Роль мордовского народного искусства в образовательном процессе и его воспитательное значение.
статья по чтению по теме

Митрейкина Вера Борисовна

о народном  искусстве

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_narodnogo_iskusstva._mitreykina_vb.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     Митрейкина В.Б.

МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»

(Зубова Поляна)

Роль мордовского народного искусства в образовательном процессе и его воспитательное значение.

       Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого познания  духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, образно говоря, с молоком матери ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни,  загадки, игры – забавы, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство, этот незамутнённый источник прекрасного, оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

      Источником народного творчества является родная природа. Красота родной природы, особенности быта мордовского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров.

      Устное народное творчество, музыкальный фольклор, народное декоративно-прикладное искусство должны найти большое отражение в содержании образования и воспитания подрастающего поколения сейчас. Когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрение детей. И если говорить о возможности выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколением, то надо говорить и о представлении детям возможности знать истоки национальной культуры и искусства мордвы.

      Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т.д. – это неоценимое богатство, громаднейший пласт национальной культуры. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа.

       Огромной любовью пользуется у детей сказка, с  ней ребёнок  встречается  с раннего возраста. В сказке заключено богатое содержание   художественной речи языковыми средствами выразительности  (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, и др.), которые дети любят использовать в собственной речи, что способствует не только развитию её образности, её обогащению, но и развитию творчества самих учащихся. Сказка вводит ребёнка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Всё это указывает на большие возможности сказки в нравственно – эстетическом воспитании. В сказках содержатся правила общения людей (детей) друг с другом, правила вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим (« поклонился в пояс », « Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила »). Сказка, являясь произведением народного искусства, несёт в себе богатый духовный заряд. Таким образом, при правильном подборе сказок с учётом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказать огромное воспитательное значение для ребёнка.

       Значительный нравственный, эстетический потенциал заложен в мордовских народных пословицах и поговорках. Их можно назвать своеобразной энциклопедией этических представлений мордовского народа. В них, как и в других формах народного творчества, заключён практический опыт народа, его миропонимание. В пословицах и поговорках содержатся взгляды на мир, природу общественное устройство, а главное – отношение народа к окружающей действительности и  представление о своём месте на земле, его ценностные ориентации, веками впитавший в себя трудовой опыт многих поколений. Они невелики по объёму, но очень ёмки по смыслу «Волков бояться, в лес не ходить », « Долг платежом красен » и др.

      Следует шире использовать пословицы и поговорки в нравственном, эстетическом воспитании школьников, так как с их помощью можно сформировать нравственные идеалы  и эстетическое видение мира. Например:  « Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха ». Пословицы и поговорки в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всём его многообразии и противоречивости. Они посвящены тому, как, и чему учить и воспитывать  «Не учи безделью, а учи рукоделию», «Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает». Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания: « Делу время, потехе час », « Без труда не вынешь рыбку из пруда », « Труд человека кормит, а лень портит ». Огромное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю: « С родной земли – умри не сходи»

       Значительное воздействие на развитие воображения у детей могут оказать отгадывание и придумывание загадок. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений, непосредственно окружающих человека в быту, в природе, отличающих его от других, и по которым необходимо его правильно найти через сравнения их с отдалённо сходными. « Без рук, без ног, а рисовать умеет? ».Загадки способствуют развитию умственной активности, развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы. Положительные эмоции, вызванные процессом отгадывания и загадывания загадок, формируют у ребёнка познавательный интерес к миру вещей и предметов. Они помогают усвоить звуковой и грамматический  строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её.

     В работу с детьми младшего школьного возраста необходимо включать такую форму народного творчества, как колыбельная песня. Колыбельная песня, по мнению народа, спутник детства. Она как один из древнейших жанров фольклора, составляет ценную часть сокровищницы народного творчества. В колыбельных песнях преобладают ласкательные мотивы. С древнейших времён матери      « убаюкивали детей песням, утешали, ласкали, внушали ». Исследования современных учёных показывают, что колыбельные песни вызывают у ребёнка чувство психологической защищённости, оказывая на него тем самым терапевтическое воздействие.

      Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует усвоению грамматического строя речи; способствует формированию фонематического восприятия; позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объём, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

      Не меньшую роль в образовательном процессе могут сыграть русские народные песенки, потешки, которые развлекают ребёнка, создают у него бодрое, радостное настроение, то есть вызывают ощущение психологического комфорта, тем самым подготавливая положительный эмоциональный фон для восприятия окружающего мира и его отражения в различных видах детской деятельности

     Народное искусство как проявление творчества народа близко по своей природе к творчеству ребёнка (простота, завершённость формы, обобщённость образа), именно по этому оно близко к воспитанию ребёнка, понятно ему.

        Включение ребёнка в развитие различных видов художественной деятельности, основанные на материале народного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребёнка и развития его художественно – творческих способностей. Известный психолог Б.М. Теплов писал: «Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому – то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности ».

