Урок литературного чтения Тема. Русские писатели о различных периодах весны. А.П.Чехов «Весной» К.Д.Ушинский «Утренние лучи».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Миронова Елена Александровна

 

Цели: - обобщить  знания  детей о весне, как времени года, подчеркнуть                                               функциональные отличия  различных периодов  весны на примере              литературных произведений;

                  - развивать умение  анализа  художественного произведения с точки зрения    эмоционального восприятия через    «своё я»;

                  - формирование навыка работы в  группах, создания  творческого          характера       работы;

                  - развитие   умения  сочинительской деятельности, расширение              словарного    запаса   учащихся;

            - развитие литературоведческой  зоркости по составлению     деформированных рассказов + написанию своих с опорой на       заданные        слова;

            - воспитывать  чуткость, отзывчивость, умение  слушать и слышать                         других ,культуру общения, открытость восприятия и                                             высказывания своих мыслей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_literaturnogo_chteniya_publ.zip14.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

Тема. Русские  писатели  о  различных  периодах  весны.

А.П.Чехов  «Весной»

К.Д.Ушинский «Утренние   лучи».

Цели: - обобщить  знания  детей о весне, как времени года, подчеркнуть                                           функциональные отличия  различных периодов  весны на примере           литературных произведений;

              - развивать умение  анализа  художественного произведения с точки зрения          эмоционального восприятия через    «своё я»;

              - формирование навыка работы в  группах, создания  творческого         характера           работы;

              - развитие   умения  сочинительской деятельности, расширение          словарного         запаса   учащихся;

            - развитие литературоведческой  зоркости по составлению          деформированных рассказов + написанию своих с опорой на         заданные         слова;

            - воспитывать  чуткость, отзывчивость, умение  слушать и слышать                  других ,культуру общения, открытость восприятия и                                 высказывания своих мыслей;

Оборудование: рисунки и сочинения  детей; карточки для работы в группах, тексты  для                          работы с произведениями, эпиграф - облачко.

Ход урока

I .Орг.момент.

II.Вступительная  беседа. Работа с   выставкой  рисунков.

Учитель

Учащиеся

Ребята, в рамках   нашего проекта вы рисовали иллюстрации к различным произведениям. Какая  тема  их   объединяет?

Весна.

Какое  настроение  сегодня  вызывает у вас это слово? Выразите  это  отдельными словами.

Выслушать ответы  детей, выбрать  что-то  общее в  ответах    и   обратить  внимание   на индивидуальные  высказывания.

А  все ли ваши рисунки передают  радостное  настроение?

Нет.

Почему?

Какой период  весны на них  изображён ?

Ранняя, середина весны, поздняя.

Разделим  ваши работы на группы.

Выберите  из отрывков стихотворений  на  доске  четверостишия, подходящие к каждой группе   рисунков. Обоснуйте  свой выбор

 

На доске  представлены  отрывки из стихотворений

Ещё капели не отпели,                                Ещё  в полях белеет снег,

Звенел ручей на мостовой,                                А воды уж весной шумят-

Когда из тёплых стран летели                        Бегут и будят сонный брег,

Скворцы весёлые домой.                                Бегут, и блещут, и гласят…

Ещё  Алёнка и Алёшка                                Они гласят во все концы:

От солнца щурились во сне,                         «Весна  идёт! Весна идёт!

Когда скворец над их окошком                        Мы молодой весны гонцы,

Запел вдруг  песню о весне                                Она нас выслала вперёд.»

                                                Ф.Тютчев.

Он славил ясный день апреля,                        

Скворечню милую свою-                                Зима недаром злиться ,

Да так искусно сыпал трели,                        Прошла её пора-

Что не суметь и соловью!                                Весна в окно стучится

        Г.Ладонщиков.                        И гонит со двора.

                                                                                                       Ф.Тютчев.

Уж  тает снег, бегут ручьи,                                Ещё светло перед окном,

В окно повеяло весною…                                В разрыве облак солнце блещет, 

Засвищут скоро соловьи,                                И воробей своим крылом,

И лес оденется листвою!                                В  песке купаяся, трепещет.

                              А.Фет.

Чиста небесная  лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых  и бурь

Опять надолго миновала.

        А.Плещеев.

III.Сравнительный анализ произведений А.П.Чехова «Весной»  и К.Д.Ушинского

«Утренние лучи».

1.   А.П.Чехов   «Весной»

а)Первичное  восприятие текста.

Обратите внимание на первые строчки этих произведений.

Как вы думаете, в какой последова-тельности их лучше читать? Почему? Давайте  проверим наши предположения (чтение рассказа А.П.Чехова «Весной»).

Первым А. Чехов «Весной», т.к. там период ранней весны.

б)Проверка  первичного восприятия.

Какое настроение у   автора  вызывает эта картина весны? Обоснуйте свой ответ.

Грусть, хмурое настроение.

Какой  это период  весны? Подберите для доказательства своей правоты строчки из текста.

Два времени и зима, и весна.

Какие  объекты неживой и живой природы описывает автор? Как? Зачитайте соответствующие отрывки.

Земля, воздух, солнце, речка, деревья.

Какие развлечения весной у детей  описывает автор?

Залезть на голубятню, гнать воду, долбить лёд, пускать кораблики…

Какие виды развлечений  остались и по сей день?

