Мастер-класс для учителей - педагогов «Сказкотерапия как метод коррекции речи»
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Коткова Светлана Борисовна

Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности педагога.

В жизни много чудес. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Правда, мы привыкли к чудесам. И не­которые из нас хотят чего-то нового, неожиданного...

А чудо – совсем рядом. Однако только человек с откры­тым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка.

Актуальность данной темы заключается в том, что сказ­ки – естественная составляющая повседневной жизни детей.

Новизна темы заключается в том, что использование сказкотерапии в работе с детьми позволяет не только решать профилактические, образовательные, воспитательные задачи, но и предоставляет возможность интегрировать образовательные области в соответствии с ФГОС.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для учителей - педагогов

«Сказкотерапия как метод коррекции речи»

Цель: освоение и последующее применение методики в практической деятельности педагога.

В жизни много чудес. Разве не чудо, что солнце всходит и заходит, что меняются времена года, рождаются дети?.. Правда, мы привыкли к чудесам. И некоторые из нас хотят чего-то нового, неожиданного...

А чудо – совсем рядом. Однако только человек с открытым сердцем может познать его прелесть. Открыть свое сердце навстречу добру учит нас сказка.

Актуальность данной темы заключается в том, что сказки – естественная составляющая повседневной жизни детей.

Новизна темы заключается в том, что использование сказкотерапии в работе с детьми позволяет не только решать профилактические, образовательные, воспитательные задачи, но и предоставляет возможность интегрировать образовательные области в соответствии с ФГОС.

Сказкотерапия  это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В сказках можно найти полный перечень человеческих проблем и образные способы их решения. Часто это позволяет найти и нужное решение в жизни.

Сказкотерапия  это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Ребенок, находясь в сказке, взаимодействует со многими сказочными героями и, как в жизни, ищет пути решения проблем, которые встают перед ним.

Для детей сказки связаны с волшебством, а волшебство – это еще и превращение. В сказке – реальное, а в жизни – не всем заметное. Дети раскрепощаются, легко перевоплощаются в любимых и близких по духу сказочных героев, фантазируют, живо и образно высказывают свои мысли, решают проблемные задачи, формируют нравственные нормы поведения.

Этапы проведения мастер – класса.

Вступительное слово:

Сказочное слайд – шоу «Сказки гуляют по свету»

                              Сказки любят все на свете,

                              Любят взрослые и дети,

                               Сказки можно почитать,

                              Но лучше в сказку поиграть.

Вхождение в сказку путём преодоления, какого – либо препятствия с целью создания эмоционального настроя на занятие и привлечения интереса к нему.

1.Отгадайте сказочные загадки, и сказка к вам придёт ребятки.

Его из теста испекла

Бабушка для деда,

Но на окошке не нашла,

Ушёл он до обеда. (Колобок)

                                                 Что за домик у дорожки

                                                 Разноцветные окошки,

                                                 Звери в домике живут,

                                                 Как же домик тот зовут? (Теремок)

2.Артикуляционная сказочная гимнастика.

Дети, вы верите в сказки?

Если в сказку всем сердцем поверить

В мир волшебный откроются двери.

Вы туда без труда попадёте на летучем большом корабле (чашечка).

Или с бабой Ягой на метле (облизать губы)

Можно в сказку влететь на Жар – Птице (качели)

Можно на колобке закатиться (катушка, блинчики)

Или въехать как слон на еже (покусываем язык)

Вот мы кажется в сказке уже.

                                                    Если сказка в дверь стучится,

                                                   Ты скорей её впусти,

                                                   Потому, что сказка – птица

                                                    Чуть спугнёшь и не найти.

3. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Развитию мелкой моторики пальцев рук на логопедических занятиях уделяется особое внимание, так как этот вид деятельности способствует умственному и речевому развитию, выработке основных элементарных умений, формированию графических навыков.

У детей с ТНР (ОНР-3) наблюдается плохая координация мелкой моторики пальцев рук. И как следствие – может развиться дисграфия (нарушение письма). Развитие движения пальцев подготовит платформу для дальнейшего развития речи.

Расскажем сказку руками.

