тематическое планирование по литературному чтению В.Ю. Свиридовой 2 класс
статья по чтению (2 класс) на тему

Дамбиева Аюна Цыденовна

тематическое планирование 2 класс по литературному чтению 40 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lit_chtenie_2_klass.docx116.38 КБ

Предварительный просмотр:

№ п/п.

Раздел, тема

Всего часов

Технология, формы организации образовательного процесса

Характеристика деятельности ученика

Планируемые результаты

оборудование

контроль

Домашнее задание

предметные

метапредметные

                                                                                                                                             I четверть (36 часов)          

1

Глава 1. Вступление, или Детективное начало…

Знакомство с учебником (обложка, форзац,содержание, словарь.) Вступительная статья. Характер лирического героя в рассказе В. Драгунского «Что я люблю…»

12 ч

1

Урок-исследование исследовательская работа

Ориентация в учебнике:

_ различение форзаца, титульного

листа, оглавления;

_ предположение по обложке,

внутритекстовой информации

о содержании предстоящей в учебном году работы;

_ знакомство с системой знаков, героями, сопровождающими ученика на протяжении всего учебника.

Актуализация, уточнение правил обращения с книгой. Осознание

значимости чтения для личного развития.

Построение монологического речевого высказывания небольшогообъема

Различение форзаца, титульного листа, оглавления.

Личностные:

–заинтересованное положительное отношение к школе;

– интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

Познавательные:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать

учебный материал; формулировать несложные выводы;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

Коммуникативные

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

– проявлять интерес к общению и групповой работе.

фронтальный,индивидуальный

ч.1

3

2

 

1

Комбинированный урок

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его юмористического характера, характера героя рассказа.

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев,

умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

выделять главную мысль прочитанного произведения 

Знать отличия стихотворной формы от  прозаической

фронтальный, групповой

Прочитать

отрывки

текста,

вопросы 1–3

3

Характер лирического героя в стихотворении И. Токмаковой «Мне грустно – я лежу больной…» В.Драгунского «Что любит Мишка…»

1

Комбинированный урок инсценирование

Осознанное восприятие, интерпретация текста, оценка его характера.

Ориентирование в нравственном

содержании прочитанного. Характеристика героя стихотворения. Участие в обсуждении (прослушанного/

прочитанного произведения.

Различение позиции автора, отношения автора к герою.

Выразительное чтение произведения с опорой на его эмоциональное восприятие.

эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов

индивидуаль

ный, работа в парах

Стихотворе_

ние выучить

наизусть

4

Характер лирического героя в рассказе

1

исследовательская работа

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев.

Участие в обсуждении

прослушанного/

прочитанного произведения.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

рассказывать о событиях произведения от первого и третьего лица

Знать произведения данного автора

фронтальный

8 – 12 Читать

рассказ.

Прочитать

монолог

Мишки с его

интонацией

5

Характер литературного героя. В.Драгунский «И чего не люблю!» Работа с выставкой рассказов В.Драгунского, работа с сочинениями.

1

исследовательская работа, инсценировка.

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста.

Сравнивать произведения.

Сравнивать поведение, характер литературных героев,

характеризовать их.

Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп

чтения на основе восприятия.

Уметь читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию;

формулировать несложные выводы;

понимать средства авторской оценки героя

индивидуальныйгрупповой

13-14

6

Прием контраста в литературе. Б.Заходер «О границах поэтического творчества», Дж.Чиарди

«…Скажу я слово ВЫСОКО…», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», считалки.

1

исследовательская работа

Выразительное чтение произведений с определением логических

ударений, пауз. Участие в обсуждении  прослушанного/ прочитанного произведения.

Декламация стихотворения. Инсценирование.

понимать сравнительные образы в стихотворении,

 различать виды рифмовки, придумывать точную рифму;

пользоваться словарем учебника и справочной литературой

фронтальный

15 – 17 Стихотворе_

ние Д. Хармса выучить

наизусть

7

Прием контраста в литературе. К.Ушинский «Четыре желания», работа с годовым кругом,

А. Усачев «Первое сентября»

1

Комбинированный урок

Выразительное чтение произведений с определением логических ударений, пауз.

Участие в обсуждении

прослушанного/ прочитанного произведения.

Декламация стихотворения. Инсценирование.

различать виды рифмовки;

составлять описание природы;

распознавать изобразительно-выразительные средства литературного языка

фронтальный

18-20 Выучить

стихотворение наи_

зусть. Сочинение «Секреты моего

лета»

8

Яркие поэтические образы в стихотворении Д.Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето». Анализ сочинений «Секреты моего лета».

1

исследовательская работа

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного

текста.

Анализировать текст, различая особенности авторских

выразительных средств.

Анализ стихотворения,

средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов.

индивидульный

21 Стихотворение выучить

наизусть,

редактирование сочинения

9

Сравнительный анализ научного и художественного текстов на примере энциклопедической статьи  и произведения М.Пришвина «Осеннее утро».

1

Урок-творческая работа

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому.

Читать вслух плавно, целыми словами. Выразительно

читать тексты, анализируя

использование разной интонации, пауз, темпа.

различать жанры литературы,

сравнивать разные виды текстов,

находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя

групповой

22 – 23 Редактирование сочинения

10

Образ ночи в поэзии, живописи и музыке.

В.Драгунский «Тиха украинская ночь…», А.Пушкин «Тиха украинская ночь…».

1

Комбинированный урок

Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). Овладение навыками осознанного,

правильного и выразительного

чтения. Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов).

эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;

отвечать на вопросы по содержанию картины художника

фронтальный, работа в парах

24 – 25 Выучить

стихотворение

наизусть,

творческое

задание на

стр. 24

11

Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. Понятие о видах искусства. Репродукция

А. Куинджи  «Ночь на Днепре», «Лунная соната» Л.ван Бетховена.

1

исследовательская работа

Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений).

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов).

сравнивать красоту художественного описания, настроения стихотворения с настроением живописно полотна и музыкального произведения.