Долбить лёд, пускать кораблики.

Почему автор, чтобы увидеть окрестности, предлагает залезть на колокольню или голубятню?

Это были самые высокие строения в русской  деревне.

Какое слово повторяет  автор в каждом предложении последнего  абзаца?

 О чём оно говорит?

Хорошо, это значит,  что зима уходит, идёт весна.

Какова, на ваш  взгляд, главная мысль   рассказа? Зачитайте предложение из произведения.

Последнее.

2.К.Д.Ушинский   «Утренние  лучи».

а) Первичное восприятие  текста (у детей текст напечатан  на листах, чтение  по абзацам).

б)Проверка первичного восприятия

Что это рассказ  или сказка?

Рассказ, сказка.

Какие фрагменты текста указывают на то, что это жизненная история?

Животные показаны в реальной жизненной ситуации.

Какой по  своему   настроению этот рассказ  на ваш взгляд?

Жизнерадостный.

Какие ласковые слова говорит автор? Зачитайте!

Солнышко, зайчик, окошечко, медок и т.д.

По вашему   сегодняшнему   настроению какое произведение вам близко?

Второй рассказ ближе, т.к. у нас радостное настроение.

Верно ли мы с вами предположили последовательность сезонных изменений, этапов весны в рассказах?

Да.

IV. Физминутка.

V.Работа в группах.

Мы с вами тоже учимся писать, сочинять, составлять стихи, рассказы, сказки, как настоящие мастера слова. Давайте потренируемся! Разделитесь  на группы  и получите задания.(дети заранее разделены на группы ).

Задания   для работы в группах:

I.Отгадать кроссворд.(облегчённое  задание для «слабых» учеников)

II.Восстановить стихотворение.

III.Составить рассказ, начинающийся со слов: «Согрело солнышко сосульку и……..».

IV.Подобрать синонимы.

V.Составить  текст(деформация).

(подробнее задания см. «Приложение»)

VI.Презентация  работ, выполненных детьми по группам.

VII.Итог урока.

Мы сегодня тоже были писателями-сказочниками и хотим  поделиться своим настроением с гостями и зачитать свои сказки.

VIII. Д\з. Составить  рассказ на тему «Весна» для  конкурса «Читательских удовольствий»

в рамках нашего проекта.

Задания  для  работы в группах.

I.группа

1.Растёт  вниз головой, не летом растёт, а зимой.

  Чуть солнце её припечёт, заплачет она и умрёт.

2.Я сильней  десяти коней. Где в полях пройду весной-летом встанет хлеб стеной.

3.Висит сито, не руками свито.

4.Время года.

5.Красная  девушка по небу ходит.

6.Весной вырастают, а осенью опадают.

Ключевое слово:_______________________

Найти его объяснение в толковом словаре

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

1с      

о

с

у

л

ь

к

а

 

                         2

т

р

а

к

т

 

 

 

 

                                         3

п

а

у

 

 

 

 

                                 4

в

е

с

н

 

 

 

 

                           5

с

о

л

н

ц

 

 

 

 

            6

л

и

с

т

ь

я

 

 

 

 

II.Восстанови  стихотворный текст.

        Блестящие,_____________________                Слова  для справок:

        Хрустят, как ____________________                вопящие, звенящие, стонущие;

        ___________________         висящие                чипсы, леденцы, сухарики;

        _______________             -сорванцы.                под крышами, под ногами, под

        Блестящие, звенящие,                                тучами;

        Как солнышка _________________                сосульки, карамельки, букашки;

        …Отсюда                  начинаются                        ноги, ручки, лучи;

        __________                         ручьи.                        осенние, весенние, мокрые.  

    А. Ивечин.

III.1.Составьте рассказ, начинающийся со слов:

          Согрело  солнышко сосульку…………….

     2.Придумайте  название  рассказу.

Слова для справок:                холодными слезами, разноцветные капельки-огоньки,

                        зажурчали ручейки, радостные воробьи, всё засверкало,

                        весь мир осветила  радость.

                        __________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV.Подберите  подходящие по смыслу  синонимы:

    1.Солнышко согрело -______________________________

    2.Капля радостная-    ______________________________

    3.Слёзы  холодные-________________________________

    4.Ручеёк солнечный-_______________________________

    5.Воробьи купаются -______________________________

    6.Огни радужные -________________________________

V.Составь   текст   из  разрозненных   частей.

Солнечная   капля.

Согрело  солнышко  сосульку. Заплакала она холодными слезами.

Вспыхнули капельки на солнце. Засветились  красными,    синими, жёлтыми  огоньками. Зажурчали они ручейками.

Воробьи искупались в солнечном  ручейке и заголосили

по-весеннему  радостно.

Всё кругом изменилось:засияло,засверкало,заискрилось  радужными   огнями.

Весь  мир осветила  и зажгла крохотная  солнечная капля.

                                        по   Э.Шиму


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: Тема: А. Блок «Ветхая избушка»

Урок открытия новых знаний.        Педагогическая цель: познакомить с творчеством А.А. Блока; развивать воображение, связную речь, навыки анализа текста, выразительного ч...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема "Семейное чтение. Притча". УМК "Перспектива" (3 класс)

Тема урока «Семейное чтение. Притча»Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через чтение и анализ притчиДидактическиеОрганизовать работу по осмысленному чте...