Конспект урока по обучению грамоте в первом классе по теме: Устная речь
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Организационная информация | |
Тема урока | «История речи. Речь устная и письменная.» |
Предмет | литературное чтение (обучение грамоте) |
Методическая информация | |
Тип урока | урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Цели урока | - создать условия для открытия учащимися видов речи и ее функций; - дать первоначальное представление о схеме предложения; - способствовать развитию устойчивого познавательного интереса к предмету |
Задачи урока | 1. Познакомить детей с видами речи и ее функцией. 2. Учить составлять схемы предложений и предложения по схемам. 3. Развивать память, внимание, речь, мышление и наблюдательность младших школьников. |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока | Дети познакомятся с видами речи; потренируются составлять схемы предложений и предложения по схемам. |
Необходимое оборудование и материалы | - компьютер, - проектор, - презентация. |
Подробный конспект урока | |
Мотивация учащихся | I. Вступительная беседа. - Дети, я очень рада, что мы опять собрались все вместе. Я с удовольствием смотрю на ваши симпатичные личики. У нас много интересной работы. Мы с вами опять будем узнавать новое, доказывать, спорить, радоваться успехам, а с неудачами предлагаю справляться всем вместе. Что скажете, согласны? (Мнения ребят) |
Ход и содержание урока | Слайд 2 |
Отгадайте загадку и скажите, как называется здание, в котором мы находимся? Это необычный дом, не живут ведь в доме том. Кто в него войдёт, тот ума приобретёт. (ШКОЛА) Как называется комната в которой мы начинаем урок? Как называют всех ребят на уроке? (ученики) В каком городе находится наша школа? Как называется страна, в которой мы живём? Как люди называют страну , в которой родились? (Родина, отчизна) Родина – где ты родился и рос, Родина – это сережки берез, Запах травы на лугу и река, Небо бескрайнее и облака. Родину нужно беречь и любить, Бережно предков заветы хранить, Помнить о тех, кто без страха в бою Жизнь отдавал за Отчизну свою. Родина там, где отец твой и мать. Родину нам не дано выбирать. Родина – это родная страна. Родина в жизни бывает одна! – Вы будете учиться и много интересного узнаете о нашей Родине на занятиях в школе. Как называются школьные занятия? (Уроки.) Когда-то вы все были маленькими и не умели говорить. - Как вы сообщали родителям о своих желаниях, настроениях? (жестами, звуками) - Понимали вас родители? - Какие первые слова вы научились говорить? Как их произносили? Все вас хорошо понимали? Почему? (ответы детей) Развитие речевого аппарата: У ежа ежата, у ужа ужата. Слайд 3 - Чем должен владеть человек, чтобы его могли понять другие? (речью) - Как вы думаете, о чем же пойдет разговор сегодня на уроке? - Вы определили тему урока. Но у каждого урока есть не только тема, но и цель. И то, и другое вы будете формулировать сами, а я буду стараться вам помочь. - Что же нам нужно узнать о речи? II. Работа над темой
Слайд 4 - Что вы можете сказать о людях, которые изображены на рисунке? (это первобытные люди) Почему вы так решили? Слайд 5 - Чем пользуется первобытный человек в своем рассказе? (жестами, отдельными звуками) Слайд 6 (Звук записан в презентации, но, если не нужен, его можно удалить.) - Первобытные люди и в самом деле совсем не умели говорить, но потребность в общении была столь велика, что им приходилось язык придумывать. Да, да, именно придумывать, потому что его не было вовсе. - Как вы думаете, когда же возникла речь? (мнения детей) Слайд 7 (со звуком) - Никто этого точно не знает, но многие считают, что речь могла возникнуть, когда люди стали делать каменные орудия, примерно 25 тысяч лет назад. Слайд 8 (со