Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по учебнику Л.А.Ефросининой
рабочая программа (чтение, 3 класс) по теме

Гартунг Татьяна Михайловна

Структура данной программы соответствует требованиям ФГОС - в программе обозначены планируемые результаты (ученик научится/ученик получит возможность научиться), нормы оценок по предмету, материально- техническую базу,  в тематическом планировании расписаны УУД.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_liter_chtenie.docx92.88 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Завьяловского района Алтайского края

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района» Алтайского края

«Принято»

на педагогическом совете     Протокол №______от  

« __» _______ 2013г.                  

«Согласовано»

Заместитель директора    

по  УР ____ Жукова  М. А

 « ___» _________ 2013г                                          

«Утверждаю»

Директор

 _______ВД Ремпель

Приказ №____от «_____»_________2013

 Рабочая программа

по

литературному чтению

3 – г класс

Сроки реализации : 2013-2014 г

Составитель : Гартунг Татьяна Михайловна

учитель начальных классов  

С.Завьялово

2013 год


Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы С. В. Иванова. (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2011. – 176 с.).

Программа рассчитана на 136 часа.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 – М.: Вентана-Граф, 2010. – 160 с.: ил.

Ефросинина, Л. А. Литературное чтение: 3 класс: Рабочие тетради № 1, 2 для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011 – 112 с.: ил.

Форма итоговой аттестации обучающихся – тестирование.

В авторскую программу изменения не внесены.

Данная программа соответствует образовательным стандартам начального общего образования и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений России.

Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах — помочь ребенку стать читателем: подвеcти к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности,  когда  он  способен  воспринимать  текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т. д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец,  воспроизводить текст, т. е. уметь рассказывать его в разных вариантах — подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления  правильной читательской деятельности.  Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное — организация читательского пространства, подбор материала для чтения.

Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

  • изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;
  • в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
  • содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Основные линии программы:

  • развитие навыка чтения;
  • развитие восприятия произведения;
  • развитие литературоведческих представлений и понятий;
  • развитие речевых умений;
  • развитие творческой деятельности.


Содержание программы

3 класс (136 ч)

Круг чтения. Произведения устного народного творчества русского народа и других народов. Стихотворные и прозаические произведения отечественных и зарубежных писателей. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная литература: словари, детская энциклопедия, книги-справочники.

Примерная тематика. Произведения о Родине, о героических подвигах во имя Родины, о труде людей и их отношении к Родине, друг к другу, природе и жизни; о жизни детей и взрослых, их чувствах, дружбе и бережном отношении к животным; о нравственно-этических понятиях (добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т. д.).

Жанровое разнообразие. Более сложные по структуре сказки, рассказы, басни, былины, сказы, легенды. Стихотворные произведения (наблюдение за ритмическим рисунком, рифмой, строкой, строфой).

Народная сказка: замедленность действия за счет повторов, включения песенок и прибауток, наличие волшебных превращений, присказки, зачины и их варианты, особые концовки. Идея победы добра над злом, правды над кривдой. Реальность и нереальность событий. Герои положительные

и отрицательные.

Литературная (авторская) сказка: сходство с народной сказкой: сказочные герои, повторы, структурное сходство; особенности: особый поэтический язык писателя, лиричность и яркость образов, эмоциональные переживания.

Художественные рассказы: изображение явлений и героев; наличие диалогической речи, эпитетов, сравнений, устойчивых выражений.

Рассказы-описания (научно-художественные рассказы) — это промежуточный жанр между художественными и научно-популярными рассказами. Особенности описания образов природы в художественной форме, наличие реальных знаний.

Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение. Литературные жанры: сказка, былина, сказ, пословица, загадка, рассказ, стихотворение, басня, пьеса-сказка, быль.

Присказка, зачин, диалог, произведение (художественное произведение, научно-художественное, научно-популярное). Герой (персонаж), портрет героя, пейзаж. Стихотворение, рифма, строка, строфа. Средства выразительности: логическая пауза, темп, ритм.

Восприятие литературного произведения. Восприятие произведений разных жанров из круга чтения на уровне понимания главной мысли.

Изучение произведений одного и того же жанра или произведений одного и того же автора; особенности произведения (композиция текста, язык произведения, изображения героев). Сравнение героев разных произведений, анализ их поступков, выделение деталей для характеристики; определение времени и места событий, выделение описания пейзажа и портрета героя. Выявление авторской позиции и формирование своего отношения к произведению и героям.

Творческая деятельность. Развитие интереса к художественному слову. Сочинение (по аналогии с произведениями фольклора) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений. «Дописывание», «досказывание» известных сюжетов.

Коллективная творческая работа по изученным произведениям во внеурочное время (в группе продленного дня, в творческой мастерской, в литературном кружке или на факультативных занятиях): дорога сказок, город героев, сказочный дом и т. д. Проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов.

Навык чтения*. Чтение вслух и про себя небольших произведений или глав из произведений целыми словами. Умение читать выразительно текст произведения, передавая отношение к событиям, героям, выбирая соответствующий содержанию и смыслу текста интонационный рисунок.

Работа с текстом. Осознание последовательности и смысла событий. Вычленение главной мысли текста. Определение поступков героев и их мотивов в произведениях; сопоставление поступков персонажей и их оценка. Нахождение в произведении слов и выражений, характеризующих героев и события; выявление авторской позиции и своего отношения к событиям и персонажам.

Работа со структурой текста: начало, развитие, концовка; деление текста на части и озаглавливание; составление плана под руководством учителя. Пересказ содержания текста (подробно и выборочно) по готовому плану. Самостоятельное выполнение заданий к тексту.

Читательские умения:

  • самостоятельное определение темы и жанра, умение пользоваться оглавлением, предисловием, послесловием;
  • отбор произведений по теме и жанру, авторской принадлежности;
  • самостоятельное чтение произведений и книг по заданной теме, жанру или авторской принадлежности.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

 3 класса

К концу обучения в 3 классе учащиеся должны уметь:

  • читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
  • знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
  • выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
  • определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;
  • пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
  • самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
  • работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
  • отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
  • пользоваться справочной литературой.


Направления и функции контроля и оценки

В 1–4-х классах чтение выступает и как предмет обучения, и как средство получения нужной информации, обогащения читательского опыта, формирования стойкого интереса к книге и потребности в чтении, а главное – развития личности младшего школьника.

Проверочные (текущие) и контрольные (итоговые) работы по литературному чтению должны прежде всего показать глубину и прочность полученных учащимися знаний и умений, определенных обязательным минимумом содержания образования в начальной школе и нашей авторской программой курса1.

Назовем обобщенные показатели обученности (учебные компетенции) по литературному чтению, которые, соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию.

1. Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) – условия не только полноценного восприятия и понимания изучаемых произведений, но и получения информации о мире, а следовательно, успешного обучения в школе.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:

  • знание изученных произведений, рекомендованных Федеральным компонентом государственного стандарта содержания начального образования по литературному чтению в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения и вошедших в нашу программу;
  • представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;
  • знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках (рубрика «Книжная полка») и учебных хрестоматиях для каждого класса.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). Овладению этой компетенцией в нашем курсе уделяется особое внимание с первого до четвертого года обучения. В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост как читателя) и, главное, его литературно-творческое развитие (способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные мини-произведения разных жанров и т.д.).

