Знакомство с буквой Д,д.
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Пучкова Светлана Георгиевна

Урок разработан в соответствии с содержанием программы по обучению грамоте в 1 классе (УМК "Начальная школа XXI века")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_d_d.docx21.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Знакомство с буквой Д (д).

Задачи:

Образовательная 

- познакомить детей со звонкими согласными звуками [д, д '], буквами Д, д.

- учить читать слоги, слова, предложения, рассказы с этой буквой.

 Развивающая

- развивать речь учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания;      фонематический слух, внимание, память, словесно-логическое мышление, наглядно-образное мышление, развивать умение на основе наблюдений делать выводы, формулировать правила.

Воспитательная

- воспитывать интерес к чтению, культуре общения, умение слушать друг друга;

- воспитывать наблюдательность, чуткое отношение к природе.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент    (СЛАЙД № 1)

-Если хочешь много знать,
 Многого добиться,

 Обязательно читать

  Должен научиться.

  1. Актуализация знаний.

Приём «Верные – неверные утверждения». (СЛАЙД № 2)

- Выбрать только верные утверждения.

  1. Здесь написаны только гласные буквы – а о ы в и.          -
  2. Здесь написаны только согласные буквы – р л м н в.      +
  3. Здесь написаны только глухие согласные –  т к в с п.      -
  4. Здесь написаны только звонкие  согласные – в б д з г     +
  1. Работа по теме урока.
  1. Звуковой анализ слова «душ», «дятел». Знакомство с буквой  Д, д.

- Ребята, сегодня у нас праздник новой буквы. А помогут нам узнать о ней две девочки, которые любят загадывать загадки. (СЛАЙД № 2)

Послушайте загадки:

                1) Кто в беретке ярко-красной,

            В черной курточке атласной?

  На меня он не глядит,

  Все стучит, стучит, стучит.

                                                                      (Дятел.)   (СЛАЙД № 3)

         2)         Вот какой забавный случай!

                Поселилась в ванной туча.

                Дождик льется с потолка

                Мне на спину и бока.

                До чего ж приятно это!

                Дождик теплый, подогретый.

                На полу не видно луж,

                Все ребята любят… (душ).  (СЛАЙД № 4)

- Откройте «Букварь» на с. 98, рассмотрите схемы под рисунками.

– Выполните звуко - буквенный анализ слов «душ», «дятел».

– Сравните звуки, указанные в схемах стрелочкой.

– Проведем небольшую исследовательскую работу. Что же это за звуки? (Согласные; при произнесении этих звуков воздух встречает преграду.)

– Произнесите слова, выделяя эти звуки интонационно. Что вы заметили? (Звуки произносятся твердо и мягко.)

– Что еще устанавливаем у согласных звуков? (Звонкий или глухой звук.)

– Какой же это звук? (Звонкий.)

– Назовите букву, которой можно обозначить звуки [д], [д’]. (СЛАЙД № 5)

                Вот стоит, дымок пуская,

                Буква Д – труба печная.

                В. Степанов

– На что похожа буква Д?

– Замените первые фишки в моделях слов буквами.

– Определите, в каком из слов только один слог.

– Разделите слово «дятел» на слоги.

– Определите, какой слог ударный.

– Уберите буквы и фишки со схем слов «душ» и «дятел» в таком порядке:

 Буквы, которыми обозначены звуки [д], [д’].

 Фишки последних звуков в этих словах.

 Фишку мягкого согласного в слове «дятел».

– Дайте характеристику оставшимся буквам. (Это гласные буквы.)

 Уберите гласные буквы.

– Посчитайте, сколько слов с буквой д в этом стихотворении.

                Дятел жил в дупле пустом,

                Дуб долбил, как долотом.

                День долбил, два долбил –

                Дырку в дубе он пробил.

                (11 слов.)

Физкультурная минутка.

2. Чтение слогов, слов, предложений. Разгадывание зашифрованных слов.

– Прочитайте слоги по строкам.

– Прочитайте выборочно только те слоги, в которых буква д обозначает мягкий согласный звук [д’].

– Прочитайте только те слоги, в которых буква д обозначает твердый согласный звук [д].

-  Прочитайте слова, которые обозначают имена. Как догадались?  (написаны с заглавной буквы)

(СЛАЙД № 6)

- А как зовут наших девочек хотите знать? Нам поможет рассказ в «Букваре» (с.99)

– Прочитайте предложения.

– Объясните, как узнать, на каком рисунке Надя, а на каком – Лида.

– Прочитайте первое предложение.

– Определите, можно ли по нему догадаться, на какой картинке Надя, а на какой – Лида.

– Прочитайте ту часть второго предложения, в которой говорится о Лиде.

– Найдите на рисунке Лиду и расскажите, во что она одета.

– Прочитайте ту часть предложения, в которой говорится о Наде.

– Прочитайте стихотворение А. Шибаева.

– Сравните слова «раки» и «драки» по количеству букв, звуков, слогов.

- Прочитайте слово в таблице (среда) Что оно обозначает? (день недели; то, что нас окружает)

- Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера? Будет завтра? Назовите по порядку все дни недели.

– Составьте новое слово, поставив буквы в том порядке, который задают числа справа. (Адрес.)

  1. Закрепление изученного.

а) (Дети по карточкам читают загадки, остальные отгадывают, определяют место буквы Д в слове, составляют схемы)

(СЛАЙД № 7)

                Как над речкой, над рекой

                Появился вдруг цветной

                Чудо-мостик подвесной.

                (Радуга.)

                Т. Маршалова

          В белом поле по дороге

          Мчится конь мой одноногий,

          И на много-много лет

          Оставляет он свой след.

                (Карандаш.)

                

        Близнецы на тонкой ветке  

        Все лозы родные детки.

        Гостю каждый в доме рад.

        Это сладкий… (виноград).

б) Игра «Звук заблудился».

– Какой звук «заблудился»?

                Мама с бочками (дочками) пошла

                По дороге вдоль села.

                Сели в ложку (лодку) и – айда!

                По реке туда-сюда.

                На поляне весной

                Вырос зуб (дуб) молодой.

– Что вы знаете об этом звуке?

– Какой буквой он обозначается?

  1. Подведение итогов.

– Что нового узнали?

- Чему научились?

- Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с буквой У у, звуком [у]. Письмо заглавной и строчной букв У у.

урок по обучению грамоте и письму по УМК Перспектива...

Знакомство с буквой В (в). Состав числа 10. Письмо печатными буквами.

Интегрированный урок грамоты по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф. Виноградовой.  Цели урока: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ   -познакомиться с новой согласной буквой;   - учить звуковому ана...

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Урок по предмету литературное чтение в период обучения грамоте (1 класс) «Знакомство с буквой Ю. Обозначение звуков [Й], [У] буквой Ю»

На этом уроке дети побывают на Дне рождения новой буквы Алфавита.Познакомятся с новыми звуками и узнают что они обозначаются хитрой буквой. Дети работают с лентой букв, слоговой таблицей, словами и те...

Интегрированный урок обучения грамоте и письму в 1 классе на тему «Знакомство с буквой Ш (ш). Письмо заглавной и строчной буквы Ш (ш), слов и предложений»

Цель урока:познакомить с новой буквой.Задачи:-научить находить место звука в словах; писать заглавную и строчную букву  Ш (ш);  -развивать моторику руки, логическое мышление, внимание,...

Знакомство с буквой «В, в». Письмо заглавной и строчной буквы «В, в».

Урок проходил в 1 А классе по образовательной модели «Начальная школа XXI века», учебник «Букварь» Л. Е. Журовой ...