РОЛЬ ДОМИНИРУЮЩЕГО КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ В УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья

Современные тенденции школьного образования требуют новых подходов и  более углубленной индивидуализации обучения. Традиционно при организации учебного процесса мы учитываем такие свойства личности учащихся, к которым психологи относят особенности памяти, мышления, внимания, познавательных способностей и.т.д., но забываем о других, не менее важных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kazunina.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ДОМИНИРУЮЩЕГО КАНАЛА ВОСПРИЯТИЯ В УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Н.А.Казунина (Нижний Тагил)

                 

   Модель мира ребёнка может в корне отличаться от моей.

И я обязан уважать и учитывать эти различия.

Ковалев С.В.

          Современные тенденции школьного образования требуют новых подходов и  более углубленной индивидуализации обучения. Традиционно при организации учебного процесса мы учитываем такие свойства личности учащихся, к которым психологи относят особенности памяти, мышления, внимания, познавательных способностей и.т.д., но забываем о других, не менее важных.

В организации образовательного процесса мы сталкиваемся с такими трудностями школьного обучения, которые не зависят от уровня интеллектуального развития ученика, а практика показывает, что если не будет оказана своевременная квалифицированная помощь ученику с особенностями его развития, в частности, с особенностью их сенсорных предпочтений, эти трудности могут пройти через годы, усложняя формирование учебной деятельности, негативно влияя на развитие мотивации и способностей ребёнка.

Человек постигает мир прежде всего через способности той модальности, которая у него преимущественно развита: аудиальную, визуальную или кинестетическую.  

Модальность — форма отражения раздражителя в определенной сенсорной системе (зрительной, слуховой, тактильной). Пища для нашей нервной системы бывает разной, и разными бывают наши предпочтения. Поэтому и сенсорный голод (недостаток впечатлений для зрения, слуха, осязания) следует утолять не чем попало, а информацией для ведущей модальности. Ведущая модальность - это наше предпочтение в сенсорной пище, с помощью которой мы лучше всего понимаем происходящее.

У каждого человека есть предпочтения того или иного канала для поступления новой информации. Но если  у взрослого человека в силу накопленного субъективного опыта могут быть достаточно развиты две или даже три модальности, то ребенок, как правило, мономодален, так как развитие сенсорных систем происходит в дошкольном и школьном периоде развития.

          В процессе работы нами было проведено исследование, результаты которого демонстрируют соотношение детей с преобладающим развитием одного или двух видов модальности.

Классы

В%

А%

К%

В-А%

В-К%

А-К%

10,11-е

-

4

4

19

46

27

8-ые

11

6

27

19

26

11

5-ые

12,5

17

30

12,5

15,5

12,5

1-ые

10

20

40

8

10

12

Из таблицы видно, что младшие школьники, в основном - кинестетики (40%), а наименее развитой в этом возрасте является визуальная система -10%. Также мало среди этих детей и тех, у кого хорошо развиты две репрезентативные системы.

В обобщенном варианте полученные данные можно представить в виде круговых диаграмм. Они показывают тенденции развития репрезентативных систем у детей за время обучения в школе и позволяют выделить на каждой ступени обучения ведущую.


             

Таким образом, результаты исследования показывают, как меняется "сенсорный формат" обучения в начальной, средней и старшей школе. Информация о распределении визуалов, аудиалов и кинестетиков в конкретном классе необходима учителю, для того чтобы более "тонко" подстроить методы и приемы обучения.  Все это позволит нам по-новому подойти к моделированию учебного процесса, развитию личности.

Уже в первом классе необходимо как можно раньше провести диагностику и определить модальность каждого ученика. Это поможет построить учебный процесс так, чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным.

Мы считаем, что нельзя достичь высокого уровня обученности у детей с разными ведущими модальностями, используя одинаковые методические приемы. Для этого предлагаем использовать на каждом уроке упражнения, направленные на различные сенсорные каналы, способствующие развитию полисенсорности младших школьников, а несколько стратегий запоминания одного материала позволит выбрать ученику тот вариант, который подходит его ведущей модальности. В ходе работы учитель постоянно пополняет свою “Копилку методов и приёмов личностного подхода в обучении младших школьников с учётом их доминирующего канала восприятия”.

 Остановимся на некоторых методах и приёмах, которые помогут осуществить личностный подход:

- мономодальные группы

- карусель модальности

- использование речевых предикатов

- полимодальный круг

- социальные проекты

- игры на развитие всех каналов восприятия

1. Мономодальные группы формируются, исходя из сенсорных предпочтений: визуалы, аудиалы, кинестетики. Учитель предлагает такой способ восприятия информации, при котором группа детей действует внутри своей модальности. Например, тема урока: “Твердые и мягкие согласные”.

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

1. Произнести перед зеркалом твердые и мягкие звуки. Твердые звуки произнести серьезно, при произнесении мягких звуков улыбаться. Посмотрите, как напряжены губы при произношении твёрдых согласных, и какие нежные губу, когда произносим мягкой звук.