групповой

26 – 28 Творческое

задание

на стр. 24

12

Проверь себя. Работа над проектом.

1

инсценировка, творческое задание на с.32

Различать и называть поэтов и писателей, названия

произведений.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных

ими.Узнавать произведения по

отрывкам

Совершенствование библиографических умений.

индивидуальный

29 Задание 2

или 3

из рубрики

«Проверь

себя»

(завершить,

оформить

начатое

в классе

13

Глава 2

Завязка, тайны искусства…

Звучащие образы в стихотворении

И. Пивоваровой «Картина» и на полотне А.Васнецова «Осенние листья».

14 ч

1

исследовательская работа

Анализ стихотворения, поэтических образов, средств выразительности, использованных для создания этих образов.

соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению

Личностные:

– умение выделять поступок как проявление характера героя;

– эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

– чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Познавательные:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос; на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

– ориентироваться в содержании учебника;

Коммуникативные:

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;

– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

фронтальный, индивидуальный

30-32 Выучить

стихотворение наизусть

14

Песни осени. Д.Кедрин «Осенняя песня». Начало обсуждения написания сочинения.

О.Дриз «Кончилось лето».

1

Комбинированный урок

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

составлять описание природы;

отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию

фронтальный, индивидуаль

ный, парный

33-34 Сочинение

«Осенний парашютист» Выразительное чтение

стихотворений

на выбор (пожеланию выучить

наизусть)

15

1

исследовательская работа

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения. Участие в обсуждении

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

фронтальный, индивидуальный

)

16

Олицетворение как поэтический прием. М.Лермонтов «Утес», ф.Тютчев «Что ты клонишь над водами…»

1

Комбинированный урок

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного

чтения. Участие в обсуждении

соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

отвечать на вопросы по содержанию картины художника

фронтальный, индивидуальный

36-37 Стихотворение наизусть

(по выбору)

17

Образ осени в стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и на полотне И.Левитана «Золотая осень».

1

Урок-исследование работа в группах

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Участие в обсуждении

Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов, соотнесение содержание стихотворения с эпиграфом. Сравнение красоты художественного описания, настроения стихотворения с настроением живописного полотна.

групповой

38 – 39 Выучить

стихотворе_

ние наизусть

18

Картины мира, созданные писателями и поэтами. «Заря- заряница...», И. Пивоварова «Песня зарянки», Л. Толстой «Какая бывает роса на траве».

1

Урок-исследование

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера.

Овладение навыками осознанного,

правильного и выразительного

чтения.

Участие в обсуждении

Сравнение стихотворения и загадки, стихотворения и прозаического произведения. Создание собственных выразительных средств

групповой

ИКТ: Анализ объектов  с целью выделения признаков

40-42 Выразительное чтение

прозаического текста

19

Чудесный дар – видеть красоту мира. М. Цветаева «Одна половина окна растворилась...»,

С. Козлов «Ежик в тумане». Оницура (хокку), С. Козлов «Красота».

1

Комбинированный урок

Анализ рассказа, средств выразительности, использованных в нем

Анализ рассказа, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов.

Анализ характера литературного героя.

фронтальный, индивидуальный

4347Найти строчки, где говорится, как Ежик воспринимает красоту пейзажа. Выразительно читать

20

Чудесный дар – видеть красоту мира.

1

Урок-наблюдение

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя.

Определять эмоциональный

настрой произведений, понимать многообразие художественных средств выражения

авторского отношения к изображаемому.

Объяснять выбор слов, используемых в произведениях

для создания настроения,

поэтических образов.

Определять характеры литературных героев.

Сравнение разных по форме, жанру, но передающих схожую мысль произведений

групповой

45 – 47

21

Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога».

1

Урок-наблюдение

Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения.

Чтение по ролям. Инсценирование.

Соотнесение главной мысли произведения с пословицей.

Углубление представлений о загадке (сравнение, рифма, ритм)

Чтение по ролям. Инсценирование. Соотнесение главной мысли произведения с пословицей.

фронтальный, индивидуальный

48- 51 Подготовить

чтение

по ролям

22

Как смотрят на мир поэт и ученый. И. Пивоварова «Как я считал», Г. Корнилова «Кто такой Бумчик», «Про бабочку».

1

Урок-наблюдение

Овладение навыками осознанного,

правильного и выразительного

чтения. Осознанное восприятие

содержания текста, оценка его характера.

Участие в обсуждении

Анализ характера литературного героя через его внешность, увлечения и интересы, поступки. Сравнение литературных героев разных произведений, разных авторов.

групповой

52-56 Словесный

портрет

Бумчика,

вопрос

на стр. 56

23

Как смотрят на мир поэт и ученый. Г. Корнилова «Вертолет». Н. Орлова «Самолет»,

1

Урок-наблюдение

Овладение навыками осознанного,

правильного и выразительного

чтения. Осознанное восприятие

содержания текста, оценка его характера.

Участие в обсуждении

Анализ характера литературного героя через его внешность, увлечения и интересы, поступки. Сравнение литературного героя в разных произведениях одного автора

фронтальный, групповой

57-60

24

Как смотрят на мир поэт и ученый. К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь», Е. Серова «Лесной аэродром» работа с выставкой научно-популярной литературы по выбору учителя.

1

Комбинированный урок

Овладение навыками осознанного,

правильного и выразительного

чтения. Осознанное восприятие

содержания текста, оценка его характера.

Участие в обсуждении

Углубление представлений о литературе научной, научно-популярной и художественной, об элементах сюжета, художественных приемах.

фронтальный, индивидуальный

60-61 Творческое

задание

(стр. 60),

пересказ

отрывка

(стр. 59)

25

Как смотрят на мир поэт и ученый.

1

Комбинированный урок

Читать вслух, обосновывая

выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.

Анализировать особенности

построения стихотворения,

построения сравнения.

Определять настроение стихотворения.

Анализ стихотворения, выразительных средств.

Углубление представлений о сравнении

фронтальный

62 Выразительное чтение

стихотворения.

Подготовка

проектной

работы

«Красавица

осень»

26

Проверь себя.

