Басня И.А.Крылова "Слон и Моська" 2 класс
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме

Дернова Юлия Сергеевна

Презентация и конспект урока по басне И.А.Крылова "Слон и Моська" для 2-ого класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dernova_yu._krylov.pptx976.99 КБ
Файл konspekt_uroka_dernovoy_yu.s.4_kurs_vech.nach_.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ ВПО « Московский Городской Педагогический Университет» Педагогический Факультет Курс «Теория Литературы И Практика Читательской Деятельности» И.А.Крылов «Слон и Моська» Подготовила: Дернова Ю. С 4 курс Педагогика и методика начального образования очно - заочной формы обучения Преподаватель (руководитель) доцент Боровская Е.Р. 2012

Слайд 2

Методический комментарий: Литературное чтение Для 2 класса Особенности работы с презентацией или оборудованием: использовать аудиоаппаратуру. Программа « Школа России», учебник «Литературное чтение» 2 класс

Слайд 3

- Совершенствовать навыки выразительного чтения Задачи: - Образовательные: расширить круг читаемых басен; - Воспитательные : воспитывать интерес к чтению басен; - Развивающие : умение рассуждать, выразительно читать. Цель :

Слайд 4

Содержание: Методический комментарий Цель и задачи урока Биография И. А. Крылова Стихи И.А.Крылову Басня Повторение пройденного Ответьте на вопросы «Слон и Моська » Словарная работа Расстановка логических ударений и пауз Итог урока Домашнее задание

Слайд 5

Иван Андреевич Крылов (1769-1844г.)

Слайд 6

Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М.Исаковский .

Слайд 7

Басня- это краткий нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей -хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. Эзоп – древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э.

Слайд 9

Из какой басни эти строки? «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу »?

Слайд 11

Ответьте на вопросы -Как взялись за дело герои басни? -Как шла у них работа? -Чем закончилось дело? -Почему Лебедь, Щука и Рак не сумели сдвинуть воз с места? -Какие недостатки высмеивает автор в этой басне? -Для чего автор рассказал людям историю про Лебедя, Рака и Щуку?

Слайд 12

« Слон и Моська »

Слайд 14

Работа с незнакомыми словами : Зевака- тот, кто слоняется по улицам без дела; Напоказ- обратить внимание для вида ; Забияка- человек, который любит затевать ссоры; Отколе - откуда; Шавка - непородистая собака; Диковинка - . странная, удивительная вещь .

Слайд 15

По улицам Слона водили, Как видно, / напоказ . // Известно, / что Слоны в диковинку у нас, / Так за Слоном толпы зевак ходили. // Отколе ни возьмись, / навстречу Моська им. // Увидевши Слона, / ну на него метаться , И лаять , / и визжать , / и рваться ; Ну так и лезет в драку с ним. // " Соседка , / перестань срамиться , - / Ей Шавка говорит, / - тебе ль с Слоном возиться? /

Слайд 16

Смотри , / уж ты хрипишь , / а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает. - // " Эх, эх ! / - ей Моська отвечает, - / Вот то-то мне и духу придает, / Что я , / совсем без драки , / Могу попасть в большие забияки . // Пускай же говорят собаки: " Ай, Моська ! / знать, она сильна , Что лает на Слона! “ //

Слайд 17

Подведение итогов : Какой жанр мы сегодня рассматривали? Какие басни мы вспомнили? С какой новой басней познакомились? Чье поведение вам понятно ? Что высмеивает автор в басне? В какой ситуации мы можем выглядеть как моська?

Слайд 18

Домашнее задание: Выучить басню наизусть и прочитать выразительно.



Предварительный просмотр:

Тема: « И. А. Крылов. Басня « Слон и Моська ».

2 класс.

Цель:

-Совершенствовать навыки выразительного чтения

Задачи:
Образовательные: расширить круг читаемых басен;
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению басен;

Развивающие: умение рассуждать, выразительно читать.

Оборудование: презентация, аудиоколонки, запись И. Ильинского, учебник, тетрадь.

