календарно-тематическое планирование по литературному чтению
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме
календарно-тематическоепланирование по литературному чтению по УМК "Перспективная начальная школа". 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.cht_.3_klass.docx | 88.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание курса «Литературное чтение»
3 класс (136 ч)
Программа 3 класса знакомит школьников с такими жанрами, как сказка о животных, бытовая сказка, басня, пословица. Именно в 3 классе формируются самые первые представления о литературном процессе как движении от фольклора к авторской литературе. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Круг чтения расширяется за счет фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям и взрослым.
Продолжается знакомство с живописными произведениями, которые представляют собой каждый раз живописную параллель тому мировосприятию, которое разворачивается в литературном произведении.
Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов; переживание особенностей художественного образа в прозаическом и поэтическом произведении.
Содержание программы
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Понимание на слух смысла звучащей речи. Формирование умения понимать общий смысл воспринятого на слух лирического стихотворения, стихов русских классиков.
Дальнейшее совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения. Анализ собственного чтения вслух. Совершенствование навыков техники чтения.
Умение читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения.
Формировать умение при чтении вслух передавать индивидуальные особенности текстов и используемых в них художественных приемов.
Дальнейшее освоение диалогического общения: умение слушать высказывания одноклассников, дополнять их или тактично и аргументировано опровергать.
Раздел «Формирование библиографической культуры»
Формирование представлений о жанровом, тематическом и монографическом сборнике. Формировать умение составлять разные сборники.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»
Устное народное творчество.
Формирование общего представления о сказке, как произведении устного народного творчества, которое есть у всех народов мира. Познакомить с простейшей лентой времени.
Жанр пословицы.
Пословица как школа народной мудрости и жизненного опыта. Знакомство с пословицами разных народов. Использование пословиц «к слову», «к случаю» : для характеристики сложившейся или обсуждаемой ситуации.
Авторское творчество
Жанр басни.
Структура басни. Происхождение сюжетной части басни из сказки о животных.
Жанр бытовой сказки.
Обобщенность характеров, наличие морали. Связь с жанром басни.
Формирование представлений о жанре рассказа. Герой рассказа. Сравнительный анализ характера героев. Различие композиций рассказа и сказки. Различие целевых установок жанров.
Поэзия
Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя. Средства художественной выразительности, используемые для создания яркого поэтического образа художественные приемы (олицетворение, контраст, повтор)
Лента времени.
Формирование начальных наглядно-образных представлений о линейном движении времени путем помещения на нее произведений.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Дальнейшее формирование умения рассматривать репродукции живописных произведений в разделе «Музейный дом»
Формировать умения устно и письменно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
Круг чтения
Сказки народов мира о животных
Африканские сказки «Гиена и черепаха», «Нарядный бурундук»; бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки»*; бурятская сказка «Снег и заяц»; венгерская сказка «Два жадных медвежонка»; индийские сказки «О собаке, кошке и обезьяне», «Золотая рыба», «О радже и птичке»*, «Хитрый шакал»; корейская сказка «Как барсук и куница судились»; кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха»; шведская сказка «По заслугам и расчёт»*; хакасская сказка «Как птицы царя выбирали»; сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства».
Пословицы и поговорки из сборника В. Даля.
Русская бытовая сказка
«Каша из топора», «Волшебный кафтан», «Солдатская шинель».
Авторская литература народов мира
Эзоп «Ворон и лисица», «Лисица и виноград», «Рыбак и рыбёшка», «Соловей и ястреб», «Отец и сыновья», «Быки и лев»; Ж. Лафонтен «Волк и журавль»*; Л. Муур «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду»*; японские хокку Басё, Бусон, Дзёсо, Ранран.
Классики русской литературы
Поэзия
А.С. Пушкин «зимнее утро», «Вот север, тучи нагоняя…», «Опрятней модного паркета…», «Сказка о царе Салтане»*, «Цветок»; И. Крылов «Волк и журавль»*, «Квартет», «Лебедь, рак и щука», «Ворона и лисица», «Лиса и виноград», «Ворона в павлиньих перьях»*; Н. Некрасов «На Волге» («Детство Валежникова»); И. Бунин «Листопад»; К. Бальмонт «Гномы»; С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»; В. Маяковский «Тучкины штучки».
Проза
А. Куприн «Слон»; К. Паустовский «Заячьи лапы», «Стальное колечко»*, «Растрёпанный воробей; Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы».
Классики советской и русской детской литературы
Поэзия
В. Берестов «Большой мороз», «Плащ», «Первый листопад»*, «Урок листопада»*, «Отражение»*; Н. Матвеева «Картофельные олени», «Гуси на снегу»; В. Шефнер «Середина марта»; С. Козлов «Июль», «Мимо белого яблока луны», «Сентябрь»; Д. Дмитриев «Встреча»; М. Бородицкая «На контрольной»; Э. Мошковская «Где тихий-тихий пруд», «Вода в колодце», «Мотылёк»*, «Осенняя вода»*;, «Нужен он…»*, «Когда я уезжаю»*; Ю. Мориц «Жора Кошкин».
Проза
А. Гайдар «Чук и Гек»; А. Пантелеев «Честное слово»; Б. Житков «Как я ловил человечков»; Саша Чёрный «Дневник фокса Микки»; Н. Тэффи «Преступник»; Н. Носов «Мишкина каша*; Б. Заходер «История гусеницы»; В. Драгунский «Ровно 25 кило», «Вола с закрытыми глазами», «Под соснами»*; С. Козлов «Как оттенить тишину», «Разрешите с вами посумерничать», «Если меня совсем нет», «Звуки и голоса»*; К. Чуковский «От двух до пяти»; Л. Каминский «Сочинение»; И. Пивоварова «Сочинение».