1

Отвечать на вопросы учебного текста.

Презентовать классу рисунок, фотографию, стихотворение в рамках проектной работы

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени

фронтальный, индивидуальный

63

27

Глава 3. Погоня за секретами литературы…

Что такое образ? Мир литературы – мир образов. Тие, Басе хокку

Э. Нийт «Каменныи замок...».

15 ч

1

Урок-презентация

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя.

Определять эмоциональный

настрой произведений, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснять выбор слов, используемых в произведениях

для создания настроения, поэтических образов

сочинять устное рассуждение на свободную тему;

грамотно использовать понятие «образ»

Личностные:

– интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

– умение выделять поступок как проявление характера героя;

– эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

– понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;

– умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений;

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

Познавательные:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

– ориентироваться в содержании учебника;

Коммуникативные

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

фронтальный, групповой

64-66 Выразительное чтение

стихотворения

28

Ироническое отношение автора к герою. К. Чуковский «Федотка», Е. Чеповецкий отрывок из книги «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Маршак «Попрошайка», Э. Мошковская «Жадных нет».

1

Комбинированный урок

Объяснять выбор слов, используемых в произведении

для создания его настроения.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Анализировать текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств.

Участвовать в диалоге

Представление о преувеличении. Сравнение произведений по настроению, ироничному отношению автора к героям

фронтальный, индивидуальный

67-69 Выразительное чтение

стихотворения

29

Ироническое отношение автора к герою. Портрет литературного героя. С. Михалков «Про мимозу».

1

Комбинированный урок

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя.

Определять эмоциональный

настрой произведений, пони

мать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснять выбор слов, используемых в произведениях

для создания настроения, поэтических образов

Уметь

эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;

оценивать литературного героя произведения по его поступкам

фронтальный, индивидуальный

70-73

30

Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок».

1

Комбинированный урок

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя.

Определять эмоциональный

настрой произведений, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение.

Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства.

Читать вслух.

Уметь

читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию;

– эмоционально воспринимать текст произведения;

понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя)

фронтальный, индивидуальный

74-78

32

Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия.

Л. Толстой «Лев и собачка».

1

Комбинированный урок

Отвечать на вопросы по содержанию литературного

текста.Характеризовать особенности прочитанного произве_

дения, описывать героя, персонажей, особенности и при_

чины их поведения.

Уметь

выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

фронтальный, индивидуальный

79-81

33

Черты сказки и загадки в стихотворении. П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане...», В. Даль «Старик- годовик».

1

Комбинированный урок

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Отвечать на вопросы по

построению прозаического и

стихотворного текста, находить рифмы.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Участвовать в диалоге.

Декламировать стихотворение

Углубление представления о фольклорных произведениях (сказке и загадке) через сравнение с авторским произведением

групповой

82-83

34

Реальные и фантастические образы. Ю. Мориц «Сто фантазий». Н. Носов «Фантазеры».

1

Урок-представление

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Отвечать на вопросы по

построению прозаического и

стихотворного текста, находить рифмы. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Декламировать стихотворение,инсценировать

Декламация стихотворения.

Инсценирование. Представление о фантастических и реальных образах. Уточнение представлений о построении стихотворения, повторах

фронтальный, групповой

84-85

35

Реальные и фантастические образы.

1

Урок-исследование

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Отвечать на вопросы по

построению прозаического и

стихотворного текста, находить рифмы.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Участвовать в диалоге.

Декламировать стихотворение,инсценировать

Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Сравнение литературных героев разных произведений одного автора.

фронтальный, групповой

85-92

36

Реальные и фантастические образы. Н. Носов «Фантазеры», Ф. Галас «Мир наоборот».

1

Комбинированный урок

Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, персонажей, особенности и причины их поведения.

Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста,выражения

эмоционального подтекста.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Участвовать в диалоге.

Инсценировать прозаический текст, разыгрывать роли

героев, используя тон, темп,

тембр, интонацию, мимику, жесты. Участвовать в драматизации

 Понимание цели и назначения заглавия произведения. Уточнение представления о сюжете.

Декламация стихотворения.

фронтальный

85-93

                                                                                                                           II четверть (28 часов

37

Авторская сказка. Сходство

с народными волшебными сказками. В. Катаев «Цветик- семицветик».

1

Комбинированный урок

Воспринимать произведение.

Определять настроение произведения, его жанровую принадлежность.

Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение

Анализ текста с точки зрения жанра.

Понимание цели и назначения заглавия произведения. Выявление позиции автора, его отношения к литературному герою

групповой

94-107

38

Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Сходство

и различие с народными волшебными сказками. Позиция автора. Прием преувеличения.

1

Комбинированный урок

Отвечать на вопросы по содержанию и построению литературного текста.

Находить черты сходства и различия авторской и народной сказки.

Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения, использованные в тексте выразительные средства.

Находить части текста

Анализ текста с точки зрения жанра.

Уточнение представлений о приеме преувеличения, его использовании в авторских и народных сказках.

фронтальный

94-107

39-40

Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Нравственная коллизия.

1

Комбинированный урок

Отвечать на вопросы по содержанию и построению литературного текста.

Находить черты сходства и различия авторской и народной сказки.

Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения, использованные в тексте выразительные средства.

Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения.

индивидуальный

94-107

41

Автопортрет.

1

Читать вслух, обосновывая

выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.

Анализировать особенности

построения стихотворения,

построения сравнения.

Определять настроение стихотворения, понимать многообразие художественных

средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Создавать письменный текст

(определять тип высказывания, отбирать целесообразные выразительные средства)

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера.

Анализ стихотворения, выразительных средств.

фронтальный, индивидуальный

108

42

Проверь себя.

1

Различать и называть поэтов и писателей, названия

произведений.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных

ими. Узнавать произведения

по отрывкам

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени.

фронтальный, индивидуальный

109

43

Глава 4.

Идем по невиданным следам...

Исследуем законы волшебных сказок.

Ю. Мориц «Песенка про сказку».