звуком) - Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди «договаривались», что оно будет означать. Когда они изобрели слова, сразу стало легче и лучше жить. Слова помогали людям общаться. Так появилась устная речь. Слайд 9 (со звуком) - Устная речь – от слова уста (на древнерусском языке означало рот, губы) -Когда мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим) - С каким видов речи мы познакомились? ( с устной речью) Существуют понятия «устная речь» и «письменная речь». Если, к примеру, один человек напишет письмо другому человеку, то какая это будет речь? Все, что мы говорим, – это речь. Речь называется устной, по- тому что мы пользуемся ртом (устами), произносим все при помо- щи голосового аппарата, когда хорошо видна работа губ. Устной речью мы пользуемся, когда рассказываем, слушаем, спрашиваем. Устную речь мы слышим и произносим. Физкультминутка Слайд 10 - С помощью устной речи я сейчас буду выражать какую-либо просьбу или сообщать вам что-нибудь. Если услышите просьбу, то постарайтесь ее выполнить. А если услышите сообщение, то стойте неподвижно. Встаньте, пожалуйста. У меня замечательное настроение. Покажите мне свои ладошки. Хлопните три раза, пожалуйста. Первоклассник внимательно слушает. Поставьте руки на пояс и наклонитесь влево - вправо. Дети слышат правильную речь. Тихонько сядьте на свои места. - Какую речь я использовала во время физкультминутки? (устную)
Слайд 11 - Язык был созданием человека, множества людей. Но вот беда, слово исчезало в воздухе, едва его произносили. Со временем, чем больше становилось знаний, тем труднее было удерживать их в памяти. Непростая это была задача для древнего человека – сохранить информацию. - Как вы думаете, какой выход нашли наши предки? Слайд 12 Рисуночное письмо было первым шагом к современной письменности. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Слайд 13 (со звуком) - Потом древние люди придумали пиктограммы, чтобы более понятно выражать свои мысли. Слайд 14 (эффекты анимации настроены по щелчку) - Прочитайте пиктограмму – предложение. - Как вы думаете, что обозначают черточки под рисунками? (ответы детей) - Это схема предложения. Каждое слово в схеме обозначается чертой, первое слово пишется с большой буквы – завышенный левый край черты. В конце всегда ставится какой-то знак. Здесь стоит точка. -Кто сможет придумать свое предложение по этой схеме? (ответы детей) Слайд 15 - Ушло из современной жизни рисуночное письмо, но оно преобразовалось в искусство живописи ( вслушайтесь в слово). Через рисунок художник выражает свои чувства и мысли. Мы можем их «прочитать». (Если есть время, сравнить две контрастные по настроению картины И. А. Айвазовского) Слайд 16 - Наконец, человек придумал знаки. Ими он пользуется и сейчас. Слайд 17 - Посмотрите на слова , которые здесь написаны. - Какое из этих слов вы можете прочитать или видите в нем знакомые буквы? - На каком языке написано это слово? - А знаете вы, как пишется это слово по-японски? А по-английски? - Что использовали для написания слов? (буквы, иероглифы). - Можем ли мы сказать, что для их написания используют устную речь? Почему? Слайд 18 Физкультминутка (со звуком) - Какая речь использована для проведения физкультминутки? (устная) Слайд 19 - В книгах, кроме картинок, страницы заполнены знаками (буквами). Этими знаками записаны рассказы, стихи, сказки. Это тоже вид речи, но какой? (Письменный) И речь будет называться письменная. То, что мы с вами сейчас говорили, – это устная речь. Но есть речь, которая содержится в книгах, газетах, написана, обозначена буквами. Мы ее читаем. Это письменная речь. Навыками письменной речи мы овладеваем в процессе обучения письму. – Как вы думаете, с чего мы начнем обучение письму? – Посмотрите внимательно на обложку Прописей и скажите, что на ней изображено? (Ответ. Название тетради – Прописи, цифра 1, которая обозначает 1 класс, и указание, что это часть 1.) (на доске показ алфавита) Так же красиво и вы будете писать к тому времени, когда мы полностью изучим «Азбуку». Вы хотите научиться писать? – Отгадайте загадки. 