Дед и баба дружно жили

Колобка слепить решили.

Тесто быстро замесили,

Потом в печку посадили,

На окошке он студился,

По дорожке покатился.

Колобок наш шалунишка.

Съесть его хотел Зайчишка,

Серый волк и Бурый мишка.

Но когда малыш в лесу встретил рыжую лису,

От лисы уйти не смог, сел лисичке на носок.

Грамматические задания по сказке.

Цели: формировать навыки словообразования, навык образования притяжательных прилагательных, правильного использования предлогов.

Перед нами картина леса.

Деревья стоят, из – за деревьев выглядывают животные. 

Вот мы видим длинные уши зайца.

Заячьи длинные уши,

Зайцу в лесу нужны,

Если внимательно слушать

Волки не так страшны.

А вот мы видим рыжий, пушистый хвост лисы.

Хвост у лисоньки лисий,

Мягкие лапки лисьи,

Только не верь ей рыжей

Коварны все её мысли.

Вот это большие неуклюжие лапы медведя.

У медведя медвежье ухо,

Неуклюжие лапы медвежьи,

Мишка спит только там, где сухо

Всюду ищет сухой валежник.

А это волк забыл спрятать свой хвост

У волка есть волчий хвост.

И серая волчья шуба,

Волк очень опасный гость,

Слишком остры волчьи зубы.

4.Грамматическое упражнение.

 Прежде, чем попасть в лес колобок по дорожке -

Покатился. А потом с горы скатился,

Он, а машину закатился,

На машине прокатился,

Через мост перекатился

И в лесочек закатился. Колобок, колобок румяный бок.

В мире много сказок

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

5.Покажем ещё одну сказку «Курочка Ряба»

Курочка Ряба бабе и деду,

Яйцо золотое снесла к обеду.

Били яичко баба и дед,

Но не смогли разбить на обед.

Мышка – Норушка мимо бежала,

Яичко смахнула, оно и упало.

Плакали горько баба и дед,

Яйцо ведь разбилось, пропал их обед.

С тех пор уже Ряба бабе и деду, несёт лишь простые яйца к обеду.

 В сказках много приключений,

 Очень радостных волнений,

 Побеждает в них добро,

 Ведь добро сильней, чем зло.

6.Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.

Основная цель дидактических игр по русским народным сказкам – развитие речи детей, воспитание интереса к русским народным сказкам.

 «Узнай сказку»

Сказки просят

 - А сейчас

Вы друзья

Узнайте нас.

                         А дорога – далека

                        А корзина – нелегка

                        Сесть бы на пенёк,

                        Съесть бы пирожок. (.........)

Мышка добрая была

Мышка дом себе нашла.

В доме том в конце, концов,

Стало множество жильцов (........).

                           И зайчонок, и волчица

                           Все бегут к нему лечится.

                           Всех излечит, исцелит. (..........).

В гости к бабушке пошла

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил.

Обманул и проглотил (…).

6.Выход из сказки.

У сказки можно поучиться,

Она ведь мудрости полна.

Её герои учат жизни.

Их украшает доброта.

Пусть сказка всегда будет путеводной звездой в жизни каждого!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"

В этой презентации  есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...

Мастер-класс на заседании Клуба педагогов «Лидер в образовании» «Занятие внеурочной деятельности общекультурной направленности «Чёрный кот»

Интегрированное занятие внеурочной деятельности общекультурного направления "Чёрный кот" представляет собой беседу нравственного содержания, основанную на методике этического диалога, автором котороой...

Мастер-класс на тему: «Специфика применения коррекционно-развивающих методов и приемов в работе с детьми с ОВЗ».

Цель: Распространение личного педагогического опыта по применению коррекционных технологий в работе с детьми с ЗПР. Задачи:1. Создание условий для профессионального развития педагога, в ход...

Сказкотерапия как метод коррекции в образовании

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывал...

Мастер - класс для родителей и педагогов "Православные праздники".

Дать представление о православном календаре, познакомить с православными праздниками и традициями....

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для логопедов "Использование нейропсихологических приёмов и методов в работе учителя-логопеда"...