозданию на их основе отдельных образов произведения или их элементов.
Воображение творческое — это способность к конкретизации (зрительной, слуховой, тактильной) словесных образов, авторских изобразительных деталей и мысленному достраиванию на их основе целостной картины жизни — сложного образа. Читатель вовлекается в процесс сотворчества: он достраивает художественный образ до целостного на основе деталей, сообщенных автором, привнося в произведение свое представление о героях, пейзажах, интерьерах, событиях и т.п., основываясь на собственном жизненном опыте.
Заметим, что многие исследователи обращают внимание на тесную связь восприятия художественного текста, в том числе и сферы воображения, с личным опытом читателя. Например, Л.С. Выготский пишет о том, что в процессе чтения художественных произведений происходит взаимодействие объективного содержания произведения с личным опытом человека, с имеющимися у него представлениями, понятиями, образами.[6]
З.И. Романовская также утверждает, что понимание художественного образа происходит у читателя на основе различного рода ассоциаций, постоянного сближения, сопоставления своего опыта, своих представлений, понятий, чувств с теми представлениями, понятиями, чувствами, которые заложены в художественном образе.[7]
Сфера воображения практически неотделима от сферы эмоций. Сочувствовать, сопереживать мы можем лишь тому, кого выделяем из окружающего нас мира, т.е. видим, слышим, ощущаем, считает Т.В. Рыжкова[8].
Психологи считают, что учащиеся начальных классов проявляют два типа отношения к художественному миру произведения. Первый тип: эмоционально-образный (эмоциональная реакция ребенка на образы, стоящие в центре произведения). Второй тип: интеллектуально-оценочный - зависит от читательского опыта ребенка, в котором присутствуют элементы анализа.
Таким образом, возрастная динамика понимания художественного произведения может быть представлена как некий путь от сопереживания конкретному герою, сочувствия ему, к пониманию авторской позиции и далее к обобщенному восприятию художественного мира и осознанию своего отношения к нему.
Рассмотрев особенности восприятия художественного текста младшими школьниками, мы сделали следующие выводы:
1. Восприятие художественной литературы представляет собой сложный процесс, захватывающий различные сферы психики человека.
2. Качество читательского восприятия зависит от активности и точности работы трех его сфер: эмоциональной, воображения и осмысления.
3. Целенаправленная работа над развитием сфер эмоций, воображения и осмысления в процессе анализа литературного произведения с учетом возрастных особенностей детей этого возраста является необходимым условием развития полноценного читательского восприятия.
Знания являются показателем развития лишь в том случае, когда они проявляются в деятельности школьника – в восприятии художественного произведения. Основным критерием литературного развития младших школьников является уровень восприятия прочитанного художественного произведения.
Знания и умения, которыми владеет ребёнок, его читательский кругозор, его установка на восприятие проявляются в уровне восприятия художественного произведения.[9] Отбор знаний должен определяться потребностью в них для осуществления видов деятельности, предусмотренных программой начального литературного образования.[10]
Таким образом, художественный образ сказки соответствует возможностям возраста и помогает раскрыть закономерности восприятия литературного произведения у младших школьников. Жанр сказки близок и понятен для восприятия младшими школьниками.
[1] Н.Д. Молдавская. Литературное развитие школьников в процессе обучения. - М.:Просвещение,1976.
[2] М.П. Воюшина. Методические основы литературного развития младших школьников//Методические основы языкового образования и литературного развития./Под ред. Т.Г. Рамзаевой - М.: Высш. шк.,2003.
[3] О.И. Никифорова. Психология восприятия художественной литературы.-М.:Книга,1972.
[4] Л.Г. Жабицкая. Психологическое исследование критериев литературного развития//Вопросы психологии.-1972.-№5.-С.95
[5] М.П. Воюшина. Методические основы литературного развития младших школьников//Методические основы языкового образования и литературного развития./Под ред.Т.Г. Рамзаевой.-М.:Высш. шк.,2003.
[6] Л.С. Выготский. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
[7] З.И. Романовская. Чтение и развитие младшего школьника: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству. - М.:Педагогика,1982.
[8] Т.В. Рыжкова. Теоретические основы и технологии начального литературного образования: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2007.-С.21.
[9] Методика обучения литературе в начальной школе: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева: Под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- С.36.
[10] Методика обучения литературе в начальной школе: Учебник для студ. высш. учеб. заведений/М.П. Воюшина, С.А. Кислинская, Е.В. Лебедева, И.Р. Николаева: Под ред. М.П. Воюшиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.- С.65
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья " Творческий пересказ как средство повышения уровня восприятия художественного произведения "
Данная статья поможет расскрыть один из видов работы над текстом на уроках чтения. Творческий пересказ в школе применяется редко. Его воспитательная направленность, путь подготовки к нему учащихс...
Статья на тему "Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников".
Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников...
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Под творческой работой понимают особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью творч...
Система творческих заданий на уроках литературного чтения как средство формирования полноценного восприятия художественного произведения
Цель данной методической разработки: исходя из общей задачи развития личности ребенка, создать условия для формирования младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, вл...
Статья «Диагностика уровня эстетического восприятия художественных произведений младшими школьниками»
Сборник «Ключ к будущей профессии». Выпуск 6.-Симферополь: НИЦКИПУ, 2010.-204с...
исследование уровня восприятия художественного произведения младшими школьниками
Работа содержит описание методики проведения исследования с опорой на таблицу "Показатели уровня сформированности читательских умений младших школьников", материал для исследования - рассказ А.П. Гайд...
Инновационная экспериментальная деятельность на примере работы по повышению уровня восприятия художественного произведения детьми младшего школьного возраста
Экспериментальная и инновационная деятельность лежит в основе развития системы образования в целом....