Таким образом, продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии можно определить триадой: «знаю, понимаю, могу».

Разработанная нами система проверочных (текущих) и контрольных (итоговых) заданий позволяет не только оценить базовые (обязательные) знания, умения и навыки учащихся по предмету, но и определить уровни сформированности их учебно-познавательной (умение учиться) и читательской деятельности, а кроме того, представить динамику развития творческих способностей и значимых психологических качеств личности (воля, эмоции, самосознание, отношение к другим людям и миру, ценностные ориентации и т.д.).

В целом система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:

 социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки, учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);

 воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);

 образовательную (учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);

 эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат – радость, огорчение, безразличие – может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться. Чтобы контроль и оценка стали стимулом к учению, необходимы установка на успех для каждого ученика, учет его индивидуальных особенностей, доброжелательное и объективное отношение учителя и одноклассников при оценивании результатов работ);

 формирующую самоорганизацию и самоуправление деятельности (учащиеся приобретают навыки самоконтроля и самооценки, умение видеть свои ошибки и исправлять их, принимать и понимать оценку учителя; учитель, анализируя ошибки учащихся, может увидеть недостатки в организации процесса обучения и выбрать способы устранения недочетов).

Виды проверочных и контрольных заданий

Для организации текущей и итоговой проверки и оценки результатов обучения мы предлагаем задания разных видов:

  • комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
  • литературные диктанты (для проверки литературной эрудиции и грамотности);
  • тесты по изученному произведению, теме, разделу;
  • тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
  • диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
  • тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
  • тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3-го и 4-го классов);
  • комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
  • итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ);
  • контрольные работы для проверки умений работать с книгой (в конце первого и второго полугодий в 1-м классе, в конце первого полугодия во 2-м классе). Начиная со второго полугодия во 2-м классе задания по работе с детской книгой входят в текущую и итоговую проверку начитанности и знания изученных произведений.

Тесты (вид проверочных и контрольных работ)

Тесты как форма проверки и контроля требуют от учащихся хорошей подготовки, самостоятельности, знания изученных произведений и предполагают выбор одного ответа из ряда предложенных. Каждый тест состоит из заданий разной сложности: около 60% заданий доступны большинству учащихся класса (первый уровень подготовки), 20% заданий повышенной сложности доступны учащимся второго уровня подготовки и 20% заданий – учащимся третьего уровня подготовки. Таким образом, дифференциация при составлении теста позволяет каждому ребенку выполнить задания на уровне его возможностей. Тест имеет два эквивалентных варианта для 1-го класса и для первого полугодия 2-го класса. Начиная со второго полугодия 2-го класса предлагается три варианта теста.

Каждый вариант состоит из пяти заданий в 1 классе и 10 заданий во 2–4-х классах. Из предложенных вариантов ответов нужно выбрать верный и отметить его косым крестиком (ґ). На проведение теста отводится один урок. Задание считается выполненным, если ученик отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов.

Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более 6 баллов, работа считается выполненной):

«5» – ученик набрал 9–10 баллов;
«4» – ученик набрал 7–8 баллов;
«3» – ученик набрал 5–6 баллов;
«2» – ученик набрал менее 5 баллов.

Проверка навыков чтения и понимания прочитанного

Чтение и деятельность, связанная с чтением, у младших школьников каждого класса имеют специфические особенности. Если в 1-м классе чтение является предметом обучения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших дидактических текстов), то во 2–4-х классах оно постепенно становится средством обучения и формируется как общеучебное умение. Этими особенностями определяются цели и содержание контроля за овладением навыком чтения. Так, меняется соотношение чтения молча и вслух. Если в 1-м классе основное учебное время занимают слушание и чтение вслух, то в дальнейшем по мере овладения быстрым чтением увеличивается доля чтения молча (от 10–15% в 1-м классе до 80–85% в 4-м классе). Учитывая уровень сформированности навыка чтения, учитель ставит конкретные задачи контроля.

В 1-м классе проверяются овладение слогоаналитическим способом чтения, понимание общего смысла слов и предложений, темп чтения текста (в конце года темп чтения – не менее 30 слов в минуту).

Во 2-м классе проверяются овладение способом чтения целыми словами и словосочетаниями, понимание содержания прочитанного (темп чтения  – не менее 50 слов в минуту).

В 3-м классе проверяются умение читать целые слова, словосочетания и фразы, понимание содержания текста при чтении молча, выразительное чтение подготовленного текста и чтение наизусть стихотворений (темп чтения – не менее 60 слов вслух и не менее 80 слов молча).

В 4-м классе проверяются овладение синтетическим способом чтения (словосочетаниями и синтагмами), темп чтения вслух (не менее 90 слов в минуту) и молча (не менее 110 слов в минуту), осознанная и интонационно правильная передача смысла, умение правильно и выразительно пересказать прочитанный текст, выразительное чтение подготовленного текста с листа и наизусть – стихотворений, басен, отрывков из прозаических произведений.

При выборе контрольных текстов, предлагаемых для проверки навыка чтения в каждом классе, мы учитывали следующие параметры: 1) объем (количество слов); 2) сложность содержания; 3) язык и строение фраз; 4) размер букв и их начертание (шрифт).

Для определения темпа (скорости) чтения используются тексты, состоящие из слов средней длины (в среднем 6,4 буквы).

Технология подсчета проста: сосчитать количество букв и пропусков в каждой строке, разделить на 6,4 и в конце каждой строки записать количество слов средней длины от начала текста до конца данной строки.

Таким образом готовится текст для проверки чтения вслух и молча.

Скорость чтения обычно соответствует скорости речи, то есть темп чтения человека строго индивидуален.

Время проверки – не менее 3 минут. О замере времени учащимся не сообщается.

Технические ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.

Понимание слова включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.

Понимание текста проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).

Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.

Текущая проверка навыка чтения вслух (фронтальная или индивидуальная) осуществляется на каждом уроке. Учащиеся по очереди читают текст по частям в течение 3–5 минут, а учитель по своему экземпляру текста определяет количество слов, прочитываемых каждым учеником за одну минуту. Определяются способ чтения, темп чтения (количество слов), правильность (количество ошибок) и понимание (объяснение слов).

Результаты проверки темпа, способа, правильности чтения вслух и понимания текста можно отразить в таблице:

Фамилия учащегося

Способ чтения

Темп (количество слов)

Правильность (количество ошибок)

Понимание прочитанного (ответы на вопросы)

Отметка

Слог

Слог + слово

Слово

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текущая проверка выразительности чтения включает чтение подготовленного дома текста (отрывка) и выразительное чтение наизусть изученных программных произведений.

Проверка навыка чтения молча (полное исключение речедвижения) проводится фронтально, индивидуально или с группой учащихся. По команде учителя дети начинают читать предложенный им текст и через две минуты отмечают слово, до которого они дочитали.

Учет результатов навыка чтения молча можно вести в таблице:

Фамилия ученика

Темп (количество слов)

Понимание прочитанного (ответы 
на вопросы)

Отметка

 

 

 

 

 

Оценка навыков чтения (темп, способ, правильность, понимание)

 1 класс

В 1-м классе используются словесные оценки: «Читаешь хорошо»; «Читаешь хорошо, но есть ошибки»; «Читаешь пока медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».

