Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А. Лазаревой)
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе авторской программы В.А.Лазаревой «Литературное чтение» (система развивающего обучения Л.В.Занкова)..В Программе представлена Пояснительная записка и Календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lit._chteniyu_4_klass.docx | 83.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы
«Рекомендовано» Руководитель МО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. |
| «Утверждено» Директор МБОУСОШ №8 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
4 класс
Учитель Ступникова Марина Сергеевна
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 4 класса разработана на основе авторской программы В.А.Лазаревой «Литературное чтение»(система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2009)
Стратегическая цель курса литературного чтения
- закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего развития, опираясь на формирующийся художественный вкус и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения;
- нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ её теории и практики анализа художественного текста
Текущая цель курса – осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
Задачи:
- расширение представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;
- опираясь на знания и умения, приобретённые в первый год изучения предмета, выйти на более глубокое освоение художественных произведений детьми, расширить их литературные знания и нравственные представления.
- воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров, обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению и потребности в нем;
- создание условий для постижения школьниками многоплановости художественного словесного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приемов художественной выразительности;
- развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:
- восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения);
- их интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания);
собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему).
Программное и учебно – методическое оснащение содержит следующие сведения:
Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты государственно или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа | УМК обучающегося | УМК учителя | |||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | 1. Примерная программа начального общего образования по литературному чтению. М.: Просвещение, 2007 2. Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009 | 1. Лазарева В.А.Литературное чтение: Учебник для 4 класса начальной школы: в 2 ч. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012 2. Лазарева В.А.Литературное чтение: Хрестоматия для 2 класса – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова : Издательство Оникс, 2012 | 1. Лазарева В.А. методические рекомендации к курсу «Литературное чтение» 4 класс.- Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2010 2. Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе. – М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В.Занкова : Издательство Оникс, 2006 | |
3 | 2 | 1 | - |
Четвертый год обучения выстроен на основе родо-жанрового подхода и характеризуется дальнейшим освоением природы художественного текста через расширение и углубление представлений учащихся о жанрах: рассказ, сказка, былина, басня, притча, сказ.
Продолжается и усложняется работа по анализу разных видов текста. Ученики читатели учатся находить в произведении элементы сюжета, овладевают кратким пересказом произведения и пересказом текста с его творческой обработкой. В процессе работы над лирикой учащиеся наблюдают за способами выражения чувств автора и учатся передавать в своем выразительном чтении развитие чувства и сложное переживание и соотносить зрительный образ с чувственным, образ переживание с идеей произведения.
Более глубокое освоение жанра сказки и развитие навыков анализа подобных текстов у учащихся происходит при сравнении похожих по тематике народной и авторской сказок, русских народных сказок и сказок других народов. Авторская сказка представлена произведениями уже знакомых детям авторов и сказочников ХХ века: А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена, К.Г. Паустовского, Е.А. Шварца, А.Платонова.
Особенности рассказа учащиеся постигают в процессе чтения текстов современных детских писателей, осмысления более сложных понятий и способов изображения и анализа произведений этого жанра. Они сами учатся составлять системы образов, определять место и роль литературного героя в развитии сюжета, способов изображения развития характера героя и внутренней борьбы как основы эволюции героя, выявлять в тексте и осмысливать роли художественной детали и портрета. Углубление в лирику идет через вхождение учеников читателей в сложное лирическое переживание. Расширяются представления детей о фантастическом изображении действительности, об основах художественного вымысла; учащиеся знакомятся со «странными» героями, сюжетами, событиями, разбираются в природе юмора.
Обращенность текстов к возрасту, близкому читательскому, знакомые сюжетные коллизии, узнаваемые ситуации способствуют личностному восприятию учениками читателями художественных произведений. Возможности возраста позволяют включить учащихся в осмысление более сложных нравственных проблем, чем раньше. Углубляются через осмысление истоков и традиций представления детей о нравственности и душевных качествах народного героя: о совестливости и великодушии, об отваге и смелости, доброте и терпении, смекалке и находчивости. Анализируя народные сказки, дети осознают, что главными достоинствами русского человека наш народ всегда считал героизм при защите своей Родины, доброту и трудолюбие. Расширяются представления детей о мире и жизни других народов через изучение мифов и зарубежного фольклора.
Реализуя принципы системно-деятельностного подхода к обучению и воспитанию учащихся и возможности возраста учеников читателей, мы ввели в учебник 3 класса проектную деятельность. Это «Музейные странички». По сути дела, это долгосрочный социальный проект классного музея старинных вещей. Эта работа связана с изучаемым материалом, но выходит за рамки урока и школы, вовлекая семью ребенка в учебно-познавательный процесс, что создает дополнительный воспитательный эффект. Кроме того, это способ перевести учебную деятельность детей с вербального уровня на социальный уровень дела, поступка.
Учебный материал этого года обучения позволяет продолжить и углубить осмысление учащимися важнейших нравственных проблем: семья как частица общества и основа продолжения рода; роль семейных и национальных традиций; истоки героического поступка, незаметная красота обыденного и др., а также формировать через противопоставление такие нравственные понятия, как великодушие и душевная черствость, подлость и благородство, верность и предательство, отвага и трусость.
В этот период обучения у учащихся развиваются и совершенствуются навыки написания творческих работ на литературные темы. Они осваивают такие формы письменных работ, как сочинение -рассуждение о нравственной проблеме, этюд (описание природы), сказка, сочиненная по элементам сюжета или «в заданном ключе» (сочинение по картине, отзыв на книгу, пробуют сочинять былину, миф и рассказ по образцу и с «опорами».
