Специфика разучивания оркестровых произведений с младшими школьниками
статья по музыке (1 класс) на тему

Жесткова Ольга Борисовна

 

На первом занятии можно предложить детям станцевать вальс петушков. Педагог обращает внимание детей на то, что это танец молодых, задиристых и весёлых птичек. Затем под музыку вальса дети, каждый по-своему, пробуют танцевать, произвольно соединяя придуманные ими различные движения. Такая активная подготовка к оркестру не только позволяет им познакомиться с музыкой в игровой форме. Дети внимательно слушают музыку, двигаются под неё и воображают музыкальную ситуацию. В результате достаточно абстрактная музыка становится для детей конкретной, наполненной определённым и знакомым им содержанием.

В аранжировке пьесы использованы металлофоны (глёкеншпили), партии которых очень просты, но разучивание детьми в оркестре требует предварительной работы с бумажными клавиатурами, на которых дети знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположены ноты «до» в разных октавах. Пробуют играть последовательно ноты «до-ре-ми-фа» в первой, затем во второй октаве. Дети должны научиться легко находить их глазами. Когда дети будут хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, то же самое они пробуют «сыграть» пальцами на металлофонах. Только после этого можно дать детям палочки, обратив внимание детей на то, как они их держат – свободно, не зажимая, так, чтобы палочка при ударе отскакивала а не «приклеивалась» к пластинам инструмента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spetsifika_raboty_nad_orkestrom.docx16.11 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Специфика разучивания оркестровых произведений с младшими школьниками

И. Стрибогг «Вальс петушков»

На первом занятии можно предложить детям станцевать вальс петушков. Педагог обращает внимание детей на то, что это танец молодых, задиристых и весёлых птичек. Затем под музыку вальса дети, каждый по-своему, пробуют танцевать, произвольно соединяя придуманные ими различные движения. Такая активная подготовка к оркестру не только позволяет им познакомиться с музыкой в игровой форме. Дети внимательно слушают музыку, двигаются под неё и воображают музыкальную ситуацию. В результате достаточно абстрактная музыка становится для детей конкретной, наполненной определённым и знакомым им содержанием.

В аранжировке пьесы использованы металлофоны (глёкеншпили), партии которых очень просты, но разучивание детьми в оркестре требует предварительной работы с бумажными клавиатурами, на которых дети знакомятся с расположением клавиш, порядком нот, играют песенки-гаммы, узнают, где расположены ноты «до» в разных октавах. Пробуют играть последовательно ноты «до-ре-ми-фа» в первой, затем во второй октаве. Дети должны научиться легко находить их глазами. Когда дети будут хорошо ориентироваться на бумажной клавиатуре, то же самое они пробуют «сыграть» пальцами на металлофонах. Только после этого можно дать детям палочки, обратив внимание детей на то, как они их держат – свободно, не зажимая, так, чтобы палочка при ударе отскакивала а не «приклеивалась» к пластинам инструмента.

Первая часть пьесы – чередование звучание металлофона (3-4 шт.) и маракасов, которые играют метрический пульс. Отдельные подчёркнутые интонационно звуки могут быть украшены глиссандо или ударом музыкального молотка. Во второй части пьесы две губные гармошки (лучше маленькая и большая) «разговаривают» друг с другом. Два ребёнка – солиста должны делать это ярко и весело, действительно общаясь друг с другом не только с помощью инструментов, но и мимически. Этот шуточный диалог в конце каждой фразы завершается ритмичными ударами бубнов. Партию треугольника нужно поручить детям со стабильным чувством ритма и метра, которые смогут играть остинато на протяжении всей части. Третья часть пьесы – тоже шуточный диалог поющего ребёнка (педагога) и хора, который исполняет хоровую декламацию. Хоровая партия требует некоторой специальной работы с детьми, так как декламация должна произноситься с опорой на дыхание, иначе сказать слова чётко дети не смогут, и данный раздел потеряет весь свой шуточный смысл.

А.Дворжак «Юмореска»

Лёгкая, словно весенний воздух, пьеса побуждает детей двигаться как бы порхая. Можно предложить им превратиться в эльфов и бабочек, порхающих с цветка на цветок. Перед разучиванием юморески в оркестре можно сделать с детьми коллективную творческую работу под эту музыку. Например, хоровод бабочек, которые ухаживают за цветком в центре клумбы. Возможно предложить детям самим придумать небольшой сюжет, в котором надо отразить смену настроения в средней части. Когда такая образная работа будет проделана, и музыка для детей станет не только знакомой, но и понятной, связанной с каким-то определённым содержанием, можно переходить к разучиванию партий шумового оркестра.