Оценка «Читаешь хорошо» – ученик читает целыми словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам, отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение в словах, не допускает ошибок; темп чтения – 25–30 слов в минуту.

Оценка «Читаешь хорошо, но есть ошибки» – ученик читает целыми словами и слогами, отчетливо произносит звуки и слова, но допускает одну-две ошибки; темп чтения – 20–25 слов в минуту.

Оценка «Читаешь пока медленно и с ошибками...» – ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок; темп чтения – 15–20 слов в минуту или ниже.

 2 класс

Отметка «5» – ученик читает целыми словами, отчетливо произносит читаемые слова; темп чтения – не менее 50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зависимости от знака препинания; дает полные ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Отметка «4» – ученик читает более 40 слов в минуту целыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы; верно передает содержание прочитанного (частично при помощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.

Отметка «3» – ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».

 3 класс

Отметка «5» – ученик читает целыми словами со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.

Отметка «4» – ученик читает текст вслух целыми словами со скоростью не менее 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча – не менее 70 слов в минуту.

Отметка «3» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает одну-две ошибки; темп чтения молча – не менее 60 слов в минуту.

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

 4 класс

Отметка «5» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 90 слов в минуту вслух и более 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного, сопоставить факты и сделать выводы; может составить рассказ о герое по плану, выбрав для этого необходимые части прочитанного текста.

Отметка «4» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 70 слов в минуту вслух и более 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.

Отметка «3» – ученик читает целыми словами со скоростью не менее 60 слов в минуту вслух и не менее 80 слов молча; определяет основную мысль произведения с помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Оценка выразительности чтения

Выразительность чтения во всех классах проверяется по подготовленному тексту. Контроль может бытьтекущим (при проверке домашнего задания), периодическим (проверка при изучении отдельных произведений овладения интонационным рисунком, темпом, логическим ударением, паузами).

Итоговый контроль следует проводить один-два раза в год как конкурс выразительного чтения подготовленного произведения по тексту или наизусть. Форма конкурса способствует формированию самооценки у каждого учащегося, отработке навыка выразительности чтения (в сравнении с чтением одноклассников). Текст подбирается эмоционально ярко окрашенный, но небольшой по объему (полстраницы). Это может быть абзац или отрывок из произведения.

Отметка «5» – ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, выражает свое отношение к читаемому; темп чтения и интонационный рисунок соответствуют содержанию произведения.

Отметка «4» – ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» – ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка «2» – ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «3».

Оценка умений работать с книгой

Обучение младших школьников работе с детской книгой является важным элементом программы по литературному чтению и требованием государственного стандарта. В обязательном минимуме, в частности, названы следующие составляющие этой работы:

«...иллюстрация в книге и ее роль в понимании произведения. Связь произведений литературы с другими видами искусств.

Умение работать с книгой: различать тип книги, пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок и др.), оглавлением, предисловием, послесловием, аннотацией для самостоятельного выбора и чтения книг»3.

В Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указывается:

«...использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельного чтения книг;
  • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
  • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
  • работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях)»4.

В нашем курсе с 1-го класса постоянно идет обучение детей работе с книгой и формирование у них основ читательской самостоятельности. В соответствии с требованиями программы разработаны проверочные и контрольные работы, определяющие умения работать с книгой для 1-х и 2-х классов.

Начиная со второго полугодия 2-го класса задания по работе с книгой входят в текущие и итоговые контрольные работы, предлагаемые для проверки уровня начитанности, знания изученных произведений и читательских умений.

По результатам текущих и итоговых работ учитель может, выявив сформированность читательской самостоятельности и читательских умений, скорректировать работу с детской книгой так, чтобы повысить уровень подготовки начинающего читателя.

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

Выявление уровня начитанности чрезвычайно важно в ходе изучения отдельных блоков (разделов) и всего курса для осуществления преемственности, системности и перспективности в литературном образовании и развитии учащихся в начальной и основной школе.

Цель текущих и итоговых работ данного типа – проверить знание учащимися произведений из обязательного круга чтения, выявить глубину усвоения изученных произведений, знание литературоведческих понятий, вошедших в программу курса.

Работы носят комплексный характер и соответствуют требованиям программы на каждом этапе обучения.

Содержание работ: вопросы открытого характера, выявляющие знания о произведении, героях, событиях, жанре и теме; фрагменты (отрывки, абзацы, эпизоды) изученного произведения, анализ которых позволяет назвать произведение (фамилию автора и заголовок), указать героев и объяснить их поступки, найти художественные средства и объяснить их роль.

Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности.

Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки.

Второй и третий варианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.

Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:

«5» – если все задания выполнены верно;
«4» – если выполнено не менее ? всех заданий;
«3» – если выполнено не менее ? всех заданий;
«2» – если выполнено менее ? всех заданий.

Каждый вариант контрольной работы состоит из основных заданий и дополнительных (обозначены звездочкой *).

Дополнительные задания выполняются по желанию и оцениваются отдельной отметкой.

Исправления и оформление работы не учитываются при выставлении отметки за знания.

 ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Уровень сложности заданий определяет учитель. Если ученик не справился со сложным вариантом, предложите ему выполнить менее трудный.


Личностные универсальные учебные действия:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

 любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

 понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

 ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 пользоваться словарями, справочниками;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

 оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

 адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 задавать вопросы.


Основные планируемые результаты в ходе изучения учебного предмета чтение

Базовый уровень

Тема

Формируемое умение

Выборочное чтение

Умение находить содержащийся в тексте ответ на поставленный вопрос

Поисковое чтение

Умение находить в тексте конкретные сведения и ориентироваться в структуре текста

Повышенный уровень

Тема

Формируемое умение

Работа с текстом

Умение озаглавливать текст

Умение восстанавливать деформированный текст


СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. В рабочей тетради по литературному чтению  после каждого раздела есть задания "Проверь себя".

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.


Испoльзoвaниe пакетa итoгoвых кoмплексныx paбoт пoзвoляeт пpoслeдить динамику фopмиpoвaния oснoвных пpeдмeтных навыков, имеющих большое значение для дальнейшего обучения.

Техника и навыки чтения:

  • скорость чтения про себя несплошного текста без оценки скорости чтения;
  • умение прочитать и понять инструкцию, содержащуюся в тексте задания, следовать инструкции при выполнении задания;
  • общая ориентация в структуре текста;
  • сформированность навыков ознакомительного, выборочного и поискового чтения.

Навыки работы с текстом и информацией:

поиск и упорядочивание информации, вычленение ключевой информации, представление в разных формах, связь информации, представленной в различных частях текста и в разных форматах, анализ и интерпретация информации.


Тематическое планирование уроков по литературному чтению

3 класс  136 ч ( 4 часа в неделю)

Тема урока

Содержание, методические приемы

УУД

Устное народное творчество (16 ч)

1

Загадки.  Какие  бывают

загадки.  Загадка-сказка.

В.Даль "Старик-годовик"

Понятие  о  загадке.  Виды  загадок.  Выразительное чтение  загадок  наизусть. Конкурс  "Знаток  русских

пословиц"

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

2

Пословицы.  Какие  бывают пословицы.  

