Урок литературного чтения Тема. Русские писатели о различных периодах весны. А.П.Чехов «Весной» К.Д.Ушинский «Утренние лучи».
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме
Цели: - обобщить знания детей о весне, как времени года, подчеркнуть функциональные отличия различных периодов весны на примере литературных произведений;
- развивать умение анализа художественного произведения с точки зрения эмоционального восприятия через «своё я»;
- формирование навыка работы в группах, создания творческого характера работы;
- развитие умения сочинительской деятельности, расширение словарного запаса учащихся;
- развитие литературоведческой зоркости по составлению деформированных рассказов + написанию своих с опорой на заданные слова;
- воспитывать чуткость, отзывчивость, умение слушать и слышать других ,культуру общения, открытость восприятия и высказывания своих мыслей;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literaturnogo_chteniya_publ.zip | 14.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения
Тема. Русские писатели о различных периодах весны.
А.П.Чехов «Весной»
К.Д.Ушинский «Утренние лучи».
Цели: - обобщить знания детей о весне, как времени года, подчеркнуть функциональные отличия различных периодов весны на примере литературных произведений;
- развивать умение анализа художественного произведения с точки зрения эмоционального восприятия через «своё я»;
- формирование навыка работы в группах, создания творческого характера работы;
- развитие умения сочинительской деятельности, расширение словарного запаса учащихся;
- развитие литературоведческой зоркости по составлению деформированных рассказов + написанию своих с опорой на заданные слова;
- воспитывать чуткость, отзывчивость, умение слушать и слышать других ,культуру общения, открытость восприятия и высказывания своих мыслей;
Оборудование: рисунки и сочинения детей; карточки для работы в группах, тексты для работы с произведениями, эпиграф - облачко.
Ход урока
I .Орг.момент.
II.Вступительная беседа. Работа с выставкой рисунков.
Учитель | Учащиеся |
Ребята, в рамках нашего проекта вы рисовали иллюстрации к различным произведениям. Какая тема их объединяет? | Весна. |
Какое настроение сегодня вызывает у вас это слово? Выразите это отдельными словами. | Выслушать ответы детей, выбрать что-то общее в ответах и обратить внимание на индивидуальные высказывания. |
А все ли ваши рисунки передают радостное настроение? | Нет. |
Почему? Какой период весны на них изображён ? | Ранняя, середина весны, поздняя. |
Разделим ваши работы на группы. Выберите из отрывков стихотворений на доске четверостишия, подходящие к каждой группе рисунков. Обоснуйте свой выбор |
|
На доске представлены отрывки из стихотворений | |
Ещё капели не отпели, Ещё в полях белеет снег, Звенел ручей на мостовой, А воды уж весной шумят- Когда из тёплых стран летели Бегут и будят сонный брег, Скворцы весёлые домой. Бегут, и блещут, и гласят… Ещё Алёнка и Алёшка Они гласят во все концы: От солнца щурились во сне, «Весна идёт! Весна идёт! Когда скворец над их окошком Мы молодой весны гонцы, Запел вдруг песню о весне Она нас выслала вперёд.» Ф.Тютчев. Он славил ясный день апреля, Скворечню милую свою- Зима недаром злиться , Да так искусно сыпал трели, Прошла её пора- Что не суметь и соловью! Весна в окно стучится Г.Ладонщиков. И гонит со двора. Ф.Тютчев. Уж тает снег, бегут ручьи, Ещё светло перед окном, В окно повеяло весною… В разрыве облак солнце блещет, Засвищут скоро соловьи, И воробей своим крылом, И лес оденется листвою! В песке купаяся, трепещет. А.Фет. Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. А.Плещеев. | |
III.Сравнительный анализ произведений А.П.Чехова «Весной» и К.Д.Ушинского «Утренние лучи». 1. А.П.Чехов «Весной» а)Первичное восприятие текста. Обратите внимание на первые строчки этих произведений. | |
Как вы думаете, в какой последова-тельности их лучше читать? Почему? Давайте проверим наши предположения (чтение рассказа А.П.Чехова «Весной»). | Первым А. Чехов «Весной», т.к. там период ранней весны. |
б)Проверка первичного восприятия. | |
Какое настроение у автора вызывает эта картина весны? Обоснуйте свой ответ. | Грусть, хмурое настроение. |
Какой это период весны? Подберите для доказательства своей правоты строчки из текста. | Два времени и зима, и весна. |
Какие объекты неживой и живой природы описывает автор? Как? Зачитайте соответствующие отрывки. | Земля, воздух, солнце, речка, деревья. |
Какие развлечения весной у детей описывает автор? | Залезть на голубятню, гнать воду, долбить лёд, пускать кораблики… |
Какие виды развлечений остались и по сей день? | Долбить лёд, пускать кораблики. |
Почему автор, чтобы увидеть окрестности, предлагает залезть на колокольню или голубятню? | Это были самые высокие строения в русской деревне. |
Какое слово повторяет автор в каждом предложении последнего абзаца? О чём оно говорит? | Хорошо, это значит, что зима уходит, идёт весна. |
Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? Зачитайте предложение из произведения. | Последнее. |
