Басня И.А. Крылова " Слон и Моська"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Это открытый урок по чтению, в 4 классе, по учебнику Л.А. Ефросининой " Литературное чтение". На этом уроке я использовала педагогическую технологию "исследовательский метод". Главная особенность этого метода-творческий характер, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности. На уроке ребята показывают умения работать с различными источниками информации, анализировать, сравнивать, делать выводы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literaturnogo_chteniya_v_4klasse.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературного чтения в 4классе.
Тема урока: И. А. Крылов «Слон и Моська».
Цели урока: 1учить умению анализировать басню;
2 донести до детей иронию басни;
3 находить мораль-поучение в произведении;
4 работать над выразительным чтением;
5 воспитывать у детей непримиримое отношение к человеческим порокам (зазнайство, глупость и т. д.)
6 воспитывать любовь к литературе.
Оборудование: портрет И. А. Крылова; рисунки детей к басням.
Оформление доски: на доске портрет баснописца и рисунки детей.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово учителя.
13 февраля 2009 г. Исполнится 240 лет великому русскому баснописцу И. А. Крылову. В народе его называют « дедушкой Крыловым». В городе Санкт-Петербурге, у подножия его памятника изображены персонажи его басен.
Крылов был не только баснописцем. Он писал стихи, водевили, издавал журнал. Но ярче всего его талант проявился в баснях, писал он их доходчиво, по- народному.
-Чем басня отличается от любого другого стихотворения? Ответы детей.
( Басня – это насмешливое, нравоучительное стихотворение, она высмеивает недостатки людей)
-Кто может быть героями басни: человек или животное? Ответы детей.
( Обобщение учителем) В баснях Крылов использует олицетворение т.е. фигурирует множество различных зверей, под их видом он изображал людей. За обезьянами, лисицами, воронами стоят подлинные человеческие характеры.
-Кто знает, как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей? Ответы детей.
( Обобщение детей) Этот прием называется иносказанием ( запись слова на доске). Иносказание придумал Эзоп живший около 3000 тысяч лет назад в древней Греции. Эзоп был рабом и не мог открыто смеяться над людьми обладающими властью. Он рассказывал истории, которые якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что высмеивает неприглядные поступки определенного человека.
До сих пор иносказательную речь называют эзоповым языком. Читая басни мы, с вами, будем учиться понимать эзопов язык.
В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим баснописцем считается И.А. Крылов.
3. Работа с портретом.
-Рассмотрите портрет И.А. Крылова.
-Каким вам представляется баснописец?
-Кто такие баснописцы?
( Это поэты, которые пишут басни). Крылов- великий баснописец!
4. Речевая разминка.
- Я произношу несколько строк из ранее изученной басни, а вы должны определить, из какой именно, и вспомнить ее название:
«Да только воз и ныне там…» ( «Лебедь, Щука и Рак» )
« Вперед чужой беде не смейся, голубок…» (« Чиж и Голубь» )
« До того ль голубчик было…» (« Стрекоза и Муравей» )
« Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом…» (« Ворона и Лисица» )
5. Работа с басней до чтения.
-Сегодня мы познакомимся с новой басней. Откройте учебник, прочтите:
-Как она называется? ( « Слон и Моська»)
-Кто такой слон? Расскажите о нем.
(Обобщение и добавление несказанного)
Слон – огромное и очень сильное животное. Он намного выше самого высокого человека-до3,5 метров. Весит больше 4 тонн. Ноги у него толстые, как бревна. Слонов боятся даже тигры и львы.
-Кто такая Моська? Это название животного? (Нет, кличка)
-По кличке можем определить, что за животное?
( Моська-это совсем маленькая собачонка .)
-Какой вы ее представляете?
(Маленькая, некрасивая, беспородная собачка, на кривых ножках, с глупой мордочкой)
Физкультминутка.
6.Работа над содержанием басни и анализ.
-Читаем 1-4 строчки (словарная работа по ходу чтения)
-Где происходит действие? (на улицах города)
-С какой целью водили слона по улицам? (напоказ)
-Что значит напоказ? (чтобы показать, для обозрения )
-Почему слоны в диковинку у нас? ( в нашей местности не встречаются в природе, можно увидеть в зоопарке, в цирке)
-Кто ходил за слоном? (толпы зевак)
-Кто такие зеваки?( те, кто зевает, слоняясь по улицам без дела)
-Сколько было таких людей? (толпы т.е. много)
5-8строчки
-Кто выбежал навстречу Слону?
