РОЛЬ ДОМИНИРУЮЩЕГО КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ В УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья
Современные тенденции школьного образования требуют новых подходов и более углубленной индивидуализации обучения. Традиционно при организации учебного процесса мы учитываем такие свойства личности учащихся, к которым психологи относят особенности памяти, мышления, внимания, познавательных способностей и.т.д., но забываем о других, не менее важных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazunina.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ДОМИНИРУЮЩЕГО КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ В УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Н.А.Казунина (Нижний Тагил)
Модель мира ребёнка может в корне отличаться от моей.
И я обязан уважать и учитывать эти различия.
Ковалев С.В.
Современные тенденции школьного образования требуют новых подходов и более углубленной индивидуализации обучения. Традиционно при организации учебного процесса мы учитываем такие свойства личности учащихся, к которым психологи относят особенности памяти, мышления, внимания, познавательных способностей и.т.д., но забываем о других, не менее важных.
В организации образовательного процесса мы сталкиваемся с такими трудностями школьного обучения, которые не зависят от уровня интеллектуального развития ученика, а практика показывает, что если не будет оказана своевременная квалифицированная помощь ученику с особенностями его развития, в частности, с особенностью их сенсорных предпочтений, эти трудности могут пройти через годы, усложняя формирование учебной деятельности, негативно влияя на развитие мотивации и способностей ребёнка.
Человек постигает мир прежде всего через способности той модальности, которая у него преимущественно развита: аудиальную, визуальную или кинестетическую.
Модальность — форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Пища для нашей нервной системы бывает разной, и разными бывают наши предпочтения. Поэтому и сенсорный голод (недостаток впечатлений для зрения, слуха, осязания) следует утолять не чем попало, а информацией для ведущей модальности. Ведущая модальность - это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее.
У каждого человека есть предпочтения того или иного канала для поступления новой информации. Но если у взрослого человека в силу накопленного субъективного опыта могут быть достаточно развиты две или даже три модальности, то ребенок, как правило, мономодален, так как развитие сенсорных систем происходит в дошкольном и школьном периоде развития.
В процессе работы нами было проведено исследование, результаты которого демонстрируют соотношение детей с преобладающим развитием одного или двух видов модальности.
Классы | В% | А% | К% | В-А% | В-К% | А-К% |
10,11-е | - | 4 | 4 | 19 | 46 | 27 |
8-ые | 11 | 6 | 27 | 19 | 26 | 11 |
5-ые | 12,5 | 17 | 30 | 12,5 | 15,5 | 12,5 |
1-ые | 10 | 20 | 40 | 8 | 10 | 12 |
Из таблицы видно, что младшие школьники, в основном - кинестетики (40%), а наименее развитой в этом возрасте является визуальная система -10%. Также мало среди этих детей и тех, у кого хорошо развиты две репрезентативные системы.
В обобщенном варианте полученные данные можно представить в виде круговых диаграмм. Они показывают тенденции развития репрезентативных систем у детей за время обучения в школе и позволяют выделить на каждой ступени обучения ведущую.
Таким образом, результаты исследования показывают, как меняется "сенсорный формат" обучения в начальной, средней и старшей школе. Информация о распределении визуалов, аудиалов и кинестетиков в конкретном классе необходима учителю, для того чтобы более "тонко" подстроить методы и приемы обучения. Все это позволит нам по-новому подойти к моделированию учебного процесса, развитию личности.
Уже в первом классе необходимо как можно раньше провести диагностику и определить модальность каждого ученика. Это поможет построить учебный процесс так, чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным.
Мы считаем, что нельзя достичь высокого уровня обученности у детей с разными ведущими модальностями, используя одинаковые методические приемы. Для этого предлагаем использовать на каждом уроке упражнения, направленные на различные сенсорные каналы, способствующие развитию полисенсорности младших школьников, а несколько стратегий запоминания одного материала позволит выбрать ученику тот вариант, который подходит его ведущей модальности. В ходе работы учитель постоянно пополняет свою “Копилку методов и приёмов личностного подхода в обучении младших школьников с учётом их доминирующего канала восприятия”.
Остановимся на некоторых методах и приёмах, которые помогут осуществить личностный подход:
- мономодальные группы
- карусель модальности
- использование речевых предикатов
- полимодальный круг
- социальные проекты
- игры на развитие всех каналов восприятия
1. Мономодальные группы формируются, исходя из сенсорных предпочтений: визуалы, аудиалы, кинестетики. Учитель предлагает такой способ восприятия информации, при котором группа детей действует внутри своей модальности. Например, тема урока: “Твердые и мягкие согласные”.
Визуалы | Аудиалы | Кинестетики |
1. Произнести перед зеркалом твердые и мягкие звуки. Твердые звуки произнести серьезно, при произнесении мягких звуков улыбаться. Посмотрите, как напряжены губы при произношении твёрдых согласных, и какие нежные губу, когда произносим мягкой звук. | 1. С закрытыми глазами произносить поочередно твердые и мягкие звуки. | 1.Прикасаться пальчиками к поролону – мягкий звук; к деревянным кубикам – твердый звук. |
2. В схеме выделить мягкие и твердые звуки. | 2. Соотнести различные шумы с твердыми и мягкими звуками. | 2. Твердость звука передать характером движения: ходьба на месте “солдатиком”, мягкость звука – изобразить, как мягко передвигается кошечка, руками передать мягкость движений “кошачьих лапок”. |
2. Использование речевых предикатов
Дети составляют рассказ, используя речевые предикаты «своей» модальности: например,
Визуалы | Аудиалы | Кинестетики |
«Что я увидел в зимнем лесу?» | «Что я услышал в зимнем лесу?» | «Что я почувствовал в зимнем лесу?» |
Визуальные предикаты | Аудиальные предикаты | Кинестетические предикаты |
|
|
|
В таблице мы видим речевые предикаты, которые использует учитель для активизации того или иного канала восприятия.
3. Полимодальный круг
При изучении темы: «Алфавит» ученикам, сидящим в кругу, раздаются карточки, на каждой из которой написана буква алфавита. В центре круга стоит стул. По команде участники должны сложить все карточки в алфавитном порядке так, чтобы нижней букве соответствовала первая буква алфавита, а верхней – последняя.
4. Карусель модальности.
Дети распределяются на три группы, каждая из которой выполняет задание, воздействующее на один из каналов восприятия. Группы меняются по часовой стрелке, образуя карусель. Тема урока письма: «Написание заглавной буквы «Д»
Визуалы | Аудиалы | Кинестетики |
Внимательно рассмотрите правильное написание буквы, а на доске показано ошибочное написание буквы. Соотнесите и найдите ошибку. На что похожа эта буква? Ваши ассоциации. | - Послушайте, как я диктую себе букву, используя счёт: - Поставьте ручку чуть ниже верхней линии широкой строки, пишем раз-и-два-и. Дети прописывают в воздухе, глядя на большой образец на доске, используя крупную моторику. | Изготавливаем букву из пластилина, готовую букву обводим, узнаём на ощуп. Перед вами на парте элементы буквы «Д». Вы должны «собрать» букву, правильно соединив все детали. |
5. Учебно-социальные проекты
Проектная деятельность имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивации; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.
6. Игры и тренировочные упражнения на развитие всех каналов восприятия разработаны и успешно используются на разных уроках и во внеурочной деятельности.
Хотя работа над данной темой ещё продолжается, мы можем уже сейчас проследить изменения в сенсорных предпочтениях младших школьников. Мы видим снижение кинестетиков - количества детей, предпочитающих кинестетический канал восприятия, и увеличение детей визуальной, аудиальной и полисенсорной группы.
В% | А% | К% | В-А% | В-К% | А-К% | |
1В класс | 10 | 20 | 40 | 8 | 10 | 12 |
2В класс | 14 | 22 | 28 | 10 | 14 | 12 |
В данном исследование показана работа, направленная на развитие всех каналов восприятия учащихся, обобщены и разработаны мультисенсорные методы и приемы обучения, представлены задания, способствующие активизации разных видов восприятия.
Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребёнок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идёт процесс обучения.
Л. Ллойд обращает внимание на то, что школьник «научается гораздо большему, когда он вовлечён полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически». И называет это – «обучение целого ребёнка». Полисенсорное обучение – залог успешности развития ребёнка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешность обучения младшего школьника.
Обсуждение трудностей, возникающие в процессе обучения, их причины; рекомендации в форме практикума по развитию познавательных процессов....
Использование ИКТ как средство успешного обучения младших школьников.
Презентация-отчет по теме самообразования....
"Развитие познавательных процессов-ведущий фактор успешности обучения младших школьников.
В презентации представлен опыт моей работы по развитию мыслительных операций младших школьников....
Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.
Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства. Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...
Презентация к родительскому собранию "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ"
Родительское собрание - практику на тему: "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ" поможет обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины....
Конспект родительского собрания "Успешность обучения младших школьников. Помоги ему учится"
Конспект родительского собрания на тему "Успешность обучения младших школьников. Помоги ему учится."...
Развитие познавательных способностей - условие успешного обучения младшего школьника.
В последние годы стало актуально выделение группы детей, недостаточно готовых к школьному обучению. В связи с этим возникает необходимость использования на уроках и во внеурочной деятельности младших ...