Природа родного края в произведениях кубанских писателей
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Оганесян Рая Васильевна

Разработка урока кубановедения для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kub.pisateli_kubani_o_prirode.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Писатели Кубани о родной природе»

Цели:

     1.обучающие — познакомить учащихся с биографией Вараввы, Обойщикова, Голуб; раскрыть содержание темы урока

     2.развивающие — продолжить развитие мышления, памяти, внимания, речи, позновательный интерес

  1. воспитательные — воспитать любовь к природе,детской книге, воспитание речевой культуры учащихся                                 Организационный момент и настрой на урок.

Вступительное слово учителя.

 - Я спешу сказать вам – «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – «Благости!»,

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам – «Радости!»,

Удач, успехов и везенья! –

Чтоб пожелать всем в этом классе

Прекраснейшего настроения.

А настроение сейчас не может быть плохим, т. к. мы начинаем урок,  на котором мы расскажем о нашей малой Родине, о нашем Краснодарском крае, познакомим с творчеством писателей о  природе Кубани.

В качестве эпиграфа я выбрала высказывание А.Н. Ткачева “Любите   Кубань, изучайте её прошлое, созидайте будущее!” 

 Ведь природа Краснодарского края прекрасна! Выйдите в сад, в степь, в поле, прогуляйтесь по парку, просто выгляните в окно – и вы увидите настоящее чудо…

Посмотрите вокруг –

Зачарует краса:                                                    

края прекраснее нашего!                            

Золотятся хлеба,                                                  

Зеленеют леса,                                                                      

Даль морская лазурью украшена…  

2. Подготовка к первичному восприятию стихотворения  И. Вараввы «На хуторе нашем вишневом»        

 - Ребята, я приглашаю вас отправится дорогами кубанских поэтов изучать чудеса и очарования края. Начнем Ивана Федоровича Вараввы. И.Ф. Варавва   родился на Кубани в ст. Староминской. После окончания школы отправился на фронт добровольцем, где был ранен. Однако, война принесла в личную жизнь писателя не только беды. Именно во время войны  Иван Федорович берет в руки перо и начинает писать. Более подробно мы остановимся на стихотворениях о природе,  а именно «На хуторе нашем вишневом »

 2.1. Первичное восприятие  

Чтение учителя сопровождается динамической демонстрацией.

Проверка первичного восприятия

 - О чем говорится в стихотворении?

- Какую композиционную  особенность вы заметили?

 - Чем заканчивается стихотворение?

2.2. Вторичное восприятие с элементами анализа

_ Чем на хуторе вишневом украшали сорочки, подолы, рубах рукава ? 

- На что похожа одежда в этом хуторе?

- Отчего весной дорога бела?

Словесное рисование

3. Подготовка к восприятию стихотворения Т. Голуб «Главный запах»

- Родилась и выросла на Кубани. В шестнадцать лет тяжело заболела. Болезнь приковала к постели и сделала талантливую поэтессу инвалидом. Но это не помешало ей заняться свое литературной деятельностью. Так было написано 8 стихотворных сборников. Среди них «Хлебное дерево»

В которое было помещено стихотворение «Главный запах»

3.1. Первичное восприятие  

Чтение учителя сопровождается динамической демонстрацией.

Проверка первичного восприятия

-  Кто запомнил, чем же пахнет на Кубани?

3.2. Составление партитуры  

- С какой интонацией будем читать стихотворение начиная со слов Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…

- Какой паузой сопровождается  интонация перечисления?

- Каким знаком препинания оканчивается перечисление? Какая здесь будет пауза?  

Выразительное чтение фрагмента

- Прочитайте  предложения, вынесенные на слайде. Какой она должна быть?

 - Как необходимо произнести слово «слышали»? Почему? (слово-обращение, необходимо его логически выделить)

- Как следует прочитать слово «пшеница»? (мелодично, спокойно) Хоровое произношение слова

- Как правильно прочитать последние строки стихотворения? Что происходит с голос, интонацией, темпом чтения

Хоровое чтение фрагмента

Выразительное чтение стихотворения

4. Подготовка к первичному восприятию стихотворения  К. Обойщикова «Кубань – земля такая»        

К. Обойщиков родился в Ростовской области в 1920 году. Школьные годы прошли на Кубани. В 4-ом классе появляются первые стихотворения о природе родного края

4.1. Первичное восприятие  

 Выразительное чтение учителя.

Проверка первичного восприятия

- Какое настроение у вас вызвала стихотворение?

- Как изменилось ваше представление о Кубани?

4.2. Вторичное восприятие  

Чтение стихотворения учащимися.