1. Человечки сели в ряд, Обо всем нам говорят. (Буквы.) 2. Не похож на человечка, Но имеет он сердечко. И работе круглый год Он сердечко отдает. (Карандаш.) 3. Белый зайчик прыгает По черному полю. (Мел и доска.) Еще двадцать лет назад все документы печатали на печатной машинке, а теперь тексты набирают на компьютере. Кто из вас уже пользуется компьютером? Что вы умеете с его помощью делать? – Какие операции может выполнять компьютер? – Переверните страницу. Помогать вам в работе будет веселый Карандаш. Он показывает, где нужно писать элементы букв или обводить рисунки. | |
Знакомство с учебником (Учитель показывает детям учебник «Азбука», называет его авторов.) – Первые буквы древнерусского алфавита назывались «аз» и «буки». Какое слово это вам напоминает? (Азбука.) – В давние времена родилась пословица «Сперва аз да буки, а там и науки». Как вы ее объясните? – Откройте учебник на с. 3. Рассмотрите иллюстрацию и со- ставьте по ней рассказ. (Учащиеся выполняют задание. Учителю следует обратить внимание детей на то, что иллюстрация напоминает окно, в ко- торое смотрят они, ученики. Перед ними открывается мир нового, неизведанного, светлого и прекрасного.) – Что изображено в центре рисунка? (Лес и пригорки, над ко- торыми плывут облака.) – Что изображено в верхнем левом углу? (Растущий месяц, к которому летит космическая ракета.) – Кто из вас знает, как звали первого космонавта нашей стра- ны? Он был первым человеком в мире, который полетел в космос. (Юрий Гагарин.) – Что изображено в верхнем правом углу страницы? (Солнышко.) – Что изображено в нижнем левом углу? в нижнем правом углу? – Что изображено на заднем плане, над вертолетом? (Цер- ковь.) – Что изображено внизу, на переднем плане? – Кого русский народ встречает караваем хлеба и солонкой на рушнике? – Как вы думаете, что на рисунке сказочное, а что – реальное? (Ответ. Сказочное – месяц и солнце улыбаются, имеют глаза, нос и рот. Реальное – лес, река, ракета, вертолет, храм, грибы, растения, птицы, каравай на полотенце, сно- пы пшеницы.) – Какие чувства вызывает эта иллюстрация? (Радость, сча- стье, удивление.) – Закройте глаза и постарайтесь представить лес, реку, в ко- торой вы купались с родителями, небо над головой, поляну, усыпанную цветами, деревенскую церковь, родник с водой… – Какое настроение у вас вызвали эти воспоминания? – Научившись читать, вы сможете узнать все, что вас инте- ресует, разгадать многие тайны окружающего мира. Как называется все то, что мы произносили? (Устная речь.) – Когда мы пользуемся устной речью? | |
Проверка и оценивание ЗУНКов | III. Обобщение об устной и письменной речи. Слайд 20 - Тот путь, который человечество прошло за многие тысячелетия, вы проходите всего за 7 лет. - Рассмотрите рисунки. - Кто на рисунках пользуется письменной речью? - Кто пользуется устной речью? - Придумайте, пожалуйста, предложения по этим схемам: ______ ______ ______ _____ . ______ ______ . -Кто хочет предложить нам свое предложение, а мы к нему составим схему. (Можно эту работу предложить в парах: один ребенок придумывает предложение, а второй в тетради чертит схему. Потом меняются ролями.) |