 

 

Дополнительное  чтение  из  хрестоматии:  "Загадка", "Пословицы"

Присказка.  Виды  присказок.  Рассказывание

знакомых  сказок  с  разными  присказками.  

Определение  смысла  ( главной  мысли)  сказки.  

Рассказывание сказки от лица одного из героев

3

Русские  народные  сказки.

"Самое  дорогое",  "Про Ленивую и Радивую".

Присказка.  Виды  присказок.  Рассказывание

знакомых  сказок  с  разными  присказками.  

Определение  смысла  ( главной  мысли)  сказки.  

Рассказывание сказки от лица одного из героев

4

Русские  народные  сказки.

"Самое  дорогое",  "Про Ленивую и Радивую".

5

Слушание и работа с детскими книгами. Сказки о животных.  

 

Дополнительное  чтение:  

русские  народные  сказки.

"Лиса  и  Котофей  Иванович", "Дрозд Еремеевич"Повторение. Слушание  русской  народной  сказки  о животных.  Русская  народная  сказка  "Лиса  и Котофей Иванович".  Работа  с  книгой:  предисловие,  послесловие

6

Сказки  с  загадками.  "Дочь-семилетка".  Русская народная сказка

Особенности  сказок  с  загадками,  развитие  сюжета.  

Сравнение героев положительных и отрицательных.

Сравнение сказок с загадками

7

Волшебные  сказки.  "Царевич Нехитер-Немудёр".  Русская народная сказка.

О присказках

Понятие:  волшебные  сказки.  Их  особенности:  

чудеса,  превращения,  повторы,  борьба  добра  и  зла.

Выразительное  чтение  эпизодов  о  чудесах.  Рассказывание  сказки.  Сравнение  бытовых  и

волшебных сказок

8

9

Слушание  и  работа  с  детской книгой.  

Дополнительное  чтение:

народные  сказки  "Елена

Премудрая",  "Умная  внучка"  ( в пересказе А.Платонова)

Слушание  русской  народной  сказки  "Елена

Премудрая"  или  "Умная  внучка". Сравнение  книг  с бытовыми, волшебными и сказками о животных

10

Скороговорки.  Потешки.

Повторение:  малые  жанры фольклора Входная текущая проверка навыка чтения вслух

Дополнительное  чтение  из  хрестоматии

скороговорок,  потешек.  Понятие  о  скороговорке.

Особенности  их  построения  и  чтения.  Сравнение пословиц, загадок  и  скороговорок. Конкурс "Знаток малых жанров русского фольклора"

11

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Выполнение заданий в учебнике и тетради  

12

Былины.  "Добрыня  и  Змея"

Понятие  о  былине  как  жанре  устного  народного творчеств а.  Былинные  герои:  их  внешний  вид,  поступки,  служение  родине.  Персонажи положительные  и  отрицательные.  Особенности

былины:  напевность,  особенности  языка,  повторы, устойчивые  эпитеты.  Рассказывание  былин  по плану,  обучение  художественному  рассказыванию

отдельных эпизодов

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях

13

Былины.   "Илья  Муромец  и  Соловей-разбойник",  

14

Былины.  "Алеша  Попович Тугарин Змеевич", "Вольга и Микула"

15

Слушание и работа с детскими

книгами. Былины.  

 

Слушание былины "Про Добрыню Никитича и Змея  Горыныча".  Дополнительное чтение:  

"Про  Добрыню  Никитича  и Змея Горыныча", "Первый бой Ильи  Муромца",  "Алеша

Попович".Сравнение  ее  с  былиной  "Добрыня  и Змея".  Рассматривание  книг  с  былинами.  Работа  с элементами книги: титульный лист, оглавление.

16

Обобщение по разделу "Проверь себя"

Выполнение заданий в учебнике и тетради

Басни (5 ч)

17

Эзоп  "Лисица  и  виноград"

И.А.Крылов  "Лисица  и

виноград"

Понятия:  басня,  мораль,  вступление,  рассказ (развитие  действия),олицетворение.  Сравнение басен  Эзопа  и  И.Крылова,  героев  и  формы  ( стихотворная  и  прозаическая).  Упражнения  в выразительном чтении басен

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

18

И.А.Крылов  "Ворона  и

Лисица".  

 

Дополнительное  чтение: Эзоп "Ворон и Лисица"  Особенности  записи  басни.  Сравнение  героев.

Работа с иллюстрациями. Выразительное чтение

19

Дополнительное  чтение:  

И.А.Крылов  "Волк  и

Ягненок", И.А.Крылов  "Петух и Жемчужное Зерно"

Повторение:  олицетворение,  мораль,  вступление.  

Соотнесение иллюстрации с текстом басни

20

Слушание  и  работа  с  детской книгой.  

 

Дополнительное  чтение

басни Эзопа "Голубь, который хотел  пить",  "Бесхвостая Лиса",  А.Е.Измайлов  "Филин

и Чиж"Слушание  басен  Эзопа,  И.А.Крылова,

А.Е.Измайлова.  Книги  "Басни И.А.Крылова",

"Русские  баснописцы",  "Басни  Эзопа".  Работа  с аппаратом книги:  титульный лист, внутритекстовые иллюстрации,  составление  краткой  аннотации  к книге.

21

"Проверьте себя"  Обобщение по разделу

Произведения А.С.Пушкина (10 ч)

22

"У лукоморья дуб зеленый…".  

 

Дополнительное  чтение:

Отрывок  из  поэмы  "Руслан  и Людмила"  –  "Бой  Руслана  с головой…"Представление  об  эпитетах,  устойчивые  эпитеты.

Понятие  об  олицетворении.  Упражнения  в

выразительном  чтении:  определение  задачи  чтения, наблюдения  за  употреблением  знаков  препинания, выбор тона и темпа чтения

познаватель-ные :

-ориентиро-ваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по плану.

познаватель-ные:

- ориентиро-ваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

23

А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зеленый…".  

 

Выразительность чтения. Текущая проверка

24

А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане…"

Сравнение  "Сказки  о  царе  Салтане…"  с  русской народной  сказкой  "Царевич  Нехитер-Немудёр":  схожесть  сюжетов,  героев,  чудес  и  превращений.  

Наблюдение  в  сказке  за  изменением  состояния  моря, движения кораблика и изменением настроения  автора

25

А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане…"

26

А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане…"

27

Слушание  и  работа  с  детской книгой "Сказки А.С.Пушкина"

Работа  с  книгами  сказок  А.С.Пушкина.

Рассматривание книг со сказками разных изданий  

Дополнительное  чтение:

"Сказка  о  попе  и  о  работнике его  Балде"  А.С.Пушкина  и

"Там  лес  и  дол  видений

полны…" Э.Бабаева

28

Слушание  и  работа  с  детской книгой "Сказки А.С.Пушкина"

29

А.С.Пушкин.  "Вот  север,  тучи нагоняя,…", "Зимний вечер",  

Сравнение  стихотворений:  определение  их  тем,  наблюдение за построением строф и рифмой

30

А.С.Пушкин "Няне"

Тон и темп стихотворения. Отношение поэта к няне

31

Обобщение по разделу  "Проверьте себя".