Современная детская литература на рубеже 20-21 веков
Поэзия
В. Лунин «Идём в лучах зари»*, «Ливень»*; Д. Дмитриев «Встреча»*; Л. Яковлев «Для Лены»; М. Яснов «Подходящий угол», «Гусеница – бабочке», «Мы и птицы»*; Г. Остер «Вредные советы»; Л. Яхнин «Лесные жуки».
Проза
Тим. Собакин «Игра в птиц», «Самая большая драгоценность»*; Маша Вайсман «Лучший друг медуз», «Приставочка моя любименькая»*; Т. Пономарёва «Прогноз погоды», «Лето в чайнике», «Автобус», «В шкафу», «Помощь»; О. Кургузов «Мальчик-папа»*; С. Махотин «Самый маленький»*; А. Иванов «Как Хома картины собирал»*,
Примечание. Произведения, помеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
РАЗВЕРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и темы | Тип урока | Элементы обязательного минимума образования | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Д / з | Дата проведения | ||
Учебник, хрестоматия | тетрадь | план | факт | ||||||
1 | Учимся наблюдать и копим впечатления (20 ч) Сергей Козлов "Июль". Приём олицетворения | Урок общеметодологич.. направл. | Средства художественной выразительности. Олицетворение | Узнавать литературный прием - олицетворение | Чтение вслух, беседа | с.7-9 | №1: у.1 | ||
2 | Юрий Коваль "Берёзовый пирожок" | Урок знакомства с произвед. | Аудирование. чтение вслух и про себя | Читать правильно и выразительно вслух целыми словами | Чтение вслух и про себя | с.9-13 | №1: у.2 | ||
3 | Работа по хрестоматии. В.Берестов «Первый листопад», В.Лунин «Идём в лучах зари» Поход в Музейный Дом Ван Гог «Лодки в море у Сен-Мари» | Комбинированный урок | Средства художественной выразительности. Работа с произведением Ван Гога «Лодки в море у Сен-Мари» | Читать правильно и выразительно вслух целыми словами. Устно делиться своими впечатлениями, возникшими в ходе работы над худ. произведениями | Чтение вслух; работа с репродукцией | Х.с.6-8 | |||
4 | Владимир Маяковский "Тучкины штучки", С.Козлов "Мимо белого яблока луны…", С Есенин "Нивы сжаты, рощи голы…" (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение") | Чтение и осмысление произведения | Работа над приемами сравнение и олицетворение | Узнавать литературные приемы – олицетворение и олицетворение | с.13-17 | №1:у.3 | |||
5 | Работа по хрестоматии. В.Лунин «Ливень», В. Берестов «Отражение» Поход в Музейный Дом Г.Захаров «Десять минут после полуночи» | Комбинированный урок | Средства художественной выразительности. Работа с произведением Г.Захарова «Десять минут после полуночи» | Читать правильно и выразительно вслух целыми словами. Устно делиться своими впечатлениями, возникшими в ходе работы над худ. произведениями | Чтение вслух; работа с репродукцией | Х.с.8-12 | |||
6 | Александр Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…", "Опрятней модного паркета…", | Урок знакомства с произведением | Работа над приемами сравнение и олицетворение | Узнавать литературные приемы – олицетворение и олицетворение | Чтение , работа над средствами выразительности | с.18-20 | №1: у.4 | ||
7 | Вадим Шефнер "Середина марта", хокку Дзёсо, Басё (работа над приёмами "сравнение", "олицетворение", "контраст") | Чтение и осмысление произведения | Работа над приемами сравнение и олицетворение | Узнавать литературные приемы – олицетворение и олицетворение | Чтение, работа над средствами выразительности | с.21-23 | |||
8 | В. Берестов «Урок листопада» | Урок общеметодологич. направленности | Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения | Читать правильно и выразительно целым словом вслух и про себя | Чтение вслух, беседа по прочитанному | Х.с.12-13 | |||
9 | Н.Матвеева "Гуси на снегу", Эмма Мошковская "Где тихий, тихий пруд...", хокку Ёса Бусона (работа над приёмами "контраст" и "звукопись") | Чтение и осмысление произведения | Средства выразительности – контраст и звукопись | Уметь определять средства выразительности –контраст и звукопись | Чтение, работа над средствами выразительности | с.24-27 | №1: у.5 | ||
10 | Проверочная работа № 1 | Урок контроля | Проверка знаний | Уметь определять средства выразительности в тексте | тест | ||||
11 | С.Козлов "Сентябрь", "Как оттенить тишину" (работа над приёмами "сравнение" и "контраст") | Чтение и осмысление произведения | Работа над приемами «сравнение» и «контраст» | Уметь определять средства выразительности «сравнение» и «контраст» | Чтение, работа над средствами выразительности | с.28-33 | №1: у.6 | ||
12 | Иван Бунин "Листопад" | Чтение и осмысление произведения | Работа над особенностями стихотворного произведения, узнаванием литературных приемов | Узнавание особенностей стихотворного произведения, узнавание литературных приемов | Жанровое своеобразие стихотворного текста | с.34-37 | |||
13 | Заседание клуба Записная книжка Кости Погодина. Подготовка школьников к использованию приёма олицетворения в своём сочинении | Урок развития речи | Использование приема олицетворения при подготовке своего сочинения | Составление текста с использованием приема олицетворения | Составление текста с использованием приема олицетворения | с.38-43 | |||
14 | Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе) | Чтение и осмысление произведения | Александр Пушкин "Зимнее утро" (приём контраста и смысл его использования в литературе) | Выразительно читать произведение. Узнавать прием контраста и объяснять смысл его использования в литературе | Выразительное чтение, работа над средствами выразительности | с.44-46 | |||
15 | Валентин Берестов "Большой мороз", | Чтение и осмысление произведения | Средства поэтической выразительности для создания яркого поэтического образа | Читать правильно и выразительно целыми словами вслух, узнавать средства выразительности | чтение, анализ произведения | с.47-49 | №1: у.7 | ||