                                                             Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок посвящен великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и его произведениям.

3.Вводная беседа. (слайд 5)

Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Крылов занимался самообразованием, изучал литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1809 г. вышла первая книга басен, обозначившая начало активной работы Крылова как баснописца.

 Давайте прочитаем стихи,посвященные баснописцу. (слайд 6)

                   Кто не слыхал его живого слова,

                   Кто в жизни с ним не встретился своей?

                   Бессмертные творения Крылова

                   Мы с каждым годом любим все сильней.

                   Со школьной парты с ними мы сживались,

                   В те дни букварь постигшие едва,

                   И в памяти навеки оставались

                     Крылатые крыловские слова.

М.Исаковский.

-Так что же такое басня? Кто чаще всего является героями басен? (слайд 7)

Героями басен обычно являются животные.

4.Повторение изученного материала.

Действительно, с баснями И.А.Крылова мы знакомимся очень рано. Некоторые из них мы прочитали в конце 1 класса.

Давайте вспомним, из какой басни эти строки: « Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу »? (Лебедь,  Щука и Рак ». (слайд 9)

-Арина подготовила чтение басни наизусть. А вы внимательно слушайте, после прочтения ответите на вопросы.(слайд 11)

У. Как взялись за дело герои басни?

Д. Герои басни взялись за дело дружно.

У. Как шла у них работа?

Д. Работа шла плохо.

У. Чем закончилось дело?

Д. Воз остался стоять на том же месте.

У. Почему Лебедь, Щука и Рак не сумели сдвинуть воз с места?

Д. Потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону.

У. Какие недостатки высмеивает автор в этой басне?

Д. Он высмеивает несогласие, разобщенность.

У. Для чего автор рассказал людям историю про Лебедя, Щуку и Рака?

Д. Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно.

У. Какие слова из этой басни стали крылатыми?

Д. Крылатыми стали слова: «А воз и ныне там».

У. В каких случаях их говорят?

Д. Их говорят, когда дело не идет на лад.

6.Повторение изученного материала (продолжение).

-Какие недостатки высмеиваются в баснях? (Зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть). 

У. Чем отличается басня от стихотворения?

Д. В басне есть мораль.

-А кто из вас помнит,что такое мораль?

Мораль-это краткое нравоучительное заключение.

У. Чему нас учат басни, которые мы прочитали?

Д. Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.

-Да, гениальные способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям взглянуть в чудесное зеркало. Мудрецы называли это зеркало БАСНЕЙ, и что бы ни делали звери, все разумное и глупое люди поневоле относили к себе  и при этом думали: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.

7.Физминутка.

- Вы хорошо потрудились, предлагаю дружно отдохнуть.

Вверх ладошки!

Хлоп!Хлоп!

По коленкам-

Шлеп,шлеп!

По плечам теперь

Похлопай!

По бокам себя пошлепай!

Можем хлопнуть

За спиной!

Хлопаем перед собой!

Вправо можем!

Влево можем!

И крест-накрест руки сложим.

8.Знакомство с басней «Слон и Моська».(слайд 12)

У. Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова. Она называется «Слон и Моська». В ней, как обычно бывает в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?(слайд 13)

Д. Я видел слона по телевизору и в зоопарке. Он очень большой. У него толстые ноги, большие уши и длинный хобот.

У. Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как бревна. Слона боятся даже тигры и львы.

- А сейчас мы прослушаем басню в исполнении мастера художественного слова И. Ильинского.

Слушайте внимательно басню. После прослушивания мы разберем незнакомые для вас слова.

-Понравилась ли вам басня?

-Что понравилось?

Словарная работа. (слайд 14)

Зевака - тот, кто слоняется по улицам без дела;

Напоказ - обратить внимание для вида;

Забияка – человек, который любит затевать ссоры;

Отколе – откуда;

Шавка – непородистая собака;

Диковинка – странная, удивительная вещь.

- Продолжаем работу над басней. Откройте учебники на стр. 85.

