"Природа родного края" по материалам стихов члена союза писателей России Г.Г. Кукареки
учебно-методический материал (2, 3 класс) по теме
Разработка внеклассного мероприятия в начальной школе. Изучение природы родного края по материалам стихов Григоря Григорьевича Кукареки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка
внеклассного мероприятия в начальной школе
«Природа родного края» по материалам
стихов члена союза писателей России Г.Г. Кукареки
Мероприятие разработала - Литовкина Надежда Дмитриевна
учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 18 им. Б.Б.Городовикова»
Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте уважаемые родители, гости!
Сегодня у нас в школе День открытых дверей для родителей, общественности.
Заканчивается учебный год, и, прощаясь с 1 классом, мы решили нашу встречу посвятить родной степной природе, ее красоте, бережному отношению к ней.
Сегодня на нашем внеклассном мероприятии присутствует член союза писателей России Григорий Григорьевич Кукарека. Поприветствуем его. (Слайд 1)
Учитель:
Через все творчество нашего поэта проходит мысль единства природы и человека, единения и братства людей, святой преемственности поколений.
Сегодня мы пригласили Григория Григорьевича к нам, чтобы он тоже вместе с нами услышал свои стихи в исполнении детей нашего класса.
И так:
«Красива степь, что зелена весной, красив твой край, уж тем, что он родной»
Степь у Маныча весной –
изумрудный океан
В дымке нежно-голубой
Как верблюд прилег курган
Изо всех своих силенок
Жаворонок песню льет
Словно беленький ягненок
В небе облачко плывет
Так и хочется обнять
Степь в ее цветении
Вольным ветром целовать
Буйные растения. (Слайд 2)
(Учащиеся исполняют песню «Мы с утра пораньше побежим на речку») (Слайд 4)
Учитель:
Неотразимо очарование степной природы, хотя благодатной и щедрой ее не назовешь. Возрастить дерево в безводной степи – нелегкая задача. (Слайд 5)
Когда-то эта земля была дном огромного моря. Отступая и наступая вновь, его воды ушли в пределы нынешнего Каспия – загадочного, гигантского озера. И вот уже миллионы лет простираются здесь великие равнины, бескрайние и древние, как и породившие их стихии. Это наша степь. (Слайд 6)
Весной степь чарует взор и душу сплошным зеленым ковром, по которому цветут тюльпаны: алые, желтые, лиловые, темно-лиловые. Вы были в стране Апреля?
Страна Апреля – это страна тюльпанов. (Слайд 7)
Это Калмыкия в месяце коня по калмыцкому календарю. (Слайд 8)
Отрывки из поэмы Г.Г.Кукарека «Тюльпаны на Солончаке» прочитают наши дети.
Ученик 1:
Тюльпаны родины моей
Что их нарядней и скромней?
Лицом к заре обращены,
Вобрали все цвета они
Сложились лепестки в тюрбан –
Отсюда и пошло – тюльпан. (Слайд 9)
Ученик 2:
Бамб-цецек – говорит калмык
Ликует в слове солнца блик
Лазориками на Донщине
Их величают и поныне.
Желтогорячие цветки –
Так прозывают старики –
И замечают все они:
«Росло их больше в наши дни (Слайд 10)
Ученик 3:
Тюльпаны Шренка по буграм,
Волнуясь, тянутся к рукам
И Биберштейна врос тюльпан
В суглинок, где мутнел лиман
Белы, сиреневы, желты
Степей Приманычья цветы
Но больше всех в полях весны
Тюльпанов, что красным - красны.
В моей бы силе приказать:
«Тюльпаны никогда не рвать!» (Слайд 11)
Ученик 4:
Тюльпан Голландии сырой,
Твой предок наш тюльпан степной.
Исколеси весь шар земной
Не встретишь красоты такой (Слайд 12)
Ученик 5:
Рожденный в Диком поле он
Европу всю забрал в поклон
И поклонялись короли
Цветам просоленной земли!
Ученик 6:
А Гаарлема карнавал!
Он в честь тюльпана заиграл.
И записал Дюма роман
В котором он воспел тюльпан.
Писатель в наших был краях
Тюльпаном здесь простор пропах
Тюльпаны родины моей
Цветете вы и мир светлей! (Слайд 13)
Ученик 7:
Тюльпаны родины моей
О вас веду рассказ с тех дней
Когда мальчишкой шустрым я
Бежал в росистые края
И приходил домой в обед
И маме приносил букет
За самый теплый в мире взгляд (Слайд 14)
Ученик 8:
Я видел молодел старик –
К тюльпана он щекой приник.
Тюльпаны маревых степей.
Я их дарил любви своей. (Слайд 15)
Ученик 9:
Когда бутоны их крупны,
Бывают закрома полны.
Когда бутоны поскромней –
Засушит лето суховей.
Так говорит в степи народ –
Примета счет векам ведет. (Слайд 16)
Учитель:
Тюльпан Шренка – самый красивый цветок Калмыкии. Когда весной это растение зацветает степи покрываются фантастическим ковром ослепительных красок. Ведь цветки тюльпана Шренка бывают белыми, желтыми, розовыми, красными, фиолетовыми и даже с черным глазком у основания. Цветы занесены в Красную книгу. (Слайд 17)
А вот это тюльпан Биберштейна. Нежным ароматом веет от желтых тюльпанов Биберштейна и рука невольно тянется к блестящим пятиконечным звездам этих цветов. (Слайд 18)
В разных уголках Европы и Азии произрастают более 100 видов тюльпанов. Но самым первым из них люди начали выращивать в своих садах тюльпан Шренка. В глубокой древности ими украшали персидские шахи и турецкие султаны свои сады. (Слайд 19)
(Учащиеся исполняют песню: «Живет на свете красота»)
Учитель:
Продолжим читать поэму Г.Г.Кукарека «Тюльпаны на Солончаке»
Ученик 10:
Тюльпанов дивные огни
Видны все реже в наши дни
Безжалостно весной их рвут
И на базарах продают.
Или сорвут такой букет
Что трудно удержать в руке
Зачем? Ведь в комнате они
Погасят лепестков огни,
Поникнут гордой головой
Не оживить живой водой. (Слайд 20)
Ученик 11:
И больно мне тюльпан родной
Как обращаются с тобой
Глупцы, невежи, торгаши
В ком мало доброты души
Должны ль тюльпанные побеги
Терпеть разбойные набеги?
Увозят зори в лепестках
На запорожцах, москвичах
Бегут тюльпаны от дорог
Чтоб их никто сорвать не мог
Ученик 12:
Да будем все мы как цветок
Достойны будем красоты
Она живет в любом из нас –
В улыбке, жесте, цвете глаз
Тюльпаны родины моей
Еще порадуют людей. (Слайд 21)
Учитель:
Ранней весной среди прошлогодней травы в степи загораются ярко-синие, желтые, фиолетовые, белые цветы карликового ириса. К сожалению, цветет недолго, полторы, две недели. Карликовый ирис занесен в Красную книгу Калмыкии. (Слайд 22)
(Учащиеся исполняют песню «Подснежники»)
Учитель:
«Поедем в заповедные места» Г.Г.Кукарека
Ученик 1:
Поедем в заповедные места
Немного этих мест сейчас осталось
Там выдохнешь: какая красота –
Свалив с души сомненья и усталость.
Ученик 2:
Там встретит нас царевна – тишина
Доверчиво покажет птичьи гнезда
Речушку, что до камешков видна
В ней по ночам купаться любят звезды.
Трава там и душиста и густа
Ряса там придавала предкам силы.
Ученик 3:
А нас все кружит жизни суета
Как пахнет молочай мы позабыли
Себя мы растворяем в мелочах
Порою распаляемся до жажды
Ученик 4:
А жизнь нам всем дана только однажды
Ты вспомни: «мир спасет лишь красота»
Поедем в заповедные места.
Учитель:
Одна из величайших ценностей Республики 13 госзаказников с уникальной флорой и фауной. Здесь можно встретить десятки редких и исчезающих видов растений и животных, многие из которых нуждаются в охране.
3 госзаказника имеют федеральный статус, 23 памятника природы, 2 национальных природных парка. А заповедник «Маныч-Гудило» из-за исключитльной ценности флоры и фауны включен в систему водно-болотных угодий всемирного значения. (Слайд 23)
Из 171 вида птиц 35 видов охраняются Красной Книгой России. Здесь можно увидеть Черноголового журавля – красавку – лирика степи.
Полупустыни Калмыкии одно из немногих районов их современного обитания. (Слайд 24)
Журавли-красавки откладывают яйца прямо на землю или в едва заметную ямку. (Слайд 25)
А грациозность этих птиц показана человеком в танце. (Слайд 25)
Орлы – гроза степи и ее величие. (Слайд 26)
На Маныче есть уникальная колония редких чаек – черноголовых хохотунов, занесенных в Красную Книгу России. (Слайд 27)
Лебеди стали постоянными обитателями водоемов нашей Республики. У этих красивых и сильных птиц мало врагов. Охота на них запрещена так давно, что этот запрет сам собой перешел в привычку. (Слайд 28)
Редкие птицы, занесенные в Красную Книгу розовые и кудрявые пеликаны. Единственная в Европе большая гнездовая колония размещается на одном из островов Маныча. (Слайд 29)
На водоемах Республики можно даже встретить розового фламинго на пролете. И все это пестрое население живет по своим законам шумно и привольно. (Слайд 30)
Учитель: «Я родился в сайгачьем краю»
Ученик 1:
Я родился в сайгачьем краю
Без тебя я ничто, моя степь
Степь, где каждый курган прячет тайну
Расспросить бы мне всех стариков
Стариков так похожих на стопы
Ученик 2:
Есть для всех на земле свои сроки
Травы сохнут и птицы слабеют
И не вечен любой человек
Старики, вы оставьте нам мудрость
Травы – росы свои
Птицы – крылья
Чтоб потомки, пришедшие после
Были мудры и счастливы были.
Учитель:
Степи Калмыкии – единственное в Европе место обитания сайгаков. Степные антилопы – современники мамонтов. Их совсем мало осталось. Численность по неточным данным 12-18 тысяч особей. Планируется пересчет. До 2020 года охота запрещена. (Слайд 30)
Сфотографировать стадо сайгаков с близкого расстояния почти невозможно. Антилопы очень осторожны, пугливы и от любой опасности спасаются бегством.
Сайгачонок пока не окрепнет несколько часов неподвижно лежит на земле среди типчака и полыни. (Слайд 31)
Взятый на руки, он не вырывается и терпеливо принимает ласку. (Слайд 32)
(Учащиеся исполняют песню «Доброта»)
(добрым быть совсем, совсем не просто…)
«Раздумья» Г.Г.Кукарека
Ученик 1:
Травостоем вы славитесь степи
Шапку бросишь – не гнулась трава
Но земля до поры только терпит,
Ведь ранима она, ведь жива.
Ученик 2:
И нуждается в нашей охране
Мы о том забывать не должны
Как зловеще дымятся барханы
За тюльпанной улыбкой весны.
«Природы братья» Г.Г.Кукарека
Ученик 1:
Встает рассвет – и сердце радо
Отцвел закат – оно грустит
Давно бы нам признаться надо
Что без природы нет пути –
Пути к прекрасному, к познанью
Любви, участья, доброты.
Ученик 2:
За все мы с вами отвечаем
Природы братья и друзья
Она мельчает – мы мельчаем
А нам мельчать никак нельзя.
(Учащиеся исполняют песню «Облачко»)
«Все в степи люблю» Г.Г.Кукарека
Ученик 1:
Хлебушка пичужкам накрошу
И певучим голосом дышу
Уступлю дорожку муравьям
И легка дороженька моя.
Ученик 2:
Никогда тюльпаны я не рву
Радуют пусть нашу детвору
Бабочек нарядных не ловлю
Потому, что все в степи люблю.
(Учащиеся исполняют песню «Мы на свет родились»)
Учитель:
Уважаемый Григорий Григорьевич, мы благодарим вас за ваши стихи и за то, что Вы нашли время послушать их в исполнении наших детей.
Вам слово…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".
Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....
Природа родного края в произведениях кубанских писателей
Разработка урока кубановедения для 2 класса...
Урок чтения "Стихи русских поэтов 19 века о природе родного края", 4 класс
Урок литературного чтения в 4 классе обобщает знания учащихся о стихах русских поэтов 19 века. На данном уроке дети самостоятельно обобщают полученные знания, не боятся высказывать свою то...
Индивидуальный проект по окружающему миру "Разнообразие природы родного края". 3 класс. "Школа России"
Проект содержит исследовательские седения по изученю природы родного края своего села на основе знакомства с растенями своей улицы....
Стихи на конкурс чтецов о красоте природы родного края.
Данный материал содержит стихи прекрасной поэтессы Владимирской области Ирины Седовой....
Конспект + презентация урока окр. мира по теме: "Наша родина – Россия. Особенности неживой и живой природы родного края" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: расширение представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; знакомство с особенностями природы России; Планируемые результаты:Предметные:-знать: симв...
Межрегиональный конкурс методических и дидактических материалов "Сохраним природу родного края"
В работе представлены: технологическая карта урока "Откуда берется и куда девается мусор?", презентация к уроку, фотоотчет, раздаточный материал, ссылка на сатью сайта БРИОП о подведении ито...