В итоге четвертого года обучения учащиеся получают представление о басне, былине, сказе, мифе, сюжете, пейзаже, эпитете. Увеличивается норма заучивания стихотворений (20 - 25), вводятся прозаические отрывки для заучивания.
Содержание программы.
Круг детского чтения
1. В школе жизни ( 22часа)
А.И.Куприн «Бедный принц»; А.П.Чехов «Ванька»; Н.А.Некрасов «Школьник»; В.П.Астафьев «Бабушка с малиной»; Ю.М.Нагибин «Зимний дуб»; И.А.Бунин «Утро»; Д.С.Самойлов «Зима настала»; А.А. Фет «Кот поет, глаза прищуря...»; А.Ф. Мерзляков «Песня».
2. «Мы в ответе...» ( 24часа)
В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»; О.Е.Григорьев «Витамин роста» (Стихотворема); Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приемыш»; В.М.Тушнова «Синицы»; К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»; А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (отрывки); А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; А.К. Передреев «Качались ели, тишину колыша...»; С. Орлов «Был, наверное, денек погожий...».
3. «Сто фантазий» (13 часов)
Ю.П. Мориц «Слониха, слоненок и слон», «Чтоб летали мы все и росли!»; Д.С.Самойлов «Сказка», «Белые стихи»; Т.М. Белозе-ров «Кладовая ветра»; Ф.Д. Кривин «Честное гусеничное», «Зеленые цистерны», «Жизнь на Земле», «Теплота», «Солнце», «Подсолнух»; Кир Булычев «Путешествие Алисы» (отрывок); А.А.Ахматова «Ива».
4. Вечные вопросы, на которые каждый отвечает сам (31час)
В.П.Крапивин «Путешественники не плачут»; Л.Н.Толстой «Кавказский пленник» (быль); М.Ю.Лермонтов «Бородино»; Ю. Левитанский «Мальчики»; Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики...»; В.Д. Берестов «Мужчина»; А.Д. Дементьев «В мае 1945 го
да»; А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая...»; Е.А.Благинина «Шинель»; А.П.Платонов «Неизвестный цветок»; Н.Н.Матвеева «Кораблик»; Н.М.Языков «Пловец»; Г.Я. Горбовский «Пуля»; А.Т.Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...».
5. «Россия, Родина моя...» (12 часа)
М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»; С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..»; Ю.И. Коваль «Чистый Дор»; В.А.Жуковский «Родного неба милый свет...»; Е.А.Баратынский «Родина»; Н.А.Некрасов «Саша» (отрывок); Д.Б.Кедрин «Я не знаю, что на свете проще?..»; Н.М.Рубцов «Звезда полей во мгле заледенелой...»; Н.А. Некрасов «Тишина» (отрывок); А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...»; А.С. Пушкин «Если жизнь тебя обманет...»; Б.В. Заходер «Что такое стихи?».
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу четвертого класса Обучающиеся должны
■ уметь:
- осознанно и выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров с темпом чтения ориентировочно 90 слов в минуту, при ведущем чтении про себя с более высоким темпом;
- пересказывать текст кратко, подробно и выборочно; вычленять основные элементы сюжета произведения (завязка, развитие действия, развязка), определять идею произведения;
- самостоятельно составлять характеристику литературного героя; определять в тексте авторскую позицию, осознавать свое отношение к ней; передавать свои эстетические впечатления от прочитанного и отношение к нему в различных формах устной и письменной речи;
- самостоятельно определять задачу выразительного чтения и находить интонационные средства ее воплощения;
сочинять рассказы и сказки по придуманному или заимствованному сюжету;
- писать изложения и сочинения-рассуждения, уметь описать предмет или картину природы, находя точные образные слова;
писать сочинения по картине, анализируя ее содержание, настроение и способы художественного изображения;
писать отзывы и аннотации на прочитанные книги, вести читательский дневник;
- овладеть следующими терминами: повесть, идея, фантастика, олицетворение;
■ иметь начальное представление:
- о главных и второстепенных героях, о героическом характере; об авторском стиле и приметах авторской индивидуальности; об изобразительно-выразительных средствах (эпитет, сравнение, олицетворение);
- о путях и способах редактирования своих сочинений;
■ иметь нравственное представление: о самопожертвовании, отваге, благородстве, чести, любви к Родине, об ответственности за тех, кто поверил тебе; о понятии вины человека, о роли лидера в коллективе, о понятии народа и человечества как единого коллектива.