Рефлексия деятельности на уроке IV. Рефлексия. Долго и трудно шел человек к речи. - А зачем она нужна? - О каких видах речи вы узнали на уроке? - Чему учились сегодня? - Зачем нужна устная речь? А письменная? - Что бы вы еще хотели узнать о речи? Мир звуков и знаков – Как плачет ребенок? Как он удивляется? – Как стучит дятел? Как лает собака? Какие звуки издают шмель и комар? (Учащиеся воспроизводят звуки.) – Видели ли вы произносимые звуки? (Учитель выставляет алфавит с картинками к каждой букве.) – Звуки мы слышим и произносим. Чтобы звуки стали види- мыми, для их обозначения придумали буквы. Что сейчас перед вами? (Алфавит.) – Как вы думаете, буквы человеку нужны для передачи устной или письменной речи? (Письменной.) – Написание каждой буквы состоит из нескольких элемен- тов. Прежде чем учиться писать буквы, мы научимся пи- сать элементы букв. Откройте Прописи на с. 6. Напишите по образцу элементы букв в узких строках под рисунками. – Помогите мне закончить фразу. • Все, что мы говорим, – это… (речь). • Речь бывает… (устной и письменной). • Букву мы можем увидеть, но мы не можем видеть… (звук). • На письме звук обозначается… (буквой). Понравился ли вам урок? – Что вам запомнилось больше всего? – Сделать вашу речь правильной и богатой вам помогут кни- ги. - Урок окончен. | |
В помощь учителю | |
Использованные источники и литература (если имеются) | Использованные источники и литература: 1. Белова Г. Н. Обучение грамоте. 1 класс: поурочные планы по учебнику «Азбука» Н. В. Нечаевой, К. С. Белорусец. – Волгоград: Учитель, 2007. 2. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. Азбука. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2008 3. Нечаева Н. В. Обучение грамоте. Методические пояснения к Азбуке, Тетрадям по чтению и тетрадям по письму. – Самара: Корпорация «Федоров». 2005. Ресурсы интернета: http://www.comics.ru/9/1405.htm - Как была изобретена речь http://lib.gmsib.ru/page.php?article=33&item=128 – О Р. Киплинге http://images.yandex.ru - Иллюстрации и фотографии, использованные в презентации, взяты с этого сайта |
Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить | Сложно удерживать внимание первоклассников в процессе всего урока, а смена видов работы поможет решить данную проблему. Переход от слайда к слайду осуществляется по щелчку. |
Советы по логическому переходу от данного урока к последующим | На следующих уроках повторяется и закрепляется эта тема. |
Другое |
http://www.velib.com/book.php?author=k_423_1&book=kipling_red'iard_malen'kie_skazki&part=kak_bylo_napisano_pervoe_pis'mo – Полный текст сказки Р. Киплинга можно найти здесь.
Р. Киплинг Как было написано первое письмо
Давным-давно, в незапамятные времена, милые мои, жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал свое тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать - вот все, что ему было нужно. Звали его Тегумай Бопсулай, что значит «человек, который не спешит ставить ногу вперед»; но мы для краткости, милые мои, будем называть его просто Тегумай. Жену его звали Тешумай Тевиндрау, что значит «женщина, которая задает множество вопросов»; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Тешумай. Их маленькую дочку звали Таффимай Металлумай, что значит «шалунья, которую надо наказывать»; но мы для краткости, милые мои, будем называть ее просто Таффи. Она была любимицей папы и мамы, и ее наказывали гораздо реже, чем следовало. Как только Таффи научилась бегать, то стала всюду сопровождать своего папу. Они не возвращались домой в пещеру, пока голод не загонял их. Глядя на них, Тешумай говорила:
- Да где же вы оба были, что так вымазались? Право, Тегумай, ты не лучше Таффи.
Ну, теперь слушайте!
Однажды Тегумай Бопсулай пошел через болото к реке Вагай наловить багром рыбы к обеду, Таффи тоже пошла с ним. У Тегумая багор был деревянный с зубами акулы на конце. Не успел Тегумай еще поймать ни одной рыбы, как нечаянно сломал его, сильно стукнув об дно реки. Они были очень - очень далеко от дома и, конечно, захватили с собою завтрак в маленьком мешочке, а Тегумай не взял запасного багра.