-Что значит «отколе ни возьмись»? (появилась ниоткуда)
-Какую часть речи использует автор для описания поведения Моськи? (глаголы: метаться, лаять, визжать, рваться, лезет в драку)
-Какое значение имеют эти глаголы?
-Что Моська хочет доказать своим лаем?
-Зачем ей это нужно?
-Чем она смешна?
-Все ли собаки так себя ведут?
-Могла ли своими действиями Моська нанести вред Слону?
9-12 строчки
-Кто сделал замечание Моське? (Шавка)
(Шавка тоже собака, но она говорит спокойно)
-Какое замечание она сделала Моське? ( « Соседка, перестань срамиться» )
-Что значит «срамиться» ? (позориться)
-Что значит «хрипишь»? ( сильно лаяла), «не примечает» (не замечает, не обращает внимания)
Следующие4строчки и до конца.
-Что значит «духу придает»? (дает сил), «большие забияки» (задиры, никого не боятся)
-Чего же хотела добиться Моська?
-О чем она мечтает? (прославиться)
-Какова Моська в действительности?
-Почему она уверена, что может прослыть сильной «совсем без драки»?
-Справедливо ли сказать, что Моська не только глупая собака, но и трусливая?
7.Работа с иллюстрацией к басне.
-Рассмотрите иллюстрацию к басне.
-Расскажите, какими рисует художник Слона, Моську?
-Расскажите, как ведет себя Слон в этой сцене?
(Обобщаю ответы)
Слоны хорошо дрессируются и поэтому их издавна показывают в цирках. Здесь на картинке, на картинке, изображен такой дрессированный слон. Циркач-дрессировщик, облачившись в одежды индийского погонщика слонов, водит животное по улицам и зазывает зрителей на цирковое представление.
8. Работа с басней после чтения.
1.Подготовка к выразительному чтению(каждая строка читается, ставится логическое ударение, обозначаются паузы)
-Подумайте, как нужно читать слова каждого из действующих лиц, что бы определить их характер?
2.Выразительное чтение учителем.
3.Выразительно читают басню 3-4 ученика.
9.Итог урока.
-Кто герои басни?
-Кого из них высмеивает И.А. Крылов?
-Где особенно сильно звучит авторская ирония? (Увидевши Слона…)
-В чем смысл этой басни, в каких словах ставших крылатыми, он заключен?
( «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на Слона» )
-Каков же вывод? (делают дети, обобщаю)
Моська-хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, что бы ее боялись, считали очень сильной и задиристой. Бросаясь на Слона, всячески изображая отчаянную смелость, она отлично понимает, что великан не опасен, он даже не замечает ее.
-Можно ли с подобными Моськами встретиться в реальной жизни?
Есть ли мораль в басне? (нет)
10.Домашнее задание.
1. Сочини свою мораль по предложенным началу и рифмам.
-Как эту басню толковать?
…………………не затевать.
Силен,………………………
…………………смешен.
2. Выучи басню наизусть.
Литература:
1.Л.А.Ефросинина Методическое пособие. М.2007год.
2.В.А.Лазарева. Уроки литературного чтения в современной начальной школе. М. 2006г.
3.Л.А.Ефросинина.Литературное чтение. М.2007год.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фильм. Басня И.А. Крылова "Слон и Моська"
Ресурс для начальной школы. Фильм можно использовать при изучении басен И.А. Крылова. Текст читает народный артист В. Гаф. тhttp://www.proshkolu.ru/user/valyshka30/file/2540998/...
Баня И.А.Крылова "Слон и Моська"
Открытый урок по литературному чтению в 3 классе...
Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.
Тема урока: Басня И.А.Крылова «Слон и Моська». Мораль басни.Цель: Познакомить с басней И.А.Крылова «Слон и Моська»Задачи: - Уметь определять басню как жанр литературы по характерным признакам (а...
Басня И.А.Крылова "Слон и Моська" 2 класс
Презентация и конспект урока по басне И.А.Крылова "Слон и Моська" для 2-ого класса...
Конспект урока по литературному чтению по басне И.А.Крылова "Слон и Моська"
Тема раздела: XIX век. Путешествие продолжается...Тема: Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? (И.А. Крылов «Слон и Моська»)Цели и задачи:·...
Путешествие 3. Москва начала XIX века. Интересны ли детям басни? И.А. Крылов «Слон и Моська»
урок + презентация...
Конспект урока по литературному чтению в 3 классе по теме: "Творчество Ивана Андреевича Крылова, басня «Слон и Моська».
В конспекте учащиеся научатся:1. Работать с произведениями И.А. Крылова;2. осмысливать нравственные ценности басен И.А.Крылова;3. Оценивать поступки героев произведения и свои собственные под ру...