тематическое планирование по литературному чтению В.Ю. Свиридовой 2 класс
статья по чтению (2 класс) на тему
тематическое планирование 2 класс по литературному чтению 40 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_lit_chtenie_2_klass.docx | 116.38 КБ |
Предварительный просмотр:
№ п/п. | Раздел, тема | Всего часов | Технология, формы организации образовательного процесса | Характеристика деятельности ученика | Планируемые результаты | оборудование | контроль | Домашнее задание | |
предметные | метапредметные | ||||||||
I четверть (36 часов) | |||||||||
1 | Глава 1. Вступление, или Детективное начало… Знакомство с учебником (обложка, форзац,содержание, словарь.) Вступительная статья. Характер лирического героя в рассказе В. Драгунского «Что я люблю…» | 12 ч 1 | Урок-исследование исследовательская работа | Ориентация в учебнике: _ различение форзаца, титульного листа, оглавления; _ предположение по обложке, внутритекстовой информации о содержании предстоящей в учебном году работы; _ знакомство с системой знаков, героями, сопровождающими ученика на протяжении всего учебника. Актуализация, уточнение правил обращения с книгой. Осознание значимости чтения для личного развития. Построение монологического речевого высказывания небольшогообъема | Различение форзаца, титульного листа, оглавления. | Личностные: –заинтересованное положительное отношение к школе; – интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; Регулятивные: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; Коммуникативные - реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе. | фронтальный,индивидуальный | ч.1 3 | |
2 |
| 1 | Комбинированный урок | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его юмористического характера, характера героя рассказа. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами. | читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); выделять главную мысль прочитанного произведения Знать отличия стихотворной формы от прозаической | фронтальный, групповой | Прочитать отрывки текста, вопросы 1–3 | ||
3 | Характер лирического героя в стихотворении И. Токмаковой «Мне грустно – я лежу больной…» В.Драгунского «Что любит Мишка…» | 1 | Комбинированный урок инсценирование | Осознанное восприятие, интерпретация текста, оценка его характера. Ориентирование в нравственном содержании прочитанного. Характеристика героя стихотворения. Участие в обсуждении (прослушанного/ прочитанного произведения. Различение позиции автора, отношения автора к герою. Выразительное чтение произведения с опорой на его эмоциональное восприятие. | эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов | индивидуаль ный, работа в парах | Стихотворе_ ние выучить наизусть | ||
4 | Характер лирического героя в рассказе | 1 | исследовательская работа | Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Участие в обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | рассказывать о событиях произведения от первого и третьего лица Знать произведения данного автора | фронтальный | 8 – 12 Читать рассказ. Прочитать монолог Мишки с его интонацией | ||
5 | Характер литературного героя. В.Драгунский «И чего не люблю!» Работа с выставкой рассказов В.Драгунского, работа с сочинениями. | 1 | исследовательская работа, инсценировка. | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста. Сравнивать произведения. Сравнивать поведение, характер литературных героев, характеризовать их. Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия. | Уметь читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию; формулировать несложные выводы; понимать средства авторской оценки героя | индивидуальныйгрупповой | 13-14 | ||
6 | Прием контраста в литературе. Б.Заходер «О границах поэтического творчества», Дж.Чиарди «…Скажу я слово ВЫСОКО…», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», считалки. | 1 | исследовательская работа | Выразительное чтение произведений с определением логических ударений, пауз. Участие в обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Декламация стихотворения. Инсценирование. | понимать сравнительные образы в стихотворении, различать виды рифмовки, придумывать точную рифму; пользоваться словарем учебника и справочной литературой | фронтальный | 15 – 17 Стихотворе_ ние Д. Хармса выучить наизусть | ||
7 | Прием контраста в литературе. К.Ушинский «Четыре желания», работа с годовым кругом, А. Усачев «Первое сентября» | 1 | Комбинированный урок | Выразительное чтение произведений с определением логических ударений, пауз. Участие в обсуждении прослушанного/ прочитанного произведения. Декламация стихотворения. Инсценирование. | различать виды рифмовки; составлять описание природы; распознавать изобразительно-выразительные средства литературного языка | фронтальный | 18-20 Выучить стихотворение наи_ зусть. Сочинение «Секреты моего лета» | ||
8 | Яркие поэтические образы в стихотворении Д.Кедрина «Скинуло кафтан зеленый лето». Анализ сочинений «Секреты моего лета». | 1 | исследовательская работа | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать текст, различая особенности авторских выразительных средств. | Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов. | индивидульный | 21 Стихотворение выучить наизусть, редактирование сочинения | ||
9 | Сравнительный анализ научного и художественного текстов на примере энциклопедической статьи и произведения М.Пришвина «Осеннее утро». | 1 | Урок-творческая работа | Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Читать вслух плавно, целыми словами. Выразительно читать тексты, анализируя использование разной интонации, пауз, темпа. | различать жанры литературы, сравнивать разные виды текстов, находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя | групповой | 22 – 23 Редактирование сочинения | ||
10 | Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. В.Драгунский «Тиха украинская ночь…», А.Пушкин «Тиха украинская ночь…». | 1 | Комбинированный урок | Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов). | эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов; отвечать на вопросы по содержанию картины художника | фронтальный, работа в парах | 24 – 25 Выучить стихотворение наизусть, творческое задание на стр. 24 | ||
11 | Образ ночи в поэзии, живописи и музыке. Понятие о видах искусства. Репродукция А. Куинджи «Ночь на Днепре», «Лунная соната» Л.ван Бетховена. | 1 | исследовательская работа | Осознание значимости чтения, понимание цели чтения (удовлетворение читательского интереса, поиск фактов, суждений). Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Работа со словом (распознавание научных терминов и художественных образов). | сравнивать красоту художественного описания, настроения стихотворения с настроением живописно полотна и музыкального произведения. | групповой | 26 – 28 Творческое задание на стр. 24 | ||
12 | Проверь себя. Работа над проектом. | 1 | инсценировка, творческое задание на с.32 | Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими.Узнавать произведения по отрывкам | Совершенствование библиографических умений. | индивидуальный | 29 Задание 2 или 3 из рубрики «Проверь себя» (завершить, оформить начатое в классе | ||