-Какой момент запечатлен на иллюстрации? (Слона ведут по улице и Моська на него лает).

-Каким художник рисует слона и Моську? (Слона – огромным, Моську - маленькой).

-Как ведет себя Слон? (Спокойно).

-Что делает Моська? (Она громко лает).

Кто нарисован сбоку? (Зрители, которые толпой ходили за слоном).

-Как они смотрят на это событие? (Удивительно и с интересом).

- Ну а теперь прочтем басню выразительно. ( Один ученик ).

9.Работа над образными выражениями. ( Слайд 7)

-Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:

1.Показывали на улице людям (водили напоказ).

2,Невидаль, редкость(В диковину у нас).

3.Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам (толпы зевак ходили).

4.Откуда-то внезапно вдруг появиться (отколе ни возьмись).

5.Перестань себя позорить (Перестань срамиться).

6.Придает смелости (вот то-то мне и духу придает).

-В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни? ( «Ай, Моська! Знать она сильно, что лает на Слона!» ).

- Когда в жизни можно употребить данные слова?  ( Когда человек берется за дело, которое ему не по силам и хочет приписать себе качества, которых у него нет.

-Как вы понимаете эти строки? (Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона).

-Да, Моська - хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Но Моська и хитрая. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость и бесстрашие, она отлично понимает, что великан не опасен - он даже не замечает ее.

-Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.

-А теперь, давайте подумаем, как правильно нужно расставить логические ударения и паузы: (слайд 15,16)

По улицам/ Слона водили,
Как видно,/
напоказ.//
Известно, /что Слоны в диковинку у нас,/
Так за Слоном
толпы зевак ходили.//
Отколе ни возьмись, /навстречу
Моська им.//
Увидевши Слона,/ ну на него метаться,
И лаять, /и визжать,/ и рваться;
Ну так и
лезет в драку с ним.//
"
Соседка, /перестань срамиться, -/
Ей Шавка говорит,/ - тебе ль
с Слоном возиться?/
Смотри,/ уж ты хрипишь, /а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем
не примечает. -//
"
Эх, эх!↑ /- ей Моська отвечает, -/
Вот то-то мне
и духу придает,/
Что
я,/ совсем без драки,/
Могу попасть в
большие забияки.//
Пускай же говорят собаки:
"
Ай, Моська! /знать, она сильна,
Что лает
на Слона!"//

Чтецкая задача: голосом и интонацией передать характер и настроение героев данной басни.

А сколько в басне действующих лиц? ( Слон, Моська, автор ).

Чтение по ролям.

10.Итог урока.(слайд 17)

-Какой жанр мы сегодня рассматривали? (Басни)

-Какие басни мы вспомнили?

-С какой новой басней познакомились?

-Чье поведение вам понятно?

- Что высмеивает автор в басне? (Стремление выделиться любой ценой).

-В какой ситуации мы можем выглядеть как моська?

Молодцы,ребята! Спасибо за работу на уроке!

10.Домашнее задание. Выучить наизусть и прочитать выразительно.(слайд 18)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок внеклассного чтения "Стихи, басни, сказки С.В. Михалкова" 3 класс

Урок внеклассного чтенич по произведениям С.В. Михалкова 3 класс...

Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 4 классе

Урок-игра по басням И.А.Крылова....

Игра "Басни дедушки Крылова" для 3-4 классов

Слайдовая презентация для учащихся 3-4 классов по басням И.А. Крылова включает 15 вопросов на выбор ответа. соотнесене, определение произведения по строкам и иллюстрациям, узнавание автора по портрету...

Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука» 2 класс

План-конспект урока.Предмет: Литературное чтениеУрок № 34Тема урока: Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».Тип урока: урок «открытия» нового зн...

Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".

Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".  В урок вводится понятие басня, литературный художественный приём ...

Конспект урока по литературному чтению "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Создание условия для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Крылова.Планируемые результатыПредметные:Знать особенности басни, определять, что высмеивает басня И.А. Кр...