2.К.Д.Ушинский «Утренние лучи». а) Первичное восприятие текста (у детей текст напечатан на листах, чтение по абзацам). б)Проверка первичного восприятия | |
Что это рассказ или сказка? | Рассказ, сказка. |
Какие фрагменты текста указывают на то, что это жизненная история? | Животные показаны в реальной жизненной ситуации. |
Какой по своему настроению этот рассказ на ваш взгляд? | Жизнерадостный. |
Какие ласковые слова говорит автор? Зачитайте! | Солнышко, зайчик, окошечко, медок и т.д. |
По вашему сегодняшнему настроению какое произведение вам близко? | Второй рассказ ближе, т.к. у нас радостное настроение. |
Верно ли мы с вами предположили последовательность сезонных изменений, этапов весны в рассказах? | Да. |
IV. Физминутка. V.Работа в группах. Мы с вами тоже учимся писать, сочинять, составлять стихи, рассказы, сказки, как настоящие мастера слова. Давайте потренируемся! Разделитесь на группы и получите задания.(дети заранее разделены на группы ). Задания для работы в группах: I.Отгадать кроссворд.(облегчённое задание для «слабых» учеников) II.Восстановить стихотворение. III.Составить рассказ, начинающийся со слов: «Согрело солнышко сосульку и……..». IV.Подобрать синонимы. V.Составить текст(деформация). (подробнее задания см. «Приложение») VI.Презентация работ, выполненных детьми по группам. VII.Итог урока. Мы сегодня тоже были писателями-сказочниками и хотим поделиться своим настроением с гостями и зачитать свои сказки. VIII. Д\з. Составить рассказ на тему «Весна» для конкурса «Читательских удовольствий» в рамках нашего проекта. |
Задания для работы в группах.
I.группа
1.Растёт вниз головой, не летом растёт, а зимой.
Чуть солнце её припечёт, заплачет она и умрёт.
2.Я сильней десяти коней. Где в полях пройду весной-летом встанет хлеб стеной.
3.Висит сито, не руками свито.
4.Время года.
5.Красная девушка по небу ходит.
6.Весной вырастают, а осенью опадают.
Ключевое слово:_______________________
Найти его объяснение в толковом словаре
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
| ||
| 4 |
|
|
|
|
| |||
| 5 |
|
|
|
|
| |||
| 6 |
|
|
|
|
|
|
1с | о | с | у | л | ь | к | а |
| ||
2 | т | р | а | к | т |
|
|
|
| |
3 | п | а | у |
|
|
|
| |||
4 | в | е | с | н |
|
|
|
| ||
5 | с | о | л | н | ц |
|
|
|
| |
6 | л | и | с | т | ь | я |
|
|
|
|
II.Восстанови стихотворный текст.
Блестящие,_____________________ Слова для справок:
Хрустят, как ____________________ вопящие, звенящие, стонущие;
___________________ висящие чипсы, леденцы, сухарики;
_______________ -сорванцы. под крышами, под ногами, под
Блестящие, звенящие, тучами;
Как солнышка _________________ сосульки, карамельки, букашки;
…Отсюда начинаются ноги, ручки, лучи;
__________ ручьи. осенние, весенние, мокрые.
А. Ивечин.
III.1.Составьте рассказ, начинающийся со слов:
Согрело солнышко сосульку…………….
2.Придумайте название рассказу.
Слова для справок: холодными слезами, разноцветные капельки-огоньки,
зажурчали ручейки, радостные воробьи, всё засверкало,
весь мир осветила радость.
__________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV.Подберите подходящие по смыслу синонимы:
1.Солнышко согрело -______________________________
2.Капля радостная- ______________________________
3.Слёзы холодные-________________________________
4.Ручеёк солнечный-_______________________________
5.Воробьи купаются -______________________________
6.Огни радужные -________________________________
V.Составь текст из разрозненных частей.
Солнечная капля.
Согрело солнышко сосульку. Заплакала она холодными слезами.
Вспыхнули капельки на солнце. Засветились красными, синими, жёлтыми огоньками. Зажурчали они ручейками.
Воробьи искупались в солнечном ручейке и заголосили
по-весеннему радостно.
Всё кругом изменилось:засияло,засверкало,заискрилось радужными огнями.
Весь мир осветила и зажгла крохотная солнечная капля.
по Э.Шиму
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»
Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя, главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...
План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс
Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...
Конспект урока литературного чтения. Тема : Мягкий согласный звук [ч\' ] Чтение слов , предложений с буквой ч. /1 класс/ УМК "Школа России"/
Урок закрепления изученного по теме ( игровая форма)...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: Тема: А. Блок «Ветхая избушка»
Урок открытия новых знаний. Педагогическая цель: познакомить с творчеством А.А. Блока; развивать воображение, связную речь, навыки анализа текста, выразительного ч...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс
Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс: _2__ Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...
Технологическая карта урока литературного чтения.Тема "Семейное чтение. Притча". УМК "Перспектива" (3 класс)
Тема урока «Семейное чтение. Притча»Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через чтение и анализ притчиДидактическиеОрганизовать работу по осмысленному чте...