Выполнение заданий в учебнике и тетради  

Стихи русских поэтов: Ф.И.Тютчева, А.Н.Майкова,

А.А.Фета (5 ч)

32

Стихи  Ф.И.Тютчева.  "Есть  в

осени  первоначальной…",

"Чародейкою Зимою…"

Работа  с  текстами  стихотворений  Ф.Тютчева.  

Сравнение их содержания ( о чем говорится), какие использованы  эпитеты,  сравнения.  Сравнение строф:  четверостишия  и  пятистишия.

Выразительное чтение стихотворений

познавательные

- ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

33

А. Н. Майков "Осень"

Работа  с  текстом  стихотворения.  Выполнение заданий  в   учебнике. Упражнение  в   выразительном чтении

34

Стихи  А.А.Фета  "Мама!

Глянь-ка  из  окошка…",  "Кот поет, глаза прищуря…"

Сравнение  стихотворений  А.А.Фета,  выделение эпитетов,  сравнений.  Определение  тона  и  темпа чтения.  Наблюдения  за  употреблением  автором

знаков  препинания.  Работа  с  иллюстрацией  и соотнесение  ее  с  текстом.  Заучивание  одного  из  стихотворений наизусть

35

Слушание  и  работа  с  детской книгой Стихи русских поэтов  

 

Работа  с  книгами  со  стихами  для  детей. Слушание стихотворения И.А.Бунина "Листопад"

36

Обобщение по разделу "Проверьте себя" Диагностический тест . Сформированность учебной и читательской деятельности. Текущий контроль.

выполнение заданий в учебнике и тетради) .

Произведения Л.Н.Толстого (11 ч)

37

Л.Н.Толстой "Два брата", "Белка и волк"

Сравнение  жанров  произведений  и  выделение особенностей.  Особенности  басни  в  прозаической форме,  выделение  морали.  Выполнение  заданий  к тексту и в тетради. Чтение басни по ролям

познаватель-ные:

- ориентиро-ваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклас-сниками сов-местно с учи-телем о пра-вилах поведения и общения и следовать им

38

Л.Н.Толстой "Два брата" "Белка и волк"

39

Слушание и работа с детскими книгами.  

Особенности  сказок Л.Н.Толстого  (сюжет,  герои).

Определение вида сказок (волшебная, бытовая) Дополнительное  чтение:  

Л.Н.Толстой.  "Работник

Емельян и пустой барабан"

40

Слушание и работа с детскими книгами.  

 

41

Научно-познавательные  и

художественные  рассказы.

"Лебеди","Зайцы",  

 

Дополнительное чтение:  "Лев и собачка"Выделение фактов из текста "Зайцы" и их описаний.  

Определение  главной  мысли  рассказа  "Лев  и собачка".  Сравнение  этих  рассказов:  особенности повествования,  эмоциональное  состояние,  позиция  автора  в  каждом  рассказе.  Пересказ  одного  из  рассказов.  Упражнение  в  выразительном  чтении

рассказа  "Лебеди":выделение  описания  отдельных  эпизодов,  определение  отношения  автора.

Выразительное чтение одного из рассказов  

42

Научно-познавательные  и

художественные  рассказы.

"Лебеди","Зайцы",  

 

 

43

Разножанровые  произведения.

Рассказ  "Прыжок".  Былина

"Как  боролся  русский

богатырь"

Художественный  рассказ  "Прыжок",  его  сюжет  ( показать  на  сюжетно-композиционном треугольнике).  Чтение  молча.  Обучение рассказыванию былины

44

Разножанровые  произведения.

Рассказ  "Прыжок".  Былина "Как  боролся  русский богатырь"

45

Разножанровые  произведения.

Рассказ  "Прыжок".  Былина "Как  боролся  русский богатырь"

46

Слушание  и  работа  с  детской книгой. Книги Л.Н.Толстого.  

 

Слушание сказки  Рассматривание книг

Л.Н.Толстого разных изданий Дополнительное  чтение:

"Ореховая  ветка"  и  рассказ

А.Сергеенко  "Как

Л.Н.Толстой  рассказывал

сказку об огурцах"  

47

Обобщение по разделу  "Проверьте себя".

Выполнение заданий в учебнике и тетради

Произведения Н.А.Некрасова (7 ч)

48

Н.А.Некрасов "Крестьянские дети"  

(отрывок).  "Мужичок  с

ноготок".  

Чтение  и  сравнение  двух  отрывков.  Выделение эпитетов.  Сравнение  интонационных  рисунков, выявление  позиции  автора-рассказчика,  автора-

героя. Аналитическое чтение  статьи К.И.Чуковского "Мужичок с ноготок"  

познаватель-ные : - ориенти-роваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

коммуникатив-ные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклас-сниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятель-ности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

49

Слушание  и  работа  с  детской книгой.  

 

Упражнение  в  выразительном  чтении  отрывка "Крестьянские  дети".  Выразительное  чтение наизусть одного отрывка Дополнительное  чтение:

стихотворение  (полный  текст) Н.А.Некрасова  "Крестьянские дети"

50

Н.А.Некрасов "Славная осень…".  

 

Сравнение  описания  поздней  осени  и  наступающей весны.  Выделение  эпитетов,  сравнений,  олицетворений.  Сравнение  своего  прочтения  "Зеленый Шум"  с  прочтением  его К.И. Чуковским.

Выполнение заданий в тетради

51

Н.А.Некрасов "Славная осень…".  

 Навык чтения молча. Итоговая проверка

52

Н.А.Некрасов Стихи  о  природе.  "Мороз-воевода"  

Сравнение  описаний  героев  стихотворений  (сказочный  герой  и  герой  реальный),  их  чувств, поведения.  Определение  тона,  темпа  и  ритма чтения. Выразительное чтение стихотворений

53

Слушание  и  работа  с  книгами Н.А.Некрасова.  

Рассматривание  книг  со  стихами  Н.А.Некрасова:  работа  с  титульным  листом,  предисловием,  обращением  к  читателю.  Знакомство  с художниками-иллюстраторами

54

Обобщение по разделу  "Проверьте себя". Выполнение заданий в учебнике и тетради. Итоговая проверка. Навык чтения вслух за 1 полугодие. 

Произведения А.П.Чехова (6 ч)

55

А.П.Чехов  Рассказ "Степь".

 

Описание  луны,  грозы,  ветра,  дождя.  Выделение олицетворений.  Художественный  пересказ   о Белолобом.  Сравнение  рассказов  А.П.Чехова "Степь" и И.С.Тургенева «Лес и степь». Выполнение

заданий к текстам произведений

познаватель-ные:

- ориентиро-ваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

56

А.П.Чехов  Рассказ "Степь".

 

57

А.П.Чехов  "Ванька".  

 

Объяснение  заглавия.  Аналитическое  чтение,  выделение  эпизодов  описаний  героя,  его  жизни.  

Выполнение заданий в учебнике и тетради Дополнительное  чтение: Н.Шер  "О  рассказах

А.П.Чехова".   

58

А.П.Чехов  "Ванька".  

 Начитанность и читательские умения. Итоговая проверка. 

59

Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных.

