Баня И.А.Крылова "Слон и Моська"
план-конспект занятия по чтению (3 класс) по теме

Кирилина Ольга Николаевна

Открытый урок по литературному чтению в 3 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit_chtenie_otkr_urok_3_kl.docx60.47 КБ

Предварительный просмотр:

Цель урока: познакомить детей с басней И.А. Крылова “Слон и Моська”

Задачи:

  • Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
  • Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;
  • Воспитывающие: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.

Ход урока

1. Организационный момент и сообщение темы урока.

- Посмотрите на выставку книг и скажите  с произведением какого писателя мы будем сегодня знакомиться. (На доске выставка книг с баснями И.А. Крылова.)

Слайд 1.

 - Посмотрите внимательно на экран.
– Чей портрет вы видите?
(Портрет И. А. Крылова.)

Учитель: Трудно представить себе человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала 19 века. Художник К.Брюллов изобразил его сидящим в кресле. На темном фоне выделяется лицо с крупными чертами, в обрамлении седых волос, с выражением серьезным и задумчивым. Мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Что волновало его, о чем он писал, как сложилась его жизнь, и почему его произведения живы и актуальны сегодня? Ответы на эти и другие вопросы нам предстоит узнать.

– Мои помощники на уроке  познакомят нас с краткой биографией И. А. Крылова.

1-й ученик: Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера . Семья была бедной, и Ваня Крылов не мог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. Мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Жизнь не баловала его: с 9 лет, когда умер его отец, ему пришлось идти в переписчики бумаг, заботиться о матери и брате.

2-й ученик: Упорное самообразование и самовоспитание принесли свои плоды. Впоследствии Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени: владел французским языком, прекрасно знал русскую и иностранную литературу. В пожилом возрасте выучил греческий язык.

3-й ученик: В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

– Вам знакомы произведения И.А. Крылова?
Давайте вместе с вами вспомним их.

Слайды 3-7.

“Попрыгунья стрекоза лето красное пропела…

“Вороне где-то бог послал кусочек сыру…
На ель ворона взгромоздясь
Позавтракать было совсем
Уж собралась…

“Однажды Лебедь, Рак и Щука
Везти с поклажей воз взялись….

«А вы, друзья, как ни садитесь

Все ж в музыканты не годитесь.»

«Мартышка к старости слаба глазами стала;

 А у людей она слыхала,

   Что это зло еще не так большой руки:

     Лишь стоит завести Очки.»

3. Проблемный вопрос.

Как вы считаете, к какому литературному жанру относится эти произведения?

– Что такое басня?
– Трудно ответить на этот вопрос? Я вам постараюсь помочь.

Слайд 8.

Мораль – это вывод или поучение, в котором выражена главная мысль басни.

По словарю Ожегова  Лиза прочитает определение, что такое басня?…

Слайд 9. 

Басня – краткий нравоучительный рассказ, в котором персонажами являются люди, животные .

Нравоучительный рассказ-это рассказ в котором есть поучение, внушение нравственных правил.

– Важно ли соблюдать нравственные правила?

(Общепринятые правила поведения в обществе…Да, но Крылов жил в 19 веке , а мы живём в 21.)

4. Постановка проблемного вопроса: 

Почему мы до сих пор читаем , заучиваем басни И.А.Крылова и они актуальны в наши дни?

5. Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).

Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова.
Разбейте их на две группы.
Работа в парах.

1-я: черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я: черты характера, которые одобряет баснописец.

(Ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, добродушие, щедрость , трудолюбие, скромность)

Подводящий диалог.

Учитель – Посмотрев, вашу работу, со многими я согласна .
Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.

Слайд 10.

Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть

трусость

лень

Одобряет
 доброта
правдивость
 храбрость
щедрость
трудолюбие

добродушие

 Оцените свою работу.

– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?

(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)

6. Физкультминутка.

Послушайте условие. Если вы услышите строки, принадлежащие баснописцу И.А.Крылову , а именно мораль басни , то хлопните в ладошки один раз (над головой. ) Если вы услышали строки принадлежащему другому автору – присядьте на стульчик.

Условия понятны? Будьте внимательны!