- Вот тебе и рыба! - сказал Тегумай. - Полдня придется потратить на починку.
- А дома остался твой большой черный багор, - заметила Таффи. - Дай я сбегаю в пещеру и возьму его у мамы.
- Это слишком далеко для твоих толстеньких ножек, - ответил Тегумай. - Кроме того, ты можешь провалиться в болото и утонуть. Обойдемся как-нибудь.
Он сел, достал кожаный мешочек с оленьими жилами, полосками кожи, кусочками воска и смолы и принялся чинить б Таффи тоже села, опустила ноги в воду, подперла подбородок рукою и задумалась. Затем она сказала:
- Правда, папа, досадно, что мы с тобою не умеем писать? А то послали бы мы за новым багром.
- Пожалуй, - ответил Тегумай.
В это время мимо проходил чужой человек. Он был племени тевара и не понимал языка, на котором говорил Тегумай. Остановившись на берегу, он улыбнулся маленькой Таффи, так как у него дома тоже была дочурка. Тегумай вытащил своего мешочка клубок оленьих жил и стал связывать б
- Иди сюда, - сказала Таффи. - Ты знаешь, где живет моя мама?
Чужой человек племени тевара ответил:
- Гм!
- Глупый! - крикнула Таффи и даже топнула ножкой.
По реке как раз плыла стая больших карпов, которых папа без багра не мог поймать.
- Не мешай взрослым, - сказал Тегумай. Он так был занят своей починкой, что даже не оборачивался.
- Я хочу, чтобы он сделал то, что я хочу, - ответила Таффи, - а он не хочет понять.
- Не мешай мне, - сказал Тегумай, обкручивая и затягивая оленьи жилы и придерживая их кончики зубами.
Чужой человек племени тевара сел на траву, и Таффи показала ему, что делает папа. Чужой человек подумал:
«Странная девочка! Она топает ножкой и делает мне гримасы. Вероятно, это дочь того благородного вождя, который так велик, что даже не замечает меня».
- Я хочу, чтобы ты пошел к моей маме, - продолжала Таффи. - У тебя ноги длиннее моих, и ты не провалишься в болото. Ты спросишь папин багор с черной ручкой. Он висит над очагом.
Чужой человек племени тевара подумал:
«Странная, очень странная девочка! Она машет руками и кричит на меня, но я не понимаю, что она говорит. Однако я боюсь, что этот высоко - мерный вождь, человек, оборачивающийся к другим спиною, разгневается, если я не догадаюсь, чего она хочет».
Он поднял большой кусок березовой коры, свернул его трубочкой и подал Таффи. Этим он хотел показать, милые мои, что сердце его чисто, как белая березовая кора, и зла он не причинит. Но Таффи не совсем верно поняла его.
- О! - воскликнула она. - Ты спрашиваешь, где живет моя мама? Я не умею писать, но зато умею рисовать чем-нибудь острым. Дай мне зуб акулы твоего ожерелья!
Чужой человек племени тевара ничего не ответил, и Таффи сама протянула ручку к его великолепному ожерелью зерен, раковинок и зубов акулы.
Чужой человек племени тевара подумал:
«Очень-очень странная девочка! Зуб акулы на моем ожерелье - заколдованный. Мне всегда говорили, что если кто-нибудь тронет его без моего позволения, то сейчас же распухнет или лопнет. А девочка не распухла и не лопнула. И этот важный вождь, человек, который занят своим делом, до сих пор не замечает меня и, кажется, не боится, что девочка может распухнуть или лопнуть. Буду-ка я повежливее».