 

 

Слушание  рассказа  Л.Андреева  "Кусака".  Работа  с книгами  о  животных:  рассматривание,  работа  с аппаратом  книг.  Работа  с  предисловием  и послесловием

60

Обобщение по разделу "Проверьте себя" Сформированность учебной и читательской деятельности. Диагностический тест

выполнение заданий в учебнике и тетради

Сказки зарубежных писателей (4 ч)

61

Ш.Перро "Подарки феи"

Работа с текстом сказки: особенности речи, развитие событий,  повторы,  герои  положительные  и отрицательные

коммуника-тивные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклас-сниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

познавате-льные: ориен-тиро-ваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте

62

Ц.Топелиус "Солнечный Луч в ноябре".  

 

Наблюдение: начало и конец  сказки, большие числа, поведение героев. Сравнение сказок Ц.Топелиуса Дополнительное чтение:  Ц. Топелуис. "Зимняя сказка"

63

Слушание  и  работа  с  книгами зарубежных сказочников.

Х.К.Андерсен  "Снеговик"

Бр.Гримм  "Умная  дочь

крестьянская"

Слушание  сказки  Бр.Гримм  "Умная  дочь

крестьянская".  Повторение  сказок  с  загадками.

Чтение  сказки  Х.К.Андерсена  "Снеговик",

выполнение заданий в тетради

64

Обобщение по разделу. Навык чтения вслух. Текущая проверка

Игра  "Назови  сказку",  конкурс  "Защити  свою книгу",  парад  сказочных  героев,  инсценирование эпизодов сказок

Стихи русских поэтов (7 ч)

65

И.С.Никитин "Русь"

Понятие  о  тоне,  ритме.  Выделение  логических ударений  и  соблюдение  пауз. Определение  темы.

Упражнения в выразительном чтении. Выполнение заданий в тетради

коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

66

И.С.Никитин "Утро"

Описание  картин  природы  (  пейзаж),  выделение эпитетов и олицетворений. Работа с  иллюстрацией и  текстом.  Повторение:  логические  ударения.

Выразительное чтение наизусть

67

И.З.Суриков "Детство"

Повторение: выделение олицетворений, сравнений и  эпитетов.  Выполнение  заданий  в  учебнике  и тетради

68

Слушание  и  работа  с  детскими книгами стихов русских поэтов.  

 

Слушание  стихотворения  или  любого  другого стихотворения  русских  поэтов.  Выполнение заданий в тетради Дополнительное  чтение: И.С.Никитин  "Помню  я:

бывало няня…"

69

С.Д.Дрожжин  "Привет

"Зимний день"

Объяснение  заглавия  стихотворения  "Привет"  и подбор  синонимов  к  слову  привет. Сравнение  тем стихотворений  и  их  интонационных  рисунков.

Пейзаж  в  стихотворении  "Зимний  день".  Работа  с иллюстрацией и текстом

70

Слушание  и  работа  с  детскими книгами.  

 

Сравнение  стихов  по  темам,  авторам.  Чтение стихов о Родине Дополнительное  чтение:

Ф.Н.Глинка "Москва"

71

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Выполнение заданий в учебнике и тетради

Конкурс "Выразительное чтение стихов русских поэтов"

Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка (7 ч)

72

Д .Мамин-Сибиряк

«Приёмыш»

73

Д .Мамин-Сибиряк

«Приёмыш»

74

     

Д. Мамин –Сибиряк

  «Умнее всех»

75

Д. Мамин –Сибиряк

  «Умнее всех»

76

.Мамин-Сибиряк

« Постойко»

77

.Мамин-Сибиряк

« Постойко»

78

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Выполнение заданий в учебнике и тетради

Произведения И.А Куприна (7ч)

79

И.А Куприн «Синяя звезда»

Работа  над  содержанием  рассказа,  сюжетом.

Аналитическое  чтение,  работа  с  планом.

Выполнение заданий в тетради

коммуникативные:

-выразительно читать и пересказывать текст;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли

регулятивные:

-учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

- учиться работать по план

80

И.А Куприн «Синяя звезда»

81

И.А Куприн «Синяя звезда»

Навык чтения молча. Текущая проверка

82

И.А Куприн "Барбос и Жулька".  

Описание  героев  рассказа. Выделение  эпитетов   и сравнений.  Работа  по  сюжету. Дополнение  плана.  Дополнительное  чтение:

"Собачье счастье"

Сравнение  этого  рассказа  с  рассказом

Л.Н.Толстого  "Лев  и  собачка".  Выполнение

заданий в тетради

83

И.А Куприн "Барбос и Жулька".  

 

84

Слушание  и  работа  с  детскими книгами о животных.  

 

Слушание  рассказа  Куприна  "Ю-ю", рассматривание  книг  о  животных  (  назвать фамилии авторов, героев, пересказать эпизод)

85

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Выполнение заданий в учебнике и тетради

Стихи С.А.Есенина (7ч)

86

С.А.Есенин  Стихи о Родине  ( отрывки)

Комментирование заглавия. Выполнение заданий в учебнике.  Выделение  эпитетов,  сравнений, олицетворений.  Сравнение  строф,  указание  пауз, выделение  логических  ударений.  Выразительное

чтение одного из отрывков наизусть

познаватель-ные УУД:

- ориенти-роваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

87

С.А.Есенин  "Нивы сжаты, рощи голы…"

Работа со стихотворением: первичное восприятие ( читает  учитель),  выделение  сравнений  и  эпитетов, определение  интонационной  партитуры.

Выполнение заданий в тетради

88

С.А.Есенин  "Береза".  

 

Чтение  стихов,  выделение  эпитетов,  сравнений, олицетворений,  сравнение  строф.  Упражнение  в выразительном  чтении  стихотворения  "Береза":

определение  интонационной  партитуры, отношение  автора,  пробное  чтение  каждого

четверостишия. Заучивание наизусть

89

С.А.Есенин  "Бабушкины сказки"

Самостоятельное  чтение  стихотворения   "Бабушкины  сказки",  выполнение  заданий  к тексту. Упражнение  в   выразительном  чтении  под руководством  учителя.  Сравнение  стихотворений

И.З.Сурикова "Детство", И.С.Никитина "Помню я: бывало  няня…"и  С.А.Есенина  Бабушкины сказки". Творческая  работа:  рассказывание  сказок "Про Ивана-дурака"  

90

Слушание  и  работа  с  книгами стихов русских поэтов.

 

Слушание стихов С.А.Есенина. Работа с выставкой книг  стихов  русских  поэтов  о  Родине,  родной природе Дополнительное  чтение:

"Топи  да  болота…",  "Сыплет черемуха снегом".

И.С.Тургенев «Деревня»

91

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Выполнение заданий в учебнике и тетради

Конкурс выразительного чтения стихов С.А.Есенина ( работа в группах)

92

Библиотечный  урок.  Стихи русских поэтов  

Книги  со  стихами  русских  поэтов.  Выполнение творческих  работ.  Работа  с  каталогами  и библиотечными формулярами

Произведения  К.Г.Паустовский ( 11 ч)

93

К.Г.Паустовский "Стальное колечко".

 

 

Работа  с  произведением.  Аналитическое  чтение, деление  на  части  и  составление  плана.  Описание образа  Вари,  выделение  сравнений  и  слов  бойца"анютины  глазки  с  косичками".  Выполнение заданий  в  учебнике  и  тетради.  Обучение художественному  пересказу  по  плану  (план  в учебнике)  Дополнительное  чтение:

«Заячьи лапы»

познаватель-ные:

- ориентиро-ваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

94

К.Г.Паустовский "Стальное колечко".

