Конспект занятия по чтению художественной литературы «Чтение рассказа И.Туричина «Защитники».
план-конспект на тему

Емельянова Анжелика Владимировна
 Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы)   в старшей группе. Тема недели   «День Победы».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_maya_chteniesdano.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект непрерывной образовательной деятельности

по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы)

                                    в старшей группе.

Тема недели   «День Победы»

«Чтение рассказа И.Туричина «Защитники».

Емельянова А.В.

Задачи:

1.Образовательные: Продолжать знакомить с событиями Великой Отечественной войны посредством художественного слова. Познакомить с произведением И. Туричина «Защитники».

2.Развивающие: Развивать способности понимать мотивы поступков героев, переживания персонажей, высказывать свое отношение к ним.

3.Воспитательные: Воспитывать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны. Воспитывать уважение к памяти павших бойцов и старшему поколению.

4.Речевые:

  • Связная речь: Продолжать формировать умение высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
  • Словарь:  Горбушка хлеба, фрицы, «яростно дрались».
  • Грамматика: Продолжать учить правильному согласованию слов в предложении.
  • Звуковая культура речи: Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.

Индивидуальная работа: Продолжать формировать правильное произношение звуков. (Никита, Олег)

Методы и приёмы: Рассказ педагога, чтение художественной литературы, вопросы.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций по теме недели, посещение выставки «Прикосновение к Великому», беседы о Великой Отечественной войне, создание газеты-поздравления ветеранам города.

Ход деятельности

Мотивация к деятельности

Воспитатель: Как вы думаете, что такое Родина?

1 часть

В большой стране у каждого человека есть своя маленькая Родина – город или деревня, где он родился. Из множества маленьких родных уголков состоит наша общая, великая страна. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна! Как мама. Родина – мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми. Любить Родину – значит жить с ней одной жизнью.

22 июня 1941 года. Было раннее утро. Люди еще спали: впереди – выходной, торопиться некуда. И вдруг границу нашей Родины нарушили вражеские самолеты. Они стали сбрасывать бомбы на села и города. Так на нашу землю пришла война. Страшнее этой войны, до сих пор не было. Фашистская армия, как лавина, докатилась до самой Москвы – столицы нашей Родины.

           Чтение отрывка из стихотворения С.Михалкова «Быль для детей»

Летней ночью, на рассвете

Гитлер дал войскам приказ

И послал солдат немецких

Против всех людей советских –

Это значит – против нас.

Он хотел людей свободных

Превратить в рабов голодных,

Навсегда лишить всего.

А упорных и восставших,

На колени не упавших,

Истребить до одного!

Он велел, чтоб разгромили,

Растоптали и сожгли

Все, что дружно мы хранили,

Пуще глаза берегли,

Чтобы мы нужду терпели,

Наших песен петь не смели

Возле дома своего,

Чтобы было все для немцев,

Для фашистов – иноземцев,

А для русских и для прочих – ничего!

         

Физминутка 

Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз – рывок,
Два – рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?
 

2 часть

Воспитатель:   Фашисты хвастались, что Новый год они встретят в Москве, но советские войска сумели остановить их наступление. Конечно, до полной победы над врагом было еще далеко. Все люди встали на защиту Родины. Нашей армии помогали женщины и даже дети.

        Послушайте рассказ И.Туричина «Защитники»:

Этот случай произошел в годы Великой Отечественной войны. На улицах города шли бои. Жителей – женщин, стариков, детей – давно переправили на другой берег реки, а в городе остались только его защитники – солдаты.

Да еще Виташка и Петька. Виташке было семь лет, а Петьке – двенадцать.

Когда на улицах начали рваться мины, Петька увел Виташку в подвал. Там они и отсиживались, давно утратив счет времени, перепутав день с ночью. Кончилась вода. Кончился хлеб. Осталась одна черствая горбушка.

Тогда Петька решил отправиться на разведку, поискать чего-нибудь съедобного. Он ушел и не вернулся. Виташка остался один. Он забился в самый темный угол подвала, завернулся в Петькино пальто, а горбушку сунул за пазуху. Петька мог и вовсе не вернуться, пропасть. Ведь там, на верху – война! Может она еще долго будет? Надо беречь хлеб! А не то с голоду помрешь. Виташка хоть и маленький, а понимал это.

Есть хотелось все сильнее и сильнее, но он только тихонько притрагивался к хлебу пальцами. А есть не решался. Еще можно было терпеть. Вот когда уже нельзя будет терпеть, совсем невмоготу станет, тогда он отломит кусочек, крошечку, сунет в рот и будет ее тихонько посасывать.

Виташка закрыл глаза, сморщился и почмокал, будто и в самом деле положил в рот хлебную крошку.

От дверей донесся стон, потом глухой удар, будто упал кто. Может Петька? Виташка скинул пальто и, прижимая рукой горбушку, чтобы не потерять, шмыгнул к двери.

На ступеньках лежал солдат. Виташка тихонько тронул его за плечо:

- Дяденька, вы что? Вы ранены?

Солдат открыл глаза. Губы у него были желтые и лицо желтое.

- Товарищи в угловом… Третий этаж… Патроны… Не дошел я… Ящик…

Солдат закрыл глаза.