Он дал Таффи зуб акулы, а она легла на животик, задрала ножки, как делают дети, которые собираются рисовать, лежа на полу, и сказала:
- Я нарисую тебе хорошенькую картинку. Можешь смотреть мне через плечо, только не толкни меня. Вот папа ловит рыбу. Он не похож, но мама узнает, потому что я нарисовала сломанный зуб. А вот другой багор с черной ручкой, который ему нужен. Вышло, как будто багор попал ему в спину. Это оттого, что зуб акулы соскочил, и коры мало. Я хочу, чтобы ты принес нам багор, и нарисую, что я тебе это объясняю. У меня как будто волосы стоят дыбом, но ничего, так легче рисовать. Теперь я нарисую тебя. Ты на самом деле красивый, но я не умею рисовать, чтобы лица были красивые, уж не обижайся. Ты не обиделся?
Чужой человек племени тевара улыбнулся. Он подумал:
«Где-то, должно быть, идет большое сражение. Эта удивительная девочка, которая взяла заколдованный зуб акулы и не распухла и не лопнула, говорит мне, чтобы я позвал на помощь племя великого вождя. А он, без сомнения, великий вождь, иначе он заметил бы меня».
- Смотри, - сказала Таффи, усердно рисуя или, точнее, царапая. - Вот это - ты. У тебя в руке папин багор, который ты должен принести. Теперь я покажу тебе, как найти маму. Ты будешь идти, идти, пока не придешь к двум деревьям (вот деревья), потом поднимешься на гору (вот гора), а потом спустишься к болоту, где много бобров. Я не умею рисовать бобров целиком, но я нарисовала их головы; да ты одни головы увидишь, когда будешь идти по болоту. Смотри только, не провались! Наша пещера сейчас за болотом. Она не такая высокая, как гора, но я не умею рисовать ничего маленького. У входа сидит моя мама. Она красивая, она самая красивая всех мам на свете; но она не обидится, что я нарисовала ее уродом. Она будет довольна, потому что это я рисовала. Чтобы ты не забыл, я нарисовала
папин багор около входа. На самом деле он в пещере. Ты только покажи маме картинку, и она тебе его даст. Я нарисовала, что она протягивает руки; я знаю, что она будет рада тебя видеть. Разве нехорошая вышла картинка? Ты все понял или надо тебе объяснить еще раз?
Вот что Таффи нарисовала для него:
Чужой человек племени тевара посмотрел на рисунок и кивнул головой. Он подумал:
«Если я не приведу сюда на помощь племя великого вождя, то его убьют враги, которые с копьями сбегаются со всех сторон. Теперь я понимаю, почему великий вождь делает вид, что не замечает меня: он боится, что его враги прячутся в кустах и могут увидеть, если он передаст мне поручение. Оттого-то он повернулся спиной, а умная и удивительная девочка тем временем нарисовала страшную картинку, показывающую его затруднительное положение. Я пойду звать ему на помощь».
Он даже не спросил у Таффи дорогу, а как стрела помчался через кусты с куском березовой коры в руке. Таффи была очень довольна.
- Что ты здесь делала, Таффи? - спросил Тегумай.
Он уже починил багор и осторожно покачивал его взад и вперед.
- Я что-то устроила, папочка! - сказала Таффи. - Ты не расспрашивай меня. Скоро все сам узнаешь. Вот ты удивишься, папочка! Обещай мне, что удивишься.
- Хорошо, - ответил Тегумай и пошел ловить рыбу.
Чужой человек племени тевара, вы помните? долго бежал с рисунком, пока случайно не нашел Тешумай Тевиндрау у входа в пещеру. Она разговаривала с другими первобытными женщинами, которые пришли к ней на первобытный завтрак. Таффи была очень похожа на мать; поэтому чужой человек (настоящий тевара) вежливо улыбнулся и подал Тешумай березовую кору. Он бежал не останавливаясь и насилу переводил дух, а ноги его были поцарапаны колючками, но все-таки он старался быть вежливым.
Увидев рисунок, Тешумай громко вскрикнула и бросилась на чужого человека. Другие первобытные женщины повалили его и вшестером уселись на него, а Тешумай стала драть его за волосы.