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс – 102 часа
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Элементы доп. содержания | Дом. задание | Дата |
Глава 1. В школе жизни - 22часа | |||||||||
1 | Знакомство с новым учебником. В.Д. Берестов «Речка детства моего- Турея…» | 1 | Комб. | Элементы книги (обложка, оглавление, тит. лист, иллюстрации), содержание. направления в работе, выявление уровня лит. развития и нравственных представлений уч-ся | Знать условные обозначения, принятые в учебнике. Уметь: -ответить на вопросы анкеты; -выполнить сам анализ стихотворения; - различать элементы книги; - принимать участие в беседе о проведенных каникулах. | Теку-щий | Форзац | Отчет о летнем чтении | |
2 | А.И Куприн «Бедный принц». Знакомство с биографией писателя. | 1 | Комб. | Понимание содержания лит: произведения: тема, главная мысль. Чтение текста с соблюдением норм лит. произношения. Фрагментарное перечитывание для уточнения первоначального восприятия и ответов на вопросы учебника. Участие в диалоге. Расширение представлений о жизни детей в XIX веке. Работа над образом героя, составление его характеристики, выявление роли портрета и внутреннего монолога создании образа-персонажа. Рассказ о писателе. | Знать краткую биографию писателя. Уметь: -называть произведения писателя; - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - работать с разными источниками информации. | Текущий | Биогра-фия | С.6-7 (вопросы) | |
3-6 | А.И Куприн «Бедный принц»: жизнь мальчика из дворянской семьи XIX века, открытие «другой» жизни. | 4 | Комб. | Знать: содержание рассказа; -черты характера главного героя. Уметь: -делить текст на смысловые части; - составлять словесный портрет героя; - анализировать поведение героя, его поступки, давать оценку действиям; - рассмотреть репродукцию картины В.Д. Поленова «»Московский дворик», отвечать на вопросы по картине; - выполнять творческие задания: составление монолога от имени одного из героев. мини- сочинение. | Текущий | Монолог, диалог. характер. портрет. | С.8-11 (вопросы) С.11-14. хар-ка героя С.14-16 (вопросы) С.16-20, задание1-2 | ||
7 | Особенности портретной живописи и сопоставление с литературным портретом. в А. Серов «Мика Морозов» | 1 | Комб. | Связь литературы и искусства. Знакомство с портретом как особым видом ИЗО. соотнесение лит. и живописного портрета. Рассказ о художнике, работа по вопросам учебника. Участие в диалоге при обсуждении. | Знать особенности портретной живописи и сопоставление с литературным портретом. Уметь: - сравнивать. соотносить полученные впечатления от прочтения рассказа и рассматривания репродукции; - анализ содержания картины; - составление монологического высказывания. | Текущий | Средства ИЗО. | С.22 (доп. материал) | |
8-10 | Изображение жизни и внутреннего мира бедного мальчика, героя рассказа А.П. Чехова «Ванька» | 3 | Комб. | Знакомство с творчеством писателя. Осмысление способов изображения внутреннего мира героя. Сопоставление авторской речи и речи героя, анализ взаимодействия в системе чеховского изображения жизни. Составление устных высказываний. | Знать художественные средства, с помощью которых Чехов создает описание зимы. Уметь: - передавать свои чувства после знакомства с произведением; - самостоятельно составлять характеристику лит. героя; - анализировать поведение героя, его поступки, давать оценку действиям. | Текущий | Словес-ный портрет. Устарев-шая лексика | С.23-25 (уст. лексика) С.25-27 (хар-ка героя) С.28-30 (зад.№5-7) | |
11-12 | Читательский дневник. Внеклассное чтение. Рассказ А.П. Гайдара «Голубая чашка». В.Д.Берестов «В двенадцать лет я стал вести дневник…» | 1 | Комб. | Понимание содержания лит. произведения. Участие в диалоге при обсуждении. Изучение нравственных проблем, обозначенных в художественном произведении. | Знать содержание рассказа А.П. Гайдара «Голубая чашка». Иметь представление об авторском стиле и и приметах авторской индивидуальности. Уметь: - кратко пересказывать текст; - определять тему и идею произведения; - вести чит. дневник, писать отзыв на прочитанное произведение. | Текущий | Автор-ская индивидуальность | Отзыв. А.П. Гайдар «Голубая чашка». | |
13 | Нравственные ценности русского народа. Н.А. Некрасов «Школьник». | 1 | Комб. | Знакомство с творчеством писателя. «Народная мысль» поэта. Декламация стихотворных произведений с соблюдением лит. норм чтения. | Иметь нравственное представление о любви к Родине. Уметь: -«рисовать» словесный портрет героя: его внешности, характер, поступки; - самостоятельно составлять характеристику лит. героя. | Текущий | Деклама-ция | С.32-33 (наиз) | |
14-16 | Уроки деятельной доброты. В.П. Астафьев «Бабушка с малиной» | 3 | Комб. | Работа над образной природой худ. произведения. Осмысление роли второстепенных образов. не являющихся образами-персонажами. в эпическом произведении. Нравственная идея рассказа. | Знать, как меняется образ бабушки от начала рассказа до его конца. Уметь: - делить текст на смысловые части, составлять план; - определять худ. особенности описания пассажиров; - определять главную мысль рассказа; - анализ названия произведения. | Текущий | Худ. образ | С.34-37 (об авторе) С. 38-39 (описание) С.40-42 (план) | |
17-19 | «Учителя» и «ученики» в школе жизни. Ю. М. Нагибин «Зимний дуб» | 3 | Комб. | Знакомство с творчеством писателя. Рассуждение по теме «Школа жизни». Осмысление принципа олицетворения. Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Чтение наизусть отрывка из прозаического произведения. | Знать средства худ. выразительности, при помощи которых создается описание природы. Иметь представление об ответственности за тех. кто поверил тебе. Уметь: - находить сравнение в тексте, определять его роль; - составлять характеристики героев; - готовиться к чтению наизусть отрывка из прозаического произведения | Текущий | Прием сравнения,олицетво-рение. | С.42-46 (описание) С. 47-51 (характер) С. 52-55 (наиз отрывок) | |
