Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А. Лазаревой)
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Ступникова Марина Сергеевна

Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для  4 класса разработана на основе авторской программы  В.А.Лазаревой «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)..В Программе представлена Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_lit._chteniyu_4_klass.docx83.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы

«Рекомендовано»        

Руководитель МО

_____        /______________        /

                  ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

                 

                   «Утверждено»

                   Директор МБОУСОШ №8

                    _____        /______________        /

                                      ФИО

                     Приказ №        ______ от

                     «___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературному чтению

4 класс

Учитель Ступникова Марина Сергеевна

2013- 2014 учебный год

Пояснительная записка

            Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для  4 класса разработана на основе авторской программы  В.А.Лазаревой «Литературное чтение»(система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2009)

 Стратегическая цель курса   литературного чтения  

- закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения;

- нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ её теории и практики анализа художественного текста

Текущая цель курса – осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и  собственного литературного творчества.

Задачи:

  • расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных  и  эстетических ценностях;
  • опираясь на знания и умения, приобретённые в первый год изучения предмета, выйти на более глубокое освоение художественных произведений детьми, расширить их литературные знания и нравственные представления.
  • воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров, обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;
  • создание условий для постижения школьниками многоплановости художественного словесного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;
  • развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных  с  процессами:
  • восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);
  • их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);

собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).

Программное и учебно – методическое оснащение содержит следующие сведения:

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты государственно или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа

УМК обучающегося

УМК учителя

Федеральный компонент

Региональный компонент

Школьный компонент

1. Примерная программа начального общего образования  по литературному чтению.                        М.: Просвещение, 2007

2. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009

1. Лазарева В.А.Литературное чтение: Учебник для 4 класса начальной школы: в 2 ч. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012

2. Лазарева В.А.Литературное чтение: Хрестоматия для 2 класса – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова : Издательство Оникс, 2012

1. Лазарева В.А. методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» 4 класс.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010                                        2. Лазарева В.А. Технология анализа                                     художественного текста  на уроках литературного чтения в начальной школе. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова : Издательство Оникс, 2006                                                  

3

2

1

-

           Четвертый год обучения выстроен на основе родо-жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через расширение и углубление представлений учащихся о жанрах: рассказ, сказка, былина, басня, притча, сказ.

       Продолжается и усложняется работа по анализу разных видов текста. Ученики читатели учатся находить в произведении элементы сюжета, овладевают кратким пересказом произведения и пересказом текста с его творческой обработкой. В процессе работы над лирикой учащиеся наблюдают за способами выражения чувств автора и учатся передавать в своем выразительном чтении развитие чувства и сложное переживание и соотносить зрительный образ с чувственным, образ переживание с идеей произведения.

        Более глубокое освоение жанра сказки и развитие навыков анализа подобных текстов у учащихся происходит при сравнении похожих по тематике народной и авторской сказок, русских народных сказок и сказок других народов. Авторская сказка представлена произведениями уже знакомых детям авторов и сказочников ХХ века: А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, К.Г. Паустовского, Е.А. Шварца, А.Платонова.

        Особенности рассказа учащиеся постигают в процессе чтения текстов современных детских писателей, осмысления более сложных понятий и способов изображения и анализа произведений этого жанра. Они сами учатся составлять системы образов, определять место и роль литературного героя в развитии сюжета, способов изображения развития характера героя и внутренней борьбы как основы эволюции героя, выявлять в тексте и осмысливать роли художественной детали и портрета. Углубление в лирику идет через вхождение учеников читателей в сложное лирическое переживание. Расширяются представления детей о фантастическом изображении действительности, об основах художественного вымысла; учащиеся знакомятся со «странными» героями, сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора.

        Обращенность текстов к возрасту, близкому читательскому, знакомые сюжетные коллизии, узнаваемые ситуации способствуют личностному восприятию учениками читателями художественных произведений. Возможности возраста позволяют включить учащихся в осмысление более сложных нравственных проблем, чем раньше. Углубляются через осмысление истоков и традиций представления детей о нравственности и душевных качествах народного героя: о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости. Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал героизм при защите своей Родины, доброту и трудолюбие. Расширяются представления детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора.

         Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся и возможности возраста учеников читателей, мы ввели в учебник 3 класса проектную деятельность. Это «Музейные странички». По сути дела, это долгосрочный социальный проект классного музея старинных вещей. Эта работа связана с изучаемым материалом, но выходит за рамки урока и школы, вовлекая семью ребенка в учебно-познавательный процесс, что создает дополнительный воспитательный эффект. Кроме того, это способ перевести учебную деятельность детей с вербального уровня на социальный уровень дела, поступка.

          Учебный материал этого года обучения  позволяет продолжить и углубить осмысление учащимися важнейших нравственных проблем: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; истоки героического поступка, незаметная красота обыденного и др., а также формировать через противопоставление такие нравственные понятия, как великодушие и душевная черствость, подлость и благородство, верность и предательство, отвага и трусость.

          В этот период обучения у учащихся развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ на литературные темы. Они осваивают такие формы письменных работ, как сочинение -рассуждение о нравственной проблеме, этюд (описание природы), сказка, сочиненная по элементам сюжета или «в заданном ключе» (сочинение по картине, отзыв на книгу, пробуют сочинять былину, миф и рассказ по образцу и с «опорами».

          В итоге четвертого года обучения учащиеся получают представление о басне, былине, сказе, мифе, сюжете, пейзаже, эпитете. Увеличивается норма заучивания стихотворений (20 - 25), вводятся прозаические отрывки для заучивания.

Содержание программы. 

Круг детского чтения

1.        В школе жизни ( 22часа)

А.И.Куприн «Бедный принц»; А.П.Чехов «Ванька»; Н.А.Некрасов «Школьник»; В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»; И.А.Бунин «Утро»; Д.С.Самойлов «Зима настала»; А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; А.Ф. Мерзляков «Песня».

2.        «Мы в ответе...» ( 24часа)

В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е.Григорьев «Витамин роста» (Стихотворема); Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»; В.М.Тушнова «Синицы»; К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»; А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки); А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; А.К. Передреев «Качались ели, тишину колыша...»; С. Орлов «Был, наверное, денек погожий...».

3.        «Сто фантазий» (13 часов)

Ю.П. Мориц «Слониха, слоненок и слон», «Чтоб летали мы все и росли!»; Д.С.Самойлов «Сказка», «Белые стихи»; Т.М. Белозе-ров «Кладовая ветра»; Ф.Д. Кривин «Честное гусеничное», «Зеленые цистерны», «Жизнь на Земле», «Теплота», «Солнце», «Подсолнух»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок); А.А.Ахматова «Ива».

4.        Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам (31час)

В.П.Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю.Лермонтов «Бородино»; Ю. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 го

да»; А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая...»; Е.А.Благинина «Шинель»; А.П.Платонов «Неизвестный цветок»; Н.Н.Матвеева «Кораблик»; Н.М.Языков «Пловец»; Г.Я. Горбовский «Пуля»; А.Т.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...».

 5. «Россия, Родина моя...» (12 часа)

М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»; Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; В.А.Жуковский «Родного неба милый свет...»; Е.А.Баратынский «Родина»; Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б.Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М.Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой...»; Н.А. Некрасов «Тишина» (отрывок); А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...»; Б.В. Заходер «Что такое стихи?».

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса Обучающиеся должны

■        уметь:

-        осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров с темпом чтения ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении про себя с более высоким темпом;

-        пересказывать текст кратко, подробно и выборочно; вычленять основные элементы сюжета произведения (завязка, развитие действия, развязка), определять идею произведения;

-         самостоятельно составлять характеристику литературного героя; определять в тексте авторскую позицию, осознавать свое отношение к ней; передавать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи;

-        самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения;

сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимствованному сюжету;

-       писать изложения и сочинения-рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова;

писать сочинения по картине, анализируя ее содержание, настроение и способы художественного изображения;

писать отзывы и аннотации на прочитанные книги, вести читательский дневник;

-      овладеть следующими терминами: повесть, идея, фантастика, олицетворение;

        иметь начальное представление:

-        о главных и второстепенных героях, о героическом характере; об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности; об изобразительно-выразительных средствах (эпитет, сравнение, олицетворение);

-        о путях и способах редактирования своих сочинений;

 ■ иметь нравственное представление: о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине, об ответственности за тех, кто поверил тебе; о понятии вины человека, о роли лидера в коллективе, о понятии народа и человечества как единого коллектива.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс – 102 часа

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Элементы доп. содержания

Дом.

задание

Дата

Глава 1. В школе жизни -   22часа

1

Знакомство с новым учебником.

В.Д. Берестов «Речка детства моего- Турея…»

1

Комб.

Элементы книги (обложка, оглавление, тит. лист, иллюстрации), содержание. направления в работе, выявление уровня лит. развития и нравственных представлений уч-ся

Знать условные обозначения, принятые в учебнике.

Уметь:

-ответить на вопросы анкеты;

-выполнить сам анализ стихотворения;

- различать элементы книги;

- принимать участие в беседе о проведенных каникулах.

Теку-щий

Форзац

Отчет о летнем чтении

2

А.И Куприн «Бедный принц». Знакомство с биографией писателя.

1

Комб.

Понимание содержания лит:  произведения: тема,  главная мысль.

Чтение текста с соблюдением норм лит. произношения. Фрагментарное  перечитывание для уточнения первоначального  восприятия и ответов на вопросы учебника.

Участие в диалоге. Расширение представлений о жизни детей  в XIX веке. Работа над образом героя, составление его характеристики, выявление роли портрета и внутреннего монолога  создании образа-персонажа. Рассказ о писателе.

Знать краткую биографию писателя.

Уметь:

-называть произведения писателя;

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- работать с разными источниками информации.

Текущий

Биогра-фия

С.6-7 (вопросы)

3-6

А.И Куприн «Бедный принц»: жизнь мальчика из дворянской семьи  XIX века, открытие «другой» жизни.

4

Комб.

Знать:  содержание рассказа;

-черты характера главного героя.

Уметь:

-делить текст на смысловые части;

- составлять словесный портрет героя;

-  анализировать поведение героя, его поступки, давать оценку действиям;

- рассмотреть репродукцию картины В.Д. Поленова «»Московский дворик», отвечать на вопросы по картине;

- выполнять творческие задания: составление монолога от имени одного из героев. мини- сочинение.

Текущий

Монолог, диалог. характер. портрет.

С.8-11 (вопросы)

С.11-14. хар-ка героя

С.14-16

(вопросы)

С.16-20, задание1-2

7

Особенности портретной живописи и сопоставление с литературным портретом. в А. Серов «Мика Морозов»

1

Комб.

Связь литературы и искусства.

Знакомство с портретом как особым видом ИЗО. соотнесение лит. и живописного портрета.

Рассказ о художнике, работа по вопросам учебника.

Участие в диалоге при обсуждении.

Знать  особенности портретной живописи и сопоставление с литературным портретом.

Уметь:

- сравнивать. соотносить полученные впечатления от прочтения рассказа и рассматривания репродукции;

- анализ содержания картины;

- составление монологического высказывания.

Текущий

Средства ИЗО.

С.22 (доп. материал)

8-10

Изображение жизни и внутреннего мира бедного мальчика, героя рассказа А.П. Чехова «Ванька»

3

Комб.

Знакомство с творчеством писателя.

Осмысление способов изображения внутреннего мира героя.

 Сопоставление авторской речи и речи героя, анализ взаимодействия в системе чеховского изображения жизни.

Составление устных высказываний.

Знать художественные средства, с помощью которых Чехов создает описание зимы.

Уметь:

- передавать свои чувства после  знакомства с произведением;

- самостоятельно составлять характеристику лит. героя;

-  анализировать поведение героя, его поступки, давать оценку действиям.

Текущий

Словес-ный портрет.

Устарев-шая лексика

С.23-25

(уст. лексика)

С.25-27 (хар-ка героя)

С.28-30 (зад.№5-7)

11-12

Читательский дневник. Внеклассное чтение. Рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка».

В.Д.Берестов «В двенадцать лет я стал вести дневник…»

1

Комб.

Понимание содержания лит. произведения.

Участие в диалоге при обсуждении.

Изучение нравственных проблем, обозначенных в художественном произведении.

Знать  содержание рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка».

Иметь представление об авторском стиле и и приметах авторской индивидуальности.

Уметь:

- кратко пересказывать текст;

- определять тему и идею произведения;

- вести чит. дневник, писать отзыв на прочитанное произведение.

Текущий

Автор-ская индивидуальность

Отзыв. А.П. Гайдар «Голубая чашка».

13

Нравственные  ценности русского народа. Н.А. Некрасов «Школьник».

1

Комб.

Знакомство с творчеством писателя.

«Народная мысль» поэта.

Декламация стихотворных произведений с соблюдением лит. норм чтения.

Иметь нравственное представление о любви к Родине.

Уметь:

-«рисовать» словесный портрет героя: его внешности, характер, поступки;

- самостоятельно составлять характеристику лит. героя.  

Текущий

Деклама-ция

С.32-33 (наиз)

14-16

Уроки деятельной доброты.

 В.П. Астафьев «Бабушка с малиной»

3

Комб.

Работа над образной природой худ. произведения.

Осмысление роли второстепенных образов. не являющихся образами-персонажами. в эпическом произведении.

Нравственная идея рассказа.

Знать, как меняется образ бабушки от начала рассказа до его конца.

Уметь:

- делить текст на смысловые части, составлять план;

- определять худ. особенности описания  пассажиров;

- определять главную мысль рассказа;

- анализ названия произведения.

Текущий

Худ. образ

С.34-37

(об авторе)

С. 38-39        (описание)

С.40-42                (план)

17-19

«Учителя» и «ученики» в школе жизни.

Ю. М. Нагибин «Зимний дуб»

3

Комб.

Знакомство с творчеством писателя.

Рассуждение по теме «Школа жизни».

Осмысление принципа олицетворения.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Чтение наизусть отрывка из прозаического произведения.

Знать средства худ. выразительности, при помощи которых создается описание природы.

Иметь представление об ответственности за тех. кто поверил тебе.

Уметь:

- находить сравнение в тексте, определять его роль;

-  составлять характеристики героев;

- готовиться к чтению наизусть отрывка из прозаического произведения

Текущий

Прием сравнения,олицетво-рение.

С.42-46        (описание)

С. 47-51

(характер)

С. 52-55

(наиз отрывок)

20

Прием олицетворения в стихотворениях Самойлова. Музейная страничка.

1

Комб.

Осознанное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

 Роль олицетворения в создании образа.

Уметь:

-  находить олицетворение;

- определять роль олицетворения в создании различных образов;

- осознанно и выразительно читать худ. произведение.

Текущий

Олицетво-рение.

С. 58-59

(твор. задание)

21

Читательский дневник. Внеклассное чтение. Э.Н. Успенский «25 профессий Маши Филипенко»

1

Комб.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Ведение  чит. дневника, написание  отзыва на прочитанное произведение.

Знать  содержание произведения

Э.Н. Успенского «25 профессий Маши Филипенко».

Уметь:

-устно высказывать впечатление о прочитанном произведении;

- определять тему и идею произведения;

- вести чит. дневник, писать отзыв на прочитанное произведение.

Текущий

Отзыв

22

Контрольная работа №1  «В школе жизни».

1

Контроль знаний

Выявление уровня освоения материалом по данному разделу.

Знать  и называть изученные произведения, авторов, биографические сведения о них.

Уметь отвечать на вопросы по теме «В школе жизни», выполнять творческие задания.

Тематический

Глава 2. «Мы в ответе…» - 24 часа

23

Анализ к/р.

Что значит «быть человеком»?             В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

1

Комб.

Осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного человеческого качества.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Биография В.А. Сухомлинского

Иметь представление об авторском стиле и и приметах авторской индивидуальности.

Уметь:

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

-определять авторскую позицию;

- объяснять название рассказа;

- определять жанр притча.

Текущий

Притча

С.62-63

(подбор вопросов)

24-25

Что значит «быть человеком»?  

О.Е. Григорьев «Витамин роста»        

2

Комб.

Осознанное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Анализ стихотворной формы.

Участие в диалоге при обсуждении.

Составление вопросов по содержанию.

Знать  главное человеческое качество, которым обладают герои.

Уметь:

-самостоятельно составлять характеристику лит. героя;

- определять характер главных героев;

-определять жанр «юмористическое стихотворение»;

- иллюстрировать произведение.

Текущий

Юморис-тическое стихотворение

С.64-67 (выраз.)

С.68-70 (вопросы)

26-28

Легко ли быть человеком?

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш».

И. Н. Крамской «Мина Моисеев. Эскиз для портрета крестьянина»

3

Комб.

Знакомство с творчеством писателя и художника.

Связь литературы и искусства. знакомство с портретом как особым видом ИЗО. соотнесение лит.  и живописного портрета.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Участие в диалоге при обсуждении.

Уметь:

- определять тему и идею произведения;

- вычленять основные элементы сюжета произведения (завязка. развитие действия, развязка);

- объяснять значение слов доброта, забота;

- составлять характеристику героя;

- делить текст на смысловые части, составлять план;

- пересказывать текст.

Текущий

Завязка, развитие действия, развязка.

С.71-73

(об авторе)

С. 74-78

(хар-ка)

С. 78-81

(пересказ части)

29

Читательский дневник. Внеклассное чтение.

Г.Х. Андерсен «Ромашка»

1

Комб.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Составление вопросов по содержанию.

Ведение  чит. дневника, написание  отзыва на прочитанное произведение.

Знать  содержание произведения

Г.Х. Андерсена «Ромашка»

Уметь:

 -устно высказывать впечатление о прочитанном произведении;

- определять тему и идею произведения;

- вести чит. дневник, писать отзыв на прочитанное произведение.

Текущий

Отзыв

30

Что есть доброта? Это проявление силы или слабости? (Урок-диспут)

1

Комб.

Умение ставить вопросы и отвечать на них.

Углубление понятия доброты.

 Составление письменных высказываний по теме урока.

Уметь:

- участвовать в дискуссии, высказывать свою точку зрения;

- работать с толковым словарем и словарем синонимов;

- приводить «примеры из жизни» , обсуждать житейские истории;

- писать сочинение-рассуждение

Текущий

Сочинение-рассуждение

31-34

Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях  

К. Г. Паустовского. Рассказ «Заячьи лапы».

4

Комб.

Знакомство с творчеством писателя.

Обобщение нравственной проблематики и худ. своеобразия произведений Паустовского.

Исследование проблемы благодарности и вины.

Анализ композиции произведения.

Изучения речи как средства создания образа героя.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Знать  биографические сведения, основное содержание произведения.

Уметь:

- восстанавливать последовательность событий, описанных в рассказе;

- называть худ. средства, используемые автором при описании пейзажей;

- различать жанры литературы;

-самостоятельно перечитывать рассказ для осмысления названия произведения;

- готовиться к чтению наизусть отрывка из прозаического произведения.

Текущий

Компози-ция рассказа.

С.83-85

(об авторе)

С. 86-88

(худ.средства)

С.88-90

(хар-ка)

С.91-92

(наиз. описание природы)

35

Читательский дневник. Внеклассное чтение.

К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей»

1

Комб.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Составление вопросов по содержанию.

Ведение  чит. дневника, написание  отзыва на прочитанное произведение.

Редактирование текста.

Знать  содержание произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей»

Уметь:

 -устно высказывать впечатление о прочитанном произведении;

- определять тему и идею произведения;

- вести чит. дневник, писать отзыв на прочитанное произведение.

Текущий

отзыв

36-39

Читательский дневник. Внеклассное чтение.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

4

Комб.

Знакомство с творчеством писателя.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Углубление понятия доброты.

Участие в диалоге при обсуждении.

Знать  биографические сведения, основное содержание произведения.

Уметь:

- - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

-определять авторскую позицию;

- объяснять название рассказа;

- объяснять высказывание «Зорко одно лишь сердце»

Текущий

Притча, правед-ник. аллегория

Доп. материал, подготов-ка к сочине-нию..

40

Сочинение-рассуждение «Мы в ответе за тех, кого приручили»

1

Развитие речи.

Создание небольших письменных ответов по почитанному произведению.

Нравственное представление об ответственности за тех, кто поверил тебе.

Иметь представление об ответственности за тех, кто поверил тебе.

Уметь:

- писать сочинение-рассуждение;

- высказывать свои мысли и чувства на письме.

Текущий

Рассуждение

41-45

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

5

Комб.

Знакомство с творчеством писателя, его сказками.

Осознанное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Анализ стихотворной формы.

Составление вопросов по содержанию.