Партии, представленные в данной аранжировке, очень разные по уровню сложности, поэтому учитель сможет найти каждому ребёнку роль по силам. Вначале необходимо все шумовые партии выучить со звучащими жестами. Партию маракасов можно играть лёгкими хлопками и шлепками, чередование звучания металлофона и треугольника поручить двум группам детей (хлопки и щелчки), тремоло бубна и партию деревянной коробочки можно исполнить как «тремоло» кистями в воздухе и лёгкие притопы. В любом варианте такое разучивание предлагает детям сразу стать участником музицирования.

В аранжировке предполагается, что партию металлофона будут играть двое разных детей или две группы по 2-3 человека. Так детям проще запомнить свои музыкальные «роли» и не очень волноваться во время исполнения, вспоминая, что дальше играть. Звукоизвлечение на металлофонах должно быть лёгким и воздушным, детям необходимо научиться не зажимать палочку в руках, а пользоваться ею свободно.

И.Гайдн «Детская симфония»

Как известно, Гайдн был шутником и однажды пришёл на репетицию оркестра с детскими свистульками, дудочками и погремушками. На удивлённые вопросы музыкантов он ответил: «Я иногда покупаю кое-что на ярмарке. Подходите, друзья, возьмите каждый по игрушке, и мы сыграем новую симфонию». Смеясь, музыканты сыграли написанную симфонию. Это была «Детская симфония».

В данной аранжировке первая часть составляет экспозицию сонатной формы «Детской симфонии»: главную, побочную и заключительную партии. Вторая часть – это музыкальная тема второй части из известной симфонии №101 «Часы». Третья часть – менуэт из «Военной» симфонии, а финал является фортепианной пьесой. В целом симфония длится около 4 минут.

Первая часть требует навыков игры метрического пульса, умения быстро чередовать вступления инструментов, а также владения металлофоном. Незаменимыми помощниками в разучивании партий станут звучащие жесты и просто ритмичные движения, которые дети могут выполнять, сидя за партами. Вторая часть, действительно, передаёт в музыке тиканье часов, которое легко воспроизвести с помощью двусторонней или простой коробочки, двойного бонго. Ноты, обозначенные крестиками, можно свободно играть в «хрустальном оркестре» - на хрустальных бокалах, закреплённых на партах скотчем. Третья часть, как и положено в классической симфонии, менуэт. Чередование тремоло и чётких ударов на бубнах требует от детей хорошего владения этим инструментом. Можно потренироваться с детьми просто в воздухе – на воображаемом бубне. Партии металлофона нужно поручить двум разным детям или двум группам детей – по одной строчке. Финал симфонии – это картинка радостного, солнечного праздника. Группы детей по 4-5 человек с различными яркими предметами (бубенчиками, колокольчиками) по очереди бегают врассыпную, а затем замирают со своими атрибутами в условленных местах.

Таким образом, у детского оркестра в начальной школе существует ряд образовательных и воспитательных задач:

- активное приобщение детей к музыке в одном из самых привлекательных видов деятельности – игре в детском оркестре;

- воспитание интереса и любви к музицированию;

- развитие способности слушать и понимать музыку;

- практическое овладение детьми начального музыкального языка и некоторыми понятиями музыкальной грамоты;

- создание предпосылок для развития творческого мышления;

- развитие чувства ритма

- знакомство с отдельными произведениями классической и детской музыки в практике инструментального музицирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие речи младших школьников через разучивание скороговорок"

Цель: формировать интерес к развитию речиЗадача: Активизировать учащихся к познавательной, творческой деятельности путем создания проблемных ситуаций.Обогащать словарный запас....

Специфика работы учителя по формированию познавательных интересов у младших школьников на уроках

Познавательный интерес — важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не являе...

Особенности восприятия литературных произведений у младших школьников.

В младшем школьном возрасте  идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы и поэтому учитель  может добиться высокой эффективности в своей работе по литературному чтению. Только глуб...

Методика разучивания стихотворений на французском языке для дошкольников и младших школьников

Дети дошкольного возраста не умеют, в большинстве своем, читать, писать, но у них очень хорошо развита память, образное мышление, способность к имитации, живой интерес к необычному, сказочному. Поэтом...

Статья на тему "Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников".

Формирование полноценного восприятия художественного произведения у младших школьников...

Специфика организации игрового процесса у младших школьников с умственной отсталостью

В статье представлена специфика организации игрового процесса у младших школьников с умственной отсталостью....