20 | Прием олицетворения в стихотворениях Самойлова. Музейная страничка. | 1 | Комб. | Осознанное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Роль олицетворения в создании образа. | Уметь: - находить олицетворение; - определять роль олицетворения в создании различных образов; - осознанно и выразительно читать худ. произведение. | Текущий | Олицетво-рение. | С. 58-59 (твор. задание) | |
21 | Читательский дневник. Внеклассное чтение. Э.Н. Успенский «25 профессий Маши Филипенко» | 1 | Комб. | Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Ведение чит. дневника, написание отзыва на прочитанное произведение. | Знать содержание произведения Э.Н. Успенского «25 профессий Маши Филипенко». Уметь: -устно высказывать впечатление о прочитанном произведении; - определять тему и идею произведения; - вести чит. дневник, писать отзыв на прочитанное произведение. | Текущий | Отзыв | ||
22 | Контрольная работа №1 «В школе жизни». | 1 | Контроль знаний | Выявление уровня освоения материалом по данному разделу. | Знать и называть изученные произведения, авторов, биографические сведения о них. Уметь отвечать на вопросы по теме «В школе жизни», выполнять творческие задания. | Тематический | |||
Глава 2. «Мы в ответе…» - 24 часа | |||||||||
23 | Анализ к/р. Что значит «быть человеком»? В.А. Сухомлинский «Обыкновенный человек» | 1 | Комб. | Осмысление проблемы доброты, заботы о других как основного человеческого качества. Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Биография В.А. Сухомлинского | Иметь представление об авторском стиле и и приметах авторской индивидуальности. Уметь: - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; -определять авторскую позицию; - объяснять название рассказа; - определять жанр притча. | Текущий | Притча | С.62-63 (подбор вопросов) | |
24-25 | Что значит «быть человеком»? О.Е. Григорьев «Витамин роста» | 2 | Комб. | Осознанное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Анализ стихотворной формы. Участие в диалоге при обсуждении. Составление вопросов по содержанию. | Знать главное человеческое качество, которым обладают герои. Уметь: -самостоятельно составлять характеристику лит. героя; - определять характер главных героев; -определять жанр «юмористическое стихотворение»; - иллюстрировать произведение. | Текущий | Юморис-тическое стихотворение | С.64-67 (выраз.) С.68-70 (вопросы) | |
26-28 | Легко ли быть человеком? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш». И. Н. Крамской «Мина Моисеев. Эскиз для портрета крестьянина» | 3 | Комб. | Знакомство с творчеством писателя и художника. Связь литературы и искусства. знакомство с портретом как особым видом ИЗО. соотнесение лит. и живописного портрета. Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Участие в диалоге при обсуждении. | Уметь: - определять тему и идею произведения; - вычленять основные элементы сюжета произведения (завязка. развитие действия, развязка); - объяснять значение слов доброта, забота; - составлять характеристику героя; - делить текст на смысловые части, составлять план; - пересказывать текст. | Текущий | Завязка, развитие действия, развязка. | С.71-73 (об авторе) С. 74-78 (хар-ка) С. 78-81 (пересказ части) | |
29 | Читательский дневник. Внеклассное чтение. Г.Х. Андерсен «Ромашка» | 1 | Комб. | Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Составление вопросов по содержанию. Ведение чит. дневника, написание отзыва на прочитанное произведение. | Знать содержание произведения Г.Х. Андерсена «Ромашка» Уметь: -устно высказывать впечатление о прочитанном произведении; - определять тему и идею произведения; - вести чит. дневник, писать отзыв на прочитанное произведение. | Текущий | Отзыв | ||
30 | Что есть доброта? Это проявление силы или слабости? (Урок-диспут) | 1 | Комб. | Умение ставить вопросы и отвечать на них. Углубление понятия доброты. Составление письменных высказываний по теме урока. | Уметь: - участвовать в дискуссии, высказывать свою точку зрения; - работать с толковым словарем и словарем синонимов; - приводить «примеры из жизни» , обсуждать житейские истории; - писать сочинение-рассуждение | Текущий | Сочинение-рассуждение | ||
31-34 | Нравственные ценности русского народа и их утверждение в произведениях К. Г. Паустовского. Рассказ «Заячьи лапы». | 4 | Комб. | Знакомство с творчеством писателя. Обобщение нравственной проблематики и худ. своеобразия произведений Паустовского. Исследование проблемы благодарности и вины. Анализ композиции произведения. Изучения речи как средства создания образа героя. Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. | Знать биографические сведения, основное содержание произведения. Уметь: - восстанавливать последовательность событий, описанных в рассказе; - называть худ. средства, используемые автором при описании пейзажей; - различать жанры литературы; -самостоятельно перечитывать рассказ для осмысления названия произведения; - готовиться к чтению наизусть отрывка из прозаического произведения. | Текущий | Компози-ция рассказа. | С.83-85 (об авторе) С. 86-88 (худ.средства) С.88-90 (хар-ка) С.91-92 (наиз. описание природы) | |