- Это ясно, как день, - сказала она. - Он заколол моего Тегумая копьем и так напугал Таффи, что у нее волосы стали дыбом. Мало того, он еще хвалится и показывает мне ужасную картину, где все нарисовано, как было. Посмотрите!
Она показала рисунок первобытным женщинам, терпеливо сидевшим на чужом человеке.
- Вот мой Тегумай со сломанной рукой. Вот копье вонзилось ему в спину. Вот человек, прицеливающийся копьем. Вот другой бросает копье пещеры, а вот куча людей (это были Таффины бобры, хотя они больше напоминали людей, чем бобров) гонится за Тегумаем. Ах, ужас!
- Ужас! - повторили первобытные женщины и, к удивлению чужого человека, обмазали ему голову глиной и били его, и созвали всех вождей и колдунов своего племени. Те решили, что надо отрубить ему голову, но раньше он должен отвести их на берег, где спрятана бедняжка Таффи.
Тем временем чужой человек (племени товара) чувствовал себя очень неприятно. Женщины склеили ему волосы вязкой глиной; они катали его взад и вперед по острым камешкам; они сидели на нем вшестером; они били и колотили его так, что он еле дышал; и хотя он не понимал их языка, но догадывался, что они его ругали. Как бы то ни было, он ничего не говорил, пока не сбежалось все племя, а тогда повел всех на берег реки Вагай. Там Таффи плела венки маргариток, а Тегумай ловил мелких карпов своим починенным багром.
- Ты скоро сбегал, - сказала Таффи, - но зачем ты привел столько народу? Папочка, милый! Вот мой сюрпр. Ты удивился? Да?
- Очень, - ответил Тегумай, - но на сегодня пропала моя рыбная ловля. Ведь сюда идет все наше милое, славное племя, Таффи.
Он не ошибся. Впереди всех шла Тешумай Тевиндрау с другими женщинами. Они крепко держали чужого человека, у которого голова была обмазана глиной. За ними шли старшие и младшие вожди, помощники вождей и воины, вооруженные с головы до ног. Далее выступало все племя, начиная от самых богатых людей и кончая бедняками и рабами. Все они прыгали и кричали и распугали всю рыбу. Тегумай сказал им благодарственную речь.
Тешумай Тевиндрау подбежала к Таффи и принялась целовать и ласкать ее, а старший вождь племени схватил Тегумая за пучок перьев на голове и стал трясти о всех сил.
- Объяснись! Объяснись! Объяснись! - кричало все племя Тегумаю.
- Пусти, оставь мои перья! - кричал Тегумай. - Разве человек не может сломать своего багра, чтоб не сбежались все соплеменники? Вы - несносные люди!
- Кажется, вы даже не принесли папе его черного багра? - спросила Таффи. - А что вы делаете с моим чужаком?
Они били его по двое, по трое и по целому десятку, так что у него глаза чуть не выскочили. Он, задыхаясь, указал на Таффи.
- Где злые люди, которые нападали на вас, деточка? - спросила Тешумай Тевиндрау.
- Никто не нападал, - сказал Тегумай. - За все утро здесь был только несчастный человек, которого вы теперь хотите задушить. В своем ли вы уме?
- Он принес ужасный рисунок, - ответил главный вождь. - На этом рисунке ты был пронзен копьями.
- Это я дала ему рисунок, - сказала сконфуженная Таффи.
- Ты?! - в один голос воскликнуло все племя.
- Шалунья, которую надо наказывать! Ты?!
- Милая Таффи, нам, кажется, достанется, - сказал папа и обнял ее одной рукой. Под его защитой она сразу успокоилась.
- Объяснись! Объяснись! Объяснись! - воскликнул главный вождь и подпрыгнул на одной ноге.
