Работа над проектами как элемент самоорганизующейся деятельности - мастер-класс для педагогов
учебно-методический материал по чтению на тему
В материале представлена работа одной из секций районного семинара в ГБОУ СОШ№76 Санкт-Петербурга. Знакомство с авторской стратегией (Е.О.Галицких) СПИСОК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_proektami_master-klass.doc | 198.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов на секции «Проектная деятельность младших школьников» учителя начальных классов ГБОУ СОШ№76 Выборгского района Санкт-Петербурга Обласовой Л.Ю.
«Работа над проектами как элемент самоорганизующейся деятельности»
Дата проведения урока: 9 апреля 2013
Место занятия в районном семинаре: в практической части семинаре, при работе по секциям
Тип занятия: мастер-класс
Задачи занятия:
- познакомить с новой технологией (автор Е.О.Галицких) «СПИСОК»
- рассказать о системе работы МО начальных классов школы по развитию культуры чтения
- познакомить с результатами диагностических методов по исследованию читательской активности детей
Форма занятия: урок-мастерская
Форма организации деятельности: коллективная, индивидуальная
Продолжительность занятия 30 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ
Наша страна всегда была читающей. Хотелось бы сохранить эту традицию. Чтение хорошей художественной литературы способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера. У детей формируется система ценностей. В наше время всё это очень важно. Поскольку разным поколениям всё труднее найти взаимопонимание. Ситуация усложняется большим числом мигрантов в петербургских школах. Компьютер и ИНТЕРНЕТ отнимают у наших детей возможность стать компетентными читателями и создавать свои воображаемые миры и образы; стать творцом, а не потребителем.
С учителями начальной школы мы решили, что нам необходимо расширить опыт привлечения учеников к чтению и взять под пристальный контроль процесс формирования вкуса маленьких читателей. И сегодня на нашем семинаре в творческой рабочей обстановке мы встречаемся со всеми, кто заинтересован в воспитании компетентного читателя, которыми мы хотим видеть наших учеников.
В этом учебном году МО учителей начальной школы включилось в работу над долгосрочным проектом «Развитие культуры чтения, как средства воспитания учащихся». Реализация задач, которые ставят перед собой учителя, проходит через организацию деятельности учащихся в урочное и внеурочное время.
В октябре было проведено стартовое анкетирование, оно выявило положительное отношение к чтению у большинства учащихся.
Круг чтения – самый подвижный элемент содержания образования, поэтому важно не раз и навсегда назвать список произведений для изучения, а определить принципы отбор и расположения текстов.
Отбор произведений для чтения в классе определяется:
эстетической ценностью произведений;
доступностью их для восприятия детьми 6 -10 лет и одновременно наличием того потенциала смысла, который позволит ребенку развиваться как читателю,
читательскими интересами младших школьников,
жанровым и тематическим разнообразием,
преимущественным вниманием к русской литературе,
введением в круг чтения русского и зарубежного фольклора, иностранной литературы.
Всех, кто берёт на себя ответственность за организацию детского чтения, волнует проблема, создания условий для личностного саморазвития ученика.
Закон РФ «Об образовании» определяет «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности».
И на вопрос: читать или не читать, каждый волен отвечать по-своему.
Нам бы хотелось, чтобы дети выбрали – читать.
Учащиеся начальной школы менее своих старших товарищей «охвачены» виртуальной жизнью. Значит, у нас есть возможность воспользоваться этим обстоятельством и увлечь их в мир литературы.
Нам кажется правильным высказывание Фрэнсис Бэкон «Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным».
Поводом для выбора технологии, с которой мы намерены вас познакомить, стала общественная дискуссия по формированию списка «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых к самостоятельному прочтению»
Способ деятельности – составление списков - всем хорошо известен.
Содержание книги, инструкция по применению и т.д.
Список рекомендательной литературы.
Сегодня мы познакомимся со стратегией «СПИСОК» - автор Е.О.Галицких
Возьмите лист бумаги и напишите в центре своё имя, выделите его цветом.
Список может состоять из 5 – 10 позиций. Предельная граница списка сегодня 5 пунктов.
Составим «список того, что я умею». Озвучим по одной позиции из каждого списка.
Составим «список того, что каждый имеет».
Составим «список книг, которые определили мою любовь к чтению». Озвучим по одной позиции из каждого списка.
Так мы настроились на ритм работы, почувствовали интерес к созданию списков, испытали полную свободу выбора.
Попробуем теперь составить коллективный список. Для этого каждый участник работы называет заголовок списка, который бы он составил с удовольствием.
Теперь мы проявили творчество и расширили свои горизонты.
Составим «список списков». И попробуем понять: зачем это нам? Что с этими списками можно делать? Для этого мы составим «список действий».
- Составлять
- Придумывать темы списков
- Ранжировать
- Исполнять и вычёркивать
- Маркировать
- Сортировать
- Исключать лишнее
- Продолжать
- Классифицировать
- Анализировать и т.д.
Используем полученные перспективы при работе со списком, в данном случае – список «100 книг по истории, культуре и литературе народов РФ».