21 ч

1

Анализировать композицию, героев, средства, используемые в сказках (кумулятивная цепочка построения, традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи, наличие волшебных чисел,

волшебных предметов).

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование интонации, пауз, темпа, логического ударения, используя четкий ритм.

Декламировать стихотворение

Выявление особенностей сказочного текста (особенности героев и композиции, сказочные числа, волшебные предметы). Формулирование высказывания о специфике сказочного текста (с опорой на вопросы учебника, с помощью учителя).

Личностные:

– интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

– умение выделять поступок как проявление характера героя;

– эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

– чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

–– умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений;

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Познавательные:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться в содержании учебника;

– пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

Коммуникативные

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;

– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

фронтальный

110-111

44

Исследуем законы волшебных сказок. А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...».

Библиотечный урок.

1

Воспринимать информацию на слух.

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении,

для создания его настроения,

характера

Углубление представлений о понятиях: сказка, законы волшебной сказки.

групповой

112-113

45

Особенности авторской сказки.

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Фольклорная основа сказки (знакомство с одним из вариантов), образы, созданные художником как составляющая часть книги.

1

Комбинированный урок

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому.

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей

этого жанра.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Анализ текста (наличие повторов, классическое начало, сходство с фольклорным сюжетом: сходно место действия, набор главных героев, сходство финалов).

индивидуальный

Стр. 114–125

46-48

Особенности авторской сказки.

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Различия с фольклорной сказкой.

3

Комбинированный урок

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей

этого жанра.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Анализ текста (отличие от фольклорной сказки: богатая лексика, подробности, детали – описание моря и неба, реакции старика на запросы старухи, подробности описания избы, терема, нарядов старухи).

фронтальный, индивидуальный

114-125

49

Сказочные законы в волшебной сказке. Различение сказок

о животных и волшебной на примере сказ ки Ш. Перро «Кот в сапогах», русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса»

1

Комбинированный урок

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Работать в группе

Представления об отличии волшебной сказки, где волшебный помощник животное, от сказки о животных.

Представления о законах волшебной сказки.

групповой

126-131

50

Сказочные законы в русской народной волшебной сказке «Кузьма Скоробогатый» (текст сказки в хрестоматии)

1

Анализировать текст: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы.

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей

текста, смысловых пауз, передавая собственное отношение к событиям и героям. Пересказывать прочитанное

 Углубление представлений о законах волшебной сказки. Передача содержания прочитанного с учетом жанровых особенностей

индивидуальный

51

Наедине с книгой. Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый», сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

1

Комбинированный урок

Анализ прослушанного/прочитанного произведения для выявления жанровой специфики волшебной сказки (сравнение волшебных помощников, сюжета, приемов; выявление других особенностей).

фронтальный, индивидуальный

132

52

Зимняя страничка. А. Пушкин «Опрятней модного паркета...».

1

Комбинированный урок

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя

и обосновывая использование

разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных

средств выражения авторскогоотношения к изображаемому.

Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов.

фронтальный

133-134

53

Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи

в стихотворении И. Сурикова «Все темней, темней и тише...».

1

Комбинированный урок

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя

и обосновывая использование

разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных

средств выражения авторскогоотношения к изображаемому.

Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов, сказочных персонажей. Углубление представлений об особенностях поэтического текста. Восприятие художественной литературы как вида искусства

индивидуальный

135

54

Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в сказке П. Ершова «Конек- горбунок».

1

Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, жанр произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей

текста, смысловых пауз.

Анализировать язык сказки, ее сюжет.

Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы

Анализ произведения для уточнения жанра, нахождения черт сходства и различия с фольклорной сказкой.

групповой

136-137

55-56

Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка».

2

Комбинированный урок

Анализ произведения для уточнения жанра, распознавания черт фольклорной волшебной сказки

фронтальный, индивидуальный

138-143

57

Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец

Иванушка»

Работа по картине В. Васнецова «Аленушка»

1

Комбинированный урок

Анализировать текст: определять сюжет, языковые

средства, особенности произведения.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы.

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей

текста, смысловых пауз.

Определять настроение произведения.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Участвовать в диалоге

Восприятие литературы как вида искусства наряду с живописью. Сравнение настроения сказки с настроением живописного полотна.

фронтальный, индивидуальный

138-143

58

Бытовая сказка. Русская народная сказка «Мужик и медведь».

1

Комбинированный урок

Определять настроение произведения живописи, сравнивать его с настроением литературного произведения.

Создавать небольшой текст, анализируя репродукцию картины

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей, анализ текста (определение принадлежности сказки к сказкам о животных, а не к волшебным) с подтверждением словами из текста.

групповой

144-146

59

Бытовая сказка. Эвенкийская народная сказка «Медведь

и охотник».

1

Комбинированный урок

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей

текста, смысловых пауз.

Анализировать текст, языковые средства.

Находить черты различия

между сказками о животных

и волшебными.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Сравнение произведений одного жанра и типа с целью выявления общего и формулирования вывода.

фронтальный, индивидуальный

146-147

60

Контрольная работа за полугодие

1

61

Сказочный праздник. Р. Кудашева «Зимняя песенка».

1

Комбинированный урок

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя

и обосновывая использование

разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Объяснять выбор слов, используемых для создания поэтических образов.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных

средств выражения мыслей и чувств автора

Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов

фронтальный, групповой

148-149

62

Юмор в литературном произведении. В. Драгунский «Заколдованная буква».

1

Отвечать на вопросы по содержанию литературного  текста.

Характеризовать особенности произведения, описывать героев.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Участвовать в диалоге

Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения.

Чтение по ролям. Инсценирование

фронтальный, индивидуальный

149-152

63

Форма стихотворного произведения. Л. Друскин «Я сплю...».

Проверь себя.

1

Читать и отвечать на вопросы учебного текста

Анализ стихотворения, средств выразительности (олицетворения), использованных в нем, необычной формы записи, точные и неточные рифмы

фронтальный, индивидуальный

153-154

64

Глава Кульминация! Вершина воображения...

Художественные приемы

в авторском поэтическом тексте. С. Есенин «Зима».