Связь литературы и искусства. знакомство с портретом как особым видом ИЗО. соотнесение лит.  и живописного портрета.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Выявление идейного содержания сказки, характеристика героев.

Знать:

- содержание сказки;

-  как изображает поэт внешность и поступки героев сказки;

- наизусть понравившийся отрывок из сказки.

Уметь:

- анализировать  жанровые особенности;

-находить звукопись как средство создания образа;

-  сопоставлять построение народных волшебных сказок и сказок Пушкина;

- сравнивать поэтику и язык сказки;

- определять роль иллюстрации в художественном произведении;

-отвечать на вопросы по содержанию репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна Лебедь».

Текущий

Строфа, пауза, лог.ударение.

1.Удивительный мир пушкинских сказок.

Комб.

Текущий

С.94-102

(выраз)

2.Анализ жанровых особенностей. Звукопись как средство создания образа.

Комб.

Текущий

Волшеб-ная авторская сказка, звукопись.

С.103-111

(уст лексика)

3. Выявление идейного содержания сказки, характеристика героев.

Комб.

Текущий

Нравственный урок

С.111-119

(хар-ка)

4.Сопоставление построения народных волшебных сказок и сказок Пушкина. Сравнение поэтики и языка сказки.

Комб.

Устарев-шая лексика

С.120-125

(средства худ выраз.)

5. Сказки Пушкина в иллюстрациях. Репродукция картины

М.А. Врубеля «Царевна Лебедь».

Комб.

Текущий

Средства ИЗО

С.125-131

(таблица в т.)

46

Читательский дневник. Внеклассное чтение.

О. Уайльд  «Мальчик-звезда».

1

Комб.

Знакомство с творчеством писателя, его сказками.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Составление вопросов по содержанию.

Ведение  чит. дневника, написание  отзыва на прочитанное произведение.

Знать  содержание произведения О. Уайльда  «Мальчик-звезда».

Уметь:

 -устно высказывать впечатление о прочитанном произведении;

- определять тему и идею произведения;

- вести чит. дневник, писать отзыв на прочитанное произведение.

Текущий

Аннота-ция

Задание в тетр.

47

Контрольная работа №2 «Мы в ответе…»

1

Контроль знаний

Выявление уровня освоения материалом по данному разделу.

Знать  и называть изученные произведения, авторов, биографические сведения о них.

Уметь отвечать на вопросы по теме «Мы в ответе…» ;

- выполнять творческие задания.

Тема-тический

Глава 3. Сто фантазий -   13 часов

48

Анализ к/р.

Фантазия, фантастика, фантастический образ в литературе. Ю. Мориц «Сто фантазий», «Слониха, слоненок и слон».

1

Комб.

Знакомство с творчеством поэтессы, ее произведениями.

Осмысление серьезных проблем веселых стихов.

Анализ лирического произведения.

Участие в диалоге при обсуждении.

Знать  тему произведения.

Уметь:

- определять с какой целью придуманы нелепицы,  характер произведения. нравственное содержание;

- отмечать музыкальный ритм стихотворения;

- расставлять паузы.

- находить метафору;

- передавать характер произведения при чтении.

Текущий

Метафора Фантазия, фантасти-ка

С.4-8

(вараз)

49

В чём секрет стихотворения.               К. Россети «Есть у булавки головка1

1

Комб.

Знакомство с творчеством поэта .

Осознанное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

Анализ лирического произведения.

Участие в диалоге при обсуждении.

Иметь представление об авторском стиле и и приметах авторской индивидуальности.

Уметь:

- открыть секрет стихотворения;

- определять комический эффект;

- различать реальность и фантазию.

Текущий

Реаль-ность и фантазия.

С. 9 (вопрсы)

50-51

Реальность или фантастика? Стихотворения    

Д. Самойлова «Сказка», «Белые стихи».

К.П. Брюллов «Всадница»

2

Комб.

Осознание роли фантазии и воображения в создании фантастических стихотворений.

 Худ. своеобразие, композиция. идея произведения.

Аналитическое чтение.

Декламация стихотворного  текста. Связь литературы и искусства. знакомство с портретом как особым видом ИЗО. соотнесение лит.  и живописного портрета.

Уметь:

- распознавать реальность и фантастику;

- рисовать словесные иллюстрации к произведению;

- находить худ средства выразительности;

- делить текст на смысловые части;

- сравнивать образ лошади по картине  Брюллова и образ лошади, изображенной Д.Самойловым;

-отвечать на вопросы по картине.

Текущий

Средства худ. вырази-тельности: олице-творение. сравнение, эпитеты.

С.10-13

(наиз.  по выбору уч-ся)

52

Сочинение на тему «Утро в…».

1

Развитие речи

Создание небольших письменных ответов по почитанному произведению.

Уметь:

- писать сочинение-рассуждение;

- высказывать свои мысли и чувства на письме

Текущий

Научно-популярный и худ. тексты

53

Анализ сочинения. Разные способы изображения действительности в литературе.

ТМ. Белозеров «Кладовая  ветра»

1

Комб.

Сопоставление разных способов изображения мира в научном и художественном текстах.

Осознанное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

- Знать  биографические сведения, основное содержание произведения.

Уметь:

- оценивать  разные способы изображения мира в научном и художественном текстах;

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- иллюстрировать произведение.

Текущий

Научно-популярный и худ. тексты

С.16

(иллюс-трация)

54

Смешное и серьезное. В.Д.Берестов «Честное гусеничное»

1

Комб.

Сопоставление разных способов изображения мира в научном и художественном текстах.

Определение жанра произведения.

- Знать  биографические сведения, основное содержание произведения.

Уметь:

- оценивать  разные способы изображения мира в научном и художественном текстах;

- определять жанр сказки, называть отличительные признаки.

Текущий

С.17-19

(по ролям)

55-56

Короткие истории Ф.Д. Кривина.

«Зелёные цистерны»,

«Солнце», «Жизнь на Земле»

2

Комб.

Знакомство с необычными по жанру произведениями Ф.Д. Кривина.

Различение жанров .

Использование  многозначности слова.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Уметь:

- работать с дополнительной литературой;

- определять  жанр произведения;

- сопоставлять научный и художественный тексты;

- работать с разными источниками получения информации.

Текущий

Многозначность. Прием повтора.

С.20-22

(вопросы)

57-59

Фантастическое изображение обычных человеческих проблем. Кир Булычев «Путешествие Алисы»

3

Комб.

Формирование представлений о фантастической литературе.

Знакомство с творчеством писателя, его произведениями.

Исследование проблемы доброты и человечности.

Знать, что фантастика, а что реальность в произведениях

К. Булычева.

Уметь;

- находить отличия повести от других жанров литературы;

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

- сочинять рассказы и сказки по заимствованному сюжету.

Текущий

Фантастическая повесть

С.24-27

(об авторе)

С. 28-30

(по рллям)

С. 31-33

(книжка-малышка)

60

Контрольная работа №3 «Сто фантазий»

1

Контроль знаний

Выявление уровня освоения материалом по данному разделу.

Знать  и называть изученные произведения, авторов, биографические сведения о них.

Уметь отвечать на вопросы по теме «Сто фантазий»;

- выполнять творческие задания.

Тематический

Глава 4. Каждый выбирает по себе – 31час

61-64

Анализ к/р.

Нравственный выбор – нравственный поступок.

В.П. Крапивин «Путешественники не плачут»

4

Комб.

Особенности писательской позиции Крапивина.

Рассматривание  проблемы нравственного выбора деятельной доброты, способности совершить поступок.

Анализ изображения характера и внутреннего мира героя в эпическом произведении.

 Наблюдение за эволюцией героя в худ. произведении.

Знать  признаки необычного в построении рассказа Крапивина.

Уметь:

- объяснять , как меняется герой в течение рассказа, почему происходят такие изменения;

-находить изображение душевных переживаний героя.

Текущий

С.37-40

(об авторе)

С. 41-44

(хар-ка)

С. 45-48

(анализ)

С. 49-52

(вопросы)

65

Читательский дневник. Внеклассное чтение.. В. Ю. Драгунский «На Садовой большое движение»

1

Комб.

Знать  содержание произведения .

Уметь;

 -устно высказывать впечатление о прочитанном произведении;

- определять тему и идею произведения;

- вести чит. дневник, писать отзыв на прочитанное произведение.

Текущий

Отзыв

66

Л.Н. Толстой.  Человек, писатель, учитель.

1

Комб.

Знакомство с творчеством писателя, его произведениями.

Работа с разными источниками получения информации, поиск сведений о писателе.

Знать основные события жизни писателя.

Уметь:

- работать с разными источниками получения информации.

- составлять устные высказывания.

Текущий

Эл энциклопедии

С.53-54

(доп. материал)

67-74

Л.Н. Толстой о человечности в русском человеке в были «Кавказский ленник»

Роль иллюстрации в художественном произведении.

М.Ю. Лермонтов  «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби»

8

Особенности писательской позиции Толстого.

Рассматривание  проблемы нравственного выбора, способности совершить поступок.

Анализ изображения характера и внутреннего мира героя в эпическом произведении.

 Наблюдение за эволюцией героя в худ. произведении.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Составление вопросов по содержанию.

Обсуждение рисунков сюжетных цепочек, расположение в соответствии с сюжетом.

Осмысление внутреннего  и внешнего мира героя, его переживаний, поступков.

Составление рассказа-характеристики главных героев.

Иметь представление о нравственных уроках произведения.

Знать:

-  содержание произведения;

Уметь:

- - определять тему, идею и главную мысль произведения;

- рассказывать об основных чертах героев;

- распознавать рисунки сюжетных цепочек, располагать их в соответствии с сюжетом;

- проводить сравнительный анализ героев были;

- объяснять , как меняется герой в течение рассказа, почему происходят такие изменения;

-находить изображение душевных переживаний героя.

Быль, историческая терминология

С.55-60

(выраз)

Комб.

Текущий

Кто же «кавказский пленник»? Составление картинного плана 2 части

Комб.

Текущий

С.61-65

(о герое)

Герои произведения. О чем говорят их фамилии?

Комб.

Текущий

С. 66-69

(вопросы)

Сходство и различие характеров главных героев были.

Комб.

Текущий

С.70-74

(сравне-ние)

Образ Дины в были Л.Н. Толстого.

Комб.

Текущий

С.74-78

(описание природы)

Описание природы в произведении Толстого «Кавказский пленник»

Комб.

Текущий

С.79-82

(выраз)

Главная мысль были Л.Н. Толстого.

Комб.

Текущий

С.82-87

(с.94 №8)

Составление плана произведения, озаглавливание частей, выборочный пересказ.

Комб.

Текущий

С.87-92

(план. пересказ)

75-76

Сочинение на темы: «В плену», «Почему удалось спастись Жилину?», «Спасибо, умница!»

2

Развитие речи

Перечитывание фрагментов были.

Создание небольших письменных ответов по почитанному произведению.

Анализ заглавия произведения.

Уметь:

- писать сочинение-рассуждение;

- высказывать свои мысли и чувства на письме;

- анализировать произведение, делать выводы.

Текущий

77-79

Уроки истории. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

3

Комб.

Осмысление нравственного выбора человека на историческом материале.

Знакомство с творчеством писателя, его произведениями.

Худ. своеобразие, композиция. идея произведения.

Аналитическое чтение.

Декламация стихотворного  текста.

Работа с разными источниками получения информации, поиск сведений о писателе.

Связь литературы и искусства. знакомство с портретом как особым видом ИЗО: Н.С. Самокиш «Подвиг солдат генерала Н.Н. Раевского»

Знать:

- наизусть отрывок из произведения;

-  идею произведения, главную мысль.

Иметь представление о полководцах, событиях войны 1812 года, 

Уметь:

- составлять «картинный» план;

- выразительно читать стихотворение;

- анализировать лирическое произведение;

- работать с разными источниками информации;
- сопоставлять репродукцию картины и текст стихотворения.

Текущий

Герой. героизм, военная терминология.

С.94

(доп. материал)

С. 95-99

(выраз0

С. 95-99

(наиз. отрывок)

80

«Война – страшнее нету слова…»

Ю.Д. Левитанский  «Мальчики». Фрагмент картины К.А. Васильева «Тоска по Родине».

1

Комб.

Введение в события Великой отечественной войны средствами искусства.

Формирование представлений о роли русского народа в победе над фашизмом и стоках всенародного подвига.

Знакомство с произведениями поэтов ХХ века: А. Твардовский, Ю.Левитанский, Б.Окуджава, А. Дементьев.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Связь литературы и искусства

Формулирование личной оценки прочитанного.

Аналитическое чтение.

Декламация стихотворного  текста.

Создание небольших письменных ответов по почитанному произведению.

Знать главную идею стихотворения и картины.

Уметь;

- находить черты сходства между героями стихотворения и современными детьми;

- сопереживать героям произведения;

- объяснять смысл названия «Священная война»;

-составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

- выразительно читать стихотворение.

Текущий

81-82

«Война – страшнее нету слова…»

Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики…»,

В.Д. Берестов «Мужчина»

2

Комб.

Знать главную мысль  и идею произведений, биографические сведения об авторах.

Уметь:

- определять  главное в характерах и поступках героев;

- объяснять значение слова «война»;

- воспринимать тексты о войне;

- рассказывать о родственниках-участниках и свидетелях В.О.в.

Текущий

С.100-101

(выраз)

83

Самый светлый праздник.

А.Д. Дементьев «В мае 1945 года»

1

Комб.

Уметь:

-определять от чего имени написано произведение;

-находить средства худ. выразительности;

- передавать характер произведения при чтении.

Текущий

С.106-107

(зад. 5)

84-85

О войне после войны.

А.К.  Передреев

«Зачем шумит трава глухая…»,

В.Ф. Боков « На Мамаевом кургане». Картина В.Е.Попкова «Шинель отца».

2

Комб.

Иметь  представление о любви к родине, об отваге.

Уметь:

-  определят настроение стихотворения;

- составлять монолог от имени героини;

- видеть изображение связи поколений и Памяти в работе художника;

- сопереживать героям-участникам войны.

Текущий

Монолог , интервью.

С.108-110

(наиз. по выбору)

86-87

Читательский дневник. Внеклассное чтение.

В.В. Конецкий  «Петька, Джек и мальчишка»

«Архив Великой Отечественной войны»

2

Комб.

Самостоятельное чтение рассказа, размышление над смыслом и идеей произведения.

Анализ произведения. беседа по вопросам.

Составление простого плана.

Пересказ текста кратко, подробно и выборочно.

Знать  тему и идею произведения.

Уметь:

- вести дискуссию о прочитанному произведению;

- делить тексты на смысловые части;

- пересказывать  текст по плану;

- составлять устные высказывания о прочитанном.

Текущий

88-89

Великий труд человека по самотворению, самосозиданию.

 А.П. Платонов «Неизвестный цветок»

2

Комб.

Знакомство с прозой А.П.Платонова.

Особенности языка и стиля писателя. Нравственный смысл сказки–были.

Понимание труда самотворения, самосозидания

Беседа по вопросам..

Знать:

- почему автор определил свое произведение как «сказку-быль» ;

- идею произведения.

Иметь представление о самосозидании.

Уметь рассуждать над такими понятиями, как  трудолюбие  и терпение.

Текущий

Самотворение, Самосозидание.

С.112-115

(об авторе)

С.116-118

(№2-4)

90

Выбор судьбы в стихотворении

Н.Н. Матвеева «Кораблик».

1

Комб.

Осознанное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Аналитическое чтение.

Декламация стихотворного  текста.

Иметь представление об авторском стиле и и приметах авторской индивидуальности.

Уметь:

- высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

-определять авторскую позицию;

- объяснять название стихотворения.

Текущий

С.119

(выраз)

91

Контрольная работа №4 «Каждый выбирает по себе»

1

Контроль знаний

Выявление уровня освоения материалом по данному разделу.

Знать  и называть изученные произведения, авторов, биографические сведения о них.

Уметь отвечать на вопросы по теме «Каждый выбирает по себе»;

- выполнять творческие задания.

Тематический

Глава 5. Россия, Родина моя  -  12часов

92

Анализ к/р.

С чего начинается Родина?

Стихотворение

М.Л. Матусовского.

1

Комб.

Осмысление понятия Родины, люби к родному краю.

Анализ лирического произведения.

Декламация стихотворного  текста.

Роль повтора в литературном произведении.

Знать наизусть стихотворение.

Уметь:

-  рассуждать на тему «С чего начинается Родина?»;

-  определять роль повтора в литературном произведении;
- самостоятельно анализировать произведение;

- находить ключевые слова.

Текущий

Повторы

С.124

(наиз.)

93

С чего начинается Родина?

К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»

1

Комб.

Знакомство с творчеством поэта.

Декламация стихотворных произведений с соблюдением лит. норм чтения.

Иметь нравственное представление о любви к Родине.

Уметь:

-«рисовать» словесный портрет героя: его внешности, характер, поступки;

- самостоятельно составлять характеристику лит. героя.  

Текущий

С.125-127

(выраз)

94

Стихотворения о Родине.

С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»

Сочинение-рассуждение «С  чего начинается Родина?»

1

Развитие речи

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Связь литературы и искусства.

Создание коллективной работы «Моя малая Родина

Редактирование текста.».

Иметь  нравственное представление о патриотизме.

Уметь:

- писать сочинение-рассуждение;

- высказывать свои мысли и чувства на письме;

- анализировать произведение, делать выводы.

Текущий

Патриот, патрио-тизм.

С.128

(стих. о Родине)

95-96

Образ русской земли и русского народа в сборнике рассказов Ю. И. Коваля «Чистый Двор».
Картина А.А. Пластова «Сенокос».

2

Комб.

Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль.

Роль иллюстрации в изучении литературного произведения.

Самостоятельный анализ эпического текста.

Анализ способов создания худ. образа в эпосе.

Характеристика образа Родины.

Связь литературы и искусства.

Знать роль автора-рассказчика в произведении Ю.Коваля.

Уметь:

- находить в тексте описание;

- определять отношение автора к своим героям;

- наблюдать за образом рассказчика, его речью;

- делать выводы, умозаключения;

- читать произведение по ролям;

- читать вслух пейзажные зарисовки. сопоставлять худ. образы.

Текущий

Автор. рассказ-чик

С.129-135

(по ролям)

С. 135-140

(вопрсы)

97-

«Все мы люди разные, а Родина – одна…»

В.А. Жуковский «Родного неба милый свет…» и Е.А. Баратынский «Родина»

1

Комб.

Знакомство с биографией и творчеством поэтов.

Сопоставление образа Родины у поэтов XIX и ХХ веков.

Осмысление вечных ценностей человечества и искусства как способа их передачи от поколения к поколению.

 

Знать биографию и творчество поэтов.

Уметь:

- находить архаизмы;

-  отвечать на вопросы по содержанию;

- различать жанры худ. литературы;

- выразительно читать произведение;

 - определять средства худ выразительности.

Текущий

Архаизмы

С.142

(об авторе)

98

Думы о Родине.

Н.А. Некрасов «Саша (отрывок)»

1

Текущий

С.141-142

( выраз)

99

Поэты ХХ века о Родине.

Д, Б. Кедрин. Стихотворения.

1

Комб.

Текущий

С.145-147

(эпитеты_

100

Читательский дневник. Внеклассное чтение.

А.П. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья».

1

Комбинированный

Самостоятельное чтение рассказа, размышление над смыслом и идеей произведения.

Анализ произведения. беседа по вопросам.

Составление простого плана.

Пересказ текста кратко, подробно и выборочно

Знать  тему и идею произведения.

Уметь:

- вести дискуссию о прочитанному произведению;

- делить тексты на смысловые части;

- пересказывать  текст по плану;

- составлять устные высказывания о прочитанном.

Текущий

отзыв

101

Контрольная работа №5 «Россия, Родина моя»

1

Контроль знаний

Выявление уровня освоения материалом по данному разделу.

Знать  и называть изученные произведения, авторов, биографические сведения о них.

Уметь отвечать на вопросы по теме «Россия, Родина моя» -

- выполнять творческие задания.

Итоговый

102

Анализ к/р. «Мои любимы страницы» Рекомендации по летнему чтению.

1

Урок- концерт

Подведение итогов самостоятельной творческой деятельности.

Проведение выставки читательских дневников, рисунков, сочинений, проектов.

Уметь:

- рассказывать о своих любимых произведениях;

- отвечать на вопросы викторины;

- защищать проекты;

- участвовать в работе групп.

Текущий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 3 класс.

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 2 класс.

Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием политературному чтению по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по литературному чтению (система РО Л.В.Занкова)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....