Басня И.А.Крылова "Слон и Моська" 2 класс
презентация к уроку по чтению (2 класс) по теме
Презентация и конспект урока по басне И.А.Крылова "Слон и Моська" для 2-ого класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dernova_yu._krylov.pptx | 976.99 КБ |
konspekt_uroka_dernovoy_yu.s.4_kurs_vech.nach_.docx | 20.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Методический комментарий: Литературное чтение Для 2 класса Особенности работы с презентацией или оборудованием: использовать аудиоаппаратуру. Программа « Школа России», учебник «Литературное чтение» 2 класс
- Совершенствовать навыки выразительного чтения Задачи: - Образовательные: расширить круг читаемых басен; - Воспитательные : воспитывать интерес к чтению басен; - Развивающие : умение рассуждать, выразительно читать. Цель :
Содержание: Методический комментарий Цель и задачи урока Биография И. А. Крылова Стихи И.А.Крылову Басня Повторение пройденного Ответьте на вопросы «Слон и Моська » Словарная работа Расстановка логических ударений и пауз Итог урока Домашнее задание
Иван Андреевич Крылов (1769-1844г.)
Кто не слыхал его живого слова, Кто в жизни с ним не встретился своей? Бессмертные творения Крылова Мы с каждым годом любим все сильней. Со школьной парты с ними мы сживались, В те дни букварь постигшие едва, И в памяти навеки оставались Крылатые крыловские слова. М.Исаковский .
Басня- это краткий нравоучительный рассказ или стихотворение, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей -хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. Эзоп – древнегреческий баснописец, живший в VI веке до н. э.
Из какой басни эти строки? «Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу »?
Ответьте на вопросы -Как взялись за дело герои басни? -Как шла у них работа? -Чем закончилось дело? -Почему Лебедь, Щука и Рак не сумели сдвинуть воз с места? -Какие недостатки высмеивает автор в этой басне? -Для чего автор рассказал людям историю про Лебедя, Рака и Щуку?
« Слон и Моська »
Работа с незнакомыми словами : Зевака- тот, кто слоняется по улицам без дела; Напоказ- обратить внимание для вида ; Забияка- человек, который любит затевать ссоры; Отколе - откуда; Шавка - непородистая собака; Диковинка - . странная, удивительная вещь .
По улицам Слона водили, Как видно, / напоказ . // Известно, / что Слоны в диковинку у нас, / Так за Слоном толпы зевак ходили. // Отколе ни возьмись, / навстречу Моська им. // Увидевши Слона, / ну на него метаться , И лаять , / и визжать , / и рваться ; Ну так и лезет в драку с ним. // " Соседка , / перестань срамиться , - / Ей Шавка говорит, / - тебе ль с Слоном возиться? /
Смотри , / уж ты хрипишь , / а он себе идет Вперед И лаю твоего совсем не примечает. - // " Эх, эх ! / - ей Моська отвечает, - / Вот то-то мне и духу придает, / Что я , / совсем без драки , / Могу попасть в большие забияки . // Пускай же говорят собаки: " Ай, Моська ! / знать, она сильна , Что лает на Слона! “ //
Подведение итогов : Какой жанр мы сегодня рассматривали? Какие басни мы вспомнили? С какой новой басней познакомились? Чье поведение вам понятно ? Что высмеивает автор в басне? В какой ситуации мы можем выглядеть как моська?
Домашнее задание: Выучить басню наизусть и прочитать выразительно.
Предварительный просмотр:
Тема: « И. А. Крылов. Басня « Слон и Моська ».
2 класс.
Цель:
-Совершенствовать навыки выразительного чтения
Задачи:
Образовательные: расширить круг читаемых басен;
Воспитательные: воспитывать интерес к чтению басен;
Развивающие: умение рассуждать, выразительно читать.
Оборудование: презентация, аудиоколонки, запись И. Ильинского, учебник, тетрадь.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы урока.
Сегодня наш урок посвящен великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову и его произведениям.
3.Вводная беседа. (слайд 5)
Крылов Иван Андреевич, русский писатель, баснописец, журналист, родился 13 февраля 1769 г. в Москве в семье отставного офицера. Крылов занимался самообразованием, изучал литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1809 г. вышла первая книга басен, обозначившая начало активной работы Крылова как баснописца.
Давайте прочитаем стихи,посвященные баснописцу. (слайд 6)
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М.Исаковский.
-Так что же такое басня? Кто чаще всего является героями басен? (слайд 7)
Героями басен обычно являются животные.
4.Повторение изученного материала.
Действительно, с баснями И.А.Крылова мы знакомимся очень рано. Некоторые из них мы прочитали в конце 1 класса.
Давайте вспомним, из какой басни эти строки: « Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу »? (Лебедь, Щука и Рак ». (слайд 9)
-Арина подготовила чтение басни наизусть. А вы внимательно слушайте, после прочтения ответите на вопросы.(слайд 11)
У. Как взялись за дело герои басни?
Д. Герои басни взялись за дело дружно.
У. Как шла у них работа?
Д. Работа шла плохо.
У. Чем закончилось дело?
Д. Воз остался стоять на том же месте.
У. Почему Лебедь, Щука и Рак не сумели сдвинуть воз с места?
Д. Потому что каждый из них тянул поклажу в свою сторону.
У. Какие недостатки высмеивает автор в этой басне?
Д. Он высмеивает несогласие, разобщенность.
У. Для чего автор рассказал людям историю про Лебедя, Щуку и Рака?
Д. Чтобы люди, взявшись за дело, делали его дружно.
У. Какие слова из этой басни стали крылатыми?
Д. Крылатыми стали слова: «А воз и ныне там».
У. В каких случаях их говорят?
Д. Их говорят, когда дело не идет на лад.
6.Повторение изученного материала (продолжение).
-Какие недостатки высмеиваются в баснях? (Зависть, высокомерие, жадность, грубость, лень, зазнайство, лесть).
У. Чем отличается басня от стихотворения?
Д. В басне есть мораль.
-А кто из вас помнит,что такое мораль?
Мораль-это краткое нравоучительное заключение.
У. Чему нас учат басни, которые мы прочитали?
Д. Они учат нас быть дружными, трудолюбивыми, не смеяться над чужой бедой, помогать друг другу в трудную минуту.
-Да, гениальные способ придумали в древности мудрецы, как, не причинив человеку прямой обиды, все же сказать ему правду в глаза. Они давали людям взглянуть в чудесное зеркало. Мудрецы называли это зеркало БАСНЕЙ, и что бы ни делали звери, все разумное и глупое люди поневоле относили к себе и при этом думали: эта басня сложена про кого-то другого. Поэтому и рассердиться на басню никто не мог.
7.Физминутка.
- Вы хорошо потрудились, предлагаю дружно отдохнуть.
Вверх ладошки!
Хлоп!Хлоп!
По коленкам-
Шлеп,шлеп!
По плечам теперь
Похлопай!
По бокам себя пошлепай!
Можем хлопнуть
За спиной!
Хлопаем перед собой!
Вправо можем!
Влево можем!
И крест-накрест руки сложим.
8.Знакомство с басней «Слон и Моська».(слайд 12)
У. Сегодня мы познакомимся еще с одной басней Ивана Андреевича Крылова. Она называется «Слон и Моська». В ней, как обычно бывает в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?(слайд 13)
Д. Я видел слона по телевизору и в зоопарке. Он очень большой. У него толстые ноги, большие уши и длинный хобот.
У. Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 метров. Весит больше 4000 килограммов. Ноги у слона толстые, как бревна. Слона боятся даже тигры и львы.
- А сейчас мы прослушаем басню в исполнении мастера художественного слова И. Ильинского.
Слушайте внимательно басню. После прослушивания мы разберем незнакомые для вас слова.
-Понравилась ли вам басня?
-Что понравилось?
Словарная работа. (слайд 14)
Зевака - тот, кто слоняется по улицам без дела;
Напоказ - обратить внимание для вида;
Забияка – человек, который любит затевать ссоры;
Отколе – откуда;
Шавка – непородистая собака;
Диковинка – странная, удивительная вещь.
- Продолжаем работу над басней. Откройте учебники на стр. 85.
-Какой момент запечатлен на иллюстрации? (Слона ведут по улице и Моська на него лает).
-Каким художник рисует слона и Моську? (Слона – огромным, Моську - маленькой).
-Как ведет себя Слон? (Спокойно).
-Что делает Моська? (Она громко лает).
Кто нарисован сбоку? (Зрители, которые толпой ходили за слоном).
-Как они смотрят на это событие? (Удивительно и с интересом).
- Ну а теперь прочтем басню выразительно. ( Один ученик ).
9.Работа над образными выражениями. ( Слайд 7)
-Отыщите в тексте строчки, соответствующие данным словосочетаниям:
1.Показывали на улице людям (водили напоказ).
2,Невидаль, редкость(В диковину у нас).
3.Ходили группы любопытных, бесцельно глядящих по сторонам (толпы зевак ходили).
4.Откуда-то внезапно вдруг появиться (отколе ни возьмись).
5.Перестань себя позорить (Перестань срамиться).
6.Придает смелости (вот то-то мне и духу придает).
-В каких словах, ставших крылатыми, заключен смысл басни? ( «Ай, Моська! Знать она сильно, что лает на Слона!» ).
- Когда в жизни можно употребить данные слова? ( Когда человек берется за дело, которое ему не по силам и хочет приписать себе качества, которых у него нет.
-Как вы понимаете эти строки? (Моська хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона).
-Да, Моська - хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Но Моська и хитрая. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость и бесстрашие, она отлично понимает, что великан не опасен - он даже не замечает ее.
-Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, чтобы передать их характер.
-А теперь, давайте подумаем, как правильно нужно расставить логические ударения и паузы: (слайд 15,16)
По улицам/ Слона водили,↘
Как видно,/ напоказ.//↘
Известно, /что Слоны в диковинку у нас,/
Так за Слоном толпы зевак ходили.//↘
Отколе ни возьмись, /навстречу Моська им.//↘
Увидевши Слона,/ ну на него метаться,
И лаять, /и визжать,/ и рваться;
Ну так и лезет в драку с ним.//↘
"Соседка, /перестань срамиться, -/
Ей Шавка говорит,/ - тебе ль с Слоном возиться?/↘
Смотри,/ уж ты хрипишь, /а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает. -//↘
"Эх, эх!↑ /- ей Моська отвечает, -/
Вот то-то мне и духу придает,/
Что я,/ совсем без драки,/
Могу попасть в большие забияки.//↘
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! /знать, она сильна,
Что лает на Слона!"//↘
Чтецкая задача: голосом и интонацией передать характер и настроение героев данной басни.
А сколько в басне действующих лиц? ( Слон, Моська, автор ).
Чтение по ролям.
10.Итог урока.(слайд 17)
-Какой жанр мы сегодня рассматривали? (Басни)
-Какие басни мы вспомнили?
-С какой новой басней познакомились?
-Чье поведение вам понятно?
- Что высмеивает автор в басне? (Стремление выделиться любой ценой).
-В какой ситуации мы можем выглядеть как моська?
Молодцы,ребята! Спасибо за работу на уроке!
10.Домашнее задание. Выучить наизусть и прочитать выразительно.(слайд 18)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок внеклассного чтения "Стихи, басни, сказки С.В. Михалкова" 3 класс
Урок внеклассного чтенич по произведениям С.В. Михалкова 3 класс...
Урок внеклассного литературного чтения по теме "Басни И.А. Крылова". 3-й класс
конспект урока по ФГОС...
Итоговый урок по басням И.А.Крылова в 4 классе
Урок-игра по басням И.А.Крылова....
Игра "Басни дедушки Крылова" для 3-4 классов
Слайдовая презентация для учащихся 3-4 классов по басням И.А. Крылова включает 15 вопросов на выбор ответа. соотнесене, определение произведения по строкам и иллюстрациям, узнавание автора по портрету...
Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука» 2 класс
План-конспект урока.Предмет: Литературное чтениеУрок № 34Тема урока: Нравственный смысл басен И.А. Крылова. Басня «Лебедь, Рак и Щука».Тип урока: урок «открытия» нового зн...
Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России".
Конспект урока литературного чтения И.А.Крылов "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, ОС "Школа России". В урок вводится понятие басня, литературный художественный приём ...
Конспект урока по литературному чтению "Басня "Лебедь, рак и щука", 2 класс, УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: Создание условия для ознакомления обучающихся с произведением И.А. Крылова.Планируемые результатыПредметные:Знать особенности басни, определять, что высмеивает басня И.А. Кр...