22 ч

1

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении

учителя.

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя

и обосновывая использование

разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных

средств выражения авторского

отношения к изображаемому.

Объяснять выбор слов, используемых в произведениях

для создания его настроения,

поэтических образов.

Выделять в текстах сравнения, находить прием контраст

Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов.

фронтальный

ч.2

3-5

III четверть (40 часов)

65

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

1

Комбинированный урок

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей

текста, смысловых пауз.

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой).

читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста,

Личностные:

– интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

– умение выделять поступок как проявление характера героя;

– эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

– чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

– понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;

– умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений;

Регулятивные:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи;

– произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Познавательные:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

– ориентироваться в содержании учебника;

Коммуникативные

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

– следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы;

– действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

фронтальный, индивидуальный

Текст в хрестоматии

66-67

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». Работа в учебнике по сказке Одоевского.

2

Комбинированный урок

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Участвовать в диалоге.

«Сказывать сказку» (подробный пересказ с использованием языка сказки)

Уметь

выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы.

групповой

5-16

68

Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: русская народная сказка «Морозко»,

 Братья Гримм «Госпожа Метелица», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».

1

Комбинированный урок

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Предполагать, какое будет продолжение сказки в соответствии с законами волшебной

сказки.

Анализировать текст. Формулировать, основываясь на

тексте, простые выводы

Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей, анализ текста с позиций нахождения:

Черт жанрасказки: определение принадлежности сказки к типу волшебных сказок; определение композиции сказки с троекратными повторами, мотивом испытания; наличие волшебных чисел и предметов; различение волшебного помощника;  особенностей народной сказки.

фронтальный, индивидуальный

Текст в хрестоматии

69

Художественные приемы

в народных и авторских поэтических текстах. Загадки, скороговорки, стихотворения Е. Благининой.

1

Комбинированный урок

Отвечать на вопросы по содержанию текста.

Предполагать, какое будет продолжение сказки в соответствии с законами волшебной

сказки.

Анализировать текст. Формулировать, основываясь на

тексте, простые выводы

Выразительное и осознанное чтение, восприятие содержания текста. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Разгадывание загадок, проговаривание скороговорок.

групповой

16-18

70

Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери».

1

Комбинированный урок

Читать вслух, обосновывая

выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях.

Определять главную мысль

произведения, находить доказательства в тексте.

Анализировать особенности

выразительных средств, соотносить их с жанром сказки.

Сравнивать сказки одного типа.

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами

фронтальный

19-21

71

Разгадываем загадки сказок.

О. Вациетис «Подснежник».

1

Комбинированный урок

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных

средств авторского отношения к изображаемому.

Анализ построения стихотворения: расположение рифм, сравнение с построением других стихотворений

групповой, индивидуальный

21

72-73

Разгадываем загадки сказок.

Народная сказка «Снегурочка».

2

Урок-исследование

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных

средств авторского отношения к изображаемому.

Анализ произведения для уточнения жанра, распознавания черт фольклорной волшебной сказки

фронтальный

22-25

74

Разгадываем загадки сказок. Репродукция Б. Кустодиева «Масленица».

1

Комбинированный урок

Определять настроение произведения живописи, сравнивать его с настроением литературного произведения.

Создавать устно небольшой текст, анализируя репродукцию картины

Анализ подробностей картины и средств передачи ее настроения.

Сравнение тональности сказки с настроением музыкального произведения.

индивидуальный

26

75

Следы сказочного жанра в стихотворении И. Сурикова «Детство».

1

Комбинированный урок

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных

средств авторского отношения к изображаемому.

Деление стихотворения на части, различение впечатлений и чувств героя стихотворения, порядка их описания. Озаглавливание каждой части, построение плана стихотворения.

фронтальный

27-29

76

Следы сказочного жанра

в стихотворении Д. Хармса «Как Володя быстро под гору летел».

1

Комбинированный урок

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя.

Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных

средств авторского отношения к изображаемому.

Анализ стихотворения, выделение сходства авторского стихотворения с фольклорной сказкой (кумулятивная цепочка, традиционные герои: лисичка, заяц, медведь, на котором цепочка традиционно заканчивается).

групповой, индивидуальный

30-32

77

Особенности авторского взгляда

на сказку.

М. Бородицкая «Колдунье не колдуется».

1

Урок-театр

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Отвечать на вопросы по

содержанию литературного текста.

Анализировать образ, созданный в стихотворении, его

нетрадиционность.

Декламировать стихотворение, инсценировать

Декламация стихотворения.

Инсценирование.

Представление о фантастических образах в авторских произведениях и традиционных образах Бабы-яги, Лешего в фольклорных произведениях

фронтальный, индивидуальный

32-33

78

Особенности авторского взгляда

на сказку.

О. Пройслер «Маленькая Баба-яга».

1

Комбинированный урок

Читать вслух плавно, целыми словами, с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении).

Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей, анализ текста с целью выявить:        -черты сходства со сказкой: волшебный персонаж, сказочное событие;      

   -черты рассказа: авторская позиция; подробности и детали, характерные для авторского произведения; авторские языковые средства.

групповой

34-37

79

Библиотечный урок. О. Пройслер «Маленький водяной», «Маленькое привидение», Л. Лагин «Старик Хоттабыч»

1

Комбинированный урок

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства,

используемые сказкой), делать выводы.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение

Уточнение представлений об особенностях волшебной сказки, роль цвета волшебного предмета, материала, из которого он сделан.  

 фронтальный, индивидуальный

80

Мир авторской сказки (фрагмент сказки

А. Толстого «Золотой ключик»).

1

Комбинированный урок

Ученики прочтут книгу заранее, и будут работать с разными отрывками (анализировать текст).

Расширение представлений или знакомство со сказкой А. Толстого «Золотой ключик»

фронтальный, индивидуальный

38-39

81

Жанры в литературе и живописи. А. Кушнер «Что я узнал!»

1

Комбинированный урок

Читать вслух части текста,изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения

эмоционального подтекста.

