Мастер-класс для конкурса "Педагог года" "Как играть с гиперактивными детьми?"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Данный материал включает разработку занятия и сопроводительную презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.ppt | 2.47 МБ |
master-klass.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ: 1. Игры-разминки 2. Дыхательные упражнения 3. Кинезеологические упражнения 4. Развивающие игры и упражнения 5. Релаксация
ИГРЫ-РАЗМИНКИ 1. «Давайте поздороваемся» Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания. 2. «Обзывалки» Цель: создание положительных эмоций, настрой группы
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Цель: оптимизация тонуса мышц.
КИНЕЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ Цель: развитие межполушарного взаимодействия Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, формируют мелкую моторику. 1. «Ухо – нос» 2. «Многоножки» 3. «Слоны»
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ Цель: развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе; развивать приемлемые способы выплескивания отрицательной энергии, снятие отрицательных эмоций; развитие внимания, произвольности, самоконтроля; планирование своих действий, управление собственным поведением.
«ЧТО ИЗМЕНИЛОСЬ?» Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
ТАНГРАМ Цель: развивать пространственные представления детей, конструктивное мышление, логику, воображение, сообразительность.
СОБЕРИ ФИГУРУ
«ЛАСКОВЫЕ ЛАПКИ» Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым.
«РУБКА ДРОВ» Цель: сглаживание агрессии и импульсивности.
РЕЛАКСАЦИЯ 1. Любопытная Варвара 2. Маленький зверек
Предварительный просмотр:
Структура занятия:
1. Игры-разминки. (5 мин.)
Цель: создание положительных эмоций, настрой группы. Воспитание уверенности в себе.
2. Дыхательное упражнение (3-5 мин.)
Цель: оптимизация тонуса мышц.
3. Кинезиологические упражнения. Самомассаж. Разминка для глаз. Чтение скороговорок. (5 мин.)
Цель: развитие межполушарного взаимодействия
Упражнения повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, формируют мелкую моторику. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать ускорение темпа выполнения.
4 Развивающие игры и упражнения. (10-15 мин)
· Игры на развитие средств общения;
Цель: развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в коллективе.
· Игры, упражнения на снижение агрессии, ослабление негативных эмоций;
Цель: развивать приемлемые способы выплескивания отрицательной энергии, снятие отрицательных эмоций. Снижение эмоционального напряжения; помощь в снятии страхов.
· Игры на развитие произвольности, внимания;
Цель: развитие внимания, произвольности, самоконтроля; планирование своих действий, управление собственным поведением;
5. Релаксация. Слушание музыки. (3-5 мин.)
Цель: освоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук, ног, тела.
"Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
"Ласковые лапки" (Шевцова И.В.)
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
"Кричалки—шепталки—молчалки" (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".
"Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"(Педагог делает паузу) "Говори!"; "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"; "Сколько будет два плюс три?" и т. д."
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
"Передай мяч" (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
"Слушай хлопки" (Чистякова М.И., 1990)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
"Давайте поздороваемся" (Автор неизвестен)
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
"Многоножки"
Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
"Слоны"
Средний палец правой или левой руки превращается в 4хобот", остальные — в "ноги слона". Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры "Кричалки — шепталки — молчалки".
1. Игра «Подвигай телом».
Цель: создать положительный настрой на занятие, снять напряжение и усталость, раскрепостить участников.
Инструкция. Сейчас мы с вами разомнемся. Это разминка называется «Подвигай телом». Мы будем танцевать разными частями тела. Какими – я буду называть по ходу нашей разминки. Ваша задача – максимально использовать в танце названную часть тела.
Команды:
- танцуем правой рукой;
- танцуем левой рукой;
- танцуем обеими руками;
- танцуем отдельно головой;
- танцуем левой ногой;
- танцуем правой ногой;
- танцуем обеими ногами;
- танцуем туловищем;
- танцуем правым плечом;
- танцуем левым плечом;
- танцуем обеими плечами;
- танцуем бровями;
- танцуем носом;
- танцуем губами;
- танцуем лицом;
- добавляем к танцу голову и шею;
- добавляем плечи;
- добавляем к танцу руки;
- добавляем правую ногу;
- добавляем левую ногу;
- танцуем всем телом;
- исключаем из танца правую ногу;
- исключаем из танца ноги;
- исключаем из танца туловище;
- исключаем из танца руки;
- исключаем из танца плечи;
- исключаем из танца голову;
- исключаем из лицо;
- танцуем губами;
- остановились;
- повернулись;
- улыбнулись!
- Игра «Маленький зверек».
- Цель: дать возможность взрослым почувствовать, как с помощью игровых приемов можно осуществлять мышечный контроль.
- Ведущий просит участников закрыть глаза, после чего тихим голосом произносит следующий текст: «Положите, пожалуйста, руки на колени, соединив ладони вместе. Представьте, что вы держите в руках маленького пушистого зверька. Это может быть котенок, щенок, птичка и т.д. Он такой крохотный, что свободно помещается у вас в ладошках. Он засыпает, поэтому вы стараетесь сидеть без движений, чтобы не разбудить его. Если кому-то очень хочется погладить своего зверька, сделайте это осторожно, легким движением больших пальцев рук. Мысленно успокойте зверька, скажите ему что-нибудь ласковое, улыбнитесь ему. Почувствуйте, как его дыхание становится более ровным, медленным, спокойным, и вы тоже дышите в такт с ним. Осторожно переложите зверька на теплое одеяло, которое находится рядом с вами (на соседнем стуле), убедитесь, что зверек в полной безопасности, улыбнитесь ему еще раз. Теперь можете открыть глаза».
- 1.Игра-разминка «Эхо». Дети сидят в кругу.
- -Вы когда-нибудь слышали эхо в лесу? Звук повторяется несколько раз. Причем каждый последующий раз все тише и тише. Сейчас мы с вами поиграем в эхо. Я крикну какое-нибудь слово. Мой сосед повторит его, но чуть-чуть тише, следующий – еще тише и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не крикнет свое слово, а остальные по кругу не повторяют его.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс на конкурсе "Учитель года 2012"
Тема мастер - классТттттТттт...
Мастер-класс ученика: "Дух Нового года".
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3734065","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 48px; height: 47px;"}}]]Мастер-класс ученика: "Дух Нового года". ...
Мастер - Класс на конкурсе "Учитель года Ромненского района- 2014г"
конкурсный мастер-класс!...
мастер-класс на конкурс Учитель года
материал для проведения мастер класс на конкурсе "Учитель Года". Тема "Правописание местоимений с предлогами"....
Мастер- класс для конкурса "Учитель года".Тема "Я умею читать"
Приемы, которые были использованы в работе, формируют осознанное чтение, а это с свою очередь повышает познавательную активность учащихся, интерес к предмету....
мастер класс на конкурс "Учитель года"
мастер класс по русскому языку "Фразеологизмы"...
Мастер-класс для конкурса "Учитель года-2015"
Данный мастер-класс по технологии я давно проводила среди своих обучающихся, Дети и взрослые любят складывать фигурки в технике оригами. Это быстро, красиво и многофункционально. Актуальное занятие во...