Промаркируем книги, которые Вы читали. Из остальных можно выбрать названия книг для чтения в ближайшей перспективе.
В этой работе проверяются и активизируются остаточные знания, обнаруживаются пробелы.
А если вам хочется включить в список очень значимые для вас книги, то из полученного списка можно составлять список «Приложение». Данная работа имеет личностное значение.
Мы маркировали книги из списка.
Мы познакомим Вас с другой деятельностью. Чтобы активизировать всех участников образовательного процесса, в рамках инициативы «Списка 100 книг», учителя нашей школы провели работу по созданию нашего школьного списка художественной литературы - «Полка любимых книг».
АНАЛИЗ КРУГА ЧТЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ СПИСКА «100 КНИГ +»
СОВРЕМЕНННЫЕ И КЛАССИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
В начальной школе 205 учащихся.
Участвовали в анкетировании 111 человек.
Интересно посмотреть на первую двадцатку книг.
Осталось посмотреть, как с помощью списка можно систематизировать знания по предметам или по областям знаний.
Мы остановимся на «Литературе». Составим те списки, с помощью которых ребёнок может привести в действие те или иные знания, которые им уже освоены. (Список фамилий авторов. Список литературных героев. и т.д.) «Тут проверяются и активизируются остаточные знания, но сам процесс их использования «ум в порядок приводит» и обнаруживает пробелы».
Для развития ассоциативного мышления и актуализации кругозора учащихся начинаем думать ассоциативно, ищем ответы в разных направлениях. Итоговый список предполагает ответ на вопрос: «Какие всемирно известные списки в области истории, культуры и литературы вы можете назвать?». Например,
- Десять библейских заповедей.
- Нобелевские лауреаты России в области литературы
- Красная книга.
- Список погибших на войне.
- Список учеников в классе.
- Список рекордов….
- Список самых красивых городов мира.
- Список чудес света.
- Список выдающихся открытий.
И в том числе список литературы, рекомендованной к прочтению за учебный год, в рабочих тетрадях УМК Т.Г.Галактионовой и др. «Учимся успешному чтению. Портфель читателя», по которым мы начали работу в текущем учебном году.
Поскольку свободный выбор литературы для чтения младших школьников, без всякого сомнения, должен быть направлен на выбор качественной книги, которая формирует нравственного, культурного читателя.
Рефлексия.
Оценим нашу работу, выразив отношения к ней с помощью одного слова, реплики, предложения, жеста.
(Участники секции выразили отношение к совместной работе на секции и новым знаниям так: наглядно, доступно, практично, динамично, многоаспектно и т.д.)
Таким образом, «центром притяжения знаний было создание своих списков, их творение. Каждый оценил широту и глубину своего читательского опыта, индивидуальную готовность к соразмышлению, стремится увидеть другого и понять его в пространстве проекта «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации».[1]
Умение ориентироваться в море книг и желание это делать поможет нашим детям организовать свою проектную деятельность.
Источник:
- Е.О. Галицких (Киров) Педагогическая технология «Список» в контексте работы с проектом «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендованных к самостоятельному прочтению» Сборник научных статей и методических материалов. «Открытое образование. Педагогика текста. Актуальное чтение.», СПб., 2012. С.69 – 73.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга
2. Айтматов Ч. И дольше века длится день/ Белый пароход
3. Аксенов В. Звездный билет/ Остров Крым
4. Алексин А. Мой брат играет на кларнете
5. Арсеньев В. ДерсуУзала
6. Астафьев В. Пастух и пастушка/ Царь-рыба
7. Бабель И. Одесские рассказы / Конармия
8. Бажов П. Уральские сказы
9. Белых Л., Пантелеев Л. Республика Шкид
10. Богомолов В. Момент истины (В августе сорок четвертого)
11. Бондарев Ю. Батальоны просят огня/ Горячий снег
12. Боханов А. Император Александр III
13. Булгаков М. Белая гвардия
14. Булычев К. Приключения Алисы
15. Бунин И. Темные аллеи
16. Быков В. Мертвым не больно/ Сотников
17. Васильев Б. А зори здесь тихие…/ В списках не значился
18. Вернадский Г. Начертание русской истории
19. Волков А. Волшебник Изумрудного города
20. Гайдар А. Тимур и его команда/ Голубая чашка / Чук и Гек
21. Гамзатов Р. Мой Дагестан/ Стихотворения
22. Гиляровский В. Москва и москвичи
23. Гончаров И. Обыкновенная история
24. Горянин А. Россия. История успеха (в 2 книгах)
25. Грин А. Алые паруса/ Бегущая по волнам
26. Гумилёв Л. От Руси к России
27. Гумилев Н. Стихотворения
28. Деникин А. Очерки русской смуты
29. Джалиль М. Моабитская тетрадь
30. Довлатов С. Зона/ Чемодан/ Заповедник/ Рассказы
31. Достоевский Ф. Идиот
32. Драгунский В. Денискины рассказы
33. Дудинцев В. Белые одежды
34. Думбадзе Н. Я, бабушка, Илико и Илларион
35. Ибрагимбеков М. И не было лучше брата
36. Ильин И. О России. Три речи
37. Ильф И., Петров Е. Двенадцать стульев/ Золотой телёнок2
38. Ишимова А. История России в рассказах для детей
39. Искандер Ф. Сандро из Чегема
40. Каверин В. Два капитана/ Открытая книга
41. Кассиль Л. Будьте готовы, Ваше высочество!/ Кондуит и Швамбрания
42. Катаев В. Белеет парус одинокий
43. Кондратьев В. Сашка
44. Кончаловская Н. Наша древняя столица
45. Крапивин В. Мальчик со шпагой
46. Кузьмин В. Сокровище нартов: Из кабардинских и балкарских сказаний о богатырях-нартах
47. Куприн А. Поединок/ Гранатовый браслет
48. Лагин Л. Старик Хоттабыч
49. Лесков Н. Очарованный странник
50. Лихачев Д. «Слово о полку Игореве» и культура его времени/ Раздумья о России (сборник)/ Рассказы русских летописей XII-XIV вв.