         Знакомство детей с произведениями декоративно – прикладного искусства можно осуществлять, начиная с первого класса. Ставятся задачи познакомить детей с народной росписью, показать её красоту, вызвать у детей чувство радости, желание не только рассматривать созданные народными мастерами узоров, но и учиться воспроизводить их, а так же создавать свои композиции на материале народного искусства.

      Знакомство с народными игрушками не только доступно детям, но и вызывает у них живой эмоционально – положительный отклик. Дети искренне радуются, видя яркую, красочную игрушку, их веселят движущиеся игрушки. Но этими изделиями они не только любуются. Они могут воспроизвести их в своём творчестве: слепить эти игрушки, затем расписать их как мастера, они могут расписать силуэты игрушек, вырезанные из дерева.

       В старину люди ели из деревянной посуды. В селе искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали её красивой росписью. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. «На посуде вьётся, кружится травка – былинка, то красная, то чёрная, а из неё выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.» Чашки, ложки, ковши пользовались большим спросом.

      Народное искусство используется в образовательном процессе в разных направлениях:

- для оформления интерьера детского учреждения, праздников, досугов и т.д. Учитывая эстетическую значимость произведений народного декоративно – прикладного искусства, включение его в интерьер учреждения создаёт эстетическую среду;

- с целью ознакомления детей с народным искусством (слушание народной музыки, сказок, потешек, пословиц, поговорок, загадок, колыбельных песен, рассматривание изделий народных мастеров, росписей, вышивок и т.д. ), использование как наглядного примера для самостоятельной деятельности детей;

- для развития детского творчества в качестве образцов – эталонов сначала для прямого воспроизведения, а затем и для творческого осмысления и применения (по разработке Т.Я. Шпикаловой, «повтор, вариации, импровизации») и т.д.

       Именно такой подход к использованию народного искусства в воспитании детей обеспечивает его освоения детьми и обогащение их знаний о народной культуре, её духовном богатстве, наших исторических корнях.

        Чувство личности, чувство человеческого достоинства немыслимы без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом.

               Любящий Родину человек, знает и чтит историю своего народа. Он не склонен проявлять к ней  бессердечного равнодушия.  Речь идёт о сыновнем отношении. А для того, чтобы отношение людей к Родине, к своим традициям, к национальности было сыновним, нужно с раннего возраста приобщать детей к народной культуре.

      Школа может утвердиться только на истинной любви к своему народу. Именно так понимали задачи национальной школы М.Ломоносов и А.С.Пушкин, великие педагоги Ушинский, Рачинский и многие другие. А всё это возможно только на основе любви к родным корням, связывающим людей в великое историческое единство – народ. Эти корни – в наших традициях, в нашей культуре, в незримой связи с родной землёй, с её судьбой. Эти корни – в глубине сердца каждого, кто не утратил души человеческой.

      Главной задачей учителя является воспитание, привитие любви к нашей Родине, воспитать у учащихся уважение к нашему прошлому и настоящему, желание сохранить и в дальнейшем развить народные традиции и искусство.

 Приобщение к народному творчеству, поможет развить у детей нравственные качества, эмоциональную восприимчивость, правильное отношение к окружающему нас миру.

       Формирование у школьников основ целостной эстетической культуры не возможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит народному искусству, которое наиболее полно хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции, национальную культуру.  Всё, что оставили наши предки, должно войти в нашу жизнь, стать частью нас самих. С раннего детства необходимо «погрузить» ребёнка в культуру своего народа.

Литература

1.Козлов  В.И., Балашов В.А., Жиганов М.Ф., Лузгин А.С. Мордва: Историко-этнографические  очерки.- Саранск: Мордовское книжное  издательство,1981г

2 Федькин Р. Вам, мои  ребятки, сказка  и  загадка. - Саранск: Мордовское книжное  издательство,

3. Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей.     – М.: Просвещение, 1999г.

4. Мир вокруг нас./ Под редакцией Попова Т.И. М.: 1998г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока математики в 1 классе (система Л.В.Занкова) «Значение суммы. Чтение и запись сумм, определение их значений».

Конспект урока математики в 1 классе (система Л.В.Занкова) «Значение суммы. Чтение и запись сумм, определение их значений»....

Разработка урока на тему: «Объяснение значения слова как способа проверки. От значения слова – к правильной букве.» 2 класс Автор: Терентьева А.С.учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1 им. Б.Н.Куликова»

Тип урока - урок  общеметодологической направленности.Планируемые образовательные результаты:-  Предметные: Знакомство со способом проверки орфограммы в корне через значение слова.- Мет...

урок «Закрепление значения русского слова: многозначность, переносное значение, синонимы, антонимы».

Данный урок  в разделе  «Какими бывают лексические значения» третий по счету. Урок был насыщен разными занимательным заданиями, расширяющие кругозор детей, разнообразными видами деятель...

Урок – проект. Нахождение значения сложного выражения. Значение математики в профессии моих родителей.

Урок – проект. Нахождение значения сложного выражения.   Значение математики в профессии моих родителей....