- Я хотела, чтобы чужак принес папин багор, и нарисовала это, - сказала Таффи. - Там нет людей с копьями. Я нарисовала багор три раза, чтобы не ошибиться. Я не виновата, что он как будто попал папе в голову: на березовой коре было слишком мало места. Мама говорит, что там злые люди, а это мои бобры. Я нарисовала их, чтобы показать дорогу через болото. Я нарисовала маму у входа в пещеру; она радуется тому, что пришел милый чужак. А вы все глупые люди! - закончила Таффи. - Он - хороший! Зачем вы обмазали ему голову глиной? Вымойте сейчас!
Все долго молчали. Наконец главный вождь расхохотался; за ним расхохотался чужой человек племени тевара; затем Тегумай стал покаты - ваться со смеху, а потом и все племя стало дружно хохотать. Не смеялись только Тешумай Тевиндрау и другие женщины.
Главный вождь стал припевать:
- О, шалунья, которую надо наказывать! Ты напала на великое обретение.
- Не знаю. Я хотела только, чтобы принесли папин черный багор, - сказала Таффи.
- Все равно. Это великое обретение, и впоследствии люди назовут его письмом. Пока это лишь рисунки, а, как мы сегодня видели, рисунки не всегда понятны. Но настанет время, дочка Тегумая, когда мы узнаем буквы и сможем читать и писать. Тогда уж нас все будут понимать. Пусть женщины сейчас смоют глину с головы чужого человека!
- Я буду очень рада, чтобы понимали, - сказала Таффи. - Теперь вы все пришли с оружием, а никто не принес папиного черного багра.
Главный вождь на это ответил:
- Милая Таффи, в следующий раз, когда ты напишешь картинку-письмо, пришли его с человеком, который говорит по-нашему и может объяснить, что оно означает. Мне ничего, потому что я - главный вождь, а остальному племени ты наделала хлопот, и, как видишь, чужак был очень озадачен.
Они приняли чужого человека в свое племя, так как он был деликатен и не рассердился за то, что женщины обмазали ему голову глиной. Но с того дня и поныне (я думаю, что в этом виновата Таффи) лишь немногие маленькие девочки охотно учатся читать и писать. Другие же предпочитают рисовать картинки и играть со своими отцами, как Таффи.
В отдаленные времена древний народ вырезал историю Таффимай Металлумай на старом слоновом клыке. Если вы прочтете мою сказочку или вам ее прочтут вслух, то вы поймете, как она изображена на клыке. Из этого клыка была сделана труба, принадлежавшая племени Тегумая. Рисунок был нацарапан гвоздем или чем-то острым, а царапины сверху были покрыты черной краской; но все разделительные черточки и пять маленьких кружков внизу были покрыты красной краской. Когда-то на одном конце трубы висела сетка зерен, раковин и драгоценных камней; потом она оторвалась и потерялась. Остался только клочок, который вы видите. Вокруг рисунка - так называемые рунические письмена. Если вы когда-нибудь научитесь их читать, то узнаете много нового.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме «Звуки [р] [р,], обозначение их буквой «Р»
Задачи урока: образовательные:познакомить с буквой Р р;учить выполнять звукобуквенный анализ слов;плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами....
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме «Звуки [ф], [ф`], буква Ф ф»
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Звуки [ф], [ф\'], буква Ф, ф" УМК "Школа России"...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему: "Гласные и согласные"
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по программе«Перспектива» на тему "Гласные и согласные"...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему "Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з"
Знакомство с новыми зуками и новой буквой с использованием современных образовательных технологий....
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе . Тема урока: Гласная буква Ёё.
Я педлагаю учителям начальных классов разработанный мною конспект урока по обучению грамоте в 1 классе. Тема урока: Гласная буква Ёё....
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе по теме "Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, ж"
Предмет: обучение грамотеКласс: 1 аПрограмма: «Школа России»Тема: Твёрдый согласный звук [Ж], буквы Ж, жЛичностные (ЛР): проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов дейс...
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему:"Повторение и закрепление"
Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе на тему "Повторение и закрепление"...