16 | Валентин Берестов "Плащ" | Чтение и осмысление произведения | Средства поэтической выразительности для создания яркого поэтического образа | Читать правильно и выразительно целыми словами вслух, узнавать средства выразительности | чтение, анализ произведения | с. 50-51 | |||
17 | С.Козлов "Разрешите с вами посумерничать" | Чтение и осмысление произведения | Совершенствование умений и навыков осознанного и выразительного чтения | Читать правильно и выразительно целым словом вслух и про себя | чтение, анализ произведения | с.51-55 | |||
18 | Работа по хрестоматии. А. Иванов «Как Хома картины собирал» Поход в Музейный Дом В.Попков «С санками» | Комбинированный урок | Работа с репродукцией . В.Попков « С санками» | Формировать умение рассматривать репродукцию живописных произведений, устно делиться своими впечатлениями и наблюдениями | Чтение вслух; работа с репродукцией | Х.с.14-23 | |||
19 | Юрий Коваль "Вода с закрытыми глазами", | Чтение и осмысление произведения | Расширение читательского кругозора школьников | Читать правильно и выразительно, пересказывать прочитанное | чтение, анализ произведения | С.55-60 | |||
20 | Хокку Ранрана | Чтение и осмысление произведения | Способы раскрытия внутреннего мира героя | Понимать содержание прочитанного, *осознанно выбирать интонацию, темп чтения | чтение, анализ произведения | с. 61-63 | |||
21 | Постигаем секреты сравнения (13 ч) Сказка "Откуда пошли болезни и лекарства" | Чтение и осмысление произведения | Сказка индейцев Северной Америки «Откуда пошли болезни и лекарства» | Читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного и повторного изучающего чтения | чтение, анализ произведения | с.64-67 | |||
22 | Сравнительный анализ сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук" | Урок открытия новых знаний | Сравнительный анализ африканских сказок "Гиена и черепаха" и "Нарядный бурундук" | Читать и анализировать сказки, различать жанровые особенности сказки | Жанровое своеобразие сказки, работа над сравнением сказок | с.67-72 | |||
23 | Проектирование сборника сказок | Урок контроля | Составление жанрового сборника произведений | Составлять жанровый сборник произведений | Проектирование сборника | с.72-73 | №1:у.8 | ||
24 | Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились" | Урок открытия новых знаний | Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" и "Как барсук и куница судились" | Читать и анализировать сказки, различать жанровые особенности сказки | Чтение, сравнительный анализ сказок | с.73-77 | |||
25 | Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок "Два жадных медвежонка" , "Как барсук и куница судились" и "О собаке, кошке и обезьяне", "Золотая рыбка" | Урок открытия новых знаний | Представление о бродячем сказочном сюжете. Сравнительный анализ сказок | Читать и анализировать сказки, различать жанровые особенности сказки | Чтение, сравнительный анализ сказок | с.78-83 | |||
26 | Представление о бродячем сюжете | Урок открытия новых знаний | Представление о бродячих сюжетах (историях) | Обнаруживать бродячие сюжеты в сказках разных народов мира | Чтение, беседа | ||||
27 | Кубинская сказка "Черепаха, кролик и удав-маха". Проблема различения Самых древних сказочных историй и Просто древних сказочных историй. Появление в сказке нового героя - великодушного и благородного | Урок открытий новых знаний | Развитие сказок о животных во времени. Составление простейшей ленты времени | Различать особенности самых древних сказок и просто древних сказочных историй | Работа с лентой времени | с.84-89 | №1:у.9 | ||
28 | Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета | Чтение и осмысление произведения | Индийская сказка "Хитрый шакал". Распознание черт бродячего сказочного сюжета | Распознавать черты бродячего сказочного сюжета | Чтение текста , выборочное чтение | с.89-95 | №1:у.10 | ||
29 | Работа по хрестоматии. Бирманская сказка «Отчего цикада потеряла свои рожки» | Чтение и осмысление произведения | Общее представление о сказке о животных как произведении. которое есть у разных на родов мира | Различать сказки о животных и их особенности | Жанровое своеобразие сказок о животных | Х.с. 24-28 | |||
30 | Работа со школьной библиотекой Русские народные сказки: «Яичко», «У страха глаза велики». | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом | Ориентироваться в книге по ее элементам, читать вслух целым словом правильно и выразительно | Работа с книгой, ее научным аппаратом | Х.с.29 | |||
31 | Работа по хрестоматии. Д. Дмитриев «Встреча» | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом | Ориентироваться в книге по ее элементам, читать вслух целым словом правильно и выразительно | Работа с текстом | Х.с.30 | |||
32 | Бурятская сказка "Снег и заяц" и хакасская сказка "Как птицы царя выбирали" | Чтение и осмысление произведения | Сказки о животных | Знать и выделять особенности жанра | Жанровое своеобразие сказок о животных | с.95-101 | №1:у.11 | ||
33 | Работа по хрестоматии. Шведская сказка «По заслугам расчёт» | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом | Ориентироваться в книге по ее элементам, читать вслух целым словом правильно и выразительно | чтение, анализ произведения | Х.с.31-34 | №1: у.12 | ||
34 | Пытаемся понять, почему люди фантазируют (14 ч) Новелла Матвеева "Картофельные олени" | Чтение и осмысление произведения | Жанр новелла, особенности построения и основная целевая установка повествования | Понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | Чтение и анализ произведения | с.101-108 | №1: у.13 | ||
35 | Саша Чёрный "Дневник Фокса Микки" | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом | Понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста | чтение, анализ произведения | с. 109-113 | |||