35 | Читательский дневник. Внеклассное чтение. К. Г. Паустовский «Растрёпанный воробей» | 1 | Комб. | Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Составление вопросов по содержанию. Ведение чит. дневника, написание отзыва на прочитанное произведение. Редактирование текста. | Знать содержание произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей» Уметь: -устно высказывать впечатление о прочитанном произведении; - определять тему и идею произведения; - вести чит. дневник, писать отзыв на прочитанное произведение. | Текущий | отзыв | ||
36-39 | Читательский дневник. Внеклассное чтение. Мы в ответе за тех, кого приручили. А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» | 4 | Комб. | Знакомство с творчеством писателя. Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Углубление понятия доброты. Участие в диалоге при обсуждении. | Знать биографические сведения, основное содержание произведения. Уметь: - - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; -определять авторскую позицию; - объяснять название рассказа; - объяснять высказывание «Зорко одно лишь сердце» | Текущий | Притча, правед-ник. аллегория | Доп. материал, подготов-ка к сочине-нию.. | |
40 | Сочинение-рассуждение «Мы в ответе за тех, кого приручили» | 1 | Развитие речи. | Создание небольших письменных ответов по почитанному произведению. Нравственное представление об ответственности за тех, кто поверил тебе. | Иметь представление об ответственности за тех, кто поверил тебе. Уметь: - писать сочинение-рассуждение; - высказывать свои мысли и чувства на письме. | Текущий | Рассуждение | ||
41-45 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» | 5 | Комб. | Знакомство с творчеством писателя, его сказками. Осознанное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Анализ стихотворной формы. Составление вопросов по содержанию. Связь литературы и искусства. знакомство с портретом как особым видом ИЗО. соотнесение лит. и живописного портрета. Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Выявление идейного содержания сказки, характеристика героев. | Знать: - содержание сказки; - как изображает поэт внешность и поступки героев сказки; - наизусть понравившийся отрывок из сказки. Уметь: - анализировать жанровые особенности; -находить звукопись как средство создания образа; - сопоставлять построение народных волшебных сказок и сказок Пушкина; - сравнивать поэтику и язык сказки; - определять роль иллюстрации в художественном произведении; -отвечать на вопросы по содержанию репродукции картины М.А. Врубеля «Царевна Лебедь». | Текущий | Строфа, пауза, лог.ударение. | ||
1.Удивительный мир пушкинских сказок. | Комб. | Текущий | С.94-102 (выраз) | ||||||
2.Анализ жанровых особенностей. Звукопись как средство создания образа. | Комб. | Текущий | Волшеб-ная авторская сказка, звукопись. | С.103-111 (уст лексика) | |||||
3. Выявление идейного содержания сказки, характеристика героев. | Комб. | Текущий | Нравственный урок | С.111-119 (хар-ка) | |||||
4.Сопоставление построения народных волшебных сказок и сказок Пушкина. Сравнение поэтики и языка сказки. | Комб. | Устарев-шая лексика | С.120-125 (средства худ выраз.) | ||||||
5. Сказки Пушкина в иллюстрациях. Репродукция картины М.А. Врубеля «Царевна Лебедь». | Комб. | Текущий | Средства ИЗО | С.125-131 (таблица в т.) | |||||
46 | Читательский дневник. Внеклассное чтение. О. Уайльд «Мальчик-звезда». | 1 | Комб. | Знакомство с творчеством писателя, его сказками. Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Составление вопросов по содержанию. Ведение чит. дневника, написание отзыва на прочитанное произведение. | Знать содержание произведения О. Уайльда «Мальчик-звезда». Уметь: -устно высказывать впечатление о прочитанном произведении; - определять тему и идею произведения; - вести чит. дневник, писать отзыв на прочитанное произведение. | Текущий | Аннота-ция | Задание в тетр. | |
47 | Контрольная работа №2 «Мы в ответе…» | 1 | Контроль знаний | Выявление уровня освоения материалом по данному разделу. | Знать и называть изученные произведения, авторов, биографические сведения о них. Уметь отвечать на вопросы по теме «Мы в ответе…» ; - выполнять творческие задания. | Тема-тический | |||
Глава 3. Сто фантазий - 13 часов | |||||||||
48 | Анализ к/р. Фантазия, фантастика, фантастический образ в литературе. Ю. Мориц «Сто фантазий», «Слониха, слоненок и слон». | 1 | Комб. | Знакомство с творчеством поэтессы, ее произведениями. Осмысление серьезных проблем веселых стихов. Анализ лирического произведения. Участие в диалоге при обсуждении. | Знать тему произведения. Уметь: - определять с какой целью придуманы нелепицы, характер произведения. нравственное содержание; - отмечать музыкальный ритм стихотворения; - расставлять паузы. - находить метафору; - передавать характер произведения при чтении. | Текущий | Метафора Фантазия, фантасти-ка | С.4-8 (вараз) | |
49 | В чём секрет стихотворения. К. Россети «Есть у булавки головка1 | 1 | Комб. | Знакомство с творчеством поэта . Осознанное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Анализ лирического произведения. Участие в диалоге при обсуждении. | Иметь представление об авторском стиле и и приметах авторской индивидуальности. Уметь: - открыть секрет стихотворения; - определять комический эффект; - различать реальность и фантазию. | Текущий | Реаль-ность и фантазия. | С. 9 (вопрсы) | |
50-51 | Реальность или фантастика? Стихотворения Д. Самойлова «Сказка», «Белые стихи». К.П. Брюллов «Всадница» | 2 | Комб. | Осознание роли фантазии и воображения в создании фантастических стихотворений. Худ. своеобразие, композиция. идея произведения. Аналитическое чтение. Декламация стихотворного текста. Связь литературы и искусства. знакомство с портретом как особым видом ИЗО. соотнесение лит. и живописного портрета. | Уметь: - распознавать реальность и фантастику; - рисовать словесные иллюстрации к произведению; - находить худ средства выразительности; - делить текст на смысловые части; - сравнивать образ лошади по картине Брюллова и образ лошади, изображенной Д.Самойловым; -отвечать на вопросы по картине. | Текущий | Средства худ. вырази-тельности: олице-творение. сравнение, эпитеты. | С.10-13 (наиз. по выбору уч-ся) | |