 

 

95

К.Г.Паустовский "Кот-ворюга"

Понятия: юмористический рассказ, юмор. Работа  с текстом  рассказа:  чтение,  сюжет  

( развитие событий),  образ  кота  (внешний  вид,  поступки).  

Творческая  работа:  рассказ  от  имени  кота  "Моя  кошачья жизнь"  

96

К.Г.Паустовский "Какие бывают дожди?"

Самостоятельное  чтение  рассказа,  выполнение заданий  в  учебнике.  Сравнение  этого  рассказа  с рассказом  "Кот-ворюга".  Понятие:  научно-познавательный  рассказ.  Работа  с  описаниями дождей.  Творческая  работа:  придумать  рассказ  "Дождь идет"

97

К.Г.Паустовский "Какие бывают дожди?"

Сформированность учебной и читательской деятельности. Текущая проверка

98

Слушание  и  работа  с  детскими книгами К.Г.Паустовского.

 

Слушание  сказки  К.Г.Паустовского  "Теплый

хлеб". Рассматривание книг Паустов ского, работа с аппаратом  книги:  предисловие,  оглавление,  аннотация

99

Слушание  и  работа  с  детскими книгами К.Г.Паустовского.

 

100

Обобщение по разделу "Проверьте себя"

(выполнение заданий в учебнике и тетради)

101

Слушание  и  работа  с  детскими книгами о природе ( Н.Сладков,

Г.Скребицкий,  Э.Шим,  

В.Бианки и др.).

 

 

Слушание  рассказа.  Работа  с  книгами  о  природе сравнение  книг  с  одним  и  тем же  произведением но разных изданий Дополнительное  чтение: В.Астафьев  "Стрижонок

Скрип".

познаватель-ные:

- ориентиро-ваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

регулятивные:

- осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

102

Дополнительное  чтение:

И.С.Тургенев  «Перепелка», «Воробей"

Выполнение заданий в тетради

103

Урок-утренник  "Моя  любимая книжка"

Урок  проходит  в  рамках  "Недели  детской  книги". На утренник можно пригласить гостей ( родителей, ребят  из  параллельного  класса).  Содержание урока-утренника:

-  выставка  "Моя  любимая  книга"  с  отзывом ученика; -  конкурс  чтецов  и  рассказчиков  произведений, изученных в течение четверти; -конкурс творческих работ ( "Моя кошачья жизнь", "Дождь-дождик" и др.);

- викторина "По страницам нашего учебника"; -  инсценирование  эпизодов  отдельных произведений

Произведения С.Я.Маршака  (4 ч)

104

С.Я.Маршак  "Урок  родного  языка", "Ландыш"

Повторение  произведений С.Я.Маршака.  Работа  со стихотворением  "Урок  родного  языка":  чтение, выполнение  заданий  в  учебнике  и  в  тетради.  Слушание  стихотворения  "Ландыш",  выделение эпитетов  и  сравнений.  Сравнение  стихотворений С.Я.Маршака.  Заучивание  одного  из  стихотворений наизусть

( свободный выбор детьми )

регулятивные

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

 пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

Коммуникативные:

оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

 адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 задавать вопросы.

105

С.Я.Маршак  "Урок  родного  языка",

"Ландыш"

106

Слушание  и  работа  с  книгами С.Я.Маршака.  

 

Слушание  пьесы-сказки  С.Я.Маршака  "Кошкин дом"  или  другого  произведения.  Выставка  книг С.Я.Маршака  разных  годов  издания.  Книги  с портретом  писателя,  книги  с  предисловием,  послесловием или аннотацией

107

Произведения  и  книги

С.Я.Маршака Итоговый контроль. Навык чтения вслух.

Первая часть урока-конкурса "Мой Маршак":

- работа в учебнике по рубрике "Книжная полка";

- выразительное чтение стихов С.Я.Маршака;

- аннотация "своей" книги, принесенной на урок;

- конкурс творческих работ.

Вторая  часть  урока-конкурса  "Я  знаю  стихи

С.Я.Маршака"

Рассказы Л.Пантелеева (6 ч)

108

Л.Пантелеев"Честное слово"

Работа  с  рассказом:  первичное  чтение,  определение темы,  "автор-рассказчик",  "автор-герой  рассказа".  Выполнение  заданий  к  тексту  в  учебнике  и  в  тетради.  Обучение  художественному  пересказу  (план в учебнике)

регулятивные

 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

Познавательные:

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Коммуникативные:

 адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 задавать вопросы.

109

Л.Пантелеев"Честное слово"

110

Л.Пантелеев "Камилл и учитель"

Исторический  рассказ,  автор-рассказчик.  Сюжет рассказа  (работа  с  "сюжетным  треугольником").

Выполнение заданий в учебнике и в тетради

111

Л.Пантелеев "Камилл и учитель"

112

Слушание и работа с детскими книгами Л.Пантелеева.  

Работа  с  рассказами  Л.Пантелеева  "Фенька",  

"Новенька". Работа с книгами Л.Пантелеев а

113

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Выполнение заданий в учебнике и тетради

Повторение произведений о детях и для детей

Произведения А.П.Гайдара (6 ч)

114

А.П.Гайдар"Горячий камень"

Работа  с  рассказом:  чтение,  выполнение  заданий  в  учебнике, выделение элементов волшебства. Работа с сюжетом. Сравнение героев рассказа. Выполнение заданий в тетради

регулятивные

 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

Познавательные:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

 пользоваться словарями, справочниками;

Коммуникативные:

 адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

115

А.П.Гайдар "Тимур и его команда"  

( отдельные главы)

Знакомство с книгой "Тимур и  его команда". Работа с отдельными главами: чтение, выполнение заданий в тетради и в учебнике. Рассказ о дружбе ребят (по выбору)

116

А.П.Гайдар "Тимур и его команда"  

( отдельные главы)

Навык чтения молча. Итоговая проверка

117

С.В.Михалков.  "Аркадий

Гайдар". К.Г.Паустовский  "Об Аркадии Петровиче Гайдаре".

Дополнительное  чтение:

С.В.Михалков "Ошибка"

Работа со  стихотворением С.В.Михалкова "Аркадий Гайдар": чтение, выполнение заданий в учебнике и в  тетради.  Слушание  очерка  К.Паустовского  "Об Аркадии  Петровиче  Гайдаре".  Повторение произведений С.Михалкова и К.Паустовского  

118

С.В.Михалков.  "Аркадий

Гайдар". К.Г.Паустовский  "Об Аркадии Петровиче Гайдаре".

Дополнительное  чтение:

С.В.Михалков "Ошибка"

119

Слушание и работа с детскими книгами о детях.

Рассматривание книг о детях, сравнение игр, забав и жизни детей в годы войны и в мирное время Дополнительное  чтение:  

В.Ю.Драгунский  "Девочка  на шаре"

Произведения М.М.Пришвина (7 ч)

120

 

М.М.Пришвин "Моя Родина".  