36 | Сравнительный анализ произведений Н. Матвеевой и С. Чёрного | Чтение и осмысление произведения | Сравнительный анализ произведений | Сравнивать произведения (целевые установки, алгоритм поведения героев и т.д.) | Чтение, сравнительный анализ произведений | с. 101-113 | |||
37 | Татьяна Пономарёва "Автобус", | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения | Читать правильно и выразительно целым словом, пересказ прочитанное | чтение, анализ произведения | с. 113-117 | №1: у.14 | ||
38 | Татьяна Пономарёва "В шкафу" | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения | Читать правильно и выразительно целым словом, пересказ прочитанное | чтение, анализ произведения | с. 117-120 | |||
39 | Эмма Мошковская "Вода в колодце" и др. стихи | Урок знакомства с произведением | Способы раскрытия внутреннего мира героев поэтического текста. Средства художественной выразительности | Правильно и выразительно читать поэтические произведения | Чтение текста, работа над средствами выразительности | с.120-124 | |||
40 | Работа по хрестоматии. М. Яснов «Мы и птицы»; Э. Мошковская «Мотылёк», «Осенняя вода…» | Урок знакомства с произведением | Способы раскрытия внутреннего мира героев поэтического текста. Средства художественной выразительности | Правильно и выразительно читать поэтические произведения | чтение, анализ посьупков главного героя чтение, анализ поступков главного героя | Х.с.35-39 | |||
41 | Борис Житков "Как я ловил человечков". | Чтение и осмысление произведения | Жанр рассказа. Герой рассказа. Особенности характера и мира чувств | Чтение произведения. | чтение, анализ произведения | с. 124-130 | №1: у.15 | ||
42 | Переживания героя литературного произведения. Различия вранья и фантазии. | Урок развития речи | Способы выражения авторской оценки в рассказе. Различие вранья и фантазии | Знать и находить жанровые особенности рассказа. Выявлять авторское отношение к герою | Чтение, работа над жанровым своеобразием рассказа | с. 131-134 | |||
43 | Работа по хрестоматии. С.Козлов «Звуки и голоса» | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения | Читать и пересказывать содержание текста | Чтение и пересказ текста | Х.с.40-43 | №1: у.16 | ||
44 | Работа по хрестоматии. Составление литературных сборников | Урок развития речи | Составление жанрового сборника произведений | Составлять сборник произведений | Составление литературного сборника | Х.с.43 | №1: у.17 | ||
45 | Тим Собакин "Игра в птиц" | Урок знакомства с произведением | Работа с текстом художественного произведения | Правильно и выразительно читать целым словом, характеризовать героев произведения | чтение, анализ произведения | с.134-138 | |||
46 | Работа по хрестоматии. О.Кургузов «Мальчик – папа» Поход в Музейный Дом М. Шагал «Крылатая лошадь» | Комбинированный урок | Работа с текстом и репродукцией картины | Интерпретировать литературный текст и живописное произведение | Чтение вслух; работа с репродукцией | Х. с.43-48 | |||
47 | Константин Бальмонт "Гномы" | Урок знакомства с произведением | Работа с текстом художественного произведения. | Выразительное и правильное чтение произведения. Узнавание выразительных средств | Чтение поэтического текста, работа над средствами выразительности | с.138-142 | №1: у.18 | ||
48 | Учимся любить (16 ч) Татьяна Пономарёва "Прогноз погоды" | Урок знакомства с произведением | Работа с текстом художественного произведения. | Понимать содержание прочитанного, осознанно выбирать интонацию, темп чтения, пауза в соответствии с особенностями произведения | чтение, анализ произведения | с.142-145 | №1: у.19 | ||
49 | Работа по хрестоматии. Э. Мошковская «Когда я уезжаю» | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения. | Выразительное и правильное чтение произведения. Узнавание выразительных средств | чтение, анализ произведения | Х.с.48-49 | |||
50 | Татьяна Пономарёва "Лето в чайнике" | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения. | Различать целевую установку жанра рассказ | чтение, анализ произведения | с. 146-147 | |||
51 | Мария Вайсман "Лучший друг медуз" | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения. | Различать целевую установку жанра рассказ | чтение, анализ произведения | с.148-151 | №1: у.20 | ||
52 | Работа по хрестоматии. В.Драгунский «Кот в сапогах» | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения. | Различать целевую установку жанра рассказ | чтение, анализ произведения | Х.с. 50-55 | |||
53 | Работа со школьной библиотекой В. Драгунский «Похититель собак» | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения. | Различать целевую установку жанра рассказ | чтение, анализ произведения | Х.с.56 | |||
54 | Работа со школьной библиотекой В. Драгунский «Девочка на шаре» | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения. | Различать целевую установку жанра рассказ | чтение, анализ произведения | Х.с.56 | |||
55 | Александр Куприн "Слон" ознакомительное чтение | Урок знакомства с произведением | Работа с текстом художественного произведения. | Различать целевую установку жанра рассказ | Чтение и анализ произведения | с.151-163 | №1: у.21 | ||
56 | Александр Куприн "Слон" характеристика главных героев | Урок развития речи | Александр Куприн "Слон" характеристика главных героев | Характеризовать героев рассказа. Выявлять авторское отношение к герою | чтение, анализ посьупков главного героя чтение, анализ поступков главного героя | с. 151-163 | |||
57 | Работа по хрестоматии. Тим Собакин «Самая большая драгоценность» | Урок знакомства с произведением | Работа с текстом художественного произведения | Правильное и выразительное чтение художественного произведения, пересказ текста | Чтение и пересказ текста | Х.с.57-61 | |||
58 | Константин Паустовский "Заячьи лапы". Ознакомительное чтение | Урок знакомства с произведением | Работа с текстом художественного произведения. | Правильное и выразительное чтение произведения | Чтение и анализ произведения | с.163-170 | |||
59 | Константин Паустовский "Заячьи лапы". Чувства и переживания героев. | Урок развития речи | Константин Паустовский "Заячьи лапы". Чувства и переживания героев. | характеризовать героев произведения. Выявлять авторское отношение к героям | чтение, анализ посьупков главного героя чтение, анализ поступков главного героя | с. 163-170 | №1: у.22 | ||
60 | Сергей Козлов "Если меня совсем нет" | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения | Называть автора произведения. Перечислить прочитанные его рассказы | Работа по выставке книг, чтение и анализ текста | с.170-174 | |||
61 | Работа по хрестоматии. Э. Мошковская «Нужен он…» | Урок знакомства с произведением | Способы раскрытия внутреннего мира лирического героя | Читать вслух поэтический текст на основе передачи его художественной особенности | Чтение, работа над средствами художественной выразительности | Х.с.62 | |||
62 | Работа над составлением литературного сборника. | Урок развития речи | Работа над составлением литературного сборника. | Составлять тематический литературный сборник | Составление литературного сборника | с. 174-176 | |||
63 | Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб. | Урок развития речи | Подготовка своих видов сборников. Письмо в клуб. | Подготовить свой вид тематического сборника | Письмо в клуб «Клуб и заря» | с. 176 | №1: у.23 | ||
64 | Набираемся житейской мудрости (11 ч) Басня. Композиция басни. Эзоп "Рыбак и рыбёшка" | Урок открытия новых знаний | Жанр басня. Композиция басни | Знать жанровое своеобразие басни | Работа над жанровым своеобразием басни | с. 6-10 | |||
65 | Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев". Лента времени. Пословицы | Урок открытия новых знаний | Эзоп "Отец и сыновья", "Быки и лев". Лента времени. Пословицы | Самостоятельная жизнь басенной морали. Сходство с пословицей | Работа с лентой времени, выявление сходства басенной морали и пословицы | с.10-15 | №2: у.1 | ||
66 | Работа по хрестоматии. Жан де Лафонтен «Волк и журавль» Поход в Музейный Дом В. Серов «Волк и журавль» | Комбинированный урок | Работа с басней Жана де Лафонтена «Волк и журавль». Работа с репродукцией В. Серова «Волк и журавль» | Интерпретировать литературный текст и живописное произведение | Чтение вслух; работа с репродукцией | Х.с.63-65 | |||
67 | Работа по хрестоматии. Жан де Лафонтен «Ворона в павлиньих перьях» Поход в Музейный Дом В. Серов «Ворона в павлиньих перьях» | Комбинированный урок | Работа с басней Жана де Лафонтена «Ворона в павлиньих перьях». Работа с репродукцией В. Серова «Ворона в павлиньих перьях» | Интерпретировать литературный текст и живописное произведение | Чтение вслух; работа с репродукцией | Х.с.66-68 | |||
68 | Эзоп "Ворон и лисица", Иван Крылов "Ворона и лисица". Лента времени. Бродячие басенные истории. | Урок открытия новых знаний | Лента времени. Бродячие басенные истории | Международная популярность жанра. Развитие жанра басня во времени | Работа с лентой времени, бродячими басенными сюжетами | с.16-21 | №2: у.2-3 | ||
69 | Работа по хрестоматии. И. Крылов «Волк и журавль» | Чтение и осмысление произведения | Двучленная структура басни : сюжет и мораль | Знать структуру басни | Работа над структурой басни | Х.с.68-69 | |||
70 | Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни. | Чтение и осмысление произведения | Эзоп "Лисица и виноград", Иван Крылов "Лисица и виноград". Смысл басни. Специфика басни. | Международная популярность жанра. Развитие жанра басня во времени | Чтение, работа над жанровым своеобразием басни | с.21-26 | №2: у.4 | ||
71 | Иван Крылов "Квартет". | Чтение и осмысление произведения | Басня И.А.Крылова «Квартет» | Знать и определять специфику жанра | Чтение, определение специфики жанра басня | с. 26-31 | №2: у.6 | ||
72 | Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль" | Чтение и осмысление произведения | Сравнение басен Ивана Крылова "Лебедь, рак и щука" и "Квартет". Басня "Волк и журавль" | Читать басню, Находить средства художественной выразительности | Чтение, работа над сравнением басен | с.32-34 | |||
73 | Работа по хрестоматии. Индийская народная сказка «О радже и птичке» | Чтение и осмысление произведения | Индийская народная сказка «О радже и птичке». Сравнение жанров сказка и басня | Чтение произведений. Сравнивать особенности двух жанров | Чтение, работа над сравнением двух жанров | Х.с.69-72 | |||
74 | Самостоятельная работа по заданиям учебника | Урок контроля | Тестирование | Знать и воспроизводить свои знания | тест | с.35-37 | №2: у.5, 7 | ||
75 | Продолжаем разгадывать секреты смешного (15 ч) Леонид Каминский "Сочинение" | Урок знакомства с произведением | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь составлять высказывания с опорой на текст; анализировать характер и мотивы поведения героев | чтение, анализ посьупков главного героя чтение, анализ поступков главного героя | с.38-42 | №2: у.8 | ||
76 | Ирина Пивоварова "Сочинение" | Урок знакомства с произведением | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь составлять высказывания с опорой на текст; анализировать характер и мотивы поведения героев | чтение, анализ произведения | с. 43-47 | №2: у.9 | ||
77 | Работа по хрестоматии. Н.Носов «Мишкина каша» | Чтение и осмысление произведения | Современные юмористические произведения для детей | Уметь определять причину смеха (отсутствие логических связей, путаница, недопонимание), анализировать секреты «смешного», устно высказывать свое мнение | чтение, анализ произведения | Х.с.73-86 | №2: у.10 | ||
78 | Работа со школьной библиотекой. Чтение рассказов Н. Носова Составление сборника из 5 рассказов Н. Носова | Чтение и осмысление произведения | Составление тематического сборника произведений | Освоить алгоритм составления тематического сборника произведений | Чтение, работа по составлению сборника | Х.с.86 | |||
79 | Марина Бородицкая "На контрольной…" Лев Яковлев " Для Лены", Михаил Яснов "Подходящий угол" | Чтение и осмысление произведения | Связь названия с темой текста, мысль текста | Уметь составлять высказывания с опорой на текст; анализировать характер и мотивы поведения героев | Чтение и анализ произведений | с.47-50 | №2: у. 11 | ||
80 | Надежда Тэффи "Преступник" деление текста на части | Урок развития речи | Работа с текстом художественного произведения | Работать с текстом : выделять в нем тему и основную мысль, выделять смысловые части, составлять план | Чтение, деление текста на части | с.50-61 | №2: у.12 | ||
81 | Надежда Тэффи "Преступник" пересказ | Урок развития речи | Работа над пересказом текста | Пересказывать текст по ранее составленному плану | Пересказ текста | с. 50-61 | |||
82 | Работа по хрестоматии. М.Вайсман «Приставочка моя любимая» | Урок знакомства с произведением | Работа с текстом художественного произведения | Уметь анализировать поступки главного героя; подтверждать свои слова словами текста; выразительно читать текст | Выборочное чтение | Х.с. 86-91 | |||
83 | Короткие истории из книги Корнея Чуковского "От двух до пяти" , стихи Григория Остера "Вредные советы" | Чтение и осмысление произведения | Современные юмористические произведения для детей | Уметь определять главную тему произведения; понимать разницу между фантазией и выдумкой | Чтение, работа над жанровым своеобразием произведений | с. 62-64 | |||
84 | Рассказ Татьяны Пономарёвой "Помощь" | Урок знакомства с произведением | Современные юмористические произведения для детей | Уметь определять главную тему произведения; понимать разницу между фантазией и выдумкой | Чтение текста целиком, выборочное чтение | с. 65-66 | |||
85 | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение | Урок знакомства с произведением | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Знать произведения В. Драгунского Уметь соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей. | чтение, анализ произведения | с.66-77 | №2: у.13 | ||
86 | Работа по хрестоматии. Т. Кочиев «Такая яблоня» Инсценирование | Урок развития речи | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Принимать участие в инсценировании крупных диалоговых фрагментов | инсценирование | Х.с.91-92 | |||
87 | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" ознакомительное чтение | Урок знакомства с произведением | Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний | Знать произведения В. Драгунского Уметь соотносить поведение героя произведения с поведением своих друзей. | Викторина по произведениям В.Драгунского | с.66-70 | №2: у.14 | ||
88 | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" деление текста на части | Урок развития речи | Работа с содержанием текста | Делить текст на части, составлять план текста | Деление текста на смысловые части | с.70-76 | №2: у.15 | ||
89 | Виктор Драгунский "Ровно 25 кило" анализ произведения | Чтение и осмысление произведения | Работа над содержанием текста | Уметь анализировать поступки главного героя; подтверждать свои слова словами текста; выразительно читать текст | чтение, анализ произведения | С.77 | |||
90 | Как рождается герой (28 ч) Черты сказочного героя. Сказки "Колобок" и "Гуси-лебеди" | Чтение и осмысление произведения | Черты сказочного героя | Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений | Чтение, работа над составлением характеристики героев | с. 78-80 | №2: у.16 | ||
91 | Борис Заходер "История гусеницы" (начало) | Чтение и осмысление произведения | Способы раскрытия внутреннего мира героя | Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений | чтение, анализ произведения | с.80-84 | |||
92 | Работа по хрестоматии. Пытаемся выяснить, как рождается герой. С. Махотин «Самый маленький» | Чтение и осмысление произведения | Герой произведения. Особенности характера и мира чувств | Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений | чтение, анализ посьупков главного героя чтение, анализ поступков главного героя | Х.с.92-101 | |||
93 | Юнна Мориц "Жора Кошкин" | Урок знакомства с произведением | Герой произведения. Особенности характера и мира чувств | Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений | чтение, анализ посьупков главного героя чтение, анализ поступков главного героя | с. 85-87 | |||
94 | Черты характера героя. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение) | Чтение и осмысление произведения | Герой произведения. Особенности характера и мира чувств | Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений | чтение, анализ посьупков главного героя чтение, анализ поступков главного героя | с. 87-90 | №2: у.17 | ||
95 | Работа по хрестоматии. Л. Муур «Крошка енот и то, кто сидит в пруду» | Урок знакомства с произведением | Герой произведения. Особенности характера и мира чувств | Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений | чтение, анализ произведения | Х.с.101-110 | |||
96 | Леонид Яхнин "Лесные жуки" | Урок знакомства с произведением | Герой произведения. Особенности характера и мира чувств | Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений | чтение, анализ произведения | с. 91-93 | |||
97 | Главная мысль и тема текста. Борис Заходер "История гусеницы" (продолжение) | Чтение и осмысление произведения | Главная мысль произведения. Работа с толковым словарем | Уметь определять главную мысль произведения, пользоваться толковым словарем | Работа над определением темы , работа с толковым словарем | с.93-97 | |||
98 | Черты характера героя «История гусеницы» | Урок развития речи | Герой рассказа, черты его характера | Определять особенности характера героя, выявлять авторское отношение к герою | чтение, анализ посьупков главного героя чтение, анализ поступков главного героя | с.97-105 | |||
99 | Главная мысль и тема текста Бориса Заходера "История гусеницы" (окончание) | Чтение и осмысление произведения | Главная мысль и тема текста | Уметь определять главную мысль и тему произведения | Определение главной мысли и темы произведения | с.97-105 | |||
100 | Михаил Яснов "Гусеница - Бабочке" | Урок знакомства с произведением | Герой рассказа, черты его характера | Определять особенности характера героя, выявлять авторское отношение к герою, проводить сравнительный анализ характера героев | чтение, анализ произведения | с.97-104 | |||
101 | Поход в Музейный Дом С. Жуковский «Плотина» | Урок развития речи | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Применять на практике знания о различных жанрах живописи; работать с иллюстрацией | Работа с репродукцией картины | с.104-105 | |||
102 | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Ознакомительное чтение. | Урок знакомства с произведением | Формирование представлений о жанре рассказа | Читать правильно и выразительно целым словом | чтение, анализ произведения | с.106-110 | |||
103 | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Деление текста на смысловые части | Урок развития речи | Работа с текстом художественного произведения | Работа над содержанием текста, деление его на части | Деление текста на смысловые части, выборочное чтение | с.110-112 | №2: у.18 | ||
104 | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Характеристика поступков героя | Урок развития речи | Характеристика поступков героев | Характеризовать поступки героев, сравнивать характеры героев | чтение, анализ посьупков главного героя чтение, анализ поступков главного героя | с.113-117 | |||
105 | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа | Чтение и осмысление произведения | Черты сходства и отличия между героем сказки и героем рассказа | Характеризовать героев произведений разных жанров | Сравнительный анализ поступков героев двух разных произведений | с.117-119 | |||
106 | Николай Гарин-Михайловский "Детство Тёмы". Пересказ. | Урок развития речи | Работа с текстом художественного произведения | Работа над содержанием текста, деление его на части, пересказывать содержание | Пересказ текста | с.110-119 | |||
107 | Леонид Пантелеев «Честное слово» ознакомительное чтение | Урок знакомства с произведением | Формирование представлений о жанре рассказа | Читать правильно и выразительно целым словом | чтение, анализ произведения | с.119-127 | |||
108 | Леонид Пантелеев «Честное слово» характеристика героя | Чтение и осмысление произведения | Способы раскрытия внутреннего мира героя | Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений | чтение, анализ посьупков главного героя чтение, анализ поступков главного героя | с.119-127 | |||
109 | Леонид Пантелеев «Честное слово» поступки героя | Чтение и осмысление произведения | Характеристика поступков героев | Характеризовать поступки героев, сравнивать характеры героев | чтение, анализ посьупков главного героя чтение, анализ поступков героевпроизведения | с.119-127 | |||
110 | Поход в Музейный Дом З. Серебрякова «За обедом» | Урок развития речи | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Применять на практике знания о различных жанрах живописи; работать с иллюстрацией | Чтение вслух; работа с репродукцией | С.128-129 | |||
111 | Отрывки из поэмы Николая Некрасова "На Волге" (Детство Валежникова) 1 часть | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения | Работа над содержанием текста, деление его на части, | чтение, анализ произведения | с.130 | |||
112 | Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова) 2 часть | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения | Работа над содержанием текста, деление его на части | чтение, анализ произведения | с. 131-13 | |||
113 | Николай Некрасов "На Волге" (Детство Валежникова) 3 часть | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения | Работа над содержанием текста, деление его на части | чтение, анализ произведения | С.134-135 | |||
114 | Поход в Музейный Дом А. Мещерский «У лесного озера» | Урок развития речи | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Применять на практике знания о различных жанрах живописи; работать с иллюстрацией | Чтение вслух; работа с репродукцией | С.135 | |||
115 | Работа по хрестоматии. А.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» (отрывок) | Чтение и осмысление произведения | Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки | Уметь объяснять авторские обороты; читать текст художественного произведения про себя | Чтение и анализ произведения | Х.с. 110-119 | |||
116 | Работа со школьной библиотекой. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» ознакомительное чтение всего произведения | Чтение и осмысление произведения | Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки | Уметь объяснять авторские обороты; читать текст художественного произведения про себя | Чтение, работа над средствами выразительности | Х.с.120 | |||
117 | Работа со школьной библиотекой. А. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» анализ произведения | Чтение и осмысление произведения | Работа с текстом художественного произведения | Анализировать текст : содержение, средства выражения | Чтение, анализ текста | Х.с.120 | |||
118 | Сравниваем прошлое и настоящее (18 ч) Сравнение прошлого и настоящего в жизни людей (использование картины Б.Кустодиева и фрагментов музыкальных произведений Н.Римского-Корсакова | Комбинированный урок | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь соотносить иллюстрацию с художественным произведением; определять идею иллюстрации | Работа с иллюстрациями учебника | с.137-139 | №2: у.19 | ||
119 | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Ознакомительное чтение. | Урок знакомства с произведением | Формирование представлений о жанре рассказа | Читать правильно и выразительно целым словом | чтение, анализ произведения | с.139-149 | |||
120 | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" Выразительное чтение. | Урок знакомства с произведением | Способы раскрытия внутреннего мира героя | Выявлять авторское отношение к герою, характеризовать героев произведений | чтение, анализ произведения | с. 139-149 | |||
121 | Константин Паустовский "Растрёпанный воробей" красота окружающего мира в произведении. | Чтение и осмысление произведения | Работа над содержанием произведения | Средства художественной выразительности в рассказе | чтение, анализ произведения | с. 139-149 | |||
123 | Работа по хрестоматии. Ю.Коваль «Под соснами». Поход в Музейный Дом. В. Попков «Интерьер с фикусами» | Комбинированный урок | Иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения | Уметь соотносить иллюстрацию с художественным произведением; определять идею иллюстрации | чтение, анализ произведения, работа с репродукцией | Х.с. 120-125 | |||
124 | Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» (1 часть) | Чтение и осмысление произведения | Работа с художественным произведением | Читать правильно и выразительно целым словом | чтение, анализ произведения | Х.с.126-129 | |||
125 | Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» (2 часть) | Чтение и осмысление произведения | Работа с художественным произведением | Читать правильно и выразительно целым словом | чтение, анализ произведения | Х.с.130-131 | |||
126 | Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» (3 часть) | Чтение и осмысление произведения | Работа с художественным произведением | Читать правильно и выразительно целым словом | чтение, анализ произведения | Х.с.132-134 | |||
127 | Работа по хрестоматии. К. Паустовский «Стальное колечко» (4 часть) | Чтение и осмысление произведения | Работа с художественным произведением | Читать правильно и выразительно целым словом | чтение, анализ произведения | Х.с.135-137 | |||
128 | Поход в Музейный Дом Александр Пушкин "Цветок" | Урок развития речи | Знакомство с стихотворением А.Пушкина | Читать правильно и выразительно текст, правильно расставляя интонацию,паузы | Чтение вслух; работа с репродукцией | с. 149-151 | |||
129 | Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Телеграмма» | Чтение и осмысление произведения | Жанр рассказа. Характеры героев рассказа | Знать особенности жанра, характеризовать героев произведений | Чтение вслух, составление характеристики героев | с.152-157 | |||
130 | Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Дорога к отцу» | Чтение и осмысление произведения | Жанр рассказа. Характеры героев рассказа | Знать особенности жанра, характеризовать героев произведений | Чтение, составление характеристики героев | с.158-160 | |||
131 | Аркадий Гайдар «Чук и Гек» «Вот и приехали…» | Чтение и осмысление произведения | Жанр рассказа. Характеры героев рассказа | Знать особенности жанра, характеризовать героев произведений | Чтение, работа над жанровым своеобразием рассказа | с.160-164 | |||
132 | Аркадий Гайдар "Чук и Гек" « Одни в лесной сторожке» | Чтение и осмысление произведения | Жанр рассказа. Характеры героев рассказа | Знать особенности жанра, характеризовать героев произведений | Работа над жанровым своеобразием рассказа | с.165-170 | |||
133 | Проверочная работа № 2 | Урок контроля | тестирование | Знать и воспроизводить полученные знания | тест | ||||
134 | Аркадий Гайдар "Чук и Гек" «Вот оно – счастье!» | Чтение и осмысление произведения | Жанр рассказа. Характеры героев рассказа | Знать особенности жанра, характеризовать героев произведений | Работа над составлением характеристик героев | с.171-175 | №2: у.20-21 | ||
135 | Аркадий Гайдар "Чук и Гек". Главные ценности в жизни людей Поход в Музейный Дом К.Юон «Весенний солнечный день. Сергиев Посад» | Комбинированный урок | Тема и основная мысль литературного произведения, способы их выражения. Тема живописного произведения | Рассматривать репродукцию картины и сравнивать ее с художественным произведением с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний | Чтение вслух; работа с репродукцией | с.175 | |||
136 | Итоговый урок. Письмо в клуб | Урок общеметодологической направленности | Подведение итогов. Письмо в клуб | Знать: -имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы; -имена 2-3 современных писателей; название и содержание их произведений, прочитанных в классе; -название и содержание нескольких произведений любимого автора; устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного | отвечать на вопросы викторины | с.176 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
календарно-тематическое планирование по литературному чтению. Г.Н.Кудина, З.Н.Новлянская
Для учителей, работающий в системе РО по учебникам Г.Н. Кудиной, З.Н.Новлянской, предлагаю наш вариант календарно- тематического планирования. Правда в этом году на литературу в 4 классе выделено всег...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100"...
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс
Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...
календарно-тематическое планирование по литературному чтению (обучение чтению) 1 класс "Школа России" ФГОС
календарно-тематическое планирование по обучению чтению с описанием предметных, личностных и метапредметных УУД...
Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.
Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению к учебнику Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой "Литературное чтение" 4 класс
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Голованова "Литературное чтение" 4 класс ФГОС...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...