52 | Сочинение на тему «Утро в…». | 1 | Развитие речи | Создание небольших письменных ответов по почитанному произведению. | Уметь: - писать сочинение-рассуждение; - высказывать свои мысли и чувства на письме | Текущий | Научно-популярный и худ. тексты | ||
53 | Анализ сочинения. Разные способы изображения действительности в литературе. ТМ. Белозеров «Кладовая ветра» | 1 | Комб. | Сопоставление разных способов изображения мира в научном и художественном текстах. Осознанное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. | - Знать биографические сведения, основное содержание произведения. Уметь: - оценивать разные способы изображения мира в научном и художественном текстах; - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - иллюстрировать произведение. | Текущий | Научно-популярный и худ. тексты | С.16 (иллюс-трация) | |
54 | Смешное и серьезное. В.Д.Берестов «Честное гусеничное» | 1 | Комб. | Сопоставление разных способов изображения мира в научном и художественном текстах. Определение жанра произведения. | - Знать биографические сведения, основное содержание произведения. Уметь: - оценивать разные способы изображения мира в научном и художественном текстах; - определять жанр сказки, называть отличительные признаки. | Текущий | С.17-19 (по ролям) | ||
55-56 | Короткие истории Ф.Д. Кривина. «Зелёные цистерны», «Солнце», «Жизнь на Земле» | 2 | Комб. | Знакомство с необычными по жанру произведениями Ф.Д. Кривина. Различение жанров . Использование многозначности слова. Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. | Уметь: - работать с дополнительной литературой; - определять жанр произведения; - сопоставлять научный и художественный тексты; - работать с разными источниками получения информации. | Текущий | Многозначность. Прием повтора. | С.20-22 (вопросы) | |
57-59 | Фантастическое изображение обычных человеческих проблем. Кир Булычев «Путешествие Алисы» | 3 | Комб. | Формирование представлений о фантастической литературе. Знакомство с творчеством писателя, его произведениями. Исследование проблемы доброты и человечности. | Знать, что фантастика, а что реальность в произведениях К. Булычева. Уметь; - находить отличия повести от других жанров литературы; - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; - сочинять рассказы и сказки по заимствованному сюжету. | Текущий | Фантастическая повесть | С.24-27 (об авторе) С. 28-30 (по рллям) С. 31-33 (книжка-малышка) | |
60 | Контрольная работа №3 «Сто фантазий» | 1 | Контроль знаний | Выявление уровня освоения материалом по данному разделу. | Знать и называть изученные произведения, авторов, биографические сведения о них. Уметь отвечать на вопросы по теме «Сто фантазий»; - выполнять творческие задания. | Тематический | |||
Глава 4. Каждый выбирает по себе – 31час | |||||||||
61-64 | Анализ к/р. Нравственный выбор – нравственный поступок. В.П. Крапивин «Путешественники не плачут» | 4 | Комб. | Особенности писательской позиции Крапивина. Рассматривание проблемы нравственного выбора деятельной доброты, способности совершить поступок. Анализ изображения характера и внутреннего мира героя в эпическом произведении. Наблюдение за эволюцией героя в худ. произведении. | Знать признаки необычного в построении рассказа Крапивина. Уметь: - объяснять , как меняется герой в течение рассказа, почему происходят такие изменения; -находить изображение душевных переживаний героя. | Текущий | С.37-40 (об авторе) С. 41-44 (хар-ка) С. 45-48 (анализ) С. 49-52 (вопросы) | ||
65 | Читательский дневник. Внеклассное чтение.. В. Ю. Драгунский «На Садовой большое движение» | 1 | Комб. | Знать содержание произведения . Уметь; -устно высказывать впечатление о прочитанном произведении; - определять тему и идею произведения; - вести чит. дневник, писать отзыв на прочитанное произведение. | Текущий | Отзыв | |||
66 | Л.Н. Толстой. Человек, писатель, учитель. | 1 | Комб. | Знакомство с творчеством писателя, его произведениями. Работа с разными источниками получения информации, поиск сведений о писателе. | Знать основные события жизни писателя. Уметь: - работать с разными источниками получения информации. - составлять устные высказывания. | Текущий | Эл энциклопедии | С.53-54 (доп. материал) | |
67-74 | Л.Н. Толстой о человечности в русском человеке в были «Кавказский ленник» Роль иллюстрации в художественном произведении. М.Ю. Лермонтов «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби» | 8 | Особенности писательской позиции Толстого. Рассматривание проблемы нравственного выбора, способности совершить поступок. Анализ изображения характера и внутреннего мира героя в эпическом произведении. Наблюдение за эволюцией героя в худ. произведении. Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Составление вопросов по содержанию. Обсуждение рисунков сюжетных цепочек, расположение в соответствии с сюжетом. Осмысление внутреннего и внешнего мира героя, его переживаний, поступков. Составление рассказа-характеристики главных героев. | Иметь представление о нравственных уроках произведения. Знать: - содержание произведения; Уметь: - - определять тему, идею и главную мысль произведения; - рассказывать об основных чертах героев; - распознавать рисунки сюжетных цепочек, располагать их в соответствии с сюжетом; - проводить сравнительный анализ героев были; - объяснять , как меняется герой в течение рассказа, почему происходят такие изменения; -находить изображение душевных переживаний героя. | Быль, историческая терминология | С.55-60 (выраз) | |||
