Чтение рассказа Константина Паустовского "Кот-ворюга"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ольга Николаевна Доронина

Тема урока: рассказ Константина Паустовского "Кот-ворюга". Ход урока спланирован с применением технологии развития критического мышления и с использованием ИКТ. Урок был успешно апрбирован.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_paustovskiy.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения, проведенного в 3  классе

Учитель: Скуратовская Ольга Николаевна

Тема: Константин Паустовский «Кот-ворюга»

Цели:

  1. Формировать навыки чтения.
  2. Формировать умение работать с литературным текстом.
  3. Развивать воображение, связную речь, мышление.
  4. Формировать умение работать в группе.
  5. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие литературного текста, максимально адекватно соответствующее замыслу автора.
  6. Стимулировать творческую деятельность учащихся.
  7. Воспитывать чуткое отношение к природе.
  8. Развивать санитарно-гигиенические навыки.

Оборудование: презентация, мультимедиапроэктор, ноутбук, экран, тексты на листах, карточки со словами для кластера, слова и их значения на карточках, шапочки командиров.

Оформление доски

вор – воришка – ворюга

Ход урока

  1. Организация класса

- Сегодня на уроке мы будем

- Для успешной работы надо будет соблюдать правила работы в группах.

2.Стадия вызова.

1) создание эмоционального фона

- Сегодня нам предстоит новая встреча с прекрасным и удивительным, могучим и хрупким миром природы. Куда мы отправимся, читая новое литературное произведение? (1 слайд) (В деревню.)  В какое время года будут происходить события? ( Летом) (заголовок)

2) автор

- Поведет нас в мир природы сегодня Константин Георгиевич Паустовский (2 слайд - портрет)

- Этот автор писал и сказки, и рассказы, и повести о природе. Некоторые из них вы уже читали, с другими знакомство еще предстоит. (3 слайд – выставка книг) А вот в каком жанре написано литературное произведение, о котором сегодня будем говорить, вы скажете сами, проведя исследование текста.

3) герой рассказа (4 слайд – иллюстрация)

- Итак, знакомьтесь: наш герой – кот. Рассмотрите иллюстрацию. Каким изображен кот? (хитрым,веселым, смешным, лукавым)

Составление кластера

- Можем ли мы назвать его злым? (нет)

(заглавие) – Вслушайтесь в слово «ворюга». Какую эмоциональную окрашенность оно несет? Сравните слова, написанные на доске. (отрицательное отношение автора, пренебрежение, усмешка)

- Можно ли к домашнему животному отнести это слово? (Нет, скорее всего, это кот-бродяжка)

- Можем ли предположить по иллюстрации, что кот собирается сделать?  3 мин

3.Творческая работа в группах.

 - Попробуйте составить короткий рассказ с таким названием. Используйте ключевые слова. (5 слайд – ключевые слова)

Сочинение детьми рассказов – миниатюр

Заслушивание представителей групп

7 мин

4. Работа с текстом.

Чтение «сильными»  учениками 1части рассказа

1 мин

- От чьего лица ведется повествование? Кто «мы»? (автор и Рувим)

 (6 слайд – портрет Рувима Фраермана)

- Что узнали о коте? Зачитайте цитаты.

- Какое отношение автора к коту чувствуете? (Сердится, но улыбается)

2 мин

Словарная работа

- В тексте нам встретились слова, значение которых вы поняли из содержания. Предлагаю их уточнить  для лучшего понимания замысла автора. (соотнесение слов и их значений)

Чтение «цепочкой» 2 части рассказа

4 мин

- Какую рыбку использовали в качестве приманки? (плотицу) (7 слайд – рыба плотва) – Почему «плотица», а не «плотва»? (маленькая рыбка)

- Кого называли «беспризорник»? (бездомных детей)

- Почему автор так называет кота? (жалеет, как ребенка)

- Как бы вы поступили с котом в такой ситуации?

Заслушивание ответов детей

- А как же поступили герои?

2 мин

Чтение 3 части рассказа учителем

1 мин

- Почему кот прижился и перестал воровать?

- Подходит ли ему новая кличка? Почему?

- В каком жанре написано это литературное произведение: сказка или рассказ? Докажите. ( Рассказ, потому что все события реальны, произведение небольшое по объему, описано одно событие)

- Верно, это рассказ. Почему вы улыбались, когда его читали?

- Это особенность Паустовского – писателя: добрый юмор. Мы продолжим знакомство с его произведениями, и вы сами в этом не раз убедитесь.

2 мин

5. Работа с тетрадью.

Задание 3. на стр. 9.

6. Итог урока. Рефлексия.

-  Чем занимались на уроке?

- Оцените работу в группах в таблице.

- Спасибо за работу.

7. Домашнее задание.        

Прочитать полную версию рассказа в учебнике, выполнить устно задания на с. 77 учебника.

Таблица оценивания (заполняет командир группы)

Составление рассказа

чтение

Работа на уроке (обсуждение)

Общая оценка за урок

1.

2.

3.

4.

5.

6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

Разработка урока по литературному чтению по УМК "Система Л.В.Занкова" в 3 классе по теме "Особенности характера и мир чувств героя. Чтение рассказа Н.Г.Гарина-Михайловского "Тёма и Жучка"

Вашему  вниманию  представлен  подробный  конспект  урока  по  литературному  чтению  с описанием  целей  деятельности  педагога, плани...

Конспект урока чтения и развития речи в 4 классе по теме "Чтение рассказа Е.Кононенко «Резеда»

Цели:- продолжить работу над формированием навыков правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения;- учить детей выделять главную мысль в тексте;- обогащать речь учащихся определениями, учи...

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Чтение рассказа И.Туричина «Защитники».

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы)   в старшей группе. Тема недел...

Конспект урока по литературному чтению "Чтение рассказа В.Драгунского «Что любит Мишка».

Цель: познакомить детей с произведением В. Драгунского «Что любит Мишка».Задачи:Образовательные: выработать у детей такие качества чтения, как: техника чтения, правильность чтения, выразит...

Рассказ Константина Паустовского "Заячьи лапы"

Рассказ Константина Паустовского "Заячьи лапы"...

Технологическая карта урока литературного чтения «Семейное чтение. Рассказ Б. А. Емельянова «Мамины руки»», УМК "Перспектива", 4 класс

Цель урока: формирование у обучающихся читательской компетентности в процессе изучения рассказа Б. А. Емельянова «Мамины руки».Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1)...