51. Лотман Ю. Беседы о русской культуре/ Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий
52. Набоков В. Дар/ Защита Лужина /Приглашение на казнь
53. Некрасов В. В окопах Сталинграда
54. Носов Н. Приключения Незнайки/ Незнайка на Луне/Живая Шляпа/ Мишкина каша
55. Обручев В. Земля Санникова
56. Олеша Ю. Три толстяка
57. Островский Н. Как закалялась сталь
58. Паустовский К. Повесть о жизни/ Мещерская сторона
59. Пикуль В. Реквием каравану PQ-17/ Миниатюры
60. Приставкин А. Ночевала тучка золотая
61. Петрушевская Л. Рассказы и повести
62. Полевой Б. Повесть о настоящем человеке
63. Прутков Козьма Сочинения
64. Распутин В. Прощание с Матерой
65. Рождественский Р. Стихотворения
66. Рубцов Н. Стихотворения
67. Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре
68. Рыбаков А. Кортик/ Бронзовая птица/ Выстрел
69. Самойлов Д. Стихотворения
70. Симонов К. Стихотворения/ Живые и мертвые
71. Соловьев Л. Повесть о Ходже Насреддине
72. Стругацкий А., Стругацкий Б. Понедельник начинается в субботу/ Трудно быть богом
73. Токарева В. Рассказы и повести
74. Толстой А. Князь Серебряный
75. Толстой JI. Хаджи-Мурат/ Казаки/ Анна Каренина3
76. Тукай Г. Шурале
77. Тынянов Ю. Пушкин/ Смерть Вазир-Мухтара
78. Успенский Э. Крокодил Гена и его друзья./ Дядя Федор, пес и кот
79. Фадеев А. Молодая гвардия/ Разгром
80. Фраерман Р. Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви
81. Хетагуров К. Стихотворения
82. Шварц Е. Дракон/ Снежная королева
83. Шукшин В. Рассказы
84. Эйдельман Н. Лунин/ Твой XIX век
85. Эренбург И. Люди, годы, жизнь
86. Ян В. Чингиз-хан. Батый. К последнему морю
87. Янин В. Я послал тебе бересту
Эпосы, былины, летописи
88. Алпамыш
89. Гэсэр
90. Давид Сасунский
91. ДжанГар
92. Калевала
93. Кер-оглы
94. Манас
95. Олонхо
96. Урал – Батыр
97. Древние Российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым
98. Повесть временных лет
99. Былины (сост. Чечеров К., Ухов П.)
100. Сказки народов России (сост.Ватагин М.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Профессиональная компетентность педагога, работающего с детьми, имеющими устойчивые трудности в обучении"
В системе общего образования особой проблемой является постоянное увеличение числа школьников , не справляющихся со стандартнми требованиями учебной программы.Отсюда цель:находить в теории обучения и ...
Мастер-класс для конкурса "Педагог года" "Как играть с гиперактивными детьми?"
Данный материал включает разработку занятия и сопроводительную презентацию....
Деятельность учителя начальных классов по формиро-ванию у учащихся культуры здорового образа жизни в рамках осуществления тематического проекта Про-граммы развития гимназии (мастер-класс)
Современные образовательные организации определяют стратегию своего роста и совершенствования на основе таких важных документов как Программа развития. ] Программа выступает в качестве документа ...
Учебный проект с элементами исследовательской деятельности как способ приобщения учащихся начальной школы к творческой деятельности.
1. Психологи и педагоги о психологии творчества и специальных способностей.2. Как подготовить и презентовать учебный проект с элементами исследовтельской деятельности в 4 классе по УМК "Планета з...
Мастер-класс по обучению педагогов использованию "виртуальной доски"
Мастер-класс по обучению педагогов использованию "виртуальной доски"...
Мастер-класс для учителей - педагогов «Сказкотерапия как метод коррекции речи»
Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности педагога.В жизни много чудес. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Пра...
Мастер-класс для аудитории педагогов «Технология развития критического мышления у младших школьников»
В данном мастер - классе вы познакомитесь с методами и приёмами Технологии критического мышления....