13 | Глава 2 Завязка, тайны искусства… Звучащие образы в стихотворении И. Пивоваровой «Картина» и на полотне А.Васнецова «Осенние листья». | 14 ч 1 | исследовательская работа | Анализ стихотворения, поэтических образов, средств выразительности, использованных для создания этих образов. | соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения; отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста; подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению | Личностные: – умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; Регулятивные: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; – ориентироваться в содержании учебника; Коммуникативные: – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. | фронтальный, индивидуальный | 30-32 Выучить стихотворение наизусть | |
14 | Песни осени. Д.Кедрин «Осенняя песня». Начало обсуждения написания сочинения. О.Дриз «Кончилось лето». | 1 | Комбинированный урок | Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | составлять описание природы; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы; читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию | фронтальный, индивидуаль ный, парный | 33-34 Сочинение «Осенний парашютист» Выразительное чтение стихотворений на выбор (пожеланию выучить наизусть) | ||
15 | 1 | исследовательская работа | Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении | Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. | фронтальный, индивидуальный | ) | |||
16 | Олицетворение как поэтический прием. М.Лермонтов «Утес», ф.Тютчев «Что ты клонишь над водами…» | 1 | Комбинированный урок | Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении | соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения; отвечать на вопросы по содержанию картины художника | фронтальный, индивидуальный | 36-37 Стихотворение наизусть (по выбору) | ||
17 | Образ осени в стихотворении С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» и на полотне И.Левитана «Золотая осень». | 1 | Урок-исследование работа в группах | Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении | Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов, соотнесение содержание стихотворения с эпиграфом. Сравнение красоты художественного описания, настроения стихотворения с настроением живописного полотна. | групповой | 38 – 39 Выучить стихотворе_ ние наизусть | ||
18 | Картины мира, созданные писателями и поэтами. «Заря- заряница...», И. Пивоварова «Песня зарянки», Л. Толстой «Какая бывает роса на траве». | 1 | Урок-исследование | Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Участие в обсуждении | Сравнение стихотворения и загадки, стихотворения и прозаического произведения. Создание собственных выразительных средств | групповой ИКТ: Анализ объектов с целью выделения признаков | 40-42 Выразительное чтение прозаического текста | ||
19 | Чудесный дар – видеть красоту мира. М. Цветаева «Одна половина окна растворилась...», С. Козлов «Ежик в тумане». Оницура (хокку), С. Козлов «Красота». | 1 | Комбинированный урок | Анализ рассказа, средств выразительности, использованных в нем | Анализ рассказа, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов. Анализ характера литературного героя. | фронтальный, индивидуальный | 4347Найти строчки, где говорится, как Ежик воспринимает красоту пейзажа. Выразительно читать | ||
20 | Чудесный дар – видеть красоту мира. | 1 | Урок-наблюдение | Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять эмоциональный настрой произведений, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов. Определять характеры литературных героев. | Сравнение разных по форме, жанру, но передающих схожую мысль произведений | групповой | 45 – 47 | ||
21 | Нравственный урок нанайской народной сказки «Айога». | 1 | Урок-наблюдение | Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Чтение по ролям. Инсценирование. Соотнесение главной мысли произведения с пословицей. Углубление представлений о загадке (сравнение, рифма, ритм) | Чтение по ролям. Инсценирование. Соотнесение главной мысли произведения с пословицей. | фронтальный, индивидуальный | 48- 51 Подготовить чтение по ролям | ||
22 | Как смотрят на мир поэт и ученый. И. Пивоварова «Как я считал», Г. Корнилова «Кто такой Бумчик», «Про бабочку». | 1 | Урок-наблюдение | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении | Анализ характера литературного героя через его внешность, увлечения и интересы, поступки. Сравнение литературных героев разных произведений, разных авторов. | групповой | 52-56 Словесный портрет Бумчика, вопрос на стр. 56 | ||
23 | Как смотрят на мир поэт и ученый. Г. Корнилова «Вертолет». Н. Орлова «Самолет», | 1 | Урок-наблюдение | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении | Анализ характера литературного героя через его внешность, увлечения и интересы, поступки. Сравнение литературного героя в разных произведениях одного автора | фронтальный, групповой | 57-60 | ||
24 | Как смотрят на мир поэт и ученый. К. Арон, С. Сахарнов «Воздушный богатырь», Е. Серова «Лесной аэродром» работа с выставкой научно-популярной литературы по выбору учителя. | 1 | Комбинированный урок | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера. Участие в обсуждении | Углубление представлений о литературе научной, научно-популярной и художественной, об элементах сюжета, художественных приемах. | фронтальный, индивидуальный | 60-61 Творческое задание (стр. 60), пересказ отрывка (стр. 59) | ||
25 | Как смотрят на мир поэт и ученый. | 1 | Комбинированный урок | Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Анализировать особенности построения стихотворения, построения сравнения. Определять настроение стихотворения. | Анализ стихотворения, выразительных средств. Углубление представлений о сравнении | фронтальный | 62 Выразительное чтение стихотворения. Подготовка проектной работы «Красавица осень» | ||
26 | Проверь себя. | 1 | Отвечать на вопросы учебного текста. Презентовать классу рисунок, фотографию, стихотворение в рамках проектной работы | Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени | фронтальный, индивидуальный | 63 | |||
27 | Глава 3. Погоня за секретами литературы… Что такое образ? Мир литературы – мир образов. Тие, Басе хокку Э. Нийт «Каменныи замок...». | 15 ч 1 | Урок-презентация | Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять эмоциональный настрой произведений, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов | сочинять устное рассуждение на свободную тему; грамотно использовать понятие «образ» | Личностные: – интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; – умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи; – умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений; Регулятивные: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; – ориентироваться в содержании учебника; Коммуникативные - реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; – уважать мнение собеседников; – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; | фронтальный, групповой | 64-66 Выразительное чтение стихотворения | |
28 | Ироническое отношение автора к герою. К. Чуковский «Федотка», Е. Чеповецкий отрывок из книги «Непоседа, Мякиш и Нетак», С. Маршак «Попрошайка», Э. Мошковская «Жадных нет». | 1 | Комбинированный урок | Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать текст, различая характер героя произведения, особенности авторских выразительных средств. Участвовать в диалоге | Представление о преувеличении. Сравнение произведений по настроению, ироничному отношению автора к героям | фронтальный, индивидуальный | 67-69 Выразительное чтение стихотворения | ||