Комб. | Текущий | ||||||||
Кто же «кавказский пленник»? Составление картинного плана 2 части | Комб. | Текущий | С.61-65 (о герое) | ||||||
Герои произведения. О чем говорят их фамилии? | Комб. | Текущий | С. 66-69 (вопросы) | ||||||
Сходство и различие характеров главных героев были. | Комб. | Текущий | С.70-74 (сравне-ние) | ||||||
Образ Дины в были Л.Н. Толстого. | Комб. | Текущий | С.74-78 (описание природы) | ||||||
Описание природы в произведении Толстого «Кавказский пленник» | Комб. | Текущий | С.79-82 (выраз) | ||||||
Главная мысль были Л.Н. Толстого. | Комб. | Текущий | С.82-87 (с.94 №8) | ||||||
Составление плана произведения, озаглавливание частей, выборочный пересказ. | Комб. | Текущий | С.87-92 (план. пересказ) | ||||||
75-76 | Сочинение на темы: «В плену», «Почему удалось спастись Жилину?», «Спасибо, умница!» | 2 | Развитие речи | Перечитывание фрагментов были. Создание небольших письменных ответов по почитанному произведению. Анализ заглавия произведения. | Уметь: - писать сочинение-рассуждение; - высказывать свои мысли и чувства на письме; - анализировать произведение, делать выводы. | Текущий | |||
77-79 | Уроки истории. М.Ю. Лермонтов «Бородино» | 3 | Комб. | Осмысление нравственного выбора человека на историческом материале. Знакомство с творчеством писателя, его произведениями. Худ. своеобразие, композиция. идея произведения. Аналитическое чтение. Декламация стихотворного текста. Работа с разными источниками получения информации, поиск сведений о писателе. Связь литературы и искусства. знакомство с портретом как особым видом ИЗО: Н.С. Самокиш «Подвиг солдат генерала Н.Н. Раевского» | Знать: - наизусть отрывок из произведения; - идею произведения, главную мысль. Иметь представление о полководцах, событиях войны 1812 года, Уметь: - составлять «картинный» план; - выразительно читать стихотворение; - анализировать лирическое произведение; - работать с разными источниками информации; | Текущий | Герой. героизм, военная терминология. | С.94 (доп. материал) С. 95-99 (выраз0 С. 95-99 (наиз. отрывок) | |
80 | «Война – страшнее нету слова…» Ю.Д. Левитанский «Мальчики». Фрагмент картины К.А. Васильева «Тоска по Родине». | 1 | Комб. | Введение в события Великой отечественной войны средствами искусства. Формирование представлений о роли русского народа в победе над фашизмом и стоках всенародного подвига. Знакомство с произведениями поэтов ХХ века: А. Твардовский, Ю.Левитанский, Б.Окуджава, А. Дементьев. Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Связь литературы и искусства Формулирование личной оценки прочитанного. Аналитическое чтение. Декламация стихотворного текста. Создание небольших письменных ответов по почитанному произведению. | Знать главную идею стихотворения и картины. Уметь; - находить черты сходства между героями стихотворения и современными детьми; - сопереживать героям произведения; - объяснять смысл названия «Священная война»; -составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - выразительно читать стихотворение. | Текущий | |||
81-82 | «Война – страшнее нету слова…» Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики…», В.Д. Берестов «Мужчина» | 2 | Комб. | Знать главную мысль и идею произведений, биографические сведения об авторах. Уметь: - определять главное в характерах и поступках героев; - объяснять значение слова «война»; - воспринимать тексты о войне; - рассказывать о родственниках-участниках и свидетелях В.О.в. | Текущий | С.100-101 (выраз) | |||
83 | Самый светлый праздник. А.Д. Дементьев «В мае 1945 года» | 1 | Комб. | Уметь: -определять от чего имени написано произведение; -находить средства худ. выразительности; - передавать характер произведения при чтении. | Текущий | С.106-107 (зад. 5) | |||
84-85 | О войне после войны. А.К. Передреев «Зачем шумит трава глухая…», В.Ф. Боков « На Мамаевом кургане». Картина В.Е.Попкова «Шинель отца». | 2 | Комб. | Иметь представление о любви к родине, об отваге. Уметь: - определят настроение стихотворения; - составлять монолог от имени героини; - видеть изображение связи поколений и Памяти в работе художника; - сопереживать героям-участникам войны. | Текущий | Монолог , интервью. | С.108-110 (наиз. по выбору) | ||
86-87 | Читательский дневник. Внеклассное чтение. В.В. Конецкий «Петька, Джек и мальчишка» «Архив Великой Отечественной войны» | 2 | Комб. | Самостоятельное чтение рассказа, размышление над смыслом и идеей произведения. Анализ произведения. беседа по вопросам. Составление простого плана. Пересказ текста кратко, подробно и выборочно. | Знать тему и идею произведения. Уметь: - вести дискуссию о прочитанному произведению; - делить тексты на смысловые части; - пересказывать текст по плану; - составлять устные высказывания о прочитанном. | Текущий | |||
88-89 | Великий труд человека по самотворению, самосозиданию. А.П. Платонов «Неизвестный цветок» | 2 | Комб. | Знакомство с прозой А.П.Платонова. Особенности языка и стиля писателя. Нравственный смысл сказки–были. Понимание труда самотворения, самосозидания Беседа по вопросам.. | Знать: - почему автор определил свое произведение как «сказку-быль» ; - идею произведения. Иметь представление о самосозидании. Уметь рассуждать над такими понятиями, как трудолюбие и терпение. | Текущий | Самотворение, Самосозидание. | С.112-115 (об авторе) С.116-118 (№2-4) | |