-Дяденька, вы что? Дяденька! – спросил Виташка и отшатнулся. Вот так же мамка лежала, когда ее убило осколком. Вот так же…

Виташка заплакал. Потом, сквозь слезы, как сквозь туман, увидел на верхней ступеньке ящик. Потрогал строганные доски. Понял: «Солдат нес их туда. В угловой дом. На третий этаж».

Виташка попробовал поднять ящик. Куда там! С места не сдвинуть!

«Надо пойти, сказать», - решил Виташка.

Он вобрал голову в плечи, сжался в комок и, стараясь быть как можно меньше, метнулся вдоль улицы…

Квартира на третьем этаже оказалось без дверей, а потолок был весь в дырках, как решето. У окна с выбитыми стеклами стоял солдат. Он, не отрываясь, глядел на улицу. В углу, на полу, лежал другой солдат, еще двое склонились над ним. Виташку никто не заметил.

- Дяденьки, - позвал он, переводя дух.

Солдаты обернулись. Один из них с седой щетиной на щеках спросил:

- Ты откуда взялся?

- Снизу, - Виташка ткнул пальцем в пол. – Недалеко я сидел. В подвале.

- Зашевелились фрицы, - сказал солдат у окна.

Перебинтованная голова шевельнулась.

- Давай автомат…

- Что автомат? Патроны вышли.

- Есть патроны, дяденьки, - звонко крикнул Виташка. – Там солдат убитый лежит. Он ящик нес.

- Ящик?... Где ящик?...

- Через дом, у подвала, я покажу.

Сиди здесь. Еще зацепят ненароком.

Седой солдат бросился вниз и вскоре вернулся с ящиком.

- Есть патроны, ребята!

Потом обернулся к Виташке.

- Ты, малый, дуй в подвал. Да побыстрее. А за патроны, спасибо.

Виташка пошел к лестнице, он остановился. Сейчас солдаты воевать будут.

А ведь, тоже, наверное, голодные! Виташка потрогал пальцами горбушку за пазухой. Она была твердой и шершавой. Он достал ее и протянул седому солдату.

- Вот еще хлеб вам.

Солдат посмотрел на Виташку и не сразу понял, что Виташка протягивает ему хлеб. Потом лицо его посветлело. Он взял горбушку, положил на ладонь:

- Хлеб… Хлеб – это хорошо. – Потом сунул горбушку назад в Виташкины руки, наклонился и поцеловал его, уколов жесткой щетиной.

- Вот победим фашистов – будет хлеб, малыш. Будет! – И легонько подтолкнул мальчика к лестнице.

Виташка вздохнул, прижал горбушку к груди и стал спускаться.

А солдаты зарядили автоматы Виташкиными патронами, чтобы защищать город и Виташку от врагов.

Они дрались с фашистами яростно, до последнего патрона – и отстояли город. Разве могло быть иначе?

 

Беседа о прочитанном.

- Когда произошел случай, описанный в рассказе?

- Как звали мальчиков? Сколько было лет мальчикам?

- Куда ушел Петька?

- Что такое горбушка хлеба? (Кусок хлеба, уголок корочки хлеба)

- Почему очень голодный Виташка не ел горбушку хлеба?

- Что произошло, когда Виташка остался один?

- Почему Виташка принял решение пойти к солдатам и сказать о ящике с патронами?

- Кто такие фрицы?

- Почему очень голодный Виташка хотел отдать горбушку хлеба солдату?

- Почему солдат не взял горбушку хлеба?

- Почему солдаты смогли отбить атаку фрицев?

- Как вы понимаете выражение: «Солдаты яростно дрались с фашистами»? (без удержу, сердито, пылко, бурно, свирепо, до потери сознания,  зло)

- Что можно сказать о Виташке? Какой он?

Воспитатель: И вот пришла Победа! Фашистская армия была разгромлена. Берлин – столица Германии – взят советскими войсками. Наша страна победила в этой тяжелой войне.

9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Русские солдаты освободили людей Земли от фашизма. В этот день ликовали все! А вечером небо озарилось залпами салюта – салюта в честь Победы!

Рефлексия (итог занятия)

Воспитатель: Какой рассказ мы читали? Кто его автор? О чем рассказ? (Рассказ о том, как дети помогали солдатам воевать с фашистами.)

Идет время, Прошло 72 года. Все меньше остается участников Великой Отечественной войны. Но память об их подвиге будет жить вечно.

Вспоминают наши деды

Про былые времена,

Надевают в честь Победы

Боевые ордена.

Отстояли наши деды

Труд и счастье на земле.

Ярче светят в честь Победы

Звезды Мира на Кремле.

За страну родную люди

Отдавали жизнь свою.

Никогда мы не забудем

Павших в доблестном бою.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в старшей группе Чтение художественной литературы "Старая, старая сказка"

Тема: «Старая, старая сказка» Программное содержание: познакомить детей со сказкой, развивать интерес к чтению, работать над выразительностью речи, развивать внимание, умение слушать и передавать...

Конспект занятия чтение художественной литературы " Листопад".

Продолжаем учить детей составлять рассказ об игрушке....

Конспект занятия по чтению художественной литературы "Чтение произведения Ю. Тувима "Письмо ко всем детям по одному важному делу".

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе.Тема недели   &laqu...

Конспект занятия по чтению художественной литературы «Чтение стихотворения «Земля» Я.Аким»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) в старшей группе.Тема недели   &laqu...