Урок обучения грамоте
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Румянцева Елена Шамильевна

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа 2100»

Тема: Упражнения в чтении и письме. Корень. Однокоренные слова.

Тип урока: изучения нового материала.

Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

образовательные:  совершенствование каллиграфических и читательских умений,

развивающие: развитие логических операций, развитие умения мыслить, формирование умения анализировать текст

воспитательные: воспитание культуры общения (умения слушать и слышать других).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_koren.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте в 1 классе по программе «Школа 2100»

Тема: Упражнения в чтении и письме.

Корень. Однокоренные слова.

Тип урока: изучения нового материала.

Цель: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

образовательные:  совершенствование каллиграфических и читательских умений,

развивающие: развитие логических операций, развитие умения мыслить,  формирование умения анализировать текст

воспитательные: воспитание культуры общения (умения слушать и слышать других).

I. Повторение.

-С какой буквой мы познакомились вчера на уроке? (С буквой В)

-Оденьте схему-человечка в костюм. (Один ученик выходит к доске и характеризуя звуки выбирает из размещенных на доске «ботиночек» и «шапочек» подходящие и «одевает» звуковичка.)

-На доске вы видите рисунки (Ведро, вишня, волк, вилы, ваза.) Что изображено, назовите.

-Что общего?

-Подумайте, как можно разделить эти рисунки на две группы.

II. Работа над родственными словами.

-Посмотрите на доску. Там выросло волшебное дерево и на нем вместо листьев растут слова (На ветвях записаны слова: водяной, подводник, в его «корнях» написан корень вод -).

- Прочитайте слова про себя.

- Прочитайте вслух (Несколько ребят читают по 1 слову.).

- Кто может объяснить значение слова «подводник»?

- Давайте обратимся к словарю и проверим наши предположения (чтение значения слова по толковому словарю).

- Что интересного заметили в словах? (Общая часть.)

- Какая? Как она называется? (Корень.)

- Посмотрите как я выделяю корень в этих словах.

- Как называются такие слова? (Однокоренные слова или родственные.)

- Кто сможет придумать ещё однокоренные слова с корнем –вод-?

- Я тоже придумала слово и хочу его написать его на наше дерево – в.дичка. Но вот беда, у меня возникло затруднение при написании, помогите мне выбрать правильную букву.

- Что необходимо сделать? (Подобрать проверочное слово или посмотреть в словаре.)

- Как пишутся корни родственных слов?

Вывод: Корни родственных слов пишутся одинаково под ударением и без ударением.

- А теперь отгадайте загадку:

Хищный клюв – всегда крючком.

                                    По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем (сова).

-Как узнали, что это сова? (На доску вывешивается картинка с изображением совы.)

Физ. минутка «Совушка».

- Как ласково можно назвать сову? (Совушка.)

-Что делает слово ласковым? (Суффикс –ушк.)

-Как называют птенца совы? (Совенок.)

(На доске появляются напечатанные однокоренные слова.)

- Задание: Списать слова, поставить ударение, выделить корень.

(Один ученик работает на индивидуальной доске.)

-Проверка: Назовите слова с безударной гласной в корне слова.

Назовите проверочное слово. Почему оно является проверочным? Как называются эти слова? Почему?

- Задание: Выполним звуко-буквенный анализ слова «совушка».

(Один ученик объясняет на доске; два ученика работают по карточкам, на которых несколько слов; четыре ученика работают в парах «сильный-слабый».

- Проверка: Проанализируйте работу в парах. Какие замечания?

- Домашнее задание: В «Азбуке» слова второго и третьего столбика прочитайте и выделите корень.

- О каких словах мы говорили на уроке?

- Пригодятся ли знания, полученные на этом уроке в дальнейшем?

Физ. Минутка.

III. Работа с текстом.

1) Работа с текстом до чтения.

- Прочитайте название текста.

- Что такое «выставка»? (Обращение к словарю.)

-О чем может пойти речь в рассказе с таким названием?

- Посмотрите на иллюстрацию к тексту. Можете ли вы дополнить свои предположения, о чем будем читать?

- Оправдаются ли наши предположения? Это мы узнаем, когда прочитаем рассказ.

2) Работа с текстом во время чтения.

Самостоятельное чтение текста.

- Так о чем вы прочитали? Правы мы были или нет?

 Прочитайте 1-2 предложение:

- Какое незнакомое слово встретилось?

- Что такое «водопад»?

- Кто нарисовал водопад?

- Как напечатаны слова «Виктор» и «Владик»? Почему?

Прочитайте 3 предложение:

- Прочитайте, кто вышивал вигвам?

- Есть ли ко мне вопросы по этому предложению? (Объяснение лексического значения слова «вигвам» и показ картинки.)

Прочитайте 4-5 предложение:

- Кто приготовил пироги и торт?

- Чья красивая полка висит на стене?

Прочитайте 6 предложение:

- Что сделал Павлик?

- Ему кто-нибудь помогал? (нет, он все делал сам.)

- Какой знак стоит в конце этого предложения? Что он обозначает?

- Прочитайте предложение с выражением.

- Закройте глазки и представьте выставку ребят, о которой мы сейчас прочитали. Понравилась вам она?

- Хотели ли вы подружиться с этими ребятами? Почему?

- У нас в классе тоже выставка книжек-малышек. Вы сами сочинили сказки и сами проиллюстрировали их.

Прочитайте 7 предложение:

- Кто еще участвовал в выставке?

- Что он принес?

- Он сам вырастил цветы? Докажите.

- Почему он так сделал?

- Расскажите о своем отношении к Вове. Что бы вы посоветовали ему?

Прочитайте 8 предложение:

- Кто пришел в класс смотреть выставку?

- Останутся  ли довольны папы и мамы ребят тем, что увидят на выставке?

- А родители Вовы?

- В конце предложения ставится точка, а здесь что за интересный знак увидели?

- В русском языке такой знак называется многоточием и показывает, что мысль незакончена. Автор задумался. Что же будет дальше?

IV. Домашнее задание:

1) Прочитайте еще раз рассказ и придумайте продолжение этого рассказа.

2) Для более слабых детей: в тексте подчеркните слова, написанные с большой буквы и объясните их написание.

V. Рефлексия.

-Оцените свою работу на уроке.

Если все было понятно, если со всеми заданиями справились уверенно – свой жетон разместите на верхней ступеньке.

Если вы затруднялись, чувствовали себя неуверенно – свой жетон разместите на этой  ступеньке.

Если на уроке было трудно, с заданием не справлялись – жетон разместите ниже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения

УМК "Школа России",     Русская азбука;  Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на  применением здоровьесберегающих технологий. ...

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"

Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...

Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения

В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС

Тема:  Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...

Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....