Отвечать на вопросы по содержанию учебного текста

Понятие «портрет литературного героя» (словесный и живописный).

фронтальный

40-41

82-83

Исследуем законы рассказа. Л. Толстой «Акула».

2

Комбинированный урок

Воспринимать на слух произведение, которое читает учитель.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств

выражения авторского отношения к изображаемому

Понимание цели и назначения заглавия произведения. Уточнение представлений о герое и персонажах рассказа, характере литературного героя

групповой, индивидуальный

42-44

84

Учимся сопереживать и сочувствовать. М. Пришвин «Глоток молока», Л. Дьяконов «Щенок и снег».

1

Комбинированный урок

Воспринимать на слух произведение, которое читает учитель.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств

выражения авторского отношения к изображаемому

Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем.

фронтальный, индивидуальный

45-46

85

Проверь себя.

1

Отвечать на вопросы.

Различать жанры произведений.

Называть народные и авторские сказки, встретившиеся

в главе.

Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени

фронтальный, индивидуальный

47

86

Глава 6. Вперёд по дороге открытий…

Уроки добра. Э. Мошковская «Дедушка Дерево».

21 ч

1

Комбинированный урок

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Отвечать на вопросы по

содержанию литературного текста.

Анализировать образ, созданный в стихотворении, вы_

разительные средства, использованные для его создания.

Декламировать стихотворение

Анализ выразительных средств, создающих образ уюта, тепла, радости.

Личностные:

– интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте;

– умение выделять поступок как проявление характера героя;

– эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

– чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

Регулятивные:

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

– соотносить внешнюю оценку и самооценку.

Познавательные:

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;

– находить в тексте ответ на заданный вопрос;

– на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты;

– ориентироваться в содержании учебника;

– пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии.

Коммуникативные

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

фронтальный, индивидуальный

48-49 выучить наизусть

87-88

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка».

2

Комбинированный урок

Выразительно читать

текст, анализируя и обосновывая использование разной

интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных

средств выражения авторского

отношения к изображаемому.

Осознавать нравоучительный характер произведения.

Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не выраженных в тексте напрямую, формулирование простых выводов. Понимание цели и назначения заглавия произведения

фронтальный, индивидуальный

50-54

89

Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка», А. Куинджи «Березовая роща» (репродукция).

1

Комбинированный урок

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, особенности и причины их поведения.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Сравнение красоты художественного описания с настроением живописного полотна.

фронтальный, индивидуальный

Сочинение

по картине

устное или

письменное

55

90

Следы волшебных сказок

в авторских текстах. Ф. Тютчев «Зима не даром злится...».

1

Комбинированный урок

Воспринимать на слух стихотворение, которое читает учитель.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении

для создания настроения, поэтических образов, используемых для олицетворения.

Выразительно читать стихотворный текст.

Анализ стихотворения по строфам. Декламация

фронтальный, индивидуальный

56

выучить

91

В. Бианки – писатель и ученый. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

1

Комбинированный урок

Анализировать текст (сюжет

в виде кумулятивной цепочки, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении).

Анализ текста с точки зрения жанра (сказка или рассказ; художественный или научный текст)

фронтальный, индивидуальный

57-66

92

В. Бианки – писатель и ученый.

В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил».

1

Работа в парах и в группах

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение.

Анализ текста с точки зрения жанра (сказка или рассказ; художественный или научный текст)

индивидуальный

57-66

93

Научный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился», сравнение произведений.

1

Пересказывать текст.

Презентовать свою иллюстрацию.

Анализировать сюжет сказки, располагать иллюстрации по порядку следования

эпизодов в сказке.

Сравнение текстов с точки зрения их специфики (авторская сказка и научно-популярный текст).

фронтальный, индивидуальный

67

94

Научный и художественный текст. «Точка зрения» художника в литературе и живописи.

С. Махотин «Жук», репродукции Ф. Толстого.

1

Урок-исследование

Работа в парах и в группах

Отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения.

Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, особенности и причины их поведения.

Участвовать в диалоге.

Определять эмоциональный

настрой произведения живописи, описывать живописное полотно

Сравнение красоты стихотворного текста с настроением живописного полотна.

групповой

68-69

95

Мир глазами сказочного персонажа, насекомого, животного. Саша Черный «Песня мухи», отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

1

Комбинированный урок

Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении

для создания настроения,

юмористического характера.

Анализировать текст, особенности авторских выразительных средств, выделять прием

звукоподражания.

Создавать собственный

текст, используя прием звукоподражания.

Анализ приема звукоподражания, использованного в стихотворении.

индивидуальный

70-71

96

Уроки этики в авторском произведении. К. Ушинский «Играющие собаки».

1

Комбинированный урок

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств

выражения авторского отношения к изображаемому.

Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объем

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев.

групповой

71

97

Уроки этики в авторском произведении. Л. Мурр «Крошка Енот».

1

Комбинированный урок

Выразительно читать

текст, анализируя и обосновывая использование разной

интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определять настроение произведения, находить в тексте

отражение отношения автора

к изображаемому.

Находить части текста, доказывающие высказанное

суждение, несущие основную нагрузку нравоучительного

характера.

Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование простых выводов, соотношение поступков героев с нравственными нормами.

индивидуальный

72-73

98

Исследуем жанры устного народного творчества.

1

Урок-исследование

Работа в парах и в группах

Сравнивать фольклорные

и авторские произведения

для различения специфики каждого.

Участвовать в диалоге

Углубление представлений о фольклорных произведениях (потешках, скороговорках и загадках).

групповой, индивидуальный

74

99-100

Законы фольклора в художественной литературе. Особенности авторской сказки

Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

2

Комбинированный урок

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей

текста, смысловых пауз.

Анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении).

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Определять жанровую принадлежность произведения,

его специфику

Анализ текста со следующих позиций:

-сюжет сказки (завязка, кульминация, развязка; смешное или тревожное событие является центральным);

-авторская сказка (распознавание позиции автора с доказыванием цитатами из текста; отражение в авторской сказке настроений, мыслей героя, что невозможно в фольклорной);

 -обнаружение морали

фронтальный

75-79

101

Колыбельные в авторской поэзии. Саша Черный «Колыбельная», А. Барто «Старший брат сестру баюкал...».

