Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.
план-конспект занятия по чтению (3 класс) на тему
Тема урока: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.
Цель: Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»
Задачи:
- Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).
- Учить анализировать басню с точки зрения авторской идеи.
- Способствовать развитию речи, обогащению активного словаря учащихся.
- Содействовать воспитанию интереса к творчеству И. А. Крылова.
Предметные умения:
- Уточнить понятия «басня», «мораль».
- Уметь выбирать нужную смысловую интонацию при чтении.
- Уметь характеризовать героев басни.
Метапредметные умения:
Постановка и формулирование проблемы, выделение цели, работа по плану, умение выражать свои мысли.
Планируемые достижения:
Знать признаки басни, умение выделять в басне мораль, уметь давать характеристику персонажам басни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Семёнова Раиса Александровна
- МАОУ «СОШ №1» г. Набережные Челны
- Учитель начальных классов
Тема урока: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.
Цель: Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»
Задачи:
- Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность).
- Учить анализировать басню с точки зрения авторской идеи.
- Способствовать развитию речи, обогащению активного словаря учащихся.
- Содействовать воспитанию интереса к творчеству И. А. Крылова.
Предметные умения:
- Уточнить понятия «басня», «мораль».
- Уметь выбирать нужную смысловую интонацию при чтении.
- Уметь характеризовать героев басни.
Метапредметные умения:
Постановка и формулирование проблемы, выделение цели, работа по плану, умение выражать свои мысли.
Планируемые достижения:
Знать признаки басни, умение выделять в басне мораль, уметь давать характеристику персонажам басни.
1. Орг. момент | Звенит звонок и весел, и горласт И радостью душа переполняется И каждый раз, для каждого из нас Чудесные уроки начинаются.
– Народная пословица гласит: «Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей? -Что для вас значит урок чтения? -Что нового и интересного вы ждёте от нашего урока чтения? |
2. Актуализа- ция знаний | - Посмотрите внимательно на экран. - Чей портрет вы видите? - Что можно сказать об этом человеке по внешнему виду (доброе открытое лицо, проницательные мудрые глаза). -Что вы знаете об этом великом человеке? - Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского баснописца начала 19 века. Мои помощники познакомят нас с краткой биографией Ивана Крылова. |
3. Постановка учебной задачи | 1-йученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате. 2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык. 3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.
3.Соотнесите басню с моралью. ( Показ слайдов с иллюстрациями к басням «Ворона и Лисица», «Стрекоза и Муравей», «Лебедь , Щука и Рак») 1. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, Да только всё не впрок. И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ( Ворона и лисица) 2. Ты всё пела – это дело, Так иди же попляши. (Стрекоза и муравей) 3. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт . (Лебедь, щука и рак) Показ иллюстрации к басне «Слон и Моська» - А какова мораль к этой басне? (Ситуация затруднения) Почему мы не можем это сделать? (Мы не работали над этой басней) 4.Какую учебную задачу мы поставим? (Познакомиться с басней и определить к ней мораль.) Вспомним эталон работы над баснями. 1. Автор, название. 2. Действующие лица и их характеристика. 3.Работа над содержанием басни. 4.Работа над выразительностью. 5.Мораль басни. |
4. Работа с басней до чтения. | 1. Прочитайте название басни. 2.Чему может научить басня с таким названием?
|
5. Работа с басней во время чтения
|
б) Словарная работа. 1. Многие слова и выражения вам непонятны, почему? ЗЕВАКИ - люди которые слоняются по улицам без дела НАПОКАЗ - обращает внимание для вида ЗАБИЯКА - человек, который любит затевать ссоры. ОТКОЛЕ – откуда ШАВКА – непородистая собака ДИКОВИНКА – странная, удивительная вещь или явление. б) Вторичное чтение. Поближе познакомимся с языком басни, объясним слова и выражения: - отколе ни возьмись - метаться - срамиться - возиться - вот то-то мне и духу придаёт в) Самостоятельная работа по вопросам (в парах) с проверкой. - Назовите действующих лиц басни. - Как ведёт себя Моська? - Как Слон отнёсся к нападению Моськи? - Какой вы представляете Моську? А слона? - Почему Крылов назвал собаку Моська, а не Дружок? - Какой вы представляете Шавку? г) Выборочное чтение. - Найдите в тексте и прочитайте, что посоветовала Шавка Моське? - За что Шавка осуждает Моську? - Прочитайте, зачем Моська напала на Слона? (что она без драки…) - Что высмеивает И.А.Крылов в басне? - Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание. - Какова мораль басни? Есть ли здесь поучение? Давайте попробуем сами сочинить поучение к этой басне. (Работа в группе). Проверка. Чтение басни мастером художественного слова. -Ребята, я предлагаю вам послушать, как басню читает мастер художественного слова И.Ильинский. - Послушайте с одинаковой ли интонацией будет прочитана басня актёром? Грамзапись - Мы тоже поучимся читать басню выразительно. е) Работа над выразительным чтением басни. Возьмите простой карандаш, поставьте логическое ударение, обозначьте паузы, действующих лиц. Чтение по ролям. Рефлексия. - Какова мораль этой басни? (Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!) - Когда в жизни можно употребить эти слова? ( Эти слова можно употребить тогда, когда человек берётся за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)
- Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни? - Какова цель басни?(Осмеяние человеческих пороков) - Современны ли басни в наши дни? - Почему сюжеты не устаревают? - Напишите коротко на сердечке, чему учат нас басни Крылова? (Дети прикрепляют «сердечки» к портрету И.А.Крылова.) Поэты, к сожалению, как и все люди, не бессмертны, уходят из жизни. Но их произведения и имена живут вечно: в книгах, памятниках, названиях улиц, переулков. Ещё 12 мая 1855 года в Летнем Саду был открыт памятник “Дедушке Крылову” (Слайд) В Твери на улице Бебеля поставили памятник И.А. Крылову, так как там он провел свои детские годы. (Слайд) Домашнее задание: на «5» – подготовить рассказ об И.А. Крылове или выучить басню; на « 4»- выразительно читать басню. Заканчиваем урок стихами П.А. Вяземского Забавой он людей исправил, Сметая с них пороков пыль, Он баснями себя прославил, И слава эта – наша быль И не забудут этой были, Пока по – русски говорят: Её давно мы затвердили, Её и внуки затвердят. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Басня И.А. Крылова " Слон и Моська"
Это открытый урок по чтению, в 4 классе, по учебнику Л.А. Ефросининой " Литературное чтение". На этом уроке я использовала педагогическую технологию "исследовательский метод". Главная особенность этог...
Фильм. Басня И.А. Крылова "Слон и Моська"
Ресурс для начальной школы. Фильм можно использовать при изучении басен И.А. Крылова. Текст читает народный артист В. Гаф. тhttp://www.proshkolu.ru/user/valyshka30/file/2540998/...
Баня И.А.Крылова "Слон и Моська"
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе...
Басня И.А.Крылова "Слон и Моська" 2 класс
Презентация и конспект урока по басне И.А.Крылова "Слон и Моська" для 2-ого класса...
Конспект урока по литературному чтению по басне И.А.Крылова "Слон и Моська"
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)Цели и задачи:·...
Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? И.А. Крылов «Слон и Моська»
урок + презентация...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: "Творчество Ивана Андреевича Крылова, басня «Слон и Моська».
В конспекте учащиеся научатся:1. Работать с произведениями И.А. Крылова;2. осмысливать нравственные ценности басен И.А.Крылова;3. Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под ру...