  Создание диафильма и рассказа к нему

 Деление класса на 4 группы. Графическое рисование

- Изобразите отрывок и подпишите титры, для создания диафильма «Моя Кубань », опираясь на прочитанные стихотворения. Составление рассказа о природе Кубани, отпираясь на полученный диафильм.

5. Викторина знатоков творчества кубанских писателей

  1. Соотнеси автора и название стихотворения

«Кубань – земля      Т. Голуб

 такая»

«Главный запах»      И.  Варава

«На хуторе                 к. Обойщиков

нашем вишневом»

2.Чем «пахнет» солнце на Кубани?  

3. Бесценный домашний подарок

4. В какое время года на хуторе вишневом дорога бела  

5. На что  похожа одежда на хуторе вишневом  

6. Вспомни как можно больше запахов Кубани  

«Главный запах »

На Кубани пахнет лето
Прилетевшим с моря ветром,
Сочной сладкою клубникой,
Огурцами, ежевикой,
Разогретой лебедой,
Мятою и резедой,
Щедрым дождиком грибным
И укропом молодым,
Грушей в розовых накрапах…
А какой же главный запах?
Слышали, как за станицей
Пахнет солнышко…пшеницей?

Кубань – земля такая

 Кубань – земля такая:                                       Кубань – земля такая:

Лишь первый луч скользнет-                            В ней слава боевая

И поле оживает.                                                 И слава трудовая

И гром земной плывет,                                     Цементом скреплены.

И землю плуг срезает,                                       Цветет в Новороссийске

Как масло.                                                          Священная земля.

Круглый год                                                       И, словно обелиски,

Здесь что-то засевают,                                      Застыли тополя.

И что-то убирают,                                             Кубань – земля такая:

И что-нибудь цветет.                                        От хлеба золотая,

Кубань – земля такая:                                        Степная сторона.

От края и до края                                               Гостей она встречает,

Две Дании войдет.                                             И душу открывает,

Омытая морями,                                                 Прозрачную до дна.

Укрытая в леса,                                                   Казачка огневая,

Пшеничными полями                                        Красива, молода,

Глядится в небеса.                                              Кубань – земля такая:

А снежные вершины –                                       Однажды приласкает -

Как волны седины,                                             Полюбишь навсегда!

Как мудрость старины.

«На хуторе нашем вишневом»

На хуторе нашем вишневом

У чистой криничной воды

Девчата справляют обновы,

 к заре поднимают цветы.

И те стеновые цветочки,

Как щедрого лета молва,

Шитьем украшают сорочки,

Подолы, рубах рукава.

На хуторе нашем вишневом,

Где катится речка вольна,

В красивых девичьих обновах

Весь год пламенеет весна.

Приезжий, нездешний прохожий

Заметит у тихой воды:

Здесь даже одежды похожи

На степь, огороды, сады.

На хуторе нашем вишневом

Красивые люди живут,

На хуторе нашем вишневом

Оркестры на свадьбе зовут.

И хлопцы подруг зазывают,

И сами выходят на круг,

 под вишнями вишни срывают

С горячих рассерженных губ.

На хуторе нашем вишневом

Весною дорога бела

От вишен в цветении новом,

От их молодого тепла.

Я тоже однажды недаром

Из хутора в стылый мороз

Бесценный драгоценный подарок –

весну на рубахе принес.

5.Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Охрана природы родного края. Красная книга Краснодарского Края

1.  Познакомить  учащихся  с  Красной  книгой  края  и  животными, которые  в  нее  внесены, рассмотреть  экологические  правила,...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Урок по курсу "Наш край" по теме «Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли»

Данная разработка содержит краткий конспект занятия в 3 классе по региональному курсу "Наш край"...

"Природа родного края" по материалам стихов члена союза писателей России Г.Г. Кукареки

Разработка внеклассного мероприятия в начальной школе. Изучение природы родного края по материалам стихов Григоря Григорьевича Кукареки...

Конспект Урока литературного чтения в рамках краеведческого курса «Морянка» в 4 классе. Тема урока: Природа родного края в произведениях Фёдора Александровича Абрамова.

laquo;Морянка» краеведческий курс.Раздел «Родом из поморской славной стороны». Биографические сведения о Ф.А. Абрамове. Анализ  рассказов о природе родного края. Изобразительны...

технологическая карта по литературному чтению «Любовь к природе и родному краю - тема произведений поэтов. На примере стихотворений С.А. Есенина»

Вам представлена технологическая карта на тему: «Любовь к природе и родному краю - тема произведений поэтов. На примере стихотворений С.А. Есенина»...