1

Комбинированный урок

Выразительно читать тексты.

Декламировать, инсценировать

Анализ текста со следующих позиций:

-признаки принадлежности к авторскому стихотворению;

-признаки принадлежности к колыбельной. Декламация. Инсценирование

фронтальный

80-81

102

Мир детей и мир взрослых в стихах и рассказах.

Э. Успенский «Разгром», А. Усачев «Самый лучший день».

1

Комбинированный урок

Выразительно читать

текст, анализируя и обосновывая использование разной

интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств

выражения авторского отношения к изображаемому.

Уметь

выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста;

фронтальный

82-83

103

Современная авторская сказка.

Л. Петрушевская «Кот, который умел петь».

1

Комбинированный урок

Воспринимать на слух произведение или читать вслух

плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых

пауз.

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Находить черты сходства

и различия с фольклорной

сказкой; различать особенности авторских выразительных

средств

Уметь

читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

групповой индивидуальный

84-86

104

Современная авторская сказка.

Л. Петрушевская «Все непонятливые», сравнение произведений одного автора.

1

Комбинированный урок

Уметь

выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы.

фронтальный, индивидуальный

84-90

                                                                                                                      IV четверть (32 часа)

105

Наедине с книгой. Библиотечный урок по произведениям

Л. Петрушевской

1

Комбинированный урок

Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой),

делать выводы.

Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Участвовать в диалоге

Анализ текста: выделение способа передачи характера главного героя через его портрет, внешность, поступки.

Уточнение представлений об особенностях авторской сказки.

групповой

106

Проверь себя.

1

Анализ текстов одноклассников с точки зрения принадлежности к жанру, с точки зрения выразительности, оригинальности сюжета.

Рефлексия. Оценивание результатов своего творчества

фронтальный, индивидуальный

91

107-109

Глава 7. Развязка. Распутанные тайны…

Юмор в литературном произведении. Н. Носов «Мишкина каша», рецепт.

15 ч

3

Комбинированный урок

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей

текста, смысловых пауз.

Воспринимать учебный

текст: определять его цель.

Отвечать на вопросы по содержанию текста. Характеризовать его особенности.

Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.

Участвовать в диалоге.

Формулировать выводы

Уметь

эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;

выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

Личностные:

– умение выделять поступок как проявление характера героя;

– эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений;

– чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;

– понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи;

Регулятивные:

– выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника;

– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи;

– самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время;

Познавательные:

- читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– сравнивать художественный и научно - популярный текст;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы;

–анализировать доступные художественные тексты;

– ориентироваться в содержании учебника;

Коммуникативные

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;

– проявлять интерес к общению и групповой работе;

– адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;

фронтальный

92-106

110-111

Юмор в литературном произведении. Н. Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер».

2

Работа в группах

Уметь

выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы

групповой

107-111

112-113

Что такое – быть настоящим поэтом.

Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи».

2

Комбинированный урок

Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя или читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Уметь

находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

фронтальный, индивидуальный

111-117

114

Наедине с книгой. Произведения Н. Носова

1

Комбинированный урок

Расширение представлений, знакомство с произведениями Н. Носова или представление своего читательского опыта

фронтальный, индивидуальный

115

Что такое – быть настоящим поэтом.

О. Дриз «Как сделать утро волшебным», весенние пьесы А. Вивальди, П. Чайковского.

1

Комбинированный урок

Пересказывать сюжет рассказа, выразительно читать отрывки из понравившегося рассказа. Воспринимать содержание

текста на слух.

Отвечать на вопросы викторины

Углубление представлений об особенностях поэтического текста: олицетворении, использовании сравнения.

Сравнение стихотворения и музыкального произведения

групповой

118-119

116

С. Козлов – сказочник и поэт. С. Козлов «В небе туча хмурится...», Н. Рыленков «После дождя».

1

Комбинированный урок

Воспринимать на слух стихотворение, которое читает учитель.

Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении

для создания настроения, поэтических образов, используемых для олицетворения.

Выразительно читать стихотворный текст.

Углубление представлений об особенностях поэтического текста: олицетворении, использовании сравнения.

Сравнение стихотворений

фронтальный

120-121

117

Исследуем научные и художественные тексты

Дж. Родари «Отчего идет дождь», сказка «Путешествие капельки».

1

Комбинированный урок

Отвечать на вопросы по содержанию произведения.

Находить черты сходства и различия с художественным

(образность) и с научным

текстом (точность описания).

Находить в тексте особенности авторских выразительных средств

Анализ текста с точки зрения жанра (сказка или рассказ; художественный или научный текст).

фронтальный, индивидуальный

121-122

118

Формулирование выводов о различии между научным и художественным текстом

1

Комбинированный урок

Расширение представлений, знакомство с произведениями С. Козлова или представление своего читательского опыта

групповой

121-122

119

Мир детей в рассказе И. Пивоваровой «Мы пошли в театр».

1

Урок-наблюдение

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей

текста, смысловых пауз, обосновывая использование разной интонации, темпа, логического ударения.

Определять эмоциональный

настрой произведений, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять

выбор слов, используемых в

произведениях для создания

настроения, образов

Анализ рассказа, средств выразительности, использованных в нем, образов.

индивидуальный

123-125

120

Понятие о видах искусства (театр, архитектура, скульптура).

1

Комбинированный урок

Воспринимать информацию

на слух.

Участвовать в диалоге

Представление о видах искусства.

фронтальный, индивидуальный

126

121

Проверь себя.

1

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени

групповой

127

122

Глава 8

Счастливые минуты с книгой Поэтические и живописные образы детей. С. Маршак «О мальчиках и девочках», В. Лунин «Грусть».

15 ч

1

Комбинированный урок

Определять настроение произведения, находить в тексте

отражение авторской позиции.