90 | Выбор судьбы в стихотворении Н.Н. Матвеева «Кораблик». | 1 | Комб. | Осознанное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Аналитическое чтение. Декламация стихотворного текста. | Иметь представление об авторском стиле и и приметах авторской индивидуальности. Уметь: - высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; -определять авторскую позицию; - объяснять название стихотворения. | Текущий | С.119 (выраз) | ||
91 | Контрольная работа №4 «Каждый выбирает по себе» | 1 | Контроль знаний | Выявление уровня освоения материалом по данному разделу. | Знать и называть изученные произведения, авторов, биографические сведения о них. Уметь отвечать на вопросы по теме «Каждый выбирает по себе»; - выполнять творческие задания. | Тематический | |||
Глава 5. Россия, Родина моя - 12часов | |||||||||
92 | Анализ к/р. С чего начинается Родина? Стихотворение М.Л. Матусовского. | 1 | Комб. | Осмысление понятия Родины, люби к родному краю. Анализ лирического произведения. Декламация стихотворного текста. Роль повтора в литературном произведении. | Знать наизусть стихотворение. Уметь: - рассуждать на тему «С чего начинается Родина?»; - определять роль повтора в литературном произведении; - находить ключевые слова. | Текущий | Повторы | С.124 (наиз.) | |
93 | С чего начинается Родина? К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» | 1 | Комб. | Знакомство с творчеством поэта. Декламация стихотворных произведений с соблюдением лит. норм чтения. | Иметь нравственное представление о любви к Родине. Уметь: -«рисовать» словесный портрет героя: его внешности, характер, поступки; - самостоятельно составлять характеристику лит. героя. | Текущий | С.125-127 (выраз) | ||
94 | Стихотворения о Родине. С.Я. Маршак «Ты много ли видел на свете берез?..» Сочинение-рассуждение «С чего начинается Родина?» | 1 | Развитие речи | Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Связь литературы и искусства. Создание коллективной работы «Моя малая Родина Редактирование текста.». | Иметь нравственное представление о патриотизме. Уметь: - писать сочинение-рассуждение; - высказывать свои мысли и чувства на письме; - анализировать произведение, делать выводы. | Текущий | Патриот, патрио-тизм. | С.128 (стих. о Родине) | |
95-96 | Образ русской земли и русского народа в сборнике рассказов Ю. И. Коваля «Чистый Двор». | 2 | Комб. | Понимание содержания лит. произведения: тема, главная мысль. Роль иллюстрации в изучении литературного произведения. Самостоятельный анализ эпического текста. Анализ способов создания худ. образа в эпосе. Характеристика образа Родины. Связь литературы и искусства. | Знать роль автора-рассказчика в произведении Ю.Коваля. Уметь: - находить в тексте описание; - определять отношение автора к своим героям; - наблюдать за образом рассказчика, его речью; - делать выводы, умозаключения; - читать произведение по ролям; - читать вслух пейзажные зарисовки. сопоставлять худ. образы. | Текущий | Автор. рассказ-чик | С.129-135 (по ролям) С. 135-140 (вопрсы) | |
97- | «Все мы люди разные, а Родина – одна…» В.А. Жуковский «Родного неба милый свет…» и Е.А. Баратынский «Родина» | 1 | Комб. | Знакомство с биографией и творчеством поэтов. Сопоставление образа Родины у поэтов XIX и ХХ веков. Осмысление вечных ценностей человечества и искусства как способа их передачи от поколения к поколению.
| Знать биографию и творчество поэтов. Уметь: - находить архаизмы; - отвечать на вопросы по содержанию; - различать жанры худ. литературы; - выразительно читать произведение; - определять средства худ выразительности. | Текущий | Архаизмы | С.142 (об авторе) | |
98 | Думы о Родине. Н.А. Некрасов «Саша (отрывок)» | 1 | Текущий | С.141-142 ( выраз) | |||||
99 | Поэты ХХ века о Родине. Д, Б. Кедрин. Стихотворения. | 1 | Комб. | Текущий | С.145-147 (эпитеты_ | ||||
100 | Читательский дневник. Внеклассное чтение. А.П. Платонов «Любовь к Родине, или Путешествие воробья». | 1 | Комбинированный | Самостоятельное чтение рассказа, размышление над смыслом и идеей произведения. Анализ произведения. беседа по вопросам. Составление простого плана. Пересказ текста кратко, подробно и выборочно | Знать тему и идею произведения. Уметь: - вести дискуссию о прочитанному произведению; - делить тексты на смысловые части; - пересказывать текст по плану; - составлять устные высказывания о прочитанном. | Текущий | отзыв | ||
101 | Контрольная работа №5 «Россия, Родина моя» | 1 | Контроль знаний | Выявление уровня освоения материалом по данному разделу. | Знать и называть изученные произведения, авторов, биографические сведения о них. Уметь отвечать на вопросы по теме «Россия, Родина моя» - - выполнять творческие задания. | Итоговый | |||
102 | Анализ к/р. «Мои любимы страницы» Рекомендации по летнему чтению. | 1 | Урок- концерт | Подведение итогов самостоятельной творческой деятельности. Проведение выставки читательских дневников, рисунков, сочинений, проектов. | Уметь: - рассказывать о своих любимых произведениях; - отвечать на вопросы викторины; - защищать проекты; - участвовать в работе групп. | Текущий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 3 класс.
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (УМК Л.В.Занкова, учебник В.А.Лазаревой). 2 класс.
Рабочая программа включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...
Рабочая программа по литературному чтению по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием политературному чтению по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...
Рабочая программа по литературному чтению (система РО Л.В.Занкова)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование....