Знакомство с буквой Д,д.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему
Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению грамоте в 1 классе (УМК "Начальная школа XXI века")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_d_d.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с буквой Д (д).
Задачи:
Образовательная
- познакомить детей со звонкими согласными звуками [д, д '], буквами Д, д.
- учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.
Развивающая
- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания; фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.
Воспитательная
- воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга;
- воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.
ХОД УРОКА
- Орг. момент (СЛАЙД № 1)
-Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Обязательно читать
Должен научиться.
- Актуализация знаний.
Приём «Верные – неверные утверждения». (СЛАЙД № 2)
- Выбрать только верные утверждения.
- Здесь написаны только гласные буквы – а о ы в и. -
- Здесь написаны только согласные буквы – р л м н в. +
- Здесь написаны только глухие согласные – т к в с п. -
- Здесь написаны только звонкие согласные – в б д з г +
- Работа по теме урока.
- Звуковой анализ слова «душ», «дятел». Знакомство с буквой Д, д.
- Ребята, сегодня у нас праздник новой буквы. А помогут нам узнать о ней две девочки, которые любят загадывать загадки. (СЛАЙД № 2)
Послушайте загадки:
1) Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
(Дятел.) (СЛАЙД № 3)
2) Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льется с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик теплый, подогретый.
На полу не видно луж,
Все ребята любят… (душ). (СЛАЙД № 4)
- Откройте «Букварь» на с. 98, рассмотрите схемы под рисунками.
– Выполните звуко - буквенный анализ слов «душ», «дятел».
– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звуки? (Согласные; при произнесении этих звуков воздух встречает преграду.)
– Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)
– Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)
– Какой же это звук? (Звонкий.)
– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’]. (СЛАЙД № 5)
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
В. Степанов
– На что похожа буква Д?
– Замените первые фишки в моделях слов буквами.
– Определите, в каком из слов только один слог.
– Разделите слово «дятел» на слоги.
– Определите, какой слог ударный.
– Уберите буквы и фишки со схем слов «душ» и «дятел» в таком порядке:
Буквы, которыми обозначены звуки [д], [д’].
Фишки последних звуков в этих словах.
Фишку мягкого согласного в слове «дятел».
– Дайте характеристику оставшимся буквам. (Это гласные буквы.)
Уберите гласные буквы.
– Посчитайте, сколько слов с буквой д в этом стихотворении.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил –
Дырку в дубе он пробил.
(11 слов.)
Физкультурная минутка.
2. Чтение слогов, слов, предложений. Разгадывание зашифрованных слов.
– Прочитайте слоги по строкам.
– Прочитайте выборочно только те слоги, в которых буква д обозначает мягкий согласный звук [д’].
– Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает твердый согласный звук [д].
- Прочитайте слова, которые обозначают имена. Как догадались? (написаны с заглавной буквы)
(СЛАЙД № 6)
- А как зовут наших девочек хотите знать? Нам поможет рассказ в «Букваре» (с.99)
– Прочитайте предложения.
– Объясните, как узнать, на каком рисунке Надя, а на каком – Лида.
– Прочитайте первое предложение.
– Определите, можно ли по нему догадаться, на какой картинке Надя, а на какой – Лида.
– Прочитайте ту часть второго предложения, в которой говорится о Лиде.
– Найдите на рисунке Лиду и расскажите, во что она одета.
– Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится о Наде.
– Прочитайте стихотворение А. Шибаева.
– Сравните слова «раки» и «драки» по количеству букв, звуков, слогов.
- Прочитайте слово в таблице (среда) Что оно обозначает? (день недели; то, что нас окружает)
- Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Будет завтра? Назовите по порядку все дни недели.
– Составьте новое слово, поставив буквы в том порядке, который задают числа справа. (Адрес.)
- Закрепление изученного.
а) (Дети по карточкам читают загадки, остальные отгадывают, определяют место буквы Д в слове, составляют схемы)
(СЛАЙД № 7)
Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо-мостик подвесной.
(Радуга.)
Т. Маршалова
В белом поле по дороге
Мчится конь мой одноногий,
И на много-много лет
Оставляет он свой след.
(Карандаш.)
Близнецы на тонкой ветке
Все лозы родные детки.
Гостю каждый в доме рад.
Это сладкий… (виноград).
б) Игра «Звук заблудился».
– Какой звук «заблудился»?
Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и – айда!
По реке туда-сюда.
На поляне весной
Вырос зуб (дуб) молодой.
– Что вы знаете об этом звуке?
– Какой буквой он обозначается?
- Подведение итогов.
– Что нового узнали?
- Чему научились?
- Спасибо за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.
урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...
Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.
Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ -познакомиться с новой согласной буквой; - учить звуковому ана...
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.
Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...
Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»
На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...
Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»
Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву Ш (ш); -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...
Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».
Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...
Интегрированный урок чтения и письма. Знакомство с буквой Зз.Письмо букв Зз.
Урок по программе "Начальная школа 21 века"....