29 | Ироническое отношение автора к герою. Портрет литературного героя. С. Михалков «Про мимозу». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять эмоциональный настрой произведений, пони мать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, поэтических образов | Уметь эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов; оценивать литературного героя произведения по его поступкам | фронтальный, индивидуальный | 70-73 | ||
30 | Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л. Толстой «Прыжок». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя. Определять эмоциональный настрой произведений, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение. Определять главную мысль произведения, находить в тексте доказательства. Читать вслух. | Уметь читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию; – эмоционально воспринимать текст произведения; понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя) | фронтальный, индивидуальный | 74-78 | ||
32 | Характер героя, его портрет, поступок. Нравственная коллизия. Л. Толстой «Лев и собачка». | 1 | Комбинированный урок | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста.Характеризовать особенности прочитанного произве_ дения, описывать героя, персонажей, особенности и при_ чины их поведения. | Уметь выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы; | фронтальный, индивидуальный | 79-81 | ||
33 | Черты сказки и загадки в стихотворении. П. Вяземский «Здравствуй, в белом сарафане...», В. Даль «Старик- годовик». | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по построению прозаического и стихотворного текста, находить рифмы. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Декламировать стихотворение | Углубление представления о фольклорных произведениях (сказке и загадке) через сравнение с авторским произведением | групповой | 82-83 | ||
34 | Реальные и фантастические образы. Ю. Мориц «Сто фантазий». Н. Носов «Фантазеры». | 1 | Урок-представление | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по построению прозаического и стихотворного текста, находить рифмы. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Декламировать стихотворение,инсценировать | Декламация стихотворения. Инсценирование. Представление о фантастических и реальных образах. Уточнение представлений о построении стихотворения, повторах | фронтальный, групповой | 84-85 | ||
35 | Реальные и фантастические образы. | 1 | Урок-исследование | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по построению прозаического и стихотворного текста, находить рифмы. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Декламировать стихотворение,инсценировать | Обсуждение (коллективное) главной мысли произведения. Сравнение литературных героев разных произведений одного автора. | фронтальный, групповой | 85-92 | ||
36 | Реальные и фантастические образы. Н. Носов «Фантазеры», Ф. Галас «Мир наоборот». | 1 | Комбинированный урок | Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, персонажей, особенности и причины их поведения. Читать вслух части текста, изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста,выражения эмоционального подтекста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Инсценировать прозаический текст, разыгрывать роли героев, используя тон, темп, тембр, интонацию, мимику, жесты. Участвовать в драматизации | Понимание цели и назначения заглавия произведения. Уточнение представления о сюжете. Декламация стихотворения. | фронтальный | 85-93 | ||
II четверть (28 часов | |||||||||
37 | Авторская сказка. Сходство с народными волшебными сказками. В. Катаев «Цветик- семицветик». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать произведение. Определять настроение произведения, его жанровую принадлежность. Находить части текста, которые подтверждают, обосновывают высказанное суждение | Анализ текста с точки зрения жанра. Понимание цели и назначения заглавия произведения. Выявление позиции автора, его отношения к литературному герою | групповой | 94-107 | ||
38 | Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Сходство и различие с народными волшебными сказками. Позиция автора. Прием преувеличения. | 1 | Комбинированный урок | Отвечать на вопросы по содержанию и построению литературного текста. Находить черты сходства и различия авторской и народной сказки. Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения, использованные в тексте выразительные средства. Находить части текста | Анализ текста с точки зрения жанра. Уточнение представлений о приеме преувеличения, его использовании в авторских и народных сказках. | фронтальный | 94-107 | ||
39-40 | Авторская сказка. В. Катаев «Цветик-семицветик». Нравственная коллизия. | 1 | Комбинированный урок | Отвечать на вопросы по содержанию и построению литературного текста. Находить черты сходства и различия авторской и народной сказки. Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героя, персонажей, особенности и причины их поведения, использованные в тексте выразительные средства. | Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование простых выводов с опорой на структуру и язык произведения. | индивидуальный | 94-107 | ||
41 | Автопортрет. | 1 | Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Анализировать особенности построения стихотворения, построения сравнения. Определять настроение стихотворения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Создавать письменный текст (определять тип высказывания, отбирать целесообразные выразительные средства) | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера. Анализ стихотворения, выразительных средств. | фронтальный, индивидуальный | 108 | |||
42 | Проверь себя. | 1 | Различать и называть поэтов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам | Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. | фронтальный, индивидуальный | 109 | |||
43 | Глава 4. Идем по невиданным следам... Исследуем законы волшебных сказок. Ю. Мориц «Песенка про сказку». | 21 ч 1 | Анализировать композицию, героев, средства, используемые в сказках (кумулятивная цепочка построения, традиционный набор героев, традиционность их характера, внешности и речи, наличие волшебных чисел, волшебных предметов). Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование интонации, пауз, темпа, логического ударения, используя четкий ритм. Декламировать стихотворение | Выявление особенностей сказочного текста (особенности героев и композиции, сказочные числа, волшебные предметы). Формулирование высказывания о специфике сказочного текста (с опорой на вопросы учебника, с помощью учителя). | Личностные: – интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; – умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; –– умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений; Регулятивные: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – ориентироваться в содержании учебника; – пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии. Коммуникативные – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. | фронтальный | 110-111 | ||
44 | Исследуем законы волшебных сказок. А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...». Библиотечный урок. | 1 | Воспринимать информацию на слух. Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении, для создания его настроения, характера | Углубление представлений о понятиях: сказка, законы волшебной сказки. | групповой | 112-113 | |||
45 | Особенности авторской сказки. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Фольклорная основа сказки (знакомство с одним из вариантов), образы, созданные художником как составляющая часть книги. | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, отношение автора к изображаемому. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | Анализ текста (наличие повторов, классическое начало, сходство с фольклорным сюжетом: сходно место действия, набор главных героев, сходство финалов). | индивидуальный | Стр. 114–125 | ||
46-48 | Особенности авторской сказки. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Различия с фольклорной сказкой. | 3 | Комбинированный урок | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать средства, используемые в сказках для подчеркивания особенностей этого жанра. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | Анализ текста (отличие от фольклорной сказки: богатая лексика, подробности, детали – описание моря и неба, реакции старика на запросы старухи, подробности описания избы, терема, нарядов старухи). | фронтальный, индивидуальный | 114-125 | ||
49 | Сказочные законы в волшебной сказке. Различение сказок о животных и волшебной на примере сказ ки Ш. Перро «Кот в сапогах», русских народных сказок «Кот, петух и лиса», «Кот и лиса» | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Работать в группе | Представления об отличии волшебной сказки, где волшебный помощник животное, от сказки о животных. Представления о законах волшебной сказки. | групповой | 126-131 | ||
50 | Сказочные законы в русской народной волшебной сказке «Кузьма Скоробогатый» (текст сказки в хрестоматии) | 1 | Анализировать текст: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз, передавая собственное отношение к событиям и героям. Пересказывать прочитанное | Углубление представлений о законах волшебной сказки. Передача содержания прочитанного с учетом жанровых особенностей | индивидуальный | ||||
51 | Наедине с книгой. Сходство сюжетов сказок народов разных стран: русская народная сказка «Кузьма Скоробогатый», сказка Ш. Перро «Кот в сапогах» | 1 | Комбинированный урок | Анализ прослушанного/прочитанного произведения для выявления жанровой специфики волшебной сказки (сравнение волшебных помощников, сюжета, приемов; выявление других особенностей). | фронтальный, индивидуальный | 132 | |||
52 | Зимняя страничка. А. Пушкин «Опрятней модного паркета...». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторскогоотношения к изображаемому. | Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем поэтических образов. | фронтальный | 133-134 | ||
53 | Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в стихотворении И. Сурикова «Все темней, темней и тише...». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторскогоотношения к изображаемому. | Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов, сказочных персонажей. Углубление представлений об особенностях поэтического текста. Восприятие художественной литературы как вида искусства | индивидуальный | 135 | ||
54 | Сказочные дорожки. Образы сказки, волшебства, ночи в сказке П. Ершова «Конек- горбунок». | 1 | Воспринимать текст: определять цель, языковые средства, жанр произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать язык сказки, ее сюжет. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы | Анализ произведения для уточнения жанра, нахождения черт сходства и различия с фольклорной сказкой. | групповой | 136-137 | |||
55-56 | Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». | 2 | Комбинированный урок | Анализ произведения для уточнения жанра, распознавания черт фольклорной волшебной сказки | фронтальный, индивидуальный | 138-143 | |||
57 | Лирическая тональность волшебной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Работа по картине В. Васнецова «Аленушка» | 1 | Комбинированный урок | Анализировать текст: определять сюжет, языковые средства, особенности произведения. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы. Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Определять настроение произведения. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге | Восприятие литературы как вида искусства наряду с живописью. Сравнение настроения сказки с настроением живописного полотна. | фронтальный, индивидуальный | 138-143 | ||
58 | Бытовая сказка. Русская народная сказка «Мужик и медведь». | 1 | Комбинированный урок | Определять настроение произведения живописи, сравнивать его с настроением литературного произведения. Создавать небольшой текст, анализируя репродукцию картины | Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей, анализ текста (определение принадлежности сказки к сказкам о животных, а не к волшебным) с подтверждением словами из текста. | групповой | 144-146 | ||
59 | Бытовая сказка. Эвенкийская народная сказка «Медведь и охотник». | 1 | Комбинированный урок | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать текст, языковые средства. Находить черты различия между сказками о животных и волшебными. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. | Сравнение произведений одного жанра и типа с целью выявления общего и формулирования вывода. | фронтальный, индивидуальный | 146-147 | ||
60 | Контрольная работа за полугодие | 1 | |||||||
61 | Сказочный праздник. Р. Кудашева «Зимняя песенка». | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых для создания поэтических образов. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения мыслей и чувств автора | Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов | фронтальный, групповой | 148-149 | ||
62 | Юмор в литературном произведении. В. Драгунский «Заколдованная буква». | 1 | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности произведения, описывать героев. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге | Овладение навыками осознанного, правильного и выразительного чтения. Чтение по ролям. Инсценирование | фронтальный, индивидуальный | 149-152 | |||
63 | Форма стихотворного произведения. Л. Друскин «Я сплю...». Проверь себя. | 1 | Читать и отвечать на вопросы учебного текста | Анализ стихотворения, средств выразительности (олицетворения), использованных в нем, необычной формы записи, точные и неточные рифмы | фронтальный, индивидуальный | 153-154 | |||
64 | Глава Кульминация! Вершина воображения... Художественные приемы в авторском поэтическом тексте. С. Есенин «Зима». | 22 ч 1 | Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания его настроения, поэтических образов. Выделять в текстах сравнения, находить прием контраст | Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, поэтических образов. | фронтальный | ч.2 3-5 | |||
III четверть (40 часов) | |||||||||
65 | Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». | 1 | Комбинированный урок | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой). | читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, | Личностные: – интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; – умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; – понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи; – умение сопоставлять поступки людей, в т.ч. и свои, с поступками героев литературных произведений; Регулятивные: - принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения; – выбирать способы работы с текстом в зависимости от учебной задачи; – произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; – ориентироваться в содержании учебника; Коммуникативные – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой деятельности и по необходимости вносить в нее коррективы; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. | фронтальный, индивидуальный | Текст в хрестоматии | |
66-67 | Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». Работа в учебнике по сказке Одоевского. | 2 | Комбинированный урок | Отвечать на вопросы по содержанию текста. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. «Сказывать сказку» (подробный пересказ с использованием языка сказки) | Уметь выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы. | групповой | 5-16 | ||
68 | Народная и авторская сказка с похожими сюжетами: русская народная сказка «Морозко», Братья Гримм «Госпожа Метелица», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович». | 1 | Комбинированный урок | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Предполагать, какое будет продолжение сказки в соответствии с законами волшебной сказки. Анализировать текст. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы | Осознанное восприятие и оценка содержания текста, его характера, особенностей, анализ текста с позиций нахождения: Черт жанрасказки: определение принадлежности сказки к типу волшебных сказок; определение композиции сказки с троекратными повторами, мотивом испытания; наличие волшебных чисел и предметов; различение волшебного помощника; особенностей народной сказки. | фронтальный, индивидуальный | Текст в хрестоматии | ||
69 | Художественные приемы в народных и авторских поэтических текстах. Загадки, скороговорки, стихотворения Е. Благининой. | 1 | Комбинированный урок | Отвечать на вопросы по содержанию текста. Предполагать, какое будет продолжение сказки в соответствии с законами волшебной сказки. Анализировать текст. Формулировать, основываясь на тексте, простые выводы | Выразительное и осознанное чтение, восприятие содержания текста. Участие в обсуждении (диалоге или полилоге) произведения. Разгадывание загадок, проговаривание скороговорок. | групповой | 16-18 | ||
70 | Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери». | 1 | Комбинированный урок | Читать вслух, обосновывая выбор темпа чтения, логического ударения в предложениях. Определять главную мысль произведения, находить доказательства в тексте. Анализировать особенности выразительных средств, соотносить их с жанром сказки. Сравнивать сказки одного типа. | Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами | фронтальный | 19-21 | ||
71 | Разгадываем загадки сказок. О. Вациетис «Подснежник». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств авторского отношения к изображаемому. | Анализ построения стихотворения: расположение рифм, сравнение с построением других стихотворений | групповой, индивидуальный | 21 | ||
72-73 | Разгадываем загадки сказок. Народная сказка «Снегурочка». | 2 | Урок-исследование | Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств авторского отношения к изображаемому. | Анализ произведения для уточнения жанра, распознавания черт фольклорной волшебной сказки | фронтальный | 22-25 | ||
74 | Разгадываем загадки сказок. Репродукция Б. Кустодиева «Масленица». | 1 | Комбинированный урок | Определять настроение произведения живописи, сравнивать его с настроением литературного произведения. Создавать устно небольшой текст, анализируя репродукцию картины | Анализ подробностей картины и средств передачи ее настроения. Сравнение тональности сказки с настроением музыкального произведения. | индивидуальный | 26 | ||
75 | Следы сказочного жанра в стихотворении И. Сурикова «Детство». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств авторского отношения к изображаемому. | Деление стихотворения на части, различение впечатлений и чувств героя стихотворения, порядка их описания. Озаглавливание каждой части, построение плана стихотворения. | фронтальный | 27-29 | ||
76 | Следы сказочного жанра в стихотворении Д. Хармса «Как Володя быстро под гору летел». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. Определять настроение произведений, понимать многообразие художественных средств авторского отношения к изображаемому. | Анализ стихотворения, выделение сходства авторского стихотворения с фольклорной сказкой (кумулятивная цепочка, традиционные герои: лисичка, заяц, медведь, на котором цепочка традиционно заканчивается). | групповой, индивидуальный | 30-32 | ||
77 | Особенности авторского взгляда на сказку. М. Бородицкая «Колдунье не колдуется». | 1 | Урок-театр | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образ, созданный в стихотворении, его нетрадиционность. Декламировать стихотворение, инсценировать | Декламация стихотворения. Инсценирование. Представление о фантастических образах в авторских произведениях и традиционных образах Бабы-яги, Лешего в фольклорных произведениях | фронтальный, индивидуальный | 32-33 | ||
78 | Особенности авторского взгляда на сказку. О. Пройслер «Маленькая Баба-яга». | 1 | Комбинированный урок | Читать вслух плавно, целыми словами, с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении). | Осознанное восприятие содержания текста, оценка его характера, особенностей, анализ текста с целью выявить: -черты сходства со сказкой: волшебный персонаж, сказочное событие; -черты рассказа: авторская позиция; подробности и детали, характерные для авторского произведения; авторские языковые средства. | групповой | 34-37 | ||
79 | Библиотечный урок. О. Пройслер «Маленький водяной», «Маленькое привидение», Л. Лагин «Старик Хоттабыч» | 1 | Комбинированный урок | Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение | Уточнение представлений об особенностях волшебной сказки, роль цвета волшебного предмета, материала, из которого он сделан. | фронтальный, индивидуальный | |||
80 | Мир авторской сказки (фрагмент сказки А. Толстого «Золотой ключик»). | 1 | Комбинированный урок | Ученики прочтут книгу заранее, и будут работать с разными отрывками (анализировать текст). | Расширение представлений или знакомство со сказкой А. Толстого «Золотой ключик» | фронтальный, индивидуальный | 38-39 | ||
81 | Жанры в литературе и живописи. А. Кушнер «Что я узнал!» | 1 | Комбинированный урок | Читать вслух части текста,изменяя интонацию, темп чтения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения эмоционального подтекста. Отвечать на вопросы по содержанию учебного текста | Понятие «портрет литературного героя» (словесный и живописный). | фронтальный | 40-41 | ||
82-83 | Исследуем законы рассказа. Л. Толстой «Акула». | 2 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух произведение, которое читает учитель. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому | Понимание цели и назначения заглавия произведения. Уточнение представлений о герое и персонажах рассказа, характере литературного героя | групповой, индивидуальный | 42-44 | ||
84 | Учимся сопереживать и сочувствовать. М. Пришвин «Глоток молока», Л. Дьяконов «Щенок и снег». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух произведение, которое читает учитель. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому | Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем. | фронтальный, индивидуальный | 45-46 | ||
85 | Проверь себя. | 1 | Отвечать на вопросы. Различать жанры произведений. Называть народные и авторские сказки, встретившиеся в главе. Соотносить авторов и названия произведений, созданных ими | Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени | фронтальный, индивидуальный | 47 | |||
86 | Глава 6. Вперёд по дороге открытий… Уроки добра. Э. Мошковская «Дедушка Дерево». | 21 ч 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Анализировать образ, созданный в стихотворении, вы_ разительные средства, использованные для его создания. Декламировать стихотворение | Анализ выразительных средств, создающих образ уюта, тепла, радости. | Личностные: – интерес к содержанию доступных художественных произведений, к миру чувств человека, отраженных в художественном тексте; – умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; Регулятивные: – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – соотносить внешнюю оценку и самооценку. Познавательные: – обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – на первоначальном уровне анализировать доступные художественные тексты; – ориентироваться в содержании учебника; – пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии. Коммуникативные - реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; – уважать мнение собеседников; – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; | фронтальный, индивидуальный | 48-49 выучить наизусть | |
87-88 | Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка». | 2 | Комбинированный урок | Выразительно читать текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Осознавать нравоучительный характер произведения. | Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не выраженных в тексте напрямую, формулирование простых выводов. Понимание цели и назначения заглавия произведения | фронтальный, индивидуальный | 50-54 | ||
89 | Уроки добра. Г. Скребицкий «Передышка», А. Куинджи «Березовая роща» (репродукция). | 1 | Комбинированный урок | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, особенности и причины их поведения. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. | Сравнение красоты художественного описания с настроением живописного полотна. | фронтальный, индивидуальный | Сочинение по картине устное или письменное 55 | ||
90 | Следы волшебных сказок в авторских текстах. Ф. Тютчев «Зима не даром злится...». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух стихотворение, которое читает учитель. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения, поэтических образов, используемых для олицетворения. Выразительно читать стихотворный текст. | Анализ стихотворения по строфам. Декламация | фронтальный, индивидуальный | 56 выучить | ||
91 | В. Бианки – писатель и ученый. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». | 1 | Комбинированный урок | Анализировать текст (сюжет в виде кумулятивной цепочки, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении). | Анализ текста с точки зрения жанра (сказка или рассказ; художественный или научный текст) | фронтальный, индивидуальный | 57-66 | ||
92 | В. Бианки – писатель и ученый. В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». | 1 | Работа в парах и в группах | Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение. | Анализ текста с точки зрения жанра (сказка или рассказ; художественный или научный текст) | индивидуальный | 57-66 | ||
93 | Научный и художественный текст. В. Бианки «Муравейник зашевелился», сравнение произведений. | 1 | Пересказывать текст. Презентовать свою иллюстрацию. Анализировать сюжет сказки, располагать иллюстрации по порядку следования эпизодов в сказке. | Сравнение текстов с точки зрения их специфики (авторская сказка и научно-популярный текст). | фронтальный, индивидуальный | 67 | |||
94 | Научный и художественный текст. «Точка зрения» художника в литературе и живописи. С. Махотин «Жук», репродукции Ф. Толстого. | 1 | Урок-исследование Работа в парах и в группах | Отвечать на вопросы по содержанию литературного произведения. Характеризовать особенности прочитанного произведения, описывать героев, особенности и причины их поведения. Участвовать в диалоге. Определять эмоциональный настрой произведения живописи, описывать живописное полотно | Сравнение красоты стихотворного текста с настроением живописного полотна. | групповой | 68-69 | ||
95 | Мир глазами сказочного персонажа, насекомого, животного. Саша Черный «Песня мухи», отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать тексты, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения, юмористического характера. Анализировать текст, особенности авторских выразительных средств, выделять прием звукоподражания. Создавать собственный текст, используя прием звукоподражания. | Анализ приема звукоподражания, использованного в стихотворении. | индивидуальный | 70-71 | ||
96 | Уроки этики в авторском произведении. К. Ушинский «Играющие собаки». | 1 | Комбинированный урок | Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объем | Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. | групповой | 71 | ||
97 | Уроки этики в авторском произведении. Л. Мурр «Крошка Енот». | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение отношения автора к изображаемому. Находить части текста, доказывающие высказанное суждение, несущие основную нагрузку нравоучительного характера. | Ориентирование в нравственном содержании прочитанного, осознание сущности поведения героев. Использование интерпретации прочитанного (интегрирование деталей), устанавливание связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование простых выводов, соотношение поступков героев с нравственными нормами. | индивидуальный | 72-73 | ||
98 | Исследуем жанры устного народного творчества. | 1 | Урок-исследование Работа в парах и в группах | Сравнивать фольклорные и авторские произведения для различения специфики каждого. Участвовать в диалоге | Углубление представлений о фольклорных произведениях (потешках, скороговорках и загадках). | групповой, индивидуальный | 74 | ||
99-100 | Законы фольклора в художественной литературе. Особенности авторской сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | 2 | Комбинированный урок | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Анализировать текст (сюжет, внешность, «речь» и поступки героев, языковые средства, используемые в произведении). Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, находить части текста, доказывающие высказанное суждение. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Определять жанровую принадлежность произведения, его специфику | Анализ текста со следующих позиций: -сюжет сказки (завязка, кульминация, развязка; смешное или тревожное событие является центральным); -авторская сказка (распознавание позиции автора с доказыванием цитатами из текста; отражение в авторской сказке настроений, мыслей героя, что невозможно в фольклорной); -обнаружение морали | фронтальный | 75-79 | ||
101 | Колыбельные в авторской поэзии. Саша Черный «Колыбельная», А. Барто «Старший брат сестру баюкал...». | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать тексты. Декламировать, инсценировать | Анализ текста со следующих позиций: -признаки принадлежности к авторскому стихотворению; -признаки принадлежности к колыбельной. Декламация. Инсценирование | фронтальный | 80-81 | ||
102 | Мир детей и мир взрослых в стихах и рассказах. Э. Успенский «Разгром», А. Усачев «Самый лучший день». | 1 | Комбинированный урок | Выразительно читать текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. | Уметь выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; | фронтальный | 82-83 | ||
103 | Современная авторская сказка. Л. Петрушевская «Кот, который умел петь». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух произведение или читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить черты сходства и различия с фольклорной сказкой; различать особенности авторских выразительных средств | Уметь читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); | групповой индивидуальный | 84-86 | ||
104 | Современная авторская сказка. Л. Петрушевская «Все непонятливые», сравнение произведений одного автора. | 1 | Комбинированный урок | Уметь выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы. | фронтальный, индивидуальный | 84-90 | |||
IV четверть (32 часа) | |||||||||
105 | Наедине с книгой. Библиотечный урок по произведениям Л. Петрушевской | 1 | Комбинированный урок | Анализировать текст (сюжет, внешность, речь и поступки героев, языковые средства, используемые сказкой), делать выводы. Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге | Анализ текста: выделение способа передачи характера главного героя через его портрет, внешность, поступки. Уточнение представлений об особенностях авторской сказки. | групповой | |||
106 | Проверь себя. | 1 | Анализ текстов одноклассников с точки зрения принадлежности к жанру, с точки зрения выразительности, оригинальности сюжета. Рефлексия. Оценивание результатов своего творчества | фронтальный, индивидуальный | 91 | ||||
107-109 | Глава 7. Развязка. Распутанные тайны… Юмор в литературном произведении. Н. Носов «Мишкина каша», рецепт. | 15 ч 3 | Комбинированный урок | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Воспринимать учебный текст: определять его цель. Отвечать на вопросы по содержанию текста. Характеризовать его особенности. Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. Участвовать в диалоге. Формулировать выводы | Уметь эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов; выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы; | Личностные: – умение выделять поступок как проявление характера героя; – эмоциональное отношение к поступкам героев доступных данному возрасту литературных произведений; – чувства доброжелательности, доверия, внимательности, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи; – понимание значения чтения для себя и в жизни близких ребенку людей, восприятие уклада жизни своей семьи; Регулятивные: – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; Познавательные: - читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – сравнивать художественный и научно - популярный текст; – обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы; –анализировать доступные художественные тексты; – ориентироваться в содержании учебника; Коммуникативные - реализовывать потребность в общении со сверстниками; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – адекватно воспринимать содержание высказываний собеседника; – уважать мнение собеседников; – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; | фронтальный | 92-106 | |
110-111 | Юмор в литературном произведении. Н. Носов «Заплатка», Тим Собакин «Дело и мастер». | 2 | Работа в группах | Уметь выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы | групповой | 107-111 | |||
112-113 | Что такое – быть настоящим поэтом. Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи». | 2 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух произведение в исполнении учителя или читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. | Уметь находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя; | фронтальный, индивидуальный | 111-117 | ||
114 | Наедине с книгой. Произведения Н. Носова | 1 | Комбинированный урок | Расширение представлений, знакомство с произведениями Н. Носова или представление своего читательского опыта | фронтальный, индивидуальный | ||||
115 | Что такое – быть настоящим поэтом. О. Дриз «Как сделать утро волшебным», весенние пьесы А. Вивальди, П. Чайковского. | 1 | Комбинированный урок | Пересказывать сюжет рассказа, выразительно читать отрывки из понравившегося рассказа. Воспринимать содержание текста на слух. Отвечать на вопросы викторины | Углубление представлений об особенностях поэтического текста: олицетворении, использовании сравнения. Сравнение стихотворения и музыкального произведения | групповой | 118-119 | ||
116 | С. Козлов – сказочник и поэт. С. Козлов «В небе туча хмурится...», Н. Рыленков «После дождя». | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать на слух стихотворение, которое читает учитель. Определять настроение произведения, понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения, поэтических образов, используемых для олицетворения. Выразительно читать стихотворный текст. | Углубление представлений об особенностях поэтического текста: олицетворении, использовании сравнения. Сравнение стихотворений | фронтальный | 120-121 | ||
117 | Исследуем научные и художественные тексты Дж. Родари «Отчего идет дождь», сказка «Путешествие капельки». | 1 | Комбинированный урок | Отвечать на вопросы по содержанию произведения. Находить черты сходства и различия с художественным (образность) и с научным текстом (точность описания). Находить в тексте особенности авторских выразительных средств | Анализ текста с точки зрения жанра (сказка или рассказ; художественный или научный текст). | фронтальный, индивидуальный | 121-122 | ||
118 | Формулирование выводов о различии между научным и художественным текстом | 1 | Комбинированный урок | Расширение представлений, знакомство с произведениями С. Козлова или представление своего читательского опыта | групповой | 121-122 | |||
119 | Мир детей в рассказе И. Пивоваровой «Мы пошли в театр». | 1 | Урок-наблюдение | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз, обосновывая использование разной интонации, темпа, логического ударения. Определять эмоциональный настрой произведений, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведениях для создания настроения, образов | Анализ рассказа, средств выразительности, использованных в нем, образов. | индивидуальный | 123-125 | ||
120 | Понятие о видах искусства (театр, архитектура, скульптура). | 1 | Комбинированный урок | Воспринимать информацию на слух. Участвовать в диалоге | Представление о видах искусства. | фронтальный, индивидуальный | 126 | ||
121 | Проверь себя. | 1 | Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени | групповой | 127 | ||||
122 | Глава 8 Счастливые минуты с книгой Поэтические и живописные образы детей. С. Маршак «О мальчиках и девочках», В. Лунин «Грусть». | 15 ч 1 | Комбинированный урок | Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания настроения. Выразительно читать стихотворный текст. Декламировать стихотворение | Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем. Декламация | Личностные: – способность осознавать свою семейную идентичность, включенность в мир класса, школы; -эмоциональная отзывчивость на жизненные события, способность сопереживать человеку, «братьям нашим меньшим», бережное отношение к окружающему миру, природе; – способность осознавать нравственные понятия и моральные нормы, такие как поддержка, понимание,взаимопомощь, милосердие, честность, трудолюбие, дружба, совесть; – способность осознавать свою этническую идентичность; -умение выражать свое эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем); -представления о глубине и разнообразии внутреннего мира человека, отраженного в литературе разных времен и народов; желание рассказывать о любимом литературном герое как источнике положительных эмоций и примере для подражания; -осознавать себя как личностную единицу с потребностью «осмыслить жизнь» и свое место в ней. Регулятивные: – менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи; – принимать алгоритм выполнения учебной задачи; – ориентироваться в принятой системе учебных знаков; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане и оценивать их; -участвовать в обсуждении плана выполнения заданий; – оценивать результаты работы, организовывать самопроверку. Познавательные: -читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части; – находить в тексте ответ на заданный вопрос; – осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения; -пользоваться словарями учебника, материалом хрестоматии; – ориентироваться в содержании учебника; – представлять целостную картину мира благодаря интеграции с другими предметами; – осуществлять первоначальный анализ художественного текста; -обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы. Коммукативные: - реализовывать потребность в общении со сверстниками; – уважать мнение собеседников; – проявлять интерес к общению и групповой работе; – участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках; – высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию; – действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией. | фронтальный | 128-129 | |
123 | Поэтические и живописные образы детей. Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», репродукция З. Серебряковой «За завтраком». | 1 | Комбинированный урок | Уметь соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения; – отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста; – находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;соотносить его с содержанием текста; – находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя; | фронтальный, индивидуальный | 129-131 | |||
124-125 | Сюжет, главная мысль, характеры в рассказе В. Драгунского «Кот в сапогах». | 2 | Комбинированный урок | Отвечать на вопросы по Содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить в тексте отражение авторской позиции. Определять главную мысль произведения | Уточнение представлений о герое и персонажах рассказа, характере литературного героя | групповой | 132-138 | ||
126 | Как смотрят на мир поэт и ребенок. А. Барто «В пустой квартире». | 1 | Комбинированный урок | Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Определять главную мысль произведения, находить в тексте отражение авторской позиции | Анализ стихотворения, средств выразительности, использованных в нем, приема контраста. Декламация | фронтальный, индивидуальный | 139 | ||
127 | Сопричастность миру семьи, Родины. А. Смирнов «Кто был на войне», В. Берестов «Мир». | 1 | Комбинированный урок | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Объяснять выбор слов, используемых в произведении для создания его настроения. Выразительно читать, декламировать текст | Коллективное обсуждение главной мысли произведения | фронтальный, групповой | 140-141 | ||
128 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 1. Телеграмма. | 1 | Урок-наблюдение | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Предполагать дальнейшее развитие событий, опираясь на оценку характеров и поступков героев | Сравнивание героев рассказа: их речи и поведения. Наблюдение над развитием нескольких сюжетных линий рассказа | фронтальный, индивидуальный | 142-169 | ||
129 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек» Часть 2. Дорога к отцу. | 1 | Урок-исследование Работа в группах | Читать вслух плавно, целыми словами с интонационным выделением особенностей текста, смысловых пауз. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста. Предполагать дальнейшее развитие событий, опираясь на оценку характеров и поступков героев | Сравнивание героев рассказа: анализ проявления характера героев в поступках. | групповой | 142-169 | ||
130 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». Часть 3. Вот и приехали... | 1 | Комбинированный урок | Предполагать дальнейшее развитие событий с опорой на характер и поступки героев. Характеризовать особенности прослушанного произведения, описывать героев. Находить части текста, которые подтверждают высказанное суждение. Участвовать в диалоге | Чтение по ролям | фронтальный | 142-169 | ||
131 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». Часть 4. Одни в лесной сторожке. | 1 | Сравнивание героев рассказа: анализ проявления характеров героев в поступках, портретах. Представление о «бескрайности родины». Осознание причасности к отечественной истории и культуре | индивидуальный | 142-149 | ||||
132 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». Часть 5. Вот оно – счастье! | 1 | Урок-практикум | Работа со словом, целенаправленное пополнение активного словарного запаса (отражение изменений, происходящих в окружающей действительности) | фронтальный, индивидуальный | 142-169 | |||
133 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказе А. Гайдара «Чук и Гек». | 1 | Урок-викторинва | Пересказывать сюжет рассказа, выразительно читать отрывки из понравившегося рассказа. Воспринимать содержание текста на слух. Отвечать на вопросы викторины | Анализ повести с целью найти черты волшебной сказки в авторском произведении | групповой, индивидуальный | 142-169 | ||
134 | Темы, нравственные проблемы, характеры героев в рассказах А. Гайдара. | 1 | Урок-практикум | Воспринимать текст на слух. Анализировать текст. Задавать вопросы одноклассникам по содержанию и по_ строению текстов. Воспринимать на слух стихотворение в исполнении учителя. | Расширение представлений, знакомство с произведениями А. Гайдара или представление своего читательского опыта | фронтальный | |||
135 | Сопричастность миру семьи, Родины. М. Матусовский «С чего начинается Родина?». | 1 | Урок-практикум | Определять настроение произведения, находить в тексте отражение авторской позиции. Выразительно читать стихотворный текст, анализируя и обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения | индивидуальный | 170 | |||
136 | Проверь себя. Что читать летом (работа с выставкой книг). | 1 | Различать и называть поэ_ тов и писателей, названия произведений. Соотносить авторов и назва_ ния произведений, созданных ими. Узнавать произведения по отрывкам | Рефлексия, оценка знаний, полученных за определенный период учебного времени. Совершенствование библиографических умений: находить книгу в библиотеке, ориентироваться в содержании книги по обложке, иллюстрациям, ориентироваться в оглавлении | групповой | 171 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению с УУД 1 класс (УМК "Школа России",автор В.Г. Горецкий)
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению по новым стандартам с ууд, по азбуке Горецкого, 1 класс, 4 часа в неделю - 132 урока (Школа России)...
Тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100" 3 класс
Развернутое тематическое планирование уроков литературного чтения по программе "Школа 2100" 3 класс...
Тематическое планирование уроков литературного чтения УМК "Перспектива" 1 класс
Календарно -тематическое планирование. УМК "Перспектива" 1класс"Литературное чтение". Л.Ф Климанова, В. Г. Горецкий, Л.А. Виноградская...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению Э. Кац 4 класс
Файл содержит календарно - тематическое планирование по литературному чтению Э. Кац 4 класс из расчета 3 урока в неделю, всего 102 часа за год....
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....
Тематическое планирование по литературному чтению в 3-м классе УМК "Школа 2100"
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа 2100"...
календарно-тематическое планирование по литературному чтению Школа России 4 класс
календарно0тематическое планирование по литературному чтению 4 класс по программе Школа России...