 

Работа  с  очерком  "Моя  Родина":  чтение,

выполнение заданий в учебнике и в тетради Развитие  сюжета  в  рассказе  "Двойной  след", комментирование заглавия, художественный рассказ о тетерке ( обучение). Выполнение заданий к тексту

регулятивные

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

 пользоваться словарями, справочниками;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения;

Коммуникативные:

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

 задавать вопросы.

121

М.М.Пришвин "Моя Родина".  

 

122

М.М.Пришвин "Выскочка", "Жаркий час"

Самостоятельное  ознакомительное  чтение,  

комментирование  заглавия.  Аналитическое  чтение,  составление плана, определение отношений автора к Выскочке.  Выполнение  заданий  в  учебнике.  Сравнение рассказов "Двойной след"  и "Выскочка".  

Чтение рассказа-описания "Жаркий час". Пояснение заглавия словами из текста. Особенности описания (выделение  глаголов,  повторов,  поведения  зайца).  Сравнение  разных  по  жанру  произведений

М.М.Пришвина:  очерк,  художественный  рассказ, юмористический рассказ, рассказ -описание

123

М.М.Пришвин "Выскочка", "Жаркий час"

124

М.М.Пришвин "Выскочка", "Жаркий час"

125

Слушание и работа с детскими книгами о природе.  

 

Слушание  рассказа  В.В.Бианки  "По  следам"  или другого  его  рассказа.  Работа  с  книгами  писателей-натуралистов  (  М.Пришвин,  Г.Скребицкий, И.Соколов-Микитов, В.Бианки, Э.Шим и др.)   Дополнительное  чтение: В.В.Бианки "По следам"

126

Обобщение по разделу "Проверьте себя".

Сформированность учебной и читательской деятельности. Итоговая проверка

Произведения зарубежных писателей (10 ч)

127

Дж. Лондон "Волк"

Работа с рассказом: чтение, работа с сюжетом, герои рассказа,  смысл  рассказа.  Выполнение  заданий  в  учебнике и в тетради

регулятивные

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

 пользоваться словарями, справочниками;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения;

Коммуникативные:

 адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

 задавать вопросы.

128

Дж. Лондон "Волк"

129

Дж. Лондон "Волк"

130

Э.Сетон-Томпсон "Чинк"

Сюжет рассказа, герой, описание кульминационного момента.  Рассказ  "Чинк  и  Обри".  Сравнение рассказа  "Чинк"  с  рассказами  русских  писателей А.Чехова, Л.Толстого, А.Куприна

131

Э.Сетон-Томпсон "Чинк"

132

Э.Сетон-Томпсон "Чинк"

133

Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей.  

Слушание  стихотворений.  Работа  с  выставкой  книг зарубежных писателей Дополнительное чтение:

Дж.Чиарди "Джон Джей

Пленти и кузнечик", "Об

удивительных птицах". Статья Р.Сефа "О стихах Джона Чиарди"

134

"Проверьте себя"

Обобщение  по  разделу.  Выполнение  заданий  в  учебнике и тетради

135

Итоговая комплексная работа

136

Библиотечный урок "Летнее чтение"

Игра "Я знаю", выбор книг на темы:

-"Русские писатели и их произведения";

-"Сказки народные и литературные";

- "Моя любимая книга".

Оформление  "Дневника  летнего  чтения"  по

рубрикам:

- "Фольклор";

- "Стихи русских поэтов";

- "Рассказы о детях";

- "Читаем о Родине и природе";

- "Зарубежные писатели";

- "Приключения";

- "Детский детектив".

регулятивные

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные:

 пользоваться словарями, справочниками;

 осуществлять анализ и синтез;

 устанавливать причинно-следственные связи;

 строить рассуждения;

Коммуникативные:

 адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

 высказывать и обосновывать свою точку зрения;

 задавать вопросы.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Сборник  программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века".-      3-е изд., дораб. и доп. – М.:  Вентана – Граф, 2009. – 176 с.
  2. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»  Изд. «Вентана –  Граф» 2009 г Москва
  3.              Ефросинина Л.А.  Оценка знаний 1,2 ч  Изд « Вентана - Граф» 2007 г Москва
  4. Беседы с учителем 1, 2,3,4 кл начальной школы  Изд. « Вентана - Граф» 2004г  Москва
  5. Методическое пособие  3 класс ЕфросининаЛ.А. Литературное чтение  
  6. Изд. « Вентана - Граф»  2005 г. Москва
  7.            Ефросинина Л.А. Литературное чтение 3 кл. 1,2 ч Изд « Вентана - Граф» 2003г Москва
  8. Ефросинина Л.А. Литературное чтение. Хрестоматия 3кл. Изд « Вентана - Граф» 2003г  Москва
  9.             ЕфросининаЛ.А. Литературное чтение 3 кл. Рабочая тетрадь 1,2 ч  Изд « Вентана - Граф»  2011 г. Москва


Образовательная область «Филология»

(обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, иностранный язык)

Средства ИКТ

Компьютер.

Колонки.

Мультимедийный проектор.

Экран

Цифровой фотоаппарат (по возможности).

Цифровые образовательные ресурсы

Электронные учебники и тренажёры, в том числе занимательные задания по предмету.

Аствацатуров Г.О.
   Развитие речи. Учимся говорить правильно. Год издания 2008 Издательство ООО "Новый диск"

Тимофеенко Н.Ю.
   Страна Лингвиния. Год издания 2005   

Родная речь 3-4 класс. Год издания 2004 Издательство РС СD-ROM

здательство ЗАО " Новый Диск"

Русские народные праздники обряды и обычаи. Год издания 2007 Издательство Новый Диск

Электронные хрестоматии и энциклопедии.

«Русский язык. Интерактивная энциплопедия для начальной школы» 2.0. Электронная версия

Учебно-методическая литература

Методическая литература для учителя.

Фонд библиотеки

Учебно-методические комплекты нового поколения для учащихся.

Словари.

Справочные пособия.

Учебно-практическое и лабораторное оборудование

Таблицы, плакаты к основным разделам грамматического материала.

Наборы сюжетных и предметных картинок, ситуационные плакаты с раздаточным материалом..

Портреты поэтов и писателей.

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы.

Экранно-звуковые средства

Аудиозаписи в соответствии с программой  обучения.

а/з «У страха глаза велики»

CD-диски с фильмами и мультфильмами, соответствующими тематике учебных курсов.

Русские сказки. Год издания 2007 Издательство Новый диск

Слайды (мультимедийные презентации), соответствующие тематике учебных курсов.

През. «Фонетический разбор», «Правописание суффиксов», «Учимся писать приставки»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программы по литературному чтени. 2 кл. Автор:Л.А.Ефросинина

Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературному чтению. Программа составлена на 102 часа....

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс учебник Л.А. Ефросинина

Рабочая программа рассчитана на 3 учебных часа  в неделю....

Рабочая программа по литературному чтению, 3 кл. Учебник Грехневой, Кореповой

Содержит пояснительную записку и календарно тематическое планирование (при закачке таблица перестраивается)...

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (по учебнику Л.А.Ефросининой)

Учебная программа  "Начальная школа ХХI века". Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена по рекомендациям Л.А.Ефросининой....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику Ефросининой Л.А.., 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению к учебнику  Ефросининой Л.А.., 3 класс с пояснительной запиской, тематическим планированием, УУД....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...