  1. "Видит око, да зуб неймет"? (Лисица и виноград.)
  2. Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок 
  3. Осенью у муравьёв подмокла пшеница; они её сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму.
    (Л.Н.Толстой “Стрекоза и Муравьи”)
  4.  “У сильного всегда бессильный виноват.”
  5. “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдёт….
  6. Лисица никогда в жизни не видела льва. И вот, встретившись с ним, нечаянно и увидав его в первый раз, она так перепугалась, что еле осталась жива.
    (Эзоп. “Лисица и лев”.)

Молодцы, были очень внимательны.

7. Знакомство с басней “Слон и Моська”

Слайд 12-13

Учитель. Сегодня мы познакомимся с басней Ивана Андреевича Крылова. “Слон и Моська”.

Прогнозирование содержания

– Посмотрите на иллюстрацию. Как думаете, о чём эта басня?

Самостоятельное чтение .

Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

– Оправдались ли ваши предположения о содержании басни?

Словарная работа.

Встретились ли вам незнакомые слова?
– Объясните значение данных слов.

Слайд 14

Зеваки – тот, кто слоняется по улицам без дела.
Напоказ – обратить внимание для вида.
Забияка – человек, который любит затевать ссоры.
Отколе – откуда.
Шавка – непородистая собака, уличная или дворовая.
Диковинка – странная, удивительная вещь или явление

Поработаем над басней и прочитаем её более внимательно.

Чтение басни учащимися по цепочке.

– Где происходит действие?

Кто изображён на иллюстрации?

Дети. Слева нарисованы зрители, которые толпой ходили за слоном.

Учитель. Слона привезли в город для выступления. Циркач-дрессировщик водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление. Люди, никогда не видевшие слона, смотрят с удивлением.

1. Назовите действующих лиц басни.

2. Как ведёт себя Моська? (Она громко лает и набрасывается на Слона.)

3. Как слон отнесся к нападению Моськи? (Слон спокойно идет по улице и даже не замечает Моську.)

4. Какой вы представляете Моську? А слона?

5. Какой вы представляете Шавку?

Выборочное чтение.

6. Найдите в тексте и прочитайте ,что посоветовала Шавка Моське?

7 .За что Шавка осуждает Моську? (Соседка…….)

8. Прочитайте, зачем Моська напала на слона? (что она без драки…..-

9. Что высмеивает И.А. Крылов в басне?

Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона.

Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.

Учитель. Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы ее боялись, считали очень сильной и задиристой, привлечь к себе внимание 

Чтение по ролям.

Давайте попробуем и мы, прочитать басню по ролям.

– Сколько нужно человек для чтения? (3)
– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”?

(– Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.)

Итог урока: 

– Чему учат басни? Назовите положительные качества……..

Учитель: Действительно, и в нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с хорошо знакомыми крыловскими персонажами. По-прежнему среди нас Ворона и Лисица, Лебедь, Рак и Щука, И если присмотреться, то какие-то недостатки мы откроем и в себе. Ведь людей без недостатков не бывает, и сейчас, как и в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, талант – с бездарностью. Я надеюсь, что нравоучения Крылова помогут вам стать лучше.

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо сегодня потрудились.

Оценки.

Домашнее задание:

  1. Выучить басню Крылова “Слон и Моська”
  2. Дополнительное задание.(по желанию) 

Рефлексия.

– Покажите, ребята, какое у вас сейчас настроение? Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Банные сражения"

Цель:формировать культурно-гигиенические навыки через игровую   деятельность;  познакомить учащихся со способами ухода за своим  телом;воспитывать ловкость, смекалку, быстроту, рас...

Познавательно-развлекательное мероприятие "Банные сражения"

Формирование культурно-гигиенических навыков через игровую деятельность; воспитание смекалки, ловкости, быстроты; расширения кругозора...

Внеклассное мероприятие в группе продлённого дня: «Путь к здоровью, силе, бодрости «Банное сражение»

Данная разработка в игровой форме знакомит учащихся 1-2 класса с баней, показывает зачем нужна людям баня...

ЗОЖ.Банные сражения

Внеклассное мероприятие по ЗОЖ....

Сценарий спортивного мероприятия для 1 классов "Банный день"

Мероприятие приурочено к празднику 23 февраля, участники дети и их родители. Мероприятие проходит по типу весёлых стартов....

Познавательное занятие: «Баня парит, баня правит!

Формирование у воспитанников основ здорового образа жизни, изучение особенностей устройства бани и воздействия банных процедур на здоровье  человека....