Объяснять выбор слов, используемых в произведении

для создания настроения.

Выразительно читать стихотворный текст.

Декламировать стихотворение

 Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем.

Декламация

Личностные:

способность осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы;

-эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе;

– способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание,взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть;

 – способность осознавать свою этническую идентичность;

-умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем); -представления о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов; желание рассказывать о любимом литературном герое как источнике положительных эмоций и примере для подражания; -осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней.

Регулятивные:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;                                – принимать алгоритм выполнения учебной задачи;

ориентироваться в принятой системе учебных знаков; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их; -участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; – оценивать результаты работы, организовывать самопроверку.

Познавательные:

-читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения; -пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии;                – ориентироваться в содержании учебника;                                           – представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами;                          – осуществлять первоначальный анализ художественного текста; -обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

Коммукативные:

- реализовывать потребность в общении со сверстниками;           – уважать мнение собеседников; – проявлять интерес к общению и групповой работе;

участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.

фронтальный

128-129

123

Поэтические и живописные образы детей. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», репродукция З. Серебряковой «За завтраком».

1

Комбинированный урок

Уметь

соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

– отвечать на вопросы по содержанию картины художника,

соотносить его с содержанием текста;

– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;соотносить его с содержанием текста;

– находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

фронтальный, индивидуальный

129-131

124-125

Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В. Драгунского «Кот в сапогах».

2

Комбинированный урок

Отвечать на вопросы по

Содержанию литературного текста.

Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Находить в тексте отражение авторской позиции.

Определять главную мысль произведения

Уточнение представлений о герое и персонажах рассказа, характере литературного героя

групповой

132-138

126

Как смотрят на мир поэт и ребенок. А. Барто «В пустой квартире».

1

Комбинированный урок

Отвечать на вопросы по содержанию литературного

текста.

Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Определять главную мысль произведения, находить в тексте отражение авторской

позиции

Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, приема контраста. Декламация

фронтальный, индивидуальный

139

127

Сопричастность миру семьи, Родины.

А. Смирнов «Кто был на войне», В. Берестов «Мир».

1

Комбинированный урок

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей текста, смысловых пауз.

Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов,

используемых в произведении для создания его настроения.

Выразительно читать, декламировать текст

Коллективное обсуждение главной мысли произведения

фронтальный, групповой

140-141

128

Темы, нравственные проблемы, характеры героев

в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 1. Телеграмма.

1

Урок-наблюдение

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей

текста, смысловых пауз.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Предполагать дальнейшее развитие событий, опираясь

на оценку характеров и поступков героев

Сравнивание героев рассказа: их речи и поведения. Наблюдение над развитием нескольких сюжетных линий рассказа

фронтальный, индивидуальный

142-169

129

Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 2. Дорога к отцу.

1

Урок-исследование

Работа в группах

Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным

выделением особенностей

текста, смысловых пауз.

Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.

Предполагать дальнейшее развитие событий, опираясь

на оценку характеров и поступков героев

Сравнивание героев рассказа: анализ проявления характера героев в поступках.

групповой

142-169

130

Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». Часть 3. Вот и приехали...

1

Комбинированный урок

Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на

характер и поступки героев.

Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев.

Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение.

Участвовать в диалоге

Чтение по ролям

фронтальный

142-169

131

Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». Часть 4. Одни в лесной сторожке.

1

Сравнивание героев рассказа: анализ проявления характеров героев в поступках, портретах. Представление о «бескрайности родины». Осознание причасности к отечественной истории и культуре

индивидуальный

142-149

132

Темы, нравственные проблемы, характеры героев

в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». Часть 5. Вот оно – счастье!

1

Урок-практикум

Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса (отражение изменений, происходящих в окружающей действительности)

фронтальный, индивидуальный

142-169

133

Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек».

1

Урок-викторинва

Пересказывать сюжет рассказа, выразительно читать отрывки из понравившегося рассказа.

Воспринимать содержание текста на слух.

Отвечать на вопросы викторины

Анализ повести с целью найти черты волшебной сказки в авторском произведении

групповой, индивидуальный

142-169

134

Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказах А. Гайдара.

1

Урок-практикум

Воспринимать текст на

слух.

Анализировать текст.

Задавать вопросы одноклассникам по содержанию и по_

строению текстов.

Воспринимать на слух стихотворение в исполнении

учителя.

Расширение представлений, знакомство с произведениями А. Гайдара или представление своего читательского опыта

фронтальный

135

Сопричастность миру семьи, Родины. М. Матусовский «С чего начинается Родина?».

1

Урок-практикум

Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции.

Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения

индивидуальный

170

136

Проверь себя. Что читать летом (работа

с выставкой книг).

1

Различать и называть поэ_

тов и писателей, названия

произведений.

Соотносить авторов и назва_

ния произведений, созданных

ими.

Узнавать произведения по

отрывкам

Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. Совершенствование библиографических умений: находить книгу в библиотеке, ориентироваться в содержании книги по обложке, иллюстрациям, ориентироваться в оглавлении

групповой

171


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению с УУД 1 класс (УМК "Школа России",автор В.Г. Горецкий)

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению по новым стандартам с ууд, по азбуке Горецкого, 1 класс, 4 часа в неделю - 132 урока  (Школа России)...

Тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100" 3 класс

Развернутое тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Школа 2100" 3 класс...

Тематическое планирование уроков литературного чтения УМК "Перспектива" 1 класс

Календарно -тематическое планирование.  УМК "Перспектива" 1класс"Литературное чтение".  Л.Ф Климанова, В. Г. Горецкий, Л.А. Виноградская...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению Э. Кац 4 класс

Файл содержит календарно - тематическое планирование по литературному чтению Э. Кац 4 класс из расчета 3 урока в неделю, всего 102 часа за год....

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....

Тематическое планирование по литературному чтению в 3-м классе УМК "Школа 2100"

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа 2100"...

календарно-тематическое планирование по литературному чтению Школа России 4 класс

календарно0тематическое планирование по литературному чтению 4 класс по программе Школа России...