1. С закрытыми глазами произносить поочередно твердые и мягкие звуки.

1.Прикасаться пальчиками к поролону – мягкий звук; к деревянным кубикам – твердый звук.

2.  В схеме выделить мягкие и твердые звуки.

2. Соотнести различные шумы с твердыми и мягкими звуками.

2. Твердость звука передать характером движения: ходьба на месте “солдатиком”, мягкость звука – изобразить, как мягко передвигается кошечка, руками передать мягкость движений “кошачьих лапок”.

2. Использование речевых предикатов

Дети составляют рассказ, используя речевые предикаты «своей» модальности: например,

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

«Что я увидел в зимнем лесу?»

«Что я услышал в зимнем лесу?»

«Что я почувствовал в зимнем лесу?»

Визуальные предикаты

Аудиальные предикаты

Кинестетические предикаты

  • посмотрите
  • представьте
  • взгляните
  • рассмотрите

  • расскажите
  • послушайте
  •  обсудите
  • повторите
  • перескажите
  • почувствуйте
  • прикоснитесь
  • ощутите
  • передайте
  • подчеркните

 В таблице мы видим речевые предикаты, которые использует учитель для активизации того или иного канала восприятия.

3. Полимодальный круг

При изучении темы: «Алфавит» ученикам, сидящим в кругу, раздаются карточки, на каждой из которой написана буква алфавита. В центре круга стоит стул. По команде участники должны сложить все карточки в алфавитном порядке так, чтобы нижней букве соответствовала первая буква алфавита, а верхней – последняя.

4. Карусель модальности.

Дети распределяются на три группы, каждая из которой выполняет задание, воздействующее на один из каналов восприятия. Группы меняются по часовой стрелке, образуя карусель. Тема урока письма: «Написание  заглавной буквы «Д»

Визуалы

Аудиалы

Кинестетики

Внимательно рассмотрите правильное написание буквы, а на доске показано ошибочное написание буквы. Соотнесите и найдите ошибку.

На что похожа эта буква? Ваши ассоциации.

- Послушайте, как я диктую себе букву, используя счёт:

- Поставьте ручку чуть ниже верхней линии широкой строки, пишем раз-и-два-и.

Дети прописывают в воздухе, глядя на большой образец на доске, используя крупную моторику.

Изготавливаем букву из пластилина, готовую букву обводим, узнаём на ощуп.

Перед вами на парте элементы буквы «Д». Вы должны «собрать» букву, правильно соединив все детали.

5. Учебно-социальные проекты

    Проектная деятельность имеет высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся к их познавательной мотивации; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности, межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

6. Игры и тренировочные упражнения на развитие всех каналов восприятия разработаны и успешно используются на разных уроках и во внеурочной деятельности. 

Хотя работа над данной темой ещё продолжается, мы можем уже сейчас проследить изменения в сенсорных предпочтениях младших школьников. Мы видим снижение кинестетиков - количества детей, предпочитающих кинестетический канал восприятия, и увеличение детей визуальной, аудиальной и полисенсорной группы.  

В%

А%

К%

В-А%

В-К%

А-К%

1В класс

10

20

40

8

10

12

2В класс

14

22

28

10

14

12

В  данном исследование показана работа, направленная на развитие всех каналов восприятия учащихся, обобщены и разработаны мультисенсорные методы и приемы обучения, представлены задания, способствующие активизации разных видов восприятия.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребёнок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идёт процесс обучения.

Л. Ллойд обращает внимание на то, что школьник «научается гораздо большему, когда он вовлечён полностью: эмоционально, визуально, аудиально и кинестетически». И называет это – «обучение целого ребёнка». Полисенсорное обучение – залог успешности развития ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Успешность обучения младшего школьника.

 Обсуждение трудностей, возникающие в процессе обучения, их причины; рекомендации в форме практикума по развитию познавательных процессов....

"Развитие познавательных процессов-ведущий фактор успешности обучения младших школьников.

В презентации представлен опыт моей работы по развитию мыслительных операций младших школьников....

Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательного процесса как условие успешности обучения младших школьников.

Перед педагогической общественностью стоит глобальная проблема современности - проблема экологии детства.  Уже при поступлении в школу дети характеризуются различны...

Презентация к родительскому собранию "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ"

Родительское собрание - практику на тему: "УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА, ПОМОГИ ЕМУ УЧИТЬСЯ" поможет обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины....

Конспект родительского собрания "Успешность обучения младших школьников. Помоги ему учится"

Конспект родительского собрания на тему "Успешность обучения младших школьников. Помоги ему учится."...

Развитие познавательных способностей - условие успешного обучения младшего школьника.

В последние годы стало актуально выделение группы детей, недостаточно готовых к школьному обучению. В связи с этим возникает необходимость